Что такое научный социализм

Материалист

Поиск по этому блогу

Что такое научный социализм?

Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние.

Общественные силы, подобно силам природы, действуют слепо, насильственно, разрушительно, пока мы не познали их и не считаемся с ними. Но раз мы познали их, поняли их действие, направление и влияние, то только от нас самих зависит подчинять их всё более и более нашей воле и с их помощью достигать наших целей.

Итак, методом научного социализма послужил исторический материализм, который рассматривает развитие производительных сил общества в качестве основного условия развития общества в целом. Социальная революция с точки зрения научного социализма есть поэтому ничем иным как приведением в соответствие производственных отношений с характером новых производительных сил.

Если в прежние эпохи независимому частному труду соответствовало и частное присвоение продуктов труда, поскольку продукты в основном потреблялись непосредственными производителями, то в современном обществе по прежнему осталось частное присвоение, хотя характер труда изменился и стал общественным.

Но несмотря на общественный характер труда присвоение остается частным, поскольку продукт произведенный рабочими одного предприятия находится в собственности его владельца, который не берет участия в производстве, но которому полностью принадлежит вся рыночная стоимость вырученная за совокупно произведенное всеми рабочими его предприятия, поскольку только владелец имеет право распоряжаться прибылью.

Именно поэтому современные рабочие получают лишь часть произведенного ими продукта в виде зарплаты, тогда как другая часть присваивается капиталистом. Положение об эксплуатации наемного труда капиталом является отправной точной политического учения научного социализма. Именно наличием эксплуатации объясняется бедность и социальное неравенство при капитализме, а также экономические кризисы, которые периодически сотрясают общество.

Отсюда понятно, что государство не причина, а следствие социального конфликта, поскольку эксплуатация проистекает уже из самих производственных отношений внутри общества. При других условиях труда и других социальных классах или сословиях существовала другая форма эксплуатации и другое государство с соответственными законами. Подобно тому как рабовладельческое государство создавало законодательную базу защищающую общие интересы рабовладельцев, а феодальное сословно-вассальную иерархию, капиталистическое государство подчиненно общим интересам класса буржуазии.

Эта необходимость лежит не в плоскости абстрактной, то есть оторванной от жизни идеи, но проистекает из самих объективных экономических интересов рабочего класса и представляет собою лишь их последовательное воплощение, так как всякая забастовка, каждый протест есть ничем иным как борьбой за воплощение своей воли, а власть есть ничто иное как воля господствующего класса возведенная в закон.

Государство поэтому нельзя отменить или уничтожить, оно может лишь отмереть если в нем не будет необходимости, то есть не будет общественного антагонизма и эксплуатации человека человеком или попросту говоря если не будет более классов и условий для восстановления классового деления.

Для этого необходимо не только совершить революцию и ликвидировать прямую военную угрозу, но также создать условия в которых разделение труда не будет более причинной классового деления, то есть необходимо устранить различия между городом и деревней, людьми умственного и физического труда, а также создать материально-техническую базу нового общества при которой будет возможен принцип: «от каждого по возможностям, каждому по потребностям».

Источник

Научный социализм: происхождение, характеристики, представители

Содержание:

В научный социализмМарксизм, также называемый марксизмом, является течением в рамках социалистической идеологии, принципы которой были разработаны Карлом Марксом и Фридрейхом Энгельсом. Работа, в которой оба автора обнародовали свои идеи, была Коммунистический манифест, опубликовано в 1848 году.

Предшественником этого течения был утопический социализм. Эта идеология была ответом на промышленную революцию и на плохие условия труда и жизни рабочих того времени. В конечном итоге это была попытка положить конец эксплуатации человека человеком.

Маркс и Энгельс изучили теорию, разработанную сторонниками утопического социализма, глубоко проанализировали социальную реальность того времени и рассмотрели революционные движения, имевшие место во время Парижской Коммуны 1848 года.

Двумя наиболее важными теоретическими элементами научного социализма являются исторический материализм и диалектический материализм. Целью Маркса, Энгельса и их последователей было создание бесклассового общества, в котором не было бы эксплуататоров и эксплуатируемых. Для этого средства производства должны были оставаться в руках государства.

Происхождение

Промышленная революция означала абсолютную трансформацию трудовых и социальных отношений. Эти изменения произошли сначала в Англии, в конце 18 века, а затем распространились по остальной Европе.

Появление промышленного пролетариата, рабочих, которые начали работать на новых фабриках, привело к распространению новых социальных теорий. Такие авторы, как Шарль Фурье, Жозеф Прудон или Роберт Оуэн, среди прочих, писали о том, как улучшить условия труда. Так родился так называемый утопический социализм.

Социализм

Социализм, как утопический, так и научный, имел в качестве зародыша индустриализацию, а также трудовые и социальные условия ее рабочих.

Рабочие почти не имели трудовых прав, и их зарплата была мизерной. Часы были бесконечными, а безопасность минимальна. Работодатели были озабочены только увеличением прибыли.

По мнению социалистов, бедствия рабочих были вызваны плохим распределением богатства. Капиталисты обогатились за счет труда рабочих, не имея возможности достичь приличного уровня жизни.

Его решением была социальная революция и реорганизация государства, чтобы положить конец неравенству и эксплуатации.

Маркс и Энгельс

Карл Маркс и Фридрих Энгельс провели историческое исследование перехода от одного типа общества к другому. В этом эссе два автора проанализировали капиталистическое общество и указали на его противоречия.

Его работы привели к иному социализму. Его намерение состояло в том, чтобы оставить позади якобы несбыточные и чисто идеалистические теории утопического социализма.

С этого момента научный социализм стал основной ветвью рабочего движения, особенно после публикации Коммунистический манифест, также в 1848 году.

Маркс и Энгельс основывали свою концепцию социализма на внутреннем законе исторического развития. В нем пролетариат стал субъектом революции, которая должна была начаться на новом историческом этапе.

Характеристики научного социализма

Основная идея научного социализма состоит в том, что развитие общества зависит не от простой воли индивидов, а от объективных законов, регулирующих прогресс производства.

Исторический материализм и диалектический материализм

Исторический материализм был одной из теоретических основ, которые Маркс и Энгельс использовали для развития своей философии. Согласно этой концепции, все социальные и политические движения определяются способом производства товаров.

Аналогичным образом, способ производства также играет важную роль в системе ценностей, как общества в целом, так и каждого отдельного человека.

Классовая борьба

Для научного социализма двигателем истории является классовая борьба. В зависимости от положения в экономике общество разделено на классы: эксплуататоры (олигархия) и эксплуатируемые (рабочие). Конфликт между двумя группами объясняет все происходящие изменения.

Причем эта борьба остается не только в экономической сфере. Со временем конфликт становится политическим, чтобы попытаться захватить власть.

В этом смысле идеал научного социализма в бесклассовом обществе, в котором нет различий между людьми в силу их экономического положения.

Пролетарская революция

Для достижения своих целей Маркс и Энгельс выступали за восстание эксплуатируемых против своих эксплуататоров. Рабочие должны были взять власть и на первом этапе установить то, что они называли диктатурой пролетариата. Следующей фазой будет собственно социализм.

В этом социалистическом обществе частная собственность на средства производства и распределения должна быть общественной или коллективной.

Теория прибавочной стоимости

Следовательно, прибавочная стоимость будет равна разнице между оплатой, полученной рабочим, и истинной стоимостью продукта. Таким образом, это будет прибыль, которую работодатель получает от эксплуатации своих рабочих.

Роль государства

Представители

Первыми двумя представителями научного социализма были Карл Маркс и Фридрих Энгельс. После них появились и другие последователи, которые пытались претворить теорию в жизнь, например Ленин, или продолжали углублять ее развитие, например Грамши.

Карл Маркс

Карл Маркс появился на свет в 1810 году в городе Трире. Его работа характеризовалась подробным анализом общества его времени, а также распространением новых концепций, связанных с капиталом, богатством и трудом.

Его наиболее влиятельной работой был «Манифест Коммунистической партии», книга, написанная по заказу Союза коммунистов и написанная в сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом. С момента публикации в 1848 году научный социализм заменил утопию идеологической основой рабочего движения по всей планете.

Коммунистический манифест, в котором он объяснил свои экономические теории, закончился лозунгом, который стал боевым кличем марксизма: Рабочие мира, объединяйтесь!

Фридрих Энгельс

Фридрих Энгельс родился в 1820 году в Бармене, Рейнланд, и сыграл решающую роль в возникновении научного социализма.

В юности он был близок к самым прогрессивным идеям и движениям, таким как «молодые немцы». Изучение идей Гегеля было следующим шагом в его идейной эволюции.

Энгельс познакомился с Марксом в 1842 году, когда они оба работали в одной газете. Поначалу радикальный характер сочинений Энгельса вызывал некоторую конфронтацию между ними, поскольку Маркс опасался, что издание будет закрыто из-за него.

Позже Энгельс переехал в Англию, где познакомился с некоторыми важными рабочими движениями. Этот контакт позволил немцам узнать реальность рабочего класса.

Его сотрудничество с Марксом началось в 1844 году и длилось сорок лет. Энгельсу пришлось долго поддерживать своего коллегу материально. Вместе они были творцами научного социализма,

Когда Маркс сумел навязать свои тезисы на втором съезде Союза коммунистов, он и Энгельс приступили к написанию своего рода путеводителя по движению. Его название было Коммунистический манифест, опубликованный в 1848 году.

Владимир Ильич Ленин

Без Маркса и Энгельса была создана теория, положившая начало научному социализму, Владимир Ильич Ленин пытался воплотить ее в жизнь.

После победы Октябрьской революции Ленин стал первым лидером Союза Советских Социалистических Республик, первого официально коммунистического государства в мире.

Точно так же Ленин был также автором нескольких книг, в которых он обосновал свою версию научного социализма: марксизм-ленинизм.

Источник

Научный социализм

Что такое научный социализм. Смотреть фото Что такое научный социализм. Смотреть картинку Что такое научный социализм. Картинка про Что такое научный социализм. Фото Что такое научный социализм

Что такое научный социализм. Смотреть фото Что такое научный социализм. Смотреть картинку Что такое научный социализм. Картинка про Что такое научный социализм. Фото Что такое научный социализм

Что такое научный социализм. Смотреть фото Что такое научный социализм. Смотреть картинку Что такое научный социализм. Картинка про Что такое научный социализм. Фото Что такое научный социализм

Что такое научный социализм. Смотреть фото Что такое научный социализм. Смотреть картинку Что такое научный социализм. Картинка про Что такое научный социализм. Фото Что такое научный социализм

Что такое научный социализм. Смотреть фото Что такое научный социализм. Смотреть картинку Что такое научный социализм. Картинка про Что такое научный социализм. Фото Что такое научный социализм

Что такое научный социализм. Смотреть фото Что такое научный социализм. Смотреть картинку Что такое научный социализм. Картинка про Что такое научный социализм. Фото Что такое научный социализм

Что такое научный социализм. Смотреть фото Что такое научный социализм. Смотреть картинку Что такое научный социализм. Картинка про Что такое научный социализм. Фото Что такое научный социализм

Что такое научный социализм. Смотреть фото Что такое научный социализм. Смотреть картинку Что такое научный социализм. Картинка про Что такое научный социализм. Фото Что такое научный социализм

Содержание

Основоположники научного социализма

Основоположниками научного социализма являются К. Маркс и Ф. Энгельс. По их собственному мнению взгляды на новое устройство общества, которые высказывались до них, носили ненаучный характер. Эти ненаучные взгляды отражали противоречия общественного устройства, но не раскрывали сущности, обусловленной естественными, материалистическими законами развития.

— К. Маркс и Ф. Энгельс. 2-е издание сочинений Т4 — Манифест коммунистической партии стр 456

Таким образом теория социализма распадается на две большие части, содержащиие научные и ненаучные — ошибочные, вульгарные взгляды на предмет. Критерием научности служит практика исторического процесса, но так как это занимает довольно много времени (десятки веков), то теория социализма представлена многообразными, порой прямо противоположными воззрениями. Не смогли избежать ошибок (с исторической точки зрения) и основоположники научного социализма, хотя Маркс уже к лету 1843 года переходит окончательно на позиции материализма. Это стало результатом критического пересмотра гегелевской философии права

— К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. I, 1952 г., стр. 321.

Поэтому основой научного социализма являются исследования в области политической экономии капитализма, как источника для понимания материальных законов развития человеческого общества. Энгельс в конце 1843 года пишет «Наброски к критике политической экономии», где с критикой буржуазного строя определяется круг вопросов, которые впоследствии станут основой научных исследований не только Энгельса, но и Маркса. [3] Теория социализма и определенные выводы, основанные на научном взгляде на предмет все же носят противоречивый характер. Эти противоречия обусловлены прежде всего самим развитием производительных сил капитализма, а также стремлением основоположников научного социализма увидеть результаты гениальной догадки уже при своей жизни. Муки рождения капитализма они трактовали, как закат буржуазного общества. [4]

Философское обоснование социализма

Философия научного социализма — материалистическая диалектика развития. С точки зрения научного социализма понимание всеобщности материалистических законов развития позволяет описать историческое движение человечества, как последовательность сменяющих друг друга форм, точно соответствующих, каждый раз более развитой, измененной сущности. В социально-экономическом устройстве общества это движение проявляется в различных способах производства и присвоения материальных благ, соответствующих развившейся сущности — уровню производительных сил. Так раннему периоду истории людей, когда производительные силы были в зачаточном состоянии, соответствовал первобытный коммунизм. Общественное присвоение и распределение материальных благ было продуктом первобытных производительных сил. Уровень развития производительных сил определял способы присвоения и распределения материальных ресурсов общества.

Дальнейшие количественные накопления в развитии производительных сил — новые навыки, знания и опыт в добывании материальных благ, совершили переворот в способе производства. Рабовладение в различных формах стало распространяться в обществах и цивилизациях, как способ производства.

Следующий шаг развития производительных сил обусловил более эффективный способ производства, как постепенное в несколько этапов освобождение людей обрабатывающих землю. Феодальные отношения были новым способом производства, отрицавшим рабовладение. Постоянное развитие и совершенствование феодального способа производства, накопленные знания о природе и окружающем мире обусловили дальнейшее освобождение производительных сил и совершили качественный скачек в промышленное производство — в капитализм.

Диалектика подразумевает противоположности, как основу движения. [5] Поэтому возникновение того или иного способа производства неизменно порождает его противоположность. Снятие противоречия между этими противоположностями происходит за счет перехода первой противоположность во вторую. Диалектическое понимание этого процесса предполагает, что противоположности едины в своей сущности, что они необходимое условие любого изменения, как отражение постепенного накопления в другой противоположности потенциала развития.

Количественные накопления обуславливают переход в новое качество, как отрицание предыдущей формы в новой форме, вобравшей в себя и развившей содержание всего предыдущего процесса, всех предыдущих форм. Отрицание отрицания и единство противоположностей — внутренняя суть развития. Такое понимание движения человеческого общества предполагает очередную смену и капиталистической формы, соответственно развившейся сущности производительных сил. Отсюда следует, что нельзя из рабовладения перейти в капитализм, а из феодализма в социализм. Потому что социально-экономические отношения не плод воображения или желания людей, а результат объективного материального состояния, точно соответствующего уровню развития производительных сил общества.

— К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в 3-х томах Т1 — Немецкая идеология стр 15-16

— К. Маркс и Ф. Энгельс. 2-е издание сочинений Т3 — Немецкая идеология стр 25

— К. Маркс и Ф. Энгельс. 2-е издание сочинений Т3 — Немецкая идеология стр 34

Наиболее полно диалектика описана в работах немецкого философа Георга Вильгельма Ф.Гегеля, а ее материалистическое прочтение принадлежит К.Марксу и Ф.Энгельсу. Отсюда социализм, по мнению Маркса и Энгельса, есть результат развития материальных сил человеческого общества выраженных в производительных силах, в их более высоком уровне, по сравнению с капиталистическими производительными силами. Более развитые производительные силы, основанные на более производительном методе производства, обеспечивают новые общественные и экономические отношения людей. Присвоение и распределение точно соответствует новой организации общественного производства. Распределение и справедливость следуют за организацией производства и его уровнем. Вопрос социализма не в том, как распределять, а в том, как производить.

— К. Маркс и Ф. Энгельс. ПСС 2е Издание Том 19 Критика Готской программы, стр 20

Диалектический метод позволяет теории социализма делать уверенный прогноз относительно будущего человечества — оно непременно перейдет на новый более производительный уровень и непременно сменит капиталистическую форму на новую форму организации жизни. Мыслители прошлого [10] называли это общество социализмом.

Экономическое обоснование социализма

Политическая экономия научного социализма — диалектика развития капитала. Именно из капитала должны выкристаллизовываться новые формы организации производства. Именно имманентное развитие капитала изменит и сам капиталистический способ производства. Фундаментальный труд Маркса «Капитал» посвящен доказательству этого положения.

Разрушение в капитализме всяческих ограничений и запретов с одной стороны и концентрация производства и финансов с другой — подготавливают общественное развитие к новому способу производства. Реальные формы обобществления — вот главный вопрос социализма.

— К.Маркс и Ф.Энгельс. ПСС 2е Издание Том 20 Анти-Дюринг, стр 278

Научный социализм указывает, что развитие частного капитала, законы его движения приводят к обобществлению частных средств производства, обобществлению процесса производства и наконец обобществлению производительных сил всего человечества. Капиталистический способ производства обеспечивает концентрацию всех частных капиталов и включение любых частных по форме средств в процесс обобществления. Отсюда, как следствие, капитализм стремится разрушить всякие границы для движения капитала в экономике и социальной жизни: сословные, классовые, национальные. [12] В этом его историческая задача.

Обобществление средств производства является основой социалистического способа производства. Но нельзя путать монополию частного капитала или государства и обобществление. [13] Формы перехода к социализму вызревают в капиталистическом способе производства, при этом реальное обобществление понимается, как возможность каждого человека использовать эти средства производства для своего блага, а для частного капитала, его использование в структуре обобществленных средств производства, является более эффективным и оптимальным способом организации производства. Сегодня естественными формами обобществления средств производства являются акционерные общества, акционерный капитал, инвестиционные фонды и т. д., как очередной шаг в развитии капитала к социализму.

— К. Маркс и Ф. Энгельс. ПСС 2е Издание Т25 часть I Капитал, стр 479-480

Свободный доступ к этим средствам производства выражен через реальные процессы обобществления общественно значимой информации и ее потоков. Чем выше уровень обобществления информации в обществе, тем общество более свободно, тем больше возможности для каждого члена общества использовать обобществленные средства производства для своего блага.

Общественные организации и общественное самоуправление также являются переходными формами к новой организации производства, как отрицание государства — системы общественного управления, присущей классовым обществам. Социализм характеризуется возможностью реализации частного капитала (ресурса) с наибольшей для себя выгодой только в структуре обобществленных средств производства. Социализм

— К. Маркс и Ф. Энгельс. ПСС 2е Издание Т23, стр 773

Отсюда научный социализм определяет, что устремления каждого человека должны иметь возможность реализации с максимальной эффективностью для индивида через обобществленные средства производства. Такое состояние дел возникает при условии, когда физический труд людей будут вытеснен из промышленного производства или этот труд будет составлять малую его часть. Умственный труд людей должен доминировать в процессе промышленного производства, а также в сфере обращения (обмена).

Экономическое обоснование. Становление

Капитализм начинает свое движение задолго до того момента, когда он станет доминировать в мире. По теории он зарождается в феодализме, он черпает свои силы из меняющихся феодальных отношений, шаг за шагом пробивая себе дорогу сквозь запреты феодального способа производства, сословных и иных наследственных ограничений. Первые документальные упоминания об этом сословии феодального общества мы находим в IX веке.

— Эпоха крестовых походов Э.Лависс, А.Рамбо Изд. Полигон М2007 стр. 158

Постепенно процесс развития капиталистических отношений набирает силу в новых формах устройства социальной жизни.

— Эпоха крестовых походов Э.Лависс, А.Рамбо Изд. Полигон М2007 стр. 160-161

Но это ещё не капитализм. Это только начало долгого пути к буржуазной свободе.

— Эпоха крестовых походов Э.Лависс, А.Рамбо Изд. Полигон М2007 стр. 163

Классики марксизма указывают на XIII век, как на зарю капиталистической эпохи, как на новые отношения вышедшие из тени феодализма, на буржуазию заявившую на большее в истории, чем быть только слугой старой аристократии. Она хочет быть новой аристократией.

— К.Маркс, Ф.Энгельс ПСС 2-е Издание Т22 Манифест коммунистической партии Ф.Энгельс К итальянскому читателю Предисловие к итальянскому изданию стр 382

Но потребовалось ещё три столетия развития феодализма и становления капитализма, прежде чем Первая буржуазная революция в Голландии провозгласила во второй половине XVI века (1572—1576) доминанту буржуазии в общественных отношениях. Каждое общество подходило к своим буржуазным революциям в разное время, поэтому необходимо было немалое время пока капиталистические отношения охватили Западную Европу. В XVII веке революция в Англии. Конец XVIII века — начало XIX века — Великая французская революция. Наполеоновские войны и объединение Германии — были единым процессом перехода к главенству буржуазного класса.

Время, когда буржуазный класс превратился в доминирующий класс и диктует человеческому обществу свои идеи развития, моду и порядки, составляет всего два века. Эти два века понадобились ему, чтобы пройти этап пролетаризации от мануфактуры к фабрике и далее к индустриальному производству. Только сейчас капитализм приступил к своей основной исторической задаче — объединения человечества, разрушения национальных границ и создание единого, без каких либо ограничений, глобального обмена материальными и интеллектуальными благами. Только сейчас капитализм сделал очередной шаг к смене способа производства интерпретированный в теории Элвина Тоффлера, как информационное общество, что отражает сдвиги в способе производства.

— Э.Тоффлер Третья волна М.АСТ 2002 Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков V том. стр 448

Доступность информации, способы ее обработки и обмена становятся определяющими в уровне развития общества, а также в способе производства. Но человеческое общество всегда было информационным.

— Глобальная демографическая революция и будущее человечества. С.П. Капица (статья)

Именно информация, вернее способность людей, оперировать информацией, определяет не только наши экономические возможности, но объединяет всех людей в единую систему — человечество. То что было движителем нашего развития на протяжении всей истории, то что было скрытой энергией на пути к цивилизации, свободе и гуманизму, в социализме становится определяющим и выступает, как новый способ производства. Отсюда мы можем предположить какие социальные силы будут доминировать в социализме.

Следуя логики научного социализма становится понятным, что только сейчас в XXI веке закончился период становления капитализма. Все этапы развития этой социально-экономической формации: зарождение, первоначальное накопление капитала, индустриальные революции, империализм, постиндустриальные и информационные общества, для правильного понимания необходимо объединить, как этап становления. Дальнейшее развитие капитализма должно подготовить условия перехода к новым отношениям.

Экономическое обоснование. Переход

Марксизм выдвигает положение, что социализм есть единое человечество без религиозных, этнических, национальных, классовых, сословных и политических разграничений. Таким его делает капитализм. Капитализм ежечасно разрушает преграды славной старой эпохи в угоду свободы торговли. Свобода капиталистической торговли, прикрываясь лозунгами демократии и правами человека, всеми имеющимися в ее арсенале средствами от дешевых товаров и следующих за ними политических интриг до несущих авиацию канонерок, проникает во все самые дремучие уголки земного шара.

Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи.

Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных наций, — отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей земного шара, и вырабатывающие фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых различных климатов. На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература. [22]

— К.Маркс, Ф.Энгельс ПСС 2е Издание Т22 Манифест коммунистической партии стр 427-428

На определенном этапе обобществления капитализм уже не может развивать производительные силы, не иначе как формируя структуру новых отношений. Безудержная гонка за прибылью заставляет его совершать действия несовместимые с капиталистической организацией производства. Он вынужден предоставлять в пользование всем заинтересованным людям свои средства производства. Если для привлечения частных капиталов и частных ресурсов в свое дело, он изобрел акционерные общества и кредит, опосредованно теряя контроль за материальными средствами производства, то для эксплуатации информационных средств производства требуется передать эти средства производства как можно большему количеству людей, чтобы эти люди на паритетных началах извлекали из этих средств производства доход в свою пользу.

Компания Google предоставила для авторов произведений свои технические возможности оцифровки и реализации продукции через свою глобальную интернет систему. 2/3 дохода достается авторам. Имеются ещё множество проектов по своей сущности близкие к социалистическому способу производства. Например, это проект в социальной сети Facebook — «Диаспора» или проект астрономического сообщества — «Galaxy». Облачные технологии вообще идут по пути предоставления мощного вычислительного программного обеспечения для всех желающих. И, возможно, в недалеком будущем появится огромное количество работ, разработок, технических и архитектурных проектов, совместное использование которых лавино-образно увеличит производительность труда в материальном производстве. Если сегодня развитие новых отношений осуществляется в капиталистических условиях, имеет «родовые пятна» уходящего времени, то по мере продвижения вперед новые отношения сами будут формировать новую среду, которая будет захватывать все новые и новые области деятельности людей, основанной на совместном использовании обобществленных средств производства.

Капитализм ставит перед собой задачу создать человеческое общество без национальных границ. Он формулирует эту благородную задачу не из альтруистических или социалистических идей, но наоборот сегодня это ему жизненно необходимо для единого свободного рынка идей, труда и капитала. [23]

Крупнейшая финансово-производственная группа, [24] оперирующая триллионами долларов, создала для своей экспансии на всем земном шаре организацию, которая продвигает интернациональные идеи объединения человечества. Это диалектический процесс характерен тем, что частный интерес вынужден становится на сторону общественного интереса обобществления национальных производительных сил в общемировые производительные силы. Что непременно является шагом вперед, шагом в социализм. (провозглашение целей и задач Трехсторонней комиссией)

Из-за неравномерности развития некоторые общества и народы в самом начале пути развития национального государства. Государства и общества Африки находятся на этом этапе развития. Другие наоборот ушли настолько вперед, что объединяют свои рынки делегируя часть своего национального суверенитета вновь создаваемой центральной власти. Такой процесс наблюдается в Европе. Есть объединенные рынки, но национальные правительства не создают единых органов управления. Таким является Северо-американский рынок и Таможенный союз трех бывших республик Советского Союза. Капитал интернационален, поэтому как только капитал в своем размере достигает определенной величины он устремляется на мировой рынок, и с этого момента становится ярым сторонником разрушения национальных границ.

Экономическое обоснование. Марксизм

Наиболее полно экономическое обоснование неизбежности смены капиталистического способа производства на социалистический представлено в работе К.Маркса «Капитал». Двойственный характер труда и открытие прибавочной стоимости являются основополагающими моментами в понимании развития капитала приводящего к общественной собственности на средства производства.

— К. Маркс и Ф. Энгельс. ПСС 2е Издание Т31 стр 277

Развитие капитализма приводит к тому, что вся экономическая деятельность под магическими чарами капитала превращается в общественную деятельность. Это вступает в противоречие с частной собственностью на средства производства и с частным присвоением общественного труда.

— К. Маркс и Ф. Энгельс. ПСС 2е Издание Т23 «Капитал» стр 181

— К. Маркс и Ф. Энгельс. ПСС 2е Издание Т23 «Капитал» стр 341

— К. Маркс и Ф. Энгельс. ПСС 2е Издание Т23 «Капитал» стр 346

— К. Маркс и Ф. Энгельс. ПСС 2е Издание Т23 «Капитал» стр 377

Капитал будучи выражением частной собственности создает условия общественного труда и общественной производительной силы. С развитием индустриального производства общественный характер производства охватывает весь мир. Информационный этап развития капитала создает условия перехода на социалистической способ производства.

Обобществленный труд и обобществленные производительные силы в рамках капиталистического способа производства могут функционировать только через кризисы перепроизводства. Поэтому экономические кризисы занимают особое место в марксизме при доказательстве перехода на более высокий социалистической уровень организации производства.

— К.Маркс, Ф.Энгельс ПСС 2е Издание Т22 Манифест коммунистической партии стр 429

Марксизм, как наука, вооружает будущих экономистов пониманием того, что и в социализме будут кризисы перепроизводства. Но эти кризисы будут всего лишь индикаторами реального состояния экономики, не вызывая разрушительного воздействия на общество.

— К. Маркс и Ф. Энгельс. ПСС 2е Издание Т24 «Капитал» стр 532-533

Целью марксизма является освобождение рабочего класса. Столь благородная задача уводит исследователя от реального процесса становления социальной силы, которая должна прийти на смену капиталу и наемным работникам, которые в начале капиталистического пути были пролетариатом. Практика показывает, капиталистическое развитие вначале сокращает численность промышленных рабочих, когда последние уже не представляют социального большинства, а в дальнейшим вытесняет рабочих из сферы оборота — торговли. Кризисы каждый раз дают в руки рабочих шанс стать владельцами обанкротившихся предприятий, но каждый раз рабочие коллективы не используют предоставившуюся возможность на протяжении всей истории развития капитализма. Они не стремятся стать свободными ассоциированными производителями.

Капитализм же предлагает для населения различные инструменты владения средствами производства от акционерных обществ до инвестиционных фондов, вольно или невольно превращая все население в совокупного владельца опосредованно средствами производства в рамках капиталистических отношений.

— Кочетков Г.Б, Супян В.Б Корпорация: американская модель СПб 2005 стр 9, 36 Экономика США под ред. Супяна В.Б. СПб 2003 стр 51, 54, 55

Это всего лишь одна сторона процесса обобществления соответствующая современному уровню развития производительных сил и капиталистическими отношениям. Ее очень точно описал К.Маркс.

— К. Маркс и Ф. Энгельс. ПСС 2е Издание Т25 часть I Капитал, стр 479-480

Другой стороной обобществления и реального владения средствами производства всеми членами общества выступает процесс перехода на новые информационные средства производства. Этот процесс только начался, поэтому он выступает неявно и фрагментарно.

Марксизм предполагает, что на смену конкуренции и монополии капиталистического способа производства прийдет свободная ассоциация производителей. Это будет следующим шагом в развитии акционерного общества. В обществе свободной ассоциации производителей нет места государству.

— К. Маркс и Ф. Энгельс. ПСС 2е Издание Т21 Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр 173.

Прогноз на основе теории научного социализма

Тезис первый

социализм есть естественно-необходимый результат исторического развития общества.

Бесклассовое общество развилось в классовое общество, которое трижды повторилось в различных формах. Движение, строго в соответствии с диалектикой, и представленное в человеческом обществе, как развитие этого общества, не останавливалось ни на мгновение. Соответственно последняя известная нам форма с той же самой необходимостью, с которой она возникла, должна уступить место другой форме, более развитой. Как и несомненно то, что и эта более развитая форма в отдаленном будущем уступит место новой форме, новому методу производства с новыми отношениями, с новой производительностью труда и с новым разделением человеческого труда. С той же самой необходимостью с какой капитализм пришел на смену феодализму, социализм преодолеет узких горизонт капиталистических отношений, чтобы в будущем самому уступить место новой формации.

Ход диалектического развития, на тысячах примерах, физики, химии, астрономии, биологической эволюции живых существ показывает четырехтактную цикличность процессов, где начало процесса является его концом и началом нового движения одновременно. Поэтому мы можем утверждать, что социализм будет бесклассовым обществом — концом большого исторического цикла, который начавшись в общинном, бесклассовом обществе людей и завершившись в социализме, будет одновременно началом нового большого цикла. Диалектика также указывает на то, что развитие любого этапа из четырех указанных нами — есть довольно длительный процесс не ограничивающийся одним или двумя веками, а протекает на протяжении двух и более десятков веков. Важно отметить и то, что этот процесс протекает строго в соответствии с законами открытыми Гегелем для любого процесса нашего мира.

Тезис второй

не социализм уничтожит классы, а исчезновение классов в капиталистическом обществе породит социализм

Этот тезис основан на тех знаниях, которое человечество получило на примере всей предыдущей истории зарождения, развития и смены одной формации на другую, смены одного метода производства на другой, смены одних отношений на другие отношения. Общинный строй видоизменялся до тех пор пока не появились классы, как продукт разделения труда и частной собственности. С первого мгновения своего рождения, классы изменялись под воздействием тех же сил, пока количественные изменения внутри классов не достигали того уровня, за которым следовало рождение новых классов и новых отношений.

В рабовладельческом обществе кроме рабовладельцев и рабов существовали десятки других форм организации жизни и труда, но несомненно то, что доминирующими были отношения двух больших классов — рабовладельцев и рабов. Разделение труда, а вслед за ним и производительность труда явились той основой, на которой развился новый способ производства. Рабовладельцы и рабы постепенно, но неуклонно двигались, через переходные формы к новым отношениям, а значит к новым классам. И старые и новые классы существуют на достаточно большом отрезке времени вместе, в силу того, что существуют несколько способов производства, один из которых становится доминирующим. И только после этого старые классы исчезают. Они исчезают, потому что перестают быть носителем старого, ставшего неэффективным, способа производства. Они переходят постепенно к новому более эффективному способу производства, и постепенно становятся другими классами. Непременным условием перехода на новый способ производства будет его эффективность, превосходящая старые производственные отношения. Старый класс рабовладельцев исчез, потому что рабовладельцы перешли к новому способу производства. Осознано или нет, но перешли к более эффективным методам ведения хозяйства — к феодальным отношениям.

При переходе от рабовладения к феодализму впервые мы наблюдаем явление наложения отношений старых на новые, внесенные извне, у народов отстающих в развитии. Это рождает общества в которых две эпохи существуют вместе, показывая нам причудливые формы гибридов — рабовладения и феодализма. Например, помещичий феодализм России. Но мы также видим и то, что рано или поздно старый метод теряет свои позиции и новые отношения овладевают обществом полностью. Феодализм двинул производительность труда на новый уровень. Наполовину освободил крестьянина, дав ему личную свободу, но не предоставив ему земли, подготовил основу для организации мануфактурного труда и создал купеческий капитал. Процесс смены одних классов на другие, внутри феодализма, занял значительное время. Но даже когда, появились капиталисты, как новое сословие феодального общества и неизменные спутники капиталистов свободные рабочие, даже тогда класс феодалов продолжал существовать, так как не сразу перешел на новые методы производства жизненных средств. А вместе с классом феодалов продолжали существовать зависимые от феодала крестьяне, как неизменный продукт старых отношений. Новый класс, который в будущем станет доминирующим, использует новый способ производства, который предполагает новый уровень свободы, прежде всего экономической. Ограничения, обусловленные старым способом производства, преодолеваются новым классом, за счет наращивания своего экономического могущества, на поверхности выражающийся в политических требованиях и борьбе. Новый уровень экономической свободы позволяет всем классам и сословиям воспользоваться новым уровнем политической свободы для возможности перехода из одного класса в другой.

Первые упоминания о буржуазии в феодальных государствах, как сословиях, мы находим уже в IX веке, но только в второй половине XVI века процесс принимает массовый и явный характер выразившийся в первой буржуазной революции в Голландии, когда буржуазия смогла реализовать свое доминирующее положение во власти организованной в буржуазное государство. Но процесс перехода на новый способ производства продолжался ещё несколько веков, пока не охватил большую часть населения Европы и Северной Америки. Этот процесс, перехода от феодализма к капитализму, продолжается до сих пор, где с исчезновением феодалов исчезают и зависимые от них крестьяне. Изменения происходят и в доминирующем, и в зависимом классах. И тот и другой подвергаются изменениям, и тот и другой стремятся овладеть новым способом производства.

Общество, окончательно переходя на прогрессивный способ производства, переходит на новый уровень производительности труда и на новый уровень свободы для членов общества, создавая предпосылки для очередного шага к перевороту в способе производства и сознании. Поэтому капиталистическое общество, как ему предписывают законы диалектического развития, должно породить новые условия производства, отличные от капиталистических, а соответственно новые отношения между людьми. Эти новые отношения должны быть такими же естественными, присущие вначале, некоторой части общества, как и капиталистические, но по мере распространения, в силу своей эффективности по сравнению с капиталистическими, должны захватывать все большие и большие пространства, перерождая классы в бесклассовое общество. Это перерождение должно начаться прежде всего в доминирующем классе, как это уже было не раз в истории человеческого общества. Класс капиталистов переходя на более эффективный, способ производства будет требовать и большей экономической свободы для всех членов общества, увлекая за собой и остальную массу трудящихся в новые отношения. Одновременное существование и капиталистов с наемными рабочими и социалистических элементов, то есть свободных тружеников — есть необходимое условие развития. Этот процесс займет несколько десятков веков. Но именно в развитии капитализма, который постоянно увеличивает производительность труда, социализм будет черпать свои силы и формировать новые отношения. Исчезновение классов будет происходить при капиталистических отношениях. С исчезновением капиталистов будут исчезать и рабочие. Не коммуна рабочих, а акционерные общества — вот та основа, на которой будут развиваться новые отношения, вот та основа, где будут исчезать классы.

Класс рабочих в силу диалектического развития общества не может быть доминирующим классом новых отношений, класс рабочих не может быть носителем новых отношений, класс рабочих должен исчезнуть. Социализм поглотит и капиталистов и рабочих. И те и другие, переходя на новый более высокий и более эффективный способ производства, должны измениться настолько, чтобы уже не быть ни рабочими, ни капиталистами. Процесс исчезновения классов, начавшись в капитализме, должен найти свое отражение в новых отношениях бесклассового общества — социализме. Неразрывная связь межу классами и государством позволяет нам говорить, что с началом процесса исчезновения классов в капиталистическом обществе, государство также начнет исчезать именно в капитализме. Такова диалектика развития.

Тезис третий

государство, как институт защиты классовых интересов, не может быть институтом управления социалистического общества

В начале пути развития человеческого общества демократическое управление племенем и союзом племен, с разделением общества на классы должно было естественным способом выработать новую форму, как отражение новых реалий жизни людей. Для защиты своих частных экономических интересов, которые выражаются прежде всего через классовые интересы, тот класс, который доминирует в обществе, создает систему управления обществом в форме государства. Государство, как естественный институт общественной жизни не застывшая форма. Государство проходит свое развитие через все классовые общества и рабовладельческие, и феодальное, и капиталистическое. Оно совершенствуется вместе с повышение производительности труда и, соответственно, с усложнением жизни общества. Это совершенствование отражает изменения классов и, как следствие, движется к демократическим формам правления. Во всех обществах существовали демократические формы для доминирующего класса, потому что при всем единстве, правящий класс не является однородным и развивается вместе с обществом, что заставляет его иметь под рукой и демократические формы правления, которые позволяют всем членам этого класса выражать свои интересы и свободы. И только капиталистическое общество, начинает разрушать государство в силу развившейся до небывалых высот производительности труда, что позволяет даже небольшой общине решать главные задачи человеческого общества: образование и развитие нового поколения, обеспечение безбедной старости, жилье для всех членов общества, отражающее уровень развития и потребности, а также здоровое питание. И только стихийные бедствия все ещё ограничивают самодостаточность средней и малой общины.

Капитализм преодолевает прежде всего национальное государство, как ограниченность, которая была присуща феодализму, тем самым он превращает человека в человека без национальных наслоений, доставшихся ему от прошлых эпох. Диалектика такова, что прежде чем государство исчезнет окончательно уступив место новой форме, будь то община или корпорация, капитализм должен объединить всех людей, преодолев национальные государства. Класс крупных капиталистов объединив всех людей, размыв окончательно границы государств, создаст основу для процесса, который неизбежно приведет к новой организации общественной жизни. В основе этого процесса будет лежать производительность труда, та производительность труда, которая заставит исчезнуть классы, а вслед за ними институт их власти — государство, как системы защиты экономических интересов. Новые люди окончательно выбросят, как негодную вещь власть, а вместе с ней и ореол ее святости. Если мы утверждаем, что социализм есть бесклассовое общество, то мы должны последовательно сделать из этого вывод, что жизнь людей, общества более развитого чем капитализм, должна обходится без института государства.

Тезис четвертый

частная собственность на средства производства должна смениться общественной собственностью на средства производства

Частная собственность на средства производства явилась следствием, разделения общества на классы. Разделение труда, а вслед за ним и новая производительность труда позволили главе отдельной семьи общины завладеть средствами, выводящими его семью за пределы общины, ставя его семью над общиной, ставя его частную власть над властью общины, противопоставляя его частные экономические интересы экономическим интересам общины, превращая его в класс, в то новое состояние, в котором человек поднимается над родовыми связями и становится частным человеком в противоположность человека принадлежащему роду и общине. Частная собственность на средства производства становится естественным и необходимым атрибутом любого классового общества. Институт права частной собственности, естественно простирающийся на любую собственность, даже на средства производства как и государство — есть две грани классового общества, отражающие классовый характер отношений. Экономическое развитие нашего общества, пройдя этапы рабовладения, феодализма подвело человеческое общество к этапу преодоления частной собственности на средства производства. Капитализм в силу внутренних законов своего развития стремительно обобществляет производство. Производство, его организация, сегодня представляют из себя высокую степень обобществления, а акционерный капитал развивают ту форму, когда отдельный член общества свою частную собственность на средства производства может выразить только через общественную форму владения общественными средствами производства. Никакие другие формы владения общественной собственностью не позволяют так точно и строго в соответствии с диалектическими законами развития выразить частный интерес индивидуума в общественной собственности, как акционерный капитал и акционерная форма управления и развития производства.

Так как государство есть выразитель интересов определенного класса, то любая частная или общественная собственность переходя в государственную собственность будут терять общественный характер владения и будут переходить во владение, того класса, который стоит у власти и доминирует в обществе. То есть общественная собственность будет переходить в частную собственность представителей главенствующего класса, создавая монополию и перераспределяя общественные средства в пользу частных лиц. Этот процесс с развитием разделения труда и увеличением производительности труда, на фоне изменения классов будет неуклонно развиваться в сторону акционерной формы организации любого производства, а также любого общественного процесса. Это позволит всем членам общества на равных участвовать в мировом производстве и голосовать своим трудом и его эквивалентом за те направления развития, которые они в силу своих знаний, опыта или предпочтений хотели бы развивать для эффективного удовлетворения задач, стоящих перед их общиной. Не уничтожение частной собственности на средства производства посредством насильственной экспроприации в пользу государства, то есть в пользу отдельного класса, а естественное развитие частной собственности на средства производства в общественные формы, основанных на более высокой организации производства и обмена, которые, в свою очередь, будут обусловлены новым разделением труда, стремящимся к своему преодолению и новой более высокой производительностью этого труда. Социалистической общине в одинаковой мере чужды, как классы так и государство, так как производительность труда членов этой общины и возможность свободно воспользоваться преимуществами других общин, их знаниями и навыками, через акционерную форму организации мирового производства, и тем самым в сотни и тысячи раз увеличить свои производительные силы, позволит удовлетворить все потребности каждого члена общины для гармоничного развития. На смену классам и государству придут с одной стороны самоуправляющиеся общины, с другой стороны мировые акционерные корпорации, как форма организации производственной деятельности людей. Наличие и развитие акционерного капитала в современном обществе указывает нам направление нашего движения в преодолении частной собственности на средства производства и его обобществления.

Тезис пятый

разделение между умственным и физическим трудом будет преодолено через умственный труд

Всякий человеческий труд содержит в себе единство противоположностей — умственный и физический труд. Как усложнение труда возможно через упрощение отдельных операций труда, так и упрощение отдельных операций человеческого труда позволяет организовать и осуществить самые сложные процессы. Кроме того сложный труд требует разделение физического и умственного труда, как основы повышения производительности конкретного сложного труда. Но повышение производительности с одной стороны ещё больше отдаляет умственный и физический труд друг от друга, с другой — уменьшает долю физического труда и увеличивает долю умственного труда в общем трудовом процессе. Производительность труда не только увеличивает долю умственного труда, но и доставляет человечеству огромное количество благ и возможностей с меньшими затратами физического труда организовать жизнь общества. Таким образом огромная масса людей вынуждена заниматься умственным трудом, так как только в этой сфере и можно найти средства к существованию. Данный этап характеризуется увеличением трудового населения в сфере обращения. Умственный труд также подвергается разделению на отдельные виды умственных занятий. И чем сложнее становится человеческое общество, тем разнообразнее становится умственный труд. Так обстоят дела в XXI (LXXI) веке известной истории человеческого общества. Но так было не всегда.

Преодоление разделения между умственным и физическим трудом происходит диалектически через поглощение одним другого, через снятие своей противоположности в другом. В противоположность ложному взгляду, что физический труд должен доминировать в социализме, история и повседневная практика человеческого общества утверждают обратное. В социализме будет доминировать умственный труд, так как производительность процессов трудовой деятельности вытеснит физический труд из сферы промышленного производства. Занятия и навыки в физическом производительном труде будут настолько редки и экзотичны, что будут иметь огромную ценность для общества и будут цениться по-достоинству. Как в общинном строе труд был главным средством выживания и соответственно его значения для общества было огромно, а значит ценность безгранична, так и в социализме физический труд будет ценен, в силу того что он будет уникален. Как с наступлением эры разделения умственного и физического труда — эры рабовладения, феодализма и капитализма физический труд был презираем, так и с наступлением эры слияния умственного и физического труда — эры социализма физический труд станет уделом избранных гениев и талантов.

Ложное представление было связано прежде всего с процессами раннего капитализма, где огромная масса населения превращалась капиталистическим процессом в трудящихся различных сфер человеческой деятельности. Только малая производительность труда, в сравнении с сегодняшним днем, давала основание думать, что все население будет трудится физически и толкала к ложным выводам о том, что превратившись в класс пролетариата, население станет основой новых социалистических отношений. И достаточно будет завладеть средствами производства, чтобы новые отношения сами собой появились. Та производительность труда, которая необходимо разделяла умственный и физический труд, совершит однажды переворот и соединит умственный и физический труд через доминанту умственного труда в человеческом труде, чтобы в дальнейшей истории человечества повторить вновь виток развития. Производительность труда изменит трудящихся, а значит изменит и их отношения. Пролетариат основой существования которого был грубый физический труд исчезает уже в капитализме, превращаясь в рабочих и окончательно исчезнет вместе с капиталистами, как носитель неэффективного способа производства. Производительность труда изменит процесс человеческого труда настолько, что изменятся сами отношения распределения прибавочного труда между членами общества. Этот процесс происходит и будет происходить не спрашивая наши желания, так как в основе его лежит стремление человека обеспечить себя и свою семью благами достаточными, чтобы не работать вообще. Отсюда мы можем предположить, что социализм наступит тогда, когда разделение труда достигнет своей высшей точки и главным занятием людей будет умственный труд. Как труд древних людей почти целиком состоял из физического труда, так и труд в социалистическом обществе пройдя все этапы разделения на умственный и физических труд, должен реализоваться в своей противоположности в умственном труде, который и будет составлять основную часть человеческого труда вообще и производительного труда в частности.

Тезис шестой

Обмен не исчезает с социализмом, так как в его основе лежит природное различие людей. В своем развитие обмен переходит на более высокий уровень. Деньги до тех пор являются деньгами, пока за ними стоят реальные, свободно обменивающиеся, оборачивающиеся товары. Отсюда мы можем предположить, что если вещи, обменивающиеся между людьми потеряют сущность товаров, то деньги исчезнут. При этом сам обмен вещами не исчезнет. Скорее всего он будет другим, чем мы сегодня можем представить себе этот процесс.

Однажды начавшись в древней истории человечества он никогда не останавливался черпая свои силы в природном разнообразии людей. А это значит, что пока существует индивидуальность, он никогда не остановится развиваясь и принимая все новые и новые формы, двигая нашу цивилизацию разных людей вперед, превращая ее в единый организм, в единую общность. Речь идет об обмене материальными и духовными благами, который индивидуального человека, с его индивидуальными навыками и способностями объединяет в человеческое общество, речь идет об обмене, который превратил обыкновенные вещи творения рук и ума человеческих в товары, а последние в деньги. Вначале, как вещественного эквивалента наиболее удобного товара, затем через чеканку и расширение оборота к золотым и серебряным деньгам, в дальнейшем через долговые расписки и обязательства к вексельному обороту, казначейским билетам и ассигнациям, впоследствии к банкнотам и мировому обороту товаров, как основы электронных денег.

Наивное и я бы даже сказал вульгарное сведение вещественного и духовного обмена людей в социализме к простому распределению материальных благ среди членов общества есть искаженное школой марксизма непонимание сущности обмена. Маркс говорит

— К. Маркс и Ф. Энгельс. ПСС 2е Издание Т19 Критика Готской программы, стр 20.

— К. Маркс и Ф. Энгельс. ПСС 2е Издание Т19 Критика Готской программы, стр 20

Обмен будущего будет отражать сущность способа производства основанного на свободном труде свободных тружеников по своей производительности труда в тысячи раз превосходящий современный капиталистический способ и скорее всего скромные трудовые квитанции Маркса будут деньгами, но такими деньгами в основе которых будет глобальный почти мгновенных обмен между любыми индивидуальными членами общества, как материальными вещами так и нематериальными идеями и духовными продуктами в каком бы уголке земного шара обменивающиеся индивиды не находились. Деньгами, которые будут отражать обмен в разросшейся нематериальной, духовной сфере человеческой деятельности, как результат слияния умственного и физического труда, где умственный труд будет доминировать и являться основой деятельности будущего общества. Советское же распределение точно отражало существовавший феодальный способ производства с капиталистическими элементами, не более того.

Тезис седьмой о семье

традиционная семья должна исчезнуть уступив место новой семье основанной на главенстве женщины

История социализма есть история изменения и развития семьи. На смену семье основанной на патриархате, главенстве мужчины и главенстве его права, придет семья основанная на материнском праве. В социализме женщина будет окончательно освобождена и, соответственно, общество будет ориентировано на потребности женщины, а не мужчины. Современные данные [36] о развитии семьи указывают нам на этапы, которые характеризуются движением от свободы и праве наследования по женской линии к несвободе женщины и праву наследования по мужской линии. Обширный материал древних родовых отношений в греческих, американских, римских и китайских племенах указывают нам на всеобщность процессов происходящих в человеческом обществе…

Семья является той ареной где разворачивается вся экономическая история человечества. Исчезновение семьи, а вместе с ней классов и государства есть начало истории социализма — есть социалистическая история. Семья как индикатор общественных процессов. По семейным отношения можно судить о процессах в обществе, о преодолении или становлении противоречий, о направлении движения общества. Об уровне развития общества. Естественная демократия и естественная свобода женщины в общинно-родовом обществе стала развиваться с абсолютному закабалению и рабству женщины в семье. Как демократия первых человеческих общин, отголоски которой мы наблюдаем в первых классовых обществах рабовладения, развилась к своей низщей точки — абсолютизму монарха и деспотизма главного феодала, так и свобода женщины вначале абсолютная, неограниченная ничем, кроме естественными природными свойствами, с развитием человеческого общества, уступила свое право праву мужчины. Но пройдя свою низшую точку, совпавшую с низшей точкой демократии, в историческом исчислении — феодальным абсолютизмом монарха, вслед за развитием общества, вновь устремившегося к свободе, женщина стала шаг за шагом эмансипироваться. Эмансипация женщины есть изменение уже буржуазной семьи, где абсолютное право мужчины выступающее абсолютным правом мужа постепенно уступает праву женщины, пока ещё жены. Низшая точка пройдена, но до высшей- ещё очень долгий путь. И демократия общества и освобождение женщины, ее свобода — суть стороны одного и того же процесса — движения общества от свободы к несвободе и обратно к свободе через различные формы организации общества и его экономических отношений.

Аргумент истории

Социализм — общество следующее за капитализмом. Не потому что это открыл Маркс, а вслед за ним стали повторять социалисты всех мастей. Не потому что так хотят пролетарии и их вожди, или потому что ученые возводят философские системы вокруг социалистических идей, указывая путь в светлое будущее. Даже если люди никогда больше не будут выдвигать социалистических теорий, навсегда забудут социалистическую терминологию, социализм неизбежен.

Социализм не плод высоко-сознательной деятельности. Как раз наоборот, он результат прагматичности нашей жизни. Он будет результатом новой организации производства, неизбежность которой обусловлена стремлением человека к собственной выгоде, когда реализация этой личной выгоды станет возможна только через общественный интерес.

Веским аргументом в пользу социализма выступает исторический факт смены способов производства, какими люди добывали, а сегодня создают себе средства к существованию, и которые определяли социальную организацию общества, меняющуюся вслед за способом производства от эпохи к эпохе. Безотносительно к тому с каких позиций марксизм подвергается критике, и какие ошибки в политической экономии Маркса находят апологеты капитализма, ничего нельзя поделать с историей. Смена одного способа производства другим, нацеленного на извлечение большего количества материальных благ при наименьших затратах физического труда людей, определяет историческое движение человеческого общества и лицо исторических эпох человечества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *