Что такое наука в школе

Наука в школе: что стоит знать об одной из главных гордостей нашей страны

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школе

Сегодня, 8 февраля, в стране отмечается День российской науки. Специалист в новейшей истории России, руководитель экспертного совета Группы компаний «Просвещение» Александр Данилов рассказал о месте науки в школе и стремлении учеников к научным знаниям.

– Александр, какова роль современного учителя в популяризации науки сегодня?

Миссия учителя всегда была непростой. Сегодня она многократно усложнилась. Нужно быть всегда на шаг впереди своего ученика, чтобы открывать для ребят научные достижения, новинки технического прогресса, ориентироваться в мощнейших информационных потоках. В научных новинках и открытиях учитель может попытаться это сделать. А вот в освоении технического инструментария, гаджетов и программного обеспечения – не всегда. Поэтому у каждого учителя авторитет будет лишь тогда, когда он сумеет заинтересовать ребят в своем предмете. В целом, интерес к науке, учебному предмету как в советской школе, так и сейчас, проявляет обычно каждый третий ученик. Но через правильно выбранный способ воздействия можно заинтересовать ребенка в получении конкретного знания. Кстати, большинство Нобелевских лауреатов, как и других выдающихся ученых, вспоминая о своем пути в науке, называли первым своим шагом к ней именно рассказ своего учителя, наставника.

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школе

– В какой форме современным школьникам наука дается лучше всего?

Здесь могут помочь современные технологии в образовании. Они могут даже визуально заинтересовать ребят, да и взрослых тоже. Например, 3-D и 4-D модели позволяют увидеть и быстро понять содержание целых трактатов по данной теме. К примеру, даже неплохо ориентируясь в интересных для меня исторических новинках, я был и остаюсь под большим впечатлением от объемных моделей Аркаима, или гробницы первого китайского императора Цинь Шихуанди, первых построек Великого Новгорода или реликвий Херсонеса Таврического. Вот этими новациями, наряду с интересным рассказом учителя, влюбленного в свою профессию и изучаемый материал, можно добиться популяризации научных знаний.

– Какие мероприятия, площадки и ресурсы будут полезны для школьников, стремящихся к науке?

На каждом из этапов обучения они будут разными. Если говорить о площадках и активностях применительно к истории, то в начальной и основной школе – это школьный, городской музей, где впервые дети увидят то, о чем им говорят на уроке взрослые, рассказывая о прошлом. Начиная с 7 класса и далее – это индивидуальные творческие проекты. Чтобы они были успешными, следует самому школьнику выбрать тему проекта, способ ее раскрытия и донесения до всего класса.

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школе

– Какие ресурсы и методики требуются сегодня школам для мотивации учеников к научной деятельности?

Это очень многоплановый вопрос и короткого ответа здесь быть не может. Для школ необходимы современные ресурсы, и новые подходы, и те инновационные и традиционные мероприятия, которые повышают интерес школьников к знаниям. Получив доступ к необъятным потокам информации в интернете, современный школьник, а порой и учитель, не может в этих потоках уловить главное и достоверное. А без научного осмысления противоречивых данных легко заблудиться. Поэтому главная задача школы сегодня – развитие знаний у ребят и повышение интереса к сферам науки и техники, которые им интересны и в которых они увидят свое будущее. Для этого важно формировать у всех школьников современную картину мира, представления о современном обществе, его прошлом, настоящем и будущем.

– Не можем не спросить об истории. Историческая наука в своей основе невозможна без работы с источниками, но большинство из них находятся в архивах, либо в не до конца оцифрованных библиотеках, ещё часть – в принципе недоступна для школьников. Как мы можем помочь будущим историкам опробовать реально научный подход?

Конечно, без исторических источников нет и самой исторической науки. Причем не только без письменных источников, которые существовали далеко не всегда, а многие утрачены. Но и без археологических, которые гораздо старше письменных. Оцифровка исторических источников идет не первый год во всем мире, и в нашей стране. Но на её завершение понадобятся еще годы и годы. Здесь очень важно взаимодействие государства и частного бизнеса. Не так давно председатель Совета директоров ГК «Просвещение» В.И. Узун выступил с инициативой наладить государственно-частное партнерство в оцифровке древнейших письменных источников, имеющихся в распоряжении Росархива. Появляются и новые технологии как сохранения, так и раскрытия, интерпретации исторического источника. В образовательный процесс все эти новые материалы и технологии тоже включаются достаточно оперативно и успешно. Новые возможности для этого предоставляет разработка цифровых образовательных систем, информационных платформ для школьников. Техническое обновление расширяет доступность архивных фондов. И происходит это настолько стремительно, что порой сами историки не успевают за осмыслением и популяризацией новых исторических знаний.

Источник

Пять прямолинейных вопросов ученым про науку в школе

Педсовет

04 октября 2017 • 11:19

В конце октября Британский Совет и Министерство образования и науки Российской Федерации проводят «Неделю науки в школах». Учителей приглашают влиться в движение популяризаторов науки. Действительно ли это нужно и важно? Мы решили узнать мнение людей немного со стороны, при этом людей, сделавшими науку частью своей жизни. Наши собеседники: Михаил БАРУ, кандидат технических наук, руководитель отдела препаративной хроматографии и Марина МОЛЧАНОВА, кандидат химических наук, в прошлом сотрудник академического института, сейчас работает в благотворительном фонде.

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школе

1. Нужна ли популяризация науки вообще и на детскую аудиторию в частности?

Михаил Бару: Безусловно нужна. Любое общество должно развиваться, а для развития нужны ученые. Конечно, нужны и писатели, художники и композиторы с артистами, но ученые нужны и не в самую последнюю очередь. Ученых общество выращивает. Долго и трудно выращивает. Не каждый способен им быть. Так вот первый шаг в процессе выращивания и есть популяризация науки. Тут надо сделать небольшую остановку и сказать, что под популяризацией науки у нас, как правило, понимают популяризацию естественных наук, забывая при этом о филологии, истории, философии или искусствоведении. И совершенно напрасно забывают, поскольку обществу нужны не только Королевы, Ландау и Капицы, но и Лотманы, Померанцы и Лихачевы. Я даже возьму на себя смелость утверждать, что условный человек с улицы гораздо меньше представляет себе методы работы историка или литературоведа, чем методы работы химика или биолога.

Дети — одна из самых главных целевых групп популяризатора науки. Наверное, самая главная. Именно в детстве происходит первичный отбор тех, кто потом станет учеными. Популяризация науки помогает ребенку определиться с будущей профессией. Именно так, с помощью детских книжек, в которых популярно и увлекательно было написано о химии, я и выбрал свою будущую профессию.

Марина Молчанова: Что значит «нужна ли»?

Можно ли без нее обойтись? Можно. Это не еда и не электричество, для выживания это не нужно. Могут ли люди просвещаться сами – опять-таки могут.

Но на научно-популярные книги, журналы и лекции есть спрос — про Москву могу сказать с уверенностью, но и про другие крупные города люди говорят то же самое. И есть предложение.

Год назад в Москву приезжал Кип Торн – знаменитый американский астрофизик, специалист по гравитационным волнам. Не то чтобы эта тема была сверхпопулярна среди широкой публики, согласитесь. И не то чтобы его лекция на физфаке МГУ широко рекламировалась. К тому же на английском языке, а наушников с переводом не хватало и не могло хватить на всех. Но людей пришло столько, что они разве что с люстры не свисали. Так что был бы хороший лектор — Торн, к слову сказать, не только великий ученый, но и блестящий оратор, – а слушатели найдутся.

Смежная тема, которая меня особенно интересует, – это популяризация медицинских знаний. Здесь практическая значимость очевидна: хорошо бы, чтобы люди понимали, что не нужно лечить серьезные заболевания с помощью мумиё и керосина. Опять же, высокотехнологичная медицина развивается очень быстро, эти технологии постепенно приходят и в Россию, и узнавать о них просто очень интересно. Вот, пожалуйста, актуальный практический вопрос: зачем люди «сдаются» в регистр доноров костного мозга и не опасно ли это (спойлер: нет)? Или совсем свежая тема: что такое бионический глаз?

Здесь, конечно, возникает опасность полузнания, когда человек, узнав что-то, будет пытаться сам себе ставить диагноз и назначать лечение. Но эта опасность есть и без просветителей – вспомните, с чего начинается книга «Трое в одной лодке».

2. В какой форме лучше всего популяризировать науку?

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школеВ моем советском детстве, в провинциальном городке таких форм было немного — книги, книги и еще раз книги. Были, конечно, научно-популярные фильмы, кстати, прекрасного качества. Один раз наш класс вывезли на экскурсию в Академгородок Пущино и я увидел как работают биологи, микробиологи и химики.

Теперь таких форм больше, как говорится, на порядок. Во-первых, интернет с его гигантским количеством научно-популярных фильмов, во-вторых, интернет с его огромным количеством научно-популярных книг, в-третьих, интернет с его возможностью объединить детей, интересующихся наукой, в самые различные сообщества. В моем детстве это называлось кружками. В провинциальный Серпухов моего детства никакие ученые для популяризации науки не приезжали и лекции не читали, но теперь можно, я думаю, при желании, договориться с нужным ученым о телеконференции по скайпу и он выступит непосредственно перед кружком юных химиков или историков. Еще и ответит на вопросы детей.

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школеВ любой. Лекции, популярные книги и журналы, материалы в интернете, практические занятия, музейные экспозиции, фестивали занимательной науки и так далее. Собственно, именно те формы, в которых это сейчас и происходит.

Детям помладше, конечно, интереснее что-то такое, что можно посмотреть и потрогать своими руками – типа шоу от «Сумасшедшей науки» или практических занятий в «Умной Москве».

3. Может ли тема развития науки и техники захватить умы современных детей и подростков?

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школе Тут, я думаю, и обсуждать особенно нечего – конечно может. Современные дети любознательны, как и дети, жившие и сто и пятьсот лет назад.

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школеПочему нет? Естественно, это интересно не всем, так это никогда и нигде не было интересно всем.
Конечно, сейчас мир стал шире, и у способных отечественных школьников есть много возможностей, помимо ухода в науку. На полумиллионные тиражи научпопа уже рассчитывать трудно, скорее речь идет о тысячах или десятках тысяч экземпляров. Золотой век популяризации прошел и вряд ли вернется. Ну так и поэты перестали собирать стадионы, а поэзия никуда не делась. Люди, которым интересна именно наука, будут всегда, как всегда есть люди, которым интересны стихи.
Про популярные материалы о технике просто мало знаю. Но биология, например, на коне.

4. Какова роль учителя в деле популяризации науки?

Учитель может многое. Особенно, если ему самому интересна наука. Если он сам не потерял к ней интерес и следит за тем, как она развивается.

5. Готовы ли ученые прийти в школы для популяризации науки?

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школе Думаю, да. Их надо приглашать. Им хорошо бы платить за такие лекции, поскольку ученые, как известно, люди небогатые. Да и вообще за труд принято платить. Это священники сами в школы приходят, но в их приходе много заинтересованных лиц и организаций, а вот в приходе ученых заинтересованных мало. И это плохо, поскольку в школе учатся те, кто будет в будущем определять развитие нашей науки. Если, конечно, мы хотим ее развивать и сами развиваться вместе с ней.

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школеОпять же – почему нет? Не все ученые хотят выступать перед детьми, но некоторые хотят и могут. Иногда даже звезды первой величины. Когда наша старшая дочка участвовала в олимпиаде по математике, к ним приезжал с лекцией сам Новоселов [Константин Новоселов, один из лауреатов Нобелевской премии по физике 2010 года] – мне даже завидно стало.

Если дети мотивированные и заинтересованные, выступать перед ними – большое удовольствие. Далеко не все, конечно, готовы регулярно заниматься с детьми, это требует времени и сил. Но время от времени что-то рассказывать, выслушивать вопросы, заинтересовывать новых людей – это и самому лектору небесполезно.

Включайтесь в движение популяризаторов науки

Источник

Наука и современная школа

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что лежит в основе науки сбор фактов их постоянное обновление и упорядочение критический анализ выработка новых знаний

Что такое факт? Факт (лат. factum — свершившееся) —в широком смысле может выступать как синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное

Что включает в себя понятие «наука» Методы научно-исследовательской работы Понятийный аппарат Всю сумму накопленных ранее научных знаний Научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование

История вопроса С развитием письменности в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе На основе полученных знаний возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины

История вопроса Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием В Древней Греции появляются варианты классификации знаний

История вопроса Наука в современном понимании начала складываться с XVI—XVII веков В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру

Что такое научное сообщество? Совокупность занимающихся наукой людей составляет научное сообщество Научное сообщество представляет собой сложную систему, в которой действуют и государственные учреждения, и общественные организации, и неформальные группы

Задачи научного сообщества признание или отрицание новых идей и теорий, обеспечивающее развитие научного знания поддержка системы образования и подготовки новых научных работников

Кто такие ученые? Учёный — представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира

Что такое научный метод? В структуру современного научного метода, то есть способа построения новых знаний, входят: наблюдение фактов количественное или качественное описание наблюдений анализ результатов наблюдения — вычленение значимого и второстепенного. обобщение и формулирование гипотез прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента

Связь школы и науки в школе закладываются основы фундаментальных знаний в школе есть возможность для начала научных изысканий в наиболее интересной для вас области знаний в школе мы можем начать создавать научные группы, работа в которых позволит превратить процесс обучения в захватывающий исследовательский проект

Личностные качества, которые помогут в занятиях научной деятельностью «пытливый» ум жажда познания увлеченность неравнодушие высокая степень самоорганизации ориентация на достижение результата выносливость

Зачем это нужно? жить в цивилизованном обществе мы хотим пользоваться благами научно-технического прогресса высокие технологии и инновационные решения затрагивают все сферы жизни, включая медицину, образование, машиностроение, приборостроение и т.п. нашему обществу нужны высококвалифицированные специалисты нельзя полагаться только на уже имеющиеся результаты научно-технического прогресса будущий ученый вашего поколения может изобрести, например, чудо-лекарство, которое спасет жизни миллионам людей

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школе

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школе

Номер материала: ДБ-084629

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школе

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школе

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школе

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школе

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школе

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Что такое наука в школе. Смотреть фото Что такое наука в школе. Смотреть картинку Что такое наука в школе. Картинка про Что такое наука в школе. Фото Что такое наука в школе

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *