Что такое небылица 2 класс литературное чтение примеры
Что такое небылицы и какими они бывают для детей
Среди многочисленных жанров народного фольклора небылицы занимают особое место – они очень нравятся маленьким детям, ведь в таком возрасте просто поверить в сказку.
Истории сочиняются на основании вымышленных событий, но нередко имеют поучительный характер. Небылицы можно спутать с другими жанрами фольклора.
Чтобы этого не произошло, рекомендуем ознакомиться с основной информацией о данном типе жанра, а также рассмотреть несколько популярных и коротких вариантов для детей.
Описание жанра
В отличие от сказочного рассказа, который отличается своей фантастичностью, красотой повествования, небылица – шутливая история, где детали не могут произойти в реальной жизни.
Данный жанр хорошо подходит для детей, дошкольников, а также для учеников 3 класса и младше.
Смешные рассказы изучаются в школе: для 2 класса они обязательно включены в школьную программу.
Чтобы наглядно понять, что такое небылица, вспомните мультфильмы, где происходят необъяснимые, но смешные ситуации.
Описание жанра выглядит так:
Главные отличия небылиц от путаниц
Основное определение, которое дает множество словарей, говорит о том, что небылица – это прибауточное повествование сказочной истории с невероятными происшествиями.
Одним из популярных видов такого жанра являются путаницы или перевертыши.
Чтобы различать два этих понятия, выделим их основные отличия:
Перевертыши основаны на игре детской фантазии и не всегда необходим персонаж, чтобы это продемонстрировать.
Небылица похожа на путаницу, однако является главенствующей в системе жанров фантазийного фольклора народного творчества.
Придумать такое произведение можно самостоятельно: подберите несколько синонимов к словам, означающим смешные действия, после чего распишите историю с использованием небывалых сюжетов.
Взрослые также могут сочинить оригинальные рассказы и несуществующие истории с описыванием комичных, неестественных сюжетов.
Виды небылиц
Данный жанр был основан на Руси скоморохами – они любили выдумывать смешные тексты песен, стихов, играли их на дудочках, ходя по деревне.
После этого жанр стал рассматриваться школой, а сегодня он также изучается в старшей группе детского сада.
Чтобы лучше разбираться с данным фольклорным жанром, рекомендуем подробнее рассмотреть его виды и описание:
Вид | Описание |
Потешки | Не содержат четкого сюжета, а являются картинками из жизни героев. Персонажами выступают звери, птицы и люди. Часто повествование происходит по типу шуток и забавных высказываний |
Заклички и песни | С первого взгляда они похожи на потешки, однако имеют большой размер и могут быть положены на музыку. |
Например, композитор Шаинский написал отличную песню-небылицу к фильму «Зловредное воскресение»
Примеры коротких детских небылиц
Известные небылицы представлены в творчестве большого количества авторов.
Это Самуил Маршак, Чуковский, Горький с произведением «Случай с Евсейкой», Виталий Бианки, писавший лесные были и небылицы одновременно.
Также стоит выделить Афанасьева, написавшего «Емелины небылицы», к которому позднее были сделаны красивые рисунки. «Приключения барона Мюнхгаузена» также считаются частичной небылицей.
Полный список книг можно узнать у школьников 2-3 класса, ниже рассмотрены примеры коротких детских вариантов:
Литературное чтение в школе поможет ребенку всецело понять этот жанр, его можно использовать для сочинения шуточной стихотворной биографии.
Полезное видео
Придумать небылицу
Придумать небылицу — это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление.
Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать небылицы, это приносит им радость и удовольствие.
Небылицы, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир ваших детей, много эмоций, придуманные герои как будто пришли к нам из другого мира, мира детства. Очень забавно выглядят рисунки к этим сочинениям.
На странице представлены короткие небылицы, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 1-3 классе. Если у детей не получается сочинить что то самим, то предложите им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение такого сочинения.
Небылицы, придуманные детьми.
Наша Маша молодец –
В небе ловит огурец.
Помидоры ловит в море
И бросает это Боре.
Коля, Коля, Николай,
Он запрыгнул на трамвай.
На трамвае борщ хлебал
И на козочку упал.
Коля козочку прогнал,
В волосах своих застрял.
Даша в театр собиралась.
Умывалась, одевалась:
Ласты на ножки,
На голову рожки.
В руки портфель.
Побежала быстро в дверь.
Наша Яна невеличка,
Спать ложится в рукавичку
Утром просыпается,
Снегом умывается.
Летит Настя на метле,
Звёзды ловит на земле,
Бусы делает себе.
Собирается на бал,
Скоро будет карнавал
Злой кабан сидел на ветке
Грыз орехи и конфетки
Лимонадом запивал
Вдруг охотника он увидал
Кабан крыльями взмазнул
И на марс перепорхнул
У нас во дворе
Вышла я погулять во двор нашего дома и вижу, едет на велосипеде собака и мяукает. Посмотрела вверх, летят две кошки, крыльями машут и чирикают. В стороне два воробья куличики из песка строят. Эка невидаль!
Пошел зайка в магазин
Он купил там лимузин
И катает он в лесу
Волка, белку и лису!
Путаница
Летела кошка на метле
Мимо мужика
Он сидел на сосне и кричал «Спартак»
Дело было в январе.
Первого июня.
Жарко было, аж замерз
И одел он шубу
Как то летним вечерком,
В середине марта,
Прилетел к нам котик в дом
И упал на парту
А под партой жили мышки-
Пучеглазые мартышки.
Мышки кошку увидали
Зарычали, зажужжали
Кошку из дома прогнали
Однажды осенью на березе выросли яблоки.На березу прилетели индюки. А наш кот, который сидел на балконе, рассказывал индюкам сказку. Индюки сидели и слушали кота, ели яблоки.
Не деревьях макароны
Каркают: «Карр-карр»
И Ку-Ку кричат ватрушки —
Наши зимние игрушки.
А под деревом на грядке
Растут конфеты, шоколадки.
Вот такой волшебный лес,
Полный сказок и чудес.
На ёлке вырос ананас,
Вот наш маленький рассказ.
Мышки бегали по веткам
И поели все конфетки.
Детки в гости к ним пришли
И конфетки не нашли.
В морозный чудный летний день
Мы пошли купаться!
Взяли лыжи, круг и санки
Чтобы развлекаться.
Мы весело плескались в воде и на песке
И в шубах загорали с сосульками в руке.
Вечером пошла я в лес
Чтобы скинуть лишний вес.
Вижу я — на ветке белка
Ест акулу из тарелки.
Прилетела к ней лиса
Рассказать про чудеса:
«Видела, что слон летает
И со звёздами болтает.
С каждой он поговорил
И все звёзды погасил».
Белка с ней не согласилась
И чуть с ветки не свалилась.
Я на это посмотрела
И скорей домой поспела.
Кот играет на трубе,
Заяц плавает в ведре,
Стрекоза варила смех,
С неба падал к верху мех.
Белка села на луну,
Крокодил гулял в саду,
В огороде рос кокос,
А забор нам сел на нос.
Заяц крылышками машет,
Воробей нам землю пашет,
Рыба громко так смеется,
Солнце на лугу пасётся.
Дело было зимой. Повсюду цвели сады. Птицы улетали на юг.Было очень холодно, поэтому Дима и Саша пошли на речку купаться. Там они увидели рыб, которые ловили на удочку рыбаков. На речке было весело и все плакали. Дети следили за тем, чтобы их родители не утонули. Дима и Саша набрали много грибов и пошли домой варить варенье.
Сочиненные небылицы 2 класс: короткие, детские
игра сочиняем небылицы 2 класс
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/09/nebulici.jpg?fit=284%2C300&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/09/nebulici.jpg?fit=500%2C528&ssl=1″ src=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/09/nebulici-150×150.jpg?resize=150%2C150″ alt=»» width=»150″ height=»150″ srcset=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/09/nebulici.jpg?resize=150%2C150&ssl=1 150w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/09/nebulici.jpg?resize=144%2C144&ssl=1 144w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/09/nebulici.jpg?resize=186%2C185&ssl=1 186w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/09/nebulici.jpg?resize=220%2C220&ssl=1 220w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/09/nebulici.jpg?resize=60%2C60&ssl=1 60w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/09/nebulici.jpg?zoom=2&resize=150%2C150&ssl=1 300w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/09/nebulici.jpg?zoom=3&resize=150%2C150&ssl=1 450w» sizes=»(max-width: 150px) 100vw, 150px» data-recalc-dims=»1″ />А Вам тоже задали придумать небылицу для 2 класса по литературному чтению?
Вот и нам! Мы с Савой ниже придумали короткие и смешные небылицы, а вы вдохновляйтесь нашими и хвастайтесь своими!
Школа России славится творческими заданиями.
Наши предыдущие поэтические опыты:
В сегодняшнем задании самый популярный запрос: придумать короткую небылицу для 2 класса. Ну это и понятно: их же надо записать!
Короткие небылицы, придуманные детьми 2 класса
***
Верите мне или нет –
Слона я съел на обед!
***
Две щуки под осиной
Собрали апельсины.
***
Пока Осёл читал журнал,
Пасьянс раскладывал Кабан.
***
Я видел своими глазами,
Как лошадь плыла в океане!
Небылицы для 2 класса – как сочинить самим
***
Вырос на грядке
Пирожок сладкий,
Шоколадный зайчик
И синий одуванчик!
***
Прочел я на умной странице
Лемур — прекрасная птица.
Копыта как у волчицы,
Рога как у рыбы-синицы.
***
Два инопланетянина
Увидели землянина:
— У этих человеков
Нет для антенн отсеков!
***
Мы с Толькой пришли на концерт,
Играл интересный квартет:
Медведь на гитаре, коза на метле,
Кот на баяне, щегол на трубе
***
Ночью в море я ходил
Каракатиц там ловил.
Подплыла вдруг рыба-кит
И по-русски говорит:
Хватит спать, пора вставать,
В школу можешь опоздать!
Небылицы свежепридуманные, черпайте вдохновение и приступайте к творчеству!
«Ехала деревня мимо мужика…»: русские народные небылицы для детей
«Чепуха, чепуха, это просто враки!» Небылица (небывальщина, нелепица) — это малый жанр фольклора, смешная сказка или стишок, в которой искажена действительность.
Мы собрали 20 народных небылиц — коротких и подлиннее. Может быть, ваши школьники уже сочинили свою?
Небылица и считалка: сходства и различия
Что общего у небылицы и считалки:
Как придумать небылицу
В основе небылицы часто лежит оксюморон — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан маленького роста». Возможны такие сюжеты:
Короткие небылицы в стихах
Дед кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.
***
У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.
Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж!
Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается,
Агафон на печи обувается.
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
Чепуха, чепуха,
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.
Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
И творят посмешки.
На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В это воскресенье.
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертИт!
Знай медведю кричит:
— Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!
По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
Небылицы для детей дошкольного и старшего возраста
Короткие небылицы для детей
Прицепила к голове
Два веселых карапуза,
На печи усевшись ловко,
Рвали с яблони арбузы,
В море дёргали морковку.
На ветвях созрели раки,
Семь селедок и ерши.
Все окрестные собаки
Ели брюкву от души.
Утром был я очень рад,
С крана лился лимонад!
Пил до вечера, устал,
В школу чуть не опоздал.
Заяц гонится за львом
Крот под елкой строит дом
По реке плывет корова,
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.
На спине сидит медведь,
Кошки любят есть бананы,
Пьют из кружек и стаканов
Сок томатный и капустный.
Мыши? – это же невкусно.
Кошки любят на природе
Делать грядки в огороде,
И сажают кошки в грядки
Пастилу и шоколадки.
Я лопатой подметаю,
По гвоздям стучу пилой,
Утюгом белье стираю,
Нам воспитатель готовит еду,
Повар нам сказки читает в саду,
Доктор нам волосы быстро стрижет,
А парикмахер лекарства дает.
Небылицы-перевертыши
Все неверно, все не так!
Снова скажем, только как?
Плачет Саша маленький:
«Ноги мерзнут в валенках.
Дайте мне сандалики
Или тапки старенькие».
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сьплет в бульон,
И очень доволен он.
Когда починили свет.
Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!
Дело было в январе
Жарко было во дворе
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка.
Шла лиса, мела хвостом
Вырос на пеньке пустом
Вдруг ворона прилетела
Пироги с малиной ела
«Караул, деревня, мужики горят!
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
А за ним во всю прыть
Волк старался переплыть
Заяц на небо взглянул,
Вдруг из под собаки
Он схватил дубинку
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица
Бежит кочан капустный
С маленькою внучкой,
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!
Огурец в Москва-реке
Вырастет на грядке
Как вам это нравится?-
Ох! Когда ж на грядке
Будет всё в порядке!? (Ю.Коваль)
В волнении я прибежал
Где белый кораблик
Кораблик уже уходил
Мне махала с кормы…
С тех пор, к сожалению,
Ты скажешь, все это
Спроси голубого слона.
Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую,
Хотим вам рассказать.
Ее мы помним с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помним,
Но будем вспоминать.
Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привез песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Все расставить по местам!
Дело было в январе
Жарко было во дворе
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка
На планете красота!
На ослах, друзья, летаем,
Мотоциклом пыль стираем.
Есть готовим на метле,
А стираем мы в котле.
Спим на крыше и всегда…
Дождик льется и жара.
Прилетайте к нам, друзья!
Мы расскажем, как дела.
На ослах мы полетаем
И, конечно, поболтаем.
Жаба прыгала, скакала,
Чуть в болото не упала.
Из болота вышел дед,
Двести восемьдесят лет.
Нес он травы и цветы.
Выходи из круга ты.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
К морю синему пошли,
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите,
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Под капустою лежал,
И зверюшек неразумных
«Кому велено чирикать —
Кому велено мурлыкать —
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!»
Но весёлые зверята —
Пуще прежнего шалят,
Зайца слушать не хотят.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
К морю синему пошли,
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!
Долго, долго крокодил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.
Прибегали два курчонка,
Поливали из бочонка.
Приплывали два ерша,
Тушат, тушат — не потушат,
Заливают — не зальют.
Тут бабочка прилетала,
Стало море потухать —
Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Разговор в парадном подъезде
Шли пионеры вчетвером
В одно из воскресений,
Как вдруг вдали ударил гром
И хлынул дождь весенний.
От градин, падавших с небес,
Ушли ребята под навес —
В подъезд чужого дома.
Они сидели у дверей
В прохладе и смотрели,
Как два потока все быстрей
Как забурлила в желобах
Вода, сбегая с крыши,
Как потемнели на столбах
Вошли в подъезд два маляра,
Встряхнувшись, точно утки,—
Как будто кто-то из ведра
Их окатил для шутки.
Вошел старик, очки протёр,
И начал долгий разговор
С короткого вопроса:
— Вы, верно, жители Москвы?
— Да, здешние — с Арбата.
— Ну, так не скажете ли вы,
Чей этот дом, ребята?
— Чей это дом? Который дом?
— А тот, где надпись «Гастроном»
— Ничей,— ответил пионер.
Другой сказал: — СССР.
А третий: — Моссовета.
Старик подумал, покурил
И не спеша заговорил:
— Была владелицей его
До вашего рожденья
Спросили мальчики: — Чего?
Что это значит «Хитрово»?
— Не учрежденье, а лицо!—
Старик и выпустил кольцо
Дочь камергера Хитрово
Была хозяйкой дома,
Его не знал я самого,
А дочка мне знакома.
К подъезду не пускали нас,
С домовладелицей не раз
Катались мы в карете.
Не на подушках рядом с ней,
А сзади — на запятках.
Гонял оттуда нас лакей
В цилиндре и в перчатках.
— Что значит, дедушка, «лакей»?
Спросил один из малышей.
— А что такое «камергер»?—
Спросил постарше пионер.
— Лакей господским был слугой,
А камергер — вельможей,
Но тот, ребята, и другой —
Почти одно и то же.
У них различье только в том,
Что первый был в ливрее,
Второй — в мундире золотом,
При шпаге, с анненским крестом,
С Владимиром на шее.
— Зачем он, дедушка, носил,
Один из мальчиков спросил,
Смущаясь и краснея.
— Не понимаешь? Вот чудак!
«Владимир» был отличья знак.
«Андрей», «Владимир», «Анна» —
Так назывались ордена
В России в эти времена…—
Сказали дети: — Странно!
— А были, дедушка, у вас
— Нет, я гусей в то время пас
В деревне под Ромнами.
Мой дед привез меня в Москву
И здесь пристроил к мастерству.
Тут грозный громовой удар
Сорвался с небосвода.
— Ну и гремит!— сказал маляр.
Другой сказал: — Природа.
Казалось, вечер вдруг настал,
И дождь сильнее захлестал,
Старик подумал, покурил
И, помолчав, заговорил:
— Итак, опять же про него,
Про господина Хитрово.
Он был первейшим богачом
И дочери в наследство
Оставил свой московский дом,
— Да неужель жила она
В семиэтажном доме —
В авторемонтной мастерской,
И в парикмахерской мужской,
И даже в «Гастрономе»?
— Нет, наша барыня жила
Не здесь, а за границей.
Она полвека провела
В Париже или в Ницце,
А свой семиэтажный дом
Сдавать изволила внаем.
Этаж сенатор занимал,
Этаж — путейский генерал,
Два этажа — княгиня.
Еще повыше — мировой,
Полковник с матушкой-вдовой,
А у него над головой —
Фотограф в мезонине.
Для нас, людей, был черный ход,
А ход парадный — для господ.
Хоть нашу братию подчас
Людьми не признавали,
Но почему-то только нас
Служил он у хозяев.
А в «Гастрономе» торговал
Тит Титыч Разуваев.
Он приезжал на рысаке
К семи часам — не позже,
И сам держал в одной руке
Имел он знатный капитал
И дом на Маросейке.
Но сам за кассою считал
— А чаем торговал Перлов,
Фамильным и цветочным!—
Сказал один из маляров.
Другой ответил: — Точно!
— Конфеты были Ландрина,
А спички были Лапшина,
Купец Багров имел затон
Гонял до Астрахани он
Он не ходил, старик Багров,
И не ловил он осетров
В привольных волжских водах.
Его плоты сплавлял народ,
Его баржи тянул народ,
А он подсчитывал доход
От всей своей флотилии
И самый крупный пароход
Назвал своей фамилией.
На белых ведрах вдоль бортов,
На каждой их семерке,
Была фамилия «Багров» —
По букве на ведерке.
— Тут что-то дедушка, не так:
Нет буквы для седьмого!
— А вы забыли твердый знак!—
Сказал старик сурово.—
Два знака в вашем букваре.
Теперь не в моде твердый,
А был в ходу он при царе,
И у Багрова на ведре
Он красовался гордо.
Была когда-то буква «ять»…
Но это — только к слову.
Вернуться надо нам опять
К покойному Багрову.
Скончался он в холерный год,
Хоть крепкой был породы,
А дети продали завод,
— Да что вы, дедушка! Завод
Нельзя продать на рынке.
Завод — не кресло, не комод,
Не шляпа, не ботинки!
— Владелец волен был продать
И даже в карты проиграть
Он мог его свободно.
Всё продавали господа:
Дороги, рельсы, поезда,—
Лишь выгодно продать бы!
Принадлежал иной завод
На Каме трудится народ,
А весь доход — в Германии.
Не знали мы, рабочий люд,
Кому копили средства.
Мы знали с детства только труд
И не видали детства.
Нам в этот сад закрыт был вход.
Цвели в нем розы, лилии.
Он был усадьбою господ —
Не помню по фамилии…
Сад охраняли сторожа.
И редко — только летом —
В саду гуляла госпожа
Румяный маленький кадет,
Как офицерик, был одет.
И хвастал перед нами
Мундиром с галунами.
Мне нынче вспомнился барчук,
Когда суворовец — мой внук —
Прислал мне свой портретик.
Ну, мой скромнее не в пример,
Растет не по-кадетски.
Он тоже будет офицер,
Но офицер советский.
— А может, выйдет генерал,
Коль учится примерно,—
Один из маляров сказал.
Другой сказал: — Наверно!
— А сами, дедушка, в какой
Вы обучались школе?
В сапожной мастерской
Сучил я дратву день-деньской
Я проходил свой первый класс,
Когда гусей в деревне пас.
Второй в столице я кончал,
Когда кроил я стельки
И дочь хозяйскую качал
В скрипучей колыбельке.
Потом на фабрику пошел,
И уж последнюю из школ
Прошел я под винтовкой.
Так я учился при царе,
Как большинство народа,
И сдал экзамен в Октябре
Нет среди вас ни одного,
Кто знал во время оно
Дом камергера Хитрово
Да, изменился белый свет
За столько зим и столько лет!
Мы прожили недаром.
Хоть нелегко бывало нам,
Идем мы к новым временам
И не вернемся к старым!
Я не учен. Зато мой внук
Проходит полный курс наук.
Не забывает он меня
И вот что пишет деду:
«Пред лагерями на три дня
Гостить к тебе приеду.
С тобой ловить мы будем щук,
Вдвоем поедем в Химки…»
Вот он, суворовец — мой внук,—
С товарищем на снимке!
Прошибла старика слеза,
И словно каплей этой
Внезапно кончилась гроза.
И солнце хлынуло в глаза
Струей горячей света.
По определению филолога-фольклориста В. Я. Проппа, небылица — разновидность сказочного жанра, в которой «действительность выворочена наизнанку». К небылицам относятся повествования «о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д.»
Андрей Синявский в исследовании русского фольклора называет небылицы и небывальщины рассказами «о том, чего никогда не было и заведомо не могло быть. Это откровенно алогичные ситуации и словосочетания, рассчитанные на комический эффект».