Что такое неформальная организация
Вопрос 16 Что такое неформальная организация?
Вопрос 16 Что такое неформальная организация?
Ответ
К неформальным организациям относятся спонтанно (самопроизвольно) возникающие группы людей, подпадающие под определение организации (сознательная координация деятельности по достижению цели). Может быть легальной и нелегальной. Это разделение по характеру деятельности: не запрещенная или запрещенная законом. Примеры: временная группа для выполнения определенной работы; клуб генераторов идей; кружки качества; группа самодеятельных изобретателей; объединение единомышленников (кружок по изучению, кружок по обмену опытом); хошар (в азиатских странах совместный труд соседей на добровольной основе: строительство дома, рытье канала и т. п.); бригада соседей по ремонту дороги, посадке сада и т. п. Нелегальные неформальные организации: преступные сообщества, экстремистские организации.
Неформальные организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческая деятельность неформальных организаций осуществляется на нелегальной основе, поскольку они не зарегистрированы и не могут заниматься коммерческой деятельностью законно.
В настоящее время социально-экономический потенциал неформальных организаций недооценивается.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Вопрос 79 Организация маркетинга
Вопрос 79 Организация маркетинга Ответ Организация маркетинга включает в свой состав следующие вопросы:• построение и совершенствование организационной структуры управления маркетингом в фирме;• подбор маркетологов и повышение их квалификации;• организация
Вопрос 80 Организация маркетинга по функциональному принципу
Вопрос 80 Организация маркетинга по функциональному принципу Ответ В малом бизнесе все основные маркетинговые функции может выполнять один человек (как правило – руководитель, реже – специалист, должность которого может называться по-разному, например управляющий
Вопрос 81 Организация маркетинга по товарному принципу
Вопрос 81 Организация маркетинга по товарному принципу Ответ Товарная (продуктовая) организация означает наличие в структуре подразделений, специализирующихся на маркетинге определенных продуктов или товарных групп (рис. 117). Такая структура характерна для компаний,
Вопрос 82 Организация маркетинга по региональному принципу
Вопрос 82 Организация маркетинга по региональному принципу Ответ Региональная организация управления маркетингом характерна для компаний, работающих на неоднородных, с четко очерченными границами рынках (рис. 118). При этом производимые фирмой товары должны быть
Вопрос 83 Организация маркетинга по рыночному принципу
Вопрос 83 Организация маркетинга по рыночному принципу Ответ В наибольшей степени концепции маркетинга соответствует рыночная организация управления маркетингом в фирме (рис. 119). Она нацелена на более полное удовлетворение требований, предъявляемых к товару отдельной
Вопрос 14 Что такое организация?
Вопрос 14 Что такое организация? Ответ Нормативного (обязательного к использованию и общепризнанного) определения организации нет.Под организацией следует понимать группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (одной или
Вопрос 15 Что такое формальная организация?
Вопрос 15 Что такое формальная организация? Ответ Формальная организация официально учреждена. Цели формальной организации закреплены в учредительных документах (устав, учредительный договор). Функционирование формальной организации регулируется нормативными актами
Вопрос 61 Что такое стратегия?
Вопрос 61 Что такое стратегия? Ответ Определений стратегии имеется много. В данном учебном пособии под стратегией будем понимать генеральную программу действий организации, отражающую логику бизнеса. Логика бизнеса определяет, за счет чего фирма может получить
Вопрос 81 Что такое сетевая организация?
Вопрос 81 Что такое сетевая организация? Ответ Сетевая структура относится к адаптивным структурам. Сетевая структура представляет собой новейший подход к департаментализации. Сетевая структура означает, что организация поручает большинство своих функций независимым
Вопрос 82 Что такое виртуальная организация?
Вопрос 82 Что такое виртуальная организация? Ответ Виртуальная организация относится к адаптивным структурам. Виртуальная организация представляет собой модификацию сетевой структуры. В этом случае специалисты собираются вместе для осуществления конкретного проекта.
Вопрос 84 Что такое делегирование?
Вопрос 84 Что такое делегирование? Ответ Делегирование как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Можно добавить к этому классическому определению: «лицу или группе
Вопрос 89 Что такое ответственность?
Вопрос 89 Что такое ответственность? Ответ Ответственность – это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Ответственность не может делегироваться ниже, подчиненному. Она остается за тем, кому были
Вопрос 91 Что такое единоначалие?
Вопрос 91 Что такое единоначалие? Ответ В соответствии с принципом единоначалия сотрудник организации должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать только перед ним. В этом случае все формальные коммуникации проходят только по цепи команд. Сотрудник
Вопрос 121 Что такое неформальная коммуникация?
Вопрос 121 Что такое неформальная коммуникация? Ответ Неформальная коммуникация (неформальные каналы коммуникаций, социальные коммуникации, поддерживающие коммуникации, слухи). Неформальные каналы сосуществуют с формальными, не зависят от иерархического уровня и
Глава 2 Что такое организация? Результативность и эффективность организации
Глава 2 Что такое организация? Результативность и эффективность организации 2.1. Определение организации В основе создания каждой организации лежит идея о том, как можно наладить производство и продажу некоего продукта, обладающего определенными потребительскими
Неформальная организация
Добавлено в закладки: 0
Что такое неформальная организация? Описание и определение понятия.
Неформальная организация — это спонтанно организовавшаяся группа граждан, которые приступают к регулярному взаимодействию, чтобы в результате достичь определенной поставленной перед ними цели.
Достаточно благоприятной средой для организации подобного рода неформальных групп является именно трудовая среда.
Во многом благодаря формальной структуре указанной организации и ее непосредственным задачам, одни и те же граждане по обыкновению собираются вместе на регулярной основе (к примеру, ежедневно), а задачи, которые они вместе решают, заставляют их довольно часто общаться и соответственно взаимодействовать друг с другом. Таким образом, естественным путем в результате такого интенсивного социального взаимодействия происходит спонтанное возникновение различных неформальных организаций. Стоит упомянуть, что в любой большой формальной организации существует далеко не одна неформальная организация. Подавляющее большинство из них просто и свободно объединены в так называемую сеть.
Рассмотрим более детально, что значит неформальная организация.
Существует некоторая схожесть неформальных и формальных организаций. Таким образом в них имеется своего рода иерархия, лидеры и задачи. В так называемых спонтанно возникших объединениях имеются свои неписаные правила, которые называются нормами. Такие правила служат для членов всей организации признанным эталоном поведения. Более того, эти нормы подкрепляются целой системой поощрений и санкций. Проще говоря, неформальная организация является выражением спонтанной реакции на неудовлетворенные собственные потребности. Говоря о структуре и типе неформальной организации, то они возникают по итогам социального взаимодействия членов данного объединения.
Функции неформальной организации
Причины включения в членство любой неформальной организации состоят в том, что принадлежность к неформальному объединению вполне может обеспечить граждан психологическими выгодами, не менее важными для них, чем даже получаемая заработная плата. Среди прочего можно перечислить следующее функции:
Чувство принадлежности служит первой причиной включения в членство неформальной группы, так как это, наверное, одна из самых сильных и значимых для человека эмоциональных потребностей. Зачастую люди, работа которых не дает им возможности устанавливать и в дальнейшем поддерживать социальные контакты не ощущают удовлетворения ею. Однако, несмотря на это, довольно солидная часть формальных организаций вполне сознательно лишают граждан возможностей иметь социальные контакты.
Также и помощь, которую граждане в различного рода ситуациях могут намного легче получить у своих коллег по работе, нежели у начальства, является мощным мотивом для вступления в такие неформальные объединения. Например обговорим самую обычную ситуацию: новому работнику скорее всего удобнее и легче попросит своего коллегу объяснить ему, каким образом выполнить ту или иную задачу. Получение таким образом помощи от коллег по работе полезно сразу обоим, как тому, кто получил ее, и, конечно же тому, кто таковую помощь оказал. В результате всего получаем следующий итог: тот, кто оказывает помощь приобретает авторитет и самоуважение, а получающий – необходимое руководство к действию.
Что касается защитной функции неформального объединения, то можно сказать что она основывается на силе единства. Такая защита осознается абсолютным большинством людей, что и побуждает последних в итоге вступать в подобные организации. Стоит заметить, что защитная функция получает наиболее весомое значение именно тогда, когда начальство утратило доверие подчиненных. Руководители же, в свою очередь, также могут образовать неформальную организацию для обеспечения защиты «своей зоны» от нежелательного вторжения иных подразделений компании. К примеру сотрудники отдела маркетинга хотят попробовать добиться определенных прерогатив, которые по обыкновению доступны для финансовых подразделений. Такие сотрудники будут участвовать в проведении неформальных собраний для разработки и реализации путей достижения поставленной цели.
Следующая функция неформальной группировки это общение. Оно необходимо каждому гражданину, чтобы владеть полной информацией о том, что происходит вокруг. Однако, во многих формальных организациях система так называемых внутренних контактов очень слабо развита. Зачастую случается, что руководство специально скрывает от своих подчиненных какую-либо информацию. А значит, одной из причин вступления в ряды неформального объединения является именно доступ к неформальной информации, то есть к слухам.
Не стоит забывать также и о симпатии. Эти потребности граждан, могут удовлетворяться при вступлении к неформальным группам для того, чтобы быть как можно ближе к тем лицам, которым они симпатизируют. Так как внутри любой компании, фирмы или производства сотрудники, которые работают вместе, зачастую имеют достаточно много общего, они могут испытывать симпатию друг к другу. В итоге они могут вместе обедать, говорить о работе или о личных делах во время перерывов, а также могут даже обращаться к начальству с просьбами о повышении заработной платы или улучшении условий труда. Ряд исследований показывает, что люди имеют склонность устанавливать более тесные отношения скорее с теми гражданами, которые находятся в непосредственной близости к первых, чем с теми, кто находится на определенном, пусть даже довольно не большом расстоянии.
Свойства неформальных объединений в достаточной мере отличаются от свойств формальных объединений.
Социальный контроль
Социальный контроль — это установление и укрепление групповых эталонов допустимого и недопустимого поведения.
Для того, чтобы быть принятым организацией и в дальнейшем сохранить в ней свое место, гражданин обязан полностью соблюдать все эти установленные нормы. В каждом неформальном объединении существуют свои собственные правила. Таковые могут касаться стиля одежды, характера поведения, приемлемых видов работы и общих правил поведения. Несоответствие этим эталонам может жестко караться. Для тех, кто их сознательно нарушает, может быть уготовано отчуждение. Соцконтроль, который осуществляется неформальной группировкой, может оказать очень положительное влияние и, соответственно, направить действия на реализацию задач, поставленных формальной организацией.
Сопротивление переменам бывает довольно типичным явлением в неформальных организациях. Такая ситуация может объяснятся тем, что разного рода перемены могут нести в себе угрозу для дальнейшего существования неформального объединения. Реорганизация, внедрение новых производственных фондов или технологии, появление значительной группы новых работников может вызвать распад неформальной организации. Иногда изменения подобного рода могут открыть возможность определенным группам добиться желаемого положения и власти. Возьмем, к примеру, группу управляющих среднего уровня, которые могут сопротивляться внедрению компьютерной техники на производстве или компании, опасаясь, что новая техника заменит их и, соответственно, отнимет у них работу. Так как обычно граждане реагируют не на то, что происходит объективно, а на то, что происходит по их личному представлению, предполагаемое изменение вполне может показаться упомянутой группе гораздо более опасным, чем оно имеется на самом деле.
У каждой неформальной организации есть свой фактический руководитель или неформальный лидер. Подобные лидеры достигают своего положения, добиваясь власти и затем применяя ее к участникам объединения, подобно как и лидеры формальных организаций. По сути, существенных отличий в средствах, которые применяются лидерами как формальных, так и неформальных групп для оказания воздействия – нет. Отличием служит только то, что лидер формального объединения имеет поддержку в виде предоставленных ему официальных полномочий и по обыкновению действует в строго отведенной ему определенной функциональной области. Опорой же неформального лидера является признание его группой таковым. Во всех своих действиях он стремится делать ставку на граждан и их межличностные взаимоотношения. Сферой влияния неформального лидера может быть даже выход за административные рамки формальной организации.
Любой неформальный лидер должен иметь минимум две первостепенные функции:
Иногда бывает, что данные функции выполняются совершенно разными людьми, однако при этом, один обязан обеспечивать достижение целей организации, а другой, в свою очередь, обеспечивать социальное взаимодействие.
Управление неформальной организацией
Модель, разработанная Хомансом, объясняет взаимодействие формальных и неформальных организаций. В данной модели под видами деятельности следует понимать задачи, которые выполняются гражданами. В ходе выполнения поставленных задач граждане вступают в так называемое взаимодействие, которое, в свою очередь, способно сильно влиять на появление положительных и отрицательных эмоций по отношению друг ко другу и, непосредственно, к начальству. Такие эмоции, в свою очередь, существенно влияют на то, каким образом работники будут заняты выполнением своей деятельности, и каким образом они будут взаимодействовать впоследствии. Модель достаточно ясно показывает, каким образом из процесса управления, то есть предоставление заданий, которые вызывают взаимодействие, образовываются неформальные объединения. Такая модель убеждает в необходимости управления неформальным объединением, которое существенно влияет на эффективность непосредственно самой формальной организации.
Проблемы и преимущества, которые связанны с неформальными объединениями.
Главной проблемой, которая осложняет управление неформальными объединениями, как бы это не выглядело странным, так это довольно низкое мнение о них среди менеджеров компании. В действительности часть неформальных объединений могут вести себя таким образом, что это будет достаточно негативно сказываться на достижении формальных целей. Они также могут оказывать серьезное сопротивление любым переменам, а также участвовать в распространении ложных слухов, которые порочат репутацию руководства. Такие выпады зачастую мешают руководству замечать и сосредоточиваться на огромных потенциальных выгодах от действия неформальных объединений.
К примеру, для того, чтобы быть стать членом организации, нужно работать в компании, и таким образом преданность группе вполне может перейти в преданность самой организации. Задачи и цели группы могут совпадать с задачами и целями формальной организации, а нормы эффективности неформального объединения, в свою очередь, могут превышать нормы формальной группы. Так называемый дух коллективизма, характерный для определенных объединений и порождающий довольно сильное стремление к успеху, зачастую берет свое начало именно из неформальных взаимоотношений. Таким образом, неформальные каналы связи могут оказывать существенную помощь компании в целом, дополняя тем самым формальную систему коммуникаций.
Теоретики в области менеджмента предлагают такой подход к неформальным объединениям и группам:
Мы коротко рассмотрели что такое неформальная организация, ее функции, деятельность, управление, а также ее преимущества и недостатки. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Научная электронная библиотека
Басенко В. П., Жуков Б. М., Романов А. А.,
6.1. Неформальные организации и неформальные лидеры
Формальная организация создается по воле руководства. Но как только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.
Процесс развития неформальных организаций и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию у этих организаций свойств, которые делают их одновременно и похожими, и непохожими на формальные организации. Ниже приводится краткое описание основных характеристик неформальных организаций, которые имеют прямое отношение к управлению, так как оказывают сильное влияние на эффективность формальной организации.
Социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать влияние и направить к достижению целей формальной организации. Он также может повлиять на мнение о руководителях и справедливости их решений.
Сопротивление переменам. Люди могут также использовать неформальную организацию для обсуждения предполагающихся или фактических перемен, которые могут произойти в их отделе или организации. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации. Реорганизация, внедрение новой технологии, расширение производства и, следовательно, появление большой группы новых сотрудников и т.п. может привести к распаду неформальной группы или организации, либо к сокращению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных нужд. Подчас такие изменения могут дать возможность конкретным группам добиться положения и власти.
Поскольку люди реагируют не на то, что происходит объективно, а на то, что происходит по их представлению, предлагаемое изменение может показаться группе гораздо более опасным, чем оно есть на самом деле. Например, группа управляющих среднего уровня может сопротивляться внедрению вычислительной техники из опасения, что эта техника отнимет у них работу как раз в тот момент, когда руководство собирается расширить сферу их компетенции.
Сопротивление будет возникать всякий раз, когда члены группы будут усматривать в переменах угрозу дальнейшему существованию своей группы как таковой, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, общим интересам или положительным эмоциям. Руководство может ослабить это сопротивление, разрешая и поощряя подчиненных участвовать в принятии решений.
Что такое неформальная организация
3.1. Понятие организации. Формальные и неформальные организации
Деятельность менеджеров осуществляется в организации. Из всего многообразия определений понятия «организация» можно выделить следующие:
– организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы;
– организация как совокупность взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда;
– организация как группа людей с общими целями.
Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией: наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы; наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы; наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Существуют формальные и неформальные организации. Формальная организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Неформальная организация – спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействия друг с другом. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением очень незначительных. Для того, чтобы неформальные организации не противостояли основной деятельности организации, необходимо:
1) менеджер должен согласиться и принять тот факт, что неформальная организация существует;
2) неформальная организация может быть ценной, чтобы помочь менеджеру достичь его целей;
3) выявить неформальных лидеров и управлять ими;
4) попытаться объединить цели неформальной и формальной организации;
5) менеджер должен согласиться с тем, что вне зависимости от того, что он делает, неформальные организации продолжают существовать.
Причины, побуждающие людей вступать в неформальные отношения, можно сгруппировать следующим образом:
1) чувство принадлежности. Удовлетворение потребности в чувстве принадлежности – одно из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Поскольку большинство формальных организаций лишает людей возможностей социальных контактов, сотрудники обращаются к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести;
2) взаимопомощь. Можно обратиться за помощью к своему формальному начальнику, однако многие сотрудники предпочитают прибегать к помощи своих коллег;
3) защита. Важной причиной вступления в неформальную организацию является осознанная потребность в защите;
4) общение. Во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию, доступ к неформальному получению информации (слухам) возможен только в неформальной организации;
5) симпатия. Люди часто присоединяются к неформальным группам для того, чтобы быть ближе к тому, кто им симпатичен.
Неформальные организации одновременно могут быть похожими и непохожими на формальные организации. Можно выделить признаки, характеризующие неформальные организации:
1) социальный контроль. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Речь идет об установлении и укреплении норм – групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Тех, кто нарушает эти нормы, ждет отчуждение. Менеджеру в этой связи следует знать, что социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать положительное влияние на достижение целей формальной организации;
2) сопротивление переменам. В неформальных организациях всегда наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации;
3) неформальные лидеры. Неформальные организации также имеют своих лидеров. Их отличие от формальных состоит в том, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выполняет две первостепенные функции: помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее существование.
Существование неформальных групп в организации – нормальное явление. Такие группы чаще всего укрепляют трудовой коллектив, и формальный руководитель организации должен их поддерживать.
Все организации обладают рядом общих характеристик, представленных на рис. 3.1.1. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой, зависимость от внешней среды. Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Организации полностью зависимы от окружающего мира – от внешней среды – как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.
Цель всякой организации включает преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые
организацией, – это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.
Рис. 3.1.1. Общие характеристики организации
Разделение труда, всей работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда. По горизонтали труд разделяется, как правило, по функциональному, товарно-отраслевому и квалификационному признакам. Функциональное разделение труда находит отражение прежде всего в специализации работников по видам деятельности. В данном случае обособляются отдельные функции и выделяются соответствующие работники для их выполнения. Разделение труда по товарно-отраслевому признаку связано со специализацией и ограничением в выполнении конкретных трудовых операций и процедур. Квалификационное разделение труда основывается на том, что при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации. В таком случае не должен нарушаться принцип, согласно которому ни один работник высокой квалификации не должен делать работу, которую может выполнить работник более низкой квалификации. Нарушение этого принципа повышает стоимость работ и ведет к расточительству человеческих ресурсов.
Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. В укрупненном плане вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям: общее руководство – выработка и проведение в жизнь главных, перспективных направлений деятельности организации; технологическое руководство – разработка и внедрение прогрессивных технологий; экономическое руководство – стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности организации, внедрение хозрасчета и обеспечение рентабельной работы; оперативное управление – составление и доведение до микроколлективов и отдельных исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за ходом и количеством производственного процесса; управление персоналом – подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации.
Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами. Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели.
Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации.
Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий.
Рождение организации: главная цель заключается в выживании; руководство осуществляется одним лицом; основная цель – выход на рынок.
Детство и юность: главная цель – получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача – укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда – планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу.
Зрелость: главная цель – систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий; основная задача – рост по разным направлениям деятельно- ста, завоевание рынка; задача в области организации труда – разделение и кооперация труда, премирование за индивидуальные результаты.
Старение организации: главная цель – сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий; основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях.
Возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении оживления по всем функциям; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача – омоложение, внедрение инновационного механизма, научной организации труда и коллективное премирование.
В зависимости от правовой формы различают следующие виды организаций: коммерческие организации, некоммерческие организации, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, государственные предприятия.
Юридические лица дифференцированы по цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческой организацией является предпринимательское образование, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческой организацией является образование, не имеющее извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль среди участников. Она может быть представлена общественными и религиозными организациями, учреждениями, потребительскими кооперативами и благотворительными фондами, различными союзами и ассоциациями юридических лиц.
Хозяйственные товарищества и общества – коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью. В товариществах и обществах объединяются средства и усилия их участников для достижения единой хозяйственной цели.
Товарищества характеризуются более тесными личными отношениями участников, это чаще всего объединения лиц, в которых личные качества участников имеют определяющее значение. В обществах на первом плане – объединение капиталов, а личные качества участников не имеют решающего значения.
Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – товарищество, в котором вместе с участниками осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал разделен на доли, которые определяются в учредительном договоре.
Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью – учреждается одним или несколькими лицами, уставной капитал при этом разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
Акционерное общество – общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций. Участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерные общества могут быть открытого и закрытого типа. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, являются открытыми акционерными обществами. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом.
Дочерние и зависимые общества. Хозяйственное общество является дочерним, если основное хозяйственное общество с преобладающим участием в уставном капитале имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Основное общество может влиять на дела дочернего двумя способами: а) давать общие направления деятельности, не вмешиваясь в конкретные сделки, б) давать обязательные указания по конкретным сделкам. Зависимое хозяйственное общество является таковым, если другое (преобладающее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Производственный кооператив – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности.
Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо. Унитарными могут быть только государственные или муниципальные предприятия. Унитарное предприятие может быть основано на праве хозяйственного ведения или на праве хозяйственного управления.
Государственное предпринимательство. Предпринима-тельство как особая форма экономической активности может осуществляться как в частном, так и в государственном секторе. Частные предпринимательские структуры и предприниматели либо возникают в ходе приватизации или разгосударствления прежних государственных и муниципальных предприятий, либо создаются частными юридическими и физическими лицами. Организации могут иметь представительства и филиалы. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений. Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Выходные данные учебника:
Репина Е.А., Анопченко Т.Ю, Володин Р.С., Менеджмент. Учебное пособие [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2015, –316 с.