Что такое неформальные институты

Нефоральные институты экономики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие экономических институтов

Общество любого государства и мира состоит из людей, вступающих во взаимоотношения друг с другом. Если рассматривать связи с экономической точки зрения, то один экономический агент оказывается в центре множества хозяйственных связей при совершении любого действия. Справедливость отношений между людьми регулируется законами. Постепенно в обществе складываются определенные правила поведения, а также нормы проведения тех или иных сделок. В итоге формируются институциональные отношения.

Под экономическим институтом понимается поведение в обществе, согласно установленным правилам, дополненное механизмом принуждения к обязательному исполнению.

Данное понятие начало применяться еще в классической школе политэкономии. В семнадцатом веке общественные институты определялись как результат социального взаимодействия между людьми, носящего хаотичный, принудительный характер. В восемнадцатом веке была выдвинута гипотеза, что все институциональные отношения сложились спонтанно, как продукт социальных отношений. Они подчиняются общим правилам и несут положительный общественный эффект.

Субъектами экономических институтов выступают люди, а объектами любые формы экономической деятельности. Природа формирования институтов позволяет их разделить на:

Таким образом, экономические институты представляют собой особую привычную схему поведения субъектов в тех или иных хозяйственных ситуациях. Правила поведения могут быть универсальными, обычно прописанными в официальных законодательных актах и сводах. Так же они могут регулироваться партикулярными нормами и санкциями. Стоит отметить, что если субъект не подчиняется официальным законам, это еще не означает, что он действует вне системы. Его работа может подчиняться неформальным правилам ведения хозяйственных отношений.

Неформальные институты экономики

Неформальная экономическая среда формирует разнообразие институциональных отношений. Связано это со множеством сегментов, в каждом из которых действуют свои правила поведения. Однако, их объединяет общая природа, основанная на социальных договорных нормах и культурных традициях. Так же различаются наказания за несоблюдение установленных норм. К ним можно отнести любые санкции от физической расправы до социальной изоляции. В рамках неформальной части экономических институтов рассматриваются методы осуществления обмена, принципы владения собственностью и осуществление управления.

Готовые работы на аналогичную тему

Неформальная сфера отношений делится на рыночную и нерыночную. К рыночной части относится теневая или криминальная экономика. Сюда относят следующие направления:

Согласно официальной процедуре регистрации предприятия, оформления его собственности и осуществления коммерческой деятельности, необходимо пройти все необходимые процедуры оформления документов, а также осуществлять регулярные налоговые отчисления в государственный бюджет. Теневая экономика руководствуется несколько другими правилами, хотя структура отношений сохраняется прежней. В ней существуют денежные «откаты», особая иерархия подчинения. Наличие «покровителей» обеспечивает доступ к необходимым ресурсам. Притязания на доходы осуществляются путем ухода от уплаты налогов, нелегальными методами выведения денежных средств и так далее. Санкции в теневой неформальной экономике намного жестче, чем при осуществлении официальной легальной деятельности.

Стоит отметить, что неформальные институты могут присутствовать во вполне легальных сферах бизнеса. Они не носят криминальный характер, но позволяют снимать напряженность отношений между субъектами в тех местах, где закон удлиняет или осложняет процедуру взаимодействия. Например, в некоторых культурах управление предприятием носит неформальный характер, все связи между людьми выстраивают больше на основе личных контактов и взаимоотношений. Заключение части контрактов так же может быть неформальным. В случае нарушения они не будут рассматриваться в суде, гарантом обычно выступает авторитетное лицо.

Неформальные экономические институты в России

Отметим, что формальные и неформальные экономические отношения обычно сосуществуют наравне друг с другом. В российской экономике возникает ряд противоречий между двумя институтами. В силу определенных культурных особенностей в России весьма развиты неформальные личные отношения в сфере бизнеса, поэтому для обеспечения эффективного функционирования рынка необходимо две системы адаптировать друг под друга. Как правило, неформальные отношения складываются естественным путем, однако, их намного сложнее изменить. Единственным способом можно назвать адаптацию официальных норм и законов под сложившиеся методы ведения бизнеса, с целью дальнейшего изменения принципов неформального взаимодействия.

Такой подход позволит со временем избавиться от черного рынка и сократить количество теневых сделок. Для российской экономики характерно наличие неформальных институтов в сфере узких коммерческих интересов. Сюда относят взятки, откаты, злоупотребление властным положением и так далее. Задачей официального закона становится поиск путей нивелирования подобных неформальных отношений. Однако, подобные отношения не способны решать вопросы, удовлетворяющие интересы обеих сторон сделки.

Сейчас в России используются различные методы и институты борьбы с коррупцией. Например, создание института кураторства, повышение ответственности управляющих кредитными организациями, применение международной практики борьбы с коррупцией, так же обеспечивается открытость работы организаций и доступность информации по сделкам.

Источник

Роль неформальных институтов в российской экономике

Экономические науки

Похожие материалы

В настоящее время появилась большая значимость неформальных институтов, это ярко отражается в культуре, морали, менталитете, чувствах, народных обычаях и традициях, этических принципах, а также в системе отношений, связанных с экономикой.

Отсутствие неформальных институтов, которые объединяют общество и создают основу для реализации общих интересов, может привести к разделению, засилью идеологии потребительства, индивидуализма, культа богатства, в результате чего в современной России увеличивается инфляция, экономические нужды, и появляются уродливые формы их реализации.

Институциональное регулирование не ограничивается только созданием формальных институтов. Регулирование должно влиять на образование новых, изменение существующих и уничтожение устаревших неформальных институтов.

К главной задаче институционального регулирования относится сочетание неформальных и формальных институтов. Взаимодействие неформальных и формальных институтов, как уже отмечалось, обычно происходит по нескольким различным сценариям. На мой взгляд, важными среди них являются следующие.

Роль неформальных институтов, их взаимодействие с формальными институтами является чрезвычайно важным для экономики Российской Федерации. Есть проблема взаимного соответствия между неформальных институтов, сложившихся в рамках экономического сообщества формальными правилами, которые устанавливаются Правительством.

Формальные экономические институты должны соответствовать и поддерживаться неформальные практики, присущие экономической среде. Если формальные и неформальные правила находятся в конфликте, то надо или отменить формальные правила, или адаптировать их неформальными институтами с целью влияния на последних дальнейшими изменениями в соответствии с общим институциональным интересом.

Институциональное регулирование экономической деятельности должно создать институциональные рамки, во избежание параллельного действия и конфликтов формальных и неформальных институтов в различных направлениях. Это приводит к нестабильности экономической системы, переходу в теневую экономику, появлению коррупции и преступности. Примерно в то же время могут возникнуть неприемлемые последствия институционального регулирования, основанные на установлении формальных правил, которые противоречат неформальным порядкам, способу мышления, существующим в экономическом сообществе.

На мой взгляд, можно выделить две большие группы неформальных институтов в экономической среде.

Сегодня в Российской экономической системе приобретают силы неформальные институты, нацеленные чаще всего на исполнение узких частных экономических интересов (таких как коррупция, спекуляция и ее формы: взятки, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями и т. д.). В конкретном случае, цель институционального регулирования — это ослабление таких правил поведения. С другой стороны, находятся в забытом, полуразрушенном состоянии такие правила, создающие условия для исполнения общих интересов, направленные на повышение благосостояние общества путем удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов в экономических продуктах и услугах (экономическая культура, деловая этика, экономические знания населения, национальные и религиозные ценности). В данном случае, цель институционального управления — это создание и трансформация этих правил в значимо- социальные экономические институты.

Присутствующие в современном обществе в России неформальные институты не способны выполнять функции институционального регулирования экономической деятельности. Это значит, что они не способны создавать такие правила и порядок, обеспечивающие реализацию общих институциональных интересов и в то же время создавая условия для развития хозяйственной деятельности. Кроме того, они очень агрессивны, например, институт коррупции. Мы считаем, что коррупция — общественный институт, ведь многие граждане смирились с коррупцией и воспринимают ее уже стереотипом поведения: для них это повседневные, привычные, само собой разумеющиеся, и в некоторых случаях необходимые действия.

Коррупция как институт помогает снижению транзакционных издержек для участников сделки: помогает экономить ресурсы на поиск информации, ведение переговоров, уменьшает неопределенность, гарантируя заранее положительный результат для участников сделки. Если неофициальные затраты по сделке являются менее формальными, и в результате обслуживание — лучше, быстрее и не обладает высокой карательной функцией риска, то сбегание из легального экономического становится неизбежным. Соответственно, неформальные нормы позволяют или действовать на периферии экономической системы и регулируют те вопросы, где нет консенсуса или заменять закон, который противоречит деловой практике.

По своей сути, коррупция, становится альтернативой морали и праву. Она активно воздействует на личные взгляды и общественное сознание, способствует формированию выгодных морально-нравственных установок, определяющих нравственный климат и правовую культуру в обществе, снижает, в конечном итоге, мораль и право монополизации регулирования общественными отношениями.

Сегодня основные направления совершенствования формальных правил и институтов по предупреждению коррупции в экономической сфере это: развитие Института кураторства; развитие регулятивных мер для повышения ответственности советов директоров кредитных организаций; подходы, разработанные ведущими международными организациями по борьбе с коррупцией и отмыванием доходов, которые были получены преступным путем; обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, а также прозрачности структуры собственности и др.

Среди неформальных институтов, заслуживает особого внимания экономическая культура. Она является самым важным институтом для развития которой потребуется связь времен и передача из поколения в поколение.

Культура определяет ценности, правила поведения и нормы всех субъектов, тем самым выполняя латентную функцию мотивации и стабилизации. Как таковое, ее можно рассматривать нематериальным ресурсом для экономического развития.

Влияние экономической культуры на развитие экономики определяется тем, что люди усвоили стереотипы этой культуры и экономических традиций, ценностей и норм поведения, воплощенных в экономических действиях. В России, развитие экономической культуры является противоречивым, а иногда и неблагополучным, через разрушение старой культуры, разрыв поколений и попытки начать все с нуля.

К особенно важным элементам экономической культуры можно отнести экономические знания. Экономические знания в современности начинают играть все более возрастающую роль, именно они помогают в осмыслении, анализе поступающей из разных источников информации для того, чтобы можно было принять взвешенные и эффективные решения, легче адаптироваться в новых условиях. Благодаря им предоставляется большая свобода действий и, как следствие, повышается конкурентоспособность индивида.

Правительство России анонсировало разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Цель программы — повышение информированности и компетентности пользователей финансовыми услугами. Когда люди умеют соразмерить риск и доходность, хорошо информированы о существующих законах, имеют привычку читать договоры, которые подписывают, имеют навыки долгосрочного финансового планирования, предпочитая жить не одним днем, как раньше, то такие пользователи финансовых услуг уже не могут оказаться легкой добычей паники. Это явно облегчило бы ситуацию на финансовых рынках, и только ее улучшило.

Именно таким образом, результатом государственной политики становится постепенное формирование новых неформальных институтов.

Осознание может придать дополнительные силы для преодоления препятствий, чем грамотнее в финансовых вопросах будут люди, чем четче они будут понимать, что делают и что происходит, тем быстрее и эффективнее будет происходить адаптация ко всему новому. Рекомендуется для проведения крупномасштабных, комплексных и долгосрочных программ информирования населения о деятельности хозяйства, активный сбор и анализ полученной от общественности информации, поддержание постоянного взаимовыгодного диалога.

Наиболее эффективными являются возможности, предоставляемые СМИ, особенно на телевидении и радио. Публичные выступления экономического диалога в прямом эфире, круглые столы, онлайн-опросы, разнообразные темы и жанры общения и публикаций помогают объективно взглянуть на деятельность экономики и пересмотреть какие-то надуманные моменты в своих представлениях.

Таким образом, рынок требует наличия неписаных правил, и такие нравственные убеждения, как надежность, порядочность, солидарность. Чем выше уровень, культивируемых на рынке моральных ценностей, тем меньше необходимость для вмешательства государства. Формирование неформальных правил поведения в экономике, которые бы направляли деятельность своих субъектов в общий институциональный интерес, конечно, длительный процесс. Это требует изменения взглядов, традиций, поведения экономических субъектов, их образ мышления. Для создания таких неформальных институтов, возможно, потребуется жизнь не одного поколения. От ее решения зависит эффективность функционирования формальных институтов, созданных государством в процессе институционального регулирования.

Источник

Формальные и неформальные социальные институты

Вы будете перенаправлены на Автор24

Взаимосвязь формальных и неформальных социальных институтов

Вся человеческая жизнедеятельность институциализирована. Институциализация может носить формальный или неформальный характер. Следовательно, выделяют формальные и неформальные институты.

В любом обществе все социальные институты объединены между собой и взаимосвязаны, представляют сложную интегрированную систему. Такая интеграция основывается на том, что любому человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо участвовать в различных типах социальных институтов, как формальных, так и неформальных.

Система взаимосвязанных институтов регулирует поведение своих членов, обеспечивает им удовлетворение различных потребностей, обеспечивает развитие группы как единого целого. Эта система в социальной совокупности имеет сложную структуру, а развитие потребностей ведет к формированию новых институтов. Внутренняя согласованность в деятельности формальных и неформальных институтов является необходимым условием функционирования всего общества.

Формальные социальные институты

Формальный институт – это социальный институт, в котором объем средств и методов действия, функций регулируются правовыми актами, предписаниями законов, формально утвержденных установлений, распоряжений, регламентов, правил, уставов, должностных инструкций и т.д.

К формальным институтам относятся:

Формальные институты реализуют свои управленческие и контрольные функции на основе строго установленных формальных санкций (как позитивных, так и негативных, связанных с поощрением или наказанием).

Формальные институты играют важную роль в упрочении общества, так как являются одновременно и мощными канатами системы социальных связей, и гибким, прочным каркасом, определяющим прочность общества.

Неформальные социальные институты

Неформальный институт – это социальный институт, в котором отсутствуют установленные формальными правилами средства и методы деятельности, они не определены и не закреплены в нормативных документах и законодательных актах. Гарантия устойчивости организации отсутствует.

Готовые работы на аналогичную тему

Неформальные институты, в широком социальном смысле, осуществляют управленческие и контрольные функции, так как выступают результатом волеизъявления и социального творчества граждан:

В неформальных институтах социальный контроль происходит на основе норм, зафиксированных в общественном мнении, обычаях и традициях, т.е. неформальных санкций. Очень часто неформальные санкции выступают более эффективными средствами контроля за поведением людей, чем формальные санкции и нормы права. Иногда понести наказание со стороны официального руководства или представителей власти для людей более предпочтительно, чем принять негласное осуждение коллеги друзей.

Примером неформального института является институт дружбы. Дружба – устойчивое явление человеческого общества в современном мире, характеризующееся четкой, достаточно полной регламентацией. У института дружбы отсутствуют учреждения, нет профессионального закрепления прав и обязанностей, статусов партнеров. Формами социального контроля выступают позитивные (доверие, длительность знакомства, улыбка, симпатия) и негативные (ссора, обида, сплетни, прекращение дружеских связей) санкции, которые не оформлены в виде административных положений, нормативных актов и т.д.

Неформальные институты играют значительную роль в сфере межличностного общения в малых группах.

Источник

Лекция по теме 3

Оглавление

1. Формальное и неформальное регулирование экономики

Существуют два принципиально отличных институциональных механизма, регулирующих экономическую практику,– формальный и неформальный. Под институтами понимаются «правила игры в обществе или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» [Норт, 1997, с. 17]. Правило, сопровождаемое системой поощрений и наказаний, – самое краткое определение института.

Формальные институты – это закрепленная в документах идея того, как должно жить общество в понимании бюрократии, идея подчинения писаному правилу. Неформальные институты – самостоятельно сформированные и закрепленные в нормах и обычаях модели поведения людей как способы разрешения жизненных коллизий. Вопрос совмещения таких логик – это, в конечном счете, вопрос о возможности эффективного партнерства самоорганизации и бюрократии.

Концепция неформальности как институциональной исследовательской перспективы связана с работами Д. Норта. Он определил институты как ограничения, которые структурируют политические, экономические и социальные взаимодействия. Институты делятся на неформальные, суть которых в самопринуждении (self-enforcing) (например, табу, традиции, коды поведения, конвенции), и формальные, которые создаются и поддерживаются государством (писаные законы). Первые – результат сознательного конструирования бюрократической власти, вторые – результат спонтанного взаимодействия людей. То есть формальные институты гарантируются законом, а неформальные поддерживаются «приватно», через личные взаимодействия и механизм репутации. Неразрывность тандема формального и неформального следует хотя бы из того, что сама «неформальная экономика» порождена институциональными усилиями организовать общество по формальным схемам.

Роль институтов состоит в снижении неопределенности посредством установления стабильной (и необязательно эффективной) структуры взаимодействия. Д. Норт отмечал, что индивид совершает выбор между множеством норм различной природы и признает более вескими те нормы, которые соответствуют данной ситуации. Индивид рационален в том смысле, что он минимизирует когнитивные издержки ментального процесса в условиях ограниченной информации. С точки зрения индивида, тот факт, что правила формальны, т.е. исходят от государства, не определяют однозначно доверия к ним в данной конкретной ситуации.

Аналогом деления институтов на формальные и неформальные является деление на «внутренние» и «внешние». В первом случае механизм принуждения к их исполнению находится внутри общества, тогда как «внешние» институты принуждаются к исполнению государством [Voigt, Engerer, 2001]. Правда, авторы такого подхода – С. Фойгт и Х. Энгерер – к неформальному контролю общества относят лишь обычаи и традиции как один из типов «внутренних» институтов. Другие же «внутренние» институты – конвенции, этические правила и частные правила – эти авторы связывают с иными системами принуждения, а именно с внутренним должествованием и с организованным частным принуждением.

Можно говорить о постоянно идущих противоположно направленных процессах: формализации и деформализации как борьбе этих механизмов за влияние на экономическую практику.

Формализация – это процесс, в ходе которого государство в лице уполномоченных им органов устанавливает формальные (законодательно определенные) правила экономического взаимодействия. Укрепление формального порядка может осуществляться через расширение сферы государственного вмешательства (интервенция вширь) или через усиление роли государства в уже регулируемых сферах (интервенция вглубь).

Социально-экономический смысл этого действия – поставить хозяйственную активность и порождаемые ею интересы в ограничительные рамки, конфигурированные представлениями власти об общественном благе или целях развития (в частности, принятие законов, обеспечивающих модернизационный рывок) [Скотт, 2005].

Например, считая целесообразным развитие предпринимательства, государственные органы могут устанавливать определенные правила регистрации фирм, формы отчетности, требования к регистрации трудовых или коммерческих сделок, порядок налогообложения, технические требования к продукции и т.д. Это будут прописанные на бумаге положения, исполнение которых обязательно для получения формального права оперировать на рынке. Требования исходят от властей различного уровня, выражают их представления о «правильном» и целесообразном положении дел. При этом власти декларируют соблюдение таких требований, как «входной билет» на рынок, наказывая тех, кто хочет войти через «черный ход», игнорируя полностью или частично набор формальных предписаний. С такими предпринимателями власти борются, налагая штрафы, лишая лицензии, сажая в тюрьму. Должностные лица всех уровней и ведомств стоят на страже этой системы. Другими словами, власти не просто выставляют ряд требований, но и принуждают к их исполнению.

Однако далеко не все подчиняются. Цена такого «входного билета» часто оказывается не по карману предпринимателю. Тем более что вопрос, который стоит перед ним, – это вовсе не «быть или не быть», т.е. работать или уйти с рынка. Как правило, вопрос стоит несколько иной – «каким быть», т.е. у кого и по какой цене покупать этот билет – в кассе или «с рук». Выстраивать обезличенные, формально определенные отношения, скажем, с налоговой инспекцией, платя все налоги и штрафы за неизбежные ошибки в балансе, или же постараться установить деловые отношения с конкретным налоговым инспектором, который даст ценные советы по уменьшению налогооблагаемой базы и закроет глаза на ряд недочетов. Этот второй путь выбирают миллионы. Их действия по избеганию формальных правил не становятся хаотичными, встраиваясь в иной институциональный порядок. Неформальные правила поведения не подчиняются писаным правилам и не охраняются должностными лицами, используя иные механизмы распространения и санкций, о чем речь пойдет дальше. Зачастую неформальные правила не создаются с чистого листа, но являются реакцией на формальные нормы, т.е. формируются в результате процесса их деформализации.

Деформализация – процесс размывания формальных рамок за счет институционализации неформальных правил хозяйственного взаимодействия. Социально-экономическая сущность процесса деформализации состоит в создании пространства хозяйственной маневренности и гибкости, позволяющего превзойти возможности, дозируемые формальными институтами. При таком понимании неформальная экономика не сводится к сокрытию ряда экономических процессов от государства, а представляет собой многоуровневую активность по утаиванию результатов деятельности (возможно, полученных исключительно законно) от тех, кто на формальных основаниях имеет право ее контролировать и корректировать. Получается многослойная неформальность: хозяева и менеджеры скрывают что-то от государства, менеджеры от собственников, среднее звено от высшего, рядовые работники от начальства. Соответственно, на каждом уровне образуются горизонтальные связи как структурная основа неформальных (в том числе теневых) процессов.

Институты – это правила. Но эти «правила» могут поддерживаться за счет как универсальных, так и партикулярных норм и санкций, что определяет деление формальных институтов на общие законы и распространяемые только на участников контракты. Неформальные институты по степени охвата делятся на всеобщие социальные нормы и ограниченные участниками деловые договоренности [Радаев 2003а, с. 91] (табл. 1)

Типология институтов по степени формальности и зоне действия

Споры о том, что лучше, формальные или неформальные институты, и какое регулирование эффективнее, относятся к разряду несостоятельных. Безусловной истиной является ситуационная привлекательность тех или иных правил. Государственные правила (формальные институты) могут вызывать меньшее доверие в при слабом государстве, чем неформальные институты. Предпочтительность формальных правил – результат сложной констелляции экономических, политических, культурных и идеологических факторов.

Даже, казалось бы, хрестоматийное суждение о том, что рост государственного регулирования ведет к уменьшению экономического роста и увеличению неформальности, как выяснилось, имеет оговорку. А именно при высоком «качестве власти» этой связи может не быть.

Этот тезис подтверждается данными кросс-культурного сравнения 75 стран, включая 22 развитые и 53 развивающиеся [Linking…, 2006]. При сравнении индексов регулирования бизнеса (отражающих вход на рынок, торговые барьеры, финансовый рынок, контрактное право, банкротство, рынок труда, фискальное регулирование) со средним доходом этих стран выяснилось, что если «качество власти» высокое, то негативного воздействия регулирования на экономический рост практически не наблюдается [Linking…, 2006, р. 138]. Индекс «качества власти» («governance index») строился по трем показателям – это уровень политической коррупции, законности и демократии (данные брались из: International Country Risk Guide).

Но самое интересное, что эта же закономерность распространяется и на размер неформальной экономики, определяемой по критерию избегания регуляции. Речь идет о скрываемой неформальной экономике. Оказывается, что государственное регулирование ведет к расширению неформальности, т.е. чем больше регулирования власти» эта связь ослабевает (например, в Японии, Испании и Греции).

При этом по мере «ухудшения власти» влияние фискального регулирования на неформальную экономику ослабевает. Так, при очень низком уровне этого индекса (например, в Колумбии и Пакистане) фискальное регулирование практически не влияет на неформальную экономику [Linking…, 2006, р. 141]. То есть хоть поднимай налоги, хоть опускай, граница теневой экономики не сдвинется. Таким образом, важно не просто «количество» регулирующих мер, но их «качество», понимаемое как равенство всех перед законом, прозрачность отношений бизнеса и государства, легальные и контролируемые обществом каналы лоббирования и прочие характеристики «правильных» институтов.

2. Природа формальных и неформальных институтов

Процессы формализации и деформализации неразрывно связаны. При этом характер взаимосвязи зависит от того, как мы трактуем природу формальных и неформальных институтов.

Существуют как минимум два полярных суждения о том, как возникают формальные и неформальные правила.

Первый ответ, восходящий к работам Д. Норта, исходит из видения в неформальной экономике такой практики, из которой возникают новые механизмы и структуры публичной и легальной экономики. Другими словами, неформальная экономика представляется той средой, в которой первично формируются схемы экономической деятельности. То есть неформальные институты трактуются как изначальные схемы экономической деятельности. Наиболее устойчивые из них, а также отвечающие интегративным морально-этическим, культурным и правовым нормами общества, кодифицируются в виде формальных институтов. Отсюда «формальные правила предстают как фиксация устойчивого ядра уклада, а неформальные – как его изменчивая периферия» [Панеях, 2002, с. 156]. При таком понимании неформальная экономика является экономической средой общества, существующей до всякого нормативного регулирования и содержащей все точки роста, все тенденции, все возможности. В этом случае неформальные институты трактуются как потенциал, инкубатор формальных экономических институтов.

Вторая точка зрения состоит в том, что формальные нормы носят искусственный характер и не выводятся из норм практики; законы обусловлены представлениями о благе тех политических сил, которые захватили право на их принятие. Формализация трактуется как процесс внедрения формальных правил в сложившуюся хозяйственную практику, ее переформатирование. Такие формальные правила, как правило, ориентированы на будущее и призваны заблокировать процессы, регулируемые обращенными в прошлое навыками хозяйствования. Этот процесс неизбежен и позитивен ровно в той мере, в какой экономика признается деятельностью, регулируемой сознательно и целенаправленно. В этом случае неформальная экономика синонимична «экономике избегания», поскольку трактуется как ответ на некомфортность формальной институциональной среды, ее неадекватность порождаемым практикой паттернам хозяйствования.

Эта точка зрения широко распространена в России, где стержень экономического развития составляла и составляет стратегия догоняющей модернизации с доминированием в формальном праве представлений реформаторских «верхов» об общественном благе. Государство в России имеет явно выраженное проектное начало, что проявляется в его интенции активно строить и перестраивать экономику. При всех различиях проявлений неформальная экономика бывшего СССР и современной России имеет единое основание. Суть российской неформальной экономики состоит в противостоянии проектно-модернизационному подходу, реализуемому обладателями властного ресурса. Формальные институты спускаются на уже идущие хозяйственные процессы, на уже сформированные хозяйственные структуры. В этих условиях процесс деформализации является условием сохранения устойчивости и жизнеспособности экономики.

Современная реформа (как любая реформа «сверху») схожа с практикой становления СССР в том смысле, что люди отрываются от сложившихся традиционных систем воспроизводства жизни и насильственно включаются в новые структуры, процессы, обеспечивающие реализацию новых проектных устремлений субъектов власти. Кроме того, ротации политической элиты и изменения расстановки сил внутри нее приводят к частым корректировкам формальных институтов. Способом защиты экономики от проектно-модернизационного подхода государства является минимизация процессов, подконтрольных государству. И эта логика реализуется как в советский, так и в постсоветский период (в разных формах), на предприятиях всех отраслей и форм собственности (в разных масштабах).

Так, советский строитель коммунизма, устремленный в будущее, должен был довольствоваться скромным и примерно единым для всех (за исключением элиты) потребительским набором. Однако же во всех крупных городах были «барахолки», где люди торговали и отоваривались преимущественно импортом по ценам, далеким от планового регулирования, выводя денежные потоки за пределы контролируемой государством торговли. Современный строитель рынка в лице предпринимателя, который параллельно ведет две бухгалтерии – для себя и для проверок, не просто экономит на налогах, но минимизирует область своей деятельности, которая является или может стать подконтрольной государству. Образуется своеобразный буфер неформальности, увеличивающий гибкость хозяйствующего агента вопреки представлениям легальной власти о целесообразных пределах такой гибкости.

Очевидно, что характер связи формальных и неформальных институтов видится по-разному в зависимости от общего суждения об их природе. Если мы считаем, что формальные институты – закрепление неформальных практик силами легальной власти (их кодификация), то взаимосвязь формального и неформального права более или менее ясна. Неформальные практики, которые по мере становления становятся массовыми, устойчивыми, а также выигрывающими с точки зрения соотнесения затрат и выгод, рисков и гарантий, баланса частных и групповых интересов, формализуются. На неформальной обочине постоянно создаются новые модели разрешения хозяйственных коллизий, часть которых в будущем пополнит ряды формальных институтов.

Со второй позицией больше вопросов. Если понимать под формализацией процесс внедрения формальных правил в сложившуюся хозяйственную практику, то означает ли это, что взаимодействие формальных и неформальных институтов сводится исключительно к их непримиримой борьбе?

Представляется, что это не так. Новые формальные правила не могут в один момент укорениться в практике: нет навыков их соблюдения, нет соответствующих структур и каналов обратных связей. Неформальная сфера позволяет совершить маневр, сохранить базовый хозяйственный процесс на то время, пока под новые формальные правила не сформируются новые структуры, навыки, связи. То есть неформальная экономика, выступая буфером между новыми формальными правилами и уже сложившейся практикой, создает возможность внедрения новых формальных институтов. Но по мере их внедрения стартует новый виток деформализации: укоренение и социальное обустройство новых формальных институтов происходит в ходе выработки неформальных договоренностей между хозяйствующими субъектами всех уровней. Новые институты по мере их адаптации к практике неизбежно обрастают неформальными амортизаторами их деятельности.

Например, советская плановая экономика декларировала отсутствие «дикого» рынка. Однако гибкость плановой системе придавали именно неформальные экономические практики, включая теневые рынки и домашнее производство продуктов и услуг. Более подробно о советской «второй» экономике мы поговорим отдельно, а пока лишь отметим, что плановая экономика находилась в окружении неформальных практик, позволяющих людям хоть в какой-то мере реализовывать предпринимательский потенциал, смягчать дефицит и преодолевать уравниловку оплаты труда и уровня жизни. Когда в 1990-е годы началась рыночная реформа, при всех словах о принципиальной новизне переживаемого момента, про трудности строительства рынка на обломках плановой экономики и т.п., в этом была изрядная доля лукавства. В советском опыте были теневые предприниматели (так называемые цеховики), вещевые рынки («барахолки»), фиктивно трудоустроенные («подснежники»), разнообразные формы «тащиловки» и расхитительства как признаки живучести частнособственнического мотива. Рынок существовал в порах плана. В ходе реформы новые рыночные институты ложились на ранее сформированные неформальные практики, активно использовали их в качестве адапторов. Теневые предприниматели получили возможность легализоваться, их капиталы стали финансовым ресурсом приватизации, а привычность пусть и порицаемого, но в быту необходимого советского «спекулянта» формировала первую реакцию населения на постсоветского предпринимателя. Советские директора, привыкшие использовать возможности неформальных связей в министерствах и главках для корректировки плановых заданий и получения дополнительных ресурсов, обратили каналы лоббирования на защиту своих позиций в новых условиях, что во многом определило контуры постсоветской экономики. В результате реформа прошла не так, как задумывалась, но зато она оказалась возможной в принципе. Неформальные практики советского периода исказили мечты реформаторов, но зато примирили их с жизнью.

Получается замкнутый цикл: неформальные процессы, адекватные прежней формальной системе, придают маневренность хозяйству в момент принятия новых формальных правил и тем самым создают условия для их постепенного укоренения, а не отторжения. Далее, суть социальной адаптации новых формальных норм состоит в формировании на их основе новых неформальных процессов, придающих системе гибкость, востребованную в ходе очередных формальных преобразований.

3. Соотношение формальных и неформальных институтов

3. Неформальные нормы действуют в зонах, свободных от формального регулирования, т.е. используются вне сферы действия формального права. Это своего рода модель разделения зоны формального и неформального регулирования. Дополняя закон, неформальные институты регулируют практику, не охваченную нормами права. Хрестоматийный пример – домашний труд, а также обмен дарами в рамках дружеских или родственный сетей. Институты, регулирующие домашнюю или реципрокную экономику, не противоречат формальному праву и не опираются на него как в предыдущих случаях. Они просто работают в ином пространстве отношений. Впрочем, домашней экономикой такая ситуация не ограничивается. В сфере рыночных отношений можно найти множество примеров, когда формальное и неформальное право сосуществуют, не вступая в контакт. Например, большинство контрактов помимо прописанных договоренностей предполагает широкий перечень вопросов, регулируемых на неформальной основе, поскольку формального способа их разрешения не предусматривается. Это вполне естественно, так как формальное пространство кодифицирует уже устоявшиеся практики, оставляя хозяйственные новации на неформальной территории. В этом случае неформальные институты и формальные правила сосуществуют как бы на раздельных полях, регулируют непересекающиеся процессы и весьма опосредованно соприкасаются друг с другом.

Фактически конвенциональное деление экономики на так называемую легальную, криминальную, теневую, домашнюю (могут быть другие названия, но суть та же) есть не что иное, как аналитическое разбиение экономической практики на условные «зоны» в зависимости от соотнесения в них формальных и неформальных механизмов регулирования. Рассмотрим этот тезис подробнее.

4. Формальное и неформальное регулирование как критерий дифференциации экономической практики

Неверно думать, что государство регулирует одни процессы и отношения, а неформальные институты – другие. На самом деле объекты регулирования в значительной степени совпадают. Реальная экономическая практика не распадается на ту, что подчинена исключительно формальным или неформальным институтам, а существует как сложный гибрид этих механизмов регулирования. В зависимости от соотношения двух регулятивных механизмов – формального и неформального – можно выделить четыре «зоны» экономической практики (схема 1).

Что такое неформальные институты. Смотреть фото Что такое неформальные институты. Смотреть картинку Что такое неформальные институты. Картинка про Что такое неформальные институты. Фото Что такое неформальные институты

Зона 1 – теоретически выделяемая область хозяйствования, где формальное регулирование абсолютно, т.е. не корректируется неформальными нормами. Это возможно в случае «стерильно недосоциализированных» субъектов, действующих в рамках полностью бюрократизированных организаций. На практике такая область отсутствует. Наш социальный опыт не позволяет поверить в существование людей, сверяющих каждый шаг с буквой закона и не отклоняющихся от формальных предписаний. Но даже если представить возможным такое общество, то остается маленькое «но»: закон не может предусмотреть все случаи, поскольку ряд ситуаций возникает впервые и, кроме того, любая ситуация имеет сложный веер разрешений в зависимости от контекста, что делает задачу абсолютной регламентации неразрешимо сложной.

Зона 2 – экономическая деятельность, имеющая два режима регулирования – формальный и неформальный. При этом формальный механизм доминирует. Это означает, что неформальные институты также работают, но не противоречат формальным нормам (законам и контрактам), а лишь выступают дополнением или «подналадкой» их действия. То есть неформальные нормы «обслуживают» формальные, не пытаясь составить им конкуренцию, а наоборот, делая более приемлемым законопослушание с точки зрения привычных форм поведения. В этом случае неформальные регуляторы заполняют ниши, не охваченные формальными правилами, или же действуют как социокультурная коррекция формального регулирования.

Так, в самой жестко бюрократизированной организации остается место для неформальных критериев выбора заместителя, желания привлечь в коллектив однокурсников, отношенческих контрактов с наиболее полезными сотрудниками и пр. В этом случае неформальное регулирование не отменяет формальные нормы, а лишь выступает дополнением или ограничением их действия. Ведь нет закона, запрещающего выбирать заместителя из числа людей, вызывающих человеческую симпатию. И нет запрета на оповещение однокурсников об имеющихся вакансиях. При этом заместитель, возможно, будет подчиняться всем формальным требованиям, предъявляемым к этой должности, а однокурсники будут приняты на работу только в случае соответствия формальным критериям. Речь идет о коррекции, а не об отрицании формальных норм.

Или же возможна ситуация, когда вообще нет формальных указаний по какому-то конкретному случаю. Например, об очередности отпусков. И тогда люди договариваются между собой с учетом семейных и прочих обстоятельств. При этом именно неформальные нормы определяют, чьи пожелания должны быть учтены в первую очередь, – молодых, ветеранов, больных, многодетных и проч. Решение доводится до начальника и облекается в форму приказа. Никакого нарушения закона в этом случае нет. Неформальное регулирование решило проблему пробела в формальном праве, детализация которого имеет пределы. Эту область экономической практики принято называть экономикой легальной.

Зона 3 также имеет два режима регулирования. Однако в этом случае неформальные нормы составляют конкуренцию формальным правилам, подменяя и вытесняя их. Законы подменяются нормами обычного права, а вместо контракта действуют договоренности. Так, контракт с работниками подменяется устной договоренностью, а вместо иска в арбитраж обращаются к криминальным авторитетам. Однако формальные институты работают и здесь, но либо как средство достижения неформальных договоренностей, либо как дополнительное ограничение в выборе стратегии неформального поведения. Речь идет об экономике теневой и криминальной.

Теневые договоренности, существующие на стыке интересов предпринимателя и чиновника, – типичный образец деятельности, имеющей два уровня регулирования, – формальный и неформальный. Например, целью взятки (отката) является получение выгодного контракта. Взятка – неформальный договорной регулятор деятельности. Но подписанный благодаря взятке контракт – формальный документ, ответственность за выполнение которого обеспечена системой публичного права. Или, например, обязательным элементом ухода от налогов является утверждение в налоговой инспекции искаженного отчета, т.е. теневая практика совершается при соблюдении формального фискального требования.

Аналогично: таможенник получает неформальное вознаграждение не за то, что пропускает груз без уплаты пошлины, а за то, что на основе фиктивной декларации груза выдает формальные документы, делающие дальнейшее движение груза легальным. В этом случае деятельность импортера основана на договоренностях с таможней (неформальное регулирование) по поводу грузовой таможенной декларации (формальное регулирование).

Речь идет о развитии теневой практики при неукоснительном соблюдении формальных норм. То есть соблюдается буква, но не дух закона. Сущность теневых схем (при всем их разнообразии) состоит в согласовании формального и неформального механизмов регулирования экономической деятельности, в результате чего формальные нормы не нарушаются, а используются в качестве средства реализации неформальных договоренностей.

В криминальной экономике, пусть в меньшей степени, также взаимодействуют формальные и неформальные институты. Так, при выборе криминальной стратегии учитывают тяжесть наказания, т.е. пытаются найти компромисс неформального способа обогащения и формальных санкций.

Зона 4 – зона безраздельного неформального регулирования экономики, где обычное право монополизирует регулятивную функцию ввиду отсутствия законодательных экономических норм.

Под обычным правом понимается система устойчивых алгоритмов решения хозяйственных проблем, вырабатываемых самостоятельно на основе сложившихся традиций. Этот сегмент представляют нерыночные обмены домохозяйств (реципрокные отношения) и домашняя экономика. Там, где нет закона, действует не беззаконие, а иной порядок регулирования, опирающийся на традиции. Правила поведения в этом случае носят исключительно неформальный характер. Например, трудовая нагрузка женщин в домашнем хозяйстве и характер распределения работ супругов не регламентированы законодательно. Равно как нет циркуляров по поводу взаимопомощи домохозяйств, нет нормативов межпоколенных трансфертов. Однако выделяются устойчиво воспроизводимые формы экономического поведения в семье, в отношениях с родственниками и друзьями.

Итак, значимость неформального регулирования различается в диапазоне:

• единственный регулятор (домашняя и реципрокная экономики);

• доминирующий (теневая и криминальная экономики);

• дополнительный (легальная или так называемая формальная экономика).

Соотношение формального и неформального имеет, как минимум, четыре градации. Неформальные институты могут:

• вытеснять формальные правила, подменяя их;

• занимать пространство, свободное от формального регулирования;

• нарушать «не букву, но дух закона», используя правовой документ как инструмент достижения неформальных договоренностей;

• корректировать («очеловечивать») процесс выполнения формального права.

Отсюда следует довольно простой вывод. Неверно определять неформальную экономику как область экономической практики, регулируемую исключительно неформальными институтами. Это справедливо, да и то с оговорками, лишь для домашней экономики и сетевых обменов домохозяйств, что далеко не исчерпывает сферу неформальной экономики. Более точно определять неформальную экономику как область экономической практики, где неформальные институты являются либо единственным, либо доминирующим механизмом регулирования (в терминах вышеприведенной схемы – совокупность третьей и четвертой зон).

Неформальная экономика – порождение ситуации, когда какая-то область экономической практики либо в принципе не подпадает под формальное право в силу традиций (домашняя и реципрокная экономика), либо, имея формальное регулирование, игнорирует его, не исключая при этом использование «буквы закона» как инструмента реализации неформального договора (теневая и криминальная экономики).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *