Что такое неомодернизм какими течениями он был представлен в 1920 1930 гг
Неомодернизм и его формирование
Реферат
по дисциплине “Архитектура транспортных сооружений”
на тему “Неомодернизм в архитектуре”,
Выполнил студент гр. МТ-412
Проверил профессор Бахтин С.А.
Оглавление.
1 Неомодернизм и его формирование……………………………………………4
2 Выдающиеся архитекторы и проекты…………..……………………………. 5
3 Выделение деконструктивизма ………………………………………………. 9
4 Неомодернизм в России ………………………. …………………………..…10
Список использованных источников……………………………………………12
Введение.
Неомодернизм продолжил рационалистическую линию развития архитектуры в конце ХХ века.
Неомодернизм – творческое направление в архитектуре, которое обращается к идеям модернизма 1920-х годов и развивает их, а иногда цитирует модернизм. Существует мнение, что неомодернизм выделился из постмодернизма, и другое, что он является реакцией на производительность формального языка постмодернизма; он получает название – пост-постмодернизм. Неомодернизм отличается от жесткости, прагматичности и социальных утопий раннего модернизма. Новые материалы и новые технологии позволяли осуществить несбывшиеся мечты конструктивистов и неопластицистов об идеальной форме, переносе в архитектуру находок живописи неопластицизма и супрематизма. Так сложился неомодернизм, к концу восьмидесятых завоевавший довольно широкую популярность.
Неомодернизм и его формирование
Пора похоронить постмодернистскую архитектуру для потребителей ради неомодернистской, ориентированной на производителей.
Происшедший в конце 50-х годов кризис функционализма (интернационального стиля) был в известной степени преждевременным и недостаточно обоснованным. Его формообразующий и композиционный потенциал остался далеко не исчерпанным, а в части тщательности анализа и строгости учета функциональных требований при проектировании он сохранил преимущества и перед хай-теком и перед постмодерном. В связи с этим совсем не случайно в конце 70-х годов интерес к модернизму возрождается, а в 80-е он вновь выходит на арену мирового зодчества под именем неомодернизма. Сохраняя достоинства модернизма, неомодернизм освобождается от ряда недостатков последнего. Произведения неомодернизма не входят в традиционное для Современного движения противостояние со средой, а продуманно и органично вписываются в контекст застройки. Сохраняя приверженность к ортогональным формам, неомодернизм менее аскетичен по отношению к цвету: это не всегда “белая архитектура”, активно применяются и другие цвета спектра, хотя, например, выдающийся мастер неомодернизма Р. Маейр хранит преданность белому цвету, считая, что “белый цвет – иллюзорный символ непрерывности развития”, и возводит в свои неизменно белый элегантные крупные общественные здания в центрах Парижа, Гааги, Лос-Анжелеса и других крупнейших городов.
Развитие неомодернизма происходит на фоне продолжающего сохранять для широкой публики и части профессионалов привлекательность постмодернизма. В выше цитированном высказывании Хатчинсона предпочтение неомодернизма постмодернизму звучит откровенно и настойчиво. В то же время европейская критика признает за постмодернизмом преимущества в большей гуманности и эмоциональной насыщенности.
Решающее значение для формирования неомодернизма сыграло начавшееся в 70-е годы проникновение на Запад информации об архитектуре советского авангарда 20-х годов, приведшее в 80-е к серьезному увлечению его образами и идеями, иногда и к прямым заимствованиям.
Всемирная история
§ 20. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
В XX веке в изобразительном искусстве продолжали свое творчество такие представители классического реализма, как И.Е. Репин и В.И. Суриков. Импрессионисты, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега и другие, стремились с помощью игры красок отразить красоту мира в простых, окружающих человека явлениях и предметах. Эти направления, как и постимпрессионизм, предпринимавший попытки как бы раздвинуть горизонты пространства (П. Сезанн), имели немало последователей. В то же время в рамках поиска новых подходов к отражению сущности мира в начале века сложился ряд модернистских направлений изобразительного искусства, оказавших большое влияние на последующее развитие художественной культуры.
Одним из новых направлений начала века был примитивизм — попытка увидеть мир как бы детскими глазами, сохранить связь с усложняющейся действительностью, выразить самые общие, всем понятные его черты. В стиле примитивизма на раннем этапе своего творчества писал французский художник А. Матисс, называвший направление своего творчества фовизмом. Кубизм, родоначальниками которого была группа французских художников — П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, Ф. Леже, Г. Аполлинер, М. Жако — стремился передать не облик, а конструкцию, архитектонику предмета. Кубизм, особая форма примитивизма, акцентировавшая внимание на стереометрии предмета, изображала мир в виде взаимосвязанных геометрически правильных фигур. Наибольшую известность приобрел П. Пикассо, создавший в 1937 г. композицию «Герника», посвященную трагедии жителей испанского города, уничтоженного бомбами германской авиации во время гражданской войны в Испании.
Почти одновременно с футуризмом появляется такое направление художественного творчества, как абстракционизм — создание абстрактных композиций из геометрических форм.
Родоначальниками абстракционизма были В. Кандинский, П. Мондриан, К. Малевич, последний определял свое творчество как суперматизм. Они стремились полностью освободить искусство от необходимости отражения реальности, ограничивающей свободу творчества художника. Вершиной абстракционизма принято считать «Черный квадрат» на белом фоне К. Малевича (1913). Некоторые художники, близкие к абстрактному направлению в живописи, экспериментировали с попытками передать цветом и формой музыкальные мотивы (М. Чюрленис, А. Хёльцель).
Развитием новаторских, технократических идей в 1920-е гг. стал конструктивизм, пытавшийся максимально сблизить культуру с инженерным творчеством, рационализировать творчество. Конструктивизм впоследствии развился в искусство дизайна. Первая лаборатория дизайна была создана в Германии (школа Бахауз, 1919—1932). Наиболее популярен был конструктивистский стиль в архитектуре, самыми яркими представителями которого были Ле Корбюзье и И. Леонидов. В 1922 г. Корбюзье создал проект «Города будущего» на 3 млн. жителей, лишенного привычного деления на центр и окраины. Идеи конструктивизма состояли в том, что подлинную красоту способен создать только строительный гений человека, организующий пространство более рационально и эстетично, чем природа.
Особым направлением конструктивизма стала так называемая тоталитарная архитектура, зародившаяся в Германии. Ее цель состояла в том, чтобы, не останавливаясь перед затратами, увековечить в камне величие новой империи А. Гитлера, потрясти воображение и немцев, и представителей покоренных народов. Идея воздвижения монументальных сооружений, символизирующих достижения СССР, не оставляла и И.В. Сталина, однако ограниченность ресурсов помешала реализации наиболее амбициозных проектов.
Пессимизм в отношении реальностей технологизирующегося мира нашел свое выражение в стиле модерн, зародившемся в конце Х1Х-начале XX века в Германии. Его духовным двойником была поэзия символизма. Для модерна и символизма характерно обращение к мистическим, персонифицированным образам природы, символам мрака, ночи и разрушения, выражающим глубинную связь явлений. Модерн, охвативший и живопись, и зодчество, и прикладное искусство, и графику, отрицал традиции Ренессанса и эпохи Просвещения, обращался к основам национальной культуры (нордическо-германской, кельтской, русской). Классическим примером модерна является творчество М. Врубеля, Г. Климта.
Индустрия XX века использовала популярность стиля модерн, применяя созданные им орнаменты в предметах широкого потребления, быта, что обеспечило ему долгую жизнь, хотя и привело к творческой деградации. В архитектуре стиль модерн пытался уйти от привычной симметрии технологичных конструкций, создать многообразие форм. Его развитием был стиль неоклассики, воспроизводивший формы средневековой архитектуры.
Влияние бурных событий периода первой мировой войны и последующих социально-политических потрясений обусловило наступление нового этапа в художественной жизни, определяемого как неомодернизм.
Наиболее скандальную известность приобрел дадаизм, получивший такое название от словосочетания «дада», обозначающего бессвязный лепет новорожденного ребенка. Дадаисты (Т. Тцара, М. Дюшан, К. Швиттерс и другие), считая возникшую цивилизацию омерзительной, отвергали ее основные ценности, в том числе и эстетические. В их творчестве преобладал гротеск, стремление шокировать публику изображением наиболее антиэстетичных, отталкивающих сторон жизни.
Гротескные тенденции проявились и в другом течении, скептически воспринимавшем достижения европейской цивилизации, — экспрессионизме, зародившемся в Германии и проявившем себя в живописи, музыке, литературе. Экспрессионизм характеризуется повышенной эмоциональностью, выражающейся через буйство звуков, красок, отрицанием эмпирического, житейского, обыденного опыта, обращением к иррациональности, апокалиптизму. Одним из самых известных представителей экспрессионизма в живописи является М. Шагал.
Идеи дадаизма, романтизм экспрессионизма отразились в сюрреализме — культурном течении, зародившемся в 1920— 1930-е гг. Согласно эстетическим воззрениям сюрреалистов, художник, поэт, писатель — бог-творец, созидающий собственный мир — сверхреальность (сюрреальность). Эта сверхреальность неподвластна законам обыденного мира, в ней текучи время и пространство, она иррациональна, символична, открыта грезам, фантазиям, чуду. Самым известным представителем сюрреализма является С. Дали, дань ему отдавали М. Шагал и П. Пикассо.
В первой половине XX века возрастающее влияние на тенденции в художественном творчестве стали оказывать национальные традиции регионов, ранее находившихся на периферии развития мировой культуры. Так, в Латинской Америке сложилась самостоятельная школа художников-монументалистов (Д. Ривера, Д. Сикейрос), стремящихся сочетать национальные реалистические традиции (лирический пейзаж, бытовой мотив, правдивый портрет) с показом эпических картин истории, патетики революционной борьбы. В то же время новые течения в изобразительном искусстве проявлялись в небольшой группе стран, они оказывали лишь ограниченное влияние на творчество большинства народов мира.
Большое развитие первоначально во Франции, затем и в других странах получило искусство плаката (А. Тулуз-Лотрек, П. Боннар), карикатуры (Ж. Эффель, журнал «Сатирикон» в России). Этот вид живописи непосредственно был связан с текущими политическими проблемами и интересами, обращен к широким массам населения.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Из Манифеста 20 февраля 1909 г. Ф.Т. Маринетти:
«Мы молоды, сильны, живем в полную силу, мы футуристы!
А ну-ка, где там славные поджигатели с обожженными руками?
Давайте-ка сюда! Тащите огня к библиотечным полкам! Направьте воду каналов в музейные склепы и затопите их! И пусть течение уносит древние полотна! Хватайте кирки и лопаты! Крушите древние города!
Из предисловия к первому номеру журнала «Сюрреалистическая революция» Жак-Андре Буаффара, Поль Элюара, Роже Витрака, 1924 г.:
Из Второго манифеста сюрреализма А. Бертона, 1929 г. Антология французского сюрреализма:
«Проблема социальной активности — это лишь одна из форм более общей проблемы, которой занимается сюрреализм; а проблема эта звучит так: человеческие способы выражения во всех их формах. Тот, кто говорит о выражении, говорит прежде всего о языке. А потому не удивительно, что вначале сюрреализм полагал себя исключительно в сфере языка Логические механизмы предложения оказываются все более и более неспособны сами по себе обеспечить человеку то эмоциональное потрясение, которое лишь одно способно придать его жизни некоторую ценность. И напротив, продукты этой деятельности — спонтанной или еще более спонтанной, непосредственной или еще более непосредственной, продукты, которые сюрреализм предлагает во все возрастающих количествах, то есть книги, картины и фильмы, на которые человек прежде взирал в ошеломлении, теперь эти продукты окружают его со всех сторон, и именно им он с большей или меньшей робостью перепоручает задачу изменения самого способа своей чувственности».
Набоков В. Собр. соч.: В 5 т. Т. 3., М.,1997. С.575-576:
«Я не вижу какой-либо существенной разницы между абстрактным и примитивным искусством. И то и другое искренне и просто. Естественно, в этих вопросах не следует обобщать — в счет идет только отдельный художник. Если, однако, мы на мгновение примем общую идею современного искусства, нам придется признать, что беда его в том, что оно слишком банально, подражательно и академично. Пятна и кляксы просто-напросто заменили общедоступные красивости столетней давности — изображения итальянских девушек, благообразных нищих, романтических руин и так далее. Но подобно тому как среди этих банальных полотен могло попасться творение подлинного художника, с более богатой игрой света и тени, с какой-то невиданной чертой неистовства или нежности, так и в ряду банальностей примитивного или абстрактного искусства можно наткнуться на проблеск большого таланта».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем состояли особенности отражения мира представителями различных направлений изобразительного искусства, архитектуры?
2. Какие черты отличали модернистское направление в живописи, архитектуре, дизайне?
3. Что такое неомодернизм? Какими течениями он был представлен в 1920—1930-е гг.?
4. Сравните манифесты футуристов и сюрреалистов. Что в них общего, что различного? В чем вы видите принципиальные различия взглядов представителей этих течений в искусстве?
5. Назовите известные вам произведения художников, архитекторов первой половины XX века? Какие из них и почему особенно привлекают ваше внимание?
6. Чем вы объясните активный поиск новых форм отражения мира в художественном творчестве первых десятилетий XX века не только в развитых странах, но и на периферии развития мировой культуры?
Архитектура и Проектирование | Справочник
Вы здесь
Неомодернизм
Происшедший в конце 50-х гг. кризис функционализма (интернационального стиля) был в известной степени преждевременным и недостаточно обоснованным.
Развитие неомодернизма происходит на фоне продолжающего сохранять для широкой публики (и части профессионалов) привлекательность постмодернизма. В выше цитированном высказывании Хатчинсона предпочтение неомодернизма постмодернизму звучит откровенно и настойчиво. В то же время европейская критика признаёт за постмодернизмом преимущества в большей гуманности и эмоциональной насыщенности.
Решающее значение для формирования неомодернизма сыграло начавшееся в 70-е гг. проникновение на Запад информации об архитектуре советского авангарда 20-х гг., приведшее в 80-е к серьёзному увлечению его образами и идеями, иногда и к прямым заимствованиям.
Развитие конструктивизма и рационализма в архитектуре СССР было жёстко приостановлено директивами правительства. Опыт архитектуры авангарда был исключен из теории и практики архитектуры, произведения авангардистов не поддерживались профилактическими ремонтами, частично перестраивались или разрушались. Серьёзное исследование архитектуры авангарда было начато лишь в 60-е гг. учёными ВНИИТАГ (Всесоюзного научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства Госкомархитектуры СССР).
Благодаря работам этих учёных и в первую очередь С. Хан-Магометова, В. Хазановой, П. Александрова и др., книги которых в 70-80-х гг. были переведены на европейские языки, опыт мастеров советского авангарда стал доступен мировой архитектурной общественности. Этот поток новой информации, пришедшийся на период начавшегося разочарования в постмодернизме, способствовал не только повышенному интересу к русскому авангарду, но и к неисчерпанным возможностям модернизма в целом. Сформировавшийся на этой базе неомодернизм содержит ветвь, базирующуюся преимущественно на образах отечественного авангарда, называемого общим термином «конструктивизм»: Эта ветвь неомодернизма основывается не на прямом заимствовании образов прошлого, а на их умышленной трасформации в связи с чем получила наименование деконструктивизма.
Загладин Н. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10—11 классов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Идеи всегда оказывали большое влияние на общественное развитие. Еще Аристотель говорил о «состоянии умов», которое могло повлиять на стабильность общества или его изменение.
Во все времена, прежде чем назревшие перемены воплощались в политических действиях, преобразованиях, идеи о необходимости преобразований должны были не только сформироваться, но и овладеть достаточно широкими слоями населения. При этом содержание и форма изложения данных идей неизбежно отражали характер и уровень развития общества в целом, состояние его политической культуры. Например, в средневековой Европе господствовало религиозное сознание. Преобладающее духовное влияние оказывала римско-католическая церковь, ориентировавшаяся на защиту незыблемости существующих порядков. Соответственно, покушения светских феодалов на церковные земли, затем первые выступления зарождавшейся буржуазии против ограничивающих ее права сословных перегородок сопровождались распространением ересей, альтернативных вероучений. Не ставя под сомнение основные положения христианства, те, кого считали еретиками, отрицали право римско-католической церкви выступать посредником между человеком и Богом. Так получили распространение кальвинизм, лютеранство, англиканство и иные формы протестантизма, который стал религиозной основой идеологии первых буржуазных революций Европы в Голландии и Великобритании.
В сфере духовной жизни эпоха Просвещения была связана с разрушением религиозно-мистических представлений, отводивших человеку роль инструмента в руках высших сил, ориентировавших на покорность судьбе. Рациональное объяснение мира было проникнуто верой в человека, в его способность к самореализации, к активному влиянию на условия его жизни.
В XIX веке, с его достижениями в области естественных наук и техники, новые идеи, претендовавшие как на обоснование необходимости изменений в обществе, так и на оправдание проводившейся политики, стали обосновываться научными (или наукообразными) аргументами. Объективно роль науки еще больше возросла в XX веке, когда актуальной стала проблема упорядочения процессов социально-экономического развития. В то же время возросло значение духовной культуры как инструмента отражения новых, противоречивых реальностей мира, осмысления новых тенденций в социальном и политическом поведении людей.
§ 19. ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какое место занимает духовная культура в развитии общества? Почему ее значение в XX веке возросло?
2. Назовите важнейшие, на ваш взгляд, изменения в духовной жизни, культуре стран мира в первой половине XX века?
3. Какие проблемы отразило развитие философской, социальной мысли? Чем они отличались друг от друга, что нового внесли в представления о человеке и обществе? Какое влияние они оказывали на духовную жизнь общества?
4. Как вы думаете, почему идеи 3. Фрейда имеют довольно широкое распространение в наше время?
5. Почему в первой половине XX века приобрели широкую популярность идеи «заката Европы»? Проиллюстрируйте ваш ответ примерами из приложенных текстов. Как вы считаете, насколько были обоснованы пессимистические оценки будущности европейской цивилизации?
§ 20. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем состояли особенности отражения мира представителями различных направлений изобразительного искусства, архитектуры?
2. Какие черты отличали модернистское направление в живописи, архитектуре, дизайне?
3. Что такое неомодернизм? Какими течениями он был представлен в 1920—1930-е гг.?
4. Сравните манифесты футуристов и сюрреалистов. Что в них общего, что различного? В чем вы видите принципиальные различия взглядов представителей этих течений в искусстве?
5. Назовите известные вам произведения художников, архитекторов первой половины XX века? Какие из них и почему особенно привлекают ваше внимание?
6. Чем вы объясните активный поиск новых форм отражения мира в художественном творчестве первых десятилетий XX века не только в развитых странах, но и на периферии развития мировой культуры?
§ 21. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, ТЕАТР, КИНО
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Охарактеризуйте основные направления развития художественной литературы первой половины XX века. Какие произведения отечественных и зарубежных авторов вам известны?
2. Определите общее и различия в критическом и социалистическом реализме. Чем объясняется их различие?
3. Охарактеризуйте основные новаторские идеи в музыкальном искусстве XX века. С именами каких композиторов они связаны?
4. Какие основные тенденции характеризуют развитие театрального искусства первой половины XX века?
5. Какие жизненные проблемы затрагивало киноискусство? Раскройте его роль в духовной жизни общества.
6. Подумайте, можно ли по приведенным в главе данным говорить о взаимовлиянии национальных культур, о развитии мировой культуры? Свой ответ обоснуйте.
Неомодернизм
Я, Айзек Гончаров, являюсь основателем нового литературного направления начала XXI века под названием неомодернизм.
Неомодернизм продолжает традиции модернизма в литературе (символизма, акмеизма, футуризма и частично имажинизма), а также развивает особенности постмодернизма (скрытая ирония, философичность). В одном стихотворении данного направления может присутствовать и модернизм, и постмодернизм, причём как в идеалистическом смысле, так и в самом стиле написания непосредственно. Формировался с 2007 по 2017 гг.
На автора данного направления оказали влияния следующие поэты:
1. символизм — И. Анненский;
2. акмеизм — О. Мандельштам;
3. футуризм — В. Хлебников;
4. имажинизм — Р. Ивнев;
5. постмодернизм — И. Бродский;
6. мистицизм (возникший из символизма) — стихи Г. Лавкрафта.
Особенности мировосприятия.
1. Прежде всего, неомодернизм есть полностью сформировавшийся постмодернизм.
2. Совмещает в себе черты одновременно модернизма и постмодернизма, либо постмодернизма и модернизма частично.
3. Если главной сутью в символизме является символ, а в имажинизме образ, то в неомодернизме это причина и следствие определённых событий и явлений, усиливаемых символами и образами.
4. Основная идея в акмеизме — идеализация чувств первозданного человека (Адама), а в футуризме — мечта об идеальном мире (Утопии), здесь данные явления признаются недостижимыми, а новой идеей становится необходимость нравственности в современном обществе, тяги к Демиургу.
5. Элементы поэзии обыгрываются необычными способами, могут использоваться самые уникальные сравнения.
6. Может иметь черты вольного стиха (разные стопы), с той поправкой, что манящую звучность произведению придаёт именно манера чтения автора, чему иногда может способствовать необычная запись строки, раскрывающая эту манеру.
Основу для создания стиля исследовал А.А. Житенёв — Поэзия неомодернизма: монография. — СПб.: ИНАПРЕСС, 2012. — 480 с. Понятие неомодернизм можно встретить в эссе М.Н. Айзенберга.