Что такое неотложка в скорой
Что такое неотложка в скорой
Разделение на скорую и неотложную помощь произошло совершенно недавно по предложению Минздравсоцразвития
Еще относительно недавно понятие «скорая помощь» было единым. Разделение на скорую и неотложную помощь произошло совершенно недавно по предложению Минздравсоцразвития. Поневоле была внесена некоторая путаница, и разница очевидна далеко не для всех.
Обе службы вызываются по одному и тому же телефону «03», а вот, кого именно к вам присылать, решение принимает диспетчер. Для того, чтобы сориентироваться, он задаст обратившемуся ключевые вопросы, которые дадут представление о состояние человека, которому нужна помощь. После этого вызов будет переадресован либо в отделение «неотложки» районной поликлиники, либо на ближайшую станцию скорой помощи.
Скорая медицинская помощь оказывается при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан, вызванных внезапными заболеваниями с потерей сознания, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности, при родах и других состояниях и заболеваниях. Медицинская помощь предоставляется круглосуточно и бесплатно. Вызов скорой помощи осуществляется по телефону «03».
Таким образом, скорая помощь – это экстренный выезд бригады специалистов для разрешения сложных ситуаций и оказания помощи в тяжелых случаях, когда есть явная угроза жизни человека и требуется экстренная и оперативная медицинская помощь с возможностью скорейшей госпитализации.
Неотложная помощь была создана для того, чтобы «разгрузить» именно ту самую «скорую», которая нужна на те случаи, когда важна действительно каждая секунда.
Неотложная помощь организована при поликлинике и состоит из участковых врачей. Бригада неотложки выезжает на дом к пациенту в том случае, если его жизни и здоровью ничто не угрожает. Эта служба аналогична вызову врача на дом и функционирует она только в рабочее время. Вызов неотложной медицинской помощи осуществляется по специально выделенным телефонам в поликлиниках или телефону «03».
Неотложная медицинская помощь оказывается при состояниях, не угрожающих жизни граждан, вызванных обострением хронических заболеваний (онкологические, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта), температура у детей старше 3 лет и взрослых, где нет непосредственной угрозы жизни человека, и по предварительным данным не требуется госпитализация в стационар.
Тем не менее, после прибытия «неотложки» и осмотра пациента, врач может выявить, что состояние человека серьезнее, чем ранее предполагалось. В таком случае он лично вызывает бригаду скорой помощи для госпитализации больного.
«Скорая» и «неотложка»: в чём разница?
Между скорой и неотложной медицинской помощью есть существенная разница — срочность, и оказываются они разными службами. Есть угроза жизни — звоните в «скорую» по телефону 103! Простуда, ОРВИ, хроническое заболевание — помощь окажет «неотложка», то есть врач терапевт или педиатр неотложной медицинской помощи из поликлиники.
Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 22 января 2016 г. № 33н «О внесении изменений в Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н» поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:
Конечно, не всегда пострадавший может верно оценить, насколько опасно его состояние. Если есть сомнения, то звоните в «103». Диспетчер в ходе разговора выяснит, что случилось, и в зависимости от ситуации направит к вам бригаду скорой помощи либо предложит передать вызов в поликлинику.
В Перми скорую, в том числе скорую специализированную медицинскую помощь оказывает ГБУЗ ПК «Пермская городская станция скорой медицинской помощи». На территории города расположено 9 подстанций с двумя филиалами. Круглосуточно экстренную помощь пермякам оказывают около 90 бригад выездных бригад. Вызовы принимает и передаёт выездным бригадам оперативный отдел. Одновременно на приёме вызовов работают 8 операторов.
Задача неотложной помощи — оказать помощь при внезапном остром заболевании, состоянии, обострении хронического заболевания без явных признаков угрозы жизни. Предположим, у вас простуда, ОРВИ, поднялось давление. Неотложную помощь на дому оказывает врач (терапевт или педиатр) неотложной медицинской помощи из поликлиники, к которой прикреплён пациент.
Телефоны неотложек (с изменениями от 14.04.2017)
Что такое неотложка в скорой
Экстренная и неотложная медицинская помощь – это два разных вида помощи.
Экстренная – то, что побыстрее, бригада в карете скорой помощи мчится к пациенту с мигалками. Все, что представляет угрозу для жизни, требует экстренной помощи. Максимальное время приезда скорой помощи – 20 минут.
Неотложная помощь – помедленнее, ее оказывают, когда угрозы для жизни нет. Максимальное время приезда неотложной помощи – 2 часа.
Какая бригада нужна в каждом конкретном случае – устанавливает диспетчер. Он задает вопросы, позволяющие определить тяжесть состояния больного, и, исходя из полученных ответов, переадресует вызов либо на станцию скорой помощи, либо в отделение неотложки.
Когда вызывать скорую помощь и что говорить?
Если речь идет об острой патологии, о внезапно возникшем заболевании, о резком ухудшении состоянии хронического больного, о серьезной травме – конечно, нужно немедленно звонить по телефону «030».
Если помощь требуется больному, страдающему хроническим заболеванием вне обострения, – нет необходимости обращаться к специалистам экстренной медицины. Так как бригада «скорой помощи» не вправе назначать системное лечение и препараты регулярного приема. «Скорая помощь» может оказать лишь разовую (экстренную) помощь, что не всегда правильно для пациента. Поэтому не надо лишний раз без надобности подвергать свой организм воздействию сильнодействующих лекарств (а именно ими в основном пользуются работники «скорой помощи», ведь перед ними не стоит задача долговременного системного лечения).
Экстренная помощь приедет, если возникло состояние, представляющее угрозу жизни:
1. Нарушения сознания.
2. Нарушения дыхания.
3. Нарушения системы кровообращения.
4. Психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, предоставляющими непосредственную опасность для него или других лиц.
5. Внезапный болевой синдром.
6. Внезапные нарушения функции какого-либо органа или системы органов.
7. Травмы любой этиологии.
8. Термические и химические ожоги.
9. Внезапные кровотечения любой локализации.
10. Роды, угроза прерывания беременности.
11. Дежурство при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, оказание скорой медицинской помощи и медицинская эвакуация при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.
При вызове «скорой помощи» необходимо сообщать следующую информацию: номер телефона, с которого звоните; пол больного; возраст; что и когда случилось; какие проявления заставили вызвать «скорую»; что вы предприняли; адрес, где находится больной; фамилию вызывающего.
Для экстренной помощи:
Единый номер – 112
Со стационарного телефона – 03
С мобильного телефона – 030 (МТС, Мегафон, Tele2, U-tel), 003 (Билайн)
Неотложная помощь приедет, если внезапно обострилось хроническое заболевание или возникло острое состояние без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства:
1. Головная боль, головокружение, тремор, слабость (при длительном анамнезе) частые приступы без признаков криза ВСД, гипертонии, гипотонии.
2. Боль в пояснице, суставах (радикулит, остеохондроз, миозит, артриты, артрозы)
3. Температура (боль в горле, кашель, насморк) у детей старше 3-х лет и взрослых без сыпи, рвоты, судорог.
4. Одышка, кашель (не связанные с травмой, инородным телом, аллергией)
5. Стоматит, кроме язвенно-некротического, с нарушением глотания, детей до года.
6. Обострение хронического заболевания (онкологическое заболевание, заболевания эндокринной системы, сердечно сосудистой системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта) без потери сознания, без признаков кровотечения, без резкого внезапного ухудшения состояния здоровья.
7. Старая травма – после осмотра врача, без потери сознания, судорог, одышки, признаков кровотечения, температуры, кроме травмы головы.
8. Парализовало давно – после осмотра врача, без судорог, одышки.
9. Задыхается, туберкулез – состоит на учете, без потери сознания, судорог, кровотечения.
10. Задыхается онкобольной – состоит на учете, без потери сознания, судорог, кровотечения.
11. Головная боль без потери сознания. Рвоты, травмы головы, нарушения речи, движения.
12. Боль в спине, боку – без температуры, частого и болезненного мочеиспускания, гематурии, травмы, у женщин – отсутствие беременности и кровотечения из половых путей.
13. Рвота без болей в животе, признаков кровотечения (мелена – черный стул, кофейная гуща – рвота с кровью).
14. Рвота у онкобольного – состоит на учете, без признаков кровотечения.
15. Понос – без болей в животе, признаков кровотечения, потери сознания, отравления (грибы, ФОС и т.д.).
16. Сыпь, температура – взрослые, без рвоты, потери сознания, одышки.
17. Задержка мочи – (выпала трубка).
18. Боль в ухе, глазе – при отсутствии ожога, инородного тела, травмы, кровотечения – дети старше 3-х лет и взрослые.
Время работы пункта неотложной помощи:
Часы работы 08.00-20.00
Вызовы на дом принимаются до 19.30.
Телефон:25-37-50
Когда могут отказать?
Если человек звонит 03, ему могут отказать только в очень редких случаях. Врачи скорой не проводят процедуры в рамках планового лечения (сделать укол или измерить АД), скорая не будет устанавливать состояние наркотического или алкогольного опьянения, снимать похмелье, выдавать справки, оказывать стоматологическую помощь (за исключением случаев сильного кровотечения после удаления зуба) и назначать лечение.
Во время визита бригады скорой и неотложной помощи…
Разуваться и обувать тапочки «для гостей» врачи не станут, поэтому, если в доме дорогие персидские ковры, то лучше их свернуть; всех животных нужно закрыть: собаки могут бурно реагировать на незнакомых людей, а кошки лезут в ящик с лекарствами, где есть валерьянка.
Что такое неотложка в скорой
В связи с большим количеством вопросов от жителей Хакасии, Минздрав региона разъясняет разницу между скорой и неотложной помощью, а также ковидными бригадами.
Бригады скорой помощи обслуживают экстренные вызовы, когда пациенту требуется немедленная помощь врачей с целью спасения жизни. В условиях сегодняшней эпидобстановки обращение в скорую помощь оправдано, если у пациента не менее 3 дней держится температура выше 38 градусов и не снижается с помощью препаратов, рекомендованных доктором.
При обращении диспетчер колл-центра или скорой помощи определяет, какая помощь требуется пациенту. Если случай не экстренный, то вызов незамедлительно передают бригаде неотложной помощи при поликлинике.
Отличие скорой от неотложной помощи заключается во времени ожидания медиков. Скорая медицинская помощь оказывается пациенту в течение двух часов (максимум 4 часов), а неотложная медицинская помощь в течение дня (до 12 часов).
При этом неотложные вызовы при поликлиниках принимаются ежедневно до 18:00. Обратиться в скорую помощь можно круглосуточно.
Ковидные бригады также работают при поликлиниках. Медики выезжают на дом к пациенту с подтверждённым диагнозом COVID-19. Исходя из состояния больного, ему назначают лечение, в случае необходимости берут мазки ПЦР и выдают лекарства от COVID-19.
Напомним, что в республике действует единый федеральный круглосуточный номер 122 по вопросам COVID-19, а также единый круглосуточный колл-центр по вопросам COVID-19 на базе МФЦ: 8(3902)248-107 и 8-800-200-93-87.
Пресс-центр
Скорая и неотложная помощь – в чем разница
Мы медленно, но верно приближаемся к пику заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями. В прошлом эпидсезоне, в январе–марте, когда страну накрыла эпидемия свиного гриппа, тульская служба скорой медицинской помощи обслуживала по 900 вызовов в сутки вместо обычных 500–600.
Из каждого утюга звучали рекомендации: при резком подъеме температуры никуда не ходить, вызывать врача на дом, а при первых признаках одышки звонить 03. Грипп действительно развивался молниеносно, давал осложнения в виде пневмонии уже на вторые сутки от начала заболевания. Но это совершенно не означает, что любая температура именно от гриппа и что скорая обязана к нам нестись, если градусник показывает не выше 38-ми…
Лечебные учреждения работали тогда в режиме цейтнота, но в максимальном напряжении была как раз скорая. Число бригад на линии по велению Деда Мороза увеличиться не могло, так что из-за большого числа вызовов опоздания к пациентам были существенными. А ведь в помощи нуждались не только пациенты с температурой, но и инфарктники, например.
Потребительского отношения населения к службе 03 не сняла даже организация при поликлиниках кабинетов неотложной медицинской помощи, куда переадресовывается часть вызовов. Кабинеты оснащены точно так же, как и современные кареты скорой помощи, единственная функция, которую они не осуществляют, – транспортировка больного в лечебное учреждение. Если такая необходимость возникла, специалисты неотложки, приехав по вызову, вызывают на себя еще и 03.
Основная разница между скорой и неотложной службами в стандарте времени доезда: первая обязана явиться к больному через 20 минут, вторая – в течение двух часов.
В чем разница между скорой и неотложной помощью, нашим читателям рассказывают областной специалист по скорой медицинской помощи Вячеслав Потапов и заместитель главного врача по поликлинике больницы скорой медицинской помощи им. Ваныкина Людмила Кийкова.
Как утверждает Вячеслав Потапов, из 600 вызовов в сутки к категории экстренных относятся от 50 до 100, то есть малая часть. Именно в таких случаях скорая обязана прибыть на место через 20 минут после звонка.
Вся остальная масса вызовов, как это диспетчеру ясно уже по звонку, а затем на месте только подтверждается, экстренного прибытия к больному совершенно не требует. Вызов может быть переадресован в пункт неотложной медицинской помощи участковых поликлиник. Диспетчер обычно это и делает, предупредив пациента, что к нему приедут не из скорой, а из неотложки.
– Когда ситуация экстренная, дорога каждая минута, опоздания недопустимы. Если они все же происходят, мы разбираем каждый такой случай. Система ГЛОНАСС следит за перемещениями машин в режиме онлайн, действует система записи телефонных разговоров наших сотрудников. Но выполнить двадцатиминутный норматив не всегда реально. У нас есть зоны с 38-километровым доездом. Если с мигалкой в идеальных погодных условиях по хорошей дороге, то долететь можно. Но на деле дорога такая же плохая, как и погода, а пробка становится препятствием просто непреодолимым. Мы всегда делаем все возможное. В этом году на работу скорой помощи поступило 170 жалоб, по каждой создавалась комиссия, и ни одна жалоба обоснованной признана не была.
Самое обидное, что из тех же 600 вызовов в сутки от 70 до 90 вызовов оказываются «пустыми». Это когда бригада приезжает на место, а больной уже куда-нибудь ушел, или ему стало настолько лучше, что он объявляет скорой: все слава богу, в медпомощи не нуждаюсь. Почему внезапное выздоровление не понудило его набрать 03 и отказаться от вызова, остается загадкой…
Служба неотложной помощи сравнительно молода, она начала организовываться в регионе в 2013 году. Сегодня в поликлинических отделениях лечебных учреждений действуют 87 неотложных кабинетов, которые активно взаимодействуют со службой скорой медицинской помощи.
Многие пациенты по достоинству успели оценить возможности новой службы: фельдшер или врач оказывает реальную помощь прямо на месте, в то время как вызванный на дом участковый терапевт только выписывает лекарства, за которыми еще надо идти в аптеку. При кабинете неотложной помощи должна дежурить машина, время доезда – два часа.
Как правило, неотложные кабинеты работают с 8 до 20 часов, их телефоны есть в регистратуре и на сайте поликлиники. Сотрудники неотложки приезжают на вызов с такой же укладкой, как и бригада скорой помощи, ставят внутримышечные и внутривенные уколы, могут снять кардиограмму, померить артериальное, внутриглазное давление, сахар крови.
– Если нет угрозы для жизни и диспетчер скорой помощи передает вызов в неотложку, это значит: к вам приедут, только чуть позже. В ночное время и в выходные дни неотложные пункты не работают. Но не забывайте, что, кроме круглосуточно работающей скорой, помощь оказывают дежурные врачи поликлиник. В субботу с 8 до 17 часов, в воскресенье с 9 до 15-ти. Дежурные врачи будут на месте все новогодние праздники, расписание утверждается специальным приказом.
По мнению наших сегодняшних визави, чтобы скорая имела возможность прибыть к вам в экстренном случае, не следует дергать ее в то время, когда экстренности нет. Если мы будем звонить 03 по поводу любого чиха, а однажды у нас начнет развиваться инфаркт, на подстанции может не оказаться свободной бригады.
Екатерина Гарбузова, газета «Тульские известия»