Что такое непрерывная образовательная деятельность в доу по фгос
Непрерывно образовательная деятельность в детском саду
Бурмакина Светлана Викторовна
Непрерывно образовательная деятельность в детском саду
Новая модель организации образовательного процесса, согласно п. 2.4.
ФГТ, предусматривает «решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности
детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и
при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования«.
Следовательно, с учетом ФГТ модель образовательного процесса должна
предусматривать две составляющие:
— совместная деятельность взрослого и детей (непосредственно
образовательная деятельность и режимные моменты);
— самостоятельная деятельность дошкольников.
Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе
непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов,
необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности
взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова1
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без
психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при
соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем
Автор предлагает также заменить привычное для современной
разрыву целостности образовательного процесса, на более подходящую с точки
зрения психологии и соответствующую возрасту структуру: игра и
родственные видя деятельности.
В своих пособиях Н. А. Короткова разъясняет, что образовательный
процесс должен осуществляться с использованием форм работы с
воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы
с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них
Следовательно, непосредственно образовательная деятельность
реализуется через организацию различных видов детской деятельности
(игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) или
их интеграцию с использованием разнообразных форм и, выбор которых
осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента
детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного
образования и решения конкретных образовательных задач. В качестве
примера в приложении представлены формы организации непосредственно
образовательной деятельности в ДОУ.
При планировании и составлении расписания непосредственно
образовательной деятельностинеобходимо учитывать следующее:
1. общий объем непосредственно образовательной деятельности в неделю;
продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной
деятельности; количество периодов непрерывной непосредственно
образовательной деятельности в течение дня;
2. распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной
деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину);
3. перерывы между периодами непрерывной непосредственно
образовательной деятельности.
Пояснения к каждому из этих условий можно найти в СанПиН 2.4.1.2660-10.
Особое внимание следует обратить на то, что в соответствии с п.
12.14 при планировании непосредственно образовательная деятельность
физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать
не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно
образовательную деятельность.
С учетом п. 12.21 непосредственно образовательную деятельность с
использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более
одного раза в течение дня и не чаще трех в неделю в дни наиболее высокой
работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с
компьютером педагог проводит с детьми гимнастику для глаз. Непрерывная
продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для
детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более четырех раз
в год, после перенесенных заболеваний в течение двух недель
продолжительность непосредственно образовательной деятельности с
использованием компьютера должна быть сокращена до 7 мин для детей 5
лет и до 10 мин для детей 6 лет.
Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления
непосредственно образовательной деятельности с использованием
компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную
организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный
уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне
глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки,
должен в них заниматься за компьютером. Недопустимо использование одного
компьютера для одновременного занятия двух или более детей.
Непосредственно образовательная деятельность с использованием детьми
компьютеров проводится в присутствии педагога или воспитателя (методиста).
Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп
в соответствии с п. 12.22 проводится в форме самообслуживания,
элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка
столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не
должна превышать 20 мин в день.
Все эти и другие положения новых санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов, касающиеся организации непосредственно
образовательной деятельности, должны учитываться при составлении как
расписаний образовательной деятельности, так и режима дня каждой
Таким образом, в современном дошкольном учреждении
образовательный процесс не должен сводиться только к непосредственно
образовательной деятельности, он растянут в режиме всего дня. Именно
поэтому «Режим дня» является главным документом, в котором отражается
многообразие форм взаимодействия взрослых с детьми и самостоятельная
деятельность воспитанников. В режимах должно найти отражение
«проживание» детьми разнообразных тем в разных видах детской деятельности,
поэтому режимов должно быть много на разные случаи (например, плохой
погоды, тематического дня и др.). При этом неправомерным можно считать
требование отдельных проверяющих органов о наличии в ДОУ учебных
Примерные формы организации
непосредственно образовательной деятельности в ДОУ
Детская
деятельность
Примеры форм работы
Двигательная Подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические
игры. Игровые упражнения. Соревнования. Игровые
ситуации. Досуг. Ритмика. Аэробика, детский фитнес.
Спортивные игры и упражнения. Аттракционы. Спортивные
праздники. Гимнастика (утренняя и пробуждения).
Игровая Сюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровой
ситуации по режимным моментам, с использованием
литературного произведения. Игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры. Театрализованные игры
Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Реализация проектов. Создание творческой группы. Детский
дизайн. Опытно-экспериментальная деятельность. Выставки.
Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа.
Театрализованная деятельность.
Самостоятельная художественная речевая деятельность.
Викторина. КВН. Вопросы и ответы. Презентации книжек.
Выставки в книжном уголке. Литературные праздники, досуг
Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций.
Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование.
Исследование. Реализация проекта. Игры (сюжетные, с
правилами). Интеллектуальные игры (головоломки,
викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады).
Мини-музеи. Конструирование. Увлечения
Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление
и отгадывание загадок. : Игры (сюжетные, с правилами,
театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки.
Трудовая Дежурство. Поручения. Задания. Самообслуживание.
Совместные действия. Экскурсия
Дополнительная образовательная деятельность в детском саду Дополнительная образовательная деятельность в ДОУ. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики.
Образовательная среда в детском саду духовно-нравственное воспитание В нашем детском саду прошёл конкурс» лучший уголок по духовно-нраственному воспитанию детей»Воспитатели.
Непрерывно образовательная деятельность «Морское путешествие» Тема: «Морское путешествие». Возраст: 6 лет. Образовательная область: физическое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное.
Непрерывно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Платочек для матрёшки» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 72 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Образовательная деятельность в детском саду «В гостях у белочки» Образовательная деятельность в детском саду I. Организационная информация 1. Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие.
Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с природой в детском саду Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с природой в детском саду. Тема «Опыты и эксперименты с водой. Вода и ее свойства».
Открытая непрерывная образовательная деятельность в детском саду «Лаборатория воздуха» Открытая непрерывная образовательная деятельность в детском саду по теме «Лаборатория воздуха». На занятии с детьми мы проделывали различные.
Театрализованная деятельность в детском саду Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет.
Образовательная деятельность в детском саду «Волшебница соль» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Бутырина С. С. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.
«Организация непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Консультация для воспитателей
«Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)
в соответствии с ФГОС ДО».
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Чайка» Любивая Г.В.
Н епрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста:
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с их интересами (детей).
Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность.
Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.
Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.
• используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
• работают все вместе и заботятся друг о друге;
• отвечают за свои поступки.
Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.
Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.
Как продемонстрировать детям свое уважение
• Всегда называйте детей по имени.
• Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.
• При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на низкий стул.
• Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему.
• Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте сделать это.
• Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей.
• Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.
• Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь
Воспитателям следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся. Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне, взаимодействие должно быть естественным и непринужденным.
Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.
Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей
Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя.
Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.
Понять, что значит быть партнером детей, легче всего, сопоставив эти две позиции
Сравнительная характеристика особенностей
партнерской и учительской позиций
Учитель – это руководитель, регламентатор; он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует
Позиция взрослого в пространстве группы
Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом)
Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга).
Взрослый – учитель, отдален от детей, вне круга, противостоит детям, над ними
(например, за письменным столом как на школьном уроке)
Позиция взрослого либо стабильна (стоит у доски, сидит за письменным столом), либо он перемещается для контроля и оценки («обходит дозором» детей, контролирует, оценивает, нависая «над» ребенком).
Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.
Размещение за рядами столов, как за партами, глядя в затылок другого ребенка
Свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.
Разрешено свободное общение (рабочий гул)
Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п.
Жесткое закрепление рабочих мест, запрет на перемещение.
Запрещено свободное общение детей. Вводится дисциплинарное требование тишины
«Чреватость» позиции воспитателя
Способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту
Вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх что-то сделать не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.
Организация непосредственно образовательной деятельности в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».
На разных этапах непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом
Проявление партнерской позиции воспитателя
на разных этапах непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…».
Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.
В ходе процесса деятельности
Воспитатель исподволь задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
Заключительный этап деятельности
Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. «Открытый конец» деятельности
Таким образом, существенными характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:
включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе)
В самом начале подобной организации непосредственно образовательной деятельности с детьми надо сразу договориться об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим».
Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:
– стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);
– рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);
– отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т.п.
При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.
1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.
2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п.
3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.
Непосредственная мотивация в дошкольном возрасте намного сильнее, чем широкие социальные мотивы поведения. Отсюда главным принципом воспитательной работы с дошкольниками (не говоря уже о детях раннего возраста) должен быть принцип заинтересованности ребенка.
В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего потребностью в новых впечатлениях .
Организация непосредственно образовательной деятельности в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми не означает хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей. Данная форма деятельности (как и традиционные учебные занятия) вводятся в распорядок дня и недели детского сада. Для воспитателя это обязательные и спланированные действия.
Дети включаются в непосредственно образовательную деятельность из интереса к предложениям воспитателя, из стремления быть вместе со сверстниками. Постепенно у них возникает привычка к дневному и недельному ритму «рабочей» деятельности. Интерес на предстоящую деятельность подкрепляется логичностью данного вида деятельности в определенный временной период, что обеспечивается при реализации принципа событийности.
Детей, не принявших участие в совместной деятельности (в рамках непосредственно образовательной) ориентируют на результативную самостоятельную деятельность. Результаты совместной и самостоятельной деятельности обязательно обсуждаются и оцениваются.
Результаты продуктивной самостоятельной деятельности, точно также как и совместной, необходимо доводить до состояния выставочных работ.
При этом, решая задачи развития самостоятельности детей, продукты самостоятельной деятельности необходимо оценивать чаще и выше, чем продукты совместной деятельности, обращая внимание взрослых – «Посмотрите, это ребенок сделал сам!».
Подобная организация образовательного процесса будет способствовать постепенному формированию у детей представлений о жизнедеятельности в группе детского сада, где делу отводится время, а потехе – час.
Примерные формы организации
непрерывной образовательной деятельности
*Подвижные игры с правилами *Подвижные дидактические игры *Игровые упражнения * Соревнования *Игровые ситуации *Досуг *Ритмика *Аэробика, детский фитнес *Спортивные игры и упражнения *Аттракционы *Спортивные праздники *Гимнастика (утренняя и пробуждения) *Организация плавания
*Сюжетные игры * Игры с правилами *Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения *Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые игры *Театрализованные игры
*Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества *Реализация проектов *Создание творческой группы *Детский дизайн *Опытно-экспериментальная деятельность *Выставки *Мини-музеи
Восприятие художественной литературы и фольклора
*Чтение *Обсуждение *Заучивание, рассказывание *Беседа *Театрализованная деятельность *Самостоятельная художественная речевая деятельность *Викторина *КВН *Вопросы и ответы *Презентация книжек *Выставки в книжном уголке *Литературные праздники, досуг
*Наблюдение *Экскурсия *Решение проблемных ситуаций *Экспериментирование *Коллекционирование *Моделирование *Исследование *Реализация проекта *Игры (сюжетные, с правилами) *Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) *Мини-музеи *Конструирование *Увлечения
*Беседа. Ситуативный разговор *речевая ситуация *Составление и отгадывание загадок *Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные) *Игровые ситуации *Этюды и постановки *Логоритмика
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
*Дежурство *Поручения *Задания *Самообслуживание *Совместные действия *Экскурсия *Реализация проекта
*Слушание *Импровизация *Исполнение *Экспериментирование *Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) *Музыкально-дидактические игры
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.
Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем в разных видах деятельности. При этом воспитатель использует средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самостоятельности каждого ребенка, вносит коррективы в тактику своего индивидуального подхода и дает соответствующие советы родителям.
Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» придуманные ими истории, а затем оформить обложку и нарисовать иллюстрации. Такие самодельные книги становятся предметом любви и гордости детей. Вместе с воспитателем они перечитывают свои сочинения, обсуждают их, придумывают новые продолжения историй.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации.
Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные средства.
Развивающаяся познавательная активность старших дошкольников поддерживается всей атмосферой жизни в группе детского сада.
Обязательным элементом образа жизни в старшей и подготовительной группах является участие детей
— в разрешении проблемных ситуаций,
— в проведении элементарных опытов,
— в организации экспериментирования (с водой, снегом, воздухом, звуками, светом, магнитами, увеличительными стеклами и т. п.),
— в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.
Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, высказывает догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение и их проверку.
В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, «посылки из космоса» и т. п.
Особо воспитатель подчеркивает роль книги как источника новых знаний. Он показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях воспитатель специально обращается к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.
Основной образовательной единицей педагогического процесса в группе младшего возраста является развивающая ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Планируя развивающую ситуацию, воспитателю необходимо согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться интеграции, взаимосвязи образовательных областей.
обогащение представлений о предметах быта и их назначении: из какой чашки удобнее напоить куклу, какое одеяльце или подушечку выбрать, какие предметы для ухода за больной необходимо подобрать и прочее (образовательная область «Познание»);
освоение приемов сравнения предметов по разным признакам или их группировки: отобрать для куклы из общего набора посуды только маленькие чашку, блюдце, ложечку, тарелочку; выбрать по желанию куклы только яблочки определенного размера и формы и т. п. (образовательная область «Познание», «Первые шаги в математику»);
отражение эмоционального отношения к выздоравливающей кукле в музыкальной игре «Любимая кукла» и в лепке «Делаем угощение для куклы Маши» (образовательные области «Музыка», «Изобразительная деятельность»);
развитие детской речи, знакомство с новыми литературными произведениями и иллюстрациями: выздоравливающая кукла хочет услышать сказку или, оправившись после болезни, участвует вместе с детьми в речевой или театрализованной игре (образовательные области «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»).
При таком подходе единое образовательное содержание, повторяясь в разном виде, лучше осмысливается и осваивается детьми.
В случае работы с детьми младшего возраста в условиях образовательного учреждения воспитателю необходимо помнить об обязательной мотивации ребенка на любой вид деятельности.
Так, например, в условиях проживания детьми новогодних событий, уместно предложить детям сделать (слепить) угощение для гостей, которые придут встречать Новый год: для котика – сосиски, зайчикам – морковки, маме, папе, бабушке – пирожки или прянички. Детям предоставляется право выбора, что лепить. Вместе с детьми уточняются, а если возникает необходимость, то и проверяются (исследуются) способы лепки перечисленных продуктов.
После того, когда дети успешно освоили способы лепки и показали друг другу, как они это делают, воспитатель тоже определяется с тем, что и для кого, он будет лепить, и делает это вместе с детьми.
Продукты деятельности раскладываются по тарелочкам, ранее украшенным детьми методом аппликации и специально заготовленные, как праздничная посуда, которая ждала своего часа и стояла на полках игрушечной мебели. Далее воспитатель с детьми определяет место хранения приготовленного угощения (например, игрушечный холодильник), куда все и перемещается.
Все это нужно для того, чтобы каждый день мотивировать детей на предстающую деятельность.
Что будет лепиться, что конструироваться, что украшаться, и каким именно способом, что вначале, что позже педагог определяет сам в зависимости от возраста детей и задач развития.
А ведь еще нужно подумать об украшении комнаты, нарядах для мамы, кукол и для себя, выучить стихи, песни, приготовить пригласительные, отправить письма, «купить» продукты…. Как много интереснейших дел ждет детей в предпраздничные дни! И как очень естественно решаются задачи различных образовательных областей!
Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования.
На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:
— уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
— обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
— использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;
— обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
— использование цикличности и проектной организации содержания образования;
— создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;
— широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
— широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
— обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
— выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;
— формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.