Что такое нераспространенное предложение 7 класс по русскому
Распространенное и нераспространенное предложение
Распространенное и нераспространённое предложение отличаются по наличию или отсутствию второстепенных членов. Узнаем, что такое распространенное и нераспространенное предложение в русском языке и приведем примеры.
В синтаксическом разборе предложения указывается его вид:
Важной синтаксической характеристикой предложения является наличие или отсутствие второстепенных членов предложения. В связи с этим в синтаксисе русского языка различают нераспространенные и распространенные предложения.
Нераспространенное предложение
В простом предложении могут быть только главные члены предложения.
Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)
В этом предложении главный член предложения подлежащее «Енисей» поясняет другой главный член — сказуемое «всё шумел и шумел» («всё» — частица).
Это предложение состоит только из грамматической основы, и поэтому является нераспространенным. В нем нет других членов предложения, относящихся к подлежащему или сказуемому.
Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы
Вечер был тёплый и тихий (Н. Сладков).
Утро было яркое, солнечное, но прохладное (Г. Скребицкий).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Мы затапливали (что?) печи (К. Паустовский).
В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка (В. Песков).
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Теплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекочет тело (А. Новиков-Прибой).
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Я вспоминаю (что?) леса, озёра, парки и небо (К. Паустовский).
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Сумерки (где?) в лесу наступают (как?) неожиданно (когда?) рано (В. Арсеньев).
Обстоятельства выражаются разными способами:
Я (когда?) и раньше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).
Примеры распространенных предложений из художественной литературы
Но еще выше было небо, все засыпанное звездами (В. Катаев).
У самой воды большими охапками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки (К. Паустовский).
Глубокая лесная канава до самых краёв была наполнена быстро бегущей мутной водой (И. Соколов-Микитов).
Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой (А. Гессен).
Я стал с наслаждением есть столовой ложкой превосходную прохладную еду (В. Катаев).
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков (А. Куприн).
Еле волоча от усталости ноги и отбиваясь от несметного количества комаров, я поднялся на возвышенность и огляделся (Г. Скребицкий).
Видеоурок «Русский язык 3 класс. Предложения распространенные и нераспространенные»
Распространенное и нераспространенное предложение. Примеры
Распространенное и нераспространённое предложение отличаются по наличию или отсутствию второстепенных членов.
В синтаксическом разборе предложения указывается его вид:
Важной синтаксической характеристикой предложения является наличие или отсутствие второстепенных членов предложения. В связи с этим различают нераспространенные и распространенные предложения.
Нераспространенное предложение
В простом предложении могут быть только главные члены предложения.
Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)
В этом предложении главный член предложения подлежащее «Енисей» поясняет другой главный член — сказуемое «всё шумел и шумел» (всё — частица).
Это предложение состоит только из грамматической основы, и поэтому является нераспространенным. В нем нет других членов предложения, относящихся к подлежащему или сказуемому.
Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространенным.
Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы
Была ночь. По всему лесу потрескивал мороз (В. Катаев).
Вечер был тёплый и тихий (Н. Сладков).
Утро было яркое, солнечное, но прохладное (Г. Скребицкий).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Мы затапливали (что?) печи (К. Паустовский).
Распространенное предложение состоит из главных и второстепенных членов
В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка (В. Песков).
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения, называются второстепенными.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Теплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекочет тело (А. Новиков-Прибой).
В составе предложения указываем согласованные и несогласованные определения.
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмета и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?
Я вспоминаю (что?) леса, озёра, парки и небо (К. Паустовский).
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество совершения действия, его условие или состояние.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Сумерки (где?) в лесу наступают (как?) неожиданно (когда?) рано (В. Арсеньев).
Обстоятельства выражаются разными способами:
Я (когда?) и раньше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).
Примеры распространенных предложений из художественной литературы
Но еще выше было небо, все засыпанное звездами (В. Катаев).
У самой воды большими охапками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки (К. Паустовский).
Глубокая лесная канава до самых краёв была наполнена быстро бегущей мутной водой (И. Соколов-Микитов).
Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой (А. Гессен).
Я стал с наслаждением есть столовой ложкой превосходную прохладную еду (В. Катаев).
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков (А. Куприн).
Еле волоча от усталости ноги и отбиваясь от несметного количества комаров, я поднялся на возвышенность и огляделся (Г. Скребицкий).
Видеоурок: Русский язык 3 класс. Предложения распространенные и нераспространенные
Распространенное предложение – как его правильно отличать от нераспространенного и как при этом не путать со сложным – объясняю и показываю на примерах
Предложение, в котором есть определение, дополнение или обстоятельство.
Чтобы о чем-то сказать, достаточно упомянуть предмет (подлежащее) и назвать его действие (сказуемое). Например: «Летят птицы». Но для полного выражения мысли этого недостаточно.
Чтобы сказать все, что мы хотим, мы «распространяем» предложение. И делаем это с помощью второстепенных членов. К ним относятся определение (например, перелетные птицы), обстоятельство (летят на юг) и дополнение (летят рядом с облаками). Если есть хотя бы один из них, то предложение сразу становится распространенным.
Как отличить распространенное предложение от нераспространенного
В нераспространенном будет только грамматическая основа – то есть только подлежащее и сказуемое. Вот несколько примеров:
А вот распространенные предложения, смотрите:
Чем распространенное предложение отличается от осложненного
Распространенное предложение не обязательно должно быть осложненным. Пример: «Я пишу простым карандашом в тетради». Распространенность налицо, потому что мы видим тут и косвенное дополнение «карандашом», и согласованное определение «простым» и обстоятельство места «в тетради». Но оно ничем не осложнено.
Предложение осложняется пятью осложнителями:
Вам надо запомнить вот эти пять осложнителей и научиться «видеть» их в предложении.
Чаще всего осложненное предложение – это такое, внутри которого есть знаки. Но бывает осложнение и без знаков, например, когда причастный оборот стоит перед определяемым словом: «Играющие во дворе дети подбежали ко мне» – знаков нет, а осложнение есть.
Чем распространенное предложение отличается от сложного
Если вы не знаете, чем они отличаются, сразу делаем вывод: вы не видите границы простых предложений в составе сложного, не умеете выделять грамматическую основу.
Сложное предложение – это такое, в котором всегда две или более грамматических основ: «Я читаю книгу, а мама отдыхает». Когда вы делаете разбор такого предложения, вам надо сначала сказать, что оно сложное и включает в себя два простых: «Я читаю книгу», «Мама отдыхает»». А потом уже по отдельности характеризовать каждое:
Сложное предложение вообще нельзя характеризовать с точки зрения распространенности и нераспространенности. Так характеризуются только простые предложения. Поэтому вы сначала «вынимаете» простые из сложного, а потом уже смотрите, распространены они или нет.
Могут ли распространенные предложения быть неполными
Да. Например, предложение «Очень классный» – оно сейчас вам кажется непонятным, потому что мы выдернули его из контекста. А контекст был такой:
– Как вам фильм?
– Очень классный!
Восстанавливаем: «Фильм очень классный». Подлежащее тут «фильм», сказуемое «[есть] классный» (составное именное), второстепенный член – обстоятельство меры и степени: классный (в какой степени?) очень.
Предложение «Очень классный» неполное, потому что в нем опущенное подлежащее, но распространенное, потому что есть второстепенный член.
Может ли распространенное предложение быть односоставным
Да. Поэтому я в начале статьи и приводил вам в пример односоставные предложения: «Ночь», в котором одно-единственное слово и оно является подлежащим, и «Темнеет», в котором тоже только одно слово, являющееся сказуемым.
Если в этих предложениях будут второстепенные члены, то они станут распространенными: «Быстро темнеет» – появилось обстоятельство «быстро», «Звездная ночь» – появилось определение «звездная».
Полезные материалы по теме
Подписывайтесь на нашу рассылку. Когда подпишетесь, вам на почту придет письмо, там надо будет нажать на кнопку «Подтвердить». Всем подписчикам мы высылаем ссылки на новые статьи в рубрике Образование – вы точно ничего не пропустите.
В каждой статье я рекомендую читателям курсы по русскому языку. Они дешевле, чем репетитор, а результаты часто дают более качественные, ребенок системно осваивает материал.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, сумел ли я объяснить вам сегодняшнюю тему. Разобрались ли вы с тем, что такое распространенные предложения и как отличать распространенность от других характеристик?
Можете смело критиковать текст. Я всегда читаю комментарии читателей и учитываю замечания.
Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Урок 1. «Простое предложение. Предложение распространенное и нераспространенное.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Русский язык, 7 класс.
Урок 1. Тема: Простое предложение. Предложение распространённое и нераспространенное.
Цель: повторить знания детей о предложении.
Образовательные: формировать умение распознавать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения.
Развивающие: к оррекция внимания, памяти, мышления, развивать орфографическую зоркость, к оррекция произвольной памяти
I . Организационный момент.
Прочитайте и объясните смысл пословицы «Долог день до вечера, если делать нечего».
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать, (пальцы сжимаем в кулачок, разжимаем).
А потом они в тетради
Будут буковки писать, (руки вверх, потряхивание кистями рук)
Их, как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
И работать захотели.
— Откройте тетради, запишите число, слова «Классная работа»
II . Сообщение темы и цели урока.
На доске: Мать любит дочь. Дочь любит мать.
-Чем похожи эти два предложения? (состоят из тех же слов)
-Чем они отличаются? (Порядком слов в предложении)
-Изменился ли смысл предложения? (да)
-А что изменилось ещё? (Главный член предложения мать стал второстепенным)
— Итак, тема нашего урока «Главные и второстепенные члены предложения»
Творческий диктант. (У доски Косьянова К.)
Задание №1. Обозначить границы предложения.
У нас был урок физкультуры мы ходили на лыжах прошли по заснеженному лесу там громко стрекотали сороки хорошо в лесу зимой!
Задание №2. Составь из данных слов предложение. (У доски Перевозчиков А.)
Сестре, Коля, своей, письмо, написал. Ящик, почтовый, Коля, в, письмо, опустил.
По, письмо, дороге, поехало, в, железной, Москву.
III . Работа по теме.
1.) Работа по учебнику с.5-правило
4.) Работа в парах. «Сделай-проверь»
Карточка. Вместо вопросов добавляй подходящие по смыслу слова.
Выручай в беде (кого?) … Без (чего?) … не вытащишь и рыбку из
пруда. Труд (кого?) … кормит, а лень портит. Ученик прочитал последнюю
V . Коррекционное задание. Письмо по памяти.
Быстро лето пролетело.
Наступил учебный год.
Но и осень нам немало
Дней хороших принесёт.
— Сколько здесь предложений.
— Образно представьте себе эту картину.
VI . Минутка отдыха. Карточка «Собери слово».
VII . Словарно-орфографическая работа. Угадай и запиши слова, обозначить ударение, подчеркнуть орфограмму.
Д.ре.т.р, см.т.на, ж.нщ..а, пе.р..н, с.лд.т, ме.а.ь, д.б.ча
Стаи перелётных птиц кружат над городом.
-Докажите, что это предложение?
X . Домашнее задание. С.6, упр. № 4
— На какие группы делятся члены предложения?
— С помощью чего можно установить связь в предложении?
— Какое предложение называется нераспространённым?
— Какое предложение называется распространённым?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Урок 67. «Изложение «Лиственница.»
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Урок 63. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.»
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Урок 58. «Правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце. «
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Урок 56. «Имена собственные. 1 урок.»
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Урок 46. «Единообразное правописание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).»
Конспект урока по русскому языку в 6 классе Урок 44-45″ Правописание приставок с о и а, приставка пере-»»
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Урок 55. «Имя существительное. Значение, основные грамматические признаки род, число, падеж.»
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Урок 53-54. «Дифференциация частей речи.»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5380872 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Распространенные и нераспространенные предложения
Урок 12. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Распространенные и нераспространенные предложения»
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Что такое нераспространённые предложения?
· Что такое распространённые предложения?
· Как распространить предложение?
Каждое предложение чем-то напоминает картину. Мы сообщаем, то есть, рисуем что-то.
И мы можем нарисовать что угодно всего несколькими чертами.
Бабочка летит. Здесь все ясно. Мы сообщили самое основное. Нарисовали контур.
Мы сделали это с помощью подлежащего и сказуемого. То есть, грамматической основы предложения.
Ведь мы помним, что грамматическая основа предложения – это чаще всего два компонента. Подлежащее и сказуемое.
Подлежащее обозначает то, о чем говорится в предложении. А сказуемое обозначает то, что мы можем сказать о предмете или явлении. То есть, о подлежащем.
Но нам бывает недостаточно только одной основы. Посмотрите, на нашей картине только контур, совсем нет красок.
Раскрасим её. Добавим ещё каких-нибудь деталей.
Когда мы хотим добавить деталей, сделать предложение ярче, мы пользуемся второстепенными членами.
Значит, в предложении может быть только грамматическая основа.
Я – подлежащее, читаю – сказуемое.
Всё предложение состоит только из подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.
Но в предложении, кроме грамматической основы, могут быть и второстепенные члены.
Добавим один второстепенный член в предложение.
Теперь мы уже не можем назвать его нераспространённым. Такие предложения называются распространёнными.
Итак, предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространёнными. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть и второстепенные, называются распространёнными.
А почему они называются распространёнными?
Это от слова «распространить». Одно из значений слова «распространяться» − занимать, охватывать все более широкое пространство, увеличиваться в размерах.
Уже знакомое нам предложение Я читаю. − нераспространённое. Нельзя сказать, чтобы оно занимало много пространства. А нельзя ли его как-нибудь распространить, то есть, расширить его смысл?
Сегодня с утра я читаю интересную книгу о пиратах.
Наше предложение стало распространённым.
Но на самом деле, чтобы сделать предложение распространённым, не нужно так уж стараться.
Ведь чтобы предложение стало распространённым, нужен хотя бы один второстепенный член.
Да-да, нам хватит одного слова!
Выглянуло солнце. Только подлежащее и сказуемое – нераспространённое предложение.
Выглянуло яркое солнце. Яркое – это второстепенный член. Теперь предложение стало распространённым.
Красота! Предложение нераспространённое. В нем ещё и нет полной грамматической основы. Мы видим только подлежащее. Но мы можем сделать предложение распространённым.
Пойдём? А здесь только сказуемое. Конечно, предложение нераспространённое. Добавим второстепенный член.
Предложение стало распространённым.
Но будьте очень внимательны! Помните, что русский язык – коварен! Не каждое слово может быть второстепенным членом.
Артур не пришёл. Не – это не самостоятельное слово. Оно не является членом предложения. Оно входит в состав сказуемого.
Ура, каникулы! Слово «ура» тоже членом предложения не является.
Глагол – часть речи. А здесь сказуемым является словосочетание часть речи. А второстепенных членов предложения нет. О таких случаях нужно помнить.
И, конечно, не следует забывать об однородных членах предложения! Их нельзя путать с второстепенными членами.
Петя и Катя пришли и слушают. В этом предложении два однородных подлежащих и два однородных сказуемых. Но это предложение – нераспространённое. Ведь в нем есть только подлежащие и сказуемые.
Листья кружатся, падают, шуршат. В этом предложении три однородных сказуемых. Но оно все равно нераспространённое.
Улетают скворцы, дрозды, малиновки. В этом предложении три однородных подлежащих. Но оно нераспространённое.
А зачем нам вообще распространять предложения?
Дело в том, что мы не можем обходиться только нераспространёнными предложениями. Вообразите только, на что будет похожа наша речь!
Например, вас спрашивают: «Как прошёл твой день?»
А вы отчитываетесь следующим образом: «Я встал. Позавтракал.
Зашёл друг. Он рассказал. Мы поехали и посмотрели. День прошёл».
Это же какой-то скелет высказывания! Ничего хорошего такая речь не принесёт.
Именно распространённые предложения делают нашу речь богатой, насыщенной.
Добавим немного информации в виде второстепенных членов.
Сегодня я встал поздно. Торопливо позавтракал овсяной кашей с вареньем.
Потом за мной зашёл друг. Он рассказал о новой выставке роботов во Дворце культуры. Мы сразу же поехали в центр города и посмотрели на выставку.
День прошёл довольно интересно.
Другое дело. Теперь перед нами полная картина.
И все благодаря распространённым предложениям.
Вообще, считается, что предложение можно распространять бесконечно или почти бесконечно. Например, из простого «Прозвенел звонок» мы можем сделать вот такое распространённое предложение.
Внезапно громко и ликующе прозвенел долгожданный звонок с последнего на этой неделе урока.
Поэтому не удивляйтесь, если во время вашего ответа учитель попросит вас пользоваться распространёнными предложениями.
Итак, что мы должны запомнить сегодня?
Предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространёнными. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть и второстепенные, называются распространёнными. Предложение считается распространённым, если в нем есть хотя бы один второстепенный член.