Что такое грузовместимость судна
ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ СУДНА
— объем всех тех помещений, которые предназначаются для размещения груза. При этом различают: 1. Грузовместимость насыпью (Capacity in grain), под которой разумеют объем грузовых помещений судна, вычисленный по внутренней поверхности деревянного настила двойного дна, за вычетом объема, занимаемого набором судна и прочими устройствами, загромождающими трюм. 2. Грузовместимость для штучных грузов (Capacity in bales) или объем грузовых помещений судна, вычисленный от внутренней поверхности деревянного настила, грузовых реек (рыбин) бортов и до нижней кромки бимсов и книц, за вычетом из этой кубатуры объема пиллерсов, карлингсов и прочих устройств, загромождающих трюмы.
В среднем можно считать, что вместимость для штучных грузов бывает примерно на 10 % меньше вместимости насыпью. Это относится к общему объему трюмов, с известной вариацией в ту или другую сторону для отдельных трюмов. Г. С. иногда выражается в фрахтовых или обмерных тоннах, а чаще всего в м3 или кубофутах.
Полезное
Смотреть что такое «ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ СУДНА» в других словарях:
УДЕЛЬНАЯ ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ судна — отношение теоретической грузовместимости судна к массе груза, для перевозки которого оно проектировалось. При эксплуатации судна удельный погрузочный объем перевозимого груза может совпадать с удельной грузовместимостью (в этом случае судно с… … Морской энциклопедический справочник
Грузовместимость — Грузовместимость общий объем помещений (трюмов) судна, предназначенных для размещения груза. Различают грузовместимость зерновую (общая вместимость трюмов при перевозке любых грузов «навалом», «насыпью») и грузовместимость киповую (общая… … Википедия
Грузовместимость Транспортного Средства — объем грузовых помещений: вагона, автомобиля, судна, самолета. Г. главная эксплуатационная характеристика транспортного средства. Удельная Г. объем грузовых помещений, приходящийся на единицу грузоподъемности крытых вагонов, составляет 1,94 2,0… … Словарь бизнес-терминов
ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ — общий объем помещений судна, предназначенных для перевозки грузов. Различают зерновую Г. (общая вместимость трюмов при перевозке любых грузов «навалом», «насыпью») и киповую Г. (общая вместимость трюмов при перевозке генеральных грузов). Разница… … Юридическая энциклопедия
ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ — общий объем помещений судна, предназначенных для перевозки грузов. Зерновая Г. – общая вместимость трюмов при перевозке любых грузов насыпью. Киповая Г. – общая вместимостью трюмов судна при перевозке генеральных грузов. Разница между зерновой и… … Большой экономический словарь
Грузовместимость — транспортного средства (вагона, автомобиля, судна, самолёта), объём его грузовых помещений. Г. одна из основных эксплуатационных характеристик транспортного средства. Отношение занятого грузом объёма к Г. называется коэффициент… … Большая советская энциклопедия
ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ — (CUBIC CARGO CARRYING CAPACITY) суммарный объем помещений трансп. средства, используемых для размещения и перевозки грузов. У судов различают теоретическую Г.; зерновую Г. для сыпучих грузов (grain capacity); киповую Г. для штучных грузов (bale… … Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению
Борт судна — (от немецкого Bord), совокупность элементов набора и обшивки, образующая боковые стенки корпуса судна. Различают левый (бакборт) и правый (штирборт) Б., если смотреть от кормы к носу судна. От высоты Б. зависит грузовместимость судна; высотой… … Большая советская энциклопедия
ЭЛЕМЕНТЫ СУДНА — численные величины, характеризующие размеры и форму корпуса судна водоизмещение, главные размерения и коэффициент полноты (т. н. основные элементы судна), а также эксплуатационные качества судна грузоподъемность, грузовместимость, мощность… … Морской энциклопедический справочник
Вопрос 1 Понятие грузовместимости и ее виды
Тема 1.3 Грузовместимость судна
При определении основных элементов проектируемых судов наряду с балансом масс необходимо добиваться и баланса объемов – суммарный объем основного корпуса, надстроек и рубок должен быть равен требуемому объему, т.е. необходимому и достаточному для нормальной эксплуатации судна в соответствии с его назначением.
Грузовместимость (для морских грузовых судов) – суммарный объем всех помещений судна, предназначенных для перевозки грузов.
· теоретическая (wт) – объем грузовых помещений судна, ограниченный внутренними поверхностями палубы, бортов (наружного или внутреннего) и двойного дна.
· грузовместимость по сыпучему грузу (зерновая) (wс) – равна теоретической грузовместимости за вычетом объема набора и различных конструкций, расположенных в грузовом помещении (цистерн, льял, пиллерсов, полупереборок, трапов трубопроводов и пр.).
где Δw – вычет, равный (2,0 – 3,5)% wт – для твиндеков, (3,0 – 5,5)% wт – для трюмов; большие значения – для меньших по размерах и более загроможденных грузовых помещений.
Средние значения Δw’ для универсальных сухогрузных судов составляют (9-10)% wс; на рефрижераторах – до 25% wс.
· полезная грузовместимость грузовых танков судов, перевозящих жидкие грузы, а также диптанков и цистерн рассчитывается следующим образом
Δw’’ – вычет из теоретического объема на набор, наличие неудалимых остатков и необходимость обеспечения незаполненного объема на расширение жидкостей при повышении температуры. Значение Δw’’ в процентах от теоретического объема составляет:
топливные и масляные цистерны 6-9
водяные цистерны и диптанки 3-6
Вопрос 2 Регистровая вместимость (РВ)
1. валовая регистровая вместимость (брутто регистровый тоннаж) – объем корпуса и надстроек;
2. чистая регистровая вместимость (нетто регистровый тоннаж) – объем грузовых помещений, т.е. полезный объем судна
Определение РВ, называемое обмером судов, производится в соответствии с Международной Конвенцией по обмеру судов, а также действующими национальными правилами.
По определению понятно, что судовладелец заинтересован в уменьшении регистровой вместимости.
Валовую вместимость GT рассчитывают как произведение общего объема закрытых пространств на судне w, м 3 на коэффициент k1:
К закрытым пространствам относятся практически все помещения в корпусе, надстройках и рубках судна, а также кожухи дымовых труб, грузовые, светлые и сходные люки.
Чистую вместимость NT определяют по выражению
где wc – общий объем грузовых пространств, включая грузовые люки, а на наливных судах – отстойные танки, м 3 ;
Т – осадка судна по грузовую марку, м;
Н – высота борта до верхней палубы, м;
N – количество пассажиров.
Выражение не должно быть больше единицы, а первое слагаемое – меньше 0,25. В любом случае значение NT не должно приниматься меньше 0,30 GT.
Уже на начальных этапах разработки проекта возникает необходимость определить величину РВ проектируемого судна. Для этих целей можно использовать следующие приближенные соотношения:
Пассажирские суда GT = D
Танкеры и балкеры GT =0,65DW
Универсальные сухогрузы GT =0,70DW
Рефрижераторы и контейнеровозы GT =DW
где D и DW – водоизмещение и дедвейт судна, т.
В среднем GT =0,70DW.
Для всех судов приблизительно можно считать NT = 0,55GT
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Технико-эксплуатационные характеристики судна
К основным технико-эксплуатационным характеристикам (не только транспортных судов) обычно относят:
— автономность по запасам воды и провизии;
— валовую и чистую вместимость.
Иногда вместо грузоподъемности фигурирует дедвейт судна — DW.
Водоизмещение судна — это масса объема воды в тоннах, вытесняемая корпусом судна до определенной ватерлинии (обычно грузовой), которая по закону Архимеда равна массе судна.
Водоизмещение Δ обычно представляют в виде двух составляющих:
где Δ0 — водоизмещение порожнем;
DW — дедвейт — масса всех переменных грузов на судне, которые не относятся к водоизмещению порожнем.
В водоизмещение порожнем входят
— масса корпуса судна
— масса готовой к эксплуатации энергетической установки с запчастями и необходимым снабжением
— масса остаточной воды в льялах и цистернах и т.п.
Водоизмещение судна порожнем определяется заводом-изготовителем по окончании постройки судна и в процессе эксплуатации подлежит корректировке. Это связано с изменением количества остатков воды, которые невозможно выкачать из балластных цистерн, нарастанием слоев краски, наносимой при повседневном уходе за судном и т.п.
Дедвейт включает в себя все массы, которые не относятся к водоизмещению судна порожнем.
«Дедвейт –разность между водоизмещением судна в воде с плотностью 1,025 по грузовую ватерлинию, соответствующую назначенному летнему надводному ботру,и водоизмещением порожнем.»
Дедвейт включает в себя массу перевозимого груза, экипаж и пассажиров со снабжением и багажом, запасы топлива, смазочных материалов, судового снабжения (краска, тросы и т.п.), оборудование для крепления груза, специальное снабжение (напр., для промысловых судов – трал, сети и пр.) и т.д. Масса судового экипажа с багажом определяется из расчета 1 тонна багажа на 12 человек.
Грузоподъемность — количество груза, которое может быть размещено на судне в трюмах*, твиндеках**, или на верхней палубе. Обычно эта величина измеряется в метрических тоннах.
( *Трюм — внутреннее помещение на судне, лежащее ниже самой нижней палубы. ** Твиндек — межпалубное пространство на судах, имеющих несколько палуб.)
Но при морских перевозках в Великобританию и из нее может применяться другая единица – английская или длинная тонна (long ton). Она равна 1016 кг (2240 фунтов).
Если перевозки совершаются в Североамериканском регионе, то применяют Североамериканскую или короткую тонну (short ton). Она равна 907 кг (2000 фунтов).
Во время эксплуатации фактическая грузоподъемность судна может определяться как разность между фактическим водоизмещением (за вычетом судовых запасов) и Δ0.
Скорость хода судов измеряется в узлах. Один узел равен одной морской миле в час. Одна морская миля равна l/60 градуса дуги меридиана Земли и составляет 1852 метра или 10 кабельтовых.
Дальность плавания— расстояние в милях, которое может пройти судно без пополнения запасов топлива.
Автономность по запасам воды и провизии— время в сутках, в течение которого судно может находиться в море без пополнения этих запасов.
Грузовместимость — наравне с грузоподъемностью является характеристикой, которая обеспечивает рентабельность морских перевозок. Она определяется объемом грузовых трюмов и твиндеков, которые подсчитываются с учетом объема грузовых люков.
Количество груза, которое может быть погружено на судно, зависит как от грузоподъемности, так и от грузовместимости.
Грузы, перевозимые морем, делятся на сухиеи наливные.Отдельно — это сжиженные газыи химические грузы.
Среди сухих грузов различают: тарные, штучные, навалочныеи насыпные.
Тарныминазывают грузы, которые перевозятся в упаковке (таре). В качестве тары используются ящики, мешки, бочки, бидоны и т.д.
Штучныегрузы перевозятся обычно без упаковки и принимаются на судно не по весу, а счетом мест.
Навалочныминазываются грузы, которые подаются на судно навалом, без счета мест. К ним относятся: руда, уголь, рудные концентраты, щебень, камень, песок и т.п.
К числу насыпныхгрузов относятся: зерно, пшеничное и хлопковое семя, подсолнечник и т.п., если они перевозятся насыпью. Насыпные грузы отличаются от навалочных большей сыпучестью и обычно хранятся в закрытых помещениях. Навалочные и насыпные грузы обладают рядом сходных признаков, на основании которых их относят к единой категории и называют массовыми.
Совокупность тарных или тарных и штучных грузов различной композиции, отличающихся массой, размерами и упаковкой, называются генеральными.
В ряде источников в отдельные группы выделяют рефрижераторные грузы, грузы, перевозимые в пакетах, контейнеры, трейлеры, баржии т.д.
Независимо от рассматриваемой классификации различают крупногабаритные грузы, тяжеловесные, опасныеи др.
При проектировании судна грузовместимость определяется исходя из рода перевозимого груза, его количества. В соответствии с этим различают
-вместимость по сыпучему грузу
И та и другая отличаются от теоретической вместимости (т.е. вместимости, которую определяют по теоретическому чертежу).
Вместимость по сыпучему грузу получают путем вычета из теоретической вместимости объемов, занимаемых набором корпуса, объемом пайол, льял и т.п.
При определении киповой вместимости объем трюмов и твиндеков определяется до внутренних кромок рыбинсов и нижней кромки бимсов. При определении вместимости судов, перевозящих наливные грузы, исключаются лишь объемы, приходящиеся на набор корпуса, и вводится запас по объему, необходимому для теплового расширения груза.
Объем рефрижераторных трюмов рассчитывается за вычетом объема изоляции и объемов, которые не могут быть использованы для размещения грузов (змеевиков, трубопроводов, вентиляционных каналов и т.п.)
Киповая вместимость отличается от вместимости по сыпучему грузу на 8-10%.
Вместимость по сыпучему грузу отличается от теоретической на 5-6%.
Вместимость рефрижераторных трюмов отличается от теоретической на 25-30% за счет больших потерь на изоляцию.
Кроме грузовместимости на флоте оперируют валовой (GT)и чистой (NT) вместимостью судна,которые выступают как меры величины судна и определяются согласно Международной конвенции по обмеру судов.Впрактике эксплуатации судов, в специальной литературе эти вместимости имеют ещеодно название — тоннаж.
Грузоподъемность и грузовместимость судна, единицы измерения.
Водоизмещение судна порожнемозначает водоизмещение судна в метрических тоннах без груза, топлива, смазочных масел, балластной воды, пресной и котельно-питательной воды в танках, расходных материалов, продовольствия, а также пассажиров и экипажа и их багажа.
Количество тонн груза, которое судно может принять к перевозке (включая пассажиров с багажом), называется полезной (чистой) грузоподъемностью;
киповая грузовместимость судна— это объем всех грузовых помещений между внутренними кромками выступающих конструкций (илангоутов, бимсов, карлингсов и т.п.) и защищающих их деталей; грузовместимость судна насыпью— это суммарный объем всех имеющихся в грузовых помещениям свободных объемов. Грузовместимость судна насыпью всегда больше грузовместимости в кипах.
Валовая и чистая вместимость судна, единицы измерения.
Водоизмещение судна порожнем означает водоизмещение судна в метрических тоннах без груза, топлива, смазочных масел, балластной воды, пресной и котельно-питательной воды в танках, расходных материалов, продовольствия, а также пассажиров и экипажа и их багажа.
Количество тонн груза, которое судно может принять к перевозке (включая пассажиров с багажом), называется полезной (чистой) грузоподъемностью:
киповая грузовместимость судна— это объем всех грузовых помещений между внутренними кромками выступающих конструкций (шпангоутов, бимсов, карлингсов и т.п.) и защищающих их деталей; грузовместимость судна насыпью— это суммарный объем всех имеющихся в грузовых помещениям свободных объемов. Грузовместимость судна насыпью всегда больше грузовместимости в китах.
Крепление контейнеров в трюмах и на палубе судов.
Средства крепления на специализированных судах (лесовозы, контейнеровозы) должны быть одобренного типа.
Конструктивные элементы крепления должны быть с маркировкой SWL (предельно-допустимая нагрузка) Основные руководящие документы по эксплуатации МСК: Обозначения встречающиеся на МСК:
Общие требования к МСК
На судне в обязательном порядке должно иметься техническое описание и руководство по технической эксплуатации МСК.
Технический надзор за МСК заключен в проведении ежегодных осмотров и очередных освидетельствований
Внеочередное освидетельствование МСК проводится при: Авариях; Проведении технических экспертиз;
Прочих технических случаях
При передаче МСК на берег передаются также акты о прошлой проверки и инспекции
Все МСК должны иметь маркировку согласно требований
Документация по технической эксплуатации МСК:
2, Для контейнеровоза требуются Сертификаты Регистра (РМРС)
Акты осмотра ипроверки должны хранится на судах 5 лет.
Перевозка лесных грузов.
Судно должно снабжаться самой исчерпывающей информацией об остойчивости, в которой учитывается наличие палубного лесного груза. Такая информация должна давать возможностькапитану быстрыми и простыми способами получить точные сведения об остойчивости судна при меняющихся условиях эксплуатации. Исчерпывающее таблицы или диаграммы периода качки подтверждают, что они являются очень полезным средством проверки действительности условий остойчивости.
Остойчивость судна в любое время, включая процесс: погрузки и выгрузки палубного лесного груза, должна быть положительной и соответствовать требованиям, принятым Администрацией. Она должна рассчитываться с учетом:
1) увеличенного веса палубного лесного груза вследствие намокания высохшего или выдержанного
леса; и обледенения, если это применимо;
2) изменений в расходуемых запасах;
3) влияние свободной поверхности жидкости в танках; и
4) веса воды, скопившейся в местах, не заложенных лесом, в пределах палубного лесного груза и
особенно между бревнами.
1) прекратить все погрузочные операции, если возник крен, для которого нет удовлетворительного
объяснения, и было бы неосмотрительно продолжать погрузку;
2) прежде, чем выйти в море, убедиться, что: судно не имеет крена; судно имеет достаточную
метацентрическую высоту; тщательно определены и обеспечены условия остойчивости.
Прежде чем грузить палубньй груз на любой части верхней палубы:
— люковые крышки и другие отверстия, ведущие в помещения ниже этой части верхней палубы, должны быть надежно закрыты и задраены, воздушные трубы и вентиляторы должны быть надежно защищены, а запорные клапаны или подобные устройства должны быть осмотрены, чтобы убедиться в их надёжности от проникновения воды; скопление льда и снега на такой части должно быть убрано; и обычно предпочтительнее, чтобы все палубные найтовы, стойки и тому подобные были на своем месте перед погрузкой на эти специальные части. Это необходимо, если потребуется проверка устройства крепления груза в порту погрузки.
Палубный лесной груз должен быть уложен таким образом, чтобы:
· безопасные и удобные доступы в помещения экипажа, доступ для приема лоцмана, в машинные
помещения и вое подобные места, постоянно используемые для работы на судне, должны быть
обеспечены все время;
· если необходимо, открытия, обеспечивающие доступ в районы, описанные выше, должны быть
закрыты и задраены от проникновения воды;
· оборудование обеспечения безопасности, устройства дистанционного управления клапанами и
измерительные трубки должны оставаться доступными; и
· он был компактно уложен и ни в коем случае не должен затруднять управление судном и
необходимые работы на нем.
Бортовые иллюминаторы ниже главной палубы должны быть задраены до начала погрузки.
Суда должны быть снабжены жидкостным кренометром и устройством для кренования.
Информация об остойчивости должна содержать типовые случаи загрузки с намоканием груза и
обледенением судна (при намокании считать увеличение массы груза на 10%)
Все найтовы при креплении груза должны быть промаркированы и иметь свидетельства.
Расстояние между поперечными найтовами, при высоте каравана 4м, не более 3 метров, при высоте
каравана 6 м,не более 1,5 метра.
Перед выходом в рейс найтовы набивают не более чем с 50% натяжением, чтобы обеспечить
дополнительное натяжение при необходимости в процессе перехода.
Высота стойки каравана не более 1,1 м, выше уложенного каравана. Стойка выполняется из круглого леса.
Расстояние между стойками не должно превышать более 3 метра, если стойка опирается на планширь
фальшборта, то ее прочность не должна превышать прочность фальшборта. Опора должна обеспечиваться
не менее чем на две стойки.
Опрессовку балластных танков следует производить при отсутствии крена и дифферента и до погрузки
древесины. Бункеровка должна по возможности производится до начала погрузки.
Зимой в зимней сезонной зоне высота каравана не должна превышать 1/3 летней загрузки. Если по результатам расчета обнаружено что критерий несмещаемости менее 1, то необходимо произвести дополнительные крепления груза. Обеспечение крепления палубного груза должна обеспечиваться до 40° крена на любой борт (или угла входа палубы в воду)
Оформления повреждений, причиненных по вине стивидоров.
Если случается, что по вине стивидоров судну причинены повреждения, необходимо немедленно позаботиться о том, чтобы виновная сторона обеспечила надлежащий ремонт судна. Во многих чартер партиях предусмотрено, что фрахтователь и стивидорная компания должны быть поставлены в известность о случившемся в течение 24 часов после того, как повреждения были причинены стивидором либо с момента их обнаружения. В противном случае может получиться так, что затраты на ремонт должна будет понести Ваша компания.
Если с фрахтователем достигнуто соглашение о том, что ремонт повреждений незначительного характера будет отсрочен, то часть ремонтных работ, которая осталась невыполненной, должна быть указана в отчете сюрвейера о возвращении судна из чартера. В зависимости от желания фрахтователя, он может быть приглашен на время проведения ремонтных работ.
Когда судно свободно от груза, судовой персонал должен воспользоваться этой возможностью, чтобы осмотреть судно на наличие скрытых повреждений, причиненных стивидорами. В случае если таковые будут обнаружены, стивидорная компания, фрахтователь и Компания должны быть поставлены в известность немедленно.
В случае повреждения судна по вине стивидоров необходимо:
· сразу же сообщить об этом стивидорной компании и сделать соответствующую запись в судовом
журнале;
· подготовить официальное письмо, подробно описывающее детали повреждений, указывая, что
виновной стороной является стивидорная компания и фрахтователь;
· в письме выразите просьбу о том, чтобы повреждения были устранены, не покидая порта, к
полному удовлетворению судовой компании и действующего от ее имени сюрвейера;
· позаботьтесь о том, чтобы стивидоры, фрахтователи, агенты и Ваша компания получили копию
официального письма в течении 24 часов.
Перевозка металлопродукции.
Грузы подразделяются на: нестандартные и дискретные Документы:
«Судовое наставление по креплению грузов» «Информация об остойчивости капитана» Крепление штабеля:
· Плотная укладка от борта до борта.
· Путем догрузки другого плотного груза.
· Методом, указанным в типовом случае Наставления по укладке груза.
Средства крепления должны удовлетворять нормативным документам. Средства крепления должны иметь 3-х прочный запас прочности.
Перед погрузкой стали в рулонах необходимо приглашать независимого сюрвейера для осмотра груза. Листовое железо.Как правило, листовое железо грузят врасстил на ровное основание без прокладок.
При погрузке сверх металла других грузов под них нужно подкладывать сухой подстилочный материал. Не разрешается совместная погрузка кислот с металлическими грузами соли, масла, цемента, нефтепродуктов и других подобных грузов.