Что такое нерефлексивное слушание
Нерефлексивное слушание
Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.
Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.
Нерефлексивное слушание– это «умение внимательно молчать». В нем может быть выражено и одобрение, и понимание, и поддержка, и сочувствие, поскольку и минимумом слов вкупе с невербальной коммуникацией можно сообщить многое. Зачастую эта техника «собеседования» является весьма продуктивной, а в некоторых случаях и единственно возможной для эффективного общения и получениия психологической информации, так как большинство людей предпочитает говорить, нежели слушать. И. Атватер приводит следующие типичные ситуации, в которых применение нерефлексивного слушания особенно полезно:
1. Собеседник горит желанием высказать свое отношение к чему-либо или выразить свою точку зрения. И это следует поощрить в начале психотерапевтической беседы в целях диагностики, при интервьюировании, в ходе собеседования при профотборе.
2. Собеседник хочет обсудить наболевшие проблемы. Ему важно «выговориться» самому, что скажут другие, ему безразлично. Особенно целесообразна такая разрядка в напряженных ситуациях, что типично для психотерапевтических сеансов.
3. Говорящий испытывает трудности в выражении своих проблем. Невмешательство в его речь помогает его самовыражению. В этом случае говорят, что «магнитофон лучше любого собеседника».
4. Собеседник эмоционально закрепощен из-за превосходства позиции партнера. Это превосходство может проистекать из различий в социальном статусе, из-за проигрыша партнеру по какому-либо доминантному для этого человека качеству, сопровождающемуся «эффектом ореола», из осознаваемой асимметрии функции в беседе и т.п.
Все эти ситуации связаны со стремлением человека найти себе слушателя, своеобразный «резонатор», а не советчика. Однако нерефлексивное слушание – прием тонкий. Им следует пользоваться осторожно, поскольку легко ошибиться и «переусердствовать» в молчании. Нерефлексивное слушание характеризуется еще двумя трудными моентами для исследователя. Во-первых, если слушатель не разделяет взглядов и мнений говорящего, но демонстрирует ему заинтересованность, то он может быть обвинен в лицемерии, особенно если говорящий вначале уверился в общности их позиций, приняв понимание за согласие и сочувствие, а впоследствии осознал свой промах. Поэтому, чтобы не нарушать этику психолога, исследователю, как только он понял, что партнер превратно истолковывает его позицию, следует сразу же объясниться, даже если это угрожает ухудшением или прекращением общения. Во-вторых, опасность заключается в возможности принятия слушателем позиции «страдальца», терпящего все словоизлияния говорящего. Для одного беседа превращается в пытку, а его участие и понимание перерастают в неприязнь, а для другого эта процедура постепенно переходит в одностороннюю болтовню с высокой вероятностью осознания своего нелепого положения с последующей обидой.
Для предотвращения подобных последствий в неуправляемой беседе, во избежание злоупотребления словоохотливым собеседником вниманием ведущего следует оптимизировать свое невмешательство. Достигается это как минимальными речевыми вставками, так и средствами невербальной коммуникации. Простейшие нейтральные реплики: «да?», «неужели?», «это очень интересно!», «понятно», «так-так», «чуть подробнее» способствуют развитию беседы, особенно в самом ее начале. Они стимулируют и вдохновляют говорящего, снимают напряженность, поддерживают его заинтересованность, демонстрируют понимание и доброжелательность слушающего. Одним словом, это – стимулы, обеспечивающие поддержание необходимого уровня речевой активности собеседника. Если подобных реплик-суррогатов недостаточно, вводят так называемые «буферные» фразы типа: «Вас что-нибудь беспокоит?», «Что-то случилось?», «Вы хорошо выглядите», «У вас вид счастливого человека» и т.п.
Еще более расширен арсенал невербальных воздействий при нерефлексивном слушании. Здесь к услугам ведущего и кинетические средства (позы, жесты, мимика, контакт глаз), и паралингвистические (вокальные добавки к речевым репликам – интонация, громкость, тембральная игра), и экстралингвистические (неголосовые добавки к речи: темп речи, расстановка логических ударений и пауз, звуковые вкрапления в речь вроде покашливаний, смешков и смеха, всхлипываний, оханий, плача и др.).
Наконец, нельзя пренебрегать и возможностями проксемических средств общения, т.е. пространственно-временных показателей коммуникативного процесса. Удачно выбранная дистанция между собеседниками способствует разговору, чрезмерная же близость или удаленность друг от друга препятствует его развитию. Положения лицом к лицу и вполоборота также значимы. Разговор стоя или сидя может дать различные результаты. Вряд ли беседа будет результативной, если долгое время один партнер сидит, а другой стоит, один расположен выше, другой ниже. Цель беседы и ситуация могут предопределить и оптимальную ее длительность, необходимость в перерывах. На характер беседы и ее итоги могут оказать сильное влияние и такие пространственно-временные параметры, как теснота или простор, спешка или неторопливость, наличие разъединяющей собеседников мебели, комфортность или неудобство обстановки, опоздание или точность и т.д.
Управляемая беседа предполагает более активное речевое вмешательство исследователя в процесс общения с респондентом. И тогда прибегают к рефлексивному слушанию.Оно в дополнение к функциям нерефлексивного слушания выполняет еще и функцию контроля точности восприятия услышанного. Необходимость в таком контроле может возникнуть по разным причинам.
Одна из них – это многозначность слов. Необходимо уточнить, в каком значении употребил то или иное слово говорящий. К этому же разряду можно отнести и частое несовпадение значения слова и смысла, вкладываемого в него говорящим или слушающим. Другая причина кроется в «закодированности» многих сообщений. Эта шифровка может быть обусловлена нежеланием обидеть или стремлением скрыть истинные мотивы, желанием подшутить и т.д. Но смысл, вкладываемый в эти иносказания говорящим, не всегда улавливается слушателем. Чтобы понять его или рассеять сомнения, требуются уточнения. Яркий пример таких ситуаций – непонимание острот человеком без чувства юмора.
Еще одна причина – трудности открытого самовыражения, вызванные определенными условностями и традициями. В большинстве социальных групп не принято прилюдно «изливать душу», особенно в непривычном окружении. Психологами подмечено, что при собеседовании люди обычно начинают свое изложение с небольшого вступления, не отражающего их главных забот, из которого не явствуют их истинные намерения. Разговоры о погоде – общепринятый способ уклониться от многословного общения и откровенной беседы.
Не меньшие проблемы для эффективности беседы представляют и личностные барьеры общения: застенчивость, боязливость, подавленность, неумение излагать свои мысли, дефекты дикции и т.п. Чем меньше уверенность в себе, тем дольше человек в разговоре ходит «вокруг да около», прежде чем перейти к главному.
Нерефлексивное слушание
Нерефлексивное слушание — это умение слушать и не перебивать собеседника своими замечаниями. Иногда во время разговора собеседник может быть излишне эмоционален, поэтому он просто не готов слушать комментарии других, тут на помощь и приходит нерефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание условно можно отнести к пассивному восприятию.
Где применяется нерефлексивное слушание?
К основным правилам нерефлексивного слушания можно отнести:
Когда уместно нерефлексивное слушание:
Отличие нерефлексивного слушания от рефлексивного
Как уже говорилось ранее, нерефлексивное слушание заключается в выслушивании собеседника без активного участия в самой беседе. Несмотря на то, что внешне нерефлексивное слушание является пассивным, оно требует много физического и психического напряжения.
Рефлексивное слушание отличается тем, что необходимо поддерживать обратную связь с говорящим, чтобы контролировать то, что было услышано от собеседника.
К основным видам рефлексивных ответов можно отнести резюмирование, перефразирование, а также выяснение. Когда речь заходит о выяснении, человек может уточнить, что собеседник имел в виду. Перефразирование показывает человеку, что его очень внимательно слушают. Используя перефразирование, человек может спросить у собеседника, правильно ли он его понял.
Главным правилом нерефлексивного слушания является умение молчать, а рефлексивного — показать, что действительно слушают собеседника и заинтересованы в том, что он говорит. Чтобы понять, какому виду слушания надо отдать предпочтение, необходимо отталкиваться от ситуации. Развить коммуникативные навыки поможет курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн-интенсив».
Что такое нерефлексивное слушание
фЕНБ 1. ьжжелфйчопе умхыбойе
пДОБЛП ЬЛУРЕТЙНЕОФБМШОЩЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС РУЙИПМПЗПЧ РПЛБЪЩЧБАФ, ЮФП ВПМШЫЙОУФЧП МАДЕК ОЕ ПВМБДБЕФ ОБЧЩЛБНЙ ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП УМХЫБОЙС Й ЧПУРТЙОЙНБЕФ ТЕЮШ УПВЕУЕДОЙЛБ МЙЫШ РПЧЕТИОПУФОП (ЕУМЙ ЧПУРТЙОЙНБЕФ ЧППВЭЕ). й МЙЫШ 10 % МАДЕК ПВМБДБАФ ХНЕОЙЕН УМХЫБФШ УПВЕУЕДОЙЛБ, ЧОЙЛБФШ Ч УХЭОПУФШ УППВЭЕОЙС Й МЕЦБЭЙЕ ЪБ ЬФЙН УППВЭЕОЙЕН ЮХЧУФЧБ Й НЩУМЙ. йОФЕТЕУОП, ЮФП МХЮЫЙНЙ УРПУПВОПУФСНЙ Л УМХЫБОЙА ПВМБДБАФ ЦЕОЭЙОЩ, НХЦЮЙОЩ ЦЕ ВПМЕЕ УЛМПОЩ УМХЫБФШ УБНЙИ УЕВС Й ЮБУФП РЕТЕВЙЧБАФ УПВЕУЕДОЙЛБ, ТБУУНБФТЙЧБС ВЕУЕДХ ЛБЛ ЧПЪНПЦОПУФШ «УЕВС РПЛБЪБФШ», ЛБЛ ОЕЛПЕ УПТЕЧОПЧБОЙЕ.
рТЙНЕТПН ТБЪЗПЧПТБ, Ч ЛПФПТПН ПВБ ХЮБУФОЙЛБ ОЕ УМХЫБАФ ДТХЗ ДТХЗБ, НПЦЕФ ВЩФШ ДЙБМПЗ ЗЕТПЕЧ ПДОПЗП ЙЪ РТПЙЪЧЕДЕОЙК ьТБЪНБ тПФФЕТДБНУЛПЗП:
«бООЙК: с УМЩЫБМ, ФЩ ВЩМ ОБ УЧБДШВЕ рБОЛТБФЙС У бМШВЙОПК.
мЕЧЛЙК: оЙЛПЗДБ ЕЭЕ ОЕ ВЩЧБМП Х НЕОС ФБЛПЗП ОЕХДБЮОПЗП РМБЧБОЙС, ЛБЛ УЕКЮБУ.
бООЙК: юФП ФЩ ЗПЧПТЙЫШ? фБЛ НОПЗП УПВТБМПУШ ОБТПДХ?
мЕЧЛЙК: оЙЛПЗДБ ЕЭЕ НПС ЦЙЪОШ ДЕЫЕЧМЕ ОЕ УФПЙМБ.
рПЮЕНХ ЦЕ НЩ ОЕ УМХЫБЕН, ИПФС ХНЕОЙЕ УМХЫБФШ НПЦЕФ ДБФШ ОБН ЧПЪНПЦОПУФШ ХЪОБФШ ОПЧХА ЙОЖПТНБГЙА, ОЕ ЗПЧПТС ХЦЕ П ФПН, ЮФП ПОП УРПУПВОП ТБУЛТЩФШ ОБН ЧОХФТЕООЙК НЙТ УПВЕУЕДОЙЛБ? рТЙЮЙОЩ ЬФПЗП ДПЧПМШОП ФТЙЧЙБМШОЩ:
1. йОЖПТНБГЙПООЩК | дБФШ УПВЕУЕДОЙЛХ ЧЩУЛБЪБФШ УЧПА ФПЮЛХ ЪТЕОЙС | РПДДБЛЙЧБОЙЕ, РПВХЦДЕОЙЕ, ОЕЧЕТВБМШОБС РПДДЕТЦЛБ | ||||||||
2. хСУОЕОЙЕ | хВЕДЙФШУС, ЮФП ЧЩ РТБЧЙМШОП ЕЗП РПОСМЙ | чЩСУОЕОЙЕ, РБТБЖТБЪ, ПФТБЦЕОЙЕ ЮХЧУФЧ | ||||||||
3. ъБЧЕТЫБАЭЙК | дПВЙФШУС УПЧНЕУФОПЗП ТЕЫЕОЙС | пГЕОЛЙ, РТПДПМЦЕОЙЕ, ч ДЕМПЧПК ВЕУЕДЕ УФБТБКФЕУШ РТЙНЕОСФШ УМЕДХАЭЙЕ РТБЧЙМБ ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП УМХЫБОЙС: |