Что такое нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание

Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание

Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание

Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

Нерефлексивное слушание– это «умение внимательно молчать». В нем может быть выражено и одобрение, и понимание, и поддержка, и сочувствие, поскольку и минимумом слов вкупе с невербальной коммуникацией можно сообщить многое. Зачастую эта техника «собеседования» является весьма продуктивной, а в некоторых случаях и единственно возможной для эффективного общения и получениия психологической информации, так как большинство людей предпочитает говорить, нежели слушать. И. Атватер приводит следующие типичные ситуации, в которых применение нерефлексивного слушания особенно полезно:

1. Собеседник горит желанием высказать свое отношение к чему-либо или выразить свою точку зрения. И это следует поощрить в начале психотерапевтической беседы в целях диагностики, при интервьюировании, в ходе собеседования при профотборе.

2. Собеседник хочет обсудить наболевшие проблемы. Ему важно «выговориться» самому, что скажут другие, ему безразлично. Особенно целесообразна такая разрядка в напряженных ситуациях, что типично для психотерапевтических сеансов.

3. Говорящий испытывает трудности в выражении своих проблем. Невмешательство в его речь помогает его самовыражению. В этом случае говорят, что «магнитофон лучше любого собеседника».

4. Собеседник эмоционально закрепощен из-за превосходства позиции партнера. Это превосходство может проистекать из различий в социальном статусе, из-за проигрыша партнеру по какому-либо доминантному для этого человека качеству, сопровождающемуся «эффектом ореола», из осознаваемой асимметрии функции в беседе и т.п.

Все эти ситуации связаны со стремлением человека найти себе слушателя, своеобразный «резонатор», а не советчика. Однако нерефлексивное слушание – прием тонкий. Им следует пользоваться осторожно, поскольку легко ошибиться и «переусердствовать» в молчании. Нерефлексивное слушание характеризуется еще двумя трудными моентами для исследователя. Во-первых, если слушатель не разделяет взглядов и мнений говорящего, но демонстрирует ему заинтересованность, то он может быть обвинен в лицемерии, особенно если говорящий вначале уверился в общности их позиций, приняв понимание за согласие и сочувствие, а впоследствии осознал свой промах. Поэтому, чтобы не нарушать этику психолога, исследователю, как только он понял, что партнер превратно истолковывает его позицию, следует сразу же объясниться, даже если это угрожает ухудшением или прекращением общения. Во-вторых, опасность заключается в возможности принятия слушателем позиции «страдальца», терпящего все словоизлияния говорящего. Для одного беседа превращается в пытку, а его участие и понимание перерастают в неприязнь, а для другого эта процедура постепенно переходит в одностороннюю болтовню с высокой вероятностью осознания своего нелепого положения с последующей обидой.

Для предотвращения подобных последствий в неуправляемой беседе, во избежание злоупотребления словоохотливым собеседником вниманием ведущего следует оптимизировать свое невмешательство. Достигается это как минимальными речевыми вставками, так и средствами невербальной коммуникации. Простейшие нейтральные реплики: «да?», «неужели?», «это очень интересно!», «понятно», «так-так», «чуть подробнее» способствуют развитию беседы, особенно в самом ее начале. Они стимулируют и вдохновляют говорящего, снимают напряженность, поддерживают его заинтересованность, демонстрируют понимание и доброжелательность слушающего. Одним словом, это – стимулы, обеспечивающие поддержание необходимого уровня речевой активности собеседника. Если подобных реплик-суррогатов недостаточно, вводят так называемые «буферные» фразы типа: «Вас что-нибудь беспокоит?», «Что-то случилось?», «Вы хорошо выглядите», «У вас вид счастливого человека» и т.п.

Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание

Еще более расширен арсенал невербальных воздействий при нерефлексивном слушании. Здесь к услугам ведущего и кинетические средства (позы, жесты, мимика, контакт глаз), и паралингвистические (вокальные добавки к речевым репликам – интонация, громкость, тембральная игра), и экстралингвистические (неголосовые добавки к речи: темп речи, расстановка логических ударений и пауз, звуковые вкрапления в речь вроде покашливаний, смешков и смеха, всхлипываний, оханий, плача и др.).

Наконец, нельзя пренебрегать и возможностями проксемических средств общения, т.е. пространственно-временных показателей коммуникативного процесса. Удачно выбранная дистанция между собеседниками способствует разговору, чрезмерная же близость или удаленность друг от друга препятствует его развитию. Положения лицом к лицу и вполоборота также значимы. Разговор стоя или сидя может дать различные результаты. Вряд ли беседа будет результативной, если долгое время один партнер сидит, а другой стоит, один расположен выше, другой ниже. Цель беседы и ситуация могут предопределить и оптимальную ее длительность, необходимость в перерывах. На характер беседы и ее итоги могут оказать сильное влияние и такие пространственно-временные параметры, как теснота или простор, спешка или неторопливость, наличие разъединяющей собеседников мебели, комфортность или неудобство обстановки, опоздание или точность и т.д.

Управляемая беседа предполагает более активное речевое вмешательство исследователя в процесс общения с респондентом. И тогда прибегают к рефлексивному слушанию.Оно в дополнение к функциям нерефлексивного слушания выполняет еще и функцию контроля точности восприятия услышанного. Необходимость в таком контроле может возникнуть по разным причинам.

Одна из них – это многозначность слов. Необходимо уточнить, в каком значении употребил то или иное слово говорящий. К этому же разряду можно отнести и частое несовпадение значения слова и смысла, вкладываемого в него говорящим или слушающим. Другая причина кроется в «закодированности» многих сообщений. Эта шифровка может быть обусловлена нежеланием обидеть или стремлением скрыть истинные мотивы, желанием подшутить и т.д. Но смысл, вкладываемый в эти иносказания говорящим, не всегда улавливается слушателем. Чтобы понять его или рассеять сомнения, требуются уточнения. Яркий пример таких ситуаций – непонимание острот человеком без чувства юмора.

Еще одна причина – трудности открытого самовыражения, вызванные определенными условностями и традициями. В большинстве социальных групп не принято прилюдно «изливать душу», особенно в непривычном окружении. Психологами подмечено, что при собеседовании люди обычно начинают свое изложение с небольшого вступления, не отражающего их главных забот, из которого не явствуют их истинные намерения. Разговоры о погоде – общепринятый способ уклониться от многословного общения и откровенной беседы.

Не меньшие проблемы для эффективности беседы представляют и личностные барьеры общения: застенчивость, боязливость, подавленность, неумение излагать свои мысли, дефекты дикции и т.п. Чем меньше уверенность в себе, тем дольше человек в разговоре ходит «вокруг да около», прежде чем перейти к главному.

Источник

Нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание — это умение слушать и не перебивать собеседника своими замечаниями. Иногда во время разговора собеседник может быть излишне эмоционален, поэтому он просто не готов слушать комментарии других, тут на помощь и приходит нерефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание условно можно отнести к пассивному восприятию.

Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание

Где применяется нерефлексивное слушание?

К основным правилам нерефлексивного слушания можно отнести:

Когда уместно нерефлексивное слушание:

Отличие нерефлексивного слушания от рефлексивного

Как уже говорилось ранее, нерефлексивное слушание заключается в выслушивании собеседника без активного участия в самой беседе. Несмотря на то, что внешне нерефлексивное слушание является пассивным, оно требует много физического и психического напряжения.

Рефлексивное слушание отличается тем, что необходимо поддерживать обратную связь с говорящим, чтобы контролировать то, что было услышано от собеседника.

К основным видам рефлексивных ответов можно отнести резюмирование, перефразирование, а также выяснение. Когда речь заходит о выяснении, человек может уточнить, что собеседник имел в виду. Перефразирование показывает человеку, что его очень внимательно слушают. Используя перефразирование, человек может спросить у собеседника, правильно ли он его понял.

Главным правилом нерефлексивного слушания является умение молчать, а рефлексивного — показать, что действительно слушают собеседника и заинтересованы в том, что он говорит. Чтобы понять, какому виду слушания надо отдать предпочтение, необходимо отталкиваться от ситуации. Развить коммуникативные навыки поможет курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн-интенсив».

Источник

Что такое нерефлексивное слушание

фЕНБ 1. ьжжелфйчопе умхыбойе

пДОБЛП ЬЛУРЕТЙНЕОФБМШОЩЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС РУЙИПМПЗПЧ РПЛБЪЩЧБАФ, ЮФП ВПМШЫЙОУФЧП МАДЕК ОЕ ПВМБДБЕФ ОБЧЩЛБНЙ ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП УМХЫБОЙС Й ЧПУРТЙОЙНБЕФ ТЕЮШ УПВЕУЕДОЙЛБ МЙЫШ РПЧЕТИОПУФОП (ЕУМЙ ЧПУРТЙОЙНБЕФ ЧППВЭЕ). й МЙЫШ 10 % МАДЕК ПВМБДБАФ ХНЕОЙЕН УМХЫБФШ УПВЕУЕДОЙЛБ, ЧОЙЛБФШ Ч УХЭОПУФШ УППВЭЕОЙС Й МЕЦБЭЙЕ ЪБ ЬФЙН УППВЭЕОЙЕН ЮХЧУФЧБ Й НЩУМЙ. йОФЕТЕУОП, ЮФП МХЮЫЙНЙ УРПУПВОПУФСНЙ Л УМХЫБОЙА ПВМБДБАФ ЦЕОЭЙОЩ, НХЦЮЙОЩ ЦЕ ВПМЕЕ УЛМПОЩ УМХЫБФШ УБНЙИ УЕВС Й ЮБУФП РЕТЕВЙЧБАФ УПВЕУЕДОЙЛБ, ТБУУНБФТЙЧБС ВЕУЕДХ ЛБЛ ЧПЪНПЦОПУФШ «УЕВС РПЛБЪБФШ», ЛБЛ ОЕЛПЕ УПТЕЧОПЧБОЙЕ.

рТЙНЕТПН ТБЪЗПЧПТБ, Ч ЛПФПТПН ПВБ ХЮБУФОЙЛБ ОЕ УМХЫБАФ ДТХЗ ДТХЗБ, НПЦЕФ ВЩФШ ДЙБМПЗ ЗЕТПЕЧ ПДОПЗП ЙЪ РТПЙЪЧЕДЕОЙК ьТБЪНБ тПФФЕТДБНУЛПЗП:

«бООЙК: с УМЩЫБМ, ФЩ ВЩМ ОБ УЧБДШВЕ рБОЛТБФЙС У бМШВЙОПК.

мЕЧЛЙК: оЙЛПЗДБ ЕЭЕ ОЕ ВЩЧБМП Х НЕОС ФБЛПЗП ОЕХДБЮОПЗП РМБЧБОЙС, ЛБЛ УЕКЮБУ.

бООЙК: юФП ФЩ ЗПЧПТЙЫШ? фБЛ НОПЗП УПВТБМПУШ ОБТПДХ?

мЕЧЛЙК: оЙЛПЗДБ ЕЭЕ НПС ЦЙЪОШ ДЕЫЕЧМЕ ОЕ УФПЙМБ.

рПЮЕНХ ЦЕ НЩ ОЕ УМХЫБЕН, ИПФС ХНЕОЙЕ УМХЫБФШ НПЦЕФ ДБФШ ОБН ЧПЪНПЦОПУФШ ХЪОБФШ ОПЧХА ЙОЖПТНБГЙА, ОЕ ЗПЧПТС ХЦЕ П ФПН, ЮФП ПОП УРПУПВОП ТБУЛТЩФШ ОБН ЧОХФТЕООЙК НЙТ УПВЕУЕДОЙЛБ? рТЙЮЙОЩ ЬФПЗП ДПЧПМШОП ФТЙЧЙБМШОЩ:

нЩ ОЕ ИПФЙН ФТБФЙФШ ОБ ЧЩУМХЫЙЧБОЙЕ УПВЕУЕДОЙЛБ ЧТЕНС Й УЙМЩ.

нЩ ОЕ УМХЫБЕН, ЕУМЙ Х ОБУ УМПЦЙМПУШ ОЕРПЛПМЕВЙНПЕ НОЕОЙЕ РП ЧПРТПУХ, П ЛПФПТПН ЙДЕФ ТЕЮШ.

нЩ ОЕ УМХЫБЕН, ЕУМЙ УЮЙФБЕН УЕВС УРЕГЙБМЙУФБНЙ РП ТБУУНБФТЙЧБЕНПК РТПВМЕНЕ.

нЩ ОЕ УМХЫБЕН, ЕУМЙ ВПЙНУС ЛТЙФЙЛЙ Ч УЧПК БДТЕУ (Б ЙНЕООП ЛТЙФЙЛХ Й ОХЦОП УМХЫБФШ УБНЩН ЧОЙНБФЕМШОЩН ПВТБЪПН).

й, ОБЛПОЕГ, НЩ ОЕ УМХЫБЕН РТПУФП РПФПНХ, ЮФП ОБУ ЬФПНХ ОЕ ОБХЮЙМЙ. дБ-ДБ! йУЛХУУФЧХ УМХЫБОЙС ОХЦОП ХЮЙФШУС!

фБЛ ЛБЛ ЦЕ РТБЧЙМШОП УМХЫБФШ? лБЛПЧЩ ХУМПЧЙС ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП УМХЫБОЙС?

— РТЙ ВЕУЕДЕ У ДТХЗЙН ЮЕМПЧЕЛПН ОХЦОП ХВТБФШ РПУФПТПООЙЕ НЩУМЙ;

— Ч РТПГЕУУЕ УМХЫБОЙС ОЕПВИПДЙНП РТПЙЪЧПДЙФШ БОБМЙЪ УЛТЩФПК Ч ТЕЮЙ УПВЕУЕДОЙЛБ ЙОЖПТНБГЙЙ, РТЙЮЙО, ФПМЛОХЧЫЙИ ЕЗП ОБ ТБЪЗПЧПТ;

— РПЛБ ЗПЧПТЙФ УПВЕУЕДОЙЛ, ОЕМШЪС ПВДХНЩЧБФШ ЛПОФТБТЗХНЕОФЩ, ЬФП ЧРПМОЕ НПЦОП УДЕМБФШ Ч РБХЪБИ, РПУЛПМШЛХ УЛПТПУФШ НЩЫМЕОЙС РТЙНЕТОП Ч 4 ТБЪБ ВПМШЫЕ УЛПТПУФЙ ТЕЮЙ;

— ОЙ Ч ЛПЕН УМХЮБЕ ОЕ РЕТЕВЙЧБФШ УПВЕУЕДОЙЛБ;

— УЛПОГЕОФТЙТПЧБФШ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ УХЭОПУФЙ ТБЪЗПЧПТБ.

* оЕТЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК РЕТЧЩК ЬФБР ПЧМБДЕОЙС ФЕИОЙЛПК УМХЫБОЙС, Ф.Е. РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ЧОЙНБФЕМШОПЕ НПМЮБОЙЕ ВЕЪ ЧНЕЫБФЕМШУФЧБ Ч ТЕЮШ УПВЕУЕДОЙЛБ ЙМЙ У НЙОЙНБМШОЩН ЧНЕЫБФЕМШУФЧПН.

рТЙ ОЕТЕЖМЕЛУЙЧОПН УМХЫБОЙЙ ЛПОФБЛФ У УПВЕУЕДОЙЛПН РПДДЕТЦЙЧБЕФУС ОЕЧЕТВБМШОП Й РТПУФЕКЫЙНЙ ЖТБЪБНЙ, ОБРТЙНЕТ: «дБ», «РПОЙНБА», «ХЗХ», «РПЮЕНХ» Й Ф.Д. оЕТЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ ПЮЕОШ ЮБУФП ЕДЙОУФЧЕООПЕ, ЮФП ОЕПВИПДЙНП УПВЕУЕДОЙЛХ, РПУЛПМШЛХ ЛБЦДЩК ИПЮЕФ ВЩФШ РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ХУМЩЫБООЩН. пВ ЬФПН ЗПЧПТЙФ ФБЛПК РТЙНЕТ. хЮБУФОЙЛПЧ ПДОПЗП ЬЛУРЕТЙНЕОФБ РПРТПУЙМЙ ЪБРЙУБФШ ОБ НБЗОЙФПЖПО УЧПА ТЕЮШ ОБ МАВХА ФЕНХ. ъБ ЬФП ЙН РТЕДМПЦЙМЙ ПРМБФХ, ЛПФПТБС ЪБЧЙУЕМБ ПФ ЧТЕНЕОЙ, Ч ФЕЮЕОЙЕ ЛПФПТПЗП ДМЙФУС ТЕЮШ. оЕЛПФПТЩЕ ХЮБУФОЙЛЙ РТПЗПЧПТЙМЙ ОЕУЛПМШЛП ДОЕК РПДТСД. рПЮХЧУФЧПЧБЧ УЕВС МХЮЫЕ, ФБЛ ЛБЛ ОЕЛПФПТЩН ЙЪ ОЙИ ЧРЕТЧЩЕ РТЕДУФБЧЙМБУШ ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩЗПЧПТЙФШУС, НОПЗЙЕ ПФЛБЪБМЙУШ ПФ ПРМБФЩ Й ТЕЫЙМЙ, ЮФП НБЗОЙФПЖПО МХЮЫЕ ЧУСЛПЗП УПВЕУЕДОЙЛБ.

дБЦЕ РТЙ ОЕТЕЖМЕЛУЙЧОПН УМХЫБОЙЙ НПЦОП ЪОБЮЙФЕМШОП ПВМЕЗЮЙФШ ПВЭЕОЙЕ У УПВЕУЕДОЙЛПН, РПУЛПМШЛХ, ЮФП ДБЦЕ ОЕЪОБЮЙФЕМШОЩК ЪОБЛ ЧОЙНБОЙС РПВХЦДБЕФ РТПДПМЦБФШ ТБЪЗПЧПТ, Б ОЕКФТБМШОЩЕ ЖТБЪЩ УОЙНБАФ ОБРТСЦЕОЙЕ (ЧУРПНОЙФЕ, ЛБЛ ЧЩ УБНЙ УЕВС ЮХЧУФЧХЕФЕ, ЛПЗДБ ЧЩ ЗПЧПТЙФЕ, Б УПВЕУЕДОЙЛ ОЕ РТПЙЪОПУЙФ ОЙ УМПЧБ!).

оЕТЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ ХНЕУФОП Ч УМЕДХАЭЙИ УМХЮБСИ:

— ЕУМЙ УПВЕУЕДОЙЛ ИПЮЕФ ЧЩУЛБЪБФШ УЧПА ФПЮЛХ ЪТЕОЙС;

— ЕУМЙ УПВЕУЕДОЙЛ ЗПЧПТЙФ П УЧПЙИ РТПВМЕНБИ;

— Ч ОБРТСЦЕООЩИ УЙФХБГЙСИ;

— РТЙ ТБЪЗПЧПТЕ У ЧЩЫЕУФПСЭЙН РП ДПМЦОПУФЙ (ЕУМЙ, ОБРТЙНЕТ, ЧБУ ЛТЙФЙЛХЕФ ОБЮБМШОЙЛ).

фБЛЙН ПВТБЪПН, ОЕТЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ РТЙНЕОСЕФУС, Ч ПУОПЧОПН, ДМС ОЕДЙУЛХУУЙПООЩИ ТБЪЗПЧПТПЧ, МЙВП РТЙ ХЗТПЪЕ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС ЛПОЖМЙЛФОПК УЙФХБГЙЙ. пУПВЕООП ЧБЦОП ХНЕОЙЕ УМХЫБФШ ДМС ТХЛПЧПДЙФЕМЕК. йУУМЕДПЧБОЙС РПЛБЪЩЧБАФ, ЮФП Ч ФЕИ ЖЙТНБИ, Ч ЛПФПТЩИ ТХЛПЧПДЙФЕМШ УРПУПВЕО ЧЩУМХЫБФШ УЧПЙИ РПДЮЙОЕООЩИ, РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПУФШ ФТХДБ ОБНОПЗП ЧЩЫЕ, ЮЕН Ч ЖЙТНБИ, ТХЛПЧПДЙФЕМШ ЛПФПТЩИ ЛТБУЙЧП ЗПЧПТЙФ, ОП ОЕ ХНЕЕФ УМХЫБФШ.

тЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ РТЕДРПМБЗБЕФ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ УМЕДХАЭЙИ РТЙЕНПЧ РПДДЕТЦЛЙ УПВЕУЕДОЙЛБ:

«ЮФП ЧЩ ЙНЕЕФЕ Ч ЧЙДХ?»,

«ОЕ НПЗМЙ ВЩ чЩ ПВЯСУОЙФШ?»

— РБТБЖТБЪ, ФП ЕУФШ РПЧФПТЕОЙЕ УМПЧ УПВЕУЕДОЙЛБ УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ, ЮФПВЩ ХДПУФПЧЕТЙФУС, ЮФП ЧЩ ЕЗП РТБЧЙМШОП РПОСМЙ:

«нОЕ ЛБЦЕФУС, чЩ ЮХЧУФЧХЕФЕ. «,

«рПОЙНБА, чЩ УЕКЮБУ ТБЪЗОЕЧБОЩ. «;

— РТПДПМЦЕОЙЕ, ФП ЕУФШ ЧЛМЙОЙЧБОЙЕ Ч ЖТБЪХ УПВЕУЕДОЙЛБ Й ПЛПОЮБОЙЕ ЕЕ УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ, МЙВП РПДУЛБЪЩЧБОЙЕ УМПЧ;

— ПГЕОЛЙ: «ЧБЫЕ РТЕДМПЦЕОЙЕ ЪБНБОЮЙЧП», «НОЕ ОЕ ОТБЧЙФУС»;

«чБЫЙ УМПЧБ ПЪОБЮБАФ. «,

рТПГЕУУ ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП УМХЫБОЙС УПУФПЙФ ЙЪ ФТЕИ ЬФБРПЧ.

УПВЕУЕДОЙЛБ

Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание
Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание
Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание
Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание
Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание
1. йОЖПТНБГЙПООЩКдБФШ УПВЕУЕДОЙЛХ ЧЩУЛБЪБФШ УЧПА ФПЮЛХ ЪТЕОЙСРПДДБЛЙЧБОЙЕ, РПВХЦДЕОЙЕ, ОЕЧЕТВБМШОБС РПДДЕТЦЛБ
2. хСУОЕОЙЕхВЕДЙФШУС, ЮФП ЧЩ РТБЧЙМШОП ЕЗП РПОСМЙчЩСУОЕОЙЕ, РБТБЖТБЪ, ПФТБЦЕОЙЕ ЮХЧУФЧ
3. ъБЧЕТЫБАЭЙКдПВЙФШУС УПЧНЕУФОПЗП ТЕЫЕОЙСпГЕОЛЙ, РТПДПМЦЕОЙЕ,

ч ДЕМПЧПК ВЕУЕДЕ УФБТБКФЕУШ РТЙНЕОСФШ УМЕДХАЭЙЕ РТБЧЙМБ ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП УМХЫБОЙС:

вХДШФЕ ЧОЙНБФЕМШОЩ Й РПЛБЪЩЧБКФЕ УПВЕУЕДОЙЛХ, ЮФП ЧЩ ЧОЙНБФЕМШОЩ.

уФБТБКФЕУШ УПУТЕДПФПЮЙФШУС ОЕ ФПМШЛП ОБ УНЩУМЕ УЛБЪБООПЗП УПВЕУЕДОЙЛПН, ОП Й ОБ ЙУФЙООПН УППВЭЕОЙЙ, ЛПФПТПЕ ЮБЭЕ ЧУЕЗП ВЩЧБЕФ УЛТЩФП.

уМХЫБКФЕ, ОЕ РЕТЕВЙЧБС, ДБКФЕ УПВЕУЕДОЙЛХ ЧЩЗПЧПТЙФШУС.

оЕ ФПТПРЙФЕУШ У ПГЕОЛБНЙ Й ЧЩЧПДБНЙ, УОБЮБМБ ХДПУФПЧЕТШФЕУШ, ЮФП ЙНЕООП ЙНЕМ Ч ЧЙДХ ЧБЫ УПВЕУЕДОЙЛ.

йЪВЕЗБКФЕ ЗПЧПТЙФШ УПВЕУЕДОЙЛХ «с чБУ РПОЙНБА», РПУЛПМШЛХ ЬФБ ЖТБЪБ ЧПУРТЙОЙНБЕФУС РПЮФЙ ЧУЕЗДБ ОЕЗБФЙЧОП, МХЮЫЕ ЧУЕЗП РТСНП ХЛБЪБФШ ФХ ЬНПГЙА ЙМЙ ЮХЧУФЧП, ЛПФПТПЕ ЙУРЩФЩЧБЕФ чБЫ УПВЕУЕДОЙЛ (ЪБ ЬФП ЧБН ВХДХФ ВМБЗПДБТОЩ).

еУМЙ ЧБЫ УПВЕУЕДОЙЛ РТПСЧМСЕФ ЙЪМЙЫОАА ЬНПГЙПОБМШОПУФШ, УМХЫБКФЕ ФПМШЛП УНЩУМ УЛБЪБООПЗП, УБНЙ ОЕ РПДРБДБКФЕ РПД ЧМБУФШ ЬНПГЙК, ЙОБЮЕ П РТЙОСФПН Ч ФБЛПН УПУФПСОЙЙ ТЕЫЕОЙЙ ЧЩ ВХДЕФЕ ДПМЗП ЦБМЕФШ.

пФЧЕЮБС ОБ ЧПРТПУ, ХДПУФПЧЕТШФЕУШ, ЮФП ЛПОЛТЕФОП ИПЮЕФ ХЪОБФШ УПВЕУЕДОЙЛ, ЙОБЮЕ ЧЩ НПЦЕФЕ ДБФШ ЙЪМЙЫОАА ЙМЙ ОЕОХЦОХА ЙОЖПТНБГЙА.

еУМЙ ГЕМША ВЕУЕДЩ СЧМСЕФУС РТЙОСФЙЕ ТЕЫЕОЙС, ЙУРПМШЪХКФЕ ТЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ.

Источник

Нерефлексивное слушание

Смотреть что такое «Нерефлексивное слушание» в других словарях:

нерефлексивное слушание — (в диалоге) явление, когда собеседник слушает внимательно и почти не вмешивается в речь партнера своими замечаниями и др., в основном молчит. Но это не пассивное слушание с рассеянным вниманием, а активно молчаливое участие в общении,… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ слушание — умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей, либо слишком эмоционален или же не проявляет интереса к замечаниям… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Слушание понимающее — (в психотерапии) метод гуманистической психотерапии, имеющий целью понять клиента; традиционно используется профессиональными психотерапевтами, психологами, к рые умеют слушать и слышать именно то, что им говорят. Приемы С. п.: нерефлексивное… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Слушание нерефлексивное — (лат. reflexio отражение) слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность клиенту высказаться; состоит в умении психотерапевта внимательно молчать. Это один из приемов понимающего слушания, используемый клиническим психологом в ходе… … Психология общения. Энциклопедический словарь

слушание Нерефлексивное — умение внимательно молчать, не вме­шиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей, либо слишком эмоционален или же не проявляет интереса к замечаниям… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Способы слушания — нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание состоит в умении «внимательно молчать», не вмешиваясь в речь говорящего своими замечаниями. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В процессе… … Педагогическое речеведение

Метод беседы — Метод беседы психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды беседы … Википедия

Источник

Техники нерефлексивного слушания

Метод нерефлексивного слушания — простой способ сохранения заинтересованности и внимания в процессе устного общения.

Нерефлексивное слушание является, по существу, простейшим приемом и состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Такое восприятие можно назвать пассивным условно. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В зависимости от ситуации, в процессе нерефлексивного слушания могут быть выражены понимание, одобрение и поддержка. Подчас нерефлексивное слушание — наша единственная возможность, поскольку собеседник, особенно если он эмоционален, возбужден или испытывает трудности в формулировании своих мыслей, хочет, чтобы его услышали, и не интересуется нашими замечаниями.

Слушателю во время разговора необходимо решать три основные задачи:

1. Понимание текста

Слушание — активный процесс, оно предполагает желание услышать, внимание к собеседнику. Часто ли мы действительно слушаем, когда речь собеседника нам неинтересна или когда мы чувствуем себя усталыми? Конечно нет. Чаще всего мы почти ничего не слышим из того, что нам говорилось, поскольку на самом деле мы не слушали, и в основном потому, что не хотели.

Мадэлин Беркли-Ален в своей работе «Забытое искусство слушать» предложила разделить процесс «слушания» на три уровня, которые влияют на эффективность восприятия услышанного. Между этими уровнями нет четких границ — они представляют собой усредненные типы поведения людей и могут сменять друг друга в зависимости от ситуации. По мере перехода с третьего уровня на первый возрастает наш потенциал понимания и увеличивается эффективность общения.

Уровень 1. Слушание-сопереживание. На этом уровне слушающий воздерживается от суждений по поводу говорящего, стремясь максимально и без искажений понять его. Этот уровень характеризуется следующими признаками:

Такое слушание требует демонстрации слушателем вербального и невербального подтверждения того, что он действительно слушает.

Главное внимание уделяется при этом искренности данного процесса, «слушанию сердцем», которое «открывает двери» пониманию, выражению заботы и сочувствия.

Уровень 2. Мы слышим слова, но на самом деле не слушаем. На этом уровне слушатель «скользит по поверхности» общения, не понимая всей глубины сказанного. Он формально пытается понять содержание того, что говорит собеседник, но не предпринимает попыток понять его намерения и мотивы. На этом уровне слушатель воспринимает сообщение, опираясь только на логику, но игнорирует чувства, оставаясь, таким образом, эмоционально отчужденным от акта общения. Такое «слушание» может привести к опасному недопониманию, поскольку слушатель недостаточно сконцентрирован на том, что говорится.

Уровень 3. Слушание с временным отключением. Слушающий при этом и слушает, и не слушает, он отдает себе некоторый отчет в происходящем, но в основном сосредоточен на себе. Иногда при этом он следит за темой обсуждения краем уха, ловя лишь момент, чтобы вступить в нее самому. Слушание на этом уровне — пассивный процесс без реакции на высказанное. Часто слушающий человек теряет нить, задумавшись о чем-то постороннем или заранее готовя возражения или советы, а также придумывая, что сказать самому. Такой слушатель отличается «пустым» взглядом и более заинтересован в процессе говорения, чем слушания.

При том, что большинство из нас зависимости от обстоятельств в разное время в течение дня слушают на различных уровнях, М. Беркли-Ален считает, что задачей человека, стремящегося быть эффективным коммуникатором, должна стать выработка в себе умения слушать на уровне 1 в любых ситуациях.

Однако слушать эффективно оказывается совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд. Слушание становится возможным вследствие различия между скоростью устной речи и скоростью умственной деятельности слушающего. Обычно люди говорят со скоростью 125 слов в минуту, хотя мы можем воспринимать речь, произносимую со скоростью в три-четыре раза выше обычной, то есть до 400 слов в минуту. Если речь говорящего достаточно медленная, у нас остается время на ее декодирование и понимание. Однако разница между скоростью речи и умственной деятельности может стать причиной невнимания, особенно в случаях, когда говорят медленно или неинтересно. Если человек говорит слишком медленно (100–200 слов в минуту), нам свойственно отвлекаться, поскольку внимание подвержено естественным ритмам колебания концентрации.

В результате мы начинаем додумывать смысл еще не произнесенных фраз, обгоняя речь говорящего — «читаем мысли», приписывая ему то, о чем он не говорил. Естественно, это приводит к искажению понимания. Ослабление концентрации внимания часто приводит к тому, что слушатель непроизвольно начинает думать на посторонние темы, вызванные ассоциациями с рассказом говорящего.

Важнейшая задача, без решения которой невозможно понимание принимаемого сообщения, — это управление вниманием. Устойчивое внимание при общении помогает устранить все, что может отвлекать от процесса слушания. Необходимость быть внимательным настолько очевидна, что призыв быть внимательным может вызвать удивление. Однако именно это — самое трудное в процессе слушания, именно поэтому так много людей слушают плохо. Необходимость внимания к устному сообщению особенно возрастает в случаях, когда визуальный контакт затруднен или отсутствует, как, например, при телефонном разговоре. Направленное внимание повышает нашу способность воспринимать речь уже тем, что вызывает в мозгу «волны ожидания», которые стимулируют готовность услышать, что скажет собеседник.

Другая важная техника нерефлексивного слушания состоит в том, чтобы выдерживать паузу после реплик собеседника.

Одна из наиболее часто встречающихся ошибок слушателя состоит в том, что он, испытывая неловкость во время возникающих пауз, пытается их заполнить, задавая вопросы. Отвечая на эти вопросы, рассказчик уходит от основной темы своего рассказа и говорит не о том, о чем ему важно было рассказать, а о том, о чем спросил слушатель.

Практика показывает, что если мы не перебиваем рассказ человека, стремясь заполнить тяготящие нас паузы своими репликами и комментариями, то он, желая быть правильно понятым, будет развивать тему своего рассказа, дополняя его подробностями.

2. Поощрение рассказчика

Вторая задача, решаемая слушателем, это поощрение рассказчика продолжить разговор. Если говорящий понимает, что партнер его внимательно слушает, интересуется его рассказом, он, как правило, укрепляется в своем желании рассказывать и делает это более охотно.

Если человек получает вознаграждение, которое для него привлекательно, то у него проявляется тенденция повторять то поведение, которое предшествовало стимулу. Если человек достигает того, к чему он стремился, появляется тенденция и впредь использовать метод, который привел его к успеху. В свою очередь, об успехе в решении коммуникационной задачи он судит по реакции партнера в общении. Следовательно, выступая в качестве собеседника, мы своими реакциями можем поощрять или не поощрять нашего партнера к какому-либо поведению.

Например, наш собеседник желает нас разозлить. Если мы демонстрируем ему, что утрачиваем душевное равновесие, то это будет поощрять его к продолжению избранной линии поведения. Если же собеседник желает быть услышанным, то поощрять его рассказ будет заинтересованное выслушивание.

О степени заинтересованности слушателя мы судим по его поведению: слушающий человек выглядит иначе, чем неслушающий. Для простоты можно выделить следующие элементы поведения, по которым рассказчик делает вывод о степени внимательности слушателя:

Взгляд. Область лица, расположенная рядом с нашими глазами, направление взгляда и движения глаз передают собеседнику огромное количество информации о нашем состоянии. Взгляд может быть добрым, злым, недоверчивым, открытым, веселым, грустным и т. д. Для того чтобы укрепить нашего партнера в желании говорить, мы можем поощрять его взглядом. Очень важным знаком, свидетельствующим о нашей готовности вести разговор, является контакт глаз с глазами собеседника. Устойчивый визуальный контакт с говорящим не только показывает заинтересованность, но и вдохновляет собеседника продолжать речь, что, в свою очередь, помогает слушать его еще внимательнее. Конечно, здесь нельзя переусердствовать: постоянно следящий взгляд может быть истолкован как враждебность, особенно в напряженных ситуациях. Идеальным является взаимное стремление к контакту, который был бы естественным и приятным для обеих сторон и соответствовал обстановке и обсуждаемому вопросу.

Мимика. Мы можем передавать партнеру позитивное отношение с помощью выражения лица и, прежде всего, с помощью улыбки. Улыбаясь, мы говорим собеседнику о том, что контакт с ним нам приятен. Однако, улыбаясь, необходимо помнить о следующем. Во-первых, улыбка улыбке рознь. Бывают улыбки добродушные, скромные, благожелательные, но бывают и ехидные, иронические, отталкивающие собеседника. Во-вторых, улыбка может быть абсолютно неуместной, если собеседник рассказывает о событиях, которые его огорчили: он может решить, что нас веселит его горе.

Позы и жесты. Важную роль в установлении контакта играет язык поз и жестов. Поза может выражать желание или нежелание слушать или общаться. Когда мы немного наклонились вперед к собеседнику и одобрительно смотрим на него, мы тем самым передаем ему: «Я весь — внимание». Если же мы небрежно разваливаемся в кресле, то показываем, что не заинтересованы в общении. Позы могут говорить об отношении к собеседнику или к теме разговора.

Не следует думать, что задача построения психологического контакта автоматически решится, если выработать у себя привычку сидеть в стандартно-открытой позе. Говорящему скорее будет понятен и близок тот собеседник, который адекватно реагирует с помощью поз и жестов на его рассказ и текущее состояние. Стандартная поза в глазах рассказчика далеко не всегда будет выглядеть адекватной, поскольку он может рассчитывать на понимание и соответствующую ему эмоциональную реакцию со стороны слушателя, а получает в ответ лишь нейтрально-доброжелательное отношение.

Расстояние и положение относительно друг друга. Дистанция, на которой происходит коммуникация, может облегчать или затруднять общение. Очевидно, что, если расстояние до говорящего слишком велико, нам может быть плохо его слышно. Однако есть и другие причины уделять внимание расстоянию до партнера во время разговора. Многочисленные психологические исследования коммуникаций показали, что расстояние между партнерами само по себе является невербальным коммуникационным средством. В психологическом пространстве человека можно выделить четыре зоны: интимную, личную, социальную и публичную.

Минимальные поощряющие реплики. Следующий прием поощрения рассказчика в процессе нерефлексивного слушания состоит в том, что слушающий время от времени реагирует на рассказ партнера междометиями или нейтральными, по существу малозначащими фразами: «Да!», «Это как так?», «Ну и ну!», «Понимаю вас…», «Продолжайте, пожалуйста, я вас слушаю…». Эти реплики представляют собой простейшие словесные реакции, которые позволяют содержательно продолжить беседу. Такие ответы являются приглашением высказываться свободно и непринужденно. Они помогают выразить одобрение, интерес и понимание. Это не просто реплики, которые делаются тогда, когда нечего сказать, это знаки, говорящие о том, что мы внимательно слушаем и приглашаем партнера продолжать разговор. Поскольку нашему партнеру легче рассказывать о себе заинтересованному собеседнику, то, демонстрируя свое внимание с помощью реплик, мы способствуем увеличению его желания и готовности говорить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание
Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание
Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание
Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание
Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание
Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание
Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание
Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть фото Что такое нерефлексивное слушание. Смотреть картинку Что такое нерефлексивное слушание. Картинка про Что такое нерефлексивное слушание. Фото Что такое нерефлексивное слушание