Что такое постная пища
Постимся на здоровье. Чем полезна постная пища и какие у нее преимущества?
В период Рождественского поста мы беседуем о постном питании. Многих новопришедших старообрядцев страшит постная пища: хватит ли сил на выполнение повседневной работы, не навредит ли пост здоровью? Сегодня на эти вопросы ответит Ирина Львовна Медкова — доктор медицинских наук, академик РАЕН, много лет посвятившая изучению вопросов питания человека.
Пост душевный и пост телесный
Пост является важнейшей духовной составляющей жизни православного христианина, который приходит к посту по велению своей души и поэтому исполняет его с особым усердием. Истинный пост представляет собой единение поста духовного и поста телесного.
В дни поста церковным уставом запрещается скоромная пища — это все виды мясных, молочных продуктов и яиц, и только в некоторые дни поста разрешается рыба. Эти строгие ограничения являются очень полезными для постящегося, так как
душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержанным в пище (Прп. Авва Пимен Великий).
Посты отучают человека от чревоугодия — этой сильнейшей страсти, которая на сегодняшний день охватила нас всех.
Христианский пост в советский период нашей истории многократно подвергался нападкам и нареканиям. В настоящее время положение изменилось. Сейчас все большее число людей начинает интересоваться постом, приходит к посту, однако желание поститься бывает продиктовано разными соображениями. Хотелось бы особо подчеркнуть, что пост — это не диета и не способ лечебного голодания или, как его еще называют, «разгрузочно-диетическая терапия». Для уже давно постящихся людей не встает вопрос о пользе поста, а вот у новоначальных таких вопросов, как правило, возникает много. Главный из них — не наносит ли себе вреда постящийся, ограничивая себя в тех или иных привычных продуктах питания? Попытаемся ответить на эти вопросы, а для этого окунемся в мир растительных продуктов и расскажем о них.
Даст Бог день, даст и пищу
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организм человека должен получать необходимые вещества — белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Мы можем получить их из различных продуктов питания, но сейчас перед нами стоит задача определить, как восполняется потребность организма во всех видах питательных веществ из продуктов растительного происхождения.
Рацион постящегося состоит из хлеба, круп, макаронных изделий, овощей, грибов, фруктов, фруктовых и овощных соков, квашеных, соленых и маринованных овощей, растительных масел, меда, орехов.
Хлеб, крупы и макаронные изделия во время поста служат важными источниками белка. Белки являются необходимым строительным материалом для всех органов и тканей нашего организма, структурными компонентами всех наших клеток. Они состоят из 20 аминокислот, 8 из которых являются незаменимыми, а потому должны поступать с продуктами питания.
Из круп наиболее богаты белком гречневая ядрица, пшенная и овсяная. Однако содержание белков в них ниже, чем в продуктах животного происхождения. Так, белки злаков усваиваются приблизительно на 86%, а белок мясных продуктов — на 95%, при этом белок растительных продуктов может не содержать всех незаменимых аминокислот. Однако среди растительных продуктов существует большая группа бобовых (фасоль, чечевица, соя, горох), которые лишены перечисленных выше недостатков.
Бобовые — это богатые источники растительного белка (в зависимости от вида они содержат от 24 до 45 г белка на 100 г продукта), что превышает содержание белка в лучших сортах говядины (20 г белка в 100 г мяса), при этом усвояемость белков бобовых (особенно продуктов переработки сои) очень высока — до 95%. Пищевая ценность белков сои также не уступает мясным продуктам. То же самое можно сказать и об аминокислотном составе фасоли, которая содержит все незаменимые аминокислоты.
В целом, растительные белки фасоли могут полностью заменить белок мяса.
Помимо белка, хлеб, макаронные изделия, крупы и бобовые являются также важными поставщиками витаминов (особенно группы В), и минеральных веществ, таких как фосфор, кальций, железо, калий, магний.
С рыбой — вообще не пост
В дни поста, когда разрешается рыба, вопрос о дефиците белка или его неполноценности вообще не стоит. Белок рыбы содержит полный набор всех необходимых аминокислот, а усвояемость его выше белка теплокровных животных. По содержанию белка 100 г мяса заменяют 150-160 г рыбы.
Рыба является также источником высококачественного жира. Жиры играют важную роль в процессах жизнедеятельности организма, будучи структурными компонентами всех клеточных мембран. Они являются поставщиками энергии, причем энергетический потенциал их вдвое больше, чем белков и углеводов (при сгорании одного грамма жира организм получает 9 ккал тепла, а при сгорании белков и углеводов только 4 ккал). В жирах рыб содержатся жирорастворимые витамины и различные классы жирных кислот, которые способны снижать уровень холестерина в крови, разжижать кровь и тем самым предотвращать образование тромбов, уменьшать воспалительную реакцию и защищать мышцу сердца, расширять сосуды и снижать кровяное давление. Рыба также поставляет нам такие важные минеральное вещества, как кальции и фосфор.
Растительные масла и орехи полностью возмещают в организме потребность жиров
Важным источником жиров в рационе постящегося являются растительные масла: подсолнечное, соевое, кукурузное, оливковое, льняное. Они обладают высокой калорийностью и богаты жирными кислотами. Растительные масла являются также богатыми источниками витамина Е, защищающего мембраны клеток от разрушения и тем самым оказывающего защитный эффект, снижая риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.
Поставщиками жира для постящегося являются также орехи. Ядро сладкого миндаля, кешью, грецкого ореха, фундука, кедрового ореха содержит высококачественные растительные жиры. 100 г орехов в день могут удовлетворить более 2/3 суточной потребности организма в жирах. Это очень важно для тех дней поста, когда исключается употребление растительного масла. Орехи также содержат минеральные вещества —кальций, фосфор, магний, железо, кобальт и другие.
Овощи и фрукты занимают особое место в питании постящегося — это важнейшие источники углеводов, поставщики энергии.
Помимо углеводов овощи содержат также немного белка и совсем незначительное количество жира. Фрукты содержат еще меньше белка и совсем не содержат жира. Отличительной особенностью овощей и фруктов является то, что они полностью лишены холестерина. Мы знаем, что высокий уровень холестерина в крови человека является фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Таким образом, потребление овощей и фруктов в течение длительных постов является мощным фактором профилактики одной из наиболее распространенных болезней века — атеросклероза и его осложнений.
Квашеная капуста — прекрасный источник витамина С
Необходимо отметить, что овощи обладают низкой калорийностью. Например, баклажаны, кабачки, различные сорта белокочанной капусты, цветная капуста, брокколи, лук, огурцы, томаты, сладкий перец, все виды салатного листа, редька, репа, тыква имеют калорийность от 14 до 29 ккал на 100 г продукта (сравним с говядиной — 187 ккал). Несколько большую калорийность имеют картофель, свекла и морковь. Низкокалорийные овощи особенно полезны тучным людям.
Все овощи и фрукты являются ценными источниками витаминов и минеральных веществ. Однако для каждого овоща и фрукта характерен свой витаминно-минеральный состав. Так, чемпионом среди овощей по содержанию витамина С является красный сладкий перец, высокое содержание витамина С в разных сортах капусты — белокочанной, краснокочанной, брюссельской, кольраби, цветной.
На Руси издавна квашеная капуста была излюбленным постным блюдом, помогающим бороться с дефицитом витамина С в зимнее время. Из фруктов наиболее богаты витамином С цитрусовые (апельсины, грейпфруты, лимоны). А мясо, колбасы, сосиски, сардельки и рыба вообще не содержат витамина С.
Все овощи и фрукты, имеющие желтую, оранжевую или красную окраску богаты бета-каротином, из которого в организме синтезируется витамин А, ответственный за состояние нашей кожи, слизистых оболочек и зрения. Витамины В1, В2, В6 представлены в овощах в небольшом количестве, и совершенно отсутствует во всех овощах и фруктах витамин В12, необходимый для предотвращения анемии (малокровия). Постящийся получает витамин В12 из рыбы в те дни, когда она разрешена церковным уставом. В другие дни поста витамин В12 в организм с продуктами не поступает. Но, как показывают данные медицинских исследований, этот витамин может синтезироваться в организме человека кишечной микрофлорой. Очевидно, наш организм обладает удивительной способностью к адаптации, когда в отсутствие поступления витамина В12 извне микрофлорой кишечника начинает осуществляться синтез этого необходимого витамина кроветворения.
Из минеральных веществ, находящихся в овощах и фруктах, нас больше всего интересуют такие макроэлементы, как кальций и фосфор. В организме человека около 90% кальция сосредоточено в костях, что придает им особую прочность. Пищевой кальций оказывает влияние на сократительную функцию сердечной мышцы, способствует выведению холестерина из организма, входит в состав более 200 ферментов, осуществляющих в организме различные физиологические функции. Несмотря на важную роль фосфора в обменных процессах, избыточное его поступление вызывает вымывание из костей кальция.
Большинство продуктов питания богаты фосфором и обычно недостаточность фосфора, обусловленная его нехваткой в пище, практически не встречается. Соли кальция содержатся также во всех продуктах растительного происхождения, но усвояемость его из растительных продуктов значительно ниже, чем из животных. Оптимальное усвоение кальция происходит при определенном его соотношении с фосфором (1:1). Идеальное соотношение кальция и фосфора имеется только в молочных продуктах и яйцах, которые во время поста не потребляются. Но если мы сравним это соотношение в растительных и мясных продуктах, то выигрывают растительные продукты. Например, картофель имеет соотношение кальция к фосфору 1:5, хлеб — 1:5, крупа гречневая ядрица — 1:5, а мясо — 1:20. Очевидно в период поста было бы правильным выбирать продукты с более высоким содержанием кальция — это капуста, зеленая фасоль, лук-порей, шпинат, тыква, чеснок, морковь, пряная зелень (сельдерей, укроп), фрукты: апельсины, сушеные яблоки, инжир, курага, изюм, орехи.
Растительная клетчатка — это «щетка» для организма
И, наконец, все продукты растительного происхождения богаты растительной клетчаткой (пищевыми волокнами). В продуктах животного происхождения пищевые волокна отсутствуют. Нерастворимые пищевые волокна помогают работе кишечника, способствуют выведению из организма шлаков. Растворимые пищевые волокна стимулируют рост полезной микрофлоры, молочно-кислых бактерий (лакто-и бифидобактерий), которые способны выделять особые антибиотики, подавляющие размножение гнилостной микрофлоры в кишечнике. В разных растительных продуктах содержатся различные по своей природе пищевые волокна. Наибольшее количество нерастворимых пищевых волокон (целлюлозы, лигнина) содержат баклажаны, брокколи, горох, капуста белокочанная, капуста цветная. Растворимые пищевые волокна (пектины) находятся в кабачках, свекле, тыкве, яблоках. У людей, потребляющих достаточное количество пищевых волокон, реже возникают сердечно-сосудистые заболевания и сахарный диабет.
В рамках одной статьи невозможно описать все полезные свойства растительных продуктов. Но даже этот небольшой «экскурс» показывает, что «поститься не страшно». Народная мудрость гласит: «От поста еще никто не умирал, а от объядения — многие». Остается только пожелать приходящим к посту: «Поститесь на здоровье. С Богом!»
По материалам журнала «Славянка»
Полный учебник церковнославянского языка
Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.
Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского
Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Суть поста: Пост в радость, или Зависят ли от мяса отношения с Богом?
В чем суть поста?
Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.
Дополнительная нагрузка и лишние расходы?
Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет — проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?
Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:
— Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек — и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.
Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.
Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого — не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.
Нужно ли в пост есть невкусно?
Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?
Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):
— Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом — в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.
— Мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех — когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое — чревобесие, второе — гортанобесие.
Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.
Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ:
— Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно — не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» — и на этом останавливался.
Как вести себя постом в гостях?
Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?
Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:
— В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте…» (1 Кор. 10 : 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.
Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».
А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?
Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.
Какая пища считается постной?
По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?
Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):
— Самый строгий пост — сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно — млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, — они тоже часть плоти млекопитающих.
Протоиерей Александр БОРИСОВ:
Зависят ли от мяса отношения с Богом?
Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»
Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:
— В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи — лишь средство для достижения этой цели.
Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):
— Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание — не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.
Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.
Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!