Что такое нецензовое образование
Понятия «цензовое образование» появилось в 20-30 годах прошлого века. Во второй половине 20 века в стране была создана достаточно разнообразная, широкая сеть дошкольных учреждений, имеющих специальное назначение:
По мере образования и развития системы дошкольных учреждений учеными и педагогами-практиками были созданы методы, принципы, приемы определения, коррекции различных отклонений в развитии малышей.
Система специального образования позволяла вести серьезную профилактическую работу, направленную на своевременное выявление проблемы, поиск оптимальных способов ее быстрейшего устранения.
Принципы построения
На тех традициях, которые были заложены в 20 веке, выстраивается вся современная система дошкольного образования и воспитания.
Инклюзивное образование предполагает меньшую наполняемость групп (до 15 человек). В штат образовательной организации вводятся дополнительные специалисты: дефектологи, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, сурдопедагоги, медицинские работники.
Специфика образовательного процесса
Цензовое образование лиц с ОВЗ осуществляется по специальным комплексным программам воспитания и обучения, которые разрабатываются отдельно для каждой возрастной категории детей с учетом отклонений в развитии. Готовые программы анализируются, корректируются, утверждаются Министерством просвещения РФ.
Особенности работы специалистов
Цензовое образование детей с аномальным развитием предполагает распределение видов занятий между узкими специалистами (дефектологом, олигофренопедагогом) и учителем (воспитателем). К примеру, развитие речи, конструирование, знакомство с элементарными математическими понятиями осуществляется не учителем, а педагогом-дефектологом.
Организацией специальных занятий также занимается специалист, учитель осуществляет общий контроль (присмотр) за детьми, вовлекает их в игровую деятельность, создает комфортные условия для пребывания «особенных малышей» в образовательных учреждениях.
Среди специальных занятий, без которых сложно представить себе современное инклюзивное образование, наличествуют такие, как совершенствование слухового восприятия, коррекция произношений звуков, развитие зрительных навыков, лечебная и коррекционная физическая культура.
Важные аспекты
Для детей дошкольного возраста предполагается внесение родителями только платы за пребывание малыша в детском саду. Нахождение ребят школьного возраста в специализированных группах (классах), занятия с логопедом, дефектологом, олигофренопедагогом осуществляется на бесплатной основе.
Специальные школы функционируют для помощи семьям в полноценном воспитании «особенных детей». Педагоги и специалисты стараются в максимальной степени развить возможности таких малышей, помочь детям в последующей социализации.
В 1992 году в РФ был принят ФЗ «Об образовании», согласно которому в стране введена новая типология образовательных организаций, произведены существенные организационные и правовые изменения специального образования.
Функционирование ДОУ
Что такое цензовое и нецензовое образование в настоящее время? Для того чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к типовым положениям, которые были введены для всех видов образовательных учреждений. Детские сады, предназначенные для детей, развивающихся нормально, являются местом для общения, игр с другими малышами. Таким образом, в настоящее время в ДОУ обычного типа осуществляется присмотр за детьми на тот промежуток времени, пока их родители находятся на работе.
Часто специализированный детский сад становится единственным местом, где созданы оптимальные условия, требуемые «особенному ребенку» для физического и умственного развития. Дети с отклонениями принимаются в образовательные дошкольные учреждения коррекционного типа только при наличии письменного согласия родителей (или законных представителей) на основании заключения, сделанного специальной медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Многие малыши с серьезными отклонениями в развитии развиваются в детских учреждениях компенсирующего вида, а также в специальных компенсирующих группах ДОУ комбинированного вида. Воспитание и обучение в таких дошкольных организациях осуществляется в полном соответствии со специальными коррекционными развивающими программами, созданными для каждой категории малышей, имеющей определенные отклонения от нормального развития.
В зависимости от вида нарушения и возраста, наполняемость групп в ДОУ для «особенных детей» составляет:
Иные формы работы
Если дети дошкольного возраста по различным объективным причинам не могут посещать в обычном режиме детский сад, для них возможна организация групп кратковременного пребывания. Основным предназначением их является оказание целенаправленной педагогической и психологической помощи малышам, а также осуществление консультативной и методической поддержки их родителям (законным представителям).
Такие группы способствуют социальной адаптации детей, формированию у них предпосылок для последующей учебной работы. Занятия проводятся индивидуально либо группами по 2-3 человека в присутствии пап и мам. Время для занятий подбирается с учетом пожеланий родителей.
Данная форма работы предполагает проведение занятий не только воспитателем, но и иными специалистами детского дошкольного учреждения: логопедом, олигофренопедагогом, тифлопедагогом, сурдопедагогом. Такие группы считаются специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для воспитанников, обучающихся, с серьезными отклонениями в развитии.
Современные тенденции в школьной коррекционной педагогике
Образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии направлены на создание оптимальных условий для укрепления и охраны здоровья детей, их физическое и психическое развитие. При переходе из детского сада в школу у любого ребенка появляются серьезные проблемы, связанные с привыканием к новому коллективу, обстановке, режиму дня. Дети со специальными потребностями, которые испытывают серьезные сложности в общении, обучении, социальной адаптации, особенно тяжело переживают такой кризис. Именно поэтому комфортной формой организации воспитания и обучения детей с серьезными отклонениями в развитии является учреждение «детский сад – начальная школа».
Цензовое образование, определение которого уже приводилось выше, позволяет ребенку свою школьную жизнь начинать с привычной обстановки и среды, посещая одну и ту же дошкольную группу на протяжении нескольких лет.
Центры для «особенных детей»
Среди типов образовательных учреждений, в которых организуется обучение и воспитание школьников со специальными возможностями и потребностями, выделяют и различные центры: консультирования и диагностики, психолого – педагогической коррекции и реабилитации, медико-психологического сопровождения, лечебной педагогики, индивидуального обучения. В них занимаются дети в возрасте от 3 до 18 лет. Контингент подобных учреждений составляют следующие дети:
Среди категорий, перечисленных выше, достаточно детей, которые имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии. Для них осуществляется цензовое образование в пролонгированные сроки.
Работают с такими воспитанниками социальные педагоги, детские психологи, дефектологи, логопеды, а также медицинские работники.
Направления деятельности
Среди основных направлений деятельности подобных учреждений выделяют:
В РФ функционирует множество оздоровительных образовательных учреждений санаторного вида для детей, которые нуждаются в продолжительном лечении:
Такие учреждения направлены на воспитание и образование, а также на проведение реабилитационных, лечебных, оздоровительных мероприятий, адаптацию «особенных детей» к социуму, их разностороннее развитие, лечение.
Случаются такие ситуации, когда в 5-6-летнем возрасте дошкольное учреждение не сумело выявить серьезных отклонений в развитии ребенка. Чтобы исправить ситуацию, для малышей с выраженными отклонениями в умственном и физическом развитии создаются специальные группы при коррекционных школах, а также при школах-интернатах.
Образовательные программы, по которым обучаются такие дети, рассчитаны на 1-2 года. На протяжении всего этого времени происходит развитие предпосылок у ребенка к учебной деятельности в коррекционно-развивающей среде.
Цензовое образование получают выпускники всех специальных школ, кроме тех малышей, которым это запрещено по медицинским показаниям.
Особенности школьного образования
Дети школьного возраста, которые имеют особы образовательные потребности, обучаются по специальным образовательным стандартам на дому либо в образовательных учреждениях. Существует восемь видов специальных школ, предназначенных для детей с серьезными нарушениями развития:
Во всех коррекционных (специальных) образовательных организациях реализуются специальные федеральные стандарты. Учебные планы, по которым работают специалисты в каждом типе таких школ-интернатов, разработаны с учетом психофизических особенностей развития, индивидуальных возможностей «особенных детей». Помимо государственных специальных (коррекционных) учреждений существуют также и частные (негосударственные) школы-интернаты.
В последние годы появляются образовательные учреждения и для детей, имеющих следующие ограничения жизнедеятельности и здоровья: с синдромом Дауна, симптомами аутизма.
Заключение
Сотрудники каждого образовательного учреждения несут ответственность за здоровье и жизнь детей, обеспечение их конституционного права на получение качественного бесплатного образования в рамках установленного стандарта.
Все выпускники коррекционных образовательных учреждений (кроме школ VIII вида) получают цензовое образование. Всем им обязательно вручают аттестат государственного образца, в котором указывают факт завершения обучения в коррекционном общем или среднем образовательном учреждении.
Варианты специального образования: цензовое, нецензовое, абилитационное образование.
В Республике Беларусь определяется четыре варианта по цензовости /нецензовости образования.
Цензовость образования – обеспечение образования в объеме соответствующих ступеней общеобразовательной школы.
Все специальные школы (классы), кроме вспомогательных (для детей с интеллектуальной недостаточностью), дают цензовое образование.
1. Начальная школа (подготовительный, 1-3 классы), базовая (основная) школа (4-9 классы). Структура специального образования идентична структуре общего образования. В подготовительный класс принимаются дети в возрасте 6-7 лет.
Специальное образование обеспечивает формирование базового объема знаний, соответствующего государственному уровню обязательных требований и оказание коррекционной помощи и поддержки. Это достигается реализацией базового и коррекционного компонентов учебного плана и программ специальной или общеобразовательной школы, если доступно содержание обучения. Такой вариант приемлем для детей с нарушениями зрения, слуха (I отделение), с задержкой психического развития, речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими нетяжелыми отклонениями.
2. Цензовое образование с увеличением срока обучения. Начальная школа (подготовительный, 1-4 классы) и базовая (основная) школа (5-10 классы). Сроки обучения в этом случае по сравнению с обычной школой увеличены на один год. В подготовительный класс принимаются дети в возрасте 6-7 лет.
Специальное образование по этому варианту включает, помимо общеобразовательной подготовки, коррекционной помощи и поддержки, еще и трудовое (профессионально-трудовое) обучение. Этот вариант приемлем для детей с тяжелыми формами нарушения, слуха, зрения, речи, двигательной сферы.
Учащиеся, успешно окончившие базовую школу первого или второго варианта специального образования, имеют право получить общеобразовательную подготовку в лицейских 10-11 (11-12) классах или общеобразовательную и профессиональную подготовку в ПТУ3ах, ССУ3ах.
3. Младшие классы (подготовительный, 1-4 классы), старшие (5-9 классы), углубленная социальная и профессиональная подготовка (10-11 классы). В подготовительный класс принимаются дети в возрасте 7-8 лет в зависимости от когнитивной зрелости.
Образование обеспечивает адекватную познавательным возможностям общеобразовательную подготовку, коррекционную помощь и поддержку, профессионально-трудовое обучение. Достижение этих задач возможно на основе реализации базового и коррекционного компонентов учебного плана и программ вспомогательной школы. Рекомендуется для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
4. Нецензованное, абилитационное образование. Срок обучения определяется степенью выраженности нарушения и уровнем обучаемости. Специальное образование обеспечивает общее развитие, коррекцию и компенсацию нарушений, бытовую адаптацию и социализацию. Обучение осуществляется по специально разработанным учебным планам и типовым программам или индивидуальным образовательным программам различных вариантов в зависимости от характера нарушений и уровня обучаемости. Рекомендуется для детей с тяжелой и глубокой формой умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями.
Противопоказания к приему в специальную школу:
1. Соматические заболевания (ревматизм в активной фазе, бронхиальная астма с частыми тяжелыми приступами, туберкулез, гемофилия, эндокринные нарушения и др.).
2. Неврологические заболевания (миопатия, тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата).
3. Хирургические заболевания (спинномозговая грыжа, недержание мочи, кала).
4. Кожные заболевания (все в стадии обострения).
5. Психоневрологические (тяжелые формы умственной отсталости с выраженной дезадаптацией, отсутствием навыков самообслуживания, явные психопатоподобные и психические расстройства, органические заболевания головного мозга с дневными или частыми ночными судорожными припадками, выраженные энцефалостенические состояния, синдром двигательной расторможенности).
Другие формы получения образования (помимо специального учебного заведения): индивидуальное обучение на дому; интегрированное обучение; обучение в условиях стационарного лечебного учреждения (для часто и длительно болеющих детей). Избранная форма и вариант специального образования могут изменяться в зависимости от познавательных возможностей и учебных успехов ребенка, его физической и психической работоспособности.
Для взрослых людей с ограниченными возможностями для получения или продолжения образования открыты вечерние школы, специальные техникумы, специальные группы в техникумах и колледжах, отделения в вузах, реабилитационные центры, учебные и производственные мастерские от обществ слепых, глухих и инвалидов.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Варианты специального образования: цензовое, нецензовое, абилитационное образование.
Варианты специального образования: цензовое, нецензовое, абилитационное образование.
Варианты специального образования: цензовое, нецензовое, абилитационное образование.
Дифференциация уровней и вариантов
Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. Такой диапазон присутствует в каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ.
Неоднородность состава группы требует предусмотреть соответствующий диапазон различий в уровне, содержании и результатах начального школьного образования детей с ОВЗ. СФГОС дифференцируется за счет наличия вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей адекватным образованием, преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования. Дифференцированные варианты специального стандарта характеризуются: уровнем результата (цензовый – нецензовый); структурой основной образовательной программы; планируемыми результатами обучения, условиями, необходимыми ребенку с ОВЗ для их освоения.
Предлагается четыре варианта данного стандарта, которые представляют собой системные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
Стандартизация промежуточных результатов образования на каждой его ступени должна обеспечить сохранение возможности перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей ребенка с ОВЗ и реализации его права на получение образования, адекватного его возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.
Кардинальное отличие от ФГОС состоит в том, что стандарт образования детей с ОВЗ может быть представлен только в описании вариантов, прямо соответствующих наличествующему диапазону различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования.
Каждый вариант СФГОС определяет:
Первый вариант СФГОС (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Полноценное освоение первого варианта СФГОС возможно при создании условий для реализации особых образовательных потребностей, включая специальную систематическую помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить первый вариант СФГОС. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта СФГОС.
Второй вариант СФГОС (цензовый уровень)
Третий вариант СФГОС (не цензовый)
Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития, чьи возможности в получении образования сопоставимы с ними. Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. Обязательной является организация специального обучения и воспитания. В структуре основной образовательной программы при неизбежном значительном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. В связи с вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально адаптированной к особенностям таких детей, но ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции.
Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)
Этот вариант стандарта предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми». Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. В структуре индивидуальной основной образовательной программы при неизбежном и существенном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. Предусматривается специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Программой предусматривается специальная работа по включению ребенка в детский коллектив, введение в более сложную предметную и социальную среду. Поэтапно и планомерно расширяется жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах. Исключается изоляция от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ
«Современные технологии инклюзивного образования в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС».
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ
Адаптированная образовательная программа (АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Взаимодействие – это: а) взаимная поддержка; б) воздействие различных предметов, явлений действительности друг на друга, обусловливающее изменения в них; в) согласованность, непротиворечивость положений, выводов, результатов деятельности человека в различных сферах.
Высшие психические функции – это сложные системные образования, они формируются прижизненно, в процессе развития человека.
Детско-родительские отношения – это отношения между родителями и детьми во всем их многообразии. Составляющими ДРО являются родительские установки, стили семейного воспитания и семейные роли. Определение детско-родительских отношений очень широкое и трактуется как: а) собственно эмоциональные отношения детей и родителей, б) характер взаимодействия ребенка со взрослым, характер родительского воспитания, как реализация одной из основных функций семьи.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц, речевого аппарата.
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Интегрированное обучение – совместное обучение нормальных и «особенных» учащихся в общеобразовательном пространстве.
Кинезиология – наука, изучающая механизмы формирования движения и причины его нарушения.
Компетентность образовательная – способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые – метапредметные, общепредметные и предметные компетенции.
Компонент «академический» – академические знания, умения и навыки по учебным предметам, т.е. предметные результаты, которыми должны овладеть школьники с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения.
Компонент «жизненной компетенции» предполагает формирование, развитие таких компетенций, которые позволят ребенку с ограниченными возможностями здоровья стать более активным, независимым и приспособленным к реальной каждодневной жизни посредством коррекции и компенсации имеющихся недостатков развития.
Критерии оценки качества образования – показатели и признаки, на основании которых оценивается качество общего образования.
Личностные результаты образовательной деятельности – система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.
Личностные универсальные учебные действия – действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации.
Материально–техническое обеспечение (условия) получения общего образования – общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды).
Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию.
Нецензовый уровень школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – несопоставимый с уровнем образования здоровых сверстников, он изменен за счет значительного редуцирования «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка.
Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Образовательная среда – совокупность факторов, формируемых укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012).
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.
Особые образовательные потребности (ООП) – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Предметные результаты образовательной деятельности – конкретные элементы социального опыта – зн Предметные результаты образовательной деятельности – конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
Примерные учебные программы по отдельным учебным предметам – программы, имеющие ориентирующий характер, включающие пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания; содержание образования, включающее перечень изучаемого материала; примерное тематическое планирование с определением основных видов деятельности школьников; планируемые результаты освоения предметных программ; рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса.
Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Родительские позиции – система отношений родителя (отца, матери): к своему ребенку, себе как родителю (отцу, матери), родительской роли, родительству в целом и воспитательной практике. Она обусловливает совокупность родительских установок и мотивов, которыми родители руководствуется в воспитании ребенка; систему целей и ценностей, на которые направлено семейное воспитание, и тем самым определяет характер воспитательной практики в семье.
Сензитивный период – характеризуется повышенной чувствительностью к различного рода влияниям окружающей действительности.
Слабовидящие дети – при органических поражениях зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения находится в пределах от 0,05 до 0,4 на лучшем или единственном глазу в условиях оптической коррекции.
Специальными условия, для получения образования обучающимися с ОВЗ – условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Среда светлой сенсорной комнаты – среда для взаимодействия человека с определенными модулями при дневном свете или при ярком (полном) освещении.
Структура основных образовательных программ – комплект указаний, программ и требований, из которых состоит структура образовательных программ: состав программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. см. требования к структуре основных общеобразовательных программ.
Темная сенсорная комната – особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Универсальные учебные действия – способность субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Цензовый уровень школьного образования детей с ОВЗ – уровень школьного образования сопоставимый с образованием нормально развивающихся сверстников.