Что такое неудовлетворенные потребности пациента

Выявление нарушения потребностей пациента

В современной практике сестринского дела принято рассматривать любое патологическое состояние пациента — будь то болезнь, травма или возрастные анатомо-физиологические изменения — с позиций возникающих при этом нарушений жизнедеятельности. Эти нарушения в той или иной степени, в том или ином объеме, в зависимости от различных обстоятельств не позволяют пациенту самостоятельно поддерживать свою повседневную жизнедеятельность на качественном уровне. Говоря иными словами, пациент не способен самостоятельно удовлетворять свои жизненно важные потребности. Это состояние порождает чувство дискомфорта у пациента и свидетельствует о низком качестве оказываемой медицинской помощи. Степень возникающих нарушений может быть различна. Она зависит как от тяжести и особенностей заболевания, так и от ряда других факторов: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и способностей человека. Зависит она и от профессионализма медицинского персонала, наличия специальных средств реабилитации, позволяющих свести последствия возникающих нарушений к минимуму.

Чем точнее и полнее будут определены проблемы пациента по удовлетворению его повседневных потребностей, чем больше при уходе за больным будет применено средств реабилитации, тем в большей степени пациент будет ощущать свою независимость.

Определение проблем пациента, инвалида или человека пожилого или старческого возраста называется медико-социальной диагностикой (оценкой). Для проведения полной, последовательной и систематической медико-социальной диагностики Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует использовать модель сестринского дела Вирджинии Хендерсон. Эта модель акцентирует внимание при уходе за пациентом на 14 основных физиологических потребностях, самостоятельное удовлетворение которых может быть нарушено в связи с заболеванием:

При общении с больным и его родственниками необходимо провести медико-социальной диагностику, для того чтобы определить, в какой степени пациент может эти потребности удовлетворять самостоятельно, и какую помощь ему необходимо предоставить, чтобы данные потребности были удовлетворены. В качестве инструментов такой диагностики используются:

В разных лечебных учреждениях приняты разные формы выявления нарушения потребностей больных. Это объясняется, прежде всего, тем, что у нас в стране пока нет общепринятых сестринских стандартов обследования больного.

В качестве примера диагностической шкалы можно привести достаточно популярную во всем мире и у нас в стране шкалу Бартела для определения активности в повседневной жизни. По шкале диагностируются некоторые важные аспекты повседневной жизнедеятельности.

Шкала Бартела (в сокращенном виде)

Особое внимание необходимо обратить на пункты, свидетельствующие о частичной способности пациента выполнять ту или иную функцию жизнедеятельности. В каждом таком случае нужно определить, с помощью каких средств реабилитации пациент может в максимально возможном объеме выполнить те или иные действия.

Например, если пациент не может самостоятельно сесть в кровати, то может быть, он может это сделать, если кровать снабжена Балканской рамой или настенным поручнем. Причем здесь надо быть очень внимательным. Больной может не использовать поручень, если он расположен со стороны слабой руки, или, если ухаживающий не разъяснил должным образом, как этим поручнем пользоваться, или если поручень расположен в неудобном для эффективного подтягивания месте.

Поэтому после подбора необходимых средств реабилитации нужно обучить пациента ими пользоваться и корректировать в процессе обучения качество и количество средств реабилитации для достижения наилучшего результата.

На основании полученных данных составляется план действий по оказанию помощи и подбираются необходимые средства реабилитации. План обязательно должен быть обсужден и согласован с самим пациентом. Необходимо помнить, что без активного участия пациента уход вряд ли будет эффективным.

И еще — только при наличии в распоряжении пациента средств реабилитации он может активно участвовать в удовлетворении своих потребностей, реабилитируя свои способности по ходу заболевания. В случае же отсутствия средств реабилитации или при слишком «заботливом» уходе, исключающем максимальное использование возможностей самого больного и создающим для него «тепличные» условия, пациент занимает пассивную позицию, вынужден пользоваться помощью ухаживающего персонала, не развивает, а, наоборот, часто теряет навыки повседневной деятельности.

Источник

Медицинские интернет-конференции

Языки

Мотивационные потребности пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями

Семенова О.Н., Наумова Е.А.

Резюме

Ключевые слова

Введение

изучить мотивационные потребности (включая и потребность быть здоровым) пациентов с сердечно-сосудистой патологией с помощью методики изучения ценностных ориентаций.

Материал и методы

в 2012 году проводилось анкетирование пациентов кардиологического стационара Клинической больницы имени С.Р. Миротворцева СГМУ. Использовалась вышеописанная методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича [5,8]. Списки ценностных категорий были представлены в алфавитном порядке, и испытуемым предла­галось проставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18, то есть необходимо было разложить по порядку значимости принципы, которыми пациент руководствуется по жизни. Вначале предъявляется набор терми­нальных (список А), а затем набор инструментальных ценностей (Список Б) [5,8] (Таблица 1).

Для анализа иерархии ценностей ценности были сгруппированы на содержательные блоки. Терминальные ценности были разбиты на конкретные, абстрактные, ценности профессиональной самореализации и ценности личной жизни [5,8]. Инструментальные ценности в свою очередь на этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические ценности, конформистские ценности, альтруистические ценности [5,8].

При помощи одномерного непараметрического анализа и логистической регрессии оценивалась взаимосвязь здоровья с остальными ценностями как отдельно, так и с группами внутри терминальных и инструментальных ценностей.

Результаты

В опросе согласились принять участие 91 пациент (27 (29,7%) мужчин и 64 (70,3%) женщины), медиана возраста 60 лет. (Таблица 2)

Стоит отметить, что пациенты крайне неохотно соглашались на участие в данном исследовании. И только 53 (58,2%) пациента из согласившихся полностью ранжировали ряд представленных ценностей. Из них 15(28,3%) мужчин и 38 (71,7%) женщин, медиана возраста 53 года. Остальные пациенты не справились с поставленной задачей.

Взаимосвязь между значимостью здоровья, как главной терминальной конкретной ценности, с другими ценностями представлена в таблице 3.

При логистической регрессии достоверная обратная ассоциация здоровья отмечена с такими терминальными ценностями как наличие хороших и верных друзей и развитием (работой над собой, постоянным физическим и духовным совершенствованием) (р=,00156). С инструментальными ценностями ассоциации выявлено не было.

Здоровье не связано с ценностями профессиональной самореализации и личной жизни, этическими ценностями, ценностями общения, ценностями дела, индивидуалистическими, конформистскими, альтруистическими ценностями, ценностями самоутверждения и принятия других людей.

При преобладании конкретных ценностей у пациентов (p=,00020), равно как при выраженной недооценке абстрактных ценностей (p=,00229) преобладают ценности личной жизни.

При преобладании конкретных ценностей (активная жизнедеятельность, интересная работа, общественное призвание, продуктивная жизнь), меньшая роль отдается индивидуалистическим ценностям (p=,04160), таким как независимость, непримиримость к недостаткам, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля.

При доминировании ценностей дела, таких как аккуратность, исполнительность, образованность, рационализм, эффективность в делах, ценности профессиональной самореализации (интересная работа, общественное призвание, развитие) занимают наименьшую роль (p=,04366).

Пациенты, не определившиеся с положением этических ценностей (ответственность, высокие запросы, независимость, самоконтроль, широта взглядов) в иерархии ценностей, ценностям общения (воспитанность, жизнерадостность, терпимость, чуткость, честность) отводят последние места (p=,03462).

При преобладании ценностей дела (аккуратность, исполнительность, образованность, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля, эффективность в делах) этические ценности также преобладают (p=,00290). Если этические ценности занимают последнее положение, то и конформистские ценности (воспитанность, самоконтроль и широта взглядов) также занимают последнее положение (p=,04531).

При незначимости ценностей общения (воспитанность, жизнерадостность, непримиримость к недостаткам, честность) альтруистические ценности (терпимость и чуткость) также не значимы у пациентов терапевтического профиля (p=,00443). Если ценности общения преобладают, то ценности дела (исполнительность, рационализм, твердая воля, эффективность в делах) занимают последнее положение в иерархии ценностей (p=,04445).

Если индивидуалистические ценности (независимость, непримиримость к недостаткам, рационализм, твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения) не значимы, то и ценности самоутверждения (высокие запросы, образованность, эффективность в делах) тоже не значимы (p=,01020).

При доминирующем положении альтруистических ценностей (терпимость и чуткость) ценности принятия других (самоконтроль, широта взглядов и честность) также имеют высокое положение (p=,0014).

Взаимосвязи между демографическими, клиническими характеристиками в отношении ценностных ориентаций не выявлено.

Обсуждение

В иерархии ценностей наших пациентов доминирующее положение занимает здоровье, как главное условие, обеспечивающее все стороны жизнедеятельности человека, что может иметь двойственную точку зрения. С одной стороны высшую ступень в иерархии ценностей здоровье у опрошенных нами пациентов может занимать в связи с заведомо «правильными» ответами пациента, находившегося на госпитализации по поводу соматического заболевания. С другой стороны, учитывая, что и другие конкретные ценности занимают высокое положение, можно сделать вывод, что на самом деле пациенты достаточно искренне отвечали на заданные им вопросы. К тому же выявлена достоверная взаимосвязь, что при преобладании значимости здоровья, другие ценности (любовь, наличие хороших и верных друзей, общественное призвание, познание, свобода, творчество, уверенность в себе, высокие запросы) играют гораздо меньшую роль.

У пациентов, вообще не согласившихся отвечать на вопросы можно предположить наличие противоречивой системы ценностей, нежелание задумываться или страх «ответить неправильно».

Заключение

В иерархии ценностей (мотиваций) пациентов кардиологического профиля доминирующее положение занимает здоровье и является главным смысло- жизненным ориентиром у них. Преобладающее положение среди всех остальных и существенное влияние на все прочие параметры занимают и оказывают конкретные ценности. На последнем месте в жизненной позиции остаются высокие запросы и ценности самореализации.

Литература

3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность.- СПб: Евразия, 1999.- 478с.

5. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. М.: 2000. С. 25 – 29.

7. Устав Всемирной организации здравоохранения (7 апреля 1948 года) [Электронный ресурс]. –URL: http://www.doctorate.ru/ustav-vsemirnoj-organizacii-zdravooxraneniya/ (дата обращения 15.11.12).

10. Rokeach М. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973.-597 р.

Таблицы

Таблица 1. Список ценностей

Терминальные ценности (Список А)

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

Здоровье (физическое и психическое)

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

Наличие хороших и верных друзей

Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

Счастливая семейная жизнь

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

Творчество (возможность творческой деятельности)

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Инструментальные ценности (Список Б)

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

Воспитанность (хорошие манеры)

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

Жизнерадостность (чувство юмора)

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

Непримиримость к недостаткам в себе и других

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

Честность (правдивость, искренность)

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Таблица 2. Демографическая характеристика пациентов

Источник

Определение потребностей пациента в энергии и питательных веществах

Что такое неудовлетворенные потребности пациента. Смотреть фото Что такое неудовлетворенные потребности пациента. Смотреть картинку Что такое неудовлетворенные потребности пациента. Картинка про Что такое неудовлетворенные потребности пациента. Фото Что такое неудовлетворенные потребности пациента

Определение индивидуальной потребности пациента в энергии, макро- и микронутриентах с учетом антропометрических данных, характера и тяжести заболевания с полным основанием можно считать краеугольным камнем нутритивной поддержки. Именно на основании определения необходимого для пациента калоража и состава питания по белкам, жирвм, углеводам, макро- и микроэлементам проводится планирование нутритивной поддержки, причем не только в количественном, но и в качественном ее аспектах.

Энергопотребность (ккал/сут) = 1, 44 х (3, 796 х VO2 + 1, 214 х VCO2),

где VO2 и VCO2 – поглощение кислорода и выделение углекислого газа (мл/мин) соответственно.

С помощью непрямой калориметрии можно установить метаболизм каких соединений преобладает у пациента в данный момент времени.

Трактовка значений дыхательного коэффициента (RQ).

Утилизация углеводов и жиров

Несмотря на точность определения энергопотребности, метод непрямой калориметрии не нашел широкого применения в клинической практике вследствие необходимости наличия специальной и весьма дорогостоящей аппаратуры и строгого соблюдения целого ряда условий для получения достоверных результатов.

Оценка энергопотребности по параметрам центральной гемодинамики возможна у пациентов с установленным в легочной артерии катетером типа Сван-Ганса. Математический расчет в данном случае производится на основании уравнения Фика:

Энергопотребность (ккал/сут) = (SaO2 – SvO2) х СВ х Hb х 95, 18,

где SaO2 — насыщение гемоглобина кислородом в артериальной крови в %; SvO2 — насыщение гемоглобина кислородом в смешанной венозной крови в %; СВ — сердечный выброс в л/мин; Hb — гемоглобин в %.

Второй вариант определения энергопотребностей пациента основан на математических расчетах в уравнениях Харрисона-Бенедикта (Harris-Benedict), Оуэна (Owen), Клейбера (Claber), Ли (Lee), Айртона-Джонса (Ayrton-Jones), Маффина-Джеора (Muffin-Jeor). Наиболее популярным и потому постоянно цитируемым расчетным способом определения величины основного обмена является уравнение Харрисона-Бенедикта. Формально само уравнение Харрисона-Бенедикта отражает лишь величину основного обмена:

Основной обмен (мужчины) = 66, 47 + (13, 75 х m) + (5 х Р) – (6, 76 х В)

где m – масса тела в килограммах, Р – рост в сантиметрах, В – возраст в годах.

Очевидно, что энергозатраты хирургического пациента выше величины основного обмена. На величину энергопотребности пациента влияют такие факторы как физическая активность (постельный или палатный режим), травма (операция большого объема, политравма, ожоги), инфекционный процесс, температура тела, исходная нутритивная недостаточность. С целью получения максимально достоверной информации об истинных энергопотребностях пациента в клинической практике используют исправленное (корректированное) уравнение Харрисона-Бенедикта:

Энергопотребность пациента = Основной обмен х Фактор активности х Температурный фактор х Фактор повреждения х Дефицит массы тела.

Значение вышеуказанных факторов в зависимости от той или иной клинической ситуации представлено в таблице.

Коэффициенты для коррекции уравнения Харрисона-Бенедикта.

Температурный фактор

Фактор повреждения

Дефицит массы тела

Фактор активности

Операции малого объема – 1, 1

Операции большого объема – 1, 3

Политравма, черепно-мозговая травма – 1, 6

Ожоги до 30–50% – 1, 8

Ожоги до 50–70% – 2, 0

Ожоги до 70–90% – 2, 2

Постельный режим – 1, 1

Палатный режим – 1, 2

Уравнение Айртона-Джонса, несмотря на возможность определения энергопотребностей и палатных пациентов, используется, как правило, для определения энергопотребностей больных, находящихся на искусственной вентиляции легких:

где В – возраст пациента, m – фактическая масса тела, П – пол пациента (0 – женский, 1 – мужской), Т – травма (0 – нет, 1 – есть), Ож – ожоги (0 – нет, 1 – есть).

Ряд авторов в качестве моделей определения энергопотребностей пациентов отдают предпочтение уравнениям Ли и Маффина-Джеора. По формуле Маффина-Джеора (2005 год) для расчета энергопотребностей используются следующие параметры:

где где m – масса тела в килограммах, Р – рост в сантиметрах, В – возраст в годах. По аналогии с уравнением Харрисона-Бенедикта уравнение Маффина-Джеора корригируется введением дополнительных коэффициентов:

Энергопотребности х К,

По формуле Ли энергопотребности определяются следующим образом:

где m – фактическая масса тела (кг), Р – рост пациента (см), П – пол пациента (0 – женский, 1 – мужской).

Энергопотребности пациентов в послеоперационном периоде (по А. В. Пугаеву и Е. Е. Ачкасову, 2007).

Характер патологии и оперативного вмешательства

Необходимое энергообеспечение, ккал/кг/сут

Нормальное состояние питания, отсутствие метаболических нарушений

Малые хирургические операции (аппендэктомия, холецистэктомия, грыжесечение и пр. ), ОНМК, кишечная непроходимость, диарея, легкие травмы, печеночная недостаточность, острая почечная недостаточность

Переломы костей, перитонит, острый панкреатит, кишечный свищ, энтероколит

Операции большого объема (резекция легких, желудка, ободочной и прямой кишки, печени и пр. ), сепсис, тяжелые травмы, ЧМТ

Ожоги:

Голодание с потерей более 20% массы тела

Поскольку белок является основной пластической субстанцией нашего организма, его использование при нутритивной поддержке преследует две основные цели: минимизация потерь собственного белка и обеспечение возможности пролиферации клеток в ходе репаративных процессов. При этом следует учитывать тот факт, что изолированно вводимый белок (в виде поли-, олигопептидов или аминокислот) без соответствующей энергетической поддержки сам будет использоваться организмом не более как еще один источник энергии. Принято считать, что для усвоения организмом 1 грамма белка требуется дополнительно 150 ккал энергии в виде углеводов или (и) жиров. Поскольку белок является основным азотсодержащим соединением в организме (в белке в среднем содержится 16% азота), расчеты потерь и потребности в белке основаны на исследовании динамики концентрации азота в биологических жидкостях. Известно, что 1 грамм азота содержится в 6, 25 белка, формирующего в свою очередь 25 г мышечной массы. Азотистый баланс, представляющий разницу между полученным и выделенным организмом азотом, является важнейшим маркером катаболической (отрицательный азотистый баланс) или анаболической фаз (положительный азотистый баланс) послеоперационного периода. По исправленной Е. Е. Ачкасовым (2013) формуле, с учетом всех ранее не принимавшихся во внимание потерь, величина азотистого баланса расчитывается следующим образом:

Азотистый баланс (г/сут) = Введенный белок (г/сут) / 6, 25 – Азот мочевины мочи (г/сут) х 1, 25 – 4 – ДПА (г/сут),

где ДПА – дополнительные потери азота с дренажным или раневым отделяемым, содержимым назогастрального зонда.

При определении потребности пациента в белке обычно используют расчеты по методу определения суточных потерь азота, по степени катаболизма и по энергопотребности пациента.

Расчёт потребности в белке по суточным потерям азота проводится с использованием следующих формул:

Потребность в белке = [Азот мочевины (г/л) х Объем мочи (л) + 4] х 6, 25

Потребность в белке, г/сут = [Мочевина (ммоль/л) х Объем мочи (л) х 28/1000 +4] х 6, 25

Расчет потребности в белке по степени катаболизма представлен в таблице.

Определение потребности пациента в белке по степени катаболизма.

Потеря массы тела в последние три месяца

Недостаточность питания

Потери азота г/сут

Степень катаболизма

Потребность в белке в сутки

Источник

Шпаргалка по основам сестринского дела

2) попытайтесь определить, что нормально для пациента, как он видит свое нормальное состояние здоровья и какую помощь может себе оказать сам;

3) определите неудовлетворенные потребности пациента в уходе;

4) установите эффективное общение с пациентом и привлеките его к сотрудничеству;

5) обсудите с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты в уходе;

6) определите степень независимости пациента в уходе (независим, частично зависим, полностью зависим, с помощью кого);

7) проявите заботу и внимание к пациенту;

8) выявите проблемы пациента или поставьте сестринские диагнозы. Помните, что сестринский диагноз – это состояние здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры;

9) планируйте сестринскую помощь на основе нарушения удовлетворения потребностей пациента, а не на основе медицинского диагноза, т. е. заболевания;

10) заполните документацию с целью ее использования в качестве основы для сравнения в дальнейшем;

11) не допускайте возникновения новых проблем у пациента.

17. Основные потребности человека

Основные потребности человека по А. Маслоу.

Потребность – это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни. Американский психофизиолог А. Маслоу, русского происхождения, в 1956 г. выделил 14 основных потребностей человека: 1) дышать;

7) одеваться, раздеваться;

8) поддерживать температуру тела;

10) избегать опасности;

13) иметь жизненные ценности, материальные и духовные;

14) играть, учиться, работать.

Сестринская теория потребностей человека

Эта теория пользуется популярностью во всем мире и лежит в основе сестринской диагностики. Она имеет характеристики каждой потребности и методики оценки уровня их удовлетворения. Потребности рассматриваются в четырех аспектах:

2) общество (окружающая среда);

3) сестринское дело;

Потребности разделены на три класса:

1) потребности выживания;

2) потребности близости;

3) потребности свободы.

Авторами потребностно-информационной теории, которая объясняет причины и движущие силы поведения человека, являются отечественные ученые Симонов и Ершов. Сущность теории состоит в том, что потребности побуждаются условиями существования организма в постоянно меняющейся окружающей среде.

Переход потребности в поступки и действия сопровождается эмоциями.

Эмоции – это индикаторы потребностей. Они могут быть положительными и отрицательными на удовлетворение потребностей.

Симонов и Ершов все потребности разделили на три группы:

1 группа – витальные (потребность жить и обеспечивать свою жизнь);

2 группа – социальные (потребность занять определенное место в обществе);

3 группа – познавательные (потребность познавать внешний и внутренний мир).

Без удовлетворения низших физиологических потребностей нельзя удовлетворить более высшие, психосоциальные потребности.

Несмотря на то что потребности у всех людей одинаковые, удовлетворяем мы их по-разному. Поэтому и состояние здоровья у всех нас разное.

Опираясь на знания о потребностях человека, медсестра должна уметь определить нарушенные потребности пациента, установить доминирующую потребность с целью удовлетворения потребности в порядке первоочередности, используя сестринский процесс.

Раздел 3. Перечень основных манипуляций, которыми должна владеть медицинская сестра

I. Прием пациента в стационар
18. Прием пациента в стационар

Прием пациента в различные отделения стационара осуществляется через приемное отделение. Исключением являются инфекционное и родильное отделения, которые имеют самостоятельные приемные отделения. В приемном отделении производят регистрацию, врачебный осмотр и санитарную обработку пациентов.

Устройство приемного отделения соответствует последовательности его работы и состоит чаще всего из вестибюля, зала ожидания, гардероба и регистратуры со справочной, смотровых комнат, изоляторов (боксов), диагностических палат и санитарного пропускника. Санитарный пропускник должен состоять из трех комнат: комнаты для раздевания пациента, ванной (душевой) и комнаты для одевания пациента. В приемном отделении имеются процедурный кабинет, малая операционная, перевязочная, рентген-кабинет, лаборатория, кабинет дежурного врача, туалетная комната и некоторые другие помещения, обеспечивающие круглосуточную работу приемного отделения.

В приемное отделение стационара пациенты поступают в экстренном и плановом порядке. Все пациенты, требующие неотложной медицинской помощи, поступают в экстренном порядке. Их доставляют машиной «скорой помощи», переводят из других лечебных учреждений или принимают в стационар без направления. В зависимости от тяжести состояния пациента всю информацию при заполнении истории болезни получают от самого пациента, а если он без сознания – от сопровождающих его лиц или родственников. При поступлении пациента без документов и сопровождающих его лиц необходимо сообщить в органы милиции о том, что поступил неизвестный. Персонал приемного отделения обязан известить родственников пациента, если он был доставлен машиной «скорой помощи», по поводу заболевания, наступившего вне дома. Плановые пациенты поступают по направлению врача территориальной поликлиники. После регистрации пациент направляется в смотровой кабинет для осмотра врачом и постановки диагноза. Если диагноз неясен, врач может назначить дополнительные исследования (лабораторные, эндоскопические, УЗИ) или консультацию узкого специалиста. Дежурный врач решает, в какое отделение должен быть направлен пациент. Если диагноз остается неясным, пациента после санитарной обработки помещают в диагностическую палату приемного отделения, где обследуют, наблюдают, диагностируют, а затем уже направляют в соответствующее отделение. Пациенту, не нуждающемуся в стационарном лечении, оказывают помощь и направляют на лечение в поликлинику по месту жительства. Результаты осмотра, обследования, назначения врача, а также характер санитарной обработки и вида транспортировки пациента вписываются врачом в историю болезни пациента. После осмотра пациента врачом и оценки его состояния он переводится в другое помещение, где проводится санитарная обработка пациента: осмотр волосистой части головы на педикулез, кожи на наличие гнойничковой сыпи, верхних и нижних конечностей на наличие грибковых заболеваний. В зависимости от состояния пациента ему назначают гигиеническую ванну, душ или обтирание наиболее загрязненных участков кожи, а также производят антропометрические измерения температуры тела с целью оценки функционального состояния и профилактики внутрибольничной инфекции.

19. Определение массы тела пациента

1. Антропометрия – это комплекс методов изучения морфологических особенностей человеческого тела, изучение измерительных и описательных признаков. К измерительным методам относятся определение массы тела, роста, измерение окружности грудной клетки и некоторые другие.

Показания для определения массы тела:

1) выявление дефицита веса;

2) выявление ожирения;

3) выявление скрытых отеков;

4) наблюдение за динамикой веса;

5) поступление пациента в стационар.

1) тяжелое состояние пациента;

2) постельный режим.

1) отрегулировать весы и установить гири весов в нулевом положении;

3) предложить пациенту осторожно встать в центре площадки на продезинфицированную клеенку без тапочек;

5) произвести взвешивание путем передвижения разновесов и установить равновесие;

7) предложить пациенту осторожно сойти с весов;

8) записать данные взвешивания;

9) оценить результат (в норме по формуле Брокка масса тела примерно равна росту минус 100).

2. Измерение роста пациента: рост пациента измеряется при поступлении в стационар, и проводиться после снятия обуви и головного убора.

1) встать сбоку от ростомера и поднять планку выше предполагаемого роста пациента;

2) предложить пациенту встать на площадку ростомера на клеенку так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера затылком, лопатками, ягодицами, пятками;

3) установить голову пациента так, чтобы наружный угол глазницы и наружный слуховой проход были на одном горизонтальном уровне;

4) опустить планку ростомера на темя пациента;

5) предложить пациенту сойти с площадки ростомера;

6) по шкале ростомера определить рост пациента и записать результат.

3. Измерение окружности грудной клетки

1) пациент встает лицом к медицинской сестре с опущенными вниз руками;

2) охватить тело пациента сантиметровой лентой сзади на уровне нижних углов лопаток, спереди по 4 ребру по сосковой линии у мужчин или выше грудной железы у женщин;

3) определить окружность грудной клетки в состоянии покоя, максимального вдоха, полного выдоха;

20. Полная санитарная обработка пациента

Санитарная обработка может быть полной или частичной. Ее характер определяет врач.

Перед санитарной обработкой медицинская сестра приемного отделения осматривает волосистую часть тела пациента для выявления педикулеза.

Санитарная обработка пациента при выявлении педикулеза

Цель обработки — уничтожение вшей и гнид на волосистой части головы (профилактика сыпного тифа).

Данная обработка не проводится у беременных, рожениц, родильниц и кормящих матерей, детей до пяти лет, пациентов с заболеваниями кожи головы.

Обработку проводят в специальном, хорошо вентилируемом помещении, соблюдая права пациента,

конфиденциальность, инфекционную безопасность.

1) сообщить пациенту о наличии педикулеза и получить согласие на обработку;

2) надеть дополнительный халат, косынку, тапочки, перчатки, маску, фартук;

3) усадить пациента на кушетку, покрытую клеенкой;

4) укрыть плечи пациента клеенчатой пелериной;

5) обработать волосы одним из дезинсектицидных растворов (например, смочить волосы и втереть 20 %-ную эмульсию бензилбензоата и оставить на 30 мин или ниттифор на 40 мин);

6) накрыть волосы пациента полиэтиленовой косынкой, обвязать полотенцем (20 мин);

7) промыть волосы водой, затем моющим средством, осушить полотенцем;

8) обработать волосы пациента 6 %-ным раствором столового уксуса;

9) накрыть волосы полиэтиленовой косынкой, обвязать полотенцем на 20 мин;

10) промыть волосы проточной водой, высушить полотенцем;

11) вычесать волосы гребнем, наклонив голову над белой бумагой, разделяя волосы на пряди и вычесывая каждую прядь;

12) осмотреть волосы пациента повторно. Убедиться, что вшей и гнид нет;

14) снять и сложить белье и одежду пациента, спецодежду медсестры в клеенчатый мешок;

15) отправить мешок в дезкамеру, обработать гребень 70°-ным спиртом или обдать кипятком, помещение – инсектицидным средством;

16) сделать отметку на титульном листе истории болезни пациента о выявленном педикулезе («Р») или в амбулаторной карте и в журнале осмотра на педикулез;

17) отправить экстренное извещение об инфекционном заболевании в ЦГСЭН, зарегистрировать факт выявления педикулеза по месту жительства пациента;

18) провести повторный осмотр волосистой части головы пациента через 7 дней. При необходимости провести санитарную обработку;

19) если необходимо подстричь волосы, делают это над тазом. Волосы сжигают.

21. Обработка волосистой части головы при педикулезе механическим способом

Такую обработку проводят для уничтожения вшей и гнид на волосистой части головы (профилактика сыпного тифа) у пациентов при заболеваниях кожи головы, беременных, рожениц, родильниц и кормящих матерей, детей до пяти лет.

Обязательные условия проведения процедуры:

1) обработку проводить в специальном, хорошо вентилируемом помещении;

2) соблюдать права пациента, конфиденциальность, инфекционную безопасность.

1) сообщить пациенту о наличии педикулеза и получить согласие на обработку или стрижку волос;

2) надеть дополнительный халат, косынку, тапочки, перчатки, маску, фартук;

3) усадить пациента на кушетку, покрытую клеенкой;

4) укрыть плечи пациента клеенчатой пелериной;

5) обработать волосы, а не кожу головы теплым столовым уксусом, выбирая механическим способом живые формы вшей и уничтожая их.

Примечание: необходимо следить, чтобы уксус не попал в глаза пациента, а волосы были равномерно смочены;

6) накрыть волосы пациента полиэтиленовой косынкой, обвязать полотенцем (20 мин);

7) пропустить ватный жгутик или нитку сквозь зубцы частого гребня, обильно смоченный уксусом, и также смочить обильно уксусом;

8) промыть волосы теплой водой, затем с моющим средством, осушить полотенцем;

9) вычесать волосы частым гребнем, наклонив голову над белой бумагой, последовательно, разделяя волосы на пряди и вычесывая каждую прядь. Обработать гребень методом протирания 70°-ным спиртом или обдать кипятком;

10) промыть волосы теплой проточной водой, высушить полотенцем;

12) осмотреть волосы пациента повторно. Убедиться, что вшей и гнид нет;

13) снять и сложить белье и одежду пациента, спецодежду медсестры в клеенчатый мешок;

14) отправить мешок в дезкамеру, обработать помещение инсектицидным средством;

15) сделать отметку на титульном листе истории болезни пациента (медицинской карты стационарного больного), о выявленном педикулезе («Р») или в амбулаторной карте и в журнале осмотра на педикулез;

16) отправить экстренное извещение об инфекционном заболевании в ЦГСЭН, зарегистрировать факт выявления педикулеза по месту жительства пациента;

17) повторить осмотр волосистой части головы пациента через семь дней. При необходимости провести санитарную обработку.

Примечание: если необходимо подстричь волосы, делают это над тазом и волосы сжигают.

22. Гигиеническая ванна

Цель: предупреждение внутрибольничной инфекции. Выполнение процедуры:

1) наполнить ванну водой на половину ее объема, температура равна 35–37 °C, исключить сквозняки. Необходимо обязательное наблюдение медсестры. Температура воздуха в ванной комнате не менее 25 °C, на полу резиновый коврик;

2) предупредить пациента о возможных неприятных ощущениях (могут возникнуть сердцебиение, одышка и т. п.) и о необходимости сообщить об этом медсестре;

3) усадить пациента в ванну, поддерживая его сзади под локти так, чтобы ноги упирались в подставку, а уровень воды доходил до мечевидного отростка грудины пациента;

4) предложить пациенту мыться самостоятельно, если он это может сделать сам. А если не может, то надеть фартук, вымыть пациента в следующей последовательности: голова, туловище, верхние конечности, нижние конечности, паховая область, промежность, используя мочалку индивидуальную и душ;

5) помочь пациенту выйти из ванны.

II. Оценка функционального состояния пациента
23. Пульс, его характеристика, определение его свойств

Артериальный пульс – это ритмичные колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему в течение одного сокращения сердца. Различают:

1) центральный (на аорте, сонных артериях);

2) периферический (на лучевой, тыльной артерии стопы и некоторых других артериях) пульс.

Чаще пульс исследуют на лучевой артерии, которая расположена поверхностно между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой мышцы.

При исследовании артериального пульса определяют его частоту, ритм, наполнение, напряжение и другие характеристики.

Частота – это количество пульсовых волн в 1 минуту. В норме у взрослого здорового человека пульс 60–80 ударов в минуту. Учащение пульса более 85–90 ударов в минуту – тахикардия. Урежение пульса менее 60 ударов в минуту – брадикардия. Отсутствие пульса – асистолия. При повышении температуры тела на 1 °C пульс увеличивается у взрослых на 8—10 ударов в минуту.

Ритм пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами. Если они одинаковые – пульс

ритмичный (правильный), если разные – пульс аритмичный (неправильный). У здорового человека сокращение сердца и пульсовая волна следуют друг за другом через равные промежутки времени.

Дефицит пульса – разница между количеством сердечных сокращений и пульсовых волн (при мерцательной аритмии). Подсчет проводят два человека: один считает пульс, другой выслушивает тоны сердца.

Наполнение пульса определяется по высоте пульсовой волны и зависит от систолического объема сердца. Если высота нормальна или увеличена, то прощупывается нормальный пульс (полный); если нет – то пульс пустой.

Напряжение пульса зависит от величины артериального давления и определяется по той силе, которую необходимо приложить до исчезновения пульса. При нормальном давлении артерия сдавливается умеренным усилием, поэтому в норме пульс умеренного (удовлетворительного) напряжения. При высоком давлении артерия сдавливается сильным надавливанием – такой пульс называется напряженным.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *