Что такое невытворная аснова
АСНОВА
Рационали́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920-е — начале 1930-х годах. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом (cм. Функционализм). Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.
Содержание
Первые опыты рационалистов
Рационализм известен (и реализован) гораздо хуже, чем современный ему конструктивизм, однако это не делает это направление менее интересным.
В сфере архитектуры все будущие рационалисты прошли через неоклассику высокого художественного уровня (школа Ивана Жолтовского). Многие рационалисты были неплохими художниками и графиками, причём самых разных направлений — от стилистики «Мира искусства» до кубизма.
В 1920-е годы, в условиях бурной полемики между консервативными неоклассиками и новаторами, рационалисты заняли свою нишу гораздо раньше конструктивистов и были не столь радикальны, как последние.
Так, творческий лидер рационализма Н. Ладовский не отрицал полностью наработок прошлого, как это делали вожди конструктивизма. Напротив, он призывал изучать классическое наследие и ни в коей мере не ограничиваться только утилитарной функцией проектируемого здания.
Кроме того, главным пунkтом в творческой программе рационализма было понятие «пространство». Н. Ладовский писал: «Архитектура — искусство, оперирующее пространством». Он отмечал, что архитектурно оформленное пространство (здание) всегда особым образом воспринимается человеком: психологические особенности восприятия также следует учитывать при строительстве.
Первой «лабораторией» рационалистов была Комиссия Живскульптарх (Живопись-Скульптура-Архитектура), в которой разрабатывались новые, экспериментальные проекты и велись творческие поиски во всех областях искусства.
В 1920 году состоялась выставка работ членов Живскульптарха, которую можно назвать первым публичным выступлением сторонников аванграда (их работы были явным образом противопоставлены неоклассике). Проекты Ладовского сделали его невероятно популярным в творческой среде.
В 1921—1922 годах велась работа по формированию творческой концепции рационализма. (Заметим, что конструктивизм в те годы ещё не оформился).
Н. Ладовский — творческий лидер рационализма. Обмас
Если конструктивисты группировались вокруг братьев Весниных, то у рационализма абсолютным лидером был Николай Александрович Ладовский. Для воспитания «подрастающего поколения» архитекторов Н. Ладовский создал мастерскую Обмас (Объединённые мастерские) при ВХУТЕМАСе.
Обмас просуществовали всего три года (1920—1923), однако, именно здесь были сделаны первые шаги по созданию новаторской советской архитектуры. Здесь совершенно по-иному обучали искусству архитектора. Так, была введена специальная дисциплина — «Пространство».
Ладовский полагал, что архитектор должен мыслить объёмно — пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объёме и лишь затем переносить отработанную композицию на бумагу! Введение макетного метода проектирования помогал проявлять фантазию и вырабатывать новые приёмы и средства художественной выразительности.
АСНОВА — творческая организация рационалистов
На рубеже 1922—1923 гг. группа единомышленников Ладовского уже сложилась в творческую организацию. Организация была названа Ассоциацией новых архитекторов (АСНОВА) (зарегистрирована 13 июля 1923 года).
Учредителями органиции были: сам Н. Ладовский и его коллеги — Н. Докучаев, В. Кринский, А. Рухлядев, В. Балихин. В состав АСНОВА в разное время входили такие выдающиеся деятели искусства, как Лазарь (Эль) Лисицкий и Константин Мельников.
АСНОВА неоднократно предпринимала попытки создать свой печатный орган. В 1926 году под редакцией Л.Лисицкого вышел первый и единственный выпуск «Известия АСНОВА». Однако, с собственной газетой ничего не получилось и рационалисты публиковали свои статьи в журнале «Строительство Москвы», в «Красной Ниве» и других изданиях.
Стоит отметить, что рационалисты весьма скептически отнеслись к первым конкурсам проектов (в частности, Дворца труда в Москве). Из-за отказа участвовать в этом конкурсе, рационалисты дали возможность конструктивистам занять лидирующее положение в архитектурной среде.
1923—1926 гг. были отмечены полемикой между АСНОВА и ОСА (объединением конструктивистов). Рационалисты обвиняли своих оппонентов в «ограниченности» и «превращении инженерной конструкции в некий фетиш». Но факт оставался фактом — конструктивисты были популярнее и «ближе» к насущным потребностям современности.
В 1928 году происходит раскол АСНОВА. Причиной послужили непреодолимые противоречия, возникшие между Ладовским и его радикально настроенным коллегой — В.Балихиным, а также создание Ладовским ассоциации архитекторов — урбанистов АРУ.
Жилой комплекс на Шаболовке
В 1927 году Моссовет поручил архитекторам АСНОВА разработать проект жилого комплекса. Причём обязательными требованиями были: компактность застройки, дешевизна строительства и художественно — эстетическая выразительность.
Для строительсва был отведён небольшой (близкий к квадрату) квартал в районе Шаболовки (как раз недалеко от Шуховской башни. Лучшим был признан проект группы Н.Травина.
Всего были запроектированы 24 пяти — шестиэтажных жилых корпуса, детский сад и котельная. Руководящей идеей решения фасадов является максимальное использование солнечного света.
Отсюда образование небольших, полуизолированных дворов, вокруг которых располагаются залитые солнцем «южные» фасады с балконами, сплошь заполняющими плоскости. Сюда выходят главные жилые комнаты. «Северные» фасады лишены балконов и почти ничем не примечательны. Сюда выходят кухни, ванны.
«Летающие города» Г. Крутикова
В 1928 году один из любимых учеников Ладовского — Георгий Крутиков представил свой дипломный проект, сразу же ставший сенсацией. Это была концепция «летающего (вернее сказать — парящего) города». Крутиков поставил вопрос: а нельзя ли не привязывать жильё и другие постройки к земле, нельзя ли освободить занятые под застройку обширные территории?
Архитектор предлагал оставить землю для труда, отдыха и туризма, самим же перебраться в парящие в облаках города — коммуны.
Сообщение между землёй и «заоблачными» зданиями должно осуществляться с помощью универсальной и многофункциональной кабины, которая может двигаться по воздуху, по земле и по воде. Собственно, «летающими» были бы даже не сами города (они трактовались, как неподвижно размещённые в строго отведённом пространстве). Летать должны были жители этих городов.
Крутиков (учитывая развитие воздухоплавания в СССР), увлекался идеями, связанными с астронавтикой, с полётами в стратосферу и полагал, что архитектура будущего будет неотделима от воздушных путей сообщения.
Этот проект многие восприняли, как «новое слово в науке», другие же отозвались весьма скептически. Газета «Постройка» написала разгромную статью «Советские Жюль Верны», где проект Крутикова был подвергнут суровой критике.
Обвинение в «формализме»
В началу 1930-х годов творческая атмосфера в СССР перестала быть столь свободной и способствующей полной самореализации художника. Теперь требовался не поиск новых форм, а планомерное возвеличивание Вождя и свершений советского народа. При помощи рационалистских и конструктивистских средств выразительности сделать это было просто невозможно — «на помощь» вождям пришла вечная классика. Как тогда шутили: «В полемике рационалистов и конструктивистов победили неоклассики», имея в виду тот факт, что отныне господствующим стилем в СССР стал неоклассицизм (с элементами барокко).
Рационалистов, как и их оппонентов конструктивистов, обвинили в «следовании буржуазным взглядам на архитектуру», «в утопичности их проектов», «в формализме». Собственно, конструктивистов ругали всё-таки меньше — они увлекались не столько формой, сколько функциональностью проектируемых помешений. Рационалистам также предъявили обвинение в увлечении психоанализом, который не признавался в СССР.
Н. Ладовский, всеми забытый, умер в 1941 году, хотя у него был неплохой шанс стать одним из ведущих сталинских архитекторов (он был автором наземного павильона метро «Красные ворота»)
«Реабилитация» рационализма
Уже к концу 1950-х имена архитекторов — рационалистов перестали замалчиваться либо же упоминаться в качестве «вредителей — формалистов»: наступило переосмысление наследия 1920-х годов.
Многие идеи рационалистов в области градостроительства были восприняты архитекторами периода «Оттепели».
В настоящее время архитекторы всё больше обращаются к разработкам Ладовского и его товарищей.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «АСНОВА» в других словарях:
АСНОВА — Ассоциация новых архитекторов, объединение архитекторов, художников. Основана в 1923 преподавателями Вхутемаса, выдвинувшими идею создания архитектуры на базе синтеза пластических искусств (включение в архитектуру революционной… … Художественная энциклопедия
АСНОВА — АСНОВА, смотри Ассоциация новых архитекторов … Современная энциклопедия
АСНОВА — (Ассоциация новых архитекторов) (1923 30) в Москве, объединение архитекторов, инженеров, художников (Н. А. Ладовский, К. С. Мельников, А. М. Рухлядев, А. М. Родченко). Члены Асновы стремились к созданию художественно выразительной архитектурной… … Большой Энциклопедический словарь
АСНОВА — [аснова]. Ассоциация новых архитекторов (1923 1932 гг.). АГС, 29 … Толковый словарь языка Совдепии
АСНОВА — Ассоциация новых архитекторов с 1923 по 1932 организация … Словарь сокращений и аббревиатур
АСНОВА — АСНОВА, смотри Ассоциация новых архитекторов … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АСНОВА — (Ассоциация новых архитекторов) (1923 1930), в Москве, объединение архитекторов, инженеров, художников (Н. А. Ладовский, К. С. Мельников, А. М. Рухлядев, А. М. Родченко). Члены АСНОВЫ стремились к созданию художественно выразительной… … Энциклопедический словарь
Аснова — Ассоциация новых архитекторов, объединение архитекторов, инженеров, художников, основанная в 1923 преподавателями Вхутемаса (архитекторы Н. А. Ладовский, В. Ф. Кринский, Н. В. Докучаев, А. М. Рухлядев, Л. М. Лисицкий, А. В. Бунин,… … Большая советская энциклопедия
Аснова — Ассоциация новых архитекторов (1923 1932) … Словарь сокращений русского языка
Морфемный и словообразовательный анализ
Марфемны аналіз
2) Часціна мовы, зменнае ці нязменнае слова (форма).
3) Аснова і канчатак (у тым ліку нулявы), граматычныя значэнні канчатка.
4) Тып асновы: невытворная, вытворная.
5) Корань, яго тып: свабодны, звязаны, морфы кораня; афіксы: прыстаўка, суфікс, постфікс, інтэрфікс, іх тып: словаўтваральныя, формаўтваральныя.
Гартаючы старонку за старонкай багатай спадчыны Якуба Коласа, мы нібы робім падарожжа ў свет ідэй і вобразаў гэтага выдатнага мастака слова (Луж.).
Роб-ім. Дзеяслоў (асабовая форма), зменнае слова; аснова роб- невытворная; канчатак -ім, паказвае на 1-ю асобу множнага ліку цяперашняга часу; корань роб- [роб’] свабодны, морфы: [раб’]іць, [раб]очы, з[робл’]лены, [рабл’]ю.
Па-дарожж-ø-а. Назоўнік, зменнае слова; аснова падарожж- вытворная; канчатак -а, паказвае на ніякі род, вінавальны склон, адзіночны лік; корань
-дарожж- [дарож:] свабодны, морфы: [дарог]а, [дарох], [дарож]ны, [дароз’]е, [дарош]ка; прыстаўка па- словаўтваральная; суфікс -ø- словаўтваральны.
Выдатн-ага. Прыметнік, зменнае слова; аснова выдатн- невытворная; канчатак -ага, паказвае на дапасаванне прыметніка да назоўніка мастака ў мужчынскім родзе, родным склоне, адзіночным ліку; корань выдатн- свабодны.
Словаўтваральны аналіз
2. Часціна мовы, да якой належыць слова (паставіць, калі неабходна, слова ў пачатковую форму).
3. Вытворнае слова або невытворнае.
4. Словаўтваральная база вытворнага слова: аснова слова, слова цалкам, спалучэнне слоў, словазлучэнне, пачатковыя часткі слоў, асобныя літары ці гукі базавага словазлучэння.
5. Словаўтваральны фармант: прыстаўка (прэфікс), суфікс, суфікс з канчаткам, прыстаўка (прэфікс) з суфіксам (конфікс), постфікс, прыстаўка і постфікс, інтэрфікс і інш.
6. Спосаб словаўтварэння: марфалагічны (афіксацыя: прэфіксацыя, суфіксацыя − матэрыяльна выражаная або нулявая, канфіксацыя − суфікс у складзе конфікса матэрыяльна выражаны або нулявы, постфіксацыя, прэпостфіксацыя, суфіксальна-постфіксальнае словаўтварэнне, прэфіксальна-суфіксальна-постфіксальнае словаўтварэнне; кампазіцыя: словаскладанне, асноваскладанне − суфікс матэрыяльна выражаны ці нулявы, абрэвіяцыя, кампазіцыя + афіксацыя (суфікс матэрыяльна выражаны ці нулявы); марфалагічна-сінтаксічны (субстантывацыя, ад’ектывацыя, пранаміналізацыя, адвербіялізацыя, прэпазіцыяналізацыя); лексічна-сінтаксічны; лексічна-семантычны.
Далёка ўнізе, на зіхатлівым плыткаводдзі, пялёхалася чародка малечы, цягнулася ўздоўж ракі самая прыгожая ў горадзе вуліца са старадаўнімі камяніцамі і стагадовымі таполямі, а воддаль свяцілася ў зеляніне дрэў цнатлівая свечка Спас-Ефрасінні (У. Арлоў).
Стагадовымі – 1) прыметнік, п. ф. стагадовы; 2) вытворнае слова; 3) словаўтваральная база: асновы слоў сто / ст- / і гадоў / гад- /; 4) словаўтваральны фармант: інтэрфікс -а- і суфікс з канчаткам -ов-(ы); 5) спосаб словаўтварэння: марфалагічны, тып – кампазіцыя (асноваскладанне + суфіксацыя);
6) ст-а-гад-ов-(ы) ← ст-(о) + гад-(оў).
Камяніцамі – 1) назоўнік, п. ф. камяніца; 2) вытворнае слова; 3) словаўтваральная база: аснова слова камень / камень- /; 4) словаўтваральны фармант: суфікс і канчатак -іц-(а); 5) спосаб словаўтварэння: марфалагічны, тып – афіксацыя (суфіксацыя); 6) камян-іц-(а) ← камень-(ø).
Эсмінцы, супрацьлодачныя караблі, ракетаносцы стаялі ў адным страі, падводныя лодкі – у другім (В. Хомчанка).
Эсмінцы – 1) назоўнік, п. ф. эсмінец; 2) вытворнае слова; 3) словаўтваральная база: пачатковая частка першага слова і пачатковая і канцавая часткі другога – эскадраны мінаносец; 4) словаўтваральны фармант: – ; 5) спосаб словаўтварэння: марфалагічны, тып – кампазіцыя (абрэвіяцыя); 6) эсмінец ← эскадран-(ы) мінаносец—(ø).
Маці праводзіла яе да пад’езда, а потым вярнулася, каб пакалыхаць малога ці ўзяць на рукі, калі прачнецца (А. Кулакоўскі).
Малога – 1) назоўнік, п. ф. малы; 2) вытворнае слова; 3) словаўтваральная база: слова – малы (прыметнік); 4) словаўтваральны фармант: – ; 5) спосаб словаўтварэння: марфалагічна-сінтаксічны, тып – субстантывацыя; 6) мал-(ы) (назоўнік) ← мал-(ы) (прыметнік).
Побач чыгункі ўжо цягнулася доўгая жоўтая паласа зямлі (Якуб Колас).
Побач (чыгункі) – 1) прыназоўнік; 2) вытворнае слова; 3) словаўтваральная база: слова – побач (прыслоўе); 4) словаўтваральны фармант: – ; 5) спосаб словаўтварэння: марфалагічна-сінтаксічны, тып – прэпазіцыяналізацыя; 6) побач (прыназоўнік) ← побач (прыслоўе).
Журавель варухнуўся, хутка падаўся вочапам уніз да вады (І. Мележ).
Журавель – 1) назоўнік; мае значэнне ‘прыстасаванне пры калодзежы для даставання вады ў выглядзе доўгага нятоўстага бервяна, якое служыць рычагом’; 2) вытворнае слова; 3) словаўтваральная база: слова – журавель ‘вялікая балотная птушка з доўгімі нагамі і доўгай шыяй’; 4) словаўтваральны фармант: – ; 5) спосаб словаўтварэння: лексічна-семантычны; 6) журавель ‘прыстасаванне пры калодзежы для даставання вады ў выглядзе доўгага нятоўстага бервяна, якое служыць рычагом’ ← журавель ‘вялікая балотная птушка з доўгімі нагамі і доўгай шыяй’.
Что такое основа слова в русском языке?
Основа слова — это неизменяемая часть слова без окончания, в которой выражено его лексическое значение.
Какие морфемы составляют основу слова?
Выполняя разбор слова по составу, важно не только определить все его морфемы, но и выделить основу слова. Это умение в дальнейшем поможет в словообразовательном анализе, так как в русском языке от основы слова образуются новые лексемы с помощью приставок, суффиксов и пр.
Каждое слово русского языка складывается из минимальных значимых частей, которые называются морфемами.
В морфемном составе слова можно указать
Все эти морфемы, кроме окончания, составляют основу слова.
В науке о языке принято следующее определение, что такое основа слова:
Из содержания этого определения можно заключить, что окончание как изменяемая часть слова не входит в основу. В изменяемых словах окончание не имеет лексического значения, а только выражает разные грамматические категории:
В составе некоторых слов имеются также формообразующие суффиксы. Их тоже не следует включать в словообразовательную основу слова:
Как найти основу слова?
У ряда слов основа может быть прерывистой.
Прерывистую основу имеют
1. некоторые возвратные глаголы
2. неопределенные местоимения
3. сложные существительные
4. сложные числительные
Итак, чтобы выделить основу слова, предпримем следующие шаги:
Таблица
Примеры
Покрасить (что сделать?) — это глагол в неопределенной форме. Морфема -ть является окончанием (покрасим, покрасите).
Бессильный (какой?) — это прилагательное. Изменим его по родам и числам:
Нарисовать (как?) красиво — это наречие, неизменяемая часть речи, у которой нет окончания.
Все слово является основой.
Производная и непроизводная основа слова
В русском языке у слов различают производную или непроизводную основу. Слова, которые не образованы от других лексем, состоят только из корня и окончания:
Такие слова имеют непроизводную основу, которая совпадает с их корнем.
Множество слов имеют более сложную производную основу, образованную от других слов с помощью словообразовательных морфем. Производная основа состоит, как правило, из нескольких морфем.
Понаблюдаем:
Производная основа включает
а) приставку и корень:
б) корень и суффикс:
в) приставку, корень и суффикс:
г) приставку, корень, суффикс, постфикс:
Что такое производящая основа?
Производящей является любая основа, от которой образуются новые слова.
Непроизводная основа слова «вода» является производящей для слов:
В свою очередь основа производных слов является производящей для других слов:
19. Ад назоўнiкаў ― уласных назваў утварыце прыметнiкi. Складзiце з iмi сказы, каб у адным выпадку прыметнiк пiсаўся з вялiкай лiтары, а ў другiм ― з малой.
Скарына, Колас, Мiнск, Беларусь, Еўропа, Урал, Гродна, Брыль.
20. Спiшыце, раскрываючы дужкi. Растлумачце ўжыванне вялiкай або малой лiтары
(Т,т)раянскi (К,к)онь, (Д,д)зень (М,м)едыка, (Н,н)овы (Г,г)од, (В,в)аршаўскi (У,у)нiверсiтэт, (Р,р)эч (П,п)аспалiтая, (П,п)алярная зорка, (П,п)анчанкава паэтычная спадчына, (П,п)олацкае княства, (В,в)ялiкае (К,к)няства (Л,л)iтоўскае, (З,з)лучаныя (Ш,ш)таты (А,а)мерыкі, (П,п)аўночны (Л,л)едавiты (А,а)кiян, (В,в)ерсальскi мiр, (Г,г)родзенская (А,а)бласная бiблiятэка iмя Я.Карскага, (М,м)езазойская эра, (В,в)ялiкая (А,а)йчынная (В,в)айна, (С,с)авет (М,м)iнiстраў, (Г,г)i (Д,д)э (М,м)апасан, (Б,б)еларуская (С,с)авецкая (Э,э)нцыклапедыя, (М,м)iнiстэрства (А,а)ховы (З,з)дароўя, (С,с)таршыня (П,п)рэзiдыума (В,в)ярхоўнага (С,с)авета, 8 (С,с)акавiка, (Г,г)ордзiеў вузел, (О,о)рдэн «(З,з)нак (П,п)ашаны», (В,в)ялікія (Л,л)укі, (Б,б)рэсцкi (Д,д)зяржаўны (П,п)едагагiчны (У,у)нiверсiтэт iмя А.С. Пушкiна, (Д,д)зед (М,м)ароз, (М,м)іністр (З,з)амежных (С,с)праў, Вогненная (З,з)ямля, (Р,р)энесанс, Растоў-(Н,н)а-(Д,д)оне, Мамін-(С,с)ібірак, (Н,н)ародны паэт, (А,а)кадэмiя (Н,н)авук Рэспублiкi Беларусь, (Л,л)ютаўская рэвалюцыя, (Т,т)аніна шапка, (М,м)iжнародны (Ж,ж)аночы (Д,д)зень, (З,з)аслужаны (Н,н)астаўнік, (П,п)рэм’ер-(М,м)іністр, (П,п)ершага (М,м)ая, (Р,р)ыгораў брат, (Н,н)обелеўская прэмiя, (А,а)хiлесава пята, (К,к)оласаўская трылогiя, (Д,д)зень (П,п)ерамогi, (В,в)аска (Д,д)а (Г,г)ама, (М,м)агеланаў (П,п)ралiў, (М,м)iнiстэрства (А,а)дукацыi Рэспублiкi Беларусь, (Д,д)зень (А,а)ртылерыi, (Э,э)поха (А,а)драджэння, (В,в)ялiкая (М,м)ядзведзiца, (Б,б)еларускi (Д,д)зяржаўны (У,у)нiверсiтэт, (Д,д)зень (Н,н)араджэння.
21. h Замяніце кожнае азначэнне адным словам і запішыце атрыманыя словы ў алфавітным парадку
― Знешняе праяўленне якога-небудзь захворвання;
― галіна медыцыны, якая ажыццяўляе лячэнне хвароб аперацыйным шляхам;
― хвароба, якая суправаджаецца прыступамі галаўнога болю, звычайна з адной палавіны галавы;
― медыцынскі інструмент для ўвядзення ў арганізм вадкіх лекавых рэчываў;
― раздзел медыцыны, які вывучае псіхічныя захворванні;
― хранічнае захворванне скуры, выкліканае парушэннем дзейнасці нервовай сістэмы, лускаваты лішай;
― бакавое скрыўленне пазваночніка;
― раздзел медыцыны, які вывучае фізіялогію і паталогію мочапалавых шляхоў;
― гнойнае запаленне валасянога мяшочка і сальнай залозы;
― невялікі хірургічны нож;
― хвароба, выкліканая доўгай нястачай вітаміну С у арганізме;
― метад абследавання шляхам абмацвання пальцамі або далонямі рук;
гг., ст., р-н, г.зн., га, т, ц, параўн., заг., зб., с/с, в.а., вобл., напр., н.э., н.ст., i пад., пр-т, т.зв., с., кг, гл., гр., б., дац., i г.д.
Марфемная структура слова
Большасць слоў падзяляецца на структурныя часткi, або марфемы. Да марфем адносяцца: корань, прыстаўка, суфiкс, канчатак, постфiкс, злучальныя галосныя ў складаных словах.
Аснова ― гэта частка слова без канчатка. Паводле структуры асновы бываюць вытворныя i невытворныя. Невытворная аснова супадае з коранем (лес, зямля), у вытворную аснову ўваходзяць, апрача кораня, iншыя марфемы.
Канчатак ― зменная частка слова, якая ўтварае форму слова (лiк, род, склон, асобу) i звязвае яго з iншымi словамi ў сказе цi словазлучэннi. Нязменныя словы канчаткаў не маюць (холадна, па-летняму). Зменныя словы ў некаторых формах могуць мець нулявы канчатак (радасць, сон).
― прыставачна-суфiксальны (узгорак ← гара);
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Что такое основа слова в русском языке?
Title: Основа слова в русском языке — правило, примеры, таблица
Description: Узнаем, что такое основа слова. Выясним, из каких морфем состоит основа, какие бывают основы слов, что такое производящая основа.
Основа слова — это неизменяемая часть слова без окончания, в которой выражено его лексическое значение.
Чтобы понять, что такое основа слова в русском языке, выясним, из каких морфем она складывается и что выражает.
Основа слова: что это такие и какие особенности она имеет
Итак, основа – это такая словообразовательная единица, которая включает в себя все слово, кроме окончания, и является носителем лексического значения этого слова. У неизменяемых и изменяемых слов она разная.
Так, в тех словах, которые изменяются (то есть склоняются или спрягаются) она как раз является частью слова, в которую не входят формообразующие элементы, то есть окончание и некоторые суффиксы. Чтобы ее выделить, достаточно отделить такие элементы. В неизменяемых словах между основой и словом можно поставить знак равенства.
Производные и непроизводные основы
Те слова в русском языке, которые не образованы от каких-то других, имеют первичный характер. Что это означает? Что они имеют непроизводную основу, как в словах черный, вода, лес, серый и так далее. Разделить ее на части нельзя, это нечленимая словообразовательная единица.
Производная же основа образуется в результате присоединения к непроизводной разных суффиксов и приставок. Таким образом, можно сказать, что производная основа – это непроизводная плюс присоединенные к ней морфемы.
Разобраться в том, что такое производная основа, поможет таблица “Основа слова”.
Что входит в состав основы | Примеры |
Суффикс – один или несколько | Мужественный, мужественность |
Приставка | Правнук, замуж |
Сочетание приставок и суффиксов | Возмужалый, по-мужски |
Приставка, суффикс и постфикс | Задохнуться |
Производная основа может быть разделена на части, то есть является членимой, также она бывает двух видов – непрерывная, как в слове рыбка, и прерывистая, как в слове задохнуться, где постфикс ся, идущий за окончанием, также является частью основы.
Также в словообразовании выделяется такое важное понятие, как производящая основа. Она есть у каждой производной основы – это такая основа, к которой присоединяются суффиксы и приставки, чтобы образовать другую основу. Это приводит к образованию цепочки родственных слов, первым звеном в которой как раз и является производящая основа.
Какие морфемы составляют основу слова?
Выполняя разбор слова по составу, важно не только определить все его морфемы, но и выделить основу слова. Это умение в дальнейшем поможет в словообразовательном анализе, так как от основы слова образуются новые лексемы с помощью приставок, суффиксов и пр.
Каждое слово русского языка складывается из минимальных значимых частей, которые называются морфемами.
В морфемном составе слова можно указать
Все эти морфемы, кроме окончания, составляют основу слова.
В науке о языке принято следующее определение, что такое основа слова:ОпределениеОснова слова — это неизменяемая часть слова, в которой выражено его лексическое значение.
Из содержания этого определения можно заключить, что окончание как изменяемая часть слова не входит в основу. В изменяемых словах окончание не имеет лексического значения, а только выражает разные грамматические категории:
В составе некоторых слов имеются также формообразующие суффиксы. Их тоже не следует включать в словообразовательную основу слова:
Как найти основу слова?
У ряда слов основа может быть прерывистой.
Прерывистую основу имеют
1. некоторые возвратные глаголы
2. неопределенные местоимения
3. сложные существительные
4. сложные числительные
Итак, чтобы выделить основу слова, предпримем следующие шаги:
Таблица
Что входит в состав основы | Примеры |
Суффикс – один или несколько | правдивый, правдивость |
Приставка | подтекст, побелить |
Сочетание приставок и суффиксов | отпечаток, по-летнему |
Приставка, корень, суффикс и постфикс | выровняться |
Примеры
Бессильный (какой?) — это прилагательное. Изменим его по родам и числам:
Нарисовать (как?) красиво — это наречие, неизменяемая часть речи, у которой нет окончания.
Все слово является основой.
Производная и непроизводная основа слова
В русском языке у слов различают производную или непроизводную основу. Слова, которые не образованы от других лексем, состоят только из корня и окончания:
Такие слова имеют непроизводную основу, которая совпадает с их корнем.
Множество слов имеют более сложную производную основу, образованную от других слов с помощью словообразовательных морфем. Производная основа состоит, как правило, из нескольких морфем.
Понаблюдаем:
Производная основа включает
а) приставку и корень:
б) корень и суффикс:
в) приставку, корень и суффикс:
г) приставку, корень, суффикс, постфикс:
ВыводПонаблюдав за морфемным составом производной основы, сделаем вывод, что новые слова образуются от непроизводных и производных основ.
Что такое производящая основа?
Производящей является любая основа, от которой образуются новые слова.
Непроизводная основа слова «вода» является производящей для слов:
В свою очередь основа производных слов является производящей для других слов: