Что такое ниневия история
НИНЕВИЯ
Ниневия (Nineveh, аккад. Нинуа, др.-евр. Нинве) — город в северной Месопотамии, находившийся на месте впадения реки Хоср в Тигр, на восточном берегу Тигра напротив современного иракского города Мосул, примерно в 400 км от Багдада.
Городище расположено на двух высоких холмах-теллях — Куюнджике и Неби-Юнусе. До наших дней сохранились фрагменты городской стены, в плане представляющей собой почти правильный прямоугольник шириной 2 км и длиной 5 км.
Главный холм, ныне известный под названием Куюнджик, был заселен начиная с VII тыс. до н. э. Однако наивысшим расцветом Ниневии было период, когда она стала столицей ассирийской империи, вплоть до ее разрушения в 612 г. до н. э. мидийцами и вавилонянами.
История изучения
Первое детальное исследование городища предпринял Клодиус Джеймс Рич, чья карта развалин Ниневии увидела свет в 1820 г. В 1846 г. археологические работы начал британский археолог Остин Генри Лэйард, который за пять лет раскопал значительную часть юго-западного дворца царя Синаххериба.
Остин Генри Лэйард на раскопках Ниневии. Рисунок из книги Лейарда.
В 1852 г. Лэйарда, работавшего по поручению Британского музея, сменил Ормуз Рассам, его бывший помощник. Ему удалось обнаружить Северный дворец, принадлежавший царю Ашшурбанапалу, а также библиотеку, названную по имени этого царя.
Талантливый исследователь клинописных источников британец Джордж Смит в 1872 г. опубликовал перевод большей части вавилонской версии повествования о Потопе, выполненный по табличкам, обнаруженным Лэйардом и Рассамом. В надежде найти оставшуюся часть текста он приступил к раскопкам в Ниневии весной 1873 г. и буквально через несколько дней достиг поставленной цели.
Раскопки в Ниневии, гравюра XIX в.
В 1904-1905 и в 1927-1932 г. в Ниневии вел раскопки британский археолог Реджинальд Кемпбелл Томпсон. Он тщательно исследовал плохо сохранившиеся остатки храма бога мудрости Набу, покровителя писцов, а также примыкающее к нему святилище Иштар, в котором была обнаружена великолепно выполненная бронзовая голова, интерпретируемая как изображение либо аккадского царя Саргона I, либо Нарам-Суэна. В свой последний сезон раскопок Томпсон провел сквозное зондирование доисторических слоев холма Куюнджик. А его помощник Макс Мэллоуэн по результатам этих работ составил первую достоверную периодизацию месопотамской керамики.
Во второй половине ХХ века раскопки в Ниневии предпринимались иракскими и американскими исследователями.
Расцвет города
О раннем поселении на Куюнджике известно очень мало, хотя, вероятно, оно активно росло и развивалась на фоне общего подъема Месопотамии во время Урукского периода (примерно 4000-3000 г. до н. э.). Есть основания полагать, что поселение следующего периода (около 3000-2500 г. до н. э.), было, как минимум, не меньше предыдущего.
Первоначально своей известностью город был обязан местному культу Иштар Ниневийской. Так, например, упоминая события, имевшие место за пятьсот лет до начала его правления, ассирийский царь Шамши-Адад I (правивший в начале XVIII в. до н. э.) в своей надписи ставит себе в заслугу то, что он реконструировал храм Иштар впервые после «Маништушу, сына Саргона, царя Аккада».
Начиная со времени правления Салманасара I (1273-1244 гг. до н. э.) многие среднеассирийские, а затем новоассирийские правители предпочитали строить в Ниневии свои резиденции на вершине холма Куюнджик. А плоский участок непосредственно к северу от нее был местом расположения обширного нижнего города, существовавшего по крайней мере с начала I тыс. до н. э.
После насильственной смерти Саргона II в его собственном лагере во время военного похода в 705 г. до н. э. его сын и наследник Синаххериб (704-681 гг. до н. э.) принял решение перенести ассирийскую столицу из Дур-Шаррукина (Хорсабада) — города, незадолго до того построенного Саргоном. Из-за трагической гибели отца он казался новому царю зловещим местом. Своей резиденцией Синаххериб избрал давно почитаемую «вечной» Ниневию.
Реконструкция внутреннего интерьера дворца Синаххериба в Ниневии
Согласно обнаруженной археологами царской надписи, он построил здесь дворец, в котором многое было «достойно восхищения». Длина здания достигала 500 м, а поддерживающие перекрытия колонны покоились на спинах сверкающих бронзовых львов. Во время раскопок этой постройки были обнаружены каменные рельефы общей длиной почти в 3 км, в том числе изображения осады и взятия Синаххерибом иудейского города Лахиша.
Осада Лахиша, рельефы из дворца Синаххериба в Ниневии
Во времена Синаххериба город разросся и занимал около 750 га, а его грандиозные двойные стены достигали в длину 12 км. Внушительная внутренняя стена из сырцового кирпича, вероятно, имела высоту не ниже 25 м, а внешняя, чуть ниже, была выполнена из тщательно отесанных блоков песчаника и на всем своем протяжении венчалась каменными зубцами.
Стены Ниневии, ворота Шамаша (фото: StevanB)
В город вело не менее пятнадцати ворот. Одни из них, Ворота Нергала (Нергал — шумеро-аккадское божество) в северной части стены, были роскошно украшены. Их фланкировали гигантские статуи крылатых быков с человеческими головами. Отсюда к дворцовому холму Куюнджику шла мощеная царская дорога.
Крылатый бык из Ниневии
В северо-западной части нижнего города, неподалеку от Ворот Сина и Ворот Машки располагался оживленный квартал ремесленников и богатый район, в котором найдены внушительных размеров дома с обширными внутренними дворами.
После смерти Синаххериба строительство в городе велось с гораздо меньшим размахом. Цари Асархаддон (680-669 гг. до н. э.) и Ашшурбанапал (668-627 гг. до н. э.) продолжали застраивать Тель Неби-Юнус, второй холм Ниневии, где еще во времена Синаххериба был возведен имперский арсенал. Однако бóльшая часть начатых там в середине VII века работ не были завешены.
Дворец Ашшурбанапала неподалеку от северной оконечности Куюнджика был в целом скромнее, чем постройки его деда Синаххериба. Однако до нас дошли выдающиеся художественные памятники — украшавшие его рельефы, в том числе изображающие царскую охоту на львов.
Охота на львов, рельеф из дворца Ашшубанипала в Ниневии (фото: Carole Raddato)
Еще один из найденных рельефов, датируемый примерно 645 г. до н. э., изображает царский заповедник, орошаемый с помощью высокого акведука. На рельефе изображены и отдельные инженерные сооружения, такие как дамба и акведук, служившие для создания популярных со времен Синаххериба садов и парков. Сравнительно недавно была высказана гипотеза о том, что знаменитые Висячие сады Семирамиды, одно из Семи чудес света, на самом деле располагались не в Вавилоне, а в ассирийской Ниневии.
Царский заповедник с висячими садами, рельеф из дворца Ашшубанипала в Ниневии (фото: Carole Raddato)
Также при раскопках Северного дворца было обнаружено около 24000 клинописных табличек, составлявших так называемую Библиотеку Ашшурбанапала. Это бесценный источник по истории Месопотамии, включающий в себя архивные документы, учебники и тексты религиозного содержания.
Библейские источники
В Библии Ниневия неоднократно упоминается в политическом и религиозном контексте. При этом ее описания носят как легендарный, так и вполне реальный характер.
В книге Бытия (Быт 10:11-12) о ней повествуется как об одном из крупнейших городов Месопотамии. Ее основателем называют Нимрода, правнука Ноя. Слава древней Ниневии, вероятно, лучше всего отражена в книге Ионы, где говорится о том, что город будет помилован, а не разрушен. Упоминая о поразительной величине города, автор пишет, что требуется «три дня ходьбы», чтобы обойти ее (Ион. 3:3). Это, скорее всего, не точное описание, а символическая формула, подобная сообщению о том, что Иона провел три дня во чреве кита. С другой стороны, реальное скопление людей и домашних животных в городе во времена осады Ниневии позволило для характеристики численности населения использовать такую цифру как «более ста двадцати тысяч человек и множество скота» (Ион 4:11).
Иона проповедует в Ниневии, гравюра XIX в.
Мусульмане полагают, что могила Ионы находится на холме Неби-Юнус (в переводе с арабского — «холм пророка Ионы»); тесная связь пророка с Ниневией подтверждается в Евангелиях от Матфея и Луки (Мф.12:41, Лк.11:30,32), где говорится, что жители ассирийской столицы, «ниневитяне», среди которых проповедовал Иона, воскреснут в день страшного суда, чтобы осудить поколение, отвергнувшее Иисуса.
Другие библейские упоминания о Ниневии более историчны. Два из них повествуют о том, что Ниневия была резиденцией Синаххериба (4Цар.19:36; Ис.37:37), а еще в одном месте говорится, что царь был убит именно здесь собственными сыновьями (4Цар. 19:36-37).
Большой интерес представляет собой видение Наума, в котором предсказывается ниспровержение Ниневии. Несмотря на то, что книга была написана уже после самого события, вероятнее всего, в ахеменидский период (VI-IV в. до н. э.), она носит отпечаток живого свидетельства падения города. Автор рисует яркую картину катастрофы: «множество убитых», «груды трупов» в «городе кровей» (Наум 3:1-3). По-видимому, это нельзя считать гиперболой, так как факт трагической гибели города подтверждается археологическими данными. Во время сравнительно недавних раскопок в Ниневии у ворот Халзи обнаружены беспорядочно разбросанные и переплетенные между собой человеческие останки.
Падение города
Вавилонская хроника указывает, что Ниневия пала в середине лета 612 г. до н. э. после трехмесячной осады. Тот же самый источник сообщает, что покоривший город вавилонский царь Набопаласар (625-605 гг. до н. э.) находился вместе с придворными во дворце в Ниневии, после чего вернулся на родину, привезя туда пепел с развалин ассирийской столицы.
Некоторую информацию о городе сообщует древнегреческий историк Геродот. Он рассказывает о походе союзника Набопаласара, мидийского царя Киаксара, на Ниневию, но подробностей разрушения города не приводит. Согласно римскому историку Диодору Сицилийскому (конец I в. н. э.), Ниневия пала после продолжительной трехлетней осады, когда воды Евфрата разлились и пробили брешь в городских стенах. В действительности ни Тигр, ни ошибочно упомянутый Диодором Евфрат, никогда не разливаются в середине лета. При этом и в книге пророка Наума настаивается, что ключевую роль в событиях, сопутствовавших разрушению Ниневии, сыграло наводнение: «речные ворота отворяются, и дворец разрушается» (Наум 2:6). Вероятно, речь идет не о самом дворце, а о каком-то менее значительном комплексе, расположенном у подножия холма. Если Ниневия действительно «превратилась в пруд» (Наум, 2:7, 9), то можно предположить, что виной тому вышедшие берегов воды реки Хоср и многочисленных каналов Ниневии из-за открытия дамб. Так или иначе, город был не просто разрушен; его падение сопровождали почти ритуальные обряды уничтожения (затопление и вывоз пепла). Нечто подобное совершил царь Синаххериб в Вавилоне за 77 лет до этого.
«Падение Ниневии», гравюра 1829 г.
Тем не менее, Ниневия впоследствии вновь возродилась, хотя уже никогда не достигала своего прежнего положения. В последние столетия до нашей эры и в первые века нашей эры на ее месте существовал небольшой эллинистический город, а затем, после некоторого перерыва, — парфянское и римское поселения. Эти места оставались заселенными вплоть до исламской эпохи, после чего центр города переместился за реку, где возник средневековый Мосул.
Ниневия
Ниневия (жилище или город Нина) ( Быт. X, 11 ). Самое раннее упоминание о Ниневии заключается в следующих словах кн. Бытия: Из сей земли (Сеннаар) вышел Ассур и построил Ниневию. В библейские времена это был столичный город Ассирийского царства. Ниневия лежала на в. берегу Евфрата близ нынешнего г. Мосула; по изъяснению древних толкователей основана Ассуром, сыном Сима, как видно из указанной выше цитаты. Новейшие же писатели свидетельствуют, что она построена или Нимродом, которым основан Вавилон, или древним ц. Нином, основателем Ассирийской монархии, известным своими завоеваниями. Ниневия была обширнейшим городом в свете, имевшая, по свидетельству Диодора Сицилийского, 150 стадий в поперечнике и 480 стадий в окружности (значит около 84 верст в окружности понашему) и была защищена стенами в 150 фут. выш. и с 1500 башнями. Стены были так широки, что по ним могли ехать рядом три колесницы. Говорят, что Ассирийское царство существовало уже за 1000 лет до Троянской войны, которую полагают за 1500 лет до Р. X. История Ниневии, впрочем, покрыта глубоким мраком неизвестности.
Из царей Ниневии в Свящ. Писании упоминаются: Фул, Феглафелласар, Сеннахерим и др. бывшие злыми врагами народа израильского. Живо и поразительно изображает пророк Наум как пороки и нечестие ассириян вообще, так и погибель Ниневии в особенности: Разграблена, опустошена и разорена Ниневия, восклицает он. Где теперь логовище львов и то пастбище львенков, по которым ходил лев, львица, львенок и никто не пугал их? Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство. Это за многие блудодеяния развратницы, продолжает он, приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими – племена и говорит, что, увидев Ниневию разоренною, никто не пожалеет о ней, а, напротив, будут радоваться, потому что злоба ее беспрестанно простиралась на всех ( Наум. I:7–9, 14, II:10–12, III:1, IV:7, 19 ).
Орудием гнева против Ассирии были Набополассар, ц. Вавилонский, и Циаксар, ц. Мидийский. Соединившись вместе, они напали на Ниневию, завоевали и совершенно разрушили ее. Ниневия была так разорена, что, по-видимому, и следов ее не оставалось.
Так много прошло веков, и никто не мог сказать, где она стояла; только в недавнее время, благодаря новейшим открытиям, как из могилы стала возникать древняя Ниневия из своих развалин, открытых в 43 г. Ботом, в 45 г. Лейярдом и в 53 г. Пласом. Эти развалины видны теперь в Карсабаде, Нимруде, Куюнджюке и др. По мнению Лейярда, это были части одного города Ниневии. «В этом великолепном здании (именно в разоренном дворце Сеннахерима) я открыл с лишком 70 зал, комнат и коридоров, стены которых все без исключения были покрыты алебастровыми плитами, со скульптурными изображениями воин, триумфов и великих подвигов ассирийского царя. Вокруг дворца видятся украшения крылатых быков и львиных сфинксов колоссальной величины». Впрочем, открыта еще только одна часть дворца, а многое из этого громадного здания остается под землей.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Некогда величественный город Ниневия сегодня — это пара холмов с руинами дворцов и реконструкции фрагментов городских стен. С незапамятных времен на месте Ниневии существовало поселение, волею царей Ассирии ставшее большим городом и столицей. Цари не только украшали ее дворцами, но и создавали в них библиотеки: собрание аккуратно расставленных по каталогу глиняных таблиц — десятки и десятки тысяч.
Древняя Ниневия, история происхождения
Кто построил Ниневию — вот вопрос, который и сегодня занимает умы ученых, так как археологические раскопки и расшифровка десятков тысяч клинописных табличек не закрыли громадные пробелы в изучении истории столицы Ассирии. Значительная часть того, что осталось от некогда большого ассирийского города Ниневия, долгое время скрывалось под холмами Куюнджик и Тель-Неби-Юнус на территории современного Ирака.
Ниневия, один из древнейших городов Ассирии, воспетый поэтами как символ величия ассирийских царей, стоял на восточном берегу реки Тигр, около ее левого притока Верхний (Большой) Заб, там, где сегодня стоит город Мосул. Все, что осталось непосредственно от Ниневии, можно увидеть на двух холмах — Куюнджик и Тель-Неби-Юнус (пророк Иона), хотя на самом деле город занимал огромную площадь и древние именовали его не иначе, как Великая Ниневия.
Как выяснили археологи, в середине 5-го тысячелетия до н.э. на месте этих руин уже было обустроено поселение. Таким образом Ниневия является одним из древнейших городов в мире. Первое упоминание о Ниневии содержится на клинописных табличках, датируемых 3-м тысячелетием до н. э. Они же повествуют о вассальной зависимости Ниневии в XV-XIV вв. до н. э. от Митанни — государства хурритов и семитов. Митанни было могущественным государством, от которого поначалу зависела расположенная восточнее Ассирия.
Ранняя Ниневия занимала место на пересечении торговых путей из Индии к берегам Средиземного моря и сыграла значительную роль в развитии межгосударственных связей в Передней Азии. В надписи на камне, относящемся к 1930 г. до н.э., вавилонский царь Хаммурапи упоминал о стоящем в Ниневии храме Иштар — богине всей Древней Месопотамии, построенном около 2300 г. до н.э.
Со временем Митанни утратило политическое значение, а в 1250 г. до н.э. было окончательно уничтожено окрепшим государством ассирийцев. Ассирия стала одной из самых могущественных держав Междуречья, простираясь на западе до Сирии и Палестины. Расширив границы, ассирийцы присоединили Ниневию к своему государству, но столицей она стала не сразу. Пока Ашшура и Калах сохраняли статус царских резиденций, Ниневия оставалась провинциальным городом.
Начиная с царствования Салманасара I (правил приблизительно в 1274-1244 гг. до н. э.), Ниневия приобретала все большее влияние. Столицей город стал при ассирийских царях Синаххерибе (705-681 гг. до н. э.) и Ашшурбанипале (669 — около 635 г. до н. э.) — Именно им Ниневия обязана своими многочисленными постройками. Ради строительства дворцов, Синаххериб приказывал сносить целые кварталы со старыми постройками, изгоняя жителей и расчищая место для роскошных зданий.
Постепенно Ниневия превратилась в центр искусств, науки и культуры Месопотамии. В то же время библейские источники отмечают падение нравов в городе, вызванное развращенностью богатством и близостью к царскому двору. Теперь уже город фигурирует в Библии не как центр Великой Ниневии, а как «…город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: „я, и нет иного, кроме меня»» (Соф. 2:15). Понятно, что наказание за беспечность неизбежно, и Библия предрекает гибель городу устами пророков и Ионы, и Наума: «Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество…» (Наум. 3:3)
В 630-х гг. до н. э. Ассирия начала воевать с мидянами и хеттами, в 612 г. до н. э. Ниневию захватили те же мидяне, войско Циаксара. Им помог разлив Тигра: вода разрушила часть городских укреплений, чьи стены построили из необожженного кирпича: «Речные ворота отворяются, и дворец разрушается…» (Наум. 2:6). Затем огонь уничтожил все, что осталось после разграбления Ниневии — последней столицы Ассирийского царства.
В плане древняя Ниневия представляла собой треугольник с границами, четко обозначенными городской стеной и прямыми улицами. Согласно воле царя Синаххериба, всякий, кто осмелится на «самострой» и поставит здание, выходящее за прямую линию улицы, должен быть незамедлительно посажен на кол на крыше своего дома.
Ниневия, город, занесенный песком
В течение последующих 2000 лет бури заносили город песком, а ученые неустанно спорили: так существовала ли на самом деле библейская Ниневия?
Действительно, к нашему времени уже мало что напоминало о том, что тут стоял цветущий город. Спустя 200 лет после захвата Ниневии мидянами древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (около 430 — не ранее 356 г. до н.э.) побывал в этих местах и в своем труде «Анабасис», описывая здешнюю местность, упомянул Ниневию, приняв развалины за останки индийских городов.
Первым европейцем, увидевшим руины Ниневии, стал немецко-голландский путешественник Карстен Нибур (1733-1815 гг.), наткнувшийся на безымянные руины во время экспедиции 1761-1768 гг. Однако честь сделать первое описание руин принадлежит консулу Франции в Мосуле и археологу Полю-Эмилю Ботта (1802-1870 гг.): в 1843 г. он начал раскопки на месте бывшей Ниневии и обнаружил несколько дворцов, в том числе дворец царя Саргона II.
В 1847 г. английский археолог и искатель приключений Остин Генри Лэйард (1817-1894 гг.) продолжил раскопки и в 1849 г. обнаружил дворец царя Синаххериба и библиотеку царя Ашшурбанипала из 22 тыс. глиняных табличек. Сейчас они находятся в фондах лондонского Британского музея и музея Метрополитен в Нью-Йорке. После этого раскопки Ниневии уже не прерывались.
Самой ценной находкой стала обнаруженная в храме богини Иштар скульптурная бронзовая голова — предполагаемое изображение Нарамсина, внука царя Саргона Древнего, называвшего себя «богом Аккада» (вторая половина 3-го тыс. до н. э.). Раскопки привели к обнаружению нескольких археологических слоев. Самый нижний — пятый — представляет культуру раннего Шумера, тут найдена многоцветная керамика 5-4-го тыс. до н. э. Самый верхний — эпоха Ниневии как одной из столиц Ассирии в начале 1-го тыс. до н. э. Именно к этому периоду принадлежат монументальные дворцы, резные рельефы и клинопись.
Ниневия, как и другие ассирийские города, построена на искусственной платформе высотой 20 м, на которой сооружены храмы, дворцы и разбит большой сад. Раскопки обнаружили пять из 15 ворот городской стены. В восточной части города был проложен водопровод. Миновав ворота и пройдя широкой дорогой к дворцам, посольства, прибывшие к царю Ассирии, видели статуи крылатых быков и львов — стражников дворцовых врат.
Вокруг дворца Синаххериба — парки, зверинцы, конюшни, склады. И еще — ворота с крылатыми быками и львами колоссальных размеров. Зато во дворце Ашшурбанипала рельефы не столь воинственны, здесь преимущественно сцены охоты. Невероятно выразительно показаны мучения раненых львов.
Рельефы в обоих дворцах были выдержаны в нарочито холодных тонах: черном, желтом и темно-лиловом. Находка всемирного значения сделана во дворце Ашшурбанипала и храме бога Набу — книги на 30 тыс. клинописных глиняных табличках, названные «библиотекой Ашшурбанипала». Самые ценные — «Эпос о Гильгамеше», содержащий историю потопа, и поэма о сотворении мира «Энума Элиш».
Сохранности раскопок угрожают боевые действия в Ираке и решимость террористов уничтожать «языческие памятники», многие из которых они уже полностью разрушили…