Что такое нир в магистратуре
Научно-исследовательская работа (НИР) в магистратуре: формы, правила написания отчета и индивидуальный план
В отличие от бакалавриата, обучение в магистратуре в первую очередь направлено на развитие у учащегося самостоятельности. Этому способствует, в том числе, выполнение научно-исследовательских работ (НИР).
В этой статье поясню, какие бывают НИР и как по ним писать отчеты.
Суть написания и формы научно-исследовательских работ (НИР)
Зачем выполнять научно-исследовательские работы
Сама магистерская программа в любом вузе включает образовательную составляющую и научно-исследовательскую. Во втором случае магистрант готовит доклады, делает публикации, пишет отчеты. Вся научно-исследовательская работа завершается подготовкой и написанием магистерской диссертации.
За каждым магистрантом закрепляется план работы, который утверждается заведующим кафедрой. Отчетные работы пишутся в течение всех учебных семестров и распределяются по ним равномерно.
Зачем заниматься научно-исследовательской работой?
Чем больше вы пишете статей и участвуете в конференциях, тем шире ваш кругозор, более развитое ваше аналитическое мышление и лучше подготовка к написанию диссертации. Только там вы учитесь заниматься научными исследованиями самостоятельно.
К слову, подготовка к защите ВКР начинается уже с первого курса магистратуры. Все, что вы напишете в процессе обучения, ляжет в основу будущей работы.
Формы научно-исследовательских работ (НИР)
Научно-исследовательская работа выполняется в строго соответствии с планом, разработанным и утвержденным в начале учебы. За всеми работами следит научный руководитель.
Есть несколько форм, в которых могут быть представлены НИР:
На первом году обучения нужно разобраться с темой будущего диссертационного исследования, а на втором — показать, что план работы над магистерской выполняется.
Как выполнять научно-исследовательскую работу в магистратуре
Итогом проделанной НИР является письменный отчет. Научный руководитель его утверждает и передает на кафедру. За всю работу выставляется оценка, позволяющая говорить о магистранте как о начинающем исследователе. Также стоит отметить, что оценка НИР берется в расчет на защите работы.
Отчет по НИР
Как и любой другой отчет, отчет по НИР нужно писать, соблюдая хронологию. Задачи, поставленные перед магистрантом, формулируются и указываются в соответствии с заданием. Такими задачами могут быть:
Индивидуальный план
Разработкой индивидуального плана магистрант занимается вместе с научным руководителем. Такой план способствует:
С помощью индивидуального плана можно легко оценить успехи магистранта, проверить результат работы, определить направление для дальнейших исследований.
Значение отчета о научно-исследовательской работе (НИР)
По отчету можно судить, насколько магистранта можно считать начинающим ученым и можно ли ему присваивать степень магистра. В отчете же могут быть даны рекомендации — продолжать научную деятельность или нет, поступать в аспирантуру или пока не стоит.
Вообще, научно-исследовательские работы проводятся с целью систематизировать теоретические знания, научиться ставить задачи, связанные с темой исследования, и успешно их решать.
Научно-исследовательская практика подразумевает выполнение ряда действий:
Конкретные действия зависят от направления подготовки.
Структуру отчета определяет сам автор. Оформляется документ согласно требованиям ГОСТа.
Чтобы посмотреть, как выглядит готовый отчет, можете скачать пример отчета по НИР магистранта.
Подводные камни научно-исследовательской работы в магистратуре
Современное образование в России все больше становится похожим на западные образцы. Если раньше студентам после окончания 5-летнего курса обучения присваивался диплом специалиста, то теперь их ждет двухступенчатая система высшего образования. Сначала требуется пройти 4 года обучения в бакалавриате, а затем (при желании) – 2 года в магистратуре. Не все студенты еще разобрались с особенностями данных нововведений. Поэтому проанализируем этот вопрос в данной статье.
В чем заключается работа магистранта?
Многие ошибочно думают, что магистратура – это продолжение бакалавриата. Соответственно, обучение в ней предполагает углубление изученного материала и получение нового. Однако это не совсем так. Прежде всего, магистратура требует от студента проведения серьезной научно-исследовательской работы. Здесь мало просто штудировать учебники, конспектировать лекции, решать практические задачки, изредка писать курсовые и контрольные работы. Магистратура учит, прежде всего, формировать собственное мнение и уметь его аргументировать. Для этого потребуется изучить различные статьи в периодических изданиях и учебниках. При этом важно сформировать свою точку зрения на каждую изучаемую проблему.
По окончании магистратуры полагается иметь несколько опубликованных работ. Согласно общим требованиям, хотя бы одна статья должна быть опубликована при прохождении обучения в магистратуре.
В этом плане эта образовательная ступень является подготовкой к возможному поступлению в аспирантуру – следующему этапу при построении карьеры ученого.
Большая часть работы магистранта является самостоятельной. Она заключается в следующем:
В итоге магистрант получает новые знания, основанные на изучении новых компетенций. Он реализует научные проекты как собственной разработки, так и с привлечением соавторов. Это – хорошая подготовка к будущему месту работы. А если за время обучения в бакалавриате студент понял, что это – «не его», то он может изменить направление деятельности уже в магистратуре.
Практической части занятий в магистратуре уделяется больше внимания, чем в бакалавриате. Поэтому предполагается, что основной теоретический базис магистрант получил на предыдущей ступени своего обучения.
Для чего нужна магистратура?
Действительно, казалось бы, процесс получения образования должен закончиться присвоением степени бакалавра. Однако продолжение обучения в магистратуре дает следующие ключевые преимущества:
Организация научно-исследовательской работы
Для успешного обучения в магистратуре важно правильно организовать свою научно-исследовательскую работу. Для этого выделим основные виды НИР магистранта:
Таким образом, научно-исследовательская работа магистрантов является синтезом учебной и внеучебной исследовательских работ, а также научно-организационной работы магистрантов.
Магистерская диссертация
Магистерская диссертация является итогом обучения в магистратуре. Она должна наглядно продемонстрировать, чему научился магистрант за время своего пребывания в ней. Она пишется по результатам пройденного обучения. Таким образом, вся работа, выполненная за этот период, в идеале должна быть отражена в диссертации. Соответственно, все статьи, подготовленные за время прохождения обучения, необходимо писать по теме диссертации. Это облегчит процесс оформления выпускной квалификационной работы магистранта.
Магистерская диссертация – это выпускная исследовательская работа, носящая исследовательский характер и направленная на решение задач, определенных одной общей целью. Она должна иметь актуальную тему и составлять научную новизну. Работу следует писать таким образом, чтобы результаты исследования можно было применить на практике. Диссертация должна быть корректно оформлена. Это – основные критерии, по которым она оценивается. По результатам защиты магистерской работы присуждается степень магистра.
Существует три типа диссертации:
Магистерская диссертация в корне отличается от выпускной квалификационной работы бакалавра. В ней магистрант прорабатывает решаемую проблему под разными углами, исследует ее более глубоко, тем самым, изучая вопрос всесторонне. Также данный вид работы отличается от диплома специалиста тем, что его исследование носит более академический характер.
В целом, структура работы должна быть уже знакома бывшим бакалаврам. Она содержит те же разделы, что и ВКР, с некоторыми дополнениями. Кроме того, больше внимания уделяется практической части.
Структура работы включает в себя следующие элементы:
Выполнение магистерского исследования осуществляется под руководством научного руководителя.
Каждая диссертация должна сопровождаться авторефератом. В нем приводится изложение поставленных задач, сжатая характеристика содержания и результатов проведенного исследования.
Таким образом, магистратура отличается от других этапов обучения повышенным вниманием к исследовательской и практической работе. По итогам обучения будущий магистр должен написать диссертацию и защитить ее.
Научно-исследовательская работа
Основной формой НИРМ является научно-исследовательский семинар, проведение которого предусмотрено п. 7.16 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 (030900.68) Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утв. приказом Министерства образования и науки от 14.12.2010 г № 1763.
Целью научно-исследовательского семинара является обеспечение активного взаимодействия на всех этапах НИРМ, оказание методической помощи обучающимся в подготовке выпускной квалификационной работы путем обоснования темы, обсуждения плана и промежуточных результатов исследования, а также формирование у обучающихся навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Обязательным документом, фиксирующим ход НИРМ, является индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта (предусмотрен п. 7.16 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 (030900.68) Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утв. приказом Министерства образования и науки от 14.12.2010 г № 1763).
Индивидуальный план НИРМ составляется магистрантом совместно с научным руководителем в течение всего периода обучения в магистратуре. Успешность выполнение индивидуального плана НИРМ влияет на итоговую оценку за научно-исследовательскую работу.
Индивидуальный план заполняется по установленной форме. Форму индивидуального плана вы можете найти в Программе научно-исследовательской работы.
Отчет по научно исследовательской практике магистранта
Завершая магистратуру, учащийся обязан пройти научно исследовательскую практику. Это возможность закрепить все накопленные в теории знания и развить практические навыки их применения, так необходимые в будущей профессии. По итогам своей деятельности студент составляет отчет и представляет своему куратору.
Научно исследовательская практика (НИР) магистрантов
Практика для магистрантов является обязательным этапом образовательного процесса на любых направлениях – экономика, юриспруденция, педагогика и т.д. Проходить ее должен каждый магистрант по окончании учебного семестра. Объем и график прохождения НИР согласуется с научным руководителем. Место для своей временной работы магистрант также согласует с учебной кафедрой.
Цели и задачи НИР
Целью практики можно назвать систематизацию теоретической базы, накопленной за период обучения, а также формирование навыков ведения научных изысканий путем постановки и решения задач по теме диссертации.
Главной задачей научно-исследовательской работы (НИР) студента является наработка опыта в исследовании поставленной проблемы, подбор аналитических материалов для написания выпускной работы.
За время НИР студент изучает:
По итогам НИР магистрант должен окончательно сформулировать тему своей диссертации, доказать актуальность и практическую ценность этой темы, разработать программу ее изучения и самостоятельно реализовать научное исследование.
Место и особенности прохождения научно-исследовательской практики
Научно-исследовательская практика, может осуществляться на базе организации любой сферы деятельности и формы собственности, учреждении системы высшего образования, в органе государственного или муниципального управления.
Аттестация магистранта по результатам его работы осуществляется на основании защиты представленного отчета.
Руководитель НИР от университета:
На весь период практики организация предоставляет магистранту рабочее место. За текущее руководство научно-исследовательской работой (НИР) студента ответственен руководитель практики от организации.
В его задачи входит:
В период практики работа студента должна быть организована исходя из логики работы над магистерской диссертацией. В соответствии с выбранной темой составляется программа исследований. Магистранты обязаны регулярно делать записи в своих дневниках о всех этапах проводимой работы. По завершении исследовательской деятельности требуется написать отчет о прохождении научно исследовательской практики магистранта и представить готовый отчет руководителю на кафедру своего ВУЗа.
Отчет по научно исследовательской практике
Все собранные в результате практики материалы и дневниковые записи систематизируются и анализируются. На их основе магистрант должен сделать отчет, который в установленные учебным планом сроки передается научному руководителю на проверку. Последним этапом является защита отчета перед своим руководителем и комиссией. По итогам защиты выставляется оценка и оформляется допуск к следующему семестру.
Практика оценивается на основе отчетной документации, составляемой магистрантом и его защитой. В ее состав входит: готовый отчет о прохождении практики и дневник.
Структура отчета по НИР
Отчет по практике содержит 25 – 30 страниц и должен иметь следующую структуру:
2. Введение, в том числе:
2.1. Цель НИР, место и период ее прохождения.
2.2. Список выполненных заданий.
4. Заключение, включающее:
4.1. Описание приобретенных практических навыков.
4.2. Индивидуальные выводы о ценности проведенного исследования.
5. Список источников.
Также основная содержательная часть отчета по НИР включает:
Основными критериями оценки для отчета выступают:
От правильности написания отчета зависит итоговая оценка, поэтому стоит отнестись к его составлению с должным вниманием. Можно даже обратиться к своему научному руководителю и попросить пример отчета по научно исследовательской практике магистранта. Такой пример поможет избежать ошибок в составлении и оформлении документа, а значит и необходимости переделывать работу.
Прохождение научно-исследовательской практики является важным этапом подготовки к написанию магистерской диссертации. На базе полученных данных, грамотно составленного отчета и записей дневника практиканта в дальнейшем формируется выпускная работа.
Научно-исследовательская деятельность в магистратуре – требования современности 5528
Обучение в магистратуре иногда воспринимается как продолжение образования после бакалавриата, которое включает в себя хождение на лекции, написание конспектов, выполнение контрольных и домашних заданий и т.д. Это далеко не так, и я убедилась в этом на личном опыте, поступив в психолого-педагогическую магистратуру Дальневосточного федерального университета ( ДВФУ ) в прошлом году. В магистратуре, в отличие от бакалавриата, большая часть нагрузки идет на самостоятельную, исследовательскую, практико-ориентированную работу и личностное развитие. За два года магистранту необходимо пройти определенный курс теоретического и практического обучения, причем практическая деятельность занимает примерно половину общего времени. Также большую роль играет самостоятельное образование, вне стен вуза: изучение соответственной научной литературы, написание статей и тезисов докладов для конференций различного уровня, от студенческих до международных, подготовка отчетов о прохождении практики и сама практическая работа «в полевых условиях». Обучение в магистратуре ориентировано на получение новых компетенций, прежде всего навыков проведения самостоятельных научных исследований, реализации научных и практических проектов, навыков работы в команде и, возможно, организации работы самой команды. Магистратура дает возможность человеку попробовать себя в той или иной профессиональной деятельности, а иногда и сменить специальность, выбранную в 17 лет под влиянием родителей и результатов ЕГЭ.
Немного истории
Для лучшего понимания значения ученой степени «магистр» расскажу об истории магистерского образования в России. Это наименование было введено в российских университетах на основании указа Александра I в 1803 г. Степень магистра присуждалась после сдачи экзамена, происходившего на собрании университетского факультета. Для ее получения иногда требовалось чтение публичной лекции. С 1819 г. в России присуждались две ученых степени – магистра наук и доктора наук. Магистерская подготовка занимала около четырех лет. Об уровне работ, представляемых в то время к защите, можно судить по магистерской диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855). В целом, основной задачей магистратуры в дореволюционной России была подготовка высокообразованного университетского преподавателя, хорошо ориентирующегося в определенной отрасли научного знания и ведущего собственные исследования. В 1917 г. степени магистра и доктора наук были упразднены, а в 1934 г. Постановлением СНК были введены две ученых степени: кандидата и доктора. Степень магистра была восстановлена в России лишь в начале 90-х гг. двадцатого века и в значительной степени была неким экспериментом, не слишком детально проработанным и ориентированным на переход к многоуровневому профессиональному обучению.
Студент магистратуры сегодня
Современное магистерское образование – это образование по-настоящему взрослых людей, среди магистрантов не так много вчерашних бакалавров, учатся люди от 30 до 50 лет и старше, у которых за плечами большой профессиональный опыт. Например, среди моих сокурсников в магистратуре есть завучи школ, заслуженные учителя России, доценты кафедр ДВФУ, а одной из «студенток» уже за 70… Некоторые из наших преподавателей, опытных работников образования, также недавно проходили обучение по магистерским программам, поскольку меняются современные квалификационные требования. Функционирование российской магистратуры обосновано « Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации», в котором говорится, что «Магистерская подготовка в Российской Федерации реализует одну из основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования. Подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность».
Виды научно-исследовательской деятельности магистрантов
Итак, для современного магистерского образования в вузах актуальным является вопрос организации научно-исследовательской работы. Эта форма работы магистрантов является важнейшим фактором повышения рейтинга университета. Можно выделить несколько видов научно-исследовательской работы магистрантов в современном российском вузе.
Научные исследования, которые дополняют учебный процесс. Основная задача НИРС такого вида – это выход за рамки программы и индивидуализация процесса обучения. Этот вид научно-исследовательской работы реализуется посредством выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация), тематика которых соответствует направлению научно-исследовательских программ кафедр, а также участием магистратов в научных лабораториях, проектной деятельности.
Таким образом, научно-исследовательская работа магистрантов представляет собой синтез учебной исследовательской работы и внеучебной научно-исследовательской работы, а также научно-организационной работы магистрантов, связанной с обогащением опыта и стимулированием развития научной деятельности.
По материалам, накопленным за время обучения и в ходе практики, пишется магистерская диссертация, оригинальное научное исследование, направленное на решение одной или нескольких задач, объединенных общей целью.
Магистерская диссертация.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) исследовательского характера, называемая магистерской диссертацией, является научной работой, по результатам защиты которой присуждается академическая степень магистра. Она отражает уровень научной подготовки магистранта, его способность вести самостоятельное исследование, изучать литературу по актуальным вопросам и грамотно оформлять полученные в рамках исследования результаты. Содержание диссертации магистра может быть трех типов: теоретическое исследование; решение прикладных задач; разработка инновационных методов и подходов к разрешению академических проблем. От ВКР бакалавра магистерская работа существенно отличается глубокой, всесторонней теоретической проработкой решаемой проблемы, а от диплома специалиста – большей академической ориентированностью исследования.
Магистерская диссертация является видом научной текстовой работы, она подчиняется общим законам написания и оформления академических исследований. Работа должна быть структурированной и включать введение, основную часть из нескольких глав с параграфами, заключение и т.д. Структура магистерской диссертации должна соответствовать теме исследования, а само исследование должно быть актуальным. Диссертация магистра должна отвечать требованиям оригинальности и научной новизны, единства цели и содержания, иметь практическую или академическую значимость. Предложенную концепцию решения выявленной проблемы следует аргументировать актуальными данными и документально подтвержденными фактами. Стиль изложения рекомендуется соответствующий нормам научного языка и специфике направления исследования.
В магистерской диссертации, кроме актуальности, теоретического и практического значения, должны быть предложены гипотезы исследования; сформулированы цели и задачи, а также объект и предмет исследования. Далее определяются методы и методики исследования: научные подходы и конкретные инструменты исследователя (эксперимент, наблюдение, анализ и т.д.). Необходимо рассмотрение теоретических основ исследования, обязательно должен быть представлен анализ опыта предшественников. В работе отражается первичная информация (источники, документы), какие-либо практические наблюдения. Гипотеза исследования подтверждается с помощью различного исследовательского инструментария, а также путём обработки научно-практической информации. По каждой главе и диссертации в целом формулируются выводы.
К диссертации прилагается автореферат – краткое изложение поставленных задач, основных моментов содержания, а также результатов исследования.
Конечно, выполнение магистерского исследования осуществляется под руководством научного руководителя. Он консультирует и контролирует магистранта, и в свою очередь несёт за него ответственность. Научный руководитель обычно всячески поддерживает магистранта на защите, а потому хорошие отношения с ним – залог успешного получения академической степени «магистр».
Публикационная активность магистрантов
В связи с изменениями, произошедшими в системе высшего профессионального образования в России, сегодня для магистрантов стал актуальным волновавший ранее только аспирантов вопрос написания и публикации своих научно-исследовательских статей в научных журналах, сборниках научных конференция, коллективных трудах, монографиях по исследовательской теме.
Публикационная активность является важнейшим критерием оценки эффективности деятельности не только отдельных авторов, но и научных организаций и, конечно, вуз поощряет магистрантов дополнительными стипендиями и грантами «за науку».
Журнал «Молодой учёный» предоставляет возможность публикации научных статей, они отражаются в научной электронной библиотеке eLIBRARY, и я благодарна редакции журнала за публикацию моей статьи весной этого года Дополнительное математическое образование как среда тьюторского сопровождения одаренных старшеклассников
Как минимум одна научная статья должна быть опубликована в ходе обучения в магистратуре, эти требования регламентированы в соответствующих документах вуза.
С пожеланием успешной научной деятельности Наталья Владимировна Белан, магистрант 2-го курса психолого-педагогического направления Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, г. Владивосток, 2018.
Также рекомендуем прочитать
Научная новизна: что это такое и где её найти
Мало просто написать научную работу. Нужно еще убедить научное сообщество в том, что она достойна внимания. В противном случае это будет просто рукопись «в стол». Среди критериев качества научных работ присутствует научная новизна. Этот пункт часто вызывает затруднения, причем не только у молодых ученых, но и у вполне опытных. Разберемся, что это такое и как ее правильно сформулировать.
Как сформировать портфолио для поступления в магистратуру
Поступающий самостоятельно, в спокойной обстановке готовит необходимые документы для портфолио, такие как мотивационное письмо/эссе, список научных публикаций, имеющиеся дипломы, сертификаты, грамоты, копию трудовой книжки и другие «бумаги», подтверждающие образовательные, научно-исследовательские и социальные (лидерские, общественные) достижения.
От абитуриента до аспиранта
Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается издательство «Молодой ученый».