Что такое номинализм и реализм назовите известных вам представителей номинализма и реализма
Номинализм и реализм в философии
Номинализм и реализм – это две наиболее отличные позиции в западной метафизике, касающиеся фундаментальной структуры бытия. Согласно утверждениям реалистов, все сущности делятся на две основные группы: конкретные вещи и универсалии. Номиналисты полагают, что общие понятия не обладают истинным бытием, поэтому реально существуют лишь единичные вещи.
Вопрос о подобии вещей
Чтобы подробно разобраться, чем отличаются реализм и номинализм, необходимо вникнуть в суть вопроса. Что такое подобие? Оно является решающим фактором, когда необходимо разделить сущности на группы и объяснить закономерности в цепи событий. Но согласно каким критериям мы можем утверждать, что два или более предмета являются подобными друг другу? В этом состоит проблема. Теперь важно осознать, что вопрос о подобии вещей укоренен в теме, касающейся тождественности. Подобие родственно тождественности в том, что предметы, как правило, считаются схожими, когда они идентичны в качественном отношении. Здесь необходимо различать два типа тождественности. Во-первых, можно говорить о качественном тождестве, например, когда мы утверждаем, что и Сократ, и Платон – мудры. Во-вторых, существует количественное тождество, как если бы кто-то сказал, что он такой же, как 15 лет назад. Тождественность по количественному признаку имеет дело с конкретными сущностями, в то время как качественное тождество касается свойств и характеристик, существующих в качестве идей (добро, зло, округлость, квадратность и т.д.). Это необходимо понимать, когда мы разбираемся в сути спора, в котором участвуют номинализм и реализм.
Реализм предлагает свой ответ на вопрос о подобии вещей, утверждая бытие двух видов сущностей: единичных предметов и универсалий. О подобии конкретных вещей можно говорить постольку, поскольку они так или иначе причастны к одним и тем же универсалиям. А универсалии могут быть подобны, когда они разделяют другие, более общие универсалии: мудрость и великодушие имеют сходство, поскольку и то, и другое является добродетелью. Наиболее известные реалисты – Платон и Аристотель. Номинализм и реализм обладают как сильными, так и слабыми сторонами. Интуитивная правдоподобность реализма очевидна. Он позволяет нам серьезно отнестись к субъектно-предикатной структуре дискурса, при помощи которой мы представляем мир. Когда мы говорим, что Сократ мудр, это значит, что существует как единичный предмет (Сократ), так и общее понятие (мудрость). Конкретная вещь является образцом универсалии. Реализм также может объяснить обращение к абстракциям. Иногда качества и характеристики являются предметом наших рассуждений, например, когда кто-либо говорит, что мудрость – это добродетель, а красный – это цвет. Реалист может интерпретировать эти высказывания как утверждение о существовании универсалий (мудрость, красный), которые являются частными случаями других универсалий (цвет, добродетель).
В некотором смысле номинализм и реализм являются представителями двух противоположных взглядов на вопрос о подобии вещей. Номиналисты утверждают, что универсалии (общие понятия) не имеют реального существования. Основная идея – это мир, где существуют лишь единичные вещи. Качества и характеристики являются продуктами мышления и целиком обусловлены нашей собственной системой восприятия мира. В этом смысле номинализм тесно связан с эпистемологией – наукой о познании. Спор, в который вступают номинализм и реализм, в средневековой философии представлен именами таких номиналистов, как Уильям Оккам и Жан Буридан.
Реферат на тему: Номинализм и реализм. Понятие универсалий
Содержание:
Введение
В трудах С. Боэция, как и в Неоплатонике 3 в. Порфирия, четко обозначилась проблема универсалий, ставшая впоследствии ведущей во всей истории схоластики. Он также поставил вопрос о различении в каждой вещи существования и сущности.
В течение нескольких столетий схоластика претерпевала процесс смены философских авторитетов: от Платона до Аристотеля. В то же время для представителей схоластики характерна вера в авторитет Священного Писания и авторитет отцов церкви.
В средние века были созданы различные школы: монастырские, епископальные (примерно с VIII в.), Придворные, нецерковные городские школы. В XII-XIII веках были созданы предпосылки для формирования европейских университетов. Одним из первых начал свою деятельность Парижский университет, его дизайн восходит к 1200 году. Университеты появляются в Болонье, Оксфорде, Кембридже, Неаполе, Тулузе и других городах Европы. У них традиционно было четыре основных факультета: теологический, философский, юридический и медицинский.
Номинализм и его позиция
Эта общая установка номинализма пополнялась и обогащалась развитием частного порядка по мере развития философии и науки. Современный номинализм, изгоняя абстрактные объекты из онтологии, не запрещает их использование в теории или в научной практике, если они правильно используют абстракции и умеют отличать полезные абстракции от бесполезных, а для этого необходимо, прежде всего, чтобы иметь возможность доказать непротиворечивость введенных абстракций, в частности, чтобы иметь возможность исключить их, ища подходящую эмпирическую модель. Например, употребление абстракций добро и красота гносеологически оправдано таким очевидным эмпирическим фактом, как существование хороших людей и красивых женщин.
И все же, несмотря на ясность программного требования номинализма, реализация этого требования неизменно сталкивалась с трудностями, особенно когда дело доходило до исключения абстрактных объектов из онтологии научных теорий и, в частности, из онтологии математики. Эти трудности указывают на сомнительность самой идеи исключения. Уже концепция семантической определимости, которая необходима для построения номиналистической версии теории множеств, предполагает использование нефинитных абстракций, не говоря уже об абстракции потенциальной осуществимости и абстракции идентификации. Не лучшая ситуация с требованием абсолютной конкретности и индивидуальности (см. Индивидуация) объектов, вводимых в теорию, поскольку с того момента, как мы ограничиваем номиналистический тезис объектным языком, позволяя свободное использование интуиции в метаязыке, этот тезис теряет право на существование. Анализ убеждает нас, что само понятие конкретная вещь не удовлетворяет номиналистическому постулату. То, что мы встречаем на практике, всегда более или менее конкретно. Любая строгая альтернатива возможна только через абстракцию.
Рационализм и его позиция
Р. 17-18 вв., утверждавший решающую роль разума не только в познании, но и в деятельности человека, был одним из философских источников идеологии Просвещения. Культ разума характерен и для французских материалистов 18 в., стоявших на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против умозрительных построений Р.
Обосновывая безоговорочную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, Р. попытался решить вопрос: каким образом знания, полученные в процессе познавательной деятельности человека, приобретают объективный, универсальный и необходимый характер. В отличие от сенсуализма, Р. утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо с помощью разума, который является его источником и одновременно критерием истины. Так, например, к основному тезису сенсуализма нет ничего в уме, чего не было бы ранее в ощущениях (Локк), рационалист Лейбниц добавил: кроме самого разума, то есть способности разума постигать не только частное, случайное (что ограничивает чувственное восприятие), но и всеобщее, необходимое.
Обращение к разуму как единственному источнику научного знания привело Р. к идеалистическому выводу о существовании врожденных идей (Декарт) или предрасположенностей и наклонностей мышления, независимых от чувственности (Лейбниц). Принижение роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с окружающим миром, повлекло за собой отделение мышления от объекта познания.
В философии Гегеля абсолютная идея или абсолютный разум объявлялась началом и сущностью мира, а процесс познания превращался в самопознание разума, который постигает свое собственное содержание в мире. Следовательно, развитие объективного мира предстает у Гегеля как чисто логический, рациональный процесс, а его Р. принимает характер панлогизма.
В буржуазной философии XIX и XX веков. потеряна вера в безграничную силу человеческого разума (позитивизм, неопозитивизм и др.); преобладающая критика классической Р. с ее идеалами силы разума и неограниченной рациональной человеческой деятельности становится преобладающей. Эта критика проводится как с позиций иррационализма (например, во фрейдизме, отстаивающем ведущую роль иррациональных, подсознательных компонентов, в интуиционизме и экзистенциализме), так и в духе умеренного, ограниченного Р., связанного не столько с логические проблемы познания как с поиском социокультурных оснований и границ Р.
Природа универсалий. Дискуссия между представителями реализма и номинализма в схоластической философии
В средневековой философии возник острый спор между духом и материей, который привел к спору между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом мыслительной деятельности, или же они первичны, реальны, существуют независимо.
Номинализм положил начало материалистической тенденции. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы привело к подрыву церковного догмата о первенстве духовного и второстепенного материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного Писания.
Реалисты показали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы первичны и существуют в действительности сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, независимое от отдельных вещей и человека. Объекты природы, по их мнению, представляют собой лишь формы проявления общих понятий.
Реалисты Ансельм Кентерберийский и Гилберт Порретанский определили универсалии в терминах идентичности субстанции: вещи, которые отличаются друг от друга по форме, по сути, имеют одинаковую субстанцию.
Гийом Шампо в Предложениях определил универсалии как тождество субстанции из-за ее статуса субстанции, хотя отдельные вещи отличаются друг от друга не только формами, но и личной сущностью, что делает субстанции идентичными не по сути, а по безразличию..
Момент разделения общего основания теологии и философии сыграл ту роль в истории философии, в результате чего возникла необходимость, наряду с проверкой текста Священного Писания, показывающего парадокс аналогий мышления, ввести Порядок доказательства, прежде всего, доказательства существования Бога (Ансельм Кентерберийский). И если Ансельм исходил в своем доказательстве из гипотетической логики, то через полтора века Фома Аквинский привлечет для доказательства мощный физико-теологический аппарат мысли (доказательство, основанное на 1) движении, 2) порождающих причинах возможности и необходимость, 4) степени, которые находятся в вещах, 5) рутина природы, которая постигается интуитивно).
В значительной степени новые идеи, связанные с именем Аристотеля и основанные на его трактатах Физика и Метафизика, способствовали развитию так называемой экспериментальной философии (Роджер Бэкон), которая определила два способа познания: аргументация и эксперимент.
Начиная с Фомы Аквинского, философские установки радикально изменились. Если раньше предполагалось, что интеллектуальное и сердечное внимание человека осуществляется за пределами человеческого стремления к Богу, так как предполагалось, что мир создан Богом через Сына и ради Сына, Теперь предполагается, что Творец сотворил мир во славу человека, чтобы разговаривать со своим творением, ибо Слову нужно ответное слово, которое требует всего человека. Следовательно, хотя душа самосущна и нематериальна, она получает свое окончательное исполнение во плоти. Томас защищает эту идею как от августинского спиритизма, так и от аверроистского монопсихизма. Именно с материей Фомы связан принцип индивидуации, позиция Фомы Аквинского, принцип индивидуации зависит от материи.
Согласно У. Оккаму, универсалии не существуют ни до, ни внутри вещи, ни после вещей: в любом случае они оказались бы сингулярностями, сконцентрированными либо в вещи, либо в абстрактном уме, где нет вещи, следовательно, они имели бы вес либо для вещи, либо для мышления. Общее перестанет быть общим, значимым как для бытия, так и для мышления. Выражаясь в речи, универсальное есть только образ и знак вещей. Знаки называются терминами, поэтому позиция Оккама была названа термином. Как и Дунс Скот, Оккам различает два типа намерений: первичные и вторичные. В первичном намерении, когда мысли о существующих вещах, слова играют роль предположений, заменяющих имена существующих вещей; второстепенной интенции они выражают контекстуальный объем, предметом которого являются универсалии. В то же время субъект атомизируется, из онтологического становится гносеологическим, что и формирует тенденцию нового мышления.
Заключение
Было бы ошибочным отождествлять схоластические течения в философии реализма и номинализма с течениями идеализма и материализма эпохи Возрождения и Нового времени, хотя можно сказать, что в своих крайних проявлениях эти два течения соприкасались. с ними.
Доктрина Оккама знаменует собой отказ от схоластики и, как следствие, отнесение ее к номипализму нового Юлка, который был предшественником материализма в последующие эпохи.
Список литературы
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Реализм и номинализм
Смысл Средневекового спора между реалистами и номиналистами сводился к следующему: являются ли идеи (универсалии) реальными сущностями, либо же они – лищь продукт нашего сознания?
Первый подxод, основанный на представлении доминирования общего над конкретным, означает, что видимый мир – это не более, чем проекция метафизическиx идей, которые суть – мысли Бога о мире. Реалисты говорили: «universalia sunt realia» (универсалии (идеи) реальны).
Спрос этот воспроизводится от эпоxе к эпоxе. В античности позицию, близкую Средневековому реализму занимал Платон, а Демокрит с его единичными атомами – «номиналист» своего времени.
В Новое Время, и в современности эта разница в подxодаx проявляется в противоположности xолизма и эмпиризма, сторонников системного подxода к вещам и сторонников «процессуальности», основанной на эмпирическом восприятии мира..
Xристианство, пока оно всерьез занималось теологией, оказалось поставленным перед противоречием: признать крайний реализм в платоновском понимании – значит отказаться от идеи свободы воли людей, от идеи достижения своими усилиями совершенства; признать номинализм – значит де-факто отказаться от идей провиденциализма, предопределения.
Наиболее взвешенную позицию в этом споре занял Фома Аквинский, создавший т.наз. «умеренный реализм», оставлявший место и деятельности Провидения, и свободному творчеству человека. Его кредо было: «Универсалии (идеи) до вещей – Универсалии в вещаx- Универсалии после вещей».
Номинализм и реализм. Сравнительная характеристика классической и постклассической философии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:35, контрольная работа
Описание работы
Файлы: 1 файл
общий.docx
Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.
Реализм (в средневековой философии)- учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.
Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).
2) В период образования первых зародышей капитализма, связанных с первоначальным накоплением капитала, возникают теории, критически реагирующие на явления, сопряженные с углубляющейся социальной дифференциацией. И хотя эти теории возникают в начале раннего капитализма, в них, собственно говоря, уже предвидятся горизонты капиталистического общественного строя и выражаются идеи социального равенства людей. Часто это гениальное предвидение имеет утопический и иллюзорный характер, так как отражает объективно несуществующие общественные условия и силы тогдашнего общества.
Утопические учения XVI в. связаны прежде всего с трудами английского гуманиста Томаса Мора, итальянского монаха Томмазо Кампанеллы и немецкого реформатора Томаса Мюнцера (о котором уже говорилось в главе о Реформации).
Томас Мор (1479—1555) происходил из богатой семьи королевского юриста. Его гуманистическое мировоззрение формировалось в Оксфордском университете, центре тогдашних английских гуманистов. Как член парламента, он смело выступает против финансовых махинаций короля Генриха VIII, против его деспотизма. Этим он способствовал росту своего авторитета среди лондонской мелкой буржуазии. На королевской службе в качестве канцлера Генриха VIII он становится противником реформаторских усилий короля. Впоследствии был казнен.
Творчество Мора является ярким выражением гуманистического нравственного идеала, учением о достоинстве человека и его свободе. Трагические обстоятельства его смерти как бы предзнаменовали конец мечтаний о золотом веке, провозглашавшемся платоновской Академией во Флоренции, а также крушение «христианского Гуманизма» Эразма Роттердамского.
В своем главном произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия»б он рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи. Она написана в форме диалога, в котором принимаются и отвергаются официальные политические воззрения. В первой части работы дается критика английского общественного устройства, во второй представляются устройство и жизнь на вымышленном острове Утопия.
Мор не удовлетворялся поверхностным анализом периода начального накопления капитала, которое в Англии проходило весьма жестоко, но стремился к выяснению социальных причин этого явления. Он считал, что они коренятся в частной собственности. Поэтому следует изменить общественные отношения, однако это нельзя сделать лишь законодательным путем. Идеалом, который он конкретно демонстрирует на примере отношений на острове Утопия, были общественная собственность, высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать и т. д.
Томас Мор был одним из основателей утопического социализма. Его творчество является наиболее важным исследованием о социализме конца XVIII столетия. Здесь он проявился как рационалист, его социальное учение соответствует уровню научного познания того времени Свои представления о новом обществе он не считал фантазией, хотя и осознавал возможные трудности при их реализации Он полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем. В этом также проявлялась иллюзорность, неосуществимость его учения, и оно входит в историю мышления как «утопическое».
Томмазо Кампанелла (1568—1639) был одним из представителей итальянской философии природы, однако более значительную роль сыграло его социальное учение: кроме «Города Солнца» он написал «О христианской монархии», «О церковной власти», «Об испанской монархии». Он отстаивает единство церковной и светской власти, отвергает протестантскую Реформацию, провозглашает идею власти папы над всеми христианами.
Он выражает мысль о необходимости больших общественных преобразований, направленных на реализацию царства божьего на земле, призывает в соответствии с христианской совестью к ликвидации частной собственности и эксплуатации. В отличие от Мора он полностью убежден в возможности реализации этого переворота силой массового восстания. Кампанелла становится во главе заговора в Калабрии, оккупированной испанцами. После поражения заговора он бежал, был схвачен и осужден на пожизненное заключение. Провел в тюрьме больше 25 лет, написал там большинство своих книг, в том числе «Город Солнца».
Книга «Город Солнца» возникла не случайно, как пытаются представить современные католические исследователи, она находится в полном соответствии со всей духовной и политической жизнью автора, который на собственном опыте познал страдания масс. В отличие от Мора он не обращает большого внимания на экономические проблемы. Ликвидацию частной собственности он полагает возможной, исходя из моральных установок христианства.
Государственное устройство Солнечного города представляет собой идеализированную теократическую систему, во главе которой стоит жрец, первый духовник, Метафизик, отмеченный солнечным символом. Его помощники — Власть, Мудрость и Любовь — занимаются вопросами войны и мира, военным искусством и ремеслом; свободными искусствами, науками, школьным образованием; вопросами контроля рождаемости, воспитания, медициной, земледелием и скотоводством. Политическая, светская власть переплетается с церковной, духовной. Религия граждан города Солнца сливается с философией природы, задача состоит в их объединении.
В программе Кампанеллы, его видении будущего также есть требование всемирного объединения людей, возглавить которое должен папа. Римский сенат, состоящий из представителей других государств, должен решать все спорные вопросы мирным путем.
Утопическая теория Кампанеллы в отличие от учения Мора не является продуктом социального анализа противоречий эпохи, содержит целый ряд внутренних противоречий. Несмотря на это, в ней много положительных элементов. Так, он предсказывает огромную роль науки, говорит об образовании народа, о ликвидации войн, частной собственности, о справедливом и разумном управлении.
Мы говорим о них как о предшественниках последующего утопического социализма, являющегося продуктом более высокой ступени развития капиталистического общества. Великие утописты XIX столетия Сен-Симон и Фурье во Франции, Оуэн в Англии восходили к ним и ссылались на них при разработке своих систем.
Этап философии Ренессанса занимает видное место в истории философской мысли. Это период, в котором вследствие социальных и экономических изменений, связанных с разложением феодального строя в Европе и возникновением новых, исторически прогрессивных форм производства и общественных отношений, рождается новое мировоззрение, основными чертами которого являются натурализм, индивидуализм и рационализм. Возобновленный интерес к антике, сопровождающий рождение культуры и мировоззрения Ренессанса, диктуется потребностью веры в собственные силы, в возможность создания свободной естественной жизни для индивида. Источником и опорой для этого могла стать не средневековая духовная традиция, но античная культура и философия. Хотя в гуманизме Ренессанса проявляются элементы аристократических, «элитарных» тенденций, по своим антисхоластическим, антиаскетическим выступлениям он сыграл объективно прогрессивную роль.
Во всех областях культуры Ренессанса в течение всего периода старые идеи, традиции, концепции сталкиваются с новыми. Философию Ренессанса также характеризует борьба новых идей и программ со схоластическими концепциями. Одной из важных и существенных задач философии того времени было очистить древнюю античную философию от схоластических деформаций, сделать доступным ее подлинное содержание, а также в соответствии с требованиями нового уровня общественного и научного развития идти дальше, выйти за ее пределы и границы. Философия периода Ренессанса характеризуется усилением связи с наукой.
Очевидно, что огромные революционные изменения в философии сопровождались противоречиями и конфликтами. Путь к новому не проходил по прямой восходящей линии, но, наоборот, при сохранении общей схоластической ориентации в нем переплетались элементы старого и нового способов мышления, случались и компромиссы, но при всем этом новое философское мышление требовало своего выражения. Пантеизм Ренессанса, прогрессивный в данных исторических условиях, выражал расхождение со схоластическим спиритуализмом. В то время лишь в его рамках могли проявляться» материалистические тенденции, но ни в коем случае не вне его.
Основным признаком философии Ренессанса является его светская, земная направленность. Если предметом средневековой философии был бог, то ныне на первое место выступает природа. Сосуществование и взаимное влияние развивающейся экспериментальной науки и философии были для Ренессанса необычайно важными и представляли собой перспективные зародыши дальнейшего развития философии. Значение философии Ренессанса можно кратко представить в том смысле, что в целом она, собственно, создала основу философии Нового времени. Период философии Ренессанса представляет собой необходимый и закономерный переход от средневековых философских традиций к философии Нового времени.
3) Представьте себе: у этого известного имморалиста и бунтаря есть мораль!
”Что хорошо? – Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть.
Что дурно? – Все что происходит из слабости”.
Исходя из такой морали христианство аморальнейшая из религий, она взращивает больных животных – христиан. ”Я называю животное – род, индивидуум – испорченным, когда он теряет свои инстинкты, когда оно выбирает, когда оно предпочитает то, что ему вредно”. В этом смысле благодаря христианству в Европе господствуют ценности упадка, истинно нигилистические ценности, “прикрытые самыми святыми именами”. Христианство – есть декадентство, намеренное всеобщее саморазрушение. (Подумать только, а ведь есть чудаки называющие Ницше декадентом и нигилистом!).
“Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности. Чисто воображаемые причины (“Бог”, ”душа”, ”Я”, ”дух”, ”свободная воля”); чисто воображаемые действия (“грех”, ”искупление”, ”милость”, ”наказание”, ”прощение греха”). Общение с воображаемыми существами (“Бог”,”духи”,”души”)…Этот мир чистых фикций сильно отличается не в свою пользу от мира грез именно тем, что последний отражает действительность, тогда как первый извращает ее, обесценивает, отрицает”.