Что такое нормандский формат
Что такое Нормандский формат и почему он не работает?
«Нормандский формат» или «Нормандская четверка» – это международная группа, созданная для урегулирования конфликта на востоке Украины. В ее состав входят руководители четырех государств: Франции, Германии, России и Украины.
Почему формат называют «нормандским»?
Первая встреча лидеров четырех государств состоялась 6 июня 2014 года. Тогдашний президент Франции Олланд пригласил лидеров Украины, России, а также канцлера Германии принять участие в праздновании годовщины высадки союзных войск в Нормандии.
Во время этого мероприятия состоялись прямые переговоры между президентами Украины и России относительно ситуации на Донбассе. По месту проведения первой встречи формат и получил свое название.
История «четверки»
Встречи в «нормандском» формате проводятся на уровне глав дипломатических ведомств, руководителей правительств, а также на наивысшем уровне – когда встречаются главы государств. Кроме того, представители «четверки» регулярно обсуждают текущие вопросы в телефонном режиме.
С момента создания формата состоялись десятки встреч между министрами иностранных дел стран-участниц. Главы государств встречались гораздо реже, последнее их общение состоялось в Париже, в конце 2019 года.
Сейчас идет подготовка к новому саммиту, но его точная дата пока неизвестна.
Самой продолжительной встречей «четверки» считаются переговоры в феврале 2015 года. Они проходили в столице Белоруссии, и их итогом стало подписание «Минска-2».
В октябре 2015 года стороны пришли к общему мнению, что выполнить «Минск-2» за год не получится, поэтому соглашение продлили еще на год.
Следующую встречу на высшем уровне отменили из-за задержания украинской диверсионной группы в Крыму. Киев отрицал свою причастность к произошедшему, а в Москве делали сверхжесткие заявления.
В октябре 2016 года участники формата встретились в Берлине – главным итогом саммита стало определение трех участков разведения войск. Однако реализовано оно так и не было. Встреча в Аахене проходила уже без Путина.
В мае 2019 года президентом Украины был избран Владимир Зеленский, что породило определенные надежды относительно будущих переговоров по Донбассу. Тем более, что новый украинский лидер шел на выборы с обещанием закончить войну.
Сразу после смены власти в Киеве российско-украинские контакты заметно активизировались. Помощники президентов приступили к подготовке следующего саммита. Он состоялся в декабре 2019 года в Париже. Встрече предшествовали сложные переговоры, обмен пленными, разведение войск. Украине пришлось пойти на выполнение части российских условий, касающихся Минских соглашений.
Несмотря на это, никаких прорывных решений в Париже так и не было принято. По сути, стороны в очередной раз договорились договариваться дальше.
Почему формат не работает?
Если проходят регулярные встречи «четверки», причем часть из них происходит на уровне глав государств, то почему конфликт на Донбассе до сих пор не урегулирован, и там продолжают гибнуть люди?
Проблема здесь не в самом формате, а в позициях сторон конфликта, которые можно назвать противоположными. Россия и Украина по-разному трактуют Минские соглашения, которые являются краеугольным камнем процесса урегулирования.
«Минск-1», как и «Минск-2» являются безусловной дипломатической победой России. Подписание этих соглашений – прямой результат военных поражений украинской армии в 2014 и 2015 годах. Если будет реализована их российская формулировка, то Москва получит в составе Украины полностью подконтрольный ей анклав, который Киеву придется еще и содержать за собственные деньги. Появление такой территории неминуемо приведет к дестабилизации обстановки внутри Украины, что вполне устраивает нынешнее российское руководство.
В Москве желают, чтобы ДНР и ЛНР получили право накладывать вето на любые внешнеполитические решения Киева, что закроет Украине путь в ЕС и НАТО. Причем Россия требует, чтобы все это было закреплено в украинской Конституции.
Украинское руководство прекрасно понимает, что реализация Минских соглашений в московской интерпретации – это путь к полной потере суверенитета и распаду страны. Поэтому и выполнять их не торопятся.
Есть еще и позиция Вашингтона, который формально хоть и не входит в состав «Нормандской четверки», но является ключевым игроком в урегулировании данного конфликта. Вряд ли американцев сильно заботит дальнейшая судьба Украины, но они очевидно заинтересованы в дальнейшем ослаблении Кремля.
Непризнанные территории с момента их образования находятся на полном содержании Москвы. Ежегодно оно обходится российскому бюджету в 2-3 млрд долларов. На Россию наложены жесткие санкции, которые уже давно не кажутся смешными. А есть еще и имиджевые потери, которые несет нынешняя катастрофическая экономическая и социальная ситуация в ОРДЛО. Для Кремля Донбасс – это тот самый чемодан без ручки, который нести неудобно, но и выбросить жалко.
С другой стороны, Донбасс в его нынешнем положении абсолютно не нужен Киеву. Сегодня это регион с «убитой» промышленностью и инфраструктурой, из которого разбегается население. У Украины попросту нет ресурсов – ни экономических, ни политических – чтобы принять и «переварить» его. Естественно, что ни один украинский политик официально не заявит об отказе от Донбасса, но и возвращать его в Киеве особо спешить не будут.
Учитывая противоречия между ключевыми участниками переговоров, неудивительно, что любые переговорные площадки не работают, а конфликт приобретает статус многолетнего. Нынешняя ситуация на Донбассе все больше напоминает Нагорный Карабах – там противостояние длится уже более двадцати лет.
История переговоров в «нормандском формате»
Встречами в «нормандском формате» принято называть переговоры лидеров России, Украины, Германии и Франции, а также представителей МИД этих стран, в ходе которых обсуждаются вопросы урегулирования украинского кризиса.
Встречи в «нормандском формате» на высшем уровне проводились четыре раза, на уровне глав МИД — девять раз.
Формат «нормандской четверки» сформировался после встречи во Франции летом 2014 года.
6 июня в Нормандии на торжествах по случаю 70-летия высадки войск союзников прошел ряд встреч с участием президентов России, Франции, Германии и Украины.
Президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель выступили инициаторами встречи президента РФ Владимира Путина и президента Украины Петра Порошенко. Беседа длилась 15 минут и носила закрытый характер.
Главы государств высказались за скорейшее прекращение кровопролития на юго-востоке страны, а также боевых действий с обеих сторон: и украинскими вооруженными силами, и приверженцами федерализации Украины.
Следующей встречей в «нормандском формате» стали переговоры министров иностранных дел России, Германии, Украины и Франции Сергея Лаврова, Франка-Вальтера Штанмайера, Павла Климкина и Лорана Фабиуса 2 июля 2014 года в Берлине. Главы МИД России, Германии, Франции и Украины провели двухчасовые переговоры, их основным итогом стала выработка совместной декларации, в которой стороны подтвердили обязательство достичь мира на Украине.
Вторая встреча на уровне министров иностранных дел России, Германии, Франции и Украины прошла 17 августа 2014 года в Берлине. Обсуждались вопросы, связанные с международными усилиями по содействию урегулированию внутриукраинского кризиса. В ходе переговоров «нормандская четверка» пришла к консенсусу по доставке гуманитарного конвоя на юго-восток Украины.
12 января 2015 года в Берлине состоялись переговоры в «нормандском формате» на уровне глав МИД. В итоговом заявлении министры подтвердили приверженность мирному урегулированию кризиса, основой для которого являются минские договоренности. Министры также призвали контактную группу по Украине встретиться в ближайшее время, чтобы продолжить работу по реализации минских договоренностей.
Очередное заседание «нормандской четверки» на уровне глав МИД прошло в Берлине 21 января 2015 года. Главным итогом встречи, которая продлилась около трех часов, стал призыв министров прекратить военные действия и отозвать тяжелое вооружение в соответствии с линией, оговоренной в приложении к минскому меморандуму от 12 сентября 2014 года. Встреча глав внешнеполитических ведомств России, Украины, Германии и Франции прошла на фоне резкой эскалации конфликта в Донбассе, где Вооруженные силы Украины с новой силой возобновили спецоперацию.
11-12 февраля 2015 года в Минске состоялась встреча в «нормандском формате» на высшем уровне. Переговоры лидеров России, Франции, Германии и Украины продолжались около 16 часов. Практическим итогом переговоров в Минске стали два документа.
Первый — Комплекс мер, направленных на имплементацию минских договоренностей, — приняла контактная группа по урегулированию ситуации на Украине. Помимо собственно прекращения огня и отвода всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния для создания зоны безопасности от 50 до 140 километров, минский документ подразумевает проведение конституционной реформы на Украине, в том числе с целью децентрализации, установление особого статуса в отдельных районах Луганской и Донецкой областей, обмен пленными. Вторым документом стала Декларация в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятая лидерами «нормандской четверки».
24 февраля 2015 года главы МИД стран «нормандской четверки» — Франции, Германии, России и Украины — обсудили в Париже выполнение минских договоренностей от 12 февраля. Встреча продолжалась около трех часов. Никаких документов по ее итогам подписано не было. В итоговом коммюнике участники переговоров призвали к строгому соблюдению всех положений минских соглашений, включающих режим прекращения огня и отвод тяжелого вооружения. Вместе с тем главы МИД «нормандской четверки» призвали «к усилению специальной миссии наблюдателей ОБСЕ и увеличению ее мандата с точки зрения персонала, оборудования и дополнительного финансирования».
23 июня 2015 года переговоры министров иностранных дел стран «нормандской четверки» прошли в Париже. Встреча прошла за закрытыми дверями и длилась более четырех часов. Глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров по итогам встречи заявил, что все стороны высказали приверженность «Минску-2» и отметили, что альтернативы ему пока нет. Официальный представитель МИД Германии Мартин Шефер заявил, что переговоры министров иностранных дел стран «нормандской четверки» были противоречивыми и полными расхождений между представителями России и Украины в том, как конкретно воплощать в жизнь договоренности Минска.
12 сентября 2015 года седьмая встреча глав МИД стран «нормандского формата» прошла в Берлине. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер после окончания встречи заявил, что по некоторым вопросам участники переговоров в «нормандском формате» значительно продвинулись вперед, в частности, по вопросам обеспечения безопасности на востоке Украины. Участники переговоров выступили за укрепление и продолжение режима прекращения огня в Донбассе. Министры иностранных дел стран «нормандского формата» выступили за разработку в окончательном виде договоренностей об отводе вооружений калибром менее 100 миллиметров в Донбассе. По итогам переговоров министры согласились преодолеть разночтения в трактовке минских договоренностей в части местных выборов в Донбассе.
2 октября 2015 года в Париже в Елисейском дворце состоялась встреча президента России Владимира Путина, федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, президента Франции Франсуа Олланда и президента Украины Петра Порошенко по урегулированию ситуации на Украине. В узком формате лидеры «нормандской четверки» общались примерно в течение часа, после чего переговоры продолжились в расширенном составе. В общей сложности лидеры четырех стран беседовали 4 часа 50 минут — в три раза меньше, чем на предыдущих переговорах.
6 ноября 2015 года в Германии прошла встреча в «нормандском формате» на уровне министров иностранных дел. Встреча стала восьмой по счету в рамках процесса урегулирования, на вилле МИД ФРГ в предместье Мюнхена глава немецкого ведомства Франк-Вальтер Штайнмайер принимал коллег из России, Франции и Украины. По словам хозяина встречи Штайнмайера, участники переговоров основное время работы посвятили вопросам безопасности, в частности условиям сохранения режима прекращения огня. Было решено согласовать отвод тяжелого вооружения до конца года, а также решено до конца ноября представить дорожную карту по разминированию территории Донбасса. Участники встречи традиционно уделили большое внимание гуманитарным аспектам украинского кризиса. Стороны договорились, что выборы в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках пройдут в 2016 году и в полном соответствии с минскими договоренностями и законодательством Украины.
13 февраля 2016 года в Мюнхене (Германия) прошла очередная встреча «нормандской четверки» на уровне министров. Россию представлял министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, Германию — глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, Украину — министр иностранных дел Павел Климкин. Францию в связи с отставкой главы МИД Лорана Фабиуса представлял политдиректор французского МИД Николя де Ривьер. По итогам встречи глава российского МИД Сергей Лавров отметил, что в ходе встречи обращалось внимание на необходимость воздействия на обе стороны, Киев и Донбасс, в плане более строгого выполнения договоренностей о прекращении огня. Особое внимание стороны уделили политическому блоку проблем. Также Россия обратила внимание германских и французских партнеров на блокирование Киевом участия представителей Луганской и Донецкой провозглашенных республик в совместном центре контроля и координации по вопросам прекращения огня и наблюдения за нарушениями.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин по итогам встречи заявил, что переговоры глав МИД в «нормандском формате» стали подготовительными для дальнейших встреч и не завершились конкретными результатами. По словам главы украинского МИД, переговоры стали «подготовительными» из-за отсутствия на них действующего министра иностранных дел Франции.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Песков назвал «нормандскую четверку» самодостаточным форматом
«Вряд ли он (Байден. — Ред.) получит от президента Путина такое предложение. Это самодостаточный формат», — подчеркнул он в интервью Первому каналу.
При этом Песков указал, что эффективность данного формата в настоящее время «весьма скромна» из-за невыполнения Украиной минских договоренностей.
«Но всё-таки до сих пор и Париж, и Берлин считали, что это самодостаточный формат и нет необходимости в его расширении», — добавил пресс-секретарь президента.
Накануне лидеры Великобритании, Италии, США, Франции и Германии обсудили отношения между Россией и Украиной, а также выступили за возобновление переговоров в «нормандском формате». Политики призвали уважать украинский суверенитет, а также «выразили приверженность работе на благо мира и безопасности в Европе». Также лидеры договорились снова обсудить ситуацию после переговоров Путина и Байдена.
2 декабря министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что попытки Киева изменить ключевые положения Минских соглашений по урегулированию конфликта на Украине могут привести к катастрофе. По его словам, внутриукраинский кризис не будет преодолен, пока Киев уклоняется от выполнения взятых на себя международно-правовых обязательств, от прямого диалога с самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками и предоставления этим территориям закрепленного в конституции особого статуса.
Российский лидер 22 ноября отмечал, что Киев упорно отказывается выполнять Минские соглашения и следовать достигнутым в «нормандском формате» договоренностям по вопросу Донбасса. По его словам, особую озабоченность вызывают провокационные шаги украинской стороны по намеренному обострению ситуации в регионе, в том числе применение запрещенных Минским комплексом мер вооружений.
С 2014 года Киев проводит военную операцию против жителей Донбасса, которые отказались признавать итоги государственного переворота и новую власть на Украине. При этом в сложившейся ситуации Киев винит Москву. Россия многократно заявляла, что не является стороной внутриукраинского конфликта.
Россия отказалась от встречи глав МИД «нормандской четверки»: у Зеленского указали Кремлю на ответственность
Россия отказалась от участия во встрече глав министерств иностранных дел «нормандской четверки» (Украина, Германия, Франция и РФ) 11 ноября. В ответ на это в Украине заявили, что ответственность за задержку переговоров лежит именно на российской стороне.
Так, глава МИД РФ Сергей Лавров в понедельник, 8 ноября, заявил, что в этот день у него «очень плотная программа», передает «Интерфакс».
Предложение о встрече именно 11 ноября выдвинул глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан. Однако, как заявил Лавров, российская сторона уже создала собственный проект того, как мог бы выглядеть итоговый документ возможной встречи. По его словам, он содержит «три страницы».
Этот «документ» Россия передала коллегам в Киев, Берлин и Париж, однако не получила ответа. Как заявил Лавров, российская сторона якобы ждет реакции других стран на «предложения», которые содержаться в проекте.
В ответ на это пресс-секретарь украинского президента Владимира Зеленского Сергей Никифоров на брифинге 8 ноября, который транслировался на Facebook-странице ОП, заявил, что таким образом Россия требует, чтобы результат переговоров в «нормандском формате» был известен заранее. Он подчеркнул: только Россия затягивает переговорный процесс по ситуации на Донбассе. В то же время Германия и Франция готова к встрече в ближайшее время.
Позиция Российской стороны о том, чтобы итог встречи был известен заранее, по мнению Никифорова, ставит под сомнение весь процесс переговоров. В то же время, он подчеркнул, что суть переговоров – получение результата.
Пресс-секретарь главы украинского государства призвал российскую сторону к сотрудничеству, поскольку РФ обязана внести вклад в достижение мира на востоке Украины.
Как сообщал OBOZREVATEL, ранее Никифоров рассказал, что следующая встреча участников нормандского саммита остается под вопросом. Представители четырех стран не могут прийти к согласию по ряду вопросов, обеспечивающих проведение переговоров на высшем уровне.
Очередное разочарование: кто фальшивит в «нормандском квартете»
В ЛНР и ДНР сообщили об артиллерийских обстрелах с позиций Вооруженных сил Украины. Во время атак, как указали представители народных республик, применялись минометы 82 мм и 120 мм.
Главком ВСУ на встрече с производителем БпЛА заявил, что Украина продолжит наращивать их боевое применение для сдерживания «российской агрессии». Похоже, соблюдать Минские договоренности никто, кроме России и Донбасса, не желает. Хотя на Западе этот факт продолжают игнорировать.
Это вынудило обычно сдержанного главу российского МИД Сергея Лаврова пойти на беспрецедентный шаг. Министерство опубликовало переписку дипломата с коллегами по «нормандской четверке» Хайко Маасом и Жан-Ивом Ле Дрианом.
В первом из опубликованных писем, датированным концом октября, российская сторона представила проект итогового документа возможной встречи глав МИД. Совместный ответ Германии и Франции и предложенный ими вариант оказался фактически противоречащим утвержденному еще в 2015 году Минскому комплексу мер.
Ответ главы российского МИД министрам Германии и Франции Хайко Маасу и Жан-Иву Ле Дриану не заставил себя долго ждать и последовал в письме от 6 ноября 2021 года.
Европейцы на публикацию оскорбились. Во Франции обнародование дипломатической переписки назвали «подходом, противоречащим правилам и традициям». Ангела Меркель заявила, что у Парижа, Берлина и Москвы «абсолютно разные взгляды» на причины отсутствия встреч в «нормандском формате». На деле же ни Париж, ни Берлин, ни тем более Киев не намерены собираться для того, чтобы урегулировать конфликт. А Москве встреча только ради встречи точно не нужна.
Шаг к прорыву экономической блокады, так тщательно возведенной Киевом, вызвал на Украине настоящую истерику. Внешнеполитическое ведомство уже направило Москве ноту протеста. А министр иностранных дел Дмитрий Кулеба после встречи с евроколлегами в Брюсселе рассказал, что Украине обещана всесторонняя поддержка.