Что такое нормативы по физкультуре это
О нормативах и нормах предметной области «Физическая культура»
Педагогические науки
Похожие материалы
Область «нормального» всегда имеет в сознании людей свои границы. На практике, осознанно или неосознанно, происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме, которая определяет эти границы.
Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, социальных и других науках. Так уж сложилось, что и в педагогике при оценивании деятельности воспитуемых пользуются определенными нормами посредством ориентирования на нормативы, как некие усредненные показатели. Особое место в педагогических науках на предмет использования нормативов занимает область предмета «Физическая культура», где нацеленность на норму является одним из центральных критериев оценивания уровня физического развития, функционального состояния и физической подготовленности занимающихся.
Анализ специальной литературы по проблеме оценивания физического развития, функциональной и физической подготовленности привел к пониманию того, что каждый норматив является своеобразным прокрустовым ложем, пределы которого очень часто не соответствуют многообразию существующих конституциональных типов телосложения (астенический, гиперстенический или нормостенический) или морфофункциональных возможностей.
Является несомненным то, что нормы различных морфологических и физиологических параметров человека имеют практическое значение, поскольку норму, или среднюю величину, определённого параметра, соотносят с понятиями: «хорошо» — «плохо», «достаточно» — «недостаточно» или «высокий» — «низкий». В практике физического воспитания зачастую имеют место следующие примеры ориентации на нормы:
Итак, что же следует понимать под нормой и нормативом?
Под нормой (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) в педагогике и физическом воспитании, в частности, принято понимать термин для обозначения некоторой характеристики — допустимого диапазона, усреднённой или среднестатистической величины. Другими словами норма — это узаконенное установление средней величины; порядок, признанный обязательным [1].
Норматив — показатель какой-либо нормы, средней величины, в соответствии с которыми производится работа [3].
Известно, насколько сложно определить понятие «норма» не только терминологически, но и содержательно. Норма определяется в результате исследования определённого массива людей, определённого возраста, пола, профессии, рода занятий и т.п.
Например, анализ физического развития студентов 1-го и 2-го курсов вузов (n=1000 юношей) показал, что средний вес их равен соответственно 73 кг и 75 кг. Возникает вопрос, можно ли считать эти величины нормой веса для студентов 1 и 2-х курсов? Да, можно, потому что показатели веса в 73 кг и 75 кг характеризуют среднюю величину, или установленную меру веса студентов 1-го и 2-го курсов. Эти величины показывают, что у студентов продолжаются процессы роста и развития организма, что второкурсники на 2 кг тяжелее первокурсников.
Но можно ли установленный средний вес отнести ко всем обследованным студентам обеих курсов? Другими словами, можно ли сказать, что «нормальность» своего веса каждый первокурсник должен оценивать, ориентируясь на цифру 73 кг, потому что эта величина является нормой? И можно ли сделать заключение о дефиците массы тела у студента, весящего 60 кг, или об ожирении студента, имеющего вес около 85 кг?
Вероятнее всего, нельзя, так как масса тела определяется типом телосложения (морфотипом), режимом двигательной активности или видом физкультурно-спортивной деятельности, а также другими факторами: наследственными и средовыми. То же мы наблюдаем и с другими нормами: жизненная емкость легких, уровень состояния нервно-мышечной, кардио-респираторной и дыхательной систем.
Еще сложнее представить норму развития двигательных способностей у студентов с различными типами телосложения. Даже неспециалисту понятно, что нормативы для оценки двигательной подготовленности, легко выполняемые нормостениками, будут трудно достижимы для студентов астенического (худощавого) и ещё труднее достижимы для студентов гиперстенического типов телосложения. Эти утверждения характерны для таких видов тестирования, как прыжки в длину с места, метание мяча (гранаты) на дальность, челночный бег 10х10 м. и мн. др. тестовые упражнения программы по физической культуре для учащихся школ и студентов вузов [2, 4].
Ещё сложнее оценить гармоничность физической подготовленности. Отсюда очевидна ошибка специалистов в области физического воспитания, оценивающих уровень физической подготовленности по строгим нормам без учета функциональных, анатомических особенностей занимающихся.
Собственные наблюдения и опыт физкультурных занятий позволяют с достаточной уверенностью утверждать, что используемые в процессе физического воспитания нормативы, не могут вполне надёжно оценить уровень физической подготовленности [2, 4].
Использование норм в практике физического воспитания без учета функциональных, анатомических особенностей занимающихся подтверждают и тот факт, что занимающиеся не способны выполнять нормативы на высоком уровне и всесторонне соответствовать общепринятым нормам.
На практике зачастую можно встретить такой подход к оцениванию, когда за один невыполненный норматив по физической подготовленности учащийся получает невысокий, а порой неудовлетворительный рейтинг.
Так, существуют следующие варианты физической подготовленности, функционального состояния или физического развития:
Отсюда очевидно, чтобы оценить успеваемость занимающихся, контроль должен включать в себя нормативы или оценку именно тех ценностей, которые позволят судить о всестороннем и гармоничном состоянии компонентов, составляющих физическую культуру занимающихся.
В связи с этим возникает вопрос о качестве и информативности использования нормативов в связи с невозможностью выполнения всех как обязательных, так и рекомендуемых тестов, оценивающих уровень двигательной подготовленности занимающихся. Очевидно, что нельзя оценивать занимающихся только по результатам одного тестового упражнения или по эквивалентным тестовым заданиям, например, в нормативах на силу: отжимания и подтягивания, в нормативах на координационную выносливость: прыжки через скакалку и прыжки через скамейку на время. Для качественной и всесторонней оценки важно пользоваться нормативами, оценивающими все стороны двигательных кондиций, функционального состояния или физического развития в перерасчете их средней арифметической.
Из всего сказанного следует, что нормы должны быть многовариантны, соответствовать индивидуальным возможностям, способностям, а также потребностям в двигательной активности и учитывать продолжительность стабильности функционирования организма без срыва адаптации, т.е. без нарушений здоровья. Не менее важным является и то, что понимание и осознание специалистами в области физического воспитания проблемы норм и нормативов, позволит подойти к оцениванию занимающихся всесторонне, более тонко и корректно. Данные положения, несомненно, позволят сформировать интерес занимающихся к занятиям физической культурой, повысить стремление к самостоятельному использованию ценностей физической культуры, а это повлечет за собой воспитание здоровой и физически активной учащейся молодежи.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Нормативы по физической культуре с 1 по 11 классы
Нормативы по физической культуре для учащихся 1 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 2 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 3 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 4 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 5 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 6 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 7 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 8 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 9 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 10 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 11 класса
Нормативы по физкультуре для школьников в таблице, 2019-2020
Физкультура – одна из важнейших составляющих ЗОЖ. При недостатке движений ослабляется организм, и именно физические нагрузки помогают поддерживать работоспособность как сердечно-сосудистой, так и костно-мышечной системы. В ходе занятий физкультурой организм ребенка начинает потреблять намного больше кислорода, нежели в спокойном состоянии, что оказывает благоприятное влияние на работу всех органов. Регулярные тренировки способствуют увеличению объема легких, улучшению газообмена, что, в свою очередь, помогает работе сердечно-сосудистой системы, снижает артериальное давление, препятствует инсульту и инфаркту.
Нормативы по физкультуре для школьников в таблице, 2019-2020
Мальчики | Упражнение 2 класс | Девочки | ||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |
5.9 | 7.0 | 7.2 | Бег на 30 метров (сек) | 6.6 | 7.2 | 7.4 |
9.1 | 10.0 | 10.4 | Челночный бег 3х10 м (сек) | 9.7 | 10.7 | 11.2 |
12.0 | 12.8 | 13.2 | Челночный бег 4х9 м (сек) | 12.4 | 12.8 | 13.2 |
Без учета времени | Бег на 1000 метров | Без учета времени | ||||
1050 | 950 | 850 | Шестиминутный бег (м) | 750 | 650 | 550 |
8.30 | 9.30 | 10.30 | Ходьба на лыжах 1 км, мин, сек | 9.00 | 10.00 | 11.30 |
10 | 8 | 6 | Многоскоки 8 прыжков (м) | 9 | 7 | 5 |
150 | 125 | 110 | Прыжок в длину с места (см) | 140 | 115 | 100 |
60 | 50 | 40 | Прыжок в высоту (см) | 50 | 40 | 35 |
60 | 50 | 30 | Прыжки через скакалку 60 сек (раз) | 65 | 55 | 40 |
40 | 36 | 32 | Приседания (кол-во раз/мин) | 36 | 32 | 28 |
23 | 18 | 13 | Метание мяча 150 г (м) | 16 | 12 | 7 |
15 | 12 | 10 | Метание теннисного мяча (м) | 12 | 10 | 8 |
310 | 245 | 215 | Метание набивного мяча 1 кг (см) | 280 | 215 | 175 |
4 | 2 | 1 | Метание в цель с 6 м / 5 попыток | 3 | 2 | 1 |
4 | 2 | 1 | Подтягивание из виса (раз) | |||
14 | 9 | 7 | Подтягивание из виса лёжа (раз) | 11 | 7 | 5 |
18 | 10 | 2 | Вис на согнутых руках (сек) | 12 | 6 | 2 |
11 | 9 | 5 | Отжимания от пола (раз) | 9 | 5 | 3 |
18 | 15 | 12 | Поднимание туловища 30 сек (раз) | 16 | 13 | 10 |
32 | 27 | 18 | Поднимание туловища 60 сек (раз) | 22 | 18 | 15 |
+7 | +4 | +2 | Наклон вперёд сидя, ноги вместе (см) | +8 | +6 | +4 |
метров (сек)
Благодаря умеренным нагрузкам повышаются защитные силы организма, а это оказывает противостояние респираторным заболеваниям. Физкультура развивает волю. Она учит преодолевать разные трудности и добиваться поставленных целей. Это очень важные качества для подростков, и это просто необходимо пассивным по натуре людям.
Занятиями спортом можно укрепить свою костно-мышечную систему. Они оказывают благотворное влияние на двигательный аппарат, препятствуя развитию возрастных изменений. При умеренных тренировках усиливается приток лимфы к позвоночнику, а это отличная профилактика остеохондроза. С помощью физической нагрузки можно активизировать работу центральной нервной системы, в результате чего происходит ускорение не только обменных, но и психологических процессов. Занимающиеся физкультурой дети могут лучше усваивать школьный материал. Взрослые же тем самым увеличивают свою выносливость, улучшают работоспособность.
Чем важны уроки физкультуры в школе?
Никогда раньше проблема, связанная с низкой двигательной активностью детей и подростков не была такой острой, как сегодня. Это обуславливает множество факторов, среди которых можно считать и всеобщую увлеченность детей компьютерными играми и социальными сетями. Родители современного детского поколения постоянно играли в подвижные игры, а теперь детей интересуют только компьютеры. При этом двигательная активность сейчас испытывает такой дефицит, что 2-3 занятия физкультурой в неделю – это уже капля в море, которая не способна оказать влияние на физическое развитие учеников школы. А если сюда приплюсовать участившуюся статистику трагических случаев во время сдачи нормативов, то возникает логический вопрос: нужно ли вообще проводить уроки физкультуры в школе? Может их вообще пора убрать из школьной программы?
Столь радикальный подход к ликвидации данной проблемы, конечно же, неразумен. Более того, его можно сопоставить с тем, чтобы предложить гильотину как средство от головной боли. Нужно не исключить физкультуру, а как-то способствовать тому, чтобы она была максимально полезной и ребята начали считать ее неотъемлемой частью их повседневной жизни. Чтобы это произошло, в преподавании столь важного предмета в школе должны быть проведены фундаментальные изменения.
Какие бывают проблемы в преподавании урока физ-ры?
На сегодня физкультуре в школе приходится сталкиваться с множеством проблем, а именно:
Если кто-то действительно заботится о здоровье юного поколения, то пора бы уже предпринять решительные шаги для устранения проблем преподавания физ-ры в школах, причем максимально скоро.
Вопрос устаревших программ и методик преподавания: И это сегодня довольно актуально! На уроки физкультуры в школах выделено минимальное число, при этом от учеников требуется сдача нормативов, с которыми далеко не все справляются. По всей видимости, предполагается, что школьники будут самостоятельно тренироваться после уроков, что способствует улучшению их спортивных показателей. Однако данный подход ни что иное, чем утопия, в особенности если учесть, какова нынешняя повальная увлеченность учеников школ компьютерными играми и интернетом.
Физическое воспитание должно быть направлено не на оценку физического развития школьников, а на само развитие. Сдача нормативов от нетренированного ребенка не принесет никакой пользы, а наоборот, может навредить его здоровью. К сожалению, в последнее время даже участились трагические случаи, вызванные именно этим.
Что такое школьные нормативы по физкультуре?
Школьные нормативы являются не простой прихотью учителя, а официальным требованием Министерства образования РФ.
Государство должно быть заинтересовано в здоровье последующего поколения, а потому оно разрабатывает нормы, способствующие мотивированию учеников к укреплению своего здоровья и развитию физического качества. Нормативы подразделяются на пять видов, а именно по физическим качествам:
Так, для получения хорошей оценки по физкультуре ученики должны быть всесторонне физически развиты.
Что происходит с нормативами после их сдачи?
После сдачи нормативов и получения оценок, их отправляют в центры сбора статистических данных. Там они обрабатываются и усредняются. Это помогает получить картину того, соответствует ли физическое развитие школьников требованиям предлагаемым программой. Если возникнет в этом необходимость, нормативы могут быть упрощены или усложнены, но это зависит от направления динамики. Физиологами используются эти данные для отслеживания того, в каком возрасте дети демонстрируют сильное увеличение физических показателей. В целом, нормативы представляют собой не только оценку, но еще и целую цепочку полезных данных.
Освобождение ученика от физкультуры – вред или польза?
Родители по разным причинам стараются освободить своего ребенка от уроков физкультуры в школе. В частности, некоторые беспокоятся за здоровье ребенка, некоторые же просто не хотят, чтобы в аттестате их чадо не было низкой оценки. Основой любой причины должны быть проблемы со здоровьем, или слабое физическое развитие, которые могут помешать ребенку на уроках физкультуры. Однако на самом деле для учеников с такими проблемами наоборот более полезна физическая активность по сравнению с его сверстниками.
Систематическими, грамотно подобранными физическими упражнениями и правильным питанием можно творить настоящие чудеса. Причем это касается всех и каждого, тем более для детей, поскольку их растущий организм более податлив к благотворному воздействию физической культуры. Учитывая это, родителям не стоит спешить с «добычей» заветной освободительной справки, позволяющий не ходить на уроки физкультуры, а лучше вместо этого поговорить с учителем и узнать о группах здоровья или лечебной гимнастике, чтобы физкультура стана неотъемлемой частью жизни маленького человека.
Родители должны быть настойчивыми в этом вопросе и прикладывать максимум усилий в данном направлении, и тогда уже к окончанию школы отстававший своим физическим развитием ребенок сможет получить в аттестате отличную оценку, и что более важно – крепкое здоровье и отличную физическую форму. Не это ли более ценная награда?! Особенно это касается родителей детей с лишним весом. Многие мамы стремятся освободиться полных детей от уроков физкультуры, чтобы опять же одноклассники не смеялись над ними, но для ребенка это «медвежья услуга»! Полные дети даже больше нуждаются в регулярной двигательной активности, подвижных играх на физкультуре.
Нормативы разрабатываются для всех учащихся, относящихся к группе здоровья «основная». Учащимся с группой «подготовительная» нужно сдавать только нормативы, не входящие в раздел противопоказаний. Для «специальной» группы (СМГ) не предусмотрена сдача нормативов, для нее действует отдельная программа. В идеале ученикам с проблемами со здоровьем нужно заниматься отдельно, причем у них должен быть специальный режим.