Что такое ноу хау определение кратко
НОУ-ХАУ
Ноу-хау (от англ. know how — знать как) или секрет производства — оригинальные технологии, знания, умения, которые ещё не стали широко известны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими людьми.
Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии. В некоторых юрисдикциях сюда включены патенты, а также любая другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами.
Основные сведения
Как правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам в отношении которой введен режим коммерческой тайны. В высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.
В соответствии с международным законодательством, желая монопольно использовать некоторый способ производства или техническое решение, предприятие может выбрать один из двух методов защиты — патент или коммерческую тайну. Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования. Но методы защиты принципиально отличаются: патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия держателя патента под угрозой судебного преследования. А ноу-хау подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор пока сохраняется конфиденциальность.
Часто договор о передаче ноу-хау называют беспатентной лицензией, по которой передаются сведения технического, организационного, экономического и другого характера, по различным причинам не получившие правовой (патентной) охраны на территории действия соглашения. Так как важнейшим свойством ноу-хау является его неизвестность третьим лицам, то обеспечение конфиденциальности соглашения о передаче ноу-хау является необходимым условием договора о передаче ноу-хау. Другим существенным условием договора о передаче ноу-хау, как правило, является запрещение выдачи сублицензий лицензиатом. Содержание использования ноу-хау определяется соглашением сторон.
Правовой режим ноу-хау (секрета производства) в России задаётся главой 75 Гражданского кодекса РФ и законом «О коммерческой тайне».
Практика применения ноу-хау
Значение слова «ноу-хау»
Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии. В некоторых юрисдикциях сюда включены патенты, а также любая другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами. Результат творческой (эвристической) деятельности. Совокупность различных знаний и опыта (научного, технического, производственного, административного, финансового, коммерческого или иного характера), которые ещё не стали всеобщим достоянием.
но̀у-ха́у
1. знания, идеи, технологии, необходимые для производства, осуществления чего-либо ◆ Следует подчеркнуть, что стремление сохранить в тайне «ноу-хау» характерно не только для информационных систем, но и для других наук, связанных с созданием компьютерных программ. В. Барахнин, «Будущее компьютерных технологий закладывается сегодня», 2001 г. // «Наука в Сибири» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова колгота (существительное):
Значение слова ноу-хау, примеры, виды и признаки. Секрет производства ноу-хау по ГК РФ
Секреты производства начали использоваться человечеством, по меньшей мере, несколько тысяч лет назад. Так, достоверно установлено, что в Китае технология, использовавшая при производстве шелка, была засекречена за много веков до наступления нового тысячелетия. В 21 веке понятие «ноу-хау» используется как синоним выражения «секрет производства». Это один из самых главных нематериальных активов организаций. При этом он имеет коммерческую ценность.
Одним положением о коммерческой тайне можно засекретить один или сразу несколько объектов ноу-хау
Значение слова ноу-хау
В нашей стране данный термин был закреплен в законодательстве относительно недавно. В то же время в ряде других государств он используется уже более 100 лет.
Чтобы разобраться, что значит ноу-хау в юридической сфере, обратимся к истории появления этого понятия. Считается, что впервые оно было применено еще в 1916 г. в ходе рассмотрения судебного спора одним из судов США. Термин «ноу-хау» имеет англоязычные корни и в дословном переводе на русский язык имеет значение «знаю как».
Вскоре данное выражение начало закрепляться в законодательстве разных стран мира. Первоначально под ним подразумевалась только секретная информация, касающаяся исключительно технических аспектов производственных операций. Позже к ноу-хау начали относить совокупность знаний и накопленного опыта не только технического характера. Это понятие также стали применять к финансовой, административной и иной информации.
Общепризнанного определения, что такое ноу-хау, не существует. В каждом государстве оно имеет свои нюансы. В частности, в законодательстве одних стран секретность рассматривается как неотъемлемая характеристика ноу-хау, а в других странах так не считается.
В законодательстве РФ понятие ноу-хау приводится в ст. 1465 ГК РФ. В соответствии с ее положениями под ноу-хау подразумеваются сведения о результатах интеллектуальной деятельности в области науки и техники, а также о способах осуществления профессиональной деятельности. Эти сведения могут иметь разный характер, в том числе:
Из ч. 1 ст. 1465 ГК РФ следует, что понятия «ноу-хау» и «секрет производства» с юридической точки зрения являются взаимозаменяемыми.
Виды и признаки ноу-хау
По мнению правоведов, важнейшими признаками ноу-хау в РФ являются:
При этом ноу-хау не считается информация, которая в соответствии с требованиями законодательства в обязательном порядке подлежит раскрытию, или доступ к ней не может быть ограничен. В частности, не допускается ограничение доступа к сведениям, отражающим состояние окружающей среды (п. 4 ст. 8 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ). Такие данные не могут быть признаны секретом производства.
В качестве ноу-хау могут быть любые инновации, охрану которых обеспечивает сам владелец
Ноу-хау можно классифицировать:
В зависимости от субъекта секреты производства подразделяются на:
По сфере применения ноу-хау находят свое отражение в:
Секрет производства ноу-хау ГК РФ
Правовому регулированию ситуаций, связанных с результатами интеллектуальной деятельности, посвящен раздел 7 ГК РФ. Он состоит из 9 глав. Вопросы, связанные с ноу-хау, в ГК РФ регламентируются в соответствии с положениями, приведенными в главе 75.
В данной главе рассматривается:
Следует отметить, что термин «ноу-хау» присутствует только в ст. 1465 ГК РФ. Далее вплоть до конца главы 75 вместо него используется понятие «секрет производства. При этом данное понятие имеет недостаточно четкое разграничение с понятием «коммерческая тайна». Многие правоведы убеждены, что положения ст. 1475 ГК РФ нуждаются во внесении уточнений и доработок.
Современные примеры ноу-хау
Отличительной особенностью ноу-хау является многообразие его проявлений. В современную эпоху секретами производства могут быть признаны:
Секретом производства ноу-хау могут объявляться также рецепты приготовления кулинарных блюд и напитков. Так, рецепт небезызвестного напитка Coca-Cola засекречен производителем с 1886 г. Позже способ его получения стали рассматривать как ноу-хау. С тех пор многие производители, изучив химический состав напитка, пытались получить такой же. Но все эти попытки не увенчались успехом, поскольку оригинальный рецепт продолжает храниться в секрете. Он известен только руководству компании и защищается коммерческой тайной.
Всемирно известный напиток Кока-кола — как явление ноу-хау.
Как происходит регистрация ноу-хау?
Ноу-хау является секретной информацией. Этим она в корне отличается от информации или объекта, защищаемых патентом. Регистрация ноу-хау законодательством не предусмотрена. Более того, сведения перестанут быть секретными в случае подачи заявки на получении патента. Это связано с тем, что Роспатент публикует данные о запатентованном объекте в официальном документе.
Однако в отношении объекта должны быть выполнены определенные юридические процедуры. Рассмотрим, как правильно оформить ноу-хау в организации. В интересах владельца секрета производства следует установить для него режим коммерческой тайны. Это предполагает выполнение следующих действий:
На основании ст. 1469 ГК РФ лицо, которому принадлежит ноу-хау, может предоставить право на его использование другой стороне. По договоренности сторон в соглашении может быть указан срок его действия. Если такой срок не определен, каждый из участников договора может от него отказаться, когда это посчитает нужным, предупредив своего контрагента за 6 месяцев до этого события. При этом лицо, предоставившее право использовать ноу-хау другому субъекту, должно хранить тайну на него до окончания периода действия соглашения. Сторона договора, получившая право на использование секрета производства, не может его разглашать, пока владелец ноу-хау сохраняет за собой исключительное право на него.
Согласно ст. 1468 ГК РФ исключительное право на ноу-хау может быть полностью передано другой стороне в соответствии с условиями договора. В таком случае лицо, у которого секрет производства отчуждается, не вправе его разглашать, пока получившая к нему доступ сторона является обладателем исключительного права на него.
Защита прав на ноу-хау
Уже из самого термина «секрет производства» становится понятно, что относящаяся к нему информация разглашению не подлежит. Она, как и все остальные объекты исключительных прав, должна защищаться в соответствии с законом.
Правовой режим охраны ноу-хау предусматривает:
Исключительное право на ноу-хау остается в действии, пока защищаемая им информация сохраняет свою конфиденциальность.
Гражданин, по вине которого было допущено нарушение исключительного права на ноу-хау, должен возместить пострадавшей стороне понесенные вследствие этого убытки (ст. 1472 ГК РФ). К перечню этих убытков следует относить и неполученную выгоду.
Могут применяться и иные меры ответственности, если они прописаны в законодательстве или договоре. В частности, в заключенном сторонами соглашении могут присутствовать условия о взимании штрафов или неустойки с нарушителя в пользу добросовестной стороны.
Если секрет производства является результатом выполнения задания работодателя по трудовому договору, на допустившего нарушение работника распространяется действие ст. 238 ТК РФ. В соответствии с ней сотрудник должен возместить организации ущерб, который был нанесен в результате его неправомерных действий. При этом материальная ответственность по трудовому договору не предполагает взимания с нарушителя компенсации по упущенной выгоде.
В случае незаконного раскрытия информации, признанной коммерческой тайной, совершившие это правонарушение граждане (как сотрудники организации, так и третьи лица) могут быть подвергнуты уголовной ответственности по ст. 183 УК РФ. По данному составу преступления судом назначается наказание от штрафа до 7 лет колонии.
Может возникнуть ситуация, когда лицо, получившее право на секрет производства (ноу-хау), стало его владельцем по ошибке. Если ему было неизвестно и оно не должно было знать, что разглашенная им информация является коммерческой тайной, оно не подлежит привлечению ни к какой ответственности.
Судебная практика по ноу-хау
Многие вопросы, связанные с секретом производства, не до конца урегулированы законодательством. Это приводит к возникновению многочисленных судебных споров. Верховным Судом РФ по данной ситуации был сделан ряд разъяснений.
Так, в ГК РФ говорится, что для защиты сведений, составляющих секрет производства, в организации может приниматься решение о введении коммерческой тайны. Вместе с тем в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 29 от 26 марта 2009 г. отмечено, что коммерческую тайну следует рассматривать как один из возможных способов защиты конфиденциальной информации, но такой способ на сегодняшний день является единственным.
В п. 144 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10 подчеркивается, что коммерческую тайну на ноу-хау можно не вводить. Также в этом постановлении разъясняется, кто может быть привлечен к ответственности за неправомерное раскрытие конфиденциальной информации. В соответствии с п. 145 этого нормативного акта за разглашение секрета должны отвечать все субъекты права, допустившие такое нарушение. Это касается, в том числе, муниципалитетов, регионов РФ и РФ как государства.
Рассмотрим пару примеров из судебной практики по ноу-хау по исковым делам.
Пример 1. Заявитель подал в суд иск, в котором требовал отменить часть предписаний Роспатента, касающихся выплаты вознаграждения создателям ноу-хау, осуществляющим свою деятельность по государственным контрактам. При рассмотрении дела суд, ссылаясь на ст. 1228 ГК РФ, отметил, что законодательством не предусмотрена охрана прав разработчиков на секреты производства. Был сделан вывод, что авторские права могут быть получены только на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. На информацию, имеющую другой характер (в том числе технические и производственные сведения), положения об авторстве не распространяются. Поскольку у ноу-хау авторов быть не может, требования истца подлежат удовлетворению (постановление Суда по интеллектуальным правам от 24 января 2020 г. № С01-1146/2019 по делу № А40-274664/2018).
Пример 2. В суд обратился предприниматель с заявлением об отмене решений, вынесенных предыдущими инстанциями и взыскании с ответчика суммы, уплаченной по лицензионному договору. В соответствии с данным соглашением ответчик получал права на секрет производства. При этом истец принял оказанные ответчиком услуги и претензий к их качеству не имел. Однако заявитель настаивал, что оказанные им услуги секретом производства не являются и о передаче ответчику конфиденциальных сведений речь не идет. При этом истец не предъявил фактов, которые бы доказывали, что документы не являются секретом производства. Т.к. секрет производства был получен ответчиком по соглашению сторон, оснований для пересмотра решения нет (постановление Суда по интеллектуальным правам от 5 октября 2016 г. № С01-623/2016 по делу № А65-26375/2015).
Отметим также, что в законодательстве РФ отсутствует исчерпывающий перечень сведений, которые могут рассматриваться как ноу-хау. Зачастую ответы на подобные вопросы можно получить только на основании решения, вынесенного судом по результатам рассмотрения искового заявления.
Что означает ноу-хау
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Некоторые англицизмы уже давно вошли в нашу обычную речь, однако немногие знают и понимают, что именно они означают.
Так произошло и с небезызвестным « ноу-хау» — словом, которое часто можно услышать в правовой лексике и даже в бытовом разговоре.
Что такое ноу-хау
Ноу-хау — это слово иностранного происхождения, которое образовано от английского know how, что можно дословно перевести «знать как». Этот термин означает так называемый секрет производства — любую уникальную информацию, знания и умения, технологии или изобретения, которые имеют ценность в силу того, что еще неизвестны другим лицам.
Они будут считаться ноу-хау до тех пор, пока:
Если вам все равно не совсем понятна суть, приведем простой пример. Допустим, группа ученых изобрела новое чудо техники, которое прежде никто не мог придумать и произвести. До тех пор, пока технология производства этого условного прибора не станет известна общественности либо, по крайней мере, конкурирующей команде испытателей, он будет считаться ноу-хау — чем-то принципиально новым и еще неизвестным другим людям.
Одним словом, это засекреченные разработки, которые уже приносят или могут приносить пользу в будущем тому, кто ими владеет.
В правовой сфере понятие ноу-хау представляет собой монопольное владение и пользование теми или иными техническими достижениями человечества — фактически это то же самое, о чем мы писали выше, только более сложным юридическим языком.
В сфере международных экономических отношений ноу-хау, в свою очередь, выступает документом, который подтверждает факт передачи технических знаний, опыта или навыков, необходимых для производства рассматриваемой технологии, от одной стороны сделки другой. Это может быть договор или лицензионное соглашение.
Что относится к ноу-хау
К ноу-хау относятся любые сведения вне зависимости от их характера и сферы применения, которые имеют реальную или потенциальную коммерческую ценность для того, кто ими владеет.
И это далеко не весь список разновидностей ноу-хау. В зависимости от сферы применения их может быть гораздо больше.
В чем отличие ноу-хау от патента
Когда мы говорим про интеллектуальные права на тот или иной объект, невозможно не упомянуть про патент и его отличия от ноу-хау. Дело в том, что разница между ними не так существенна, поэтому их часто путают.
В действительности разница состоит в следующем:
На практике для защиты информации юристы рекомендуют и использовать патент, и прилагать к нему пакет ноу-хау. Таким образом, владелец уникальной технологии может обезопасить ее от кражи и использования третьими лицами в тех государствах, где нет патентного права (в РФ, например, оно есть).
В разговорной речи
Наверняка вы могли слышать, как кто-то использует слово «ноу-хау» несколько в ином контексте. Помимо того, что так называется всем известная в России сеть магазинов мобильной электроники, это выражение часто используется в простых бытовых разговорах. Что оно означает в этом случае?
Как правило, все то же самое — какую-то уникальную технологию, которую до этого никто не мог придумать. Разница состоит лишь в том, что в обычной речи это, скорее всего, преувеличение.
Вы можете услышать, как кто-то хвастается, что придумал ноу-хау — готовить блинчики с какой-то оригинальной начинкой, необычно носить базовые вещи гардероба и так далее. Фактически, в этом случае «ноу-хау» — это просто что-то нестандартное для одного человека или узкого круга людей, но не более того.
Кроме того, ноу-хау может иметь прямо противоположное значение глупого, смешного или бесполезно изобретения. Например, если мама скажет сыну: «твой папа придумал «ноу-хау» и решил просто заклеить дырку в стене скотчем» — в этом случае термин используется исключительно в качестве саркастического окраса действиям человека.
Итого
Если коротко ответить на вопрос коротко, то:
Ноу-хау — это информация, которая находится в режиме конфиденциальности. Это могут быть различные формулы и методы, основная цель которых — повысить производительность и продажи. А в обычной жизни это выражение означает оригинальный способ решения какой-либо проблемы.
Ноу-хау: что такое и зачем? Преимущества и выгоды ноу-хау
Ноу-хау — не такой известный в нашей стране объект интеллектуальной собственности, как товарный знак или объекты авторского права. Кроме того, зачастую под «ноу-хау» понимают нечто совсем иное, чем это закреплено в законодательстве.
Однако такое отношение к ноу-хау несправедливо. В бизнесе это очень интересный и полезный актив, имеющий ряд преимуществ по сравнению с другими объектами интеллектуальной собственности. Именно об этом и поговорим с данной статье.
Что такое ноу-хау на самом деле?
Зачастую, говоря о ноу-хау, далекие от данного вопроса люди представляют некую уникальную, как правило техническую, разработку. В таком понимании ноу-хау — синоним изобретения. Однако такое понимание не совсем правильно.
Согласно статье 1465 Гражданского кодекса РФ, ноу-хау (его ещё называют секретом производства) — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путём введения режима коммерческой тайны.
Это определение позволяет выделить важные черты ноу-хау:
Рецепт блюда, уникальная методика стрижки или пошива одежды, программа обучения персонала — перечень сведений, которые могут являться ноу-хау, достаточно широк. Практически на каждом предприятии можно найти сведения, которые могут потенциально являться ноу-хау.
Таким образом, ноу-хау — это не только техническое решение, но гораздо более широкий перечень сведений. В Вашей компании тоже могут быть ноу-хау, если Вы позаботитесь о секретности таких ценных сведений.
5 причин, зачем вам ноу-хау
И тут возникает вопрос — а есть ли необходимость в оформлении ноу-хау? Стоит ли тратить время и ресурсы на поддержание режима коммерческой тайны? Какие выгоды у Вашего бизнеса от наличия ноу-хау?
Наличие ноу-хау даёт ряд интересных возможностей для бизнеса.
Оформляя ноу-хау и поддерживая режим секретности в отношении действительно ценных для бизнеса сведений, Вы получаете преимущество перед конкурентами, которые данными сведениями не обладают и благодаря установленному режиму не могут получить к ним доступ.
Несмотря на то, что ноу-хау должно сохраняться в тайне, закон предусматривает возможности продажи прав на него, что позволит получать дополнительный доход и при соблюдении определённых условий не утратить конфиденциальности, а значит и прав на ноу-хау.
Частным случаем такой монетизации может быть продажа франшизы. Зачастую обеспечить успешность бизнеса невозможно без передачи информации о методах деятельности, которые также стоит держать в секрете от конкурентов. Режим коммерческой тайны позволит передать и сохранить наработки, а в случае злоупотреблений со стороны франчайзи привлечь его к ответственности.
К сожалению, ситуации, когда сотрудник переходит на работу к конкурентам и «уносит» им наработки компании — совсем не редкость. Наличие коммерческой тайны даёт широкий круг средств для привлечения нарушителей к ответственности — дисциплинарной (увольнение виновного работника), гражданской (возмещение причинённых убытков), уголовной.
Данный метод более актуален для предприятий, занимающихся инновационными разработками. Зачастую для получения грантов нужно продемонстрировать наличие разработок, защищённых либо патентом, либо в режиме ноу-хау. Процедура патентования длительна, тогда как ноу-хау может быть оформлено в достаточно короткие сроки, и заявка на получение того или иного гранта подана достаточно быстро.
Кроме того, посредством ноу-хау может быть осуществлено привлечение финансирования и в ином порядке. К примеру, часто встречается схема, когда на средства инвестора разрабатывается ноу-хау, права на него вносятся в уставной капитал, увеличивая его размер и предоставляя соответствующую долю инвестору.
Кратко обозначим, что можно снизить налог на прибыль организации посредством амортизации или отражения расходов на поддержание режима коммерческой тайны, а заключённое лицензионного договора на ноу-хау позволит снизить налог на доходы физических лиц учредителя и налог на прибыль организации предприятия.
Преимущества ноу-хау перед иными объектами
Многие из выгод, о которых мы написали в предыдущем разделе, применимы и к иным объектам интеллектуальной собственности. Однако ноу-хау обладает рядом преимуществ перед другими видами интеллектуальной собственности:
Действующее законодательство предусматривает широкий круг объектов интеллектуальной собственности. Оценивая перечень этих объектов, можно понять, что не каждая компания может зарегистрировать товарный знак (название может не соответствовать требованиям к товарному знаку), не у каждой компании есть разработки, соответствующие требованиям к объектам патентного права, а тем более селекционные достижения или топологии интегральных микросхем.
А вот сведения, которые могут охраняться в режиме ноу-хау, есть практически у каждой компании — это может быть технология осуществления бизнес-процессов, база поставщиков или клиентов, рецептура приготовления блюда на предприятиях общественного питания. Вследствие этого оформление ноу-хау возможно у большинства предпринимателей.
Безусловно, получение прав на ноу-хау требует определенных финансовых и временных затрат, в отличие от объектов авторского права, права на которые возникают у автора в момент создания, и для их передачи компании достаточно просто подписать договор. Но и круг объектов, которые в компании могут охраняться авторским правом, гораздо уже, чем потенциальные ноу-хау.
В сравнении же с иными объектами большим плюсом ноу-хау является отсутствие требований о государственной регистрации, а значит, более простая и быстрая процедура приобретения прав на данный объект интеллектуальной собственности.
Объект интеллектуальной собственности
Срок регистрации
Программы для ЭВМ, базы данных (добровольная регистрация)