Что такое новое зарубежье
Украина Для России Это Ближнее Зарубежье Или Нет
Страны ближайшего зарубежья России: список и краткое описание
Страны ближнего зарубежья России образовались после распада Советского Союза в 1992 г. Всего их 14. К ним относятся те, которые были бывшими советскими социалистическими республиками. В последствии они стали независимыми государствами. Каждая из них отличается духовным, культурным, политическим направлениями. В экономическом плане они независимы от России, однако являются торговыми партнерами, наравне с европейскими странами. Стоит заметить, что до развала СССР такого термина, как «ближнее зарубежье», не существовало.
Список стран
Продолжение списка будет состоять из следующих государств, описание которых можно прочитать ниже в статье.
Страны ближайшего зарубежья (список бывших республик Средней и Центральной Азии)
Азербайджан
Среди стран ближнего зарубежья можно отметить скую Республику. Государство располагается в Восточном Закавказье и омывается водами Каспийского моря. Его территория составляет 86,6 тыс. км 2, а население – более 9 млн человек. По этим двум параметрам Азербайджан является самым крупным Закавказским государством. Столица – город Баку.
Беларусь
Грузия
Российская Федерация имеет дипломатические отношения и с такой страной ближнего зарубежья, как. Это государство расположено на Западном Закавказье и омывается водами Черного моря. С восточной и северной частей она граничит с Россией. Территория составляет около 70 тыс. км 2, а население – более 3,7 млн человек. Столицей является город Тбилиси. Здесь наиболее развиты пищевая, легкая и металлургическая промышленности. После развала Союза в 1992 г. Россия с Грузией подписали Сочинский договор.
Казахстан
Республика также находится в списке «Страны ближайшего зарубежья». Состоит в тесных отношениях с Российской Федерацией. Население его составляет более 17,7 млн жителей, а территория – 2,7 млн км 2. Столица – г. Астана. На втором месте после России по экономическим показателям среди всех постсоветских стран. С Федерацией имеет сухопутную и морскую границу по Каспийскому морю. Аналогично выше перечисленным странам, в 1992 г. был подписан договор о дипломатических отношениях между странами.
Украина
Из всех стран ближнего зарубежья ближе всего к России располагается. Эти два государства имеют общие границы. Столица Украины – Киев. Территория составляет более 600 тыс. км 2, а население – 42,5 тыс. жителей. Эта страна является индустриально-аграрной. Широко развиты тяжелая промышленность, металлообработка и машиностроение. С 2014 г. в восточной части государства проходят военные действия, которые привели не только к снижению количества населения, но и уровня экономики.
Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы. |
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по бесплатному телефону 8 800 350-84-13 доб. 504 (консультация бесплатно) |
Вот и все страны ближнего зарубежья. в полном объеме с кратким описанием указан выше.
1. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.
При оценке политики России в отношении ближнего зарубежья следует отметить тот факт, что оно представляет собой разнородный конгломерат стран и народов, характеризующийся разнообразием природно-географических, экономических, социокультурных, конфессиональных, этнонациональных, геополитических и иных факторов. Здесь выделяется ряд регионов, внутри которых также имеются порой довольно существенные различия.
Это, во-первых, Кавказ, который в свою очередь разделяется на Северный Кавказ, входящий в состав Российской Федерации, и Закавказье, территория которого расчленена на три самостоятельных национальных государства (Азербайджан, Армения и Грузия). Во-вторых, это Центральная
Азия, включающая помимо стран дальнего зарубежья Казахстан, Узбекистан, Туркмению, Кыргызстан и Таджикистан. В-третьих, это Украина и Белоруссия. В-четвертых, это особняком стоящая Республика Молдова.
Россия в такой же степени, в какой Азербайджан, Армения, Грузия, а также Казахстан, Узбекистан и др., является одновременно кавказским и азиатским государством. Поэтому в плане как сохранения своей территориальной целостности, так и обеспечения национальной безопасности на своих южных рубежах для России кавказско-прикаспийский (а в более широком рассмотрении — кавказско-центральноазиатский) регион имеет ключевое значение.
Одной из центральных проблем развития ситуации и политических отношений в Закавказье стал вопрос о маршруте экспортного нефтепровода. Здесь Азербайджан, богатый нефтяными ресурсами, стал тем регионом, где национальные интересы России столкнулись с устремлениями США, Турции и других стран, стремящихся взять под свой контроль нефтеносные районы Центральной Азии и Закавказья, а также транспортировку углеводородных ресурсов на западные рынки.
За время существования СНГ главы государств и правительств подписали множество документов, касающихся различных областей сотрудничества. Большинство из них так и остались невыполненными. Будучи лишенными фактического правового и экономического базиса, а также сколько-нибудь продуманных механизмов реализации, принимаемые решения, подписываемые договоры и соглашения носят формальный, декларативный характер и демонстрируют свою бесплодность.
Тем не менее, занимая уникальное геополитическое положение в Евразии, обладая достаточным экономическим, военным и духовным потенциалом и сохраняя статус ядерной державы, Россия является естественным центром притяжения для большинства стран ближнего зарубежья, прежде всего государств — членов СНГ. К тому же России принадлежит ключевая роль в обеспечении и поддержании стабильности на большей части постсоветского пространства.
Определенное значение в отношениях России с постсоветскими странами имеет Договор о коллективной безопасности (ДКБ), заключенный в Ташкенте 15 мая 1992 г., в который в настоящее время входят Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
При всех возможных оговорках ДКБ в целом стал верным шагом в направлении обеспечения безопасности государств-участников в сложный период становления и укрепления их независимости и государственности.
Нельзя не отметить, что несмотря на наличие большого количества договоров и различных нормативных правовых документов, не налажено сотрудничество в военно-экономической и военно-технической сферах в деле разработки, производства и поставок вооружения и военной техники, не используется в должной мере военно-промышленный и научно-технический потенциал государств — участников ДКБ.
Весьма значительны разнообразные неформальные узы и отношения, связывающие все без исключения народы постсоветского пространства с Россией через переплетение взаимных диаспор, образ жизни, систему образования, науку, культуру, русский язык в качестве языка межнационального общения и т. д.
Одним из важнейших факторов, диктующих активность России в ближнем зарубежье, является судьба проживающих там русских. На территории одной только Украины к моменту обретения независимости более 10 млн чел. составляли этнические русские, а свыше трети населения считало русский язык своим родным языком. В самой России проживают значительные группы украинского населения. В тех или иных масштабах с этой проблемой Россия сталкивается с большинством постсоветских стран.
«Желая себе спокойствия, молись за покой окружающих», — писал средневековый буддийский монах Нитирэн.
Эта максима особенно актуальна для России, которой легче и выгоднее иметь дело с политически стабильными и экономически процветающими регионами. Россия заинтересована в создании пояса дружественных и миролюбивых государств по всему периметру своих границ, недопущении превращения ближнего зарубежья в зону территориальных, межнациональных, конфессиональных и иных конфликтов.
Немаловажное значение с рассматриваемой точки зрения имеет подписание 26 апреля 1996 г. в Шанхае главами пяти государств — России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Китая — Соглашения об укреплении мер доверия в военной области в районах границ между этими странами. Вскоре после присоединения к ним Узбекистана этот союз превратился в «Шанхайскую шестерку», или Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения Сторонами процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.
Организация создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права и обладает международной правосубъектностью. Это четко структурированная система с жестким механизмом принятия и реализации решений.
Сообщество и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении ЕврАзЭС и договорами, действующими в Сообществе.
В 2003 году Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в генеральной Ассамблее ООН.
Украина Ближнее Зарубежье Или Дальнее Зарубежье Для России
Экономическая сфера является камнем преткновения в межгосударственных отношениях, поскольку более богатые державы тянут бедные, где наблюдается низкий уровень жизни, в основном в Средней Азии.
Ближнее зарубежье
Ближнее зарубежье — возникшее в России в 1992 году после распада СССР собирательное название бывших республик СССР — ныне стран СНГ, а также Прибалтийских республик (Балтийских стран) и Грузии в границах, принятых международным сообществом.
Среди относимых к «ближнему зарубежью» стран есть и такие, которые не имеют общей границы с Российской Федерацией (Молдавия, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия), в то время как некоторые государства, напрямую граничащие с ней, к ближнему зарубежью не относятся (Финляндия, Норвегия, Польша, Монголия, КНР, КНДР).
История
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Ближнее зарубежье» в других словарях:
ближнее зарубежье — бл ижнее заруб ежье … Русский орфографический словарь
ближнее зарубежье — … Орфографический словарь русского языка
Ближнее зарубежье — ныне самостоятельные государства, которые раньше входили в состав СССР (Армения, Украина, Белоруссия, Казахстан и др.) … Социология: словарь
Ближнее и дальнее зарубежье. — Ближнее зарубежье (новое зарубежье) условный термин, включающий в себя все бывшие союзные республики Советского Союза, ставшие зарубежными странами для России после распада СССР. Призван отличать эти страны от «старого зарубежья», т.е. зарубежных … Миграция: словарь основных терминов
Зарубежье дальнее, ближнее — Реальность, появившаяся после распада СССР. Понятие «дальнее» зарубежье объединяет все страны, которые раньше назывались «заграницей». Ближнее (близкое) зарубежье бывшие союзные республики, входившие раньше в СССР. Понятие связано с целым… … Словарь социолингвистических терминов
зарубежье — ЗАРУБЕЖЬЕ, жья, cр Собир. То же, что заграница. Дальнее зарубежье. Ближнее зарубежье это бывшие республики бывшего СССР … Толковый словарь русских существительных
ЗАРУБЕЖЬЕ — ЗАРУБЕЖЬЕ, я, ср. 1. Зарубежные страны. Ближнее з. (бывшие союзные республики СССР). Дальнее з. (все другие зарубежные страны). 2. собир. Эмигранты, их жизнь и культура (обычно о русских эмигрантах деятелях искусства и науки). Русское з.… … Толковый словарь Ожегова
зарубежье дальнее, ближнее — Реалема, возникшая после распада СССР: понятие дальнее зарубежье объединяет все страны, которые раньше назывались заграницей, ближнее (близкое) зарубежье – бывшие союзные республики … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Зарубежье дальнее, ближнее — Реалема, возникшая после распада СССР: понятие дальнее зарубежье объединяет все страны, которые раньше назывались заграницей, ближнее (близкое) зарубежье – бывшие союзные республики … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
Зарубежье ближнее — См. Зарубежье дальнее … Словарь социолингвистических терминов
Страны ближайшего зарубежья для России: список. Государства Балтии
Распад Советского Союза в 1991 году – важнейшее геополитическое событие второй половины ХХ века. В один момент на карте Евразии появилось 15 молодых независимых государств. Именно тогда и возникло такое понятие, как «страны ближайшего зарубежья».
Развал СССР как крупнейшее переформатирование политической карты мира
В августе 1991 года Советский Союз, некогда мощная и огромная держава, окончательно прекратил свое существование. Развал СССР сломал все сложившиеся ранее хозяйственно-экономические связи между бывшими республиками. С целью хоть как-то сохранить эти связи было создание СНГ (Содружества Независимых Государств). Выдвигалась даже идея оставить рубль в качестве единой валюты в регионе. Однако о ведении общей экономической политики страны СНГ договориться так и не сумели.
Советская власть не уделяла особого внимания историческим и этническим границам. Поэтому союзные республики часто разграничивались бездумно. Так, Крым в 1954 году был передан Украинской ССР, узкая полоса Приднестровья – Молдавской. Все это после распада единой державы не могло не привести к конфликтам и появлению многочисленных очагов геополитической и военной напряженности.
Ближнее или ближайшее зарубежье: сущность термина
Впервые термин «ближнее зарубежье» употребляли еще во второй половине 80-х советские диссиденты (по отношению к Польше, Чехословакии, Румынии и прочим «дружественным» к СССР странам Европы). Немного позже, уже после развала Советского Союза, его применял в своих речах Андрей Козырев, министр иностранных дел России.
В современной трактовке страны ближайшего зарубежья – это часть Евразии, охватывающая территории бывших советских республик. Данный термин, разумеется, применим лишь по отношению к России. Он носит скорее политический, но никак не географический характер.
В 2000-х понятие «страны ближайшего зарубежья» превратилось в устойчивое определение и стало довольно популярным в пределах России. Оно широко употребляется на бытовом уровне и в средствах массовой информации страны. Однако за рубежом этот термин часто классифицируется как «проявление имперских амбиций» России, и потому – пишется в кавычках.
Ближнее зарубежье России: список стран
Ближнее зарубежье России делится на четыре микрорегиона: Прибалтика (цифра 1 на карте), Закавказье (цифра 2), Восточная Европа (цифра 3) и Средняя Азия (цифра 4). В целом к странам ближайшего зарубежья причисляют 14 государств Европы и Азии. Это:
Интересный факт: среди вышеперечисленных государств далеко не все имеют общие границы с Россией. В то же время некоторые другие страны, непосредственно граничащие с РФ, к так называемому ближнему зарубежью не относятся (Китай, Финляндия, Польша и другие).
Какие отношения со странами ближнего зарубежья у России?
Взаимоотношения с государствами ближнего зарубежья – один из самых трудных и злободневных вопросов российской внешней политики. По большому счету, это огромный букет нерешенных проблем и конфликтов.
В 1994 году Борис Ельцин по неосторожности своей заявил, что «все постсоветское пространство является сферой жизненных интересов России», и что Россия будет защищать эти свои интересы. Этот тезис, разумеется, не мог не повлечь за собой негативных реакций бывших советских республик.
Первыми от России дистанцировались Прибалтийские страны. Здесь сформировались такие понятия, как «граждане» и «неграждане». Не менее напряженная ситуация сложилась в далекой от российских границ Молдове, где немолдаване стали подвергаться довольно серьезному давлению. К слову, небезызвестная сегодня фраза «чемодан – вокзал – Россия» родилась именно в Кишиневе.
Отношения между Россией и Украиной были непростыми уже в начале 90-х годов. Камнем преткновения между этими двумя странами был и остается Крымский полуостров. После присоединения последнего к России в 2014 году все противоречия между двумя соседними государствами и народами еще более обострились.
В общем и целом отношения между Россией и странами ближнего зарубежья на современном этапе можно охарактеризовать как:
Страны Балтии: краткая социально-экономическая характеристика
Прибалтика – историческая область в Северной Европе, расположенная на восточном побережье Балтийского моря. Она охватывает три государства (Латвию, Литву, Эстонию), а также Калининградскую область РФ.
Государства Балтии (или прибалтийские страны) возникли на карте Европы в начале 90-х годов в результате распада СССР. Их географическое положение отличается исключительной выгодностью. Этим моментом, во многом, компенсируется скудность минерально-сырьевой базы этих стран. Социально-экономическую характеристику стран Балтии лучше всего подать в виде следующей таблицы.
Россия в глобальной политике
Профессор Института международных исследований Университета Фудань, эксперт China Forum.
В отличие от других государств в отношении России и её соседей используют понятие «ближнее зарубежье», которое охватывает страны бывшего СССР. Ближнее зарубежье – исключительно российская концепция, наследие, доставшееся Москве после распада Советского Союза. И хочет она того или нет, Россия не может не принимать своё имперское наследие.
Широко известно, что Россия имеет влияние на страны ближнего зарубежья, но на роль этого региона во внешней политике России обычно обращают мало внимания. На самом деле влияние ближнего зарубежья на российскую дипломатию очень существенно. Этот регион в определённой степени формирует структуру российской дипломатии, определяет её цели, влияет на дипломатическую мысль и является точкой противостояния России и США/Запада.
Оно может быть как стратегической отправной точкой для российской внешней политики, так и сдерживающим фактором для России на стратегическом уровне.
Ближнее зарубежье и российская дипломатия
Ближнее зарубежье – ключевой фактор в формировании структуры российской дипломатии. В её иерархии ближнее зарубежье находится в первом ряду, что отражает его формирующую роль. В последние годы оно остаётся центром внимания и приоритетным направлением деятельности российской дипломатии, о чём чётко свидетельствует ежегодный обзор деятельности МИД России. Вообще, каждая страна уделяет большое внимание своему приграничью и сопредельным странам и у многих государств есть свои концепции взаимодействия с соседями, но отношения России с ближним зарубежьем имеют явные отличия. Все страны придают значимость отношениям с сопредельными государствами, но для Москвы эти отношения имеют не только первостепенную важность, но и свои особенности.
Это особенный для России регион, и, хотя российские официальные лица часто говорят, что Москва не желает создания сфер влияния, любое появление других великих держав в этом регионе вызывает в России сложную реакцию.
Москва также проводит в ближнем зарубежье политику, отличную от её подхода к отношениям с другими странами.
У российской дипломатии также есть долгосрочная задача восстановления и поддержания особых политических, военных, экономических и культурных связей с ближним зарубежьем. С 1990-х годов и до сегодняшнего дня это всегда было неизменной целью Москвы, определяющей как её отношения в двустороннем формате, так и региональную политику в целом. Различные форматы двусторонних и многосторонних взаимоотношений крутились вокруг этих целей. Россия неустанно продвигает региональную интеграцию в ближнем зарубежье, включая создание Содружества Независимых Государств, Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, позднее – Евразийского экономического союза, Союзного государства с Белоруссией и Организации Договора о коллективной безопасности. И хотя этот путь был трудным и извилистым, но Москва никогда не сдавалась. В некотором смысле это также следствие представления России о ближнем зарубежье как об особом регионе.
Ближнее зарубежье создало и создаёт для России немалое количество острых и сложных проблем. Можно сказать, что с момента обретения Россией независимости большинство самых серьёзных вызовов, с которыми она сталкивалась и продолжает сталкиваться, исходили из этого региона. Они включают в себя как проблемы, вытекающие из отношений России с ближним зарубежьем, так и проблемы, возникающие из взаимоотношений между странами ближнего зарубежья, а также внутренние проблемы каждой отдельной страны. Проблемы Приднестровья, отношений между странами Балтии и Россией, конфликта в Нагорном Карабахе, противостояния России и Грузии в Южной Осетии и Абхазии, проблема Крыма, кризис на Восточной Украине и другие подобные вопросы являются давними и трудноразрешимыми. Кроме того, время от времени происходят чрезвычайные ситуации, такие как перманентная нестабильность политической системы в Киргизии, серьёзный этнический конфликт внутри этой страны в 2010 году, беспорядки в узбекском городе Андижане в 2005 году и в казахстанском городе Жанаозене в 2011 году, военный конфликт в Южной Осетии с Грузией в 2008 году, «цветные революции» в Грузии и Украине, внутриполитические беспорядки в Белоруссии в 2020 году и так далее – все эти обострения представляют собой огромный и сложный источник трудностей и кризисов, что занимает огромное количество ресурсов и энергии российской дипломатии и в определённой степени связывает ей руки.
В эпоху после холодной войны в ближнем зарубежье появилось множество новых очагов конфликтов и противоречий между Россией и Западом. После принятия в состав НАТО стран Восточной Европы и Балтии расширение Североатлантического альянса на восток и интеграционные программы Европейского союза начали затрагивать рубежи России. И если расширение НАТО в Восточную Европу и Балтийское море Россия вынесла уже с трудом, то вхождение организации в ближнее зарубежье является совершенно неприемлемым. Дислокация военных баз США в Киргизии и Узбекистане вызывала полуоткрытые трения между Россией и США в течение тринадцати лет. В последние годы конфликты между Россией и Западом в ближнем зарубежье продолжаются. Наиболее серьёзными из них являются российско-грузинская война 2008 года, украинский кризис, разразившийся в 2014 году, последующий вопрос Крыма и вооружённый конфликт на востоке Украины. В ходе этих событий Россия и Запад пережили интенсификацию конфликтов, что привело к повторному сгущению атмосферы холодной войны. Запад наложил крупномасштабные санкции на Россию, и их отношения впали в глубокий кризис.
Тлеющие вызовы в ближнем зарубежье
Россия добилась значительных достижений в ближнем зарубежье, отношения Москвы с большинством постсоветских стран сохраняются и развиваются. Авторитет и влияние России в Центральной Азии растут. Это особенно отражается в улучшении отношений с Узбекистаном. ОДКБ сохраняет стабильность, ЕАЭС растёт и идёт к реализации поставленной на 2025 год цели создания общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Россия успешно выступила посредником в нагорно-карабахском конфликте между Азербайджаном и Арменией, помогла Белоруссии стабилизировать режим. Однако возможные будущие вызовы для России в ближнем зарубежье огромны, и они могут становиться всё более серьёзными.
Проблемы горячих точек в ближнем зарубежье не могут быть решены в краткосрочной перспективе. Особенно проблема Нагорного Карабаха, вопросы Абхазии и Южной Осетии, дипломатические конфликты вокруг Крыма и конфликт на востоке Украины. Эти конфликтные вопросы в ближнем зарубежье, вызванные ими разделение и конфронтация станут источниками больших региональных потрясений. Кроме того, некоторые страны ближнего зарубежья имеют серьёзные внутренние проблемы, испытывают политическую нестабильность, экономическую отсталость и острые социальные проблемы, которые способны привести к политической и социальной нестабильности.
Присутствие НАТО в ближнем зарубежье, скорее всего, будет расти и дальше, прежде всего в Балтийском, Чёрном морях и на Кавказе. Это превратит ближнее зарубежье в поле битвы новой холодной войны между Россией и Западом.
Положение Москвы с точки зрения безопасности ухудшится, усилится чувство незащищённости России, что может привести к новым противоречиям и конфликтам.
Если считать Россию точкой отсчёта процессов в этом регионе, то тенденции в ближнем зарубежье таковы, что рост центробежных сил опережает рост центростремительных сил.
Грузия и Украина уже выбрали Запад в соперничестве между Россией и Западом. В других соседних странах европейское и американское направление становится всё более заметным в их многогранной дипломатии. Молдавия стремится развиваться на запад, а Азербайджан всё больше привлекает Турция. Армения – традиционный союзник России, но её нынешний режим также демонстрирует признаки смещения в сторону Европы. И чем глубже интеграционные процессы ближнего зарубежья, тем сложнее будет окружающая их обстановка. С момента его появления в 1997 году российско-белорусское Союзное государство так и не достигло целей создания интегрированного союза. С ростом оппозиционных сил в Белоруссии перспективы Союза становится всё туманнее. В ближнем зарубежье, не считая Центральной Азии, у Евразийского экономического союза не так много возможностей для дальнейшего расширения, а развитие более высокой всеобъемлющей интеграции в стиле ЕС не стоит на повестке дня. В связи с этим существует потенциальный разрыв между подходами России и стран ближнего зарубежья. Региональные партнёры Москвы более осторожны в отношении передачи суверенитета и независимости и держатся на расстоянии от политической интеграции. Когда интеграция Евразийского экономического союза дойдёт до этого момента, разрыв в понимании интеграции между Россией и её ближайшими и зарубежными партнёрами станет очевидным.
Возможные варианты для России
Самым большим успехом Москвы в ближнем зарубежье стало бы превращение региона в её реальный стратегический ресурс, а самым большим провалом – превращение его в стратегическое бремя для России. В такой сложной обстановке внутри и за пределами региона российскому руководству, очевидно, будет чрезвычайно трудно справиться с этой задачей и достичь своей задачи-максимум. В ближнем зарубежье Кремлю сложно набрать очки, но легко их потерять. Поскольку Россия традиционно имела наибольшее влияние в этом регионе, можно сказать, что она является «консерватором» в ближнем зарубежье. Следовательно, любой успех российской дипломатии заключается только в восстановлении или поддержании первоначального влияния, а любая неудача означает потерю исходного влияния. России важно избегать превращения ближнего зарубежья в стратегически сдерживающий фактор, ограничивающий дипломатическую деятельность Москвы на международной арене, и не допускать, чтобы Запад использовал ближнее зарубежье как малозатратный способ для давления на Россию.
Исторически влияние России в ближнем зарубежье было обусловлено не только её сильной военной мощью, но также её относительно высоким уровнем развития, привлекательностью её культуры и образа жизни. Это также может быть основой для сохранения и развития Россией своего влияния в ближнем зарубежье. Страны ближнего зарубежья в значительной степени схожи с Россией по политическому, экономическому, социальному укладу и структуре. Государственные преобразования и развитие России оказывают видимое влияние на ближнее зарубежье. После распада Советского Союза многие республики сознательно или бессознательно заимствовали у России образ и структуру государственного управления. Вопрос заключается в том, сможет ли Россия восстановить и сохранить это влияние в будущем. Ключ к этому кроется в том, сможет ли бывшая метрополия развивать своё общество в прогрессивном направлении, обеспечивать полноту жизненных сил в экономике и будут ли её социальная культура и образ жизни заставлять людей стремиться к России.
Экономические связи очень важны, но экономические связи не являются абсолютной гарантией стратегического партнёрства. Это в полной мере заметно на примерах Грузии и Украины. Хотя Россия является их крупнейшим торговым партнёром, это не помешало им повернуться к Западу и вступить в конфликт с Москвой. За это они даже были готовы заплатить экономическую цену. С другой стороны, даже если некоторые близкие зарубежные страны разорвут свои политические отношения с Кремлём, Россия по-прежнему останется их крупнейшим или основным торговым партнёром, как, например, произошло с Украиной. Можно видеть, что, хотя политические отношения и экономические отношения тесно взаимосвязаны, они не всегда синхронизированы и политические отношения часто имеют большее значение для межгосударственных отношений. Это означает, что касательно внешней политики нельзя предполагать, что экономические связи автоматически сблизят соседние страны с Россией. Поэтому надёжную гарантию может дать только координация экономических и политических взаимоотношений.
Отношения между жителями России и бывших союзных республик также являются незаменимым и важным фактором. Это основа общественного мнения для развития добрососедских отношений. Большое количество примеров показывает, что, когда возникают конфликты между Россией и Западом в ближнем зарубежье, верх обычно одерживает та сторона, которая пользуется симпатией и поддержкой местных народных масс. Внешнее воздействие также обычно опирается на внутренние обстоятельства. Даже для официальных межгосударственных отношений важной основой является общественное мнение. В особенности в эпоху Интернета общественное мнение может быстро и широко распространяться в различных формах, и его влияние на внешнюю политику и отношения с государством беспрецедентно. Таким образом, способность поддерживать дружбу народов и благосклонность людей в ближних зарубежных странах к России остаётся важным фактором того, сможет ли Россия сохранить своё влияние в будущем.
Следует отметить, что разностороннее развитие ближнего зарубежья – закономерный тренд, требующий объективного понимания. Страны ближнего зарубежья имеют разумные и рациональные потребности в диверсифицированном развитии, а политические, экономические, культурные, религиозные и географические условия также способствуют их развитию в различных направлениях, включая Европу, Малую Азию, АТР и Индийский океан. Мир и регионы меняются. В ближнем зарубежье подрастает молодое поколение элит, их «постсоветское» сознание ослабевает, а национальное и независимое сознание становится сильнее, культурно-цивилизационная самоидентичность крепнет, так что степень открытости ближнего зарубежья окружающему миру неизбежно растёт. Восстановить их ориентацию только на один центр yже невозможно.
Предлагаемое Россией Большое евразийское партнёрство отражает эту идею. В этом смысле особенно важны российско-европейские отношения. Европа также является важным соседом или близким партнёром многих постсоветских стран. Она имеет естественную экономическую и политическую привлекательность и географические преимущества для соседних стран ближнего зарубежья. Для Москвы было бы предпочтительней, если бы Европа смогла интегрироваться в Большое евразийское партнёрство или в другое подобное трансъевразийское сотрудничество. Это будет формировать масштабную рамку, которая охватит Европу, Россию и страны Азии – в том числе, конечно, и ближнее зарубежье. Таким образом, сотрудничество более высокого уровня смогло бы в определённой степени облегчить или решить проблемы России в ближнем зарубежье. Но, к сожалению, нынешнее положение российско-европейских отношений не даёт большой надежды на такой вариант развития региона.
Касательно России и её роли в регионе понятно, что она и страны ближнего зарубежья нуждаются друг в друге. Однако Россия – великая держава с большой экономикой и возможностями, и у стран ближнего зарубежья заинтересованности в ней больше. И по историческими причинам, и по реальным условиям Россия незаменима для стран ближнего зарубежья и в политической, и в экономической, и в гуманитарной сфере, и в области безопасности. Страны ближнего зарубежья не могут не иметь дел с Россией и не могут не обращать особого внимания на Россию и тем более игнорировать её существование.