Что такое нравственная чистота

Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви — Г. И. Шиманский

От издательства

Кни­га “Хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель цело­муд­рия и чисто­ты” – состав­ная часть боль­шо­го тру­да Г. И. Шиман­ско­го (“Уче­ние свя­тых Отцов и подвиж­ни­ков Церк­ви о глав­ных стра­стях и борь­бе с ними, и о глав­ней­ших хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лях: люб­ви, сми­ре­нии, кро­то­сти, тер­пе­нии, воз­дер­жа­нии и цело­муд­рии”), над кото­рым автор рабо­тал, веро­ят­но, в тече­ние дол­го­го вре­ме­ни, до кон­ца сво­ей жизни.

В тех слу­ча­ях, когда ука­за­ние на пер­во­ис­точ­ник в руко­пи­си отсут­ству­ет и когда этот источ­ник не уда­лось выявить, цита­та при­во­дит­ся без точ­ной отсыл­ки. В круг­лых скоб­ках в тек­сте цитат дают­ся автор­ские пояс­не­ния и дополнения.

Предисловие

Рас­про­стра­не­ние в наши дни поро­ков пло­то­уго­дия и «раз­лив чув­ствен­но­сти». Хри­сти­а­ни­ну над­ле­жит духов­но бодр­ство­вать, что­бы сохра­нить себя в чисто­те и целомудрии.

В Посла­нии к хри­сти­а­нам горо­да Ефе­са апо­стол Павел писал: знай­те, что ника­кой блуд­ник, или нечи­стый (раз­врат­ный), или любо­с­тя­жа­тель, кото­рый есть идо­ло­слу­жи­тель, не име­ет насле­дия в Цар­стве Хри­ста и Бога ( Еф.5:5 ). В пер­вые вре­ме­на хри­сти­ане жили сре­ди языч­ни­ков, кото­рые весь­ма снис­хо­ди­тель­но отно­си­лись к делам блуд­ным, не счи­та­ли, как и теперь не счи­та­ют, гре­хом плот­скую нечи­сто­ту, блуд, коры­сто­лю­бие, пло­то­уго­дие, а все­го-навсе­го – «удо­вле­тво­ре­ни­ем зако­нов чело­ве­че­ской природы».

Раз­вра­тив­ших­ся людей Апо­стол назы­вал сына­ми про­тив­ле­ния ( Кол.3:5 ), кото­рых невоз­мож­но убе­дить в том, что жить нечи­сто – пагуб­но. Им что ни гово­ри – не верят. Не верят и Само­му Богу, ни во что свя­тое не верят и про­ти­вят­ся, упор­ные неверы.

Часть 1. Целомудрие как общеобязательная христианская добродетель

1. В чем состоит целомудрие

Зна­че­ние сло­ва «цело­муд­рие» по Свя­щен­но­му Писа­нию. Поня­тие о цело­муд­рии как о чисто­те души и тела от плот­ских гре­хов и как о непо­роч­но­сти – все­объ­ем­лю­щем назва­нии всех добродетелей.

В свя­зи с при­ве­ден­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми цело­муд­рия (в узком и широ­ком смыс­ле) у свя­тых Отцов нахо­дим ука­за­ния на неко­то­рые внут­рен­ние и внеш­ние при­зна­ки целомудрия.

«Цело­муд­рие, – гово­рит свя­щен­но­му­че­ник Кипри­ан, епи­скоп Кар­фа­ген­ский, – состо­ит не в одной толь­ко непо­роч­но­сти тела, но и в скром­но­сти и бла­го­при­стой­но­сти оде­я­ния», в скром­ном убран­стве волос и др. 36

2. Нравственная чистота

Чисто­та цело­муд­рия как доб­ро­де­тель, про­ти­во­по­лож­ная плот­ским стра­стям и раз­вра­ту. В чем про­яв­ля­ет­ся нрав­ствен­ная чисто­та тела и души.

3. Значение чистоты целомудрия

Связь чисто­ты и свя­то­сти по Апо­сто­лу. Пло­ды чисто­ты, награ­да за нее. Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин о чисто­те целомудрия.

При­ят­ность («сла­дость») чисто­ты цело­муд­рия нель­зя сло­ва­ми объ­яс­нить тому, кто не удо­сто­ил­ся достичь высо­ты сей доб­ро­де­те­ли. Див­ное дело Божие! Чело­век пло­тя­ный, нахо­дясь во пло­ти, отвер­га­ет плот­ские стра­сти и при вели­ком раз­но­об­ра­зии жиз­нен­ных обсто­я­тельств, вра­же­ских напа­де­ний и соблаз­нов пре­бы­ва­ет непо­ко­ле­би­мым в чисто­те силою Божи­ею. Кто достиг­нет это­го состо­я­ния доб­ро­де­те­ли, по осо­бой бла­го­да­ти, сам изум­ля­ясь, с искрен­ним рас­по­ло­же­ни­ем серд­ца будет взы­вать: чуд­на дела Твоя, и душа моя зна­ет зело ( Пс.138:14 ).

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин в похва­ле чисто­те цело­муд­рия гово­рит: «Чисто­та гну­ша­ет­ся рос­ко­шью, негою, изыс­кан­ным убран­ством одежд. Чисто­та – нена­вист­ни­ца доро­гих яств, бега­ю­щая пьян­ства. Чисто­та – узда для очей, она изво­дит все тело из тьмы в свет. Чисто­та пора­бо­ща­ет плоть, про­ни­ка­ет взо­ром в небес­ное. Чисто­та – родо­на­чаль­ни­ца люб­ви и ангель­ско­го жития. У чисто­ты чисто серд­це, гор­тань сла­дост­на и лицо свет­ло. Чисто­та – дар Божий, испол­нен­ный доб­ро­ты, нази­да­ния и веде­ния. Чисто­та раду­ет серд­це, при­об­рет­шее ее, и окры­ля­ет душу к небес­но­му. Чисто­та порож­да­ет духов­ную радость и умерщ­вля­ет печаль. Чисто­та умерщ­вля­ет стра­сти и про­из­во­дит бес­стра­стие. Чисто­та про­све­ща­ет пра­вед­ных, омра­ча­ет диа­во­ла, течет к поче­сти выш­не­го зва­ния Божия во Хри­сте Иису­се ( Флп.3:14 ). Чисто­та отго­ня­ет уны­ние, вну­ша­ет тер­пе­ние. Чисто­та – лег­кое бре­мя, не тону­щее на водах, и веч­ное богат­ство, скры­тое в душе хри­сто­лю­би­во­го чело­ве­ка, кото­рое вла­де­ю­ще­го им оты­щет и во вре­мя нуж­ды. Чисто­та – пре­крас­ное име­ние, кото­ро­го зве­ри не опу­сто­ша­ют и огонь не под­жи­га­ет. Чисто­та – духов­ная колес­ни­ца, кото­рая вла­де­ю­ще­го ею воз­во­дит на высоту.

Источник

Совестливость как одно из важнейших нравственных качеств личности

Нравственная чистота – величайшая ценность, дающая человеку право быть гордым и считать себя порядочным человеком. Нравственная чистота означает, что человек в любых ситуациях и обстоятельствах остается верным требованиям этической морали, никогда не отступает от них. Механизм регулирования нравственного поведения связан также с такими понятиями, как долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и добро.

Совесть – категория этики, которая обозначает чувство моральной ответственности человека за свое поведение перед самим собой и его внутреннюю моральную потребность поступать в соответствии со своими убеждениями о нравственном.

Совесть – это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение перед самим собой и внутренняя потребность поступать справедливо.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, перед обществом.

Голос совести – это преобразованный голос общественных требований к человеку, которые стали для него требованиями собственными. Совесть побуждает человека к одним действиям и предостерегает от других. В сознании совести объединены рациональный и эмоциональный компоненты. Они включают в себя, с одной стороны, понимание ответственности за свое поведение, а с другой – моральное удовлетворение (или страдания), выражающиеся в чувстве радости, гордости (или же стыда и раскаяния) за совершенные поступки. В совести своеобразно отражается ответственность человека перед самим собой, близкими, коллективом, обществом, человечеством. Голос совести является внутренним судьей человека, сознанием его правоты и удовлетворения (или же неправоты и досады, вины и стыда). Совесть может превратиться в самонаказание человека, в стыд, “в своего рода гнев, только обращенный вовнутрь” (К.Маркс), Моральные страдания, которые причиняют поступки, совершенные вопреки совести, бывают сильны. Они не только наказания за совершенную вину, но и предостережение на будущее.

Если у человека совесть не развита, его нельзя назвать свободным; он не может управлять собой сам, а окружающие управляют им с помощью кнута и пряника. Когда же совесть у человека вполне развита, только она управляет человеком, отвращая его от других поступков. Одни древний мудрец сказал: “Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести”.

Надо сказать, что угрызения совести терзают человека только тогда, когда он совершил некий обдуманный поступок. Если человека спровоцировали на заведомо вредное для него и окружающих действие, им овладевает раскаяние. Когда он совершает нечто дурное неумышленно и необдуманно, его охватывает горе. Совесть развивается, если человек анализирует свои поступки и чувства, соотносит свои поступки с тем, что должно, делает правильные выводы и не повторяет совершенных однажды ошибок. Узнает человек, что должно и что не должно делать, не только на практике, но и из книг.

Однажды Аристотеля спросили: “Какая тебе польза от философии?”

Он ответил: “Благодаря ей я по своей воле делаю то, что другие делают из страха перед законами”.

Естественно, что уровень развития совести у разных людей различен, и не каждого человека она побуждает к благородным поступкам. Так, есть люди, которые идут на “сделку с совестью”, оправдывая себя разными обстоятельствами: “Указано сверху”, “Мы люди маленькие” и т.п. Такие люди спокойно пройдут мимо безобразий (“Не нам наводить порядок”), не вступятся за обиженного (“На это есть милиция”), не станут защищать справедливость и даже могут стать соучастниками не благовидных дел.

Развитие у ребенка совести – основа морального воспитания детей в семье. Забота о становлении и укреплении совести будущего гражданина – гражданский долг родителей перед обществом.

Совесть не дается ребенку от рождения в готовом виде. Ребенок наивен и беззлобен, и его помыслы чисты, но, не зная еще моральных норм и не умея их применять для регуляции своего поведения, ребенок сам по себе не обладает совестью. Поэтому и не надо начинать формирование совести с того, чтобы “совестить” ребенка. К сожалению, в обыденном сознании многих взрослых людей закрепилось однобокое понимание “совести”: совесть – то, что не дает человеку покоя после проступка, совесть проявляет себя в “угрызениях”. Взрослым кажется естественным сводить всю работу совести к чувству вины. Но при этом не учитывается особенность детской психики. Детская психика более приспособлена для позитивных, чем для негативных, впечатлений и переживаний. Поэтому совесть, которая только обличает и порицает, превращается во внутреннего прокурора, против самой воли ребенка начинает рассматриваться им как нечто неприятное, нежелательное: естественная жизнерадостность ребенка, оптимизм приводит к тому, что голос совести – прокурора затихает, заглушается в хоре других внутренних голосов. Важно вовремя объяснить ребенку (что не рано сделать уже в 4-5 лет), что совесть может не только ругать, но и хвалить за благородные, великодушные поступки, что совесть – справедливый судья, которого не надо бояться, но с которым надо почаще советоваться.

Маленький Сережа очень расстраивался, когда его называли бессовестным, если он провинится. Он плакал и твердил: “Я не бессовестный!”

Другие слова его как то не трогали. Почему слово “бессовестный” было таким обидным, он не мог понять и объяснить. Что такое “совесть” он не знал и не мог его себе представить. Хотя часто слышал это слово от взрослых. В автобусе даже как-то прочитал: “Совесть – лучший контролер”. А помог ему в этом разобраться рассказ А.П.Гайдара “Совесть”.

По дороге ей встретился мальчик с букварем в руке. Нина хотела над ним подшутить, назвав его прогульщиком. Но мальчик так удивленно посмотрел на Нину своими добрыми, доверчивыми глазами и сказал, что его испугала большая собака. Нина пошла провожать мальчика; оставив свои книги и завтрак в роще, потому что поднять их перед малышом ей было стыдно. Собака тем временем вышмыгнула из-за кустов и съела завтрак. Нина вернулась и заплакала. “Нет! Не жалко ей было завтрака. но слишком хорошо пели птицы свои веселые песни над ее головой. И очень тяжело было на сердце, которое грызло беспощадная совесть”.

Для понимания уместно задать следующие вопросы:

– Почему Нина решила не идти в школу?

– Почему Нина прошла в рощу украдкой?

– Как Нина решила подшутить над мальчиком.

– Почему Нина, провожая мальчика, не взяла с собой книги и завтрак?

– Почему, вернувшись в рощу, девочка заплакала?

Можно продолжить разговор о совести, анализируя пословицу: “Есть совесть – есть и стыд; а стыда нет – и совести нет.

В 3–4 классах можно провести беседу “Когда мы так говорим”, используя следующие афоризмы:

Люди с чистой совестью.
Совесть нечиста.
Со спокойной совестью.
Угрызения совести.
Поступать по совести.
Свобода совести.
Этот поступок лежит на его совести.
На совесть делать.
Для очистки совести.
По совести говоря или по совести.
Надо и совесть знать (иметь).
По совести сказать.
И как только у него совести хватило.
Как вам не стыдно.
Совестливый человек.
Без зазрения совести.
Не за страх, а за совесть.
Человек без стыда и совести.
И как вам не совестно.

Совесть предполагает преодоление наивного, инфантильного эгоцентризма, умение увидеть себя адресатом собственных поступков – радоваться от собственных добрых дел и страдать от недобрых

Совестливый человек – поступающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо – счастливый человек.

Источник

Что такое Нравственность?

Что такое нравственная чистота. Смотреть фото Что такое нравственная чистота. Смотреть картинку Что такое нравственная чистота. Картинка про Что такое нравственная чистота. Фото Что такое нравственная чистота

Нравственность — это общее название самых лучших положительных качеств личности и способность личности следовать этим правилам поведения по отношению к себе и другим членам общества. Это Долг, Честь и Совесть в одном объединяющем, положительном качестве личности

Нравственность – это глубокий внутренний моральный кодекс для Сильной личности. Нравственность – это всегда поступки и поведение с позиции сил Добра. И оценку своим поступкам с точки зрения совести и добра, самоанализ также возлагается на самого человека.

Что такое Высшая нравственность

Высшая нравственность – способность личности, достигнуть Совершенства в таких качествах личности, как способность прощать, чистота, отсутствие зависти и алчности, самоотречение, правдивость, мягкость, скромность и другие положительные качества.

Законы нравственности и справедливости очень хорошо описывает Эзотерика. Конечным этапом закона перевоплощения человека, является то, что душа, развив в себе все вышеперечисленные качества и добродетели, приближается к Совершенству и несет Свет и Добро во Вселенную.
Законы Нравственности одинаковы во всей Вселенной и задача человека и основной смысл его жизни это достигнуть Высшей нравственности. То есть научиться удовлетворять не свои чувства, а чувства Абсолютной Истины.
Жизнь – это урок нравственности. Смысл жизни – пройти её уроки, личностно вырасти, воспитать в себе достоинства, максимально приблизиться по своим качествам к Создателю, и поднять свою нравственность на небывалую высоту.

Что такое нравственная чистота

Нравственность и особенность России и русского человека

Особенностью русского человека, его характера, заключается в том что для коренного русского человека нравственный образ важнее материального. Чистота и Нравственность всегда были и есть основа Православия. Православная вера заключает в себе правила самой высокой нравственности.

Отсюда идут наши Великие победы на полях сражений, и сила Русского человека. Способность к Самоотверженности как к поступку Высшей доблести, всегда была образцом гордости нашего общества.

Современное состояние Нравственности

В нашем современном обществе и мире Эгоизма, Корысти, безнравственности очень часто приходится вступать в борьбу с материальным Злом.
Нравственность и Материальный Интерес встречаются в нашем обществе повсеместно и к сожалению борьбу выигрывает Эго человека. В девяти случаях из десяти современный человек, отягощенный материальным стремлением, предпочитает поступать Безнравственно. Какая любовь? Какая семья?

При помощи нравственного чувства человек отличает хорошее от плохого и решает, как ему поступить. Каковы же результаты Демократического выбора?
Это борьба, очень похожая на борьбу двух стихий, когда Зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… демократии побеждают светлые Силы добра — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Порожденный прогрессом и развитием технологий, материальный эгоцентризм, погибнет от собственных рук прогресса! Другого не дано! Или полное исчезновение человечества от собственного материального Эго, либо гибель от моральной деградации в виде полного уничтожения от ядерной войны.

Не секрет, что самая крепкая любовь это любовь на уровне подсознания. Глубокая вера в партнера и нравственность это основа семьи. Когда человек уважает твои нравственные принципы, это дорогого стоит. Любовь для размножения за деньги, быстро приходит к насыщению и пресыщению. Совсем другое дело, когда любовь достигла нравственного единения супругов.
Счастье, длительное состояние счастья может состояться только когда, объеденяющая сила Любви имеет общие Нравственные принципы и чистоту.

Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья.
Иммануил Кант

Источник

Я выбираю честность, правдивость и искренность, нравственную чистоту, простоту

Это пятый пункт Кодекса Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!». В нём обозначено сразу несколько моральных качеств.

Первые три – честность, правдивость и искренность – очень близки друг другу, но имеют свои отличия.

Честность – одно из основных моральных качеств и требований нравственности. Быть честным – значит иметь внутреннее понятие чести, в соответствии с которым мы поступаем. Это проявление верности принятым обязательствам, убеждённости в правоте, принципиальности. Быть честным важно не только перед другими, а также перед самим собой – в отношении мотивов, которыми мы руководствуемся в своих выборах.

Быть правдивым означает говорить только правду.

А быть искренним – значит выражать вовне только то, что мы действительно думаем и чувствуем, причём, делать это с тактом и чуткостью.

Качество правдивости, пожалуй, можно отнести к сфере ума, рассудка. Тот, кто знает правду, обладает некоторым знанием, которым может поделиться с другими.

Качество искренности принадлежит сфере души, сердца, о чём свидетельствует целый ряд качеств-синонимов, приведённый в словаре синонимов к слову «искренность». Это открытость, простосердечие, проникновенность, откровенность, прямодушие, подлинность, неподдельность, душевность, прямота, простосердечность, задушевность, сердечность, чистосердечие, непритворность и другие.

Знаменитый немецкий философ Георг Гегель говорил: «Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах». Однако в жизни возникает масса моментов, когда в силу разных обстоятельств мы не можем сказать правду, допускаем мелкий обман, скрываем истинные чувства, соблюдая вежливость, или досадуем на человека, который говорит правду.

Как всё-таки быть в таких ситуациях? Сказать человеку правду о его недостатках или промолчать, зная, что он обидится, а также памятуя поговорку «в чужом глазу былинку вижу, в своём – бревна не увидал»? Сказать старенькой маме, что был в другом месте, чтобы не волновалась, жалея её слабое сердце, или быть до конца правдивым? Изображать улыбку и внимание к собеседнику, если уже не в состоянии слушать его монолог, или со всей прямотой дать ему понять, что встреча подошла к концу?

И здесь вступает в силу качество искренности, или сердечной чуткости. «Искренность – дело трудное и очень тонкое, она требует мудрости и большого душевного такта», – говорил русский писатель Викентий Вересаев.

Иллюстрацией здесь послужит короткая дзэнская притча.

Два дзэнских учителя, Дайгу и Гуду, были приглашены к господину. Когда они пришли, Гуду сказал господину:

– Вы по натуре мудры и имеете врождённые способности к Дзэн.

– Чепуха, – сказал Дайгу. – Чего ты льстишь этому болвану?! Может, он и господин, но в Дзэн ничего не понимает.

Господин построил храм для Дайгу, а не для Гуду, и стал изучать Дзэн под руководством учителя Дайгу.

Рассмотрим эти качества в контексте того, что является неотъемлемой частью человеческой жизни и без чего человеческая жизнь не будет полной и гармоничной, – в контексте семьи.

Очень многие люди разочарованы своей семьёй, их дома превратились в камеры пыток. По официальной статистике, неудовлетворённость семейной жизнью приводит к разводам от 50 до 80% семей.

Задумаемся, почему так происходит.

Как и в любой другой человеческой деятельности, в вопросе создания семьи очень важен мотив. К сожалению, эти мотивы (явные или скрытые) часто лежат в сфере потребительских, прозаических и меркантильных интересов: так делают все, пришла пора; поиск более комфортных условий жизни; желание защиты, поддержки и опоры; жажда вырваться из «родного гнезда»; для самоутверждения; для получения сексуальных удовольствий и другие.

И если молодые люди вступают в брак для того, чтобы заниматься сексом и получать на законной основе удовлетворение своих половых инстинктов, то с большой долей вероятности через какое-то время их семья станет для них обузой и буквально пыткой.

Потому что то, что мы делаем для получения личных удовольствий и наслаждений, не может принести нам истинного счастья. Об этом мы говорили в прошлых Беседах.

Если же мы создаём семью для того, чтобы помогать друг другу идти по жизни и с целью рождения детей, которые были бы воспитаны в лучших традициях, то в этом случае такая семья будет более приближена к идеалу.

Однако для того, чтобы в семье все были счастливы, необходимо, чтобы на первом месте в любой семье стояло следование высшему нравственному закону. Только тогда, когда отношения в семье будут строиться на высоких стандартах морали и нравственности, в каждом доме воцарятся мир, любовь и гармония.

Именно семья, её благополучие, лежит в основе здорового общества.

А в семье особую роль играет женщина. Потому что именно от женщины зависит создание в доме уюта и обстановки заботы и любви. Именно от женщины зависит то нравственное начало, которое она способна будет удерживать в своей семье и которое она способна будет привить своим детям.

Чистота отношений между мужем и женой автоматически способствует здоровью семьи и детей.

В семье нет второстепенных вопросов. Здесь всё важно. Важно и планирование рождения ребёнка, и забота о его воспитании и образовании. Важно создание отношений внутри семьи, основанных на заботе и опеке. В этой атмосфере будущее поколение впитает всё необходимое для того, чтобы нести это по жизни и применять в любой сфере деятельности.

Вот почему прежде всего в семье должны прорасти самые высокие нравственные идеалы.

И поскольку одной из главных целей создания семьи является рождение детей, то об их рождении следует начать беспокоиться ещё задолго до зачатия. Сейчас процесс рождения детей поставлен на самотёк. Само зачатие, которое по своей сути является высшим актом Творения, сведено в большинстве случаев к побочному эффекту при сексуальных утехах. Стоит ли после этого сетовать на детей?

Французскими учёными доказано: каков был у родителей уровень сознания и мотив при зачатии, какие мысли посещали маму в процессе беременности, такой и ребёнок родится. Андрэ Бертин, президент Французской национальной ассоциации пренатального воспитания, утверждает, что именно в период беременности и в первые годы жизни малыша очень важна роль матери, потому что именно в это время ребёнок буквально впитывает не только её поступки, но также эмоции и мысли.

Приведём фрагмент из книги Андрэ Бертин «Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях».

«Плод воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.

Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своём интервью телевидению американский дирижёр Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне ещё до рождения». Знакомясь с определёнными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки ещё до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.

Это доказывает существование процессов непрерывной регистрации и запоминания. О подобном феномене рассказывали Рубинштейн и Менухин».

В той же книге Андрэ Бертин рассказывает о том, что существует сильная эмоциональная связь между матерью и ребёнком, находящимся в её чреве, и все сведения эмоционального характера потом всю жизнь хранятся в памяти клеток родившегося человека. Та любовь, с которой мама вынашивает ребёнка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения и восхищения прекрасной музыкой, картинами, красотой природы – всё это формирует качества личности нового человека.

Из наблюдений учёных нетрудно сделать следующий вывод. Тогда, когда отношения мужа и жены целомудренны, основаны на настоящей любви, когда супруги преданы высшим нравственным идеалам, то и дети в этой обстановке способны впитать настоящую, неподдельную любовь. И качество любви, впитанной с молоком матери, останется с детьми до конца жизни.

А если мы рассмотрим это утверждение в самом широком смысле, то обнаружим, что создание обстановки нравственной чистоты в большинстве семей того или иного государства способно за одно поколение создать общественные отношения в этом государстве, соответствующие самым высоким критериям морали и нравственности.

Поэтому именно семья, именно отношения внутри семьи и к детям – это то, на что необходимо направить усилия передовой части общества.

К указанным в пятом пункте Кодекса Нравственности качествам можно было бы добавить и другие, например, терпение, терпимость, великодушие, умение прощать… Каждый может сам дополнить этот список. Все эти прекрасные качества нужны человеку и в личной, и в семейной, и в общественной жизни.

В общественной деятельности человек делает что-то важное и полезное вне границ собственного дома, места работы или учёбы. И в жизни каждого человека наступает такой этап, когда по велению сердца он устремляется приносить пользу обществу, трудиться на общее благо, о чём мы говорили в предыдущей беседе. Добавим лишь одно: чтобы быть полезным обществу, надо прежде всего любить и уважать свою Родину. А чувство любви к Родине начинается из малых дел на общее благо своего двора, посёлка, города или какого-то общественно значимого сообщества или организации.

Жизнь многообразна, и любая область человеческой деятельности нуждается в том, чтобы быть основанной на высших нравственных принципах, а не на принципах наживы. И только от нас самих зависит, какими принципами мы будем руководствоваться, участвуя в жизни общества в уже имеющихся организациях или при создании новых организаций, в том числе и бизнеса. Потому что, если человек способен создать и осуществлять руководство бизнесом в соответствии с высшими моральными нормами, он приносит обществу пользу не меньшую, чем если бы посвятил свою жизнь молитвам в монастыре. Деятельность такого человека можно смело назвать молитвой делами, и это одна из самых высоких форм молитвы.

Таким образом, пятый пункт Кодекса Нравственности, отмечающий выбор человеком самых лучших качеств в общественной и личной жизни, снова устремляет нас к познанию высшего нравственного закона, который именно и приводит человека и общество к счастливому будущему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *