Что такое нравственное сознание
Нравственное сознание
Смотреть что такое «Нравственное сознание» в других словарях:
нравственное сознание — dorovinė sąmonė statusas T sritis švietimas apibrėžtis Vaizdinių, idėjų, pažiūrų, įsitikinimų, idealų, motyvų visuma, apibūdinanti asmenybės dorovinį kryptingumą. Skiriama visuomeninė dorovinė sąmonė (moralė) ir individuali dorovinė sąmonė.… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — один из составных элементов морали, представляющий собой ее идеальную, субъективную сторону. В Н. с. в виде определ. понятий и представлений отражаются нравственные отношения общества и регулируемая посредством них нравственная деятельность людей … Философская энциклопедия
НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГА — особая форма нормативно оценочного отражения нравственных отношений педагога с окружающими людьми в ходе его профессиональной деятельности … Педагогический словарь
НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ — православно христианское учение о нравственности, богословская дисциплина, рассматривающая нравственное сознание и поведение человека в свете истин Божественного откровения догматов грехопадения, боговоплощения, искупления, спасения и др. Предмет … Философская энциклопедия
СОЗНАНИЕ — (моральное) одна из форм общественного С.» являющаяся, как и др. его формы (политическое, правовое, эстетическое, религиозное С. и т. д.), отражением социального бытия людей, и в первую очередь производственных отношений. Нравственное С.… … Словарь по этике
сознание — СОЗНАНИЕ, СОЗНАНЬЕ, я; ср. 1. Филос., психол. Человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении. С. есть функция мозга. Первичность материи и вторичность сознания. * Язык так же древен, как и сознание (Маркс и Энгельс). 2.… … Энциклопедический словарь
Нравственное богословие — христианское учение о морали, практическое богословие, систематически излагающее учение Христа, апостолов и отцов Церкви о нравственности. Здесь рассматриваются возможные человеческие грехи (пороки) и способы борьбы с ними. Нравственное… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия
сознание — СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
СОЗНАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ — одна из сторон, образующих человеческое сознание. Включает в себя как эмоционально волевые, так и познавательные компоненты. Является сердцевиной духовной жизни личности и об ва. С.н. производит оценку поступков (своих и чужих) с т. зр. добра и… … Российская социологическая энциклопедия
НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Полезное
Смотреть что такое «НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ» в других словарях:
Нравственное сознание — сознательно усвоенная и внутренне принятая система принципов, норм, правил нравственной деятельности и поведения, регулирующая отношения людей друг к другу и к обществу. Нравственное сознание, формируемое в основном через нравственно просвещение … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
нравственное сознание — dorovinė sąmonė statusas T sritis švietimas apibrėžtis Vaizdinių, idėjų, pažiūrų, įsitikinimų, idealų, motyvų visuma, apibūdinanti asmenybės dorovinį kryptingumą. Skiriama visuomeninė dorovinė sąmonė (moralė) ir individuali dorovinė sąmonė.… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГА — особая форма нормативно оценочного отражения нравственных отношений педагога с окружающими людьми в ходе его профессиональной деятельности … Педагогический словарь
НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ — православно христианское учение о нравственности, богословская дисциплина, рассматривающая нравственное сознание и поведение человека в свете истин Божественного откровения догматов грехопадения, боговоплощения, искупления, спасения и др. Предмет … Философская энциклопедия
СОЗНАНИЕ — (моральное) одна из форм общественного С.» являющаяся, как и др. его формы (политическое, правовое, эстетическое, религиозное С. и т. д.), отражением социального бытия людей, и в первую очередь производственных отношений. Нравственное С.… … Словарь по этике
сознание — СОЗНАНИЕ, СОЗНАНЬЕ, я; ср. 1. Филос., психол. Человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении. С. есть функция мозга. Первичность материи и вторичность сознания. * Язык так же древен, как и сознание (Маркс и Энгельс). 2.… … Энциклопедический словарь
Нравственное богословие — христианское учение о морали, практическое богословие, систематически излагающее учение Христа, апостолов и отцов Церкви о нравственности. Здесь рассматриваются возможные человеческие грехи (пороки) и способы борьбы с ними. Нравственное… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия
сознание — СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
СОЗНАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ — одна из сторон, образующих человеческое сознание. Включает в себя как эмоционально волевые, так и познавательные компоненты. Является сердцевиной духовной жизни личности и об ва. С.н. производит оценку поступков (своих и чужих) с т. зр. добра и… … Российская социологическая энциклопедия
Нравственное сознание
Правовое регулирование — это регулирование поведения людей с помощью системы законов. Оно оставляет вне своего влияния огромную область человеческих отношений, именуемых нравственными. Законом не предусмотрено, например, наказание за нарушение правил приличия, за невежливость и т.п. Это осуждается общественным или личным мнением.
Таким образом, жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам, что изучается этикой — учением о морали. Нравственность — это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Само нравственное начало «предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства дана нам раз навсегда в Слове Божьем и дана, конечно, не для того, чтобы мы ее твердили, как попугаи, или разбавляли собственною болтовнёю, а для того, чтобы мы делали что-нибудь для осуществления нравственных императивов в той среде, в которой мы живем, т.е., другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности».
Нравственный человек наделен чуткой совестью — удивительной способностью самоконтроля. Механизм совести устраняет раздвоенность личности. Возьмем пример с преступником на суде. Он, по И. Канту, «может хитрить сколько ему угодно, чтобы свое нарушающее закон поведение, о котором он вспоминает, представить себе как неумышленную оплошность, просто как неосторожность, которой никогда нельзя избежать полностью, следовательно, как нечто такое, во что он был вовлечен потоком естественной необходимости, чтобы признать себя невиновным; и все же он видит, что адвокат, который говорит в его пользу, никак не может заставить замолчать в нем обвинителя, если он сознает, что при совершении несправедливости он был в здравом уме, т.е. мог пользоваться своей свободой выбора».
Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность — это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Мы говорим и о нравственном поступке, и о нравственных представлениях, понятиях. Нравственное сознание обладает сложной структурой, элементами которой являются нравственные категории, нравственные чувства и нравственный идеал как представление и понятие о высшем проявлении нравственного, вытекающего из социального идеала совершенного миропорядка.
Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом.
Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное. Если бы поведение людей фатальным образом предопределялось сверхъестественными силами, внешними условиями или врожденными инстинктами, как, например, у насекомых, то не имело бы смысла говорить о нравственной оценке поступков. Но нравственности не могло быть и в том случае, если бы человеческие поступки ничем не обусловливались, если бы царила стихия абсолютно свободной воли, т.е. полный произвол. Тогда не могло бы существовать социальных норм, в том числе и нравственных.
Нравственные нормы, принципы и оценки в конечном счете выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях. Истоки нравственности восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам исторического прогресса. Нравственное выступало как стихийно обобщенный и устойчивый образ действий людей, как их нравы.
Нравственность в историческом развитии обладает известной преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а заимствует моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя, развивая их.
В нравственности, как и во всех других областях познания, в общем наблюдается некоторый исторический прогресс. В то же время есть и относительно незыблемые нравственные императивы — так называемые общечеловеческие нормы нравственности. Это один из самых устойчивых ориентиров в человеческом обществе. Исключительно велика их значимость и для настоящего, и для будущего мирового сообщества.
Исходными категориями нравственности являются добро и зло. Добро — это нравственное выражения того, что способствует счастью людей. Отрицательные явления в общественной и личной жизни людей, силы торможения и разрушения именуются злом. Злая воля стремится к тому, что противоречит интересам общества и человека. Однако диалектика истории внутренне противоречива. Зло, по Гегелю, может выступать как форма, в которой проявляется не только тормозящая, но и движущая сила истории. Гете отмечал, что зло выступает и как отрицание, сомнение, как необходимый момент дерзкого движения человеческого разума к познанию истины, как ирония над человеческими иллюзиями. Всякий новый шаг вперед в истории является протестом против старых «святынь» и оценивается современниками как зло. Это, кстати, говорит об относительности понимания добра и зла.
Всюду, где человек связан с другими людьми определенными отношениями, возникают взаимные обязанности. Социальные обязанности, налагаемые на каждого члена общества, принимают форму нравственного долга. Добродетель есть, по И. Канту, моральная твердость воли человека в соблюдении им долга. Действительная нравственность есть должное взаимодействие между единичным лицом и его данной средой — природной и социальной. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершать моральный поступок, и иметь соответствующее субъективное умонастроение.
Совесть являет собой способность личности осуществлять моральный самоконтроль. Она «вынуждает» самостоятельно ставить перед собой нравственно санкционированные цели, осуществлять самооценку совершаемых поступков, испытывать чувство личной ответственности за свои действия.
Говоря о совести, мы имеем в виду и силу положительного зова души, и ее укоры за «не то» и «не так» содеянное. Между должным и внутренними мотивами поступков людей имеют место острые коллизии. Их разрешает внутренний суд — суд совести. «Вот, например, — говорит Ф.М. Достоевский, — человек образованный, с развитой совестью, с сознанием, сердцем. Одна боль собственного его сердца, прежде всяких наказаний, убьет его своими муками. Он сам себя осудит за свое преступление беспощаднее, безжалостнее самого Грозного закона». Иначе говоря, совесть есть внутри меня творимый суд над моими собственными чувствами, желаниями, помыслами, словами и поступками, т.е. суд моего Я над ним же самим. Механизм совести устраняет раздвоенность человека. Нельзя все правильно понимать, но неправедно поступать. С совестью нельзя играть в прятки. Никакие сделки с ней невозможны.
В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.
Коренной вопрос этики — смысл человеческой жизни. От его реализации полностью зависит человеческое счастье, представляющее собой нравственное удовлетворение, проистекающее от сознания правильности, величия и благородства основной жизненной линии поведения. Секрет счастья — в умении доставить и людям, и себе радость, в умении организовать свою жизнь так, чтобы с наибольшей полнотой выявить свои творческие способности. Источник счастья заключается в полноте проявления физических и духовных сил человека. Счастье многогранно. Главный стержень человеческого счастья — творчество в любой области: в труде умственном и физическом. В творениях человек проявляет свою индивидуальность и осознает, что это его детище, часть его Я, которая вливается в море общей культуры, как чего-то более емкого и долговечного, чем личное бытие отдельного человека.
Каково требование религиозной нравственности? Оно таково: «имей в себе Бога» и «относись ко всему по-Божьи».
В заключение еще раз приведу знаменитые слова И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Нравственное сознание человека и его формирование
Жизнь людей в обществе подчинена нравственным и правовым законам, регулятивным принципам, которые изучаются этикой – учением о нравственности и морали.
Нравственность и мораль в обществе
Правовое регулирование – это регулирование поведения людей при помощи системы законов.
Правовое регулирование не забирает под своё влияние очень большую часть отношений людей, которые называются нравственными. Закон не предусматривает наказание за нарушение правил этикета, к примеру, или за невежливость. Такие нарушения осуждаются на уровне личного мнения или общественного осуждения.
Нравственность – это система, которая складывалась на протяжении всей истории человечества, основная ценностная форма общественного сознания, находящая отражение в общепринятых правилах и оценке поступков человека.
Согласно нравственному началу, мы должны заботиться об общем благе, в силу того, что без этого заботы о личной нравственности превращаются в эгоистичные посылы, тем самым приобретая статус безнравственных. О нравственном совершенстве говориться ещё в Слове Божьем. Именно там раз и навсегда дана заповедь, которую мы должны твердить и повторять, не занимаясь пустой болтовнёй, а делать что-то для того, чтобы нравственные императивы осуществлялись в той среде, в которой мы живём. Иначе говоря, на протяжении всего человеческого существования, нравственные принципы являются наиважнейшей составляющей социальной жизни, и они обязательно должны воплощаться в обществе.
Нравственные качества социального человека
Человек с высокими моральными качествами наделён чуткой совестью. Здесь имеется в виду способность человека к самоконтролю. Принцип работы механизма совести заключается в устранении раздвоенности личности.
Преступник в суде, согласно воззрениям И. Канта, может хитрить сколько ему угодно, чтобы своё нарушающее закон поведение, о котором он вспоминает, представить себе как неумышленную оплошность, просто как неосторожность, которой никогда нельзя избежать полностью, следовательно, как нечто такое, во что он был вовлечен потоком естественной необходимости, чтобы признать себя невиновным; и все же он видит, что адвокат, который говорит в его пользу, никак не может заставить замолчать в нём обвинителя, если он сознает, что при совершении несправедливости он был в здравом уме, т.е. мог пользоваться своей свободой выбора.
Нравственное сознание состоит из принципов и норм морали.
Нравственность – это и конкретная сторона объективных отношений людей, их поведения, и форма сознания.
Нравственное сознание состоит из множества элементов. К ним относятся нравственные категории, нравственные чувства и идеал как представление и понятие о высшем проявлении нравственного, которое следует из общественного идеала совершенного миропорядка.
Главный критерий, который определяет нравственную жизнь человека, чувство ответственности перед собой и окружающим миром действительности. Правила, которых придерживаются люди в своих взаимоотношениях и составляют нормы морали. Их формирование происходит стихийным образом и выступают они как неписанные законы, а подчинение им происходит как на должном уровне. Более того, она же является и мерой требования общества к людям, и мерой получения по заслугам как одобрения, так и осуждения.
Справедливость как мера воздания
Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость. Наказание преступника – это справедливая мера, а требования от человека большего, чем у него есть – несправедливо. Нет справедливости вне равенства людей перед законом.
Нравственность предусматривает некоторую свободу воли, тем самым предоставляя возможность сознательного выбора конкретной позиции, принятия решения и несения ответственности за собственные поступки.
В случае, если бы поведение людей контролировалось сверхъестественными силами, зависело от внешних факторов или предопределялось врождёнными инстинктами, наподобие того, как это происходит у насекомых, то не приходилось бы говорить о нравственной оценке поступков. Нравственность не подразумевалась бы и в случае, если бы человеческие поступки не были ничем обусловлены, а мире правила абсолютная свободная воля. Иными словами, полный произвол. Существование социальных норм и норм нравственности было бы невозможно.
Нравственные нормы в конечном итоге выступают регуляторами правил в трудовой сфере и общественных отношениях. Нравственность начинается там, где начинаются традиции и обычаи. Они фиксируют поступки, которые исходя из опыта поколений, приобретают полезные свойства и черты для сохранения и развития общества и человека. Также удовлетворяют потребности и интересы исторического прогресса. Нравственное приобрело черты стихийно обобщённого устойчивого образа действий людей.
Нравственность как важнейших компонент человеческого сообщества
Нравственность носит преемственный характер и является относительно самостоятельной единицей общественной жизни. Каждое последующее поколение не придумывает новых норм поведения, а пользуется моральными ценностями, которые были характерны предыдущим поколения, при этом новое изменяет нравственные ценности под себя, развивая их.
Исторический прогресс в данном контексте становится весьма актуальным для нравственности и для других областей познания. Но стоит отметить, что наблюдаются и такие императивы, которые не подвержены изменениям – общечеловеческие нормы нравственности. Это в буквальном смысле один из самых важных ориентиров в обществе. Их значимость велика и для настоящего и для будущего человеческого сообщества.
Начальные категории нравственности – добро и зло.
Добро – это моральное выражение того, что является выражением счастья людей.
Зло – негативные явления в общественной и личной жизни людей, силы, которые тормозят и задерживают развитие.
Устремления злой воли видятся в противоречии интересам общества и человека. Однако диалектика истории внутренне противоречива. Г. Гегель говорит о том, что зло выступает в форме, которая проявляет себя не только как тормозящая, но и движущая сила истории. И. Гёте утверждал, что зло – это одновременно и отрицание, и сомнение, которое выражается в моменте дерзкого движения человеческого разума на пути к истине в виде иронии над человеческими иллюзиями. Любой новый шаг в истории – это протест против уже устоявшихся истин и оценивается он современниками никак иначе как зло. Это свидетельствует о том, что добро и зло понятия относительные.
В любой сфере, где человек связан с другими людьми определёнными отношениями, появляются взаимные обязанности. Социальные обязанности в таком случае приобретают форму нравственного долга, т.к. они налагаются на каждого члена общества.
И. Кант утверждал, что добродетель – это нравственная твёрдость воли человека в вопросах соблюдения им долга. Действительная нравственность при этом должное взаимодействие между единичным лицом и его данной средой – природной и социальной.
Человек выполняет свой долг, когда осознаёт, что интересы окружающих и собственные обстоятельства взаимосвязаны и несут общественную значимость.
Недостаточно только знать моральные принципы, важно понимать и переживать их. Когда человек сопереживает несчастью других людей как собственному, тогда он способен и переживать свой долг. Иными словами, долг – это то, что должно быть исполнено из моральных, а не правовых соображений. Опираясь на мораль и нравственность, человек должен и совершать нравственный поступок, и при этом иметь конкретное субъективное умонастроение.
Совесть – это способность человека осуществлять нравственный самоконтроль личности.
Совесть заставляет самостоятельно ставить перед собой нравственно санкционированные цели, осуществлять самооценку совершаемых поступков, принимать во внимание чувство личной ответственности за собственные действия.
Размышляя о совести, подразумевается положительный зов души, а также её укоры за «не то» и «не так» совершённое. Острые коллизии размещаются между должным и мотивами, которые как внутренние позывы провоцируют людей на совершение определённый действий. Эти коллизии устраняет внутренний суд, иначе его называют судом совести.
Ф. Достоевский говорил: «Человек образованный, с развитой совестью, с сознанием, сердцем. Одна боль собственного его сердца, прежде всяких наказаний, убьёт его своими муками. Он сам себя осудит за своё преступление беспощаднее, безжалостнее самого Грозного закона».
Достоинство личности как нравственная категория
Достоинство личности занимает важное место среди других нравственных категорий. Оно заключается в осознании личности собственной значимости и прав относительно общественного уважения и самоуважения.
Вопрос о смысле человеческой жизни является ключевым в этике. Реализация собственного смысла жизни является важной в вопросах человеческого счастья, которое представляет собой моральное удовлетворение, берущее начало в сознании правильности, величия и благородства основной жизненной линии поведения.
Тайна счастья заключается в способности доставить людям и себе радость, в способности организовать жизнь таким образом, чтобы получить максимальную возможность реализовать свои творческие способности. Источник счастья видится в том, чтобы в полной мере проявлять свои физические и духовные силы. Оно многогранно. Ядром, вокруг которого образуется человеческое счастье, считается творчество в любой области и труд, будь то физический или умственный.
В результатах своего творчества и труда человек проявляет себя и собственную индивидуальность, тем самым осознаёт, что это его детище, которое является его частью, становится частью общего мира культуры, что даёт ему веру в то, что он творит для чего-то более ёмкого и долговечного, чем частное бытие отдельного человека.
И. Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».