Что такое нравственные ориентиры человека
Что такое нравственные ориентиры человека
Подробное решение параграф § 11 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?
Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.
2. Какова сущность категорического императива?
3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.
4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?
Если у человека отсутствует самовоспитание (самоконтроль), то он не сможет получить «опыт добрых дел», следовательно, стать нравственно богатым.
5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?
Сущность мировоззрения состоит в совокупности взглядов человека на мир, который его окружает, поэтому его нередко называют стержнем духовного мира личности. Мировоззрение – это основа духовности человека.
6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?
8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
Опираясь на мировоззрение человек может действовать так или иначе, т.к. он исходит из своих взглядов.
1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.
Мораль всегда выступает как умеренность, способность к самоограничению; во все времена и у всех народов ассоциировалась со сдержанностью, близка к аскетичности (аскетичность – способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания). Из данного понятия видим, что мораль принуждает человека действовать определённым образом.
2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.
Да, я согласна с данным мнением, действительно ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, т.к., ценностные ориентации – это стержень человека, те ориентиры, которые направляют деятельность человека.
У хорошего человека должно быть всё превосходно и ум и сердце. Любой человек прежде чем что-то делать должен думать головой и слушать сердце. С моральной стороны, если человек будет прислушиваться к своему сердцу он не будет поступать жестоко и своекорыстно.
4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».
Из данного списка ценностей на первое место выступает семья; второе место занимает – здоровье, третье – материальный достаток.
Для себя я бы так же сохранила такую последовательность. Очень важно, что в современном обществе ценна семья и духовные ценности, а материальные блага уходят на третий план.
Аргументы: «Как формируются нравственные ориентиры современного человека?» из жизни и литературы
В данной работе представлены аргументы из жизни и литературы, необходимые для итогового сочинения по теме: «Как формируются нравственные ориентиры современного человека?». Нравственные ориентиры – это представления человека о том, что заслуживает одобрения или осуждения. С течением времени они изменяются, у каждого поколения формируются свои понятия.
В этой теме итогового сочинения предложено разобраться в том, что именно лежит в основе становления нравственности у современного человека. И для этого следует обратиться к художественной литературе, ведь многие писатели задумывались над данным вопросом уже не одно столетие назад.
Проблема
Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
Отношение автора к проблеме
Прежде всего, нравственные ориентиры современного человека формируются под влиянием семьи. Интеллигентные и рассудительные родители подают правильный пример, воспитывая в ребёнке достойную личность. Они вкладывают основы нравственности, а в дальнейшем жизненные ценности продолжат формироваться самостоятельно. В памяти и сознании человека навсегда остаётся то, что он видел и слышал в детстве.
Аргументы
Эпитеты к слову «ориентиры»
Нравственные, моральные, духовные, жизненные, надёжные, чёткие, заметные, правильные, выбранные, навязанные, единственные, своеобразные, признанные, точные, основные, знакомые, значимые, верные, главные, важные, единые, лучшие, определённые, первостепенные, последние, новые, другие, исторические, примерные, неопределённые, подходящие, необходимые, удобные, очередные, естественные, внутренние, внешние, исчезнувшие, далёкие, долгожданные, заветные, конкретные, неизвестные, низкие, высокие, неясные, основные, туманные, призрачные, капитальные, мировые, народные.
Синонимы к слову «нравственные»
Благонравные, добродетельные, добронравные, высоконравственные, моральные, честные, благородные, порядочные, этичные, справедливые, поучительные, назидательные.
Синонимы к слову «ориентиры»
Цели, знаки, направления, указатели, путеводители.
Примеры из художественной литературы
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» затронуто множество проблем, актуальных и в наше время. Одной из ключевых тем произведения является тема воспитания в семье.
Главный герой романа Андрей Болконский является сыном князя Николая Болконского. Он предстаёт перед нами молодым, образованным, воспитанным, честным, открытым, достойным человеком. На вечере в салоне Анны Шерер Болконский чувствует себя неуютно, он презрительно относится к светским интригам и лицемерию. Он не принимает фальшивого лоска, напыщенности и наигранности в поведении представителей данного общества. Однако молодой князь очень сдержан, поэтому не ведёт себя высокомерно и не выказывает открыто своего неуважения к окружающим. Он не навязывает другим личные нравственные ориентиры, просто живёт в соответствии со своими жизненными принципами.
Такой же была и сестра Андрея Болконского княжна Марья. Её внешность не отличалась особой привлекательностью, зато девушка обладала чистой и прекрасной душой. Марья не любила светское общество, тем не менее, могла найти общий язык с каждым. Девушке свойственно милосердие и сострадание. Она пытается помочь всем, кто нуждается в этом, поэтому втайне от отца принимает в доме «божьих людей». Она никогда не обманывает окружающих и не способна на предательство. Семья и вера являются главными приоритетами в жизни Марьи, и этому она научилась у своего отца. Лишь благодаря строгому воспитанию Николая Болконского его дети смогли вырасти достойными людьми, заслуживающими уважения.
Тема воспитания и формирования нравственных ориентиров является основной в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Слово «недоросль» после публикации книги стало нарицательным для ленивых, нежелающих развиваться людей. Однако на самом деле проблема главного героя не в нём самом, а в его семье и воспитании.
Госпожа и господин Простаковы искренне любили своего сына, старались обеспечить ему достойное будущее, но из-за неправильных нравственных ориентиров сами не могли понять, как это сделать. Все последствие плохого воспитания проявились в финальном эпизоде, где Митрофан бессердечно отворачивается от собственной матери. Стародум точно подвёл итог: «Вот злонравия достойные плоды!».
Главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» родился в семье сельских помещиков, владеющих усадьбой Обломовка. В поместье царила атмосфера лености и бездействия. Главными ценностями для всех обитателей Обломовки были сон и спокойствие.
Илья был единственным ребёнком в семье, родители в нём души не чаяли. Мальчик рос в окружении любови и заботы. Чрезмерной заботы, потому что ему ничего не давали делать самостоятельно, любое желание сразу же исполнялось. Илюша был активным и любознательным мальчиком, но любящие родители подавляли в нём любое желание действовать, воспитывая его собственным примером. Со временем главный герой привык к безделью, он просто не знал, что можно жить по-другому. Единственной отрадой в его жизни были нянины сказки, героем которых он себя представлял. Илья настолько предавался мечтаниям, что в последствие ему стало трудно отличать реальность от вымышленного мира.
Одна из главных проблем воспитания Обломова заключается в том, что его родители не привили ему в детстве любовь к труду, терпение и усердие. Они очень хотели, чтобы их сын стал высокопоставленным чиновником, но не прикладывал никаких для этого усилий. Им было невдомёк, что без стараний успеха не достигнуть. Их своеобразная система воспитания, погубила жизнь Ильи Ильича. Он боялся реальности, избегал трудностей и не умел принимать необходимые решения. Он закрылся в своём собственном мирке и потерял смысл в жизни. Да и это жалкое существование уже трудно было назвать жизнью, ведь у Обломова не было ни целей, ни стремлений. Он просто плыл по течению, занимая позицию наблюдателя.
У главного героя поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» не было счастливого детства. Чичиков воспитывался в строгости, у него не было настоящих друзей, все его мысли были заняты тем, как можно заработать копейку. Глубоко в душу ему запали слова отца о том, что друзья могут предать, а заработанные деньги всегда принесут пользу в жизни. Именно этим Павел Иванович и руководствовался в дальнейшем, на первом месте для него всегда были материальные блага.
Главный герой в жизни следовал отцовским наказам: «Больше всего угождай учителям и начальникам» и «береги копейку…всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой». Именно в этом он видел путь к достижению успеха и признания. Еще со времен учёбы в училище Чичиков начал водиться с теми «кто побогаче, чтобы при случае могли быть … полезными». По совету отца он ни на кого не тратил деньги, но умел вести себя так, чтобы их тратили на него. Кроме того, он умудрялся заниматься торговлей во время занятий.
В будущем наличие денег и преумножение собственного капитала стало смыслом всей жизни Павла Ивановича. Следуя отцовскому завету беречь копейку, он переступил через свою совесть и нормы морали. Благодаря своей сообразительности и изобретательности Чичиков мог извлечь выгоду из всего. Он стал циником и лицемером, настоящим артистом и мошенником.
Наставление отца главного героя – доказательство того, какое влияние могут оказать родительские слова на ребёнка, каким он станет, и какой путь в жизни выберет, руководствуясь нравственными ориентирами своих родителей.
Родители главного героя романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в воспитании своего сына руководствовались высокими нравственными принципами. В мальчике соединились доброта и отзывчивость его матери с честностью, прямотой и смелостью его отца. Андрей Петрович Гринёв был против беззаботной распутной жизни, поэтому отказался посылать своего сына на легкую службу в Петербург. Он хотел, чтобы Петруша «понюхал пороха», стал настоящим солдатом, поэтому отправил его в Белогорскую крепость.
Перед отъездом сына, отец дал ему наставление: «Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Именно эти слова стали главным ориентиром в жизни Петра Гринёва и помогли ему в дальнейшем не сбиться с правильного пути. Это стало своеобразной клятвой сохранить честь своей семьи, которую главный герой никогда не предаст.
Пётр Андреевич хорошо усвоил урок своего отца. В первый раз он поступил по чести, вернув проигранные деньги, несмотря на то, что его верный слуга уговаривал своего хозяина увильнуть от расчёта. Затем главный герой отблагодарил бродягу, указавшего им дорогу, даровав ему заячий тулуп. В дальнейшем это благородство спасло жизнь не только Петру Гринёву, но и недовольному подобным неразумным поведением своего барина Савельичу.
Следующим событием, где главный герой романа проявил свою честь и достоинство, стала дуэль со Швабриным. Он поступил как настоящий мужчина, вызвав на поединок того, кто порочил имя невинной девушки. К тому же, в отличие от обидчика, Петр Андреевич действовал честно, не нарушая никаких правил.
В полной мере нерушимость своих принципов и преданность Родине молодой офицер доказал во время захвата Белогорской крепости. Находясь в шаге от смерти, он отказался присягнуть лжецарю. И этим поступком он вызвал уважение даже у такого злодея как Пугачёв, получив его помилование.
Таким образом, отец Петра Гринёва смог воспитать своего сына как настоящего дворянина, который считал невозможным изменить данной присяге и нарушить её даже ради спасения собственной жизни. Главный герой ни разу не отступил от наказа своего отца. С начала и до конца романа мы видим мужественного, постепенно взрослеющего юношу, который свято соблюдает данное слово.
Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» был воспитан надлежащим образом, но не последовал родительскому примеру, а выбрал собственные нравственные ориентиры в жизни. Евгений Базаров говорил, что: «Всякий человек сам воспитать себя должен – ну, хоть как я, например…». Он считал, что ничто не властно над человеком, каждый волен устроить свою жизнь так, как хочет. И он осознанно стал нигилистом, отрицающим всё и вся.
Базаров сильно отличался от своих родителей, но профессия его отца всё же повлияла на выбор жизненного пути главного героя. Его отец был лекарем, и Евгений тоже стал интересоваться медицинской наукой. Василий Иванович был по происхождению простым человеком, но довольно образованным и разносторонне развитым. Он всегда был готов помочь нуждающимся, оказывая крестьянам медицинскую помощь. Таким был и его сын, который хотел быть полезным для окружающих не словами, а делом. Однако люди не могли понять человека, отрицающего всё, к чему они так привыкли.
Базаров воспитал себя сам как человека нового времени, сделал себя нигилистом. Его отрицание прослеживалось во всём: в образовании, в речи, в манерах, в отношении к природе, искусству, к традициям. Но в итоге главный герой романа сам стал жертвой своего воспитания. Любовь заставила его понять, что все теории, которыми он руководствовался в жизни, были ошибочными. А сам он – обыкновенный человек, над которым имеют власть чувства.
Примеры из жизни
Соблюдение данных заповедей позволяет человеку жить правильно, в гармонии и понимании с Всевышним. Первые три заповеди относятся непосредственно к отношению к Богу. Христианин должен почитать только истинного Бога, а других божеств в его жизни существовать не может. Также в них говориться, что у верующих людей не должно быть кумиров и предметов поклонения, а имя Господа нужно вспоминать только в необходимых случаях.
Согласно четвёртой заповеди христиане должны обязательно помнить про выходной день и уважительно к нему относиться. Это не просто день, который нужно посвятить отдыху. В воскресенье люди вспоминают о боге, молятся и думают о смысле своего бытия.
В пятой заповеди говорится о том, что всегда нужно почитать мать и отца. Именно они дали нам жизнь согласно воле Божьей. Поэтому мы обязаны заботиться и уважать их вне зависимости от сложившейся жизненной ситуации.
Шестая заповедь гласит, что нельзя лишать жизни окружающих людей и самого себя. Причём вина ложится на человека даже тогда, когда он не совершал убийства, но не попытался его остановить. Следующая заповедь говорит о том, что нельзя прелюбодействовать. Бог велел на протяжении всей жизни сохранять верность мужу или жене, и даже в мыслях или словах не нарушать этого завета.
Восьмая заповедь запрещает кражу чужого имущества. Любая выгода непозволительна, если она связана с нанесением ущерба другому человеку. В девятой заповеди говорится о том, что нельзя клеветать на ближнего своего. Господь Бог запрещает любую ложь, сплетни и злословие. Лгать непозволительно даже себе самому. А последняя заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли об этом грехе. В ней говорится о том, что нельзя желать чужого. Бог говорит о том, что необходимо радоваться тому, что есть у тебя, а не у твоего ближнего. Только в этом случае можно получить благословение.
Иммануил Кант считал человека наивысшей ценностью. По его мнению, каждая личность обладает чувством достоинства, которое необходимо защищать от чужого посягательства. Однако у других людей тоже есть свои чувства, затрагивать которые нельзя ни в коем случае. Выходит, что человек обладает свободой выбора, но она ограничивается правами другого человека. Любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.
Кант сформулировал свой закон таким образом, чтобы он стал основой, на которой должны строиться человеческие отношения. Этот закон называется категорическим императивом.
Основы категорического императива:
В теории Иммануила Канта говорится о том, что человек совершая действие должен руководствоваться не только своими желаниями, а и общечеловеческими правилами, которые являются для него категорическим императивом. Учёный надеялся, что этот закон будет представлять собой базу отношений между человеком и обществом.
Народная мудрость
Афоризмы
Что можно отнести к духовным ориентирам личности. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека? Какова их роль в деятельности человека? Что является духовными ориентирами личности
Феномен духовности
Понятие духовности предполагает две трактовки: секулярную и религиозную.
С точки зрения первой из них, духовность – это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала.
С точки зрения религиозной позиции духовность понимается как глубокая связь человека с Богом, достижение единства с ним и начало процесса «обожения» личности человека.
При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция).
Понятие нравственности
Понятие нравственности предполагает более конкретную трактовку. Обычно под этим феноменом предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие нравственные ценности, моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения.
На вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, можно ответить следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, добро, чувство долга, красоту, стремление к истине, жажду справедливости, стремление к идеалу.
Происхождение морали и ее изучение
Под моралью подразумевается комплекс обычаев и канонов, регламентирующих контакты и коммуникацию людей, их поступки и манеры, а также служащих залогом гармонии коллективных и персональных потребностей. Нравственные установления известны издревле. Существуют различные точки зрения на источники появления моральных норм. Есть мнение, что их первоисточником послужили практика и проповеди величайших наставников и вероучителей человечества:
Богословские манускрипты большинства верований содержат хрестоматийный принцип, ставший позднее наивысшим законом нравственности. Он рекомендует человеку поступать с людьми так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним. Исходя из этого, основа первостепенного регламентирующего этического предписания была заложена в культуре седой древности.
Альтернативная точка зрения утверждает, что моральные принципы и каноны образуются исторически и заимствуются из многочисленного житейского опыта. Способствуют этому литература и просвещение. Опора на существующую практику позволила человечеству сформировать ключевые нравственные ориентирования, предписания и воспрещения:
В любые эпохи порицались:
Одобрение же получили следующие свойства:
Эти качества народ отразил в пословицах и поговорках.
Замечательные философы прошлого изучали духовно-нравственные человеческие ориентиры. И. Кант вывел формулировку категорического требования морали, совпадающего по содержанию с золотым принципом нравственности. Этот подход констатирует персональную ответственность личности за содеянное.
Значение духовно-нравственных ориентиров
Мы установили, что духовно-нравственные ориентиры человека – это его ценности и убеждения. Это установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную деятельность человека и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания.
Фактически порядочность человека зависит от того, насколько в его жизни важны данные ориентиры. Например, не каждый человек может совершить акты воровства, измены или предательства, потому что не всем людям это позволяет сделать их совесть, а иначе говоря, их духовные и нравственные ориентиры.
А определенную часть людей принято называть «людьми с сожженной совестью», они способны на неблаговидные поступки потому, что не видят в них той степени зла, которая действительно там есть. Это люди с утраченными духовно-нравственными ориентирами.
Духовность человеческой жизни
Мужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.
Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо развитым духовным миром или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.
Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:
Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам. Особенно это важно для молодежи.
Что такое духовно-нравственные ориентиры человека: золотое правило нравственности
Немалую роль в формировании духовно-нравственных ориентиров человека играет сформулированное в древности правило, которое принято называть «золотым правилом нравственности». Его описание можно найти в древнейших текстах, а также в текстах Нового Завета.
Оно гласит следующее: «Не поступайте с другими людьми так, как вы не хотели бы, чтобы они поступали с вами».
Данное правило очень просто. Однако если бы люди, знающие о нем, действительно воплощали его в своей жизни, на земле было бы гораздо меньше зла, несправедливости и несчастий. Вся беда заключается в том, что многие из нас, следуя горестным словам одного из апостолов, знают, где добро, однако ему не следуют, знают, где зло, но творят злодеяния.
ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВА ОБЩЕСТВА. статья на тему
ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВА ОБЩЕСТВА.
SPIRITUAL VALUES ARE THE MAIN PART OF PEOPLE`S LIFE AND THE BASIS OF SOCIETY
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме воспитания духовных ценностей как важной части жизни человека и основы общества.
Abstrakt. The article is devoted to the actual problem of spiritual values`s education, which is the main part of people`s life and the basis of society.
Ключевые слова: духовные ориентиры, мораль, идеал, ценности.
Keywords: spiritual values, moral, ideal, values.
Духовные ориентиры являются очень важной частью жизни человека и основой общества во все времена. Они зародились ещё в древнейшие времена. Проходило много времени и духовные ориентиры личности никогда не теряли своей значимости. Во все времена людьми ценились такие качества как честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, своей Родине, доброта, а ложь, лицемерие, предательство, — считались качествами, недостойными “настоящих людей”.
В состав духовных ориентиров личности входят важнейшие понятия, основные из которых мораль, ценности и идеал. Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Мораль включает в себя идеалы, ценности. Идеал – это совершенство, высшая цель того, к чему стремится человек. Ценности – это то, что наиболее дорого для человека и человечества. Виды ценностей можно разделить на 6 групп. Ценности бывают правовыми, нравственными, политическими, профессиональными, религиозными и художественными [1]. Духовные ориентиры личности очень важны в жизни общества. Ведь к духовным ориентирам личности относятся патриотизм, совесть, ответственность и другие важнейшие черты личности.
Понятия ценностей довольно обширны, каждый человек что-то ценит. Не всегда ценности людей совпадают друг с другом. Благодаря морали люди стараются прилично держать себя в обществе, но некоторым людям не близки такие понятия и поэтому в нашем обществе все чаще совершаются различные преступления. Но большинству людям близки мораль, ценности и идеалы, так как они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Без них не было бы многого и мы, люди, были бы совсем другими, нам были бы чужды многие понятия и жизнь была бы полностью другой.
Л.Н. Толстой говорил: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот»[2]. Я думаю, смысл высказывания Л.Н.Толстого заключается в том, что человек может построить свою судьбу «своими руками», только если он сам будет развивать свой духовный мир.
Я соглашусь с данным высказыванием. Тот, кто развивает себя не только физически, но и духовно, способен ставить себе правильные цели, достигать их, стремиться к лучшему, искать свой «идеал». Каждый духовно развитый человек должен знать, что морали, ценности и идеалы – это духовные ориентиры личности, должен всегда и следовать им. Тогда в нем сформируется нравственное начало, и он сможет «своими руками» построить свою судьбу.
Еще Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. То есть личность, стремящаяся к духовной жизни, способная к самоконтролю и саморазвитию, сможет найти правильные ориентиры в жизни. Это подтверждает слова Толстого.
И наоборот, если человек не будет духовно развиваться, его существование станет обыденным и скучным. У него не будет целей в жизни и он не сможет найти в ней свой смысл. Поэтому так важно, чтобы человек развивал в себе добрые качества, мораль, нравственность, и тогда вся его деятельность, вся его жизнь обретёт смысл.
Нравственные чувства начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он находится. При целенаправленном воспитании чувства у ребенка становятся гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших «правильного» воспитания. Как говорил А.С. Пушкин: “Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”[3].
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. “Все педагоги нашего времени сходятся на том, что в деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же”[4]. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребенка. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, готовность помочь и т.д. Очень важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили с ним его радость.
Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, так как они являются свидетелями и участниками этих взаимоотношений. Как отметил русский писатель и педагог А.Н. Острогорский: “Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатление ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы”. [5]
Развитие нравственности в человеке начинается в семье и имеет своё продолжение в детском саду и школе. В последнем институте оно становится более целенаправленным. Поэтому заботиться о нравственном воспитании детей должны не только педагоги и воспитатели, но и родители.
В начальной школе ребенок начинает приобретать определенные знания. В нём уже сформированы некоторые черты характера, которые нужно развивать дальше и направлять в нужное русло. Именно в школе продолжает закладываться нравственный облик личности.
Перед взрослыми возникает задача научить детей не только внешне выглядеть воспитанными, но и быть таковыми, обладать добрыми человеческими качествами. Чтобы поступки личности соответствовали нормам и правилам, принятым в обществе, необходимо, чтобы общечеловеческие нравственно-духовные нормы были пережиты самим воспитанником, чтобы среда, в которой он живет, предполагала постоянную ориентацию личности на общечеловеческие ценности. И только взрослый человек может быть этим ориентиром для ребенка, примером правильного поведения, подражания.
В наше время нравственное воспитание становится необходимостью, так как мир наполнен жестокостью, грубостью и развратом. Семья и школа оказывают определённое влияние на понимание ребёнка о том, как правильно себя вести, что можно делать, а что нельзя. И, конечно же, ведущая роль принадлежит семье. Следовательно, именно родители должны не только воспитывать и прививать нравственные качества, но и развивать все грани личности своего ребёнка. Как сказал Филипп Лобстейн – «задача нравственного воспитания – воссоздание человека изнутри, вручную, причём начинать следует с себя».
Духовное и нравственное воспитание
Говоря о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нельзя не сказать и о необходимости организации духовного и нравственного воспитания.
О том, как воспитать такого благородного человека, задумывались еще педагоги древности. И сегодня на эту тему написано немало трудов.
Как правило, сводятся они к тому, что родителям и педагогам советуют прививать духовно-нравственные ориентиры детям своим жизненным примером. Ведь если родители говорят ребенку поступать справедливо и честно по отношению к окружающим людям, но сами в своем поведении далеки от идеала, то и ребенок, скорее всего, унаследует их дурной пример, не обращая внимания на их благородные слова.