Что такое нравственный поступок
Урок ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Нравственный поступок
( модуль «Основы светской этики»)
Задачи : создание психологических условий для продуктивного общения, условий для развития ценностно-смысловой сферы личности; создание условий для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “нравственный поступок”, «мораль» с опорой на имеющие знания и жизненный опыт;
Обеспечение развития умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля;
Создание условий для развития умения учиться, развития самостоятельности, ответственности, инициативности.
Результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.
метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия « поступок», «нравственный поступок», «мотив».
1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (выяснение настроения учащихся).
Игровой приём «Улыбка»
-Закройте глаза, улыбнитесь, теперь откройте глаза улыбнитесь соседу по парте, теперь учителю. От улыбки даже в хмурый день становится тепло на душе.
2. Актуализация знаний. (индивидуальные карточки)
1.Что вы должны сделать в первом задании? (подобрать слово)
2.Что считается добрым поступком?
а) Забывать о неприятной просьбе
б) Дать списать домашнее задание
в) Опоздать на неинтересную встречу
г)Помочь соседу по парте разобрать задачу
3.Укажите поступки, которые одобряет общество
4.Что является последствием злых дел?
5.Знания о добре и зле помогают людям
а) проявлять заботу
г) все ответы верны
6.Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую – к понятию «зло».
3. Формирование новых знаний.
-Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского «Капля воды»
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
— Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой?
(не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)
— Почему бабушка ничего им не сказала?
(скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)
— А как поступили мальчики?
(нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)
-Являются ли действия ребят поступком? (является)
-Хороший или плохой поступок совершили ребята? (плохой)
— Приведите примеры хороших поступков?
-Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (о поступках людей)
-Мы узнаем, что такое поступок, в чем разница между действием и поступком, какой поступок называют нравственным. (Слайд 1)
-Что такое поступок?
Работа с определением (Слайд 2)
Поступок – это намеренное действие человека.
(запись определения в тетради по выбору)
-А что же такое нравственный поступок?
Нравственный поступок – это действие, которое приносит пользу окружающим.
Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.
Он отвечает общепринятым ценностям – духовным, моральным, этическим. Помочь кому-то – это нравственный поступок, отдать что-то кому-то – это нравственный поступок, совершить благое дело – это нравственный поступок. ( Слайд 3)
— Определите, какой поступок является нравственным, а какой безнравственный (Слайд 4)
-Любой нравственный поступок имеет мотив, цель, действия, средства достижения цели и результат. (Слайд 5)
Работа по учебнику стр.40
-Найдите описание мотива, цели, средства, действия и результата в учебнике
(зачитывают по очереди)
— Выбор в пользу того или иного поступка делает сам человек. Что перевесит – зависит от каждого из нас.(Слайд 6-9)
— из каких произведений данные герои;
— в какие группы вы могли бы их объединить;
— кто из героев совершает нравственный поступок, а кто нет;
— приведите пример из произведений литературы самостоятельно.
Дети встают в круг, учитель дает предмет (игрушка, цветок). Передавая его
друг другу, дети должны называть добрые вежливые слова.
1)Задание 1. Обсуждение ситуации. Поступок или проступок
Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.
Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать задачи — одно удовольствие.
Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье — и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать число «23», Ваня ошибся и написал «32». В своей тетради я написала правильно, а Ване ничего не сказала.
Вера Ивановна собрала наши тетради для проверки, а на следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она была недовольна, потому что он оказался невнимательным и допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою сторону — я покраснела и опустила голову.
Ответить на вопросы:
-Ваше отношение к поступку девочки. Поступок или проступок?
-Как можно исправить ситуацию?
Слова-помощники: помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю.(Слайд 11)
3)Задание 3. Закончить заповедь
-О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями. Может кто-то из вас знает, какое название они сейчас имеют? А вы слышали такое слово «заповеди»? Что оно обозначает? Попробуйте закончить записанные истины, отталкиваясь от принципов добра. Проверка (Слайд 12)
Помни такие заповеди:
Попробуй не захватить, а…………….(отдать).
Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).
Не спрятать, а …………..(поделиться).
Не кричать, а …………(выслушать).
Не разорвать, а…………..(склеить).
-Нам всем приятнее находиться в обществе добрых поступков, но для этого мы сами должны их совершать.
-Какие добрые поступки вы совершили в своей жизни? (идет обсуждение).
Помни истину простую
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут.
6.. Самостоятельная работа
— Заполните схему нравственного поступка( его пяти компонентов).Схема у каждого ученика
— Итак, ребята, сегодня мы говорим о нравственных поступках. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника.
Группа получает лист ватмана, разделенного на две части «чёрную» и «белую». На «чёрной» части дети пишут поступки. Отражающие тёмную сторону жизни, а на другой – светлую сторону жизни
Закончи предложения: 1) В своих поступках человек должен ориентироваться на ….__________________
2) Человек совершает нравственный поступок, и когда…_____________________________
3) Нравственным можно назвать человека, который …________________________
Соединить 1части пословиц со 2 частями по смыслу (карточки в конвертах №1 и №2):
Не плюй в колодец// пригодится воды напиться.
Заварила кашу,// расхлебывай.
Торопись на доброе дело,// а худое само приспеет.
Чем дальше в лес,// тем больше дров.
В ком добра нет, // в том и правды мало.
На добрый привет, //добрый ответ.
Выступление групп о выполненных заданиях.
— А теперь подведем итоги по проделанной вами работе. Дети по группам рассказывают о выполненных заданиях.
Вывод: только сам человек определяет для себя важность нравственного поступка и его необходимость.
Написать эссе „Легко ли совершать нравственные поступки?“(средние учащиеся);
Нарисовать абстракцию Как я представляю „нравственность “ и „безнравственность “ (слабые учащиеся);
Проведение акции „Добрый свет“ (помощь пожилым людям) – оформление в виде стенгазеты с фотографиями.
Высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить :
Сегодня я узнал… (Слайд 13)
Урок дал мне для жизни…
Конспект Урока » Нравственный поступок»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок модуля «Основы светской этики»
Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть
Тема « Нравственный поступок»
— способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.
— раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок»;
— способствовать развитию у детей чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.
— развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
— формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
— учить прогнозированию последствий своих поступков;
— развивать готовность к социальному взаимодействию.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
-внутренняя позиция школьника;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
— способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Основные термины и понятия: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.
Учитель: Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.
Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!
Учитель: Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь.
Учитель: Ребята, с какой интересной темой мы знакомились на прошлом уроке? ( Ответ: Род и семья – источник нравственных отношений)
Учитель: Кто хотел бы рассказать о своем семейном гербе?
(на доске выставка рисунков с родовыми гербами и родовыми древами).
Тему нашего урока вы можете назвать, разгадав ребус.
15 18 1 3 19 20 3 6 15 15 16 19 20 30
Н р а в с т в е н н о с т ь
Нравственность ( мораль, добронравие, добродетель) – система норм и ценностей, которые регулируют поведение человека – на доске. (антонимы безнравственность, аморальность, злонравие, порок)
Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
-Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (Ответ: Не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)
-Почему бабушка ничего им не сказала? (Ответ: Скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)
-А как поступили мальчики? ( Ответ: Нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)
Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (Ответ:О поступках людей)
-Являются ли действия ребят поступком? (Ответ: Является)
Прочитайте определение «поступка» в учебнике ( стр.40 абз.1) и запишите в тетради.
Как вы понимаете слово поступок? (ответ: Поступок – это действие )
— Нас интересует поступок с этической точки зрения. (Чтение на стр. 40)
Любой поступок – это действие, но только то действие называют нравственным, когда его совершают по собственной воле, т.е. делают свой выбор, основываясь на нравственные принципы. (Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая его.)
-А можно ли этот поступок назвать нравственным?
-А что такое нравственный поступок?
— Как по- вашему должны были поступить ребята в данной ситуации? (уступить место у колодца бабушке, проявить уважение к старшим)
Работа по теме урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей, а поступки мы совершаем каждый день, выделим и разберемся, что же такое нравственный поступок? По каким поступкам люди судят о нас как о личности.
Притча «Пахарь и крот»
Пахарь пахал землю. Вылез из своей норы Крот и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Решил Крот посмотреть, сколько земли вспахал Человек. Пошёл Крот по вспаханному полю. Шёл до самого вечера, а до конца поля не дошёл. Вернулся в нору. Утром вылез из норы, сел на дороге, ждёт Пахаря с плугом, чтобы спросить его:
— Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?
— Я пашу не только себе, но и людям.
— Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору тоже себе.
— Но ведь вы же кроты, а мы — люди, — ответил Пахарь и начал новую борозду.
Учитель: Какой можно сделать вывод? (Только человек может, в отличие от животного, добровольно, осознанно совершать нравственный поступок (действие) не только для пользы себе, но и для пользы других людей)
Как вы понимаете слово поступок? (Дети читают в своих пособиях стр. 40 абз. 2)
1. Мотив (почему я это делаю?)
2 . Цель (зачем я это делаю)
(мотив – как поступить, повод к действию: нет деревьев – надо посадить; стоит пожилой человек – надо уступить место; тонут люди – надо спасти.)
Только добровольный поступок говорит о его нравственности.
5 . Результат. (что получилось благодаря моим усилиям?) – то, ради чего действовал человек, но он может быть разный
Заполняя схему в тетради. (У каждого на парте)
— Какие составные части имеет нравственный поступок? ( 5 компонентов)
— Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным?
(Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая их)
1. Древнеиндийское изречение
Делать ближним добро — это делать то, что желаешь себе.
2. Аристотель (древнегреческий философ)
Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми.
3. Английская пословица
«Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло»
4. Туркменская пословица
«На добро отвечать добром — дело каждого, а на зло добром — дело отважного».
5. Ж.Ж.Руссо (18 век, французский писатель)
Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия.
6.Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ)
Благородство и Подлость,
Отвага и Страх –
Всё с рожденья заложено
В наших сердцах.
(Учащиеся анализируют изречение, доказывают их актуальность сегодня)
Я буду называть положительные и отрицательные качества человека. Если качество положительное, вы хлопаете в ладоши, если отрицательное – качаете головой:
Смелость Скромность Добросовестность
Открытость Лень Активность
Заносчивость Драчливость Общительность
Вежливость Грубость Трусость
Учитель. – В сказках, в которых рассказывается о добре и зле, есть герои: Баба- Яга, Золотая рыбка, Красная шапочка, Дюймовочка, такие же персонажи есть в русских былинах, например, Добрыня Никитич — богатырь при князе Владимире. Он умен и храбр, ловок. Именно Добрыня выручает из беды княжескую племянницу.
Существует множество слов с корнем «добро ».
Я предлагаю группам выполнить следующее задание: придумать с этим корнем:
II ряд — имена существительные.
III ряд — имена прилагательные
До добра не доведет
Определения : формула вежливой просьбы; приветствие гостю; пожелание благополучия при отправлении в путь или в каком-нибудь начинании; кто-либо (что-либо) не приводит к хорошему результату.
1 Не одежда красит человека
4 Доброе слово человеку
5 Кто добро творит
4 что дождь в засуху
5 того Бог благословит
2 само себя хвалит
6 кто добра не делает никому
Учитель: Какими же качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки?
Доброта, сочувствие, сопереживание, желание помочь другому, внимание к человеку, долг, уважение, сила воли, любовь к ближнему как к самому себе.
Учитель: Достаточно ли для развития личности развития одного из этих качеств?
Учитель: Можно ли назвать нравственный поступок «доброе дело»?
1Что такое нравственный поступок?
2.Что такое поступок?
3.Что такое нравственный поступок?
4.Какие признаки имеет нравственный поступок?
Итог урока (рефлексия)
— Основное назначения человека — творить добро. И чтобы этот призыв не забывался, я хочу вручить вам три завета. Пусть они служат вам ориентиром в жизни и отношениях с людьми по пути добра.
«Не обижай людей — придет расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то»
«Ты будешь ближними любим,
И радость доброты познаешь,
Того, чего себе не пожелаешь»
«Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь — это море, из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви»
(Стихотворение вручается каждому ученику)
Задание на дом : Выберите свой поступок или героя какого-либо произведения, фильма. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального, нравственного поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным. При желании сделайте рисунок.
Философия нравственных поступков
План статьи
1. Введение
2. Как подсознательное влияет на поступки человека?
3. Понятие нравственного поступка по Бахтину
4. Народ и толпа. Понятие психологии масс
5. Массовые психозы, как источник войн и бедствий
6. Сдерживающие факторы по Фрейду
7. Природа человеческой агрессивности и способы борьбы с нею по Фромму
8. «Золотое правило» Канта и нравственные поступки, оставившие след в истории
9. Вывод
Если судить о деятельности человека с позиции нравственности, то вся она характеризуется совокупностью его поступков, которые стимулируются, как его внутренними духовно-личностными установками, так и объективными, материально-вещественными, внешними причинами. Трудность моральной оценки тех или иных поступков человека проистекает при столкновении разных их оценок другими людьми, имеющими свои собственные морально-ценностные установки и правила. Таким образом, обосновать собственную моральную оценку с точки зрения принятия её в качестве таковой всеми участниками процесса, чаще всего – почти невозможно. Поэтому, с самой зари существования осмысленного человеческого общества, этика стремится выявить и проанализировать основные факторы моральной оценки, для приближения её к объективности.
Попытаемся разделить действия человека на два типа: действия-операции и действия-поступки для понимания механизмов действия и природы нравственного поступка. Действия-операции – это те, которые проявляются внешне, безотносительно к их значению, а действия-поступки – это произведённые совершенно сознательно и глубоко мотивированные.
Различия этих двух типов сразу проявляются при отказе от действий, когда существует их нравственная необходимость. Например, когда человек отказывает в помощи сильно нуждающемуся в ней. Например, уезжает с места автокатастрофы, хотя видит, что там есть раненные люди. Его полный отказ от каких-бы то ни было действий, в таком случае, является поступком, который осуждается с моральной точки зрения.
В свете такого разделения поступков на виды, получается, что и действие, и бездействие – всего лишь внешнее его проявление, а сущностью его будет нравственное содержание и смысл. Поэтому сам поступок можно рассматривать, как объективацию в действии или бездействии и его последствия, как субъективно мотивированное отношение субъекта действия.
Для установления моральных качеств поступка, важнее его ценностно-содержательная характеристика, а не его внешняя сторона. Справедливо, что оценка должна учитывать все его составляющие – внешние и внутренние, включая условия, при которых этот поступок был совершён.
Великий Кант так сказал о приоритетной ценности мотива поступка при его оценке с точки зрения морали: «Суть дела не в поступках, которые мы видим, а во внутренних принципах их, которые мы не видим». Следовательно, оценка поступка, которая не берёт во внимание его субъективную причину, существенно понижает благородство и сам возвышенный характер морали. Ведь она обязательно предполагает в хорошем поступке добрую волю и осознание долга. Таким образом, такая оценка абсолютно девальвирует и лишает необходимости моральную оценку в отличие от утилитарной, которая берёт в расчёт только голую результативность поступка.
2. Как подсознательное влияет на поступки человека?
Природа сознания и то, каким образом оно формируется – разными философскими школами и направлениями трактуется многовариантно. Используем одно из общих определений: «Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах». В общих чертах, структуру сознания можно представить так:
— Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя – получение первичных знаний;
— Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе– возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;
— Эмоциональные компоненты – это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.
— Ценностно-смысловые компоненты – это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).
Не вступая в многовековой спор с носителями религиозной морали, примем условие, что сознание человека стало результатом его эволюции в природе. С появлением живых форм на планете Земля и с наличием у них таких свойств, как чувствительность, возбудимость, раздражимость и т.д. эволюционные процессы закономерно пришли к формированию у них мозга и центральной нервной системы. Это, в свою очередь, привело к появлению у животных психики, которая в дальнейшем, привела к формированию механизмов психики у человека. Одним из следующих уровней развития психики стало сознания человека.
Человеку свойственно осознавать не только окружающий его мир, но и себя самого в нём. Осознание человеком себя, как личности, принято называть самосознанием. Это осознание человеком своих мыслей, чувств, мотивов, действий, задач, интересов, своего положения в обществе других людей.
Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного. Это процессы, явления и состояния, воздействующие на поведение человека, но которые он не осознаёт. Бессознательная составляющая проявляет себя почти во всех процессах психики. Люди обладают бессознательными: ощущениями, мышлением, мотивацией, памятью и т.д.
Вместе с сознанием, бессознательные явления диктуют алгоритмы человеческого поведения. Но при этом, у каждого есть своя роль. Самыми сложными формами поведения управляет сознание. Это происходит автоматически и в случаях:
— возникновения неожиданных, сложных интеллектуально проблем, не имеющих готового решения;
— для преодоления сильного сопротивления (психического или физического свойства);
— при острой необходимости осознания, что человек находится в сложной конфликтной ситуации, чтобы найти оптимальное решение и выход;
— в ситуации, содержащей для индивида угрозу, если он не предпримет немедленных действий.
3. Понятие нравственного поступка по Бахтину
4. Народ и толпа. Понятие психологии масс
Толпой же называют случайное или почти случайное сборище людей, объединенных на одном пространстве лишь временным и скоро преходящим интересом. Это простое множество людей, лишенное органической связи и единства и какой-либо четкой внутренней организации. С позиций психологической науки, толпа отличается резким ослаблением разумного контроля в своем поведении. В ней проявляется эмоционально-волевое бушевание страстей, смутных и неустойчивых интересов людей. В любом обществе, к сожалению, всегда найдутся те, кто агрессивно смелы внутри толпы и ничтожно трусливы вне её. По словам Гёте: «Ничто не представляет собой такой бестолочи, как большинство, ибо оно состоит из сильных заправил, которые себя приноравливают, из слабых, которые себя приуподобляют, и из толпы, которая волочится за ними, нисколько не ведая, чего она хочет».
В стихии бушующей толпы, когда она овладевает поступками и даже судьбами людей, где порой даже интеллектуально и духовно сильный человек бывает бессилен перед ее слепотой и разрушающими или самоубийственными порывами, проявляется несовершенство или вырождение духовной культуры. Народ лишь тогда способен на великие дела, когда он организован и его ведут вперёд знания и ясно достижимая цель.
Как же народ превращается в толпу? Гюстав Лебон утверждал, что «первая из этих причин заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда он бывает один. В толпе же он тем менее склонен обуздывать эти инстинкты, что толпа анонимна и потому не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе».
Второй причиной он называл «заразу», способствующую быстрому образованию в толпе тех специфических свойств, которые он причислял к разряду гипнотических явлений. Ведь в толпе индивид легко приносит в жертву коллективному свои личные интересы, хоть это и противоречит его человеческой природе.
Третьей и самой важной причиной Лебон считал особую восприимчивость индивидов, собравшихся в толпу, к внушению. Сознательная личность у загипнотизированного совершенно исчезает, так же, как воля и рассудок. Под влиянием внушения, такой субъект будет совершать, обычно не свойственные ему действия – громить, ломать и даже убивать, с неудержимой стремительностью.
5. Массовые психозы, как источник войн и общественных бедствий
Эффект зомбированной пропагандой толпы ярко проявляется в формировании общественного мнения и её двояком отношении к реальности. Например, бомбардировки мирного населения в чужой стране можно назвать геноцидом и военным преступлением или же просто неизбежными жертвами защиты своих национальных интересов. Тут всё зависит от того, какой идеей в данный момент времени «бомбардирует» посредством СМИ слабое сознание патриотов их политический вождь.
Массовым психозом также называют поведение, которое не вкладывается в рамки установленных в обществе приоритетов. Пролонгированное поведение больших общественных групп, которое не вкладывается в рамки официально действующей морали. Впитанные и усвоенные от родителей и воспитателей убеждения и нормы поведения, часто уже давно морально устаревшие и попросту опасные, люди воспринимают, как некую данность, абсолютно не подвергая сомнению их истинность: «Деды и отцы так делали, и мы так будем».
6. Сдерживающие факторы познания человеческой природы. Загадки по Фрейду
Итак, в чём суть дела? Вот уж третий век психологи, психоаналитики, философы и примкнувшие к их отряду «ищущих истину – что же есть человек?» генетики всё время оказываются перед «всемирным заговором матрёшек». Открыв одно свойство человеческой натуры, все они, тут же оказываются перед очередной непонятной «матрёшкой» с абсолютно неизвестным им содержимым. Что если бы психология, предметом исследования которой являются мотивы, влечения, наклонности и намерения индивида, включая его отношения с близкими, разрешила бы все свои научные задачи и выяснила бы все эти взаимоотношения? Скорее всего, она оказалась бы внезапно перед новой задачей, ставшей для нее неразрешимой. Как объяснить тот поразительный факт, что ставший ей абсолютно понятным индивид, вдруг, при определенных условиях, чувствует, мыслит и действует совершенно иначе, чем этого можно было бы от него ожидать? И вдруг, именно это условие является его приобщением к человеческой толпе, которая в трудах уважаемых учёных приобрела качество психологической массы. Что же такое эта «масса» и благодаря каким тайным свойствам и законам она приобретает способность так сильно и порой даже необратимо влиять на психическую жизнь человека и в каких единицах заключается то душевное изменение, к которому она принуждает этого индивида?
Именно эти три вопроса, заданные Зигмундом Фрейдом более века назад, до сих пор являются главной задачей всей теоретической науки психологии. Весьма очевидно, что удобнее всего снова начать с третьего вопроса. Изучение наблюдений и опытов измененной реакции индивида может дать ключевой материал для понимания психологии масс. Ведь каждой попытке нового объяснения должно предшествовать описание того, что и должно быть объяснено.
7. Нравственные силы человека против его деструктивных побуждений, по Эриху Фромму
То положение гуманистической этики, которое утверждает, что человек способен познать добро и действовать согласно природе и силе своих возможностей, опираясь при этом на разум, было бы пустым звуком, если бы верной была догма о том, что зло является изначально врождённым качеством человека и является по сути частью его природы. Именно это и пытаются утверждать, порой с пеной у рта, противники гуманистической этики. Что человек, по природе своей, склонен к враждебному отношению ко всем себе подобным. Что он пребывает постоянно в состоянии ревности, завистливости и лени. И сдерживает весь этот дурно пахнущий букет его отрицательных свойств, якобы только страх. Представители гуманистической этики не устают уверять настороженное человечество в том, что человек от природы добр и что стремление к агрессии, убийствам и разрушениям вовсе не является неотъемлемой частью его натуры.
Это стало основой продолжительной полемики и одной из основных тем в развитии западноевропейской философской мысли. По сути, сегодня в мире, единственным надежным средством противостояния с иррациональной деструктивностью, по прежнему остаются только светлый разум человека и добрая воля нравственно здоровых людей. «Здоровое общество», о котором долгие годы писал и мечтал Эрих Фромм, так ещё и не создано.
8. «Золотое правило» Канта и нравственные поступки, оставившие след в истории
В 18 веке, человечество, в лице своих самых просвещённых представителей, выработало общие установки нравственного поведения, которые получили укрепившееся за ними название «золотого правила» нравственности.
Термин же «категорический императив» принадлежит авторству немецкого философа Иммануила Канта, который создал и развил концепцию автономной этики. Она стала его «золотым правилом», оставленным им, как величайший дар своим современникам и нам, их потомкам. Суть его доктрины в том, что нравственные принципы были изначально. Они абсолютно не зависят от окружающей среды и существуют в постоянной взаимосвязи.
Человек – высшая ценность по Канту, обладает чувством собственного достоинства, защищаемое им от любых внешних и внутренних посягательств. Но и любой другой человек также обладает этим ценным чувством. Следовательно, каждый человек имеет свободу выбора своего способа поведения, но через призму восприятия другого индивида. Все их поступки взвешиваются на весах понятий о добре и зле.
История являет нам удивительные по своей силе нравственные поступки, которые совершают отдельные люди или даже большие группы людей. Вот только некоторые примеры. Удивительная правда о том, как целая страна, во время оккупации Дании войсками Гитлера, смогла спасти почти всех евреев, которые там находились. В результате позиции руководства Дании, во главе с королём и королевой, общественности, а также дружных действий датского Сопротивления почти все евреи Дании были спасены от уничтожения. Руководствуясь высокими понятиями о нравственности, датчане считали своих соседей-евреев соотечественниками. Они не стали делиться на «мы» и «они», как это, к сожалению, произошло во многих других странах Европы. Там были только «мы». Это произошло и благодаря «категорическому императиву Канта», в том числе.
Третий пример нравственного поступка, не такой трагичный, как два первых, произошёл на приёме у английской королевы, устроенном в честь Гагарина – первого космонавта мира. Во время чаепития, подали чай с лимоном. По этикету, чай пьют, оставляя лимонные дольки в чашке. Юрий Гагарин – парень из простой крестьянской семьи, выпил чай и съел лимонные дольки из него. Чопорные британские аристократы были поражены его бестактностью. Но королева Елизавета II нашла выход из неловкой ситуации и тоже съела лимон, достав его из чая. Все присутствующие повторили это за ней, сделав весьма этичным неэтичный момент. Этот забавный инцидент стал прецедентом. Сегодня, правила этикета при английском дворе допускают, что можно съесть лимон, вынув его из чайной чашки!
Труды великих и не очень великих учёных, философов, их находки и открытия на пути познания величайшей тайны, что же такое «человек», ведут человечество по нелёгкой дороге, помогая ему жить со смыслом или в его поисках. Кант, Лебон, Фрейд, Фромм – были нашими проводниками на этом пути. Сегодня, человечество ведут вперёд другие люди, может быть, не менее гениальные, чем их предшественники. Колоссальное развитие техники, открытия в различных областях науки, не делают самого человека лучше или хуже. «Золотое правило», «категорический императив Канта», законы Библии, Будды или уложения шариата, должны руководить нашими действиями в повседневной жизни. Стараясь жить по нравственным правилам, складывая свою повседневную деятельность из праведных поступков, мы сможем сделать свою жизнь и существование всего нас окружающего намного разумнее, гармоничнее и радостнее.
Список литературы и примечания: