Что такое нти в школе

Как устроена олимпиада НТИ

Гид по олимпиаде «Национальной технологической инициативы»: по каким профилям проводится, как участвовать и что нужно знать для успешного выполнения заданий

Что такое нти в школе. Смотреть фото Что такое нти в школе. Смотреть картинку Что такое нти в школе. Картинка про Что такое нти в школе. Фото Что такое нти в школе

Что такое нти в школе. Смотреть фото Что такое нти в школе. Смотреть картинку Что такое нти в школе. Картинка про Что такое нти в школе. Фото Что такое нти в школе

Как устроена

Задача олимпиады «Национальной технологической инициативы» — найти технических специалистов в нашей стране и помочь им реализоваться в профессии. Соревнование проводит институт развития Российской Федерации РВК. Олимпиада НТИ — часть масштабной программы развития нашей страны, которую была разработана в 2015 году по поручению президента.

В основных этапах олимпиады участвуют команды по 3–5 человек. Участники сами объединяются в группы, а их численность зависит от профиля.

Профили

В 2018–2019 учебном году на олимпиаде можно участвовать в любом из 19 профилей. Так как профилей много и они сильно друг от друга отличаются, у каждого из них разные вузы-организаторы и компании-партнеры. Подготовкой участников по разным направлениям и составлением задач занимаются специалисты в узких областях.

Вот перечень профилей в 2018–2019 учебном году.

1. Большие данные и машинное обучение. В заданиях сильный упор на программирование: участники решают математические задачи и анализируют большое количество данных. Например, в 2017–2018 году они создавали алгоритм, который анализировал тексты и определял автора анонимных произведений, зная отрывки из работ уже известных писателей.

2. Технологии беспроводной связи. Участники разбираются с беспроводными системами: как построить и обеспечить бесперебойную связь при больших нагрузках.

3. Виртуальная и дополненная реальность. Команды ищут применение технологии виртуальной и дополненной реальности в образовании, медицине, промышленности и военной индустрии.

4. Интеллектуальные энергетические системы. Участники пишут программу, которая будет распределять электрическую энергию от станций к потребителям.

5. Умный город. Школьники решают задачи управления целым городом. Например, распределяют трафик на дорогах, разрабатывают системы безопасности и интеллектуального освещения.

6. Финансовые технологии. Блок посвящён финансовой индустрии. Участники занимаются банкоматами, разпознающими клиентов в лицо, и программами-ассистентами, которые в будущем должны заменить операторов в банке.

7. Автономные транспортные системы. Участники сталкиваются с проблемами беспилотного транспорта, учатся собирать из конструктора автомобили или коптеры, а затем программировать их работу.

8. Системы связи и дистанционного зондирования Земли. Команды конструируют спутник и программируют его полет.

9. Беспилотные авиационные системы. В блоке участники занимаются разработкой софта для управления беспилотными летательными аппаратами.

10. Интеллектуальные робототехнические системы. Команды пишут программы, которые помогут принимать решения роботам. Например, оптимизировать работу робота-погрузчика или робота-спасателя.

11. Аэрокосмические системы. Участники ищут в других солнечных системах планеты, пригодные для жизни, анализируют жидкости на их поверхности и учатся управлять межпланетным ровером.

12. Водные робототехнические системы. В этом профиле проектируют специализированных роботов и подводные аппараты для исследования океанов.

13. Наносистемы и наноинженерия. Команды работают на стыке физики, химии и биологии, чтобы решать задачи синтеза наночастиц и анализировать их оптическими методами.

14. Передовые производственные технологии. Участники работают в фаблабах — небольших мастерских, работающих по принципу «сделай почти всё из практически ничего». В 2017–2018 году командам нужно было изготовить автономный мостовой кран, используя 3D-принтер.

15. Композитные технологии. В этом блоке команды занимаются моделированием сложных конструкций из полимерных материалов. Участники применяют их, например, для создание самолетов. Самые удачные решения получат шанс внедриться в реальное производство.

16. Инженерные биологические системы. Профиль посвящён решению практических биологических задач, например, молекулярно-генетических и на биосинтез.

17. Нейротехнологии. Команды занимаются совместной работой машины и человека, распознаванием эмоций и расширяют взаимодействие людей с окружающим миром.

18. Когнитивные технологии. В блоке применяют технологии, которые в будущем позволят человеку давать команды компьютеру или механизмам с помощью мыслей. Например, с помощью специального шлема спасатель сможет управлять роботом, который разгребает завалы после катастрофы.

19. Анализ космических снимков. Команды решают задачи на стыке анализа больших данных и географии. Например, участники пишут программу, которая по спутниковым снимкам сможет определить возраст и запас древесины.

Что такое нти в школе. Смотреть фото Что такое нти в школе. Смотреть картинку Что такое нти в школе. Картинка про Что такое нти в школе. Фото Что такое нти в школе

Этапы

Отборочный этап проходит онлайн, на нём решают задачи из школьной программы. Для каждого профиля сдают свои предметы. У участника есть три попытки — засчитают самую удачную, с максимальным количеством набранных баллов. Чтобы пройти в следующий этап, необязательно правильно решать все задачи.

Командный этап. В командном этапе участники решают междисциплинарные задачи, связанные с расчётами и программированием. У каждого профиля разный рекомендуемый размер команды, например, в профиле «Технологии беспроводной связи» это 4–5 человек, а в «Интеллектуальных робототехнических системах» — 2–3 человека. Организаторы советуют собирать команду заранее — перед регистрацией и первым этапом, чтобы во втором объединиться. Можно участвовать и одному, но дойти до финала будет сложнее.

Что такое нти в школе. Смотреть фото Что такое нти в школе. Смотреть картинку Что такое нти в школе. Картинка про Что такое нти в школе. Фото Что такое нти в школе

Что такое нти в школе. Смотреть фото Что такое нти в школе. Смотреть картинку Что такое нти в школе. Картинка про Что такое нти в школе. Фото Что такое нти в школе

Заключительный этап. Финал для разных профилей проходит в разных городах в разное время. Участвовать также нужно командами, но в первый день каждый решает индивидуальные задачи. Следующие три дня команда решает общие задачи. Участникам предоставляют современное оборудование: осциллографы, мультиметры, микроконтроллеры и специальные конструкторы.

Расписание этапов олимпиады 2018–2019 учебного года с официального сайта

Что такое нти в школе. Смотреть фото Что такое нти в школе. Смотреть картинку Что такое нти в школе. Картинка про Что такое нти в школе. Фото Что такое нти в школе

Что даёт победа или призовое место

13 профилей олимпиады вошли в перечень олимпиад школьников. Победители в этих блоках получат льготы при поступлении в вузы — 100 баллов по ЕГЭ по информатике.

Профили, которые не вошли в перечень, дают льготы только при поступлении в вузы, участвующие в их организации. Вот список этих профилей:

К примеру, в 2017–2018 учебном году участники олимпиады могли претендовать на следующие льготы при поступлении в вузы-организаторы. Информацию о льготах в 2018–2019 году скоро выложат на сайте олимпиады.

Как готовиться

Страницы профилей. К каждому профилю организаторы подготовили онлайн-курсы, методички и статьи для подготовки. Основная часть онлайн-курсов выложена на ресурсе Stepic — они помогут разобраться в вопросах, которые выходят за рамки школьной программы, например, о современных языках программировании.

Также на сайте олимпиады есть примеры задач прошлых лет с разборами.

Хакатоны. Кроме онлайн-подготовки, в рамках олимпиады проводят хакатоны или тренировочные сборы. На них команде дают проблему, которую нужно решить за короткий срок. Хакатоны идут несколько часов, так что приходится быстро придумывать и решать задачи.

Вот пример задания, которое выносилось на хакатон по профилю «Интеллектуальные энергетические системы».

Что такое нти в школе. Смотреть фото Что такое нти в школе. Смотреть картинку Что такое нти в школе. Картинка про Что такое нти в школе. Фото Что такое нти в школе

Программирование. Почти во всех профилях требуется знание программирования на языках Python, C++, Java. Чтобы быть готовым к таким заданиями, организаторы советуют пройти курсы по этим языкам.

Что такое нти в школе. Смотреть фото Что такое нти в школе. Смотреть картинку Что такое нти в школе. Картинка про Что такое нти в школе. Фото Что такое нти в школе

Советы участников

Что такое нти в школе. Смотреть фото Что такое нти в школе. Смотреть картинку Что такое нти в школе. Картинка про Что такое нти в школе. Фото Что такое нти в школе

Елизавета Авдеенко, победитель по профилю «Нанотехнологии» в 2018 году

На первом этапе не потребуется специфичных навыков, мне, например, хватило школьных знаний. Обязательно посмотрите задачи прошлых лет для каждого этапа и прорешайте их. Также очень помогают материалы, которые организаторы выкладывают на сайте олимпиады. Правда, они дают только базовые знания. Чтобы разобраться в конкретной задаче, нужно искать много дополнительной информации.

В командном и финальном этапе вас ждёт проектное задание. Нужно распределить задачи внутри группы, иначе на их решение не хватит времени. Новичкам советую потратить время на поиск сильной команды. Олимпиада междисциплинарная, потому в состав должны войти участники, которые хорошо разбираются в своей области знаний. Одному человеку невозможно знать все предметы. Например, в моём профиле были задания по физике, химии и биологии. В биологии я не разбираюсь совсем, но смогла победить за счёт хороших баллов на остальных этапах.

Что такое нти в школе. Смотреть фото Что такое нти в школе. Смотреть картинку Что такое нти в школе. Картинка про Что такое нти в школе. Фото Что такое нти в школе

Егор Сечинский, призёр по профилю «Системы связи и дистанционного зондирования Земли» и победитель в составе команды по профилю VR/AR в 2018 году

Моей главной ошибкой стало то, что я не готовился по предметам, в которых был уверен. В итоге наша команда не смогла решить задачу из области, в которой я разбирался.

Советую внимательно изучать материалы и курсы с сайта олимпиады. Нам встретилось одно задание, которое частично разбирали на подготовке. Очень поможет, если вы найдёте себе наставника. Таких людей можно встретить в центрах дополнительного образования или в вузе.

Что запомнить

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Урок НТО

Оформить заявку и получить материалы для Урока НТО можно на сайте проекта.

При выборе темы урока учитель может ориентироваться на школьный предмет, на профили Национальной технологической олимпиады или на технологическую повестку. Предлагается выбрать Урок НТИ из шести предметов:

Как провести Урок НТО?

1. Прислать заявку. Мы отправим вам ссылку со всеми методическими и дидактическими материалами по нескольким темам, связанным с одним из школьных предметов.

2. Выбрать тему. Спланируйте свой урок как конструктор, материалы избыточны и позволяют делать акцент на решении задач или лекции, можно даже сыграть в игру!

3. Подготовиться к уроку. Для проведения урока понадобятся проектор и доступ к компьютерам. Никакого дополнительного оборудования не нужно.

4. Провести урок. Урок занимает 45 минут по базовому плану или 90 минут вместе с дополнительными активностями. После проведения урока заполните анкету обратной связи.

Материалы Урока НТО рассчитаны на учеников 7-11 классов. При этом урок составлен из нескольких блоков, из которых, как из конструктора, можно создать различные варианты занятия: здесь есть и видеоролики о перспективных технологических направлениях, и набор нестандартных задач, ориентированных на практические решения. Такой подход позволяет преподавателю адаптировать материал к особенностям своего предмета, аудитории, учебных целей и задач, а также показать школьникам связь предметов с решением технологических задач современности.

Для проведения урока не требуется специального оборудования. Его может провести любая школа, кружок или вуз с компьютером или проектором. Это позволяет участникам из самых отдаленных регионов России заинтересоваться технологиями и получить о них реальное представление.

Все участники урока получают приглашение на Национальную технологическую олимпиаду, где представлено более 30 инженерных профилей, победа в большинстве которых дает 100 баллов ЕГЭ по одному из предметов. Результаты олимпиады принимаются ведущими технологическими вузами России.

Источник

Национальная технологическая инициатива

Национальная технологическая инициатива (НТИ) — это долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15−20 лет. НТИ концентрируется на новых глобальных рынках, в которых есть возможность создать отрасли нового технологического уклада, значимые с точки зрения обеспечения национальной безопасности и высокого уровня жизни граждан.

По каждому рыночному направлению сформирована Рабочая группа, в которую входят представители бизнеса, научного и образовательного сообществ, органов исполнительной власти и другие участники.

Рынки НТИ

Сквозные технологии

Беспроводная связь, Большие данные и искусственный интеллект, Генетика и биотехнологии, Квантовые технологии, Нейротехнологии, VR/AR, Новые материалы, Производственные технологии, Распределенные реестры, Сенсорика, Фотоника

Работе с талантами в Национальной технологической инициативе посвящено отдельное направление — Кружковое движение НТИ, по которому также создана Рабочая группа и реализуется «дорожная карта».

Кружковое движение НТИ

Кружковое движение НТИ — это всероссийское сообщество технологических энтузиастов. Цель Кружкового движения — формирование следующего поколения предпринимателей, инженеров, ученых, управленцев, способных задумывать и реализовывать проекты, создавать новые решения и технологические компании, направленные на развитие России и всего мира. К 2021 году сообщество охватило более 300 000 школьников, студентов, наставников во всех регионах России.

Основные проекты Кружкового движения НТИ

Олимпиада Кружкового движения НТИ — первая в России командная инженерная олимпиада для школьников и студентов. Соревнования проводятся по трем трекам: основной трек для учащихся 8−11 классов, трек Junior — для учащихся 5−7 классов, студенческий трек — для студентов колледжей и вузов. Участники соревнуются по профилям, связанным с развитием рынков НТИ и сквозных технологий: от искусственного интеллекта и VR до big data до нейротехнологий.

Урок НТИ — всероссийская акция, в которой может принять участие каждый учитель технических и естественно-научных предметов, преподаватель кружка или довузовских программ. Педагог получает готовые задания для проведения Урока НТИ, с помощью которых погружает учеников 7−11 классов в тематику технологий будущего.

Практики будущего — однодневные и многодневные хакатоны, а также проектные школы, соревнования и челленджи, где школьники и студенты самостоятельно проектируют новые практики будущего, связанные с решением актуальных проблем с помощью новых технологий.

Академия наставников — совместный проект Кружкового движения НТИ, Фонда «Сколково» и АСИ по подготовке наставников школьных и студенческих проектов. Обучение проводится в формате образовательных интенсивов (школы наставников) и онлайн-курсов.

RUKAMI — проект, направленный на привлечение внимания молодежи и широкой аудитории к техническому творчеству. Включает серию региональных фестивалей идей и технологий RUKAMI, ежегодный Московский международный фестиваль и программу обмена практиками.

Цифровая платформа управления талантами — интеллектуальный сервис, который формирует «цифровой след» школьников и студентов, а также подбирает индивидуальные программы развития для талантливой молодежи.

«Россия — страна мореходов XXI века» — проект, направленный на раннюю подготовку кадров и обучение школьников новейшим технологиям освоения морских пространств в логике Маринет НТИ. Реализуется на базе «Морского центра капитана Варухина» в Великом Новгороде.

Инженерные конкурсы и соревнования по морской робототехнике — совместный проект Кружкового движения НТИ и Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского. Нацелен на подготовку нового поколения технологических лидеров по направлению Маринет НТИ, интеграцию в образовательный процесс комплексной системы подготовки школьников и студентов к российским и международным технологическим состязаниям.

Педагогика и психология проектной деятельности в образовании — совместная магистерская программа Московского государственного психолого-педагогического университета и Кружкового движения НТИ.

Источник

Что такое НТИ и как она помогает появлению инноваций в России

Что такое нти в школе. Смотреть фото Что такое нти в школе. Смотреть картинку Что такое нти в школе. Картинка про Что такое нти в школе. Фото Что такое нти в школе

Национальная технологическая инициатива (НТИ) — это объединение представителей бизнеса и экспертных сообществ для развития в России перспективных технологических рынков и отраслей, которые могут стать основой мировой экономики в ближайшие 15–20 лет.

Цель этой инициативы — добиться не абстрактного научного-технологического прорыва, а точечно нащупать «пустоты» на глобальном рынке будущего, чтобы их занять. Для этого было важно построить платформу, на которой чиновники, эксперты, ученые и предприниматели смогли бы найти общий язык, чтобы совместными усилиями дать «зеленый свет» перспективным инновациям. Только так, уверены авторы НТИ, у России мог появится шанс не опоздать в глобальном переходе к следующему пакету технологических решений.

Что такое нти в школе. Смотреть фото Что такое нти в школе. Смотреть картинку Что такое нти в школе. Картинка про Что такое нти в школе. Фото Что такое нти в школе

Потребность же в таком технологическом переходе стала очевидна для всех стран уже после глобального экономического кризиса 2008–2009 годов. По сути, он обнажил запрос не только на развитие новых рынков, но и на новые, более эффективные технологические решения. В итоге большие технологические инициативы и программы появились в большинстве ведущих индустриально развитых стран мира уже в период с 2009 по 2012 годы. И все они, в том числе российская, были сфокусированы на том, чтобы выстроить диалог между государством, наукой и бизнесом.

Например, в США с 2011 года действует программа «Партнерство в передовом производстве» (Advanced Manufacturing Partnership) — своеобразная площадка для взаимодействия между тремя игроками: университетами, федеральным правительством и промышленностью. В Германии схожие проблемы решает инициатива «Индустрия 4.0». В первую очередь она направлена на интеграцию концепции интернета вещей в национальный производственный сектор, чтобы удержать немецкую промышленность на лидирующих позициях.

Как родилась НТИ

Впервые об НТИ в России заговорили в 2013 году. К тому моменту в стране наметилось отставание по целому ряду важных направлений — от энергетики, робототехники и машиностроения до так называемых аддитивных технологий (процесс соединения материалов для создания объектов на основе данных трехмерных моделей, например, 3D-печать).

После же введения санкций в 2014 году, России и вовсе потребовалось быстро заместить многие компетенции и технологии, доступ к которым оказался заблокирован. Но здесь сразу же возникла глобальная институциональная проблема.

Как отмечают авторы «Белой книги НТИ»: «Исторически [в России] научно-технологический потенциал был сосредоточен в крупных структурах, с бюрократическим механизмом принятия решений и слабо ориентированных на подвижность производства, но сильно зависящих от импорта технологий».

Для решения этой проблемы и потребовался более пластичный инструмент, опирающийся на принципы сетевого взаимодействия и способный объединить большие правительственные структуры, ученых, экспертов и предпринимателей.

Что такое нти в школе. Смотреть фото Что такое нти в школе. Смотреть картинку Что такое нти в школе. Картинка про Что такое нти в школе. Фото Что такое нти в школе

Уже весной 2015 года начался первый этап концептуального проектирования НТИ. После интенсивного обсуждения этой инициативы с представителями промышленности, предпринимателями, журналистами, студентами и аспирантами, была принята «Матрица НТИ» — своеобразный панорамный план, определяющий логику взаимодействия между всеми его участниками.

Тогда же были приняты критерии выбора рынка будущего для достижения лидерства в рамках НТИ. Эти критерии просты, их можно свести к трем основным пунктам:

Наконец, появились первые «дорожные карты» по приоритетным рынкам и определены следующие перспективные технологические направления:

В итоге, в течение последующих пяти лет, НТИ превратился в огромный и многоуровневый институт — со своим экспертным советом, фокусными рабочими группами, проектным офисом, Платформой НТИ, Олимпиадой и «Университетом 20.35» — это единственное в России учебное заведение, построенное на принципах сетевой организации. В нем нет своих преподавателей, аудиторий и даже образовательных ресурсов, вместо этого человек самостоятельно «собирает» собственные образовательные модули из уже имеющегося контента.

При этом в работе НТИ принимают участие как органы государственной власти (чтобы, например, отрегулировать законодательную сферу под новый проект или обеспечить дополнительное финансирование), так и целый ряд институтов развития — от «ВЭБ.РФ» или «Роснано» до «Сколково» и Российского фонда прямых инвестиций.

Как работают Центры компетенций НТИ

Сам процесс синхронизации инноваций и науки сконцентрирован в так называемых Центрах компетенций НТИ. Их задача — найти перспективный проект и обеспечить ее воплощение на всех этапах.

Сейчас действует 16 таких Центров НТИ на базе российских вузов и научных организаций. Среди них — МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МИЭТ, СПбПУ, Сколтех, ИТМО, Иннополис, ДВФУ, ИБХ РАН, ИПХФ РАН.

При этом, как рассказал РБК Трендам директор Центра управления технологическим развитием НТИ Арсен Гареев, у Центров компетенции НТИ есть сразу несколько важных факторов, которые позволяют создать более комфортные условия для взаимодействия науки и бизнеса:

«Во-первых, уникальное «предложение» Центров компетенции НТИ — это вовлечение во всю экосистему Национальной технологической инициативы. Речь идет и об «Университете 20.35», и о студенческих Олимпиадах НТИ, и о рабочих группах. Во-вторых — долгосрочный характер программы государственной поддержки — до пяти лет, — которая позволяет более последовательно развивать коллективы организаций. В-третьих, это возможность создания необходимой инфраструктуры и ее совместное использование с партнерами».

Действительно, на государственную поддержку центров компетенций НТИ ежегодно выделяется порядка ₽2 млрд, а сама программа уже продлена до 2024 года. Более 26 тыс. человек прошли подготовку по различным образовательным программам в области сквозных технологий. А за все время существования Центров компетенции было запущено уже более 240 проектов. Опишем три таких проекта.

1. Рекомендации по диагнозу на базе ИИ

Один из наиболее перспективных проектов, реализованных при помощи Центров компетенций НТИ, — облачный сервис «ФтизисБиоМед» на базе многоуровневых нейронных сетей. Он позволяет любому медицинскому специалисту как в России, так и за рубежом, отправившему цифровой медицинский снимок своего пациента, уже через полминуты получить рекомендации по диагнозу. Такая система позволяет существенно уменьшить число врачебных диагностических ошибок.

Что такое нти в школе. Смотреть фото Что такое нти в школе. Смотреть картинку Что такое нти в школе. Картинка про Что такое нти в школе. Фото Что такое нти в школе

Как рассказал РБК Трендам Михаил Натензон, руководитель этого проекта в Центре компетенций НТИ, оценить количество врачебных ошибок на стадии диагноза можно, если взять ту же американскую статистику как наиболее надежную. Она показывает, что 36,6% первичных диагнозов, которые делают врачи, оказываются неверными:

«Чтобы избежать столь неэффективного использования средств в НТИ реализовали проект «Облачные технологии обработки и интерпретации результатов медицинских диагностических изображений на основе применения средств анализа больших данных». В рамках проекта разработали серию программ, которые позволяют точно диагностировать целый ряд заболеваний на основе рентгеновских снимков, флюорограмм и КТ-снимков».

На данный момент программа «ФтизисБиоМед» обеспечивает правильный диагноз в 92–94% случаев, как показала независимая экспертиза, проведенная Департаментом здравоохранения Москвы. При этом, чтобы понять потенциал использования разработанной системы, стоит учесть, что ежегодно в России, только в рамках обязательной диспансеризации населения делается более 75 млн флюорограмм.

Первая деталь для 6G

Другой пример технологического прорыва — разработка сверхвысокочастотного интегрального электрооптического модулятора для 6G. Как рассказал РБК Трендам Дмитрий Лаконцев, руководитель Центра компетенций НТИ «Технологии беспроводной связи и интернета вещей» на базе «Сколтеха», пока речь идет о создании лишь небольшой, но очень важной детали, необходимой для обеспечения более высокочастотной связи:

«Дело в том, что каждое новое поколение связи, как правило, начинает занимать новые более высокочастотные участки спектра — скорости передачи информации с каждым поколением растут в 10–100 раз. Соответственно, чтобы эти скорости обеспечить, нужно занимать все больше и больше полосы спектра, доступные на все более и более высоких частотах. И если говорить про 6G, то для него новый диапазон — это диапазон терагерцовых волн, то есть это где-то от 100 ГГц до 1 ТГц. Если же говорить о технологии, то освоение этого спектра требует создания новой компонентной базы и это основной челлендж».

Первым шагом в создании этой базы стала разработка электрооптического модулятора, способного замодулировать высокочастотный оптический сигнал, необходимый для связи 6G. По словам Дмитрия Лаконцева, именно НТИ вместе со Сколтехом взяли на себя стартовые финансовые риски, связанные с первым этапом исследований и разработок.

Теперь же нужно показать, что полученная технология способна дать России конкретные преимущества в области создания компонентов систем следующего поколения мобильной связи (6G). В случае успеха это позволит масштабировать полученную технологию и обеспечить под нее промышленную инфраструктуру.

Что такое нти в школе. Смотреть фото Что такое нти в школе. Смотреть картинку Что такое нти в школе. Картинка про Что такое нти в школе. Фото Что такое нти в школе

Автономное судовождение

Наконец, третий пример технологического прорыва в рамках НТИ — это технология автономного судовождения. Эти технологии являются одними из приоритетных направлений в дорожной карте «Маринет» НТИ, а пилотный проект, который осуществляется при поддержке Минпромторга — самым масштабным и амбициозным проектом в этой области в мире. За создание наиболее оптимальной технологии автономной навигации идет гонка между ведущими морскими странами, такими как Норвегия, Япония, Великобритания, Китай и Южная Корея.

Автономное судовождение, во-первых, позволяет существенно повысить безопасность судоходства: на данный момент главная причина всех инцидентов в море — это именно человеческий фактор. Во-вторых, поскольку автоматизация позволяет переложить многие рутинные задачи на «плечи» автоматизированных систем, сокращается необходимость в количестве персонала на борту, а значит — снижаются и издержки судоходных компаний. Для примера, сегодня для обычного морского судна требуется порядка 12–15 высококвалифицированных специалистов на борту, а для сложных судов — до 30–40 человек, так что стоимость каждого сотрудника на борту составляет несколько миллионов рублей в год.

Что такое нти в школе. Смотреть фото Что такое нти в школе. Смотреть картинку Что такое нти в школе. Картинка про Что такое нти в школе. Фото Что такое нти в школе

Технологии, разработанные в России в рамках НТИ, неуникальны. Стоит говорить скорее о том, что Россия здесь оказалась ближе всего к их практическому внедрению.

«Наша уникальность заключается в том, что мы придумали и технологические, и правовые решения, которые вписаны в существующие стандарты международного регулирования морского судоходства. И сделали это в полном объеме, а не фрагментарно — так, чтобы любая судоходная компания могла использовать системы автономного судовождения на судах под российским флагом прямо сейчас», — рассказал РБК Трендам Александр Пинский, председатель наблюдательного совета отраслевого центра «Маринет» Национальной технологической инициативы.

Каким может быть будущее НТИ

В целом, по словам спецпредставителя президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова, за последние годы внимание к разработкам участников НТИ значительно выросло:

Впрочем, в процессе работы у НТИ накопились и немало проблем — главным образом, связанных с бюрократическими и организационными процедурами. «Ключевыми, на мой взгляд, являются институциональные барьеры: пока не хватает стимулов для более качественного взаимодействия между наукой и бизнесом, — считает Арсен Гареев. — Уже, пожалуй, стало общим местом, что наука и бизнес «говорят на разных языках», двигаются в разной динамике. А это приводит к высоким транзакционным издержкам, упущенным возможностям — невспыхнувшим идеям, незапущенным проектам».

Дело в том, что разработки разных уровней технологической зрелости требуют разных бизнес-моделей для выхода на рынок. А без накопленной экспертизы по выявлению новых проектов, их упаковке в «исследовательский продукт» и реализации планов по их коммерциализации, все стороны процесса часто просто не могут увидеть перспективные направления сотрудничества. Модель консорциумов, заложенная при создании Центров НТИ, как раз работает на решение этой проблемы.

«Наличие консорциума партнеров позволяет вузам и научным организациям быстрее получать обратную связь от рынка, создает дополнительные стимулы к эффективной работе. Также консорциум — это площадка для запуска новых проектов, внедрения результатов исследований».

В этом смысле, считает Арсен Гареев, с точки зрения сопровождения программы, то есть выполнения функции оператора государственной поддержки, «важным является привлечение профессиональных мониторинговых организаций, которые, с одной стороны, позволяют обеспечить необходимый уровень контроля за ходом реализации проектов, а с другой стороны — в силу накопленной экспертизы — дать рекомендации по развитию перспективных проектов».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *