Что такое нулевой риск

Безопасность жизнедеятельности

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

«Безопасность жизнедеятельности» в качестве учебной дисциплины в вузах РФ была введена в 1990 г. с целью выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения. Новая дисциплина объединила существовавшие ранее курсы «Охрана труда» (ОТ), «Экология» и «Гражданская оборона» (ГО). БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундаментом для всех специальных дисциплин безопасности (безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность, пожарная безопасность и др.). Как учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности дает знания, навыки и умения обеспечения собственной безопасности и выживания в неблагоприятных или угрожающих условиях.

Дисциплина имеет комплексный, междисциплинарный характер, т.к. рассматривает социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Теоретическую основу БЖД составляют достижения таких наук о человеке и его деятельности, как физиология труда, психология, социология труда, инженерная психология, охрана труда, экология, эргономика, экономика, юриспруденция и многих других.

Изучение безопасности жизнедеятельности позволяет:

· во-первых, систематизировать научное знание обо всех потенциальных опасностях;

· во-вторых, расширить представления о реакциях организма человека на воздействие негативных факторов окружающей среды с учетом его физиологических и психологических особенностей;

· в-третьих, овладеть знаниями и практическими навыками защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.

Источник

Предпочтение нулевого риска и маркетинг

Нулевой риск — стопроцентная вероятность удачного исхода. Кто бы не хотел таких условий? Все, что вы запланировали, произойдет именно так, как вы предполагали.

Тема сегодняшней статьи напрямую отсылает нас к этой несбыточной мечте. Итак.

Предпочтение нулевого риска — при нескольких видах рисков выбор действий большинства будет стремиться к такому ходу событий, при котором один из рисков равен нулю.

Для того, чтобы лучше понять суть, приведу утрированный абстрактный пример.

Предположим, что существует два пути, через которые вы можете пройти лес.

Что такое нулевой риск. Смотреть фото Что такое нулевой риск. Смотреть картинку Что такое нулевой риск. Картинка про Что такое нулевой риск. Фото Что такое нулевой риск

Левая дорога проходит через чащу и крутую горную реку. Из-за отвесных берегов на этом пути пропадает 20 процентов путников. Вы точно знаете, что на этой дороге не встретите диких животных.

Правая дорога ведет через реку с пологими берегами и только каждые 9 процентов тонут в этой реке. При этом животные приходят на водопой и в лапах хищников погибает 9 процентов путешественников.

Какую дорогу вы выберете? Интуитивным решением будет выбрать левый путь. Хотя безопаснее (опустим теорию вероятностей) правый путь, разница два процента. И после неспешного анализа вы бы это поняли.

Возможно, кто-то решит, что дело в пассивной (река) и активной (хищники) опасности. В таком случае замените реку на медведя, а условных хищников на волков. Решение, скорее всего, будет аналогичным.

Дело в том, что мозгу проще оперировать меньшим количеством факторов для принятия решения. Нулевой риск видится более выгодным, чем более вариативный, но с меньшими опасностями.

Что такое нулевой риск. Смотреть фото Что такое нулевой риск. Смотреть картинку Что такое нулевой риск. Картинка про Что такое нулевой риск. Фото Что такое нулевой риск

Предпочтение нулевого риска и маркетинг

Как мы можем использовать информацию о таком поведении в маркетинге? Возможно вы удивитесь, но это давно используется в рекламных кампаниях. Приведу основные риски, с точки зрения потребителя.

Надежность

Потенциальный покупатель хочет быть уверен, что он покупает качественный товар. И даже если возникнут проблемы, их устранят по гарантии. На подобном желании даже зарабатывают, увеличивая средний чек. Например, предлагая расширенную гарантию.

Безопасность

Потребители, приобретая товар в интернет-магазинах, часто переживают о безопасности личных данных, сохранности сбережений и тд. Именно для таких случаев предлагают варианты с оплатой курьеру и прописывают политику конфиденциальности.

Выгода

Желание не переплачивать присуще не всем, но большому количеству покупателей. Поэтому в последние восемь-десять лет стали популярны акции вроде «гарантия лучшей цены» в магазинах электроники, когда ритейлер обещает вернуть разницу при нахождении более выгодного предложения (а чтобы избежать непредвиденных случаев, список акционных магазинов довольно короткий).

Удобство

Возникают опасения, что продукция может не подойти, не понравиться и тд. В таких случаях интернет-магазины предлагают бесплатную примерку нескольких размеров, например, платья, 3d визуализацию мебели в квартире и многое другое.

Отдельно стоит упомянуть «магазины на диване», вновь занявшие рекламное время на телеканалах во время пандемии. «Если товар не понравится, то мы в течении 30 дней вернем деньги». Правда, при этом не упоминается, что дорогостоящая доставка при возврате ложится на плечи покупателя.

Экологичность

Все больший процент населения проявляет заботу об экологии. Сообщите, например, о том, что упаковка биоразлагаема, а косметика не тестировалась на животных (естественно, если это так) и покупатель почувствует моральное облегчение при использовании продукции.

Что в итоге?

Для каждого направления и даже категории продукции существуют свои опасения. Чем больше рисков для пользователя интернет-магазина, связанных с покупкой товара или заказом услуги, вы сведете к нулю (с точки зрения пользователя), тем вероятнее он совершит покупку именно у вас.

Проработка этих моментов потребует от вас больших временных затрат, но это того стоит.

Источник

Понятия нулевого и приемлемого риска. Добровольный риск.

Актуален вопрос: каким образом предотвратить или свести к минимуму тяжелые последствия чрезвычай­ных ситуаций, обусловленных авариями, загрязнением и разрушением биосферы, стихийными бедствиями? Кон­цепция абсолютной безопасности до недавнего времени была фундаментом, на котором строились нормативы безопасности во всем мире. Для предотвращения аварий внедрялись дополнительные технические устройства — инженерные системы безопасности, принимались органи­зационные меры, обеспечивающие высокий уровень дис­циплины, строгий регламент работы. Считалось, что такой инженерный, детерминистский подход позволяет исклю­чить любую опасность для населения и окружающей сре­ды и обеспечит абсолютную безопасность, т. е. нулевой риск.

До последних десятилетий этот подход был оправдан. Однако сегодня из-за беспрецедентного усложнения про­изводств и появления принципиально новых технологий, возросшей сети транспортных и энергетических коммуни­каций концепция абсолютной безопасности стала неадек­ватна внутренним законам техносферы и биосферы.

Любая деятельность человека, направленная на созда­ние материальных благ, сопровождается использованием энергии, взаимодействием его со сложными техническими системами, а состояние его защиты и окружающей среды оценивается не показателями, характеризующими состоя­ние здоровья и качество окружающей среды, а надежно­стью и эффективностью технических систем безопасно­сти, и, следовательно, носит чисто отраслевой, инженер­ный характер. Да к тому же ресурсы любого общества ог­раничены. Если продолжать вкладывать все больше и больше средств в технические системы предотвращения аварий, то будем вынуждены урезать финансирование со­циальных программ, чем сократим среднюю продолжи­тельность жизни человека и снизим ее качество.

Поэтому сообщество пришло к пониманию невозможности создания “абсолют­ной безопасности” (нулевого риска) реаль­ной действительности, и следует стремиться к достиже­нию такого уровня риска от опасных факторов, который можно рассматривать как “приемлемый”. Его приемле­мость должна быть обоснована, исходя из экономических и социальных соображений. Это означает, что уровень риска от факторов опасности, обусловленных хозяйственной деятельностью, является “приемлемым”, если его ве­личина (вероятность реализации или возможный ущерб) настолько незначительна, что ради получаемой при этом выгоды в виде материальных и социальных благ человек или общество в целом готово пойти на риск.

Наряду с объективными рисками, которые существуют не по воли данного индивида (риск от стихийных бедствий, от социальных условий жизни и др.) существует так называемый добровольный риск.

Добровольный рискэто риск, на который идет человек сознательно, зная какой вред (ущерб) причиняет себе. При этом у данного индивида есть выбор – идти на риск или не идти. Но определенная выгода может для него перевесить тот заведомо причиняемый ущерб, с которым сопряжен данный риск. Примеров такому добровольному риску много: курение, употребление алкоголя, наркотиков, азартные игры, употребление в пищу заведомо экологически нечистых продуктов, спасение других людей ценой собственного здоровья и самой жизни.

Во всех развитых в промышленном отношении странах существует устойчивая тенденция применения концепции приемлемого риска, но политика России более чем, в дру­гих странах, основана на концепции абсолютной безопас­ности.

Поэтому, оценивая приемлемость различных уровней экономического риска на первом этапе, можно ограничиться рассмотрением риска лишь тех вредных последст­вий, которые в конечном счете приводят к смертельным исходам, поскольку для этого показателя достаточно на­дежные статистические данные. Тогда понятие “экологи­ческий риск” может быть сформулировано как отношение величины возможного ущерба, выраженного в числе смер­тельных исходов от воздействия вредного экологического фактора за определенный интервал времени, к нормиро­ванной величине интенсивности этого фактора.

Таким образом, главное внимание при определении экологического риска должно быть направлено на анализ соотношения вредных экологических последствий, закан­чивающихся смертельными исходами, и количественной оценки как вредного суммарного экологического воздей­ствия, так и его компонентов.

Общественная приемлемость экологического риска, связанного с различными видами деятельности, определя­ется экономическими, социальными и психологическими факторами.

§3. Управление риском. Снижение последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с концепцией безопасности на­селения и окружающей среды практическая деятельность управления риском должна быть построена таким обра­зом, чтобы общество в целом получало наиболее доступ­ную сумму благ, и эти блага распределялись равномерно среди его членов.

В принципах управления риском заложены стратегические и тактические цели. В стратегических целях выражено стремле­ние к достижению максимально возможного уровня бла­госостояния общества в целом, а в тактическихстремле­ние к увеличению безопасности населения, продолжи­тельности жизни. В них оговариваются как интересы групп населения, так и каждой личности в защите от чрез­мерного риска.

Важнейшим принципом является положение о том, что в управление риском должен быть включен весь со­вокупный спектр существующих в обществе опасностей, и общий риск от них для любого человека и для общества в целом не может превышать “приемлемый” для него уровень.

И, наконец, политика в области управления риском должна строиться в рамках строгих ограничений на воз­действие на природные экосистемы, состоящих из требо­ваний о непревышении величин воздействий предельно допустимых экологических нагрузок на экосистемы.

Внешне неожиданную, внезапно возникающую обста­новку, характеризующуюся неопределенностью, острой конфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим ущербом можно определить как чрезвычайную ситуацию. Риск для людей выражается двумя категориями: индивидуальный риск, определяемый как вероятность того, что человек испытывает определенное воздействие в ходе своей деятельности; социальный риск, определяемый как соотношение ме­жду числом людей, погибших от одной аварии, и вероят­ностью этой аварии.

Сегодня оценка риска является единствен­ным аналитическим инструментом, позво­ляющим определить факторы риска для здоровья челове­ка, их соотношение и на этой базе очертить приоритеты деятельности по минимизации риска.

Оценка рискаэто анализ происхождения (возникно­вения) и масштабы риска в конкретной ситуации.

Управление рискоманализ рисковой ситуации, раз­работка и обоснование управленческого решения нередко в форме правового акта, направленного на минимизацию риска.

Порядок оценки и управления риском следующий.

Первый элемент — выявление опасности, установление источников и факторов риска, а также объектов их потен­циального воздействия, основные формы такого взаимо­действия.

Второй элемент оценки риска — оценка подверженно­сти, т.е. реального воздействия, фактора риска на челове­ка и окружающую среду.

Третий элемент оценки риска связан с анализом воз­действия факторов риска на население и окружающую среду, определение устойчивости человека и экосистемы к воздействию определенного дестабилизирующего фак­тора.

Четвертый, заключительный элемент — полная харак­теристика риска с использованием качественных и коли­чественных параметров.

Заключительная фаза модели оценки риска, характери­стика риска одновременно является первым звеном про­цедуры управления им. Основная цель управления риском состоит в определении путей уменьшения риска при за­данных ограничениях на ресурсы и время.

Модель управления риском состоит также из четырех частей и этапов.

Первый этап связан с характеристикой риска. На начальном этапе приводится сравнительная ха­рактеристика рисков с целью установления приоритетов.

На завершающей фазе оценки риска устанавливается сте­пень опасности (вредности).

Второй этап — определение приемлемости риска. Риск сопоставляется с рядом социально-экономических факто­ров:

выгоды от того или иного вида хозяйственной деятельности;

потери, обусловленные использованием вида деятель­ности;

наличие и возможности регулирующих мер с целью уменьшения негативного влияния на среду и здоровье че­ловека.

Процесс сравнения опирается на метод “затраты — вы­годы”.

В сопоставлении “нерисковых” факторов с “рисковы­ми” проявляется суть процесса управления риском. Возможны три варианта принимаемых решений: риск приемлем полностью; риск приемлем частично; риск неприемлем полностью.

В настоящее время уровень пренебрежимого предела риска обычно устанавливают как 1% от максимально до­пустимого.

В двух последних случаях необходимо установить про­порции контроля, что входит в задачу третьего этапа про­цедуры управления риском.

Третий этап — определение пропорций контроля — за­ключается в выборе одной из “типовых” мер, способст­вующей уменьшению (в первом и во втором случае) или устранению (в третьем случае) риска.

Четвертый этап — принятие регулирующего решения — определение нормативных актов (законов, постановле­ний, инструкций) и их положений, соответствующих реа­лизации той “типовой” меры, которая была установлена на предшествующей стадии. Данный элемент, завершая про­цесс управления риском, одновременно увязывает все его стадии, а также стадии оценки риска в единый процесс принятия решений, в единую концепцию риска. Примерная последовательность оценки риска: первичная идентификация опасности; описание источника опасности и связанного с ним ущерба; оценка риска в условиях нормальной работы; оценка риска по возможности гипотетических (момент вероятности) аварий на производстве, при хранении и транспортировке опасных веществ; спектр возможных сценариев развития аварии; статистические оценки и вероятностный анализ риска.

Внешне неожиданную, внезапно возникаю­щую обстановку, характеризующуюся неопределенно­стью, острой конфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим ущербом, называют чрезвычайной ситуа­цией (ЧС).

ЧС могут быть связаны со стихийными чрезвычайная бедствиями, с выбросом вредных веществ в окружающую среду, с возникновением пожаров, взрывов и т.д.

Основными направлениями государственного регулирования в области снижения регулирование рисков и смягчения ЧС являются: правовое, экономическое и нормативно-методи­ческое. Государственное регулирование осуществляют органы представительной и исполнитель­ной власти через соответствующие органы управления территориальных и функциональных подсистем Россий­ской системы по предупреждению чрезвычайных ситуа­ций (PC ЧС) всех уровней: федерального, регионального, территориального и объектового.

Основные направления правового, экономического и нормативно-методического регулирования в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС определяются задачами, возложенными на PC ЧС в соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера” (от 11 ноября 1994 г.).

Правовое регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС обеспечивается созданием не­обходимой законодательной правовой базы[5].

Экономическое регулирование обеспечивается нали­чием и совершенствованием действующего экономиче­ского механизма финансового обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС.

К ним относятся бюджетные и внебюджетные источни­ки, формируемые за счет налогообложения, штрафных санкций и льгот, специализированных фондов и страхова­ния.

Нормативно-методическое регулирование обеспечива­ет создание необходимой и достаточной нормативно-тех­нической и нормативно-методической базы, составляю­щей единую информационную и методическую основу ре­шения задач.

Основными задачами регулирования по регулирования снижению рисков и смягчению последст­вий ЧС являются:

регулирование прогнозирования ЧС; регулирование профилактики возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий;

регулирование организации действий в ЧС и деятель­ности по их смягчению;

регулирование послеаварийных ситуаций; регулирование ответственности и возмещение ущерба; регулирование информационного обеспечения в ЧС и др.

Как же выполняются поставленные задачи?

В течение последних пяти лет в стране достаточно ин­тенсивно идет процесс формирования законодательной базы в области обеспечения безопасности, защиты населе­ния и территорий от ЧС природного и техногенного харак­тера.

В стадии становления находится нормотворческая дея­тельность субъектов РФ. Началом формирования регио­нальных механизмов регулирования отношений в этой об­ласти послужили Федеральные законы “О защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”, “О государственном мате­риальном резерве”, а также ряд нормативных актов Прави­тельства РФ, в частности “Положение о единой государст­венной системе предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций”.

В этих актах прежде всего отражены организация, структура, силы, средства и задачи PC ЧС по ликвидации последствий ЧС, порядок их действия в зонах по оказанию помощи населению, права и обязанности спасателей и на­селения, а также сказано о материальном снабжении, об установлении и осуществлении контроля в зонах, о дейст­виях должностных лиц, предприятий и местных органов управления.

“Основы законодательства Российской регулирования Федерации об охране здоровья граждан” от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношений обеспечивают защиту прав граждан, гарантируют право на охрану здоровья, право на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Особо закреплены права граждан на охрану здоровья в неблаго­получных районах и права граждан на обжалование дейст­вий государственных органов и должностных лиц в облас­ти охраны здоровья.

Законом Российской Федерации “Об охране окружаю­щей среды” от 10 января 2002г. впервые в ис­тории российского законодательства провозглашается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, ката­строфами, стихийными бедствиями.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и иму­ществу граждан, народному хозяйству загрязнением окру­жающей природной среды, порчей, уничтожением, повре­ждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими нарушениями, обязаны возместить это в полном объеме. В России происходит быстрое расширение особо не­благоприятных экологических зон. Эти зоны составляют 15% территории нашей страны с населением около 50 млн. человек. Качество окружающей среды становится лимити­рующим фактором социально-экономического развития и здоровья населения все большего числа регионов России. В нашей стране 30% населения умирает по причине “гряз­ной” экологии.

Обратимся к Федеральному Закону РФ “Об охране окружаю­щей среды”. Зонами ЧС объявляются участки территории, где в результате хозяйственной и иной дея­тельности происходят устойчивые отрицательные измене­ния в окружающей природной среде, что угрожает здоро­вью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Это усиливает социальную напряженность в России. В стране начался отток населения из ряда крупных индуст­риальных центров, т.е. появились “экологические бежен­цы”. Свыше 100 городов опасны для проживания в эколо­гическом плане. В 440 городах временно или постоянно превышаются ПДК вредных веществ. Не является исклю­чением и Москва.

Решения об объявлении территорий зонами бедствия принимаются на основании государственной экологиче­ской экспертизы и объявляются органами государствен­ной власти.

В соответствии с законом в зонах прекращается дея­тельность, отрицательно влияющая на окружающую сре­ду, приостанавливается работа предприятий, цехов, агре­гатов, оборудования, оказывающая неблагопри-ятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую среду, ограничиваются отдельные виды при­родопользования, проводятся оперативные меры по вос­становлению и воспроизводству природных ресурсов.

Порядок снятия режима зоны, отмены чрезвычайной ситуации, как и оценки полученных результатов, должен быть аналогичным объявлением зоны, предусматриваться Правительством РФ.

Согласно ст.11, 12 Закона граждане и общественные организации имеют право ставить вопрос о привлечении виновных граждан, должностных лиц, юридических лиц к ответственности, в том числе и уголовной, за экологиче­ские преступления. В связи с этим хочется напомнить о “громком” деле бывшего директора ЧАЭС и ее главного инженера. За четыре года до апрельской аварии 1986 г. на ЧАЭС уже было ЧП с выбросом радионуклидов на При­пять. И вот 25 и 26 апреля руководители станции решили провести испытание реактора на четвертом энергоблоке при полном обесточивании защитных устройств и отклю­чении аварийного охлаждения.

Закон Российской Федерации “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (принят в 1999г.) регулирует отношения по обеспечению такого состояния здоровья и среды обитания людей, при котором отсутству­ет вредное влияние факторов среды на организм человека и созданы благоприятные условия для его жизнедеятель­ности. Закон возлагает на предприятия обязанность осу­ществления производственного, санитарного, экологиче­ского контроля с целью предотвращения загрязнения ок­ружающей среды.

В настоящее время можно говорить о том, что имеется необходимая законодательная база в вопросе защиты эко­логических прав в области снижения рисков и смягчения чрезвычайных ситуаций.

Теперь попробуем дать оценку экологических рисков в ЧС из области ядерной энергетики.

Там же в озеро Карачай сброшено 120 млн. Ки, что примерно в 2,5 раза больше, чем было выброшено при ава­рии на ЧАЭС.

В связи с этим осуществлен ряд важнейших мероприя­тий по охране окружающей природной среды. Вот некото­рые из них: засыпается оз. Карачай на ПО “Маяк” Челябинской об­ласти; на ПО “Маяк” закончено строительство полигона для глубинного захоронения осветленных сточных вод и соз­дан опытный цех по отвердению отходов путем остекловывания в матрицы; на Государственном химическом комбинате (Красно­ярск-26) прекращена работа двух реакторов, что снизило риск радиационной обстановки в регионе; на Сибирском химическом комбинате также засыпается озеро с жидкими радиоактивными отходами и многие др.

И в заключение об одном из принципов теории рисков. Он звучит так: “Деятельность, при которой даже неболь­шая группа населения подвергается чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгод­на для общества в целом”. В большинстве западных стран этот принцип реализован.

Заключение.

Человек как биологический вид – один из наименее устойчивых в биосфере. Риск его самоуничтожения в результате собственной жизнедеятельности весьма велик. Выбранный и пройденный до сих пор человечеством путь техногенного развития – сам по себе уже был риском. И иного (кроме фатального) результата в этом движении быть не может. Снижение риска в глобальном масштабе (для всей цивилизации) возможно только за счет реализации концепции «устойчивого развития» общества.

Но кроме рисков глобальных есть еще и те частные, индивидуальные риски с которыми сталкивается каждый из нас. Степень опасности их наступления столь же различна, как и острота их последствий. К счастью, большинство рисков поддаются оценке и прогнозу. В современной науке говорят об управлении риском.

Управление риском не есть панацея и безусловное спасение от всех опасностей. Дети, летевшие авиарейсом из Башкирии в Германию в июле 2002 года погибли из-за того, что Ту-154 столкнулся с «Боингом». Граждане России и Израиля стали жертвой огня зенитного ракетного комплекса С-200 украинской системы ПВО. Вряд ли в том и в другом случае люди могли предвидеть и предотвратить конкретную трагедию. Слишком от многих случайных факторов зависела «судьба» пассажиров.

Но многие риски все же управляемы и достаточно эффективно. Так, предсказать наводнение в Якутске весной 2001 года, наводнение в Ставропольском крае летом 2002 года было возможно. А значит, можно было и предпринять такие меры, которые свели бы последствия чрезвычайной ситуации к минимуму.

Главная наша беда – в недостатке знаний. В том числе – знаний концептуальных положений теории риска. Настоящая курсовая работа явилась плодом осознания актуальной научной проблемы и сочетает в себе общеизвестные научные положения с собственными умозаключениями автора по разработанной теме.

Литература

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. – М.: ПРОСПЕКТ, 1999.

2. ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» // Российская газета. – 2002, 12 января.

3. ФЗ от 10.01.2002г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне» // Российская газета. – 2002, 12 января.

4. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Российская газета. – 1999, 6 апреля.

5. ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Российская газета. – 1997, 30 июля.

6. ФЗ от 7.11.2000г. «О социальной защите граждан, занятых с химическим оружием» // Российская газета. – 2000, 9 ноября.

7. Кузьмин И.И. Риски и безопасность: концепция, методология, методы. – М., 1991.

8. Лапин В.Л., Попов В.М., Рыжов Ф.Н., Томаков В.И. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами. – Курск, 1995.

9. Роик В.Д. Социальная защита работников от профессиональных рисков. – Черноголовка, 1994.

10. Экология. Учебное пособие. – М.: Знание, 1999.

11. Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997.

12. Экологическая безопасность России (вып. 2). – М., 1996.

[1] Кузьмин И.И. Риски и безопасность: концепция, методология, методы. – М., 1991.- С.7.

[2] Лапин В.Л., Попов В.М., Рыжов Ф.Н., Томаков В.И. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами. – Курск, 1995.- С.22.

[3] Роик В.Д. Социальная защита работников от профессиональных рисков. – Черноголовка, 1994.- С.39.

[4] Экологическая безопасность России (вып. 2). – М., 1996. – С.65.

[5] Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997. – С. 122.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *