Что такое нюансы в музыке

Нюансы в музыке: динамика (Урок 12)

На этом уроке мы поговорим об еще одном средстве передачи эмоций – динамике (громкости) музыки.

Мы уже говорили, что музыкальная речь очень похожа на речь в нашем традиционном понимании. И одним из способов выражения своих эмоций (кроме темпа воспроизведения слов) является ещё один, не менее сильный – это громкость, с которой мы произносим слова. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды, возмущение, угроза и призывы — громко. Как и человеческий голос, музыка тоже может и «кричать», и «шептать».

Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого, перечислены ниже:

Для указания ещё более крайних степеней громкости применяются дополнительные буквы f и p. Например, обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо», или «три форте» и «три пиано».

Обозначение динамики носит относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.

Иногда сама музыка подсказывает, как надо играть. Например, как вы сыграете колыбельную?

Правильно – тихо. А как сыграть сигнал тревоги?

Но бывают случаи, когда по нотной записи непонятно, какой характер композитор вкладывал в музыкальное произведение. Вот для этого автор и пишет под нотным текстом подсказки в виде значков динамики. Примерно так:

Динамические нюансы могут обозначаться как в начале, так и в любом другом месте музыкального произведения.

Есть еще два знака обозначения динамики, с которыми Вам придется сталкиваться довольно часто. На мой взгляд, они немного похожи на птичьи клювы:

Эти значки обозначают постепенное увеличение или уменьшение громкости звука. Так для того, чтобы спеть погромче – птица открывает клюв пошире ( ). Эти так называемые «вилочки» появляются под нотным текстом, а также и над ним (особенно над вокальной партией).

Рассмотрим на примере:

А здесь сужающаяся “вилка” ( > ) под музыкальной фразой означает, что фрагмент нужно играть тише и тише пока не закончится знак диминуэндо, причем начальный уровень громкости в этом примере mf (mezzo forte), а конечный – p (piano).

Для этих же целей часто используют еще и словесный метод. Термин «Крещендо» (итал. crescendo, сокращенно cresc.) обозначает постепенное усиление звучания, а «Диминуэндо» (итал. diminuendo, сокращенно dim.), или декрещендо (decrescendo, сокращенно decresc.) — постепенное ослабление.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться и дополнительными указаниями:

Вот вам еще немного терминов, связанных с динамикой:

Ну и в заключение хочется обратить Ваше внимание на ещё один динамический нюанс – это акцент. В музыкальной речи он воспринимается как отдельный резкий вскрик.

В нотах он обозначается:

Еще «акцент» при письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.

Ну и напоследок вот вам пара примеров, где вы, как я надеюсь, сможете применить все полученные знания на практике:

Источник

Нюансы в музыке: штрихи (Урок 13)

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что делает нашу речь неповторимой, ни на кого не похожей? А с помощью чего мы различаем, что над нами подшучивают, нам угрожают, ласкают речью и т.д.? При общении мы пользуемся разными оттенками речи, используя разную артикуляцию. Можем говорить плавно, томно, можем колко, язвительно.

Так и в музыке. Игра без артикуляции – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как слушать длинную монотонную речь.

Итак, что же такое артикуляция?

Артикуляцией называют разные способы произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности нот. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.

Штрихи, как вы догадываетесь, бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д.

Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.

Итак, легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.

В нотах штрих legato обозначается лигой.

Нонлегато (итал. nonlegato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак. Как правило в начале обучения ученики играют именно nonlegato. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.

Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.

На нотном стане staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (не путайте с точкой, расположенной справа от ноты – эта точка указывает на добавление половины её длительности).

Каждый из этих основных штрихов имеет ряд градаций, которые, хоть и не очень часто, но встречаются в нотах. Рассмотрим некоторые их них.

Портаменто (итал. portamento «перенос») – способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобно nonlegato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой.

Что такое нюансы в музыке. Смотреть фото Что такое нюансы в музыке. Смотреть картинку Что такое нюансы в музыке. Картинка про Что такое нюансы в музыке. Фото Что такое нюансы в музыке

Маркато (итал. marcato «выделяя, подчеркивая») штрих более жесткий, чем legato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку.

Стаккатиссимо (итал. staccatissimo «очень отрывисто») представляет собой разновидность стаккато (острое стаккато). Играется очень коротко и максимально отрывисто. Специфическая особенность стаккатиссимо – сокращение длительности звука более чем наполовину. Обозначается знаком, напоминающим тонкий треугольник.

Стаккато акценто – еще более акцентированные, короткие, отрывистые ноты. Обозначается точками над нотами, и над точкой знак акцента.

Это, пожалуй, все, что я хотела рассказать о штрихах в музыке. И напоследок пара произведений для практики, где встречаются изученные нами штрихи:

Источник

Динамические оттенки в музыке

Музыка не могла бы быть столь приятной для слуха и не передавала бы эмоции и настроения тех, кому она адресована, если бы у нее не было многократных изменений интенсивности звука. Без введения определенных акцентов в партитуру мелодическая линия была бы простой последовательностью музыкальных нот, однообразной и сложной для восприятия или понимания.

Что такое нюансы в музыке. Смотреть фото Что такое нюансы в музыке. Смотреть картинку Что такое нюансы в музыке. Картинка про Что такое нюансы в музыке. Фото Что такое нюансы в музыке

Это разнообразие интенсивности звуков, издаваемых различными инструментами, которые придают музыке оттенок и побуждают аудиторию мечтать, стимулируют воображение и, по сути, передают художественное послание каждого музыкального произведения.

Общие сведения о динамике

В мире музыки это разнообразие является объектом изучения отдельной области, называемой музыкальной динамикой, и в этой статье вы найдете некоторую информацию об этом очень важном аспекте звукового искусства.

В области музыки под динамикой понимается степень громкости — сила, с которой музыкант исполняет отдельный звук или фрагмент музыкального произведения.

Как и любая волна, звуковая волна имеет разные частоты. Их минимальная и максимальная точки для восприятия человеческим ухом находятся где-то между 20 Гц и 20 кГц. Все, что выходит за эти пределы, человеку не слышно: инфразвук или ультразвук.

Так же, как у звука есть частота, которая измеряет высоту звука, у звука есть еще одно свойство, а именно амплитуда, которая играет роль измерения громкости шума. Единицей измерения этого свойства является децибел (дБ), а инструмент, с помощью которого можно регистрировать силу звука, называется измерителем уровня звука.

Например, шум падающих с деревьев листьев осенью имеет измеренную мощность около 10 дБ. Перфоратор, пробивающий отверстие в бетонной стене, издает звук громкостью более 100 дБ. Все, что превышает этот предел, достигает порога, при котором человек чувствует боль в слуховом аппарате.

Музыкальная динамика и агогика, связанные с изменениями ритма, благодаря выразительности, которую партитура хочет передать при интерпретации, составляют художественную часть музыкального мастерства в целом.

Основные элементы динамики в музыке

Музыкальная динамика работает с определенными элементами, которые называются «нюансами». Этот термин явно взят из живописи.

Нюансы музыкальной динамики бывают двух видов:

Оттенки с равномерной постоянной интенсивностью — также называемые фиксированными;

Оттенки прогрессивной интенсивности — или подвижные.

Поскольку музыка достигла своего пика совершенства на итальянском полуострове в разные периоды истории, музыкальные нюансы, как и почти все другие элементы нотной записи в этой области, графически обозначаются буквами, которые являются сокращениями итальянских слов.

В музыкальной интерпретации нюанс — это наиболее художественная часть, которая больше всего связана с мастерством и особенностями личности исполнителя.

Фиксированные оттенки

Фиксированные нюансы — это сокращенные литературные обозначения итальянских выражений, которые отмечены в партитуре и выражают различную степень интенсивности, которую солист должен соблюдать при исполнении музыкального произведения.

Мобильные оттенки

Эти нюансы постепенно увеличивают или уменьшают интенсивность звуков. Они могут чем-то напоминать ускорение и торможение в мире физической механики.

Они отмечены графическими знаками, обозначающими определенные выражения также на итальянском языке.

Вот как некоторые графические знаки или сокращения, расположенные в содержании партитуры, могут указать солисту на то, на что хотел передать композитор музыкальной аудитории.

Таблица динамических оттенков

Что такое нюансы в музыке. Смотреть фото Что такое нюансы в музыке. Смотреть картинку Что такое нюансы в музыке. Картинка про Что такое нюансы в музыке. Фото Что такое нюансы в музыке

Музыкальная динамика и агогика привносят в звуковое произведение то, что можно было бы назвать поэзией или живописными нюансами, потому что, помимо автора, существует отпечаток души музыканта, который исполняет ноты в соответствии со своим собственным опытом, но также и то, как они воспринимаются на слух публикой.

Источник

Лекция 8. НЮАНСЫ И ТЕМПЫ В ХОРЕ

Выразительные возможности нюансов и темпов в хоровом пении и их связь с содержанием произведения.

Подвижные и неподвижные нюансы.

Основные степени силы звука, специфику их хорового исполнения.

Постоянные и переменные обозначения скорости движения.

Темпы медленные, умеренные, быстрые и особенности их хорового исполнения.

Каждое хоровое сочинение, как и любое музыкальное произведение, всесторонне продумано и прочувствовано автором; в него вложены мысли и настроения, которые составляют внутреннюю сущность сочинения.

Одним из средств исполнительской выразительности в хоровом пении является динамика. Ровное, может быть и красивое по звучанию, но одинаковое, без динамических и агогических красок хоровое пение всегда бывает маловыразительно, оно лишено смысла и развития основной музыкальной мысли, передачи настроений и художественных образов, заложенных в партитуре.

Выявить, установить основные динамические средства в партитуре и главное – добиться осуществления их в процессе исполнения хором является трудной, но важной стороной исполнительского процесса.

Динамика (от греч. dynamikos – силовой) объединяет понятия, касающиеся силы звучания.

Нюансы (от франц. – nuance – оттенки исполнения) помогают раскрыть внутреннее художественное содержание сочинения и дать ему должное выражение. Оба термина взаимно связаны и дополняют друг друга.

Чрезвычайная гибкость и разнообразие приемов нюансировки предоставляет широкий простор высокому мастерству и вдохновению. Однако в этом разнообразии кроются и некоторые сложности в применении нюансов, связанные с всякого рода трактовкой музыкального произведения.

Согласно классификации П.Г. Чеснокова, нюансы делятся на подвижные (crescendo, diminuendo) и неподвижные (устойчивые, неизменяемые) в пределах данного построения. Нюансировка служит важным средством выразительности; она связана с музыкальной формой, фразировкой, стилем произведения, индивидуальностью исполнителя.

Наиболее трудный нюанс в хоре — fortissimo — следует исполнять с некоторым запасом голоса, т. к. всегда есть опасность форсирования; в этом нюасе сложнее установить ансамбль, а также, вследствие некоторого притупления слуха, строй. Pianissimo должно быть слышным, звучным («не проваливаться»). При подвижных нюансах, как правило, необходимо соблюдать их постепенность (в diminuendo — значительно труднее) и сохранение ансамбля.

Сильная, мощная или же тихая и тишайшая звучность хора, острые удары или же мягкие нажимы, постепенное нарастание силы или же ее стихание и замирание — все это нюансы или оттенки. Следовательно, под нюансами надо разуметь различные степени силы звука. Поэтому перечисленные выше степени силы звука называют динамическими оттенками (от греческого слова динамис (dynamis), что значит «сила, мощь»), «Оттенки — это различное приложение силы, ведущее к контрастам», — говорит Люси. Это верно, но верно только с одной стороны, со стороны внешней. В этом смысле понятие «оттенок» содержит в себе представление о выпуклости, оттененности в результате приложения той или иной степени силы звука.

Однако понятие «нюанс», кроме такого представления об оттенке, заключает в себе еще и представление о содержательности, выразительности, обусловленной не только силой звука, но и гибкостью ритма. Вот почему мы предпочли именно этот термин — «нюанс», который объединяет в себе и самое понятие «оттенок» и представление о том внутреннем содержании этого понятия, которое можно назвать художественным выражением.

Производным от слова нюанс термином «нюансировка» мы называем умение накладывать на музыкальный звук различные степени силы, делая звук содержательным, выразительным.

П.Г. Чесноков писал: «От соединения двух-четырех таких выразительных звуков образуется мельчайшая органическая частичка мелодии — мотив, имеющий одну вершинную точку-ударение, акцент. Два слившихся мотива образуют следующую составную величину мелодии — фразу, имеющую уже два акцента, из которых более сильный, подчиняя себе слабый (но не уничтожая, а лишь смягчая его), образует единую вершину фразы. Отсоединения двух (и более) фраз образуется предложение, т. е. хотя еще не законченная часть музыкальной мысли, а лишь первая ее половина, но уже с какой-либо (кроме полной) каденцией он с естественным требованием (в силу закона равновесия) ответного придаточного предложения. Такое придаточное предложение, слившись с главным и закончившись полной каденцией, образует цельную, законченную музыкальную мысль — период.

Расчленяя цельную музыкальную мысль на ее составные элементы, мы тем самым вступаем в область фразировки и исследования музыкальной формы.

Исследовав музыкальные формы, мы разделим избранное нами сочинение на его главные части, затем разобьем каждую часть на составляющие ее периоды, предложения, фразы и мотивы. Проделав такой анализ от общего к частному и найдя нужные нам наименьшие частицы, мы пойдем обратным путем: от частного, от самого малого к общему, к большому, к целому сочинению. При этом мы попутно будем извлекать и накладывать на мотивы, фразы, предложения, периоды, таящиеся в их содержании, естественные, единственные для них, художественные оттенки — нюансы. Постепенно соединяя нюансированные по отдельности мельчайшие частицы с мелкими, мелкие со средними, средние с большими, мы в результате получим совершенно обработанное с точки зрения нюансов сочинение. Обработка эта будет построена уже на научных, а потому точных и верных основах. Только тогда в отысканные нюансы можно будет вложить должное содержание и художественное выражение. Это уже будет делом даровитости, мастерства и талантливости дирижера.

Нам могут указать, что нюансы обычно обозначаются автором, а если таких обозначений нет, то музыкальное чутье дирижера подскажет нужные нюансы.

Композиторы указывают только общие нюансы и далеко не выявляют всей массы различных мельчайших нюансов, которые таятся в их сочинениях. Поэтому извлечение всех нюансов из сочинения, наполнение их художественным содержанием при исполнении — это уже дело дирижера, как и всех индивидуальных артистов. В этом и проявляется их дарование, в этом и заключается их творчество. Что же касается того, что «музыкальное чутье подскажет нужные нюансы», то на это полагаться нельзя: чутье может подсказать и верно, и неверно. Это и порождает подчас отсебятину, о которой мы уже упоминали.

Исчерпывающее же выяснение всех нюансов в сочинении с помощью музыкального чутья доступно лишь великим художникам-наполнителям. Большинству же исполнителей необходимо исходить в нюансировке из точного анализа. Такой анализ сокращает работу и указывает правильный путь к раскрытию музыкального содержания сочинения.

Мы задались целью отыскать и утвердить теоретические обоснования для тех или других нюансов именно потому, что полагаться на одно музыкальное чутье нельзя. Несмотря на то, что в музыке все научные положения возникли в процессе творчества, т. е. подсказаны чувством, однако законами эти положения стали только тогда, когда они были выверены разумом, когда они подверглись всестороннему анализу. Вот почему, не отрицая значения и важности музыкального чутья, мы опираемся в вопросах нюансировки на соответствующий теоретический анализ избранного нами сочинения.

Необходимо помнить, что каждое музыкальное произведение имеет свои собственные, единственные, естественно-художественные нюансы, вытекающие из его внутренней сущности. Как нормальный человек не может иметь двух характеров, так и музыкальное произведение не может иметь двух разных выражений. Лицо человека может выражать целую гамму различных ощущений, но общее, коренное, так сказать, выражение его, как отражение его внутренней сущности, может быть только одно. Точно так же и в музыкальном произведении, как в цельном художественном организме, заложено одно общее содержание, один характер.

Но ведь исполняют же по-разному, скажут нам, одну и ту же вещь различные музыканты? — Нет, не по-разному. Если вы внимательно прослушаете одну и ту же вещь у нескольких исполнителей (мы имеем в виду музыкантов, обладающих дарованием и мастерством исполнения), то убедитесь, что в общем характер выражения у них один, что нюансы в общем одни, что понимание внутренней сущности сочинения одно, но исполнения их все же индивидуальны, субъективны и разнятся степенью выразительности.

Нюансы — это внешняя оболочка, требующая наполнения внутренним содержанием, это мелкие формочки, в которые художник-исполнитель вливает индивидуальные мысли и чувства, порождаемые его художественной натурой под впечатлением тех мыслей и чувств, которые вложены в сочинение автором.

Вот этим наполнением единых нюансов внутренним содержанием, этим их одухотворением музыканты-художники и отличаются один от другого. У одного нюансы выходят более выразительными, у другого менее; у одного доминирует виртуозность, у другого чувство, у третьего вкус и т. д.

Но сущность сочинения, нюансы, как формы выражения этой сущности, у всех едины.

Умение правильно ощущать и сохранять в процессе исполнения обозначенный композитором темп является важной стороной исполнительского процесса. Определение темпа носит относительное значение. Темпы могут быть самые разнообразные в зависимости от музыки, ее характера, от структуры произведения.

Наряду с метроритмической стороной исполнения, темп является важным фактором в создании и раскрытии музыкальной формы в процессе исполнения. Верное нахождение темпа как в целом для произведения, так и изменений в отдельных местах важно для хормейстера не только как внешнее определение скорости движения.

Правильное ощущение темпоритма помогает дирижеру и хору понимать и раскрывать внутреннюю сущность произведения.

Однако любые авторские обозначения темпа не должны рассматриваться как нечто постоянное, статическое. Из правильного понимания всех элементов партитуры – мелодии, гармонии, фактуры, тембра, литературного текста, динамики и других средств хоровой выразительности, в их взаимосвязи, на основе авторских обозначений скорости движения – у дирижера-хормейстера может сложиться свое ощущение темпа, способствующее раскрытию содержания произведения и созданию четкой, выразительной формы в процессе исполнения.

В нотной записи в большинстве случаев в обозначении темпов принято пользоваться понятиями, выраженными в основном на итальянском языке. Хотя, как в прошлом так и в современной нотации, во многих странах пользуются терминологией на национальном языке. Кроме того, для указания характера того или иного темпа, его выразительности используется большое количество дополнительных терминов и понятий.

Главные темповые обозначения составляют 5 основных групп.

К первой группе очень медленных движений относятся:

Ко второй группе умеренно-медленных движений относятся:

К третьей группе умеренно-скорых движений относятся:

Четвертая группа скорых движений – различные разновидности allegro (быстро) с соответствующими добавочными обозначениями:

Allegro con brio – живо

Allegro con moto – подвижно

К пятой группе очень быстрых движений относятся:

Однако различные словесные обозначения темпов иногда требуют более точного определения скорости движения. Для этого существует довольно простой, но достаточно точный прибор – метроном, изобретенный И.Н.Мельцелем.

В старых нотных изданиях указания метронома обозначаются двумя буквами М.М. Одна из них – сокращение слова метроном, другая – фамилии изобретателя (М.М.=60). В современных записях в большинстве случаев используется одна буква, обозначающая метроном и цифровой указатель скорости.

На практике нередко основные метрономические скорости (60 или 120 ударов в минуту) можно приблизительно устанавливать с помощью часов, прослушивая тиканье секунд или зрительно воспринимая движение стрелки на циферблате. Скорости движения, темпам приблизительно соответствуют следующие цифровые показания метронома: для очень медленных темпов от 40 до 54-54; умеренно-медленных – от 56 до 86-88; умеренно скорых – о 88 до 130-132; скорых темпов – от 132 до 144; очень быстрых – от 144 до 208.

В живом исполнении могут обнаружиться частичные отклонения и изменения. Такие, главным образом темповые отклонения, небольшие изменения а процессе исполнения музыки, называются агогическими оттенками (подробнее см. гл. “О взаимосвязи динамики, темпа и дыхания”).

Окончательное установление того или иного темпа все же следует делать с учетом словесного обозначения, а главное – в соответствии с характером музыки.

Существуют также дополнительные обозначения, помогающие устанавливать тот или иной темп и характер скорости движения, к которым относятся, например, такие, как:

Acellerando (acel.) – ускоряя

Ritardanto (rit.) – замедляя

Rallentando (rall.) – замедляя

Эти слова в сочетании с другими терминами усиливают или уменьшают действие основного обозначения, например:

К числу метроритмических штриховых обозначений следует прежде всего отнести такие на первый взгляд элементарные, как точное исполнение длительностей отдельных звуков и правильное их соотношение между собой в одном такте, в течение всего исполнения. Сюда относятся и такие важные элементы, как ферматы, паузы и их правильные взаимоотношения. Точное соблюдение этих элементов – основное средство устойчивости метроритмического исполнения.

Правильное понимание и ощущение дирижером и участниками хора метроритмической темповой структуры произведения в живом звучании, многообразии их соотношений создает целостность формы и является одним из главных элементов музыкально-исполнительского процесса.

Дата добавления: 2014-09-26 ; просмотров: 427 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *