Что такое объект науки определение
объект науки
Смотреть что такое «объект науки» в других словарях:
ОБЪЕКТ НАУКИ — область действительности, совокупность реальных явлений и процессов, на изучение и обоснование которых направлена данная отрасль научных знаний. Объект науки обычно представляет собой достаточно широкую сферу действительности, которая, вследствие … Профессиональное образование. Словарь
Объект науки — та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки … Словарь-справочник по педагогической психологии
Объект науки — та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки … Словарь по педагогической психологии
Объект культурного наследия (памятник истории и культуры) — объект недвижимого имущества со связанными с ним произведениями живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства, объектами науки и техники, иными предметами материальной культуры. Объекты культурного наследия подразделяются на памятники,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОБЪЕКТ — (от лат. objectum предмет) в самом широком смысле то, на что направлено индивидуальное или коллективное сознание. Когнитивным, или эпистемологическим, О. является все, что воспринимается, воображается, представляется или мыслится; О. может быть… … Философская энциклопедия
объект — ОБЪЕКТ (позднелат. objectum предмет; от лат. objicio бросаю вперед, противопоставляю) то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. О. не тождествен объективной реальности: во первых, та часть последней, которая… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Объект культурного наследия общего пользования — объект культурного наследия, использование которого одновременно возможно заранее нерегламентированным широким кругом лиц (отдельные виды зданий, строений, сооружений и объектов науки и техники, произведения монументального искусства, центры… … Официальная терминология
Объект Авторского Права — произведения науки, литературы и искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения, отличающегося новизной, выражено в объективной форме и способно восприниматься окружающими. Словарь… … Словарь бизнес-терминов
Объект Интеллектуальной Собственности — произведения науки, литературы, искусства и др. видов творческой деятельности в сфере производства, в т.ч. открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для компьютеров и т.д. Словарь бизнес терминов.… … Словарь бизнес-терминов
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — ОБЪЕКТ (от лат. objectum – предмет) ИССЛЕДОВАНИЯ. То, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Каждая самостоятельная наука имеет свой О. и. Для методики как науки О. и. является процесс обучения и овладения языком. Знания об… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ОБЪЕКТ НАУКИ
Смотреть что такое «ОБЪЕКТ НАУКИ» в других словарях:
объект науки — наука: объект та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки. Но поскольку никакая наука не в состоянии описать свой объект исчерпывающе и всесторонне, она вынуждена… … Большая психологическая энциклопедия
Объект науки — та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки … Словарь-справочник по педагогической психологии
Объект науки — та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки … Словарь по педагогической психологии
Объект культурного наследия (памятник истории и культуры) — объект недвижимого имущества со связанными с ним произведениями живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства, объектами науки и техники, иными предметами материальной культуры. Объекты культурного наследия подразделяются на памятники,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОБЪЕКТ — (от лат. objectum предмет) в самом широком смысле то, на что направлено индивидуальное или коллективное сознание. Когнитивным, или эпистемологическим, О. является все, что воспринимается, воображается, представляется или мыслится; О. может быть… … Философская энциклопедия
объект — ОБЪЕКТ (позднелат. objectum предмет; от лат. objicio бросаю вперед, противопоставляю) то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. О. не тождествен объективной реальности: во первых, та часть последней, которая… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Объект культурного наследия общего пользования — объект культурного наследия, использование которого одновременно возможно заранее нерегламентированным широким кругом лиц (отдельные виды зданий, строений, сооружений и объектов науки и техники, произведения монументального искусства, центры… … Официальная терминология
Объект Авторского Права — произведения науки, литературы и искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения, отличающегося новизной, выражено в объективной форме и способно восприниматься окружающими. Словарь… … Словарь бизнес-терминов
Объект Интеллектуальной Собственности — произведения науки, литературы, искусства и др. видов творческой деятельности в сфере производства, в т.ч. открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для компьютеров и т.д. Словарь бизнес терминов.… … Словарь бизнес-терминов
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — ОБЪЕКТ (от лат. objectum – предмет) ИССЛЕДОВАНИЯ. То, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Каждая самостоятельная наука имеет свой О. и. Для методики как науки О. и. является процесс обучения и овладения языком. Знания об… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Научный терминологический словарь достаточно сложен для начинающих исследователей. Однако без усвоения точных значений терминов дальнейшее изучение чего-либо невозможно. «Понятийная каша» в голове грозит серьезными заблуждениями и получением недостоверных результатов исследований, что имеет далеко идущие негативные, а порой и трагические последствия. Среди них «двойка» в зачетке — сущий пустяк.
Что такое объект познания
Следует различать часто смешиваемые понятия — объект науки и предмет науки.
Вам будет интересно: Дальневосточное высшее военное командное училище (ДВВКУ)
В существующей реальности имеется множество независимых от человека и его сознания явлений и материальных объектов. По многим причинам (защита, любопытство, практическое использование) он стремится к максимальному их изучению и делает объектом исследования. То есть объект науки — это часть всего научного познания. Он часто указывается в самом названии дисциплины: математика, биология, информатика.
Познавательная потребность человека побуждает его к исследованиям внешнего и собственного, внутреннего мира, а затем к их преобразованиям в соответствии с потребностями (материальными и духовными, индивидуальными и общественными).
Предмет научного познания
Предмет познания — более узкое понятие, оно обозначает деталь объекта, его фрагмент, подвергающийся исследованию. Например, психология — объект, а психология управления производством — частный вопрос психологии, более узкая сфера научного анализа, то есть это предмет изучения.
Начиная научную работу, следует выбрать сначала объект изучения, затем определить его аспекты, проблемы, которые могут стать предметами детального научного исследования. Например: объект изучения — дошкольная педагогика, предмет — организация и методика физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в семье. В юриспруденции объект науки — права гражданина Российской Федерации, предмет — его право на социальное обеспечение (на образование, на медицинскую помощь).
Методы научного познания
Чаще всего объект науки — это сложное сочетание его свойств и качеств, условий существования, взаимодействия с другими объектами. Поэтому изучение объектов и явлений требует специального инструментария.
Таковым являются методы научного исследования. Тесная связь объекта и методов науки обусловлена его особенностями и условиями изучения, степенью изученности.
Методы — это способы получения информации. Рассмотрим основные из них.
Эмпирические (общие и частные) основываются на чувственном восприятии: обследование, изучение и обобщение опыта, опытная работа, эксперимент, наблюдение, опрос.
Практика показывает, что в чистом виде эти методы исследования не используются.
Приемы исследовательской работы
Методы исследования осуществляются рядом необходимых и последовательных действий, которые называются приемами. Например, метод сбора информации об объекте может быть осуществлен такими приемами: беседа (с самим объектом, если это человек, с другими лицами), интервью, изучение документации, литературы с интересующими исследователя сведениями, видеоматериалов, наблюдения в разных условиях существования объекта.
Выбор способов (приемов) рационального проведения метода зависит от темы, целей научной работы, реальных технических и других возможностей работы исследователя, условий (например, наличие оснащенной лаборатории или ее отсутствие).
Объект и методы социологии
Пристально изучаемый объект социологии — это человеческое общество, а предмет изучения — его социальная жизнь: связи, отношения, взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение потребностей людей, принадлежащих к самым разным обществам, классам. В учебниках по социологии можно найти описания особенностей групп, организаций, социальных институтов (семьи, экономики, образования), движений, связанных с ними проблем, перспектив развития, причин деструктивных проявлений.
Широко применяя общенаучные методы исследования, социология использует и специфические: опрос устный и письменный (анкетирование), контент-анализ различной документации с целью получения достоверной информации, наблюдение, эксперимент.
Человек как объект социальных наук изучается с разных точек зрения медициной, психологией, педагогикой, культурологией, философией и целым рядом других дисциплин. Они, в свою очередь, разрабатывают свои методы научного исследования.
Заключение
Предметы и объекты науки — это бесконечный ряд поводов для исследований ввиду их многообразия и проявлений материального и нематериального мира.
Общество крайне заинтересовано в поступательном развитии научного знания — это гарантирует физическую безопасность и материальное, духовное благополучие человечества. Именно поэтому производятся огромные вклады в различные отрасли науки, культивируются наиболее одаренные научные кадры.
Научный прогресс зависит еще от того, насколько хорошо исследователь владеет теорией и практикой научной работы. Он должен быть свободным от предубеждений и предрассудков и в то же время уметь отстаивать свое мнение, доказывать, убеждать.
Что такое объект науки определение
Для научно-познавательной деятельности любого содержания первичным (после наличия познающего субъекта) является объект, как фрагмент реальности, избранный субъектом для исследования. Возникает объект в результате сепаративного взгляда исследователя на реальность. Возникает он для отражения в сознании исследователя. Фактически он не возникает, а проявляется для исследователя в статусе отдельности, того, что можно изучать, игнорируя его связи с целым, с реальностью. Проявление фрагмента реальности в статусе объекта науки есть первый шаг в процессе научного исследования реальности.
Обозначившийся объект науки, как правило, оказывается «неподъёмным» для исследователя. Обладая неограниченным множеством своих различных проявлений и связей с реальностью, оставшейся за пределами взгляда исследователя, он не вмещается полностью в исследовательский кругозор субъекта. Субъект делает второй сепаративный шаг, он переходит к рассмотрению объекта не во всем множестве его проявлений, а в усеченном. Это усеченное множество есть следствие специфического интереса исследователя. Более всего определяет этот специфический интерес насущная необходимость, практика. Специфический интерес исследователя формирует определенный взгляд на объект, называемый аспектом рассмотрения (исследования).
Объект, рассматриваемый исследователем в избранном аспекте, формирует в сознании субъекта предмет науки.
Предмет конкретной науки есть обобщенное представление научного сообщества об избранном фрагменте реальности, об объекте.
Таблица 1. Обозначения объекта, аспекта и предмета для некоторого набора наук
тела и их взаимодействие
связи и взаимодействия тел
структура и процессы
структура, функции и процессы
структура и процессы
связь индивида и общества с высшим
формы связи и процессы их эволюционирования
процессы управления индивида
социальные вехи (события)
В таблице 1 представлены обозначения объекта, аспекта и предмета для некоторого набора наук, сформулированные в соответствии с излагаемым подходом.
Вопрос о том, как соотносятся представления об объекте у отдельных индивидов с одной стороны и обобщенное представление о нем научного сообщества, можно рассматривать с позиции теории отражения А.Н.Леонтьева и его последователей. Наперёд очевидно, что в соответствии с этой теорией, представление индивида всегда уникально и определено образом мира, культивируемым индивидом к моменту сопоставления. Множество всех индивидуальных представлений научного сообщества образует некое ядро, включающее суждения, разделяемые всеми или значительной частью членов сообщества. Репрезентативность ядра в отношении множества всех индивидуальных представлений меняется в ходе перманентных исследований представителями данной науки.
Первая погрешность возникает при выборе объекта исследования. Она есть следствие игнорирования принципа единства мира. Превратив (виртуально) выбранный фрагмент реальности в отдельность, исследователь теряет возможность учитывать связи фрагмента с целым.
Вторая погрешность есть следствие аспектирования объекта. Игнорируя прочие аспекты рассмотрения в угоду концентрации внимания на избранном, исследователь видит реальность не в истинном её состоянии, а в усеченной форме, не включающей какие-то её связи и проявления.
Третья погрешность может возникать как следствие эффекта «моментального снимка», характерного для научного исследования. Мир изменчив. Тот фрагмент реальности, который исследователь выделил для изучения в момент t1, в момент t2, возможно, будет иным.
Посмотрим на процесс познания в целом, объединив в одной конструкции и фазу выделения исследуемого фрагмента мира, и фазу его аспектирования, учтя при этом все четыре названные погрешности.
читается (справа налево) так:
— предмет науки есть отражение с погрешностью γ аспектированного объекта познания в сознании научного сообщества;
— аспектированный объект познания есть отражение с погрешностью β первичного объекта познания;
— первичный объект познания есть отражение с погрешностью α реального фрагмента мира в сознании научного сообщества.
В выражении (1) не учтены погрешности, порождаемые изменчивостью объекта познания и исследователя. Обозначим их соответственно θ и ξ. Запись процесса познания примет вид:
Рис. 1. Виды обратной связи в научном познании
Представление о процессе научного познания с двумя видами обратной связи соответствует взгляду на науку как на систему, включенную в более широкий процесс познания. В этот метапроцесс входят наряду с наукой другие способы познания мира.
Объект и предмет науки.
Глава 1 научное познание и наука
Что такое наука и научное исследование
План
Определение науки.
Объект и предмет науки.
Объект и предмет педагогической науки.
Функции педагогической науки.
Определение науки.
Человек, вступающий на путь исследования, обращается к той обширной сфере человеческой деятельности, которая называется наукой. Прежде чем мы перейдем к разговору о педагогической науке и научной работе по педагогике, посмотрим, что собой представляет наука вообще.
Есть много определений науки, но не следует утверждать, что только одно из них является правильным. Нужно выбирать, а выбор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения.
Например, в одной из работ, в которой рассматривались различия между религией и наукой, последняя определялась как «область институционализации сомнения». Институционализация означает перевод из области личного в сферу общественного. Защита диссертации, например, есть не что иное, как способ преодоления сомнений научного сообщества относительно компетентности соискателя. И сам соискатель подвергает сомнению некоторые устоявшиеся в науке представления. В этом случае сомнение перестает быть личным достоянием каждого и становится обобщенной характеристикой научного познания. Религия же сомнение исключает. Верующий именно верит, а не сомневается. Автор, таким образом, подчеркнул различие между двумя сферами духовного освоения мира — наукой и верой, выделив главную черту науки: в отличие от религии. Наука ничего не принимает на веру и при этом является одним из социальных институтов.
Мы ставим перед собой другую задачу. Она связана с анализом структуры, методов и логики научного познания в одной из сфер человеческой деятельности — в образовании, а для этого приведенное выше, правильное, но слишком узкое, определение не подходит.
Наиболее общим образом наука определяется как сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это — не просто система знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа, имеющая целью получение знаний. Деятельность в сфере науки — научное исследование, т.е. особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.
Наука — это не только сумма знаний и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания. Знание представляет собой запечатленный срез безостановочного познавательного процесса, идеальный сгусток познавательных усилий людей. Научная деятельность генерирует знание, точнее — его особый тип — научное знание. Благодаря этому наука представляет собой динамично функционирующий организм, существующий для порождения созидания, производства знания. Иначе говоря, в науке следует видеть особую отрасль духовного производства — производство научного знания.
Существует единство духовной и материальной деятельности, результата и процесса, знания и способов его получения. Главной частью самосознания науки стало представление о характере деятельности, направленной на формирование и развитие научного знания, а научное знание всегда есть результат деятельности познающего человека.
Объект и предмет науки.
Принято различать объект и предмет науки.
Объект — это область действительности, которую исследует данная наука, предмет — способ видения объекта с позиций этой науки.
Э.Г.Юдин выделяет следующие компоненты содержания понятия «предмет науки»:
объект исследования как область действительности, на которую направлена деятельность исследователя; эмпирическая область, т. е. совокупность различных эмпирических описаний свойств и характеристик объекта, накопленных наукой к данному времени; задача исследования; познавательные средства.
Ни один из этих компонентов сам по себе не создает предмета. Как научная реальность, он создается только целостностью всех компонентов и характеризует специфику данной научной дисциплины. Взятый в целом предмет выступает как посредник между субъектом и объектом исследования: именно в рамках предмета субъект имеет дело с объектом.
Можно сказать проще: предмет науки — это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные науке для описания области действительности, избранной в качестве объекта изучения.
В некоторых трудах по гносеологии и методологии науки различаются три понятия: объект действительности, объект науки и предмет науки. Покажем это различие на примерах.
Рентгеновские лучи как объект действительности существовали не только до рождения ученого, чьим именем они были названы, но и задолго до появления на Земле человека. Рентген сделал
их достоянием науки, объектом научного изучения. Но по мере того как они попадали в поле зрения разных наук, возникла необходимость выделить специфические для каждой из них стороны этого объекта в соответствии с определенными задачами. Так, медицина и физика смотрят на рентгеновские лучи по-разному, каждый из них выделяет свой предмет. Для медицины они — средство диагностики заболеваний, для физики — один из многих видов излучения. Ясно, что и понятийный состав, и средства изучения и применения этого объекта в разных науках не совпадают.
На урок к учителю физики могут прийти представители многих научных дисциплин. Но каждый из них увидит разное и опишет происходящее иначе, чем его коллега — специалист из другой отрасли знания. Методист будет думать о том, насколько соответствуют содержание и методы, применяемые учителем, целям преподавания данного учебного предмета в школе, физик — о правильности изложения материала своей науки, специалист по дидактике — о соответствии общего хода урока принципам обучения. Психолог преимущественно заинтересуется особенностями усвоения материала учащимися. Для специалиста по кибернетике обучение — это система управления с прямой и обратной связью.
Педагогическая действительность — это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то, что в них написано, и т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука — это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном — стихийно-эмпирическом процессе познания, и в художественно-образной форме.
При всем уважении к науке нельзя считать, что она может все. Опрометчиво было бы утверждать, что научная или какая-либо другая форма отражения лучше или «выше» другой. Требовать, чтобы Шекспир выражался формулами, а Эйнштейн сочинял драмы и сонеты, одинаково нелепо. Существуют различия в характере использования места и роли опыта: в науке, с одной стороны, и в художественном творчестве — с другой. Ученый исходит из информации, уже накопленной в данной науке, из общечеловеческого опыта. В художественном творчестве в соотношении общечеловеческого и личного опыта большее значение имеет опыт личный. Описание личного опыта соединено с его художественно-образным осмыслением в «Педагогической поэме» А. С. Макаренко. Эта линия продолжена в публицистических произведениях других авторов-педагогов. Различие между двумя жанрами состоит в том, что если основная форма художественного обобщения — типизация, то в науке соответствующую функцию выполняет абстрактное, логическое мышление, выраженное в понятиях, гипотезах, теориях. В художественном творчестве главным орудием типизации является художественный образ.
Стихийно-эмпирическое познание, как мы уже отмечали, также является формой духовного освоения действительности. Нередко в педагогике два вида познания — научное и стихийно-эмпирическое (обыденное) — не различают достаточно четко, считают, что педагог-практик, не ставя перед собой специальных научных целей и не используя средств научного познания, может находиться в положении исследователя. Высказывают или подразумевают мысль, что научное знание можно получить в процессе практической педагогической деятельности, не утруждая себя научными размышлениями, что педагогическая теория чуть ли не «вырастает» сама собой из практики. Это далеко не так. Научное познание — процесс особый. Он включает в себя познавательную деятельность людей, средства познания, его объекты и знания. Обыденное познание существенно от него отличается. Главные отличия следующие.
Научное познание осуществляют специальные группы людей, а стихийно-эмпирическое познание — все занятые практической деятельностью. Источником знания в этом случае являются разнообразные практические действия. Это как бы побочно, не специально полученные знания. В науке же ставятся познавательные цели, и научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно направлено на решение научных проблем. Его результаты заполняют определенный пробел в научном знании. В ходе исследования применяются специальные средства познания: моделирование, создание гипотез, экспериментирование и т.д.
Практические задачи следует отличать от научных проблем. Например, преодоление отставания школьников в учении —- это практическая задача. Ее можно решить и не прибегая к научному исследованию. Но гораздо лучше решать ее на научной основе. Однако научная проблема не совпадает с практической задачей. В данном случае она может формулироваться, например, так: проблема формирования у учащихся познавательной самостоятельности или проблема формирования у них учебных умений и навыков. Одна практическая задача может быть решена на основе результатов исследования нескольких научных проблем. В то же время изучение одной проблемы может содействовать решению ряда практических задач.