Что такое объективность информатика 7 класс
1.1.3. Свойства информации
Информация является предметом интеллектуальной деятельности человека и продуктом этой деятельнрсти. Учёба в школе — это специально организованный процесс передачи важнейшей информации (знаний) от предшествующих поколений подрастающему поколению.
Информация нужна человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения. Но любая ли информация помогает нам в этом? Принятию правильного решения способствует владение объективной, достоверной, полной, актуальной, полезной и понятной информацией. Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации. Рассмотрим их подробнее.
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения. Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестаёт быть объективной, становится субъективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от опыта, знаний, пристрастий конкретного человека (субъекта).
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Достоверная информация помогает нам принять правильное решение. Недостоверной информация может быть: в случае преднамеренного искажёния; в результате воздействия помех («испорченный телефон»); при приуменьшении или преувеличении значения реального факта (слухи и «рыбацкие истории», реклама и др.).
Информация полна, если её достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени. Только своевременно полученная информация может принести необходимую пользу. Информация неактуальна, если она является устаревшей или преждевременной.
Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью. Оценка полезности информации всегда субъективна. То, что полезно для одного человека, может быть совершенно бесполезно для другого. Какие-либо сведения, например исторические, могут десятилетиями считаться ненужными, но в какой-то момент их полезность может резко возрасти.
Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя. Так, вы не сможете воспользоваться самой актуальной и достоверной информацией, если она будет выражена на незнакомом вам языке, т. е. вам непонятна.
7 класс Урок № 2 Информация, её свойства и классификация
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Информация, её свойства и классификация
Перечень рассматриваемых вопросов:
Полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
Ценность информации – свойство, определяемое её пригодностью к практическому использованию в различных областях целенаправленной деятельности.
Специальная информация – сведения, которые могут быть непонятны основной массе людей, но необходимы и понятны узкой социальной группе специалистов, которые эту информацию используют.
Массовая информация – сведения, понятные большей части населения.
Личная информация – сведения о каком-либо человеке, определяющие социальное положение и типы социальных взаимодействий.
Секретная информация – сведения для узкого круга, передаваемые по закрытым (защищённым) каналам и не предназначенные для посторонних.
1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.
1. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
4. Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
На прошлом уроке мы выяснили, что информатика – это наука, изучающая законы и методы работы с информацией. А что же такое информация? Это и предстоит выяснить сегодня на уроке.
Источниками информации для нас являются: радио, телевидение, другие люди, книги.
Информация для человека – это содержание получаемых им сообщений, расширяющее знания человека об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Информация доставляется к нам с помощью сигналов различного типа. Они могут быть: световые, тепловые, звуковые, механические, электрические и другие.
Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.
Например: игра на скрипке.
Схематично непрерывный сигнал можно представить в виде непрерывной кривой линии:
Сигнал называется дискретным, если его параметр может принимать конечное число значений в пределах некоторого интервала.
Например: текст книги, время на часах.
Информация поступает к человеку в виде сигналов внешнего мира. Но, прежде, чем попасть в мозг для анализа и осмысления, эти сигналы воспринимаются нашими органами чувств. В соответствии со способом восприятия различают следующие виды информации:
По форме представления :
Чтобы комфортно жить в современном, быстро меняющемся мире и принимать правильные решения, человеку нужна информация, которой присущи определённые свойства:
например, заявление: «Гора низкая» необъективно;
например, достоверно известно, что Земля вращается вокруг Солнца;
например: Сумма углов треугольника равна 180 градусов, но только для прямоугольной системы координат на плоскости;
например, оповещение на мобильный телефон: «Деньги на вашем счету заканчиваются» – актуальна, если прочитана вовремя;
например, голосовое объявление на вокзале: «Отправление поезда через 5 минут».
Рассмотрим задание, в котором требуется из двух выражений выбрать то, которое соответствует выделенному свойству:
Необъективная : вода горячая; температура воды +70 0 С
Пояснение: необъективным является выражение «вода горячая», т.к. зависит от мнения человека: одному человеку вода покажется горячей, другому эта же вода покажется просто тёплой.
Неполная: концерт состоится вечером; концерт состоится в 18.00 на стадионе нашего города.
Пояснение: информация «концерт состоится вечером» является неполной, во избежание ошибки, требуется пояснение, где и в какое время состоится концерт.
Актуальная: завтра у вас состоится контрольная работа; в 1840 году на счёте прадедушки моего знакомого было 64 лиры.
Пояснение: информация «завтра у вас состоится контрольная работа» актуальна, а информация «в 1840 году на счёте прадедушки моего знакомого было 64 лиры» неактуальна и содержит устаревшие сведения.
Достоверность : люди бессмертны; день сменяет ночь.
Пояснение: информация «день сменяет ночь» соответствует современным научным представлениям и является достоверной, а вот научных доказательств бессмертия людей нет.
Понятность: курс доллара 67 рублей 56 копеек; ドル 67.56 ルーブル
Пояснение: первая информация «Курс доллара 67 рублей 56 копеек» записана на понятном для нас русском языке, в отличие от иероглифов второго предложения.
На уроке мы изучили основные свойства информации и виды информации по способу восприятия.
Разбор заданий тренировочного модуля.
Определите, о каком виде информации идёт речь в следующих отрывках.
Ёжик любил рисовать цветы. Он показал ей свои рисунки, это было нечто! Цветы Ёжика были настолько диковинные и фантастические, иногда даже совсем нереальные, но всё же это были цветы.
Пояснение: информация получена в результате просмотра рисунков, с помощью органов зрения – визуальная.
И вот однажды вечером, когда Анюта играла во дворе со своей подругой Ритой, они услышали чей-то тоненький голосок:
– Наверное, это котёнок! – сразу догадались девочки.
Пояснение: информация получена с помощью органов слуха и называется аудиальной.
Помню… тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести.
Пояснение: информация о запахах получена с помощью органов обоняния и называется обонятельной.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок по информатике «Информация, ее виды и свойства» (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СКАЛИСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
учитель Лисяк Татьяна Сергеевна
Лисяк Татьяна Сергеевна
Класс: 7-А( I ), 7-А( II ) дата 09.09.2021г
Класс: 7-Б( I ), 7-Б( II ) дата 09.09.2021г
Тема урока: «Информация, ее виды и свойства».
Цель урока: Формирование опорной системы знаний по теме Информация и знания. Ввести понятия «информация», «декларативные» и «процедурные» знания, «информативность», формы восприятия информации, язык – знаковая форма представления информации.
обучающиеся сформируют навыки:
· определять понятие «информация»;
· различать виды информации по способу восприятия человеком и по форме представления;
· различать свойства информации;
· различать непрерывный и дискретный сигналы;
· формирование смыслообразования на уроке (понимание обучающимся роли информатики и отдельных ее тем в жизни и выборе будущей профессии);
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Доска, проектор; презентация к уроку; карточки индивидуальной работы
Основные понятия: Сведения, знания, органы чувств, информация, органолептическая информация, свойства информации
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: биология, обществознание
1. Организационный момент
Проверяет готовность учащихся к уроку.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Фронтальный опрос по домашнему заданию
Вопрос учителя : Какие профессии, на ваш взгляд, в наибольшей степени связаны с информационной сферой деятельности человека: бухгалтер, повар, водитель, программист, учитель, портной, продавец, журналист, актёр.
Ответ ученика: Бухгалтер, программист, учитель, журналист, актер
Вопрос учителя : В чём отличие пользователя и программиста?
Ответ ученика: Пользователь работает на компьютере с готовыми программами, которые созданы программистами.
Вопрос учителя : Для каких целей могут использовать компьютер люди следующих профессий: а) конструктор автомобилей; б) писатель; в) бухгалтер; г) врач; д) физик.
а) конструктор автомобилей на компьютере создает чертежи будущих машин;
б) писатель использует компьютер для создания рукописей своих произведений;
в) бухгалтер выполняет расчеты;
г) врач использует компьютер для диагностики болезней;
д) физик на компьютере проводит эксперименты и расчеты.
Вопрос учителя : Расскажите, для чего вы сами используете (если он у вас есть) или могли бы использовать (если у вас его нет) свой домашний компьютер?
Ответ ученика: (в последнее время участились ответы «Сижу в социальных сетях», «Для работы», «Для получения различной информации»).
Вопрос учителя : Какие проблемы со здоровьем могут возникнуть у людей, которые нарушают санитарные нормы работы на компьютере (перечислить не менее трех)?
Ответ ученика: При нарушении санитарных норм работы за компьютером возможны: 1) ухудшение зрения, 2) искривление позвоночника, 3) головные боли, нарушение сна, 4) психологическая зависимость и т. д.
Вопрос учителя : Что такое информатика? Что изучает информатика?
Ответ ученика: Информатика – это наука, изучающая законы и методы работы с информацией с помощью компьютера.
Вопрос учителя : Как вы понимаете слово «информация»?
Ответ ученика: Информация – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людей, с которыми общаемся.
Вопрос учителя : Что такое компьютер?
Ответ ученика: Компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией.
Вопрос учителя : Рассмотрите, пожалуйста, СЛАЙД 1 и скажите: о чем сегодня пойдет речь на уроке? (Какое понятие является центральным, системообразующим в информатике? ( информация ))
Ответ ученика: Информация
Учитель : Да сегодня мы поговорим об информации, ее видах и свойствах
Какие цели мы должны поставить перед собой?
3. Объяснение нового материала в процессе фронтальной работы с классом.
Что такое информация? Информация – это фундаментальное понятие в науке информатике и не только. Это понятие аналогично понятию «точка» в геометрии, всем понятно, что это такое, но строго научного определения невозможно дать, только можно описать этот объект.
Можно постараться дать наиболее точное определение понятию «информация», получится примерно следующее:
В Википедии дано следующее определение «Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления».
Мы с вами договоримся, для нас слайд 3
Информация – это сведения, знания, сообщения, которые человек получает из окружающего мира
К этому слову человек привык уже давно. Его мы используем в словосочетаниях:
«Средства массовой информации», «оперативная информация», «информационное сообщение». Ребята, приведите свои примеры таких словосочетаний. (Обсудить).
Цель сообщений – довести до нас сведения о каких-то событиях, о которых мы не знали до этого.
Рассмотрим виды информации Слайд 4
Все наши знания, все, что мы знаем и умеем, мы получили от родителей, учителей, друзей, окружающих нас людей, из книг, из личного опыта и сохранили в своей памяти. Учеба в школе – это получение знаний, т. е. информации.
Давайте попробуем назвать свои конкретные знания:
«Я знаю, что…Земля круглая».
«Я знаю, как…Сварить борщ». Учащиеся приводят примеры своих знаний, учитель на доске записывает их в два столбика:
…сварить борщ
…отремонтировать розетку
…
Все наши знания можно разделить на две группы :
1. Декларативные – утверждения о явлениях, свойствах, зависимостях (я знаю, что…)
2. Процедурные – определяют действия для достижения цели (я знаю, как…)
Вернемся к сообщениям, с помощью которых мы получаем информацию в различной форме: устной или письменной речи, видеокадров и т. д. Некоторые сообщения пополняют наши знания, поэтому нам бывают интересны. Такие сообщения называются информативными.
Например, сообщение о прогнозе погоды на завтра, сообщение учителя об оценках за ответ на уроке.
Некоторые сообщения содержат информацию, которая нам уже известна или нам непонятна, на незнакомом языке или из непонятной области знаний. Такие сообщения называются неинформативными.
Например, 2х2=4, сообщение на китайском языке для нас будет непонятно, следовательно неинформативно, «производная функции определяется как предел отношения приращения функции к приращению ее аргумента при стремлении приращения аргумента к нулю, если таковой предел существует» определение будет для нас информативно в 11 классе.
Именно поэтому получение знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному. На этом основывается обучение.
Таким образом, рассмотрим свойства информации Слайд 5
Для восприятия информации у человека есть специальные приспособления – органы чувств слайд 6
Они отвечают за восприятие информации в различной форме. С помощью зрения – визуальная информация, слуха – звуковая информация, обоняния – запахи, вкус – информация о вкусовых ощущениях, осязание – информация в виде тактильных ощущений.
Всю эту информацию по форме представления можно разделить на (записать на доске)
Запахи, звуки, зрительные образы, тактильные ощущения
Текст, речь (письменная и устная), числа, формулы, условные обозначения
Слайд 8 (учащиеся отвечают)
Полученную информацию человек может запомнить (сохранить в памяти) или передать другому в форме письменной или устной речи. Устная речь состоит из знаков-звуков, которые лингвисты называют фонемами, слов, фраз. Письменная речь – текст, состоящий из букв, цифр, знаков препинания, т. е. из знаков. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь, сначала появилась устная речь, а затем – письменность.
В основе речи лежит такое понятие, как «язык», не тот язык, который у нас во рту, а язык, как способ общения между людьми.
Слайд 11 Язык – это знаковый способ представления информации. Языки бывают естественными, на которых общаются люди, и формальными, это языки какой-нибудь профессии или области знаний.
А какие вам книжки больше всего нравятся? (Толстые, тонкие, интересные, главное С КАРТИНКАМИ)
Слайд 12 Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Всем детям с раннего детства нравятся книжки с картинками. А еще есть такая поговорка «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Рисунки, чертежи, графики, схемы облегчают восприятие текста. При изучении многих школьных предметов вы пользуетесь такой формой представления информации
4. Закрепление изученного материала (фронтальный опрос)
1. Информативность сообщения, принимаемого человеком, определяется:
а) Способом передачи сообщения
б) Временем приема сообщения
в) Наличием новых знаний и понятностью
2. Из предложенных сообщений выбрать декларативное
а) А.С. Пушкин – великий поэт
б) При умножении простых дробей, их числители и знаменатели перемножаются
в) На улице сегодня замечательная погода.
г) Что б открыть дверь, нужно вставить ключ в замок.
4. Что может означать запись 18-15 с точки зрения продавца в магазине, машиниста электропоезда, ученика на уроке математики?
Работа на листиках
1. С помощью каких органов чувств люди получают информацию об объектах
Урок по информатике в 7 классе по теме :» Информация и её свойства»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План конспект урока по информатике
Учитель МКОУ СОШ №2 г. Дигоры :
Такулова Дзерасса Тамбиевна
Тема: Информация и её свойства.
Учебник — Л.Л. Босова «Информатика, 7 класс» М.: Бином. Лаборатория знаний
Тип урока : изучение новых знаний
Метод обучения : объяснительно-иллюстративный
Цель : Освоить области применения науки информатики. Познакомить учащихся с понятием информации, ее видами и свойствами, формами и способами ее обработки.
дать определение науки информатики;
сформировать понятие информации;
познакомить с различными видами информации по ее назначению, характеру, способами восприятия и ее свойствами;
познакомить со способами передачи, хранения и обработки информации;
научиться определять виды информационных процессов;
развивать бережливость, внимание, наблюдательность;
развивать стремление и умение преодолевать возникающие трудности;
воспитание ответственности, уважения к учителю и одноклассникам.
Оборудование : ПК, проектор, интерактивная доска,
3. Сообщение темы урока и постановка целей.
4. Изложение нового материала
5. Закрепление знаний
7. Домашнее задание.
1. Организационный момент:
Провести проверочную работу по теме «Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе» ( Тест ).
3. Сообщение темы урока и постановка целей:
узнать, что изучает наука информатика;
узнать, что такое информация, какие виды информации бывают;
изучить свойства информации;
познакомиться с различными информационными процессами и научиться их различать.
4. Изложение нового материала:
С древних времен постоянные наблюдения позволяли накапливать знания о различных объектах, которые постепенно складывались в научные направления, а затем в систему наук. Но при этом очень долгое время никому не приходило в голову проанализировать сам процесс сбора, накопления информации. Выяснить формы ее существования, закономерности ее проявления, особенности функционирования. Именно изучением этого и занимается информатика.
Информатика — это наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.
Уже много раз за урок мы использовали слово «информация». Что вы понимаете под информацией?
Давайте понаблюдаем то, что, мы видим из окна. Что вы можете сказать о природе? (Наступает осень)
Но почему вы решили, что наступает осень? (листья желты, похолодало, капает дождь)
Но ведь нигде не написано, что это признаки осени. (но мы знаем, что все это означает, что наступает осень)
Поэтому и получается, что то знание, которое мы извлекаем из окружающей действительности и есть информация.
После обработки информацию можно сохранять на бумаге, тогда для другого человека, все эти знания будут сведениями . Но, то, что он возьмет для себя из этих сведений будет уже информация . Обработав и запомнив информацию, человек получит знания .
Собранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называется сведениями . Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Из одной и той же книги разные люди извлекают разную информацию. Извлеченная информация обрабатывается и хранится в мозге человека и становится его знаниями.
Всю информацию можно разделить на виды , исходя из области ее применения:
физиологическую и т. д.
Так же информацию можно разделить на виды исходя из способов ее представления на:
Одновременно с этим информация по своему характеру может быть :
статической (постоянной) или динамической (переменной);
первичной (входной), производной (промежуточной) или выходной (конечной);
осведомляющей или управляющей;
объективной или субъективной.
К свойствам информации можно отнести:
Человек с помощью органов чувств видит, слышит, осязает, чувствует запах, ощущает вкус, т. е. воспринимает информацию, воспринимаемую человеком информацию можно подразделить на образную и знаковую.
Для хранения информации всегда используются внешние носители: пергамент, папирус, бумага, фотопленка, кассеты, диски и т. д.
Источник информации — тот, кто сообщает информацию.
Приемник информации — тот, кто получает информацию.
Носителем информации может быть классная доска, журнал, частицы воздуха, радиоволны, бумага, дерево, металл, камень, дискета, фотография, ген и т. д.
Источники и приемники информации могут быть как одушевленными, так и неодушевленными предметами, явными и косвенными. Встречаются такие ситуации, когда приемник информации является одновременно и передатчиком, и наоборот.
5. Закрепление знаний:
Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
6. Домашнее задание: читать стр. 3-8.
7. Подведение итогов:
Что изучает наука информатика?
Что вы понимаете под термином «информация»?
Какие виды информации вы запомнили?
Какими свойствами должна обладать информация?