Что такое навигационное меню сайта
Навигация по сайту: задачи и инструменты
Важнейшей составляющей любого сайта является навигация. От того, насколько она продумана, удобна и понятна посетителю, сильно зависят вероятность отыскать нужное и желание вернуться. В статье будут перечислены основные навигационные задачи пользователя, и рассмотрены элементы, с помощью которых они решаются. На простых примерах попробую показать, каким из них стоит уделить больше внимания, а какие можно вовсе упразднить, в зависимости уже от ваших интересов и реализации.
1 Задача пользователя: Попасть на сайт
Когда речь заходит о проектировании сайта и его навигации, почему-то принято считать, что человек уже оказался на главной странице и отсюда начинается его путь. Но как-то он должен был на этот сайт попасть! Рассмотрим наиболее распространенные варианты.
Инструменты:
— переход из поисковой системы;
— имя сайта;
— ссылка на внутреннюю страницу;
— QR code.
Вы уверены, что имя вашего сайта подобрано хорошо? Попробуйте своему другу / коллеге / родственнику продиктовать его по телефону.
— Алло, сынок, а где я могу почитать твою статью про железки?
— Мама, на хабре, я же говорил!
— Где-где?
— Хабрахабрточкару.
— …
Это далеко не единственный пример выхода ссылок в оффлайн, их можно встретить на рекламных плакатах, в метро, в прессе, где угодно. Все эти случаи объединяет одно: если пользователь не сможет воспроизвести увиденное/услышанное – вы потеряли клиента.
Одноклассникам пришлось застолбить помимо основного, также имя с одной буквой «с», т.к. несмотря на то, что все их пользователи учились в школе, некоторые не преуспели даже в азах словесности.
Если ссылку присылает друг или коллега, и по ней хотя бы примерно можно понять, что ожидает пользователя на странице – это очень и очень хорошо. Потому что по ссылке
http://habrahabr.ru/events/coming/event345, полученной в Skype, я могу определить, что это какое-то описание предстоящего события, и решить, посмотреть мне ее сейчас или позже. А когда мне присылают нечто вида
http://lite-mobile.ru/index.php?page=shop.product_details&flypage=shop.flypage&product_id=748&category_id=11&manufacturer_id=0&option=com_virtuemart&Itemid=137 — даже страшно туда заглядывать.
QR Code – лучший способ дать пользователю возможность быстро и без труда открыть ваш сайт с мобильного устройства.
Помимо этого у QR code есть интересная особенность – по его виду непонятно, что за ним кроется. И многие, у кого установлен QR scanner, считывают код просто из любопытства. Чем не дополнительная реклама?
2 Задача пользователя: Понять «где я?», «Как сюда можно попасть еще раз»
Всегда приятно понимать где ты находишься, что перед тобой, особенно если в этом месте оказался впервые. И нет ничего зазорного в том, чтобы держать эту информацию всегда на виду.
Инструменты:
— логотип (по совместительству быстрый переход «домой»);
— заголовок страницы;
— выделение текущего пункта меню (каталога);
— хлебные крошки.
За то, как будет выглядеть ваш сайт среди соседей по вкладкам (или закладкам) браузера, ответственны Favicon вместе с Title.
3 Задача пользователя: Попасть в личное пространство
Под личным пространством я подразумеваю все то, что касается отдельно взятого пользователя и никого другого. Это может быть личный кабинет, может быть корзина с товарами в интернет магазине, даже тщательно отобранные песни Софии Ротару о болезнях, собранные в плейлист «Было-было, но прошло», могут быть «личным пространством». Все социальные сервисы это одно большое личное пространство. Итак, у пользователя есть задача попасть в личное пространство и подзадача понять что он уже там.
Инструменты:
— форма авторизации;
— изменение вида сайта (целиком, либо частично) в зависимости от того, авторизован пользователь или нет;
— ссылка на корзину/личный кабинет.
Если личное пространство пользователя это и есть суть сайта, то стоит форме авторизации уделить место в соответствии со значимостью, а именно — дофигища! После авторизации можно не сильно уделять внимание тому факту, что пользователь в своем пространстве, т.к. другого попросту не существует. Стоит только не забыть оставить возможность выйти с сайта, в противном случае кто-то может выйти из себя.
Если личное пространство не так ярко выражено, то достаточно поместить элемент для перехода к нему в неизменном месте. Обычно для этого используют правый верхний угол. Можно этим не ограничиваться – предоставляя пользователю переход к личному пространству (либо к его отдельным составляющим) в тех местах, где сочтете нужным.
4 Задача пользователя: Получить актуальную информацию
Практически все сайты, предлагающие товары или услуги, имеют ряд условий, например:
— регион обслуживания (либо зависимость чего-либо от региона);
— время работы;
— обслуживание физических/юридических лиц;
— товары для определенных групп.
Пользователю важно понимать, насколько информация, которая сейчас отображена на экране подходит для него.
— Можно ли эту вкуснейшую пиццу заказать в Ставрополе, да еще и в 2 часа ночи?
— Действительно ли цены на аренду «квартиры в центре» так сильно взлетели? Или это цены не моего города?
Ответы на все эти вопросы должны быть получены как можно раньше. В идеале таких вопросов возникать вовсе не должно, автоматическое определение места/времени должно учитываться по умолчанию.
Инструменты:
— выбор региона;
— уточнение деталей, подсказки;
— фильтры.
Не заставляйте пользователя сначала выбрать товар, а потом понять, что доставка для него невозможна, или что этот хлебушек доступен только для обладателей карты «золотой колос 2011». Небольшой пример, на что может повлиять смена региона:
5 Задача пользователя: Найти что-то конкретное
Это одна из самых важных навигационных задач. Казалось бы – нет ничего проще, чем спросить у пользователя, чего он хочет и дать то, что нужно. В идеале нужен вышколенный консультант:
— Чем я могу вам помочь?
— Мне бы семеновский ржаной с отрубями.
— Минуточку, милейший!
на практике чаще всего имеем следующие Инструменты:
— поиск;
— рубрикатор.
Пользователь может либо пройти по логично выстроенному каталогу, либо воспользоваться «телепортацией» в виде поиска.
Телепорт начинает изрядно барахлить если:
— поиск нужно искать через Ctrl+F;
— есть подобные подсказки: Для поиска словосочетания «заключите его в кавычки».
Не бойтесь использовать крупное поле поиска, снабдите его подсказками и списком популярных запросов. Если результаты поиска попадают в разные «категории» — не мешайте в кучу, делите выдачу по категориям.
При создании рубрикатора важно помнить о следующем:
— рубрики должны быть названы на понятном пользователю языке;
Если вы хотите торговать кухонной утварью, и при этом надеетесь, что покупать ее будут студенты мамам и девушкам в подарок, не стоит делать разделы «Чапельники», «Шумовки», «Сотейники» и им подобные, не снабженные хотя бы иллюстрацией. Молодежь просто не поймет, о чем вы!
— рубрики одного уровня должны быть равнозначными;
Не стоит в один уровень размещать «Сковороды» / «Кастрюли» / «Посуда из стекла». Избежать таких ошибок очень просто – попросите любого, не участвующего в проекте, найти лишние пункты в вашем ряду значений.
В создании рубрикатора поможет карточная сортировка. Ее суть заключается в том, что все предполагаемые к использованию параметры выписываются на карточки, а потенциальные пользователи системы формируют их в группы наиболее логичным, на их взгляд, образом. Названия группам могут быть заданы изначально или предложены самими респондентами.
6 Задача пользователя: Ознакомиться с содержанием, выбрать из предложенного, переключиться на что-то другое
Еще одна из важнейших навигационных задач – дать пользователю понять, что вообще есть на сайте. Это поможет как пришедшему за чем-то конкретным понять, что предлагают помимо заинтересовавшего его изначально, так и простому «сёрферу» ознакомится с содержанием сайта.
Инструменты:
— анонсы категорий (дашборды);
— меню (табы);
— галереи, списки, иные способы представления информации.
В идеале, основная часть главной страницы должны быть посвящена обзору содержимого сайта, в любом приемлемом виде. Например, в виде «анонсов» с кратким описанием каждой категории:
При этом стоит помнить, что не всегда путь начинается с главной, поэтому даже на странице отдельно взятой буханки пользователь должен знать, чем он еще может полакомиться:
Таким образом меню выполняет как функцию переключения между разделами, так и просто дает понять пользователю, что есть на сайте, куда еще можно пройти.
Не менее важно то, как представлена информация «списочного» характера. Пользователь должен понимать, как организован список, сколько элементов он содержит, как посмотреть «следующие 50 позиций». Следует заранее предусмотреть все возможные виды сортировок, фильтрации. При этом результат должен отражать не возможности разработчиков, а нужды пользователей. Сортировка хлебушка по цвету корки и количеству внутренних полостей диаметром больше 3мм безусловно может быть реализована, но будет ли она востребована? Стоит пользователю заподозрить, что он запутался, что он не может разобраться «почему так» и «да где же бородинский, воды три ведра вам в печь», как в тот же миг вы окажетесь вне его милости, а сайт в опале.
7 Задача пользователя: «Найти вас в реальном мире»
Если деятельность не ограничивается виртуальным пространством, у вас есть телефоны, адреса, явки и пароли, которые могут понадобиться пользователю – не прячьте их!
Инструменты:
— контакты, адреса;
— карты и ссылки на них.
Невозможно предусмотреть, когда пользователь захочет обратиться в раздел «контакты», по-этому лучше, чтобы доступ к нему был всегда. Даже если вам кажется, что информация на сайте избыточна, все равно дайте людям номер телефона, куда они смогут обратиться с любым вопросом. Пока еще далеки времена, когда верить «интернету» будут больше, чем живому человеку.
Если размещаете физические адреса:
— снабдите их картой;
— опишите путь для автомобилистов;
— опишите как добраться пешком, на общественном транспорте.
Помните, что «Барочная 4a» это не более чем юридический адрес, который может быть известен всем водителям маршрутки не иначе как «У столба с аистами остановите пожалуйста». Лучше всего дать описание человеку, который ни разу у вас не был – пусть он попробует по нему добраться, а потом расскажет, с какими трудностями столкнулся.
Попробуйте открыть свой сайт с мобильного телефона и найти там адреса/телефоны, возможно это вообще единственная по-настоящему важная информация, которую стоит показывать в мобильной версии.
Контакты стоит размещать даже на страницах «Сайт находится в стадии разработки», «Проводятся технические работы» и т.п. Ведь, столкнувшись с такого рода «стеной», пользователь может либо уйти к конкурентам, либо, если вы монополист, и вовсе остаться без хлебушка.
Пожалуйста, не оставляйте людей без присмотра!
Меню сайта
8 ноября 2017 Опубликовано в разделах: Азбука терминов. 29731
Они называются пунктами меню и могут обозначаться текстом или графическими значками — иконками.
Меню должно быть у каждого сайта. Оно дает возможность попасть из одного раздела на другой, узнать, какая еще есть информация, и что интересного можно почитать. Современный пользователь привык все получать быстро, и продуманные ориентиры на сайте — залог того, что он останется с вами дольше.
Главная задача разработчиков — оптимально проработать структуру и сделать удобную навигацию. Поэтому часто используют термин навигационное меню сайта в контексте его основного предназначения.
Виды меню сайта
Разные виды обозначают принцип организации меню на веб-сайте. Вот две основных разновидности, которые выделяют в зависимости от объема и задач ресурса:
Главное
Главное меню сайта, это то, что отображается в любых разделах ресурса, основное, верхнеуровневое. Но для крупных интернет проектов с множеством страниц одного уровня навигации недостаточно.
Второстепенное
В случае сложной структуры добавляют дополнительное меню второго уровня, или второстепенное.
По способу реализации выделяют:
В зависимости от ориентации и дизайна, используют горизонтальное и вертикальное меню для сайта.
Первое располагают, как правило, вверху. Может быть на прозрачном фоне, либо статично закрепленным.
Второе бывает левым либо правым, либо комбинацией обоих.
Варианты дизайна меню
Стили отвечают за внешний вид, то есть за то, как видим элементы мы с вами. Варианты оформления меню сайта:
Меню — один из важных структурных и навигационных элементов web-сайта. Оно должно обладать набором качеств и характеристик, удовлетворяющих потребности посетителей и решающих задачи интернет-ресурса.
Основные правила и ошибки
Роль меню в процессе продвижения сайта
На итоговые результаты выдачи в поиске могут влиять следующие критерии:
Как сделать меню сайта
Если вы владелец бизнеса, можете поучаствовать на этапе сбора и структурирования информации о вашем бизнесе и услугах. Нужно ориентироваться на основные сценарии взаимодействия покупателя с продуктом. Например, для магазина обязательны:
Техническая часть ляжет на программиста. Если сайт разрабатывают на базе cms и шаблона, вы изначально можете увидеть, как будет выглядеть ваше будущее меню, какого оно будет цвета.
Реализацию меню может быть разной, важно соблюдать принципы четкой структуры и понятной навигации. Это ускорит поиск информации и заодно улучшит поведенческие факторы вашего веб-ресурса.
Что такое навигация сайта: как её правильно сделать
Допустим, Ваш сайт посвящён рекламе и продвижению, но если навигация на нём будет непонятна и не удобна, то курсы SEO-продвижения у Вас попросту никто не найдёт и не закажет. Поэтому навигации нужно уделять достаточно внимания, от этого зависит, появятся у Вас клиенты или нет.
Что такое навигация сайта
Рассмотрим подробнее, что такое навигация сайта и для чего она нужна. Так вот, навигация – это система, с помощью которой появляется возможность переходить между страницами интернет-ресурса.
Существует несколько основных видов навигации, при проектировании сайта не обязательно использовать их все, можно выбрать несколько, наиболее подходящих именно для Вашего ресурса. Первый вид – это основная навигация, в ней самые важные ссылки располагаются в самом меню. Если сайт небольшой, то зачастую используется только эта навигация.
Второй вид – это языковая навигация, используемая в случаях многоязычной аудитории, с выбором наиболее удобного языка для прочтения информации. Третий – глобальная, включающая в себя те ссылки, которые будут видны с каждой страницы ресурса.
Четвёртая навигация – рекламная. Это ссылки, направляющие пользователей на другие страницы с какими-либо услугами. Вот, например: «цены на СЕО-продвижение», нажмите сюда, и Вы перейдёте на услугу СЕО-продвижения. Пятый вид – указательная навигация, с помощью неё Вы можете видеть в какой части сайта находитесь.
Так же существует разделение навигации по типу реализации на четыре вида. Первый – текстовый, ссылки оформляются в текстовом формате. Второй вид – графическая навигация. Переход осуществляется при нажатии на какие-либо прорисованные элементы меню или кнопки.
Третий вид – Java и Flash инструменты, с их помощью создаются различные эффекты при наведении курсора или нажатии на какую-либо ссылку. Реализовать качественную навигацию, при помощи таких технологий довольно сложно, но результат того стоит. Четвёртый вид – это навигация HTML, она служит для создания компактного меню.
Выбор вида навигации позволяет перейти к максимально удобному использованию ресурса, ещё он происходит в зависимости от самого проекта, который находится в разработке.
Как сделать навигацию по сайту
Для того чтобы знать, как сделать навигацию по сайту нужно придерживаться определённых критериев качества. Первый критерий заключается в том, чтобы навигация была простой и удобной. Вот, например, чтобы узнать стоимость создания сайта-визитки, Вам всего лишь требуется сделать одно нажатие мышкой. Вся совокупность элементов меню должна быть понятна и видна любому пользователю.
Во-вторых, качественные и проработанные навигационные элементы должны быть доступны на каждой странице Вашего ресурса, чтобы без затруднений переходить к нужному разделу. Третий критерий говорит о визуальном графическом оформлении, всё должно быть гармонично, контрастно и не раздражать глаза.
Для того чтобы Ваш ресурс не посещался клиентами в пустую, нужно знать, что такое конверсия сайта и как её увеличить, ведь разработка навигации по сайту является важнейшим условием высокой конверсии. Если продумать систему навигации и сделать её максимально удобной, то удержать пользователя на Вашем ресурсе и заинтересовать его будет намного проще.
Навигационное меню сайта: как простое изменение увеличило конверсию магазина на 60%
Бывший финансовый аналитик, переквалифицировавшийся в eCom-специалиста, Матиас Шредер, опубликовал у себя в блоге кейс о том, как простое изменение навигационного меню повысило конверсию его интернет-магазина на 60%.
А спонсором блога в этом месяце выступает сервис Rookee. Когда требуется комплексное поисковое продвижение, контекстная реклама на автопилоте или формирование репутации в сети – на помощь приходят Rookee!
Навигация – очень важная часть сайта, о которой мало кто задумывается всерьёз. И хотя меню вашего интернет-магазина, скорее всего, не совсем отстойное, в нём таится скрытый потенциал для роста.
Проблема навигационного меню в левом верхнем углу
Подумайте сейчас вот над каким вопросом. 90% населения нашей планеты – правши. Так почему же тогда подавляющее число разработчиков размещает навигационное меню в мобильной версии сайтов или приложений в верхнем левом углу? То есть, как можно дальше от доминирующего большого пальца правой руки.
В качестве примера, посмотрите на эти тепловые карты Thumb Zone от Скотта Херфа:
Несмотря на то, что они были сделаны довольно давно, актуальности своей не потеряли. Эти тепловые карты наглядно демонстрируют, до какой части экрана своего смартфона обычный человек сможет легко дотянуться, а до какой – нет. При условии, что телефон держится в правом нижнем углу (той же рукой).
Получается, что для правшей навигационное меню, расположенное в левом верхнем углу, недоступно. Попробуйте визуально отразить изображение по горизонтали, представляя аналогичную ситуацию с точки зрения левшей. Меню всё так же недоступно для взаимодействия.
Примерно то же самое наблюдается и в том случае, когда пользователь меняет хват с нижнего правого угла на середину. Попробуйте сами так сделать. Да, если постараться, то так уже легче добраться до раскрывающегося меню в левом верхнем углу. Но ощущение неудобства остаётся.
И здесь вам в голову может прийти мысль: «Возможно, большинство людей используют свой смартфон двумя руками?» Нет. Согласно данным Стивена Хубера, 75% пользователей касаются экрана только одним большим пальцем.
Следовательно, 75% всех мобильных посетителей должны неестественно растягивать пальцы или менять хват каждый раз, когда они хотят получить доступ к навигационному меню вашего интернет-магазина. Не кажется ли вам, что это влияет на поведение пользователей?
Решение проблемы с меню навигации
Хорошо, проблема понятна. А что делать-то? К счастью, мы с вами не первые, кто задумался над этим.
В 2013 году Facebook перешёл с верхнего левого гамбургер-меню в нижнюю панель вкладок, аналогичную тому, что вы видите сейчас в их приложении. Согласно данным TechCrunch, это увеличило вовлечённость, удовлетворённость, доход, скорость и восприятие скорости.
В 2013 году Beamly (бывший Zeebox) решил сделать всё наоборот. Сервис заменил панель вкладок в верхней части своего приложения на меню-гамбургер в левой верхней части экрана. Подобно тому, что мы с вами обычно наблюдаем на классических eCommerce-сайтах.
Это изменение снизило частоту ежедневных и еженедельных заходов пользователей в приложение, а также общее время, проведённое клиентами в приложении. В связи с этим Zeebox быстро вернули старое навигационное меню.
В 2015 году Redbooth отказались от классического меню-гамбургера и заменили его нижней панелью вкладок в своём приложении для iPhone. Это повысило ежедневную активность пользователей на 65%, а среднюю продолжительность сеанса – на 70%.
При последующем анализе данных Redbooth выяснили, что переработка навигационного меню позволила клиентам открыть для себя дополнительные функции, которые ранее были скрыты меню-гамбургером в левой верхней части экрана.
Выводы
Какой из этого всего можно сделать вывод? Будущее мобильной электронной коммерции за удобством для пользователей.
Перенесите навигационное меню своего интернет-магазина (или любого другого сайта) в нижнюю часть экрана мобильных устройств. Чтобы человек мог без особого труда дотянуться до него большим пальцем правой руки.
Снабдите меню иконкой поиска и двумя-тремя иконками популярных товаров или категорий. Если проанализировать рынок, то именно так сейчас делают разработчики таких гигантов, как Facebook, Twitter или Snapchat.
Матиас Шредер сам недавно реализовал такое меню в двух своих интернет-магазинах. Только с меньшим количеством вкладок и большим вниманием к кнопке оформления заказа. Ниже вы видите скриншот одного из них:
Слева – скриншот страницы магазина без товаров в корзине. В навигации снизу вы можете видеть ссылку на новую коллекцию одежды и иконку раскрывающегося меню. Справа – скрин магазина после того, как в корзину добавлен товар. Слева направо:
После изменений владелец наблюдает рост уровня конверсий в обоих магазинах.
В качестве контраргумента можно привести навигационное меню сайта Amazon. Классический «гамбургер» в левом верхнем углу. Но если вы его откроете, то заметите, что в нём основное внимание уделяется элементам учётной записи пользователя.
Категории продуктов расположены под панелью поиска вверху страницы, как и панель меню с вкладками. В отличие от большинства DTC-брендов, Amazon вынужден сосредотачиваться на строке поиска из-за своего огромного каталога продуктов.
В любом случае, настоятельно рекомендую протестировать разные варианты реализации меню навигации, чтобы понять, действительно ли иконки в нижней части экрана мобильного устройства увеличивают уровень конверсии.
А после тестов делитесь результатами в комментариях!
ПОНРАВИЛСЯ ПОСТ? ПОДЕЛИСЬ ССЫЛКОЙ С ДРУЗЬЯМИ!