Что такое объективный идеализм платона

Объективный идеализм Платона

Что такое объективный идеализм платона. Смотреть фото Что такое объективный идеализм платона. Смотреть картинку Что такое объективный идеализм платона. Картинка про Что такое объективный идеализм платона. Фото Что такое объективный идеализм платона Что такое объективный идеализм платона. Смотреть фото Что такое объективный идеализм платона. Смотреть картинку Что такое объективный идеализм платона. Картинка про Что такое объективный идеализм платона. Фото Что такое объективный идеализм платона Что такое объективный идеализм платона. Смотреть фото Что такое объективный идеализм платона. Смотреть картинку Что такое объективный идеализм платона. Картинка про Что такое объективный идеализм платона. Фото Что такое объективный идеализм платона Что такое объективный идеализм платона. Смотреть фото Что такое объективный идеализм платона. Смотреть картинку Что такое объективный идеализм платона. Картинка про Что такое объективный идеализм платона. Фото Что такое объективный идеализм платона

Что такое объективный идеализм платона. Смотреть фото Что такое объективный идеализм платона. Смотреть картинку Что такое объективный идеализм платона. Картинка про Что такое объективный идеализм платона. Фото Что такое объективный идеализм платона

Что такое объективный идеализм платона. Смотреть фото Что такое объективный идеализм платона. Смотреть картинку Что такое объективный идеализм платона. Картинка про Что такое объективный идеализм платона. Фото Что такое объективный идеализм платона

Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл (буквально, «наилучшая слава»). Платон – прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Род его отца восходил к последнему царю Аттики Кодру, а предком матери Платона, был афинский реформатор Солон. Учение Платона очень трудно излагать, так как он не был догматиком. Все его работы сохранились, они имеют форму диалогов, в которых главным персонажем является Сократ.

Основа философии Платона – это учение об идеях. Он утверждал, что идеи выступают не только основой человеческих качеств, но и основой всей действительности. Идеи – это подлинная реальность, прообразы вещей, отношений ценностей. Они связаны между собой и неизменны. Каждому классу чувственных предметов соответствует некоторая идея. По отношению к чувственным вещам идеи одновременно и их причины и образцы, по которым были созданы эти вещи.

Но одного существования идей недостаточно для объяснения вещей чувственно воспринимаемого мира. Так как эти вещи изменчивы, то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие Платон отождествляет с материей, которая есть область непрекращающегося движения, возникновения и изменения. Материя принимает на себя идеи и превращает каждую идею во множество чувственных вещей, обособленных друг от друга по месту, занимаемому ими в пространстве. В то время как атомисты считали телесными атомы, а небытие приравнивали к пустоте, у Платона небытие есть «материя», а бытие – бестелесные идеи.

Таким образом, учение Платона – это объективный идеализм, так как материя рассматривается как производное от нематериальных идей. Идеи вечны, они не зависят от условий пространства и времени. Напротив, мир чувственных вещей – это мир вечного возникновения и гибели. Все вещи существуют только потому, что существуют идеи этих вещей. Вещи сами по себе несовершенны, они портятся и меняются. Идея же характеризуется абсолютным совершенством.

Гносеологическую позицию Платона можно определить как рационализм. Идеи невозможно постичь чувственным опытом, мир идей умопостигаем. Но если мы не можем постичь идеи на уровне чувственного опыта, то как, в таком случае, мы их осознаём? Дело в том, что идеи присутствуют в нашей душе изначально. Платон создал миф, по которому человеческие души изначально находились на небесах, где они передвигались по небосводу на колеснице, запряжённой двумя лошадьми, одна из которых исполнена влечений к истине и добродетели, а другая склонна к буйству, под её напором колесница срывается с небосвода и падает вниз.

С этих пор душа заключена на земле в человеческом теле, только изредка она может припомнить то, что созерцала на небесах. Воспоминания эти пробуждаются под влиянием чувственных впечатлений. Итак, душа могла обрести идеи лишь тогда, когда она не была соединена с телом и не отягощалась чувственными впечатлениями. Притом идея – это не мысль какой-то отдельной личности, а высшая самостоятельная реальность. Значит, помимо непосредственно осязаемого мира существует изначальный, сверхчувственный и бестелесный мир, представленный идеями.

В диалоге «Государство» излагается социальная этика Платона. Известно, что Платон был непримиримым противником афинской демократии. Социальная этика Платона – это тоталитарная утопия. Человек – это двойственное существо, тело и носитель души. Души у людей разные.

Платон утверждает, что людей можно разделить на три категории:

1. Люди, живущие своими потребностями, они должны работать. У них вожделеющая (чувственная) душа. Эта категория включает земледельцев, ремесленников и торговцев, именно им дозволено иметь личную собственность. Однако от управления общественными делами они полностью отстраняются и получают минимальное образование.

2. Люди со страстной (аффективной) душой. Это класс стражей, они охраняют и защищают общество. Стражи нуждаются в продуманном образовании, которое включает гимнастику и музыку (поэзия, танец и музыка в современном значении этого слова). Таким путём стражи должны учиться мужеству, презрению к смерти и нравственному благородству. У стражей не должно быть никакой собственности, их личная жизнь находится под строгим контролем со стороны правителей.

Что такое объективный идеализм платона. Смотреть фото Что такое объективный идеализм платона. Смотреть картинку Что такое объективный идеализм платона. Картинка про Что такое объективный идеализм платона. Фото Что такое объективный идеализм платона

Удел рабов здесь вовсе не рассматривается, ибо их относят к говорящим орудиям, носителям мускульной силы.

В платоновском государстве феномен частной жизни приносится в жертву социальному целому. Не существует брака, все жёны и дети общие. Платон своеобразно истолковал принцип социальной справедливости (каждый человек делает то, к чему он наиболее приспособлен). Правителям, как и стражам запрещалось иметь семью и личную собственность. Детей предполагалось с трёх лет помещать в государственные воспитательные заведения.

Социальная утопия Платона кажется возвышенной и отвратительной одновременно. Каждый человек в этом обществе значим лишь как функциональный элемент социального целого. Человек как личность растворяется в социуме.

Объясняя происхождение окружающего нас мира, Космоса, как упорядоченного мироздания, Платон создаёт миф о Демиурге. Демиург – это мастер, творец. Для того, чтобы Космос получился совершенным, демиург устроил ум в душе, а душу в теле, и таким образом построил Вселенную. Мировое тело было построено с соблюдением строгих пропорций между четырьмя элементами – землёй, водой, воздухом и огнём. К нему была присоединена мировая душа, и результатом этого явилось небо, включающее звёзды, планеты и солнце.

Далее, в Космосе были созданы живые существа, в том числе и человек. Объяснение природной действительности – не самая сильная сторона философии Платона. Он не смог убедительно объяснить происхождение материального мира, не объяснил существование идей зла, лжи, преступления, уродства. Высшей идеей он провозглашает идею добра. Это позволяет заключить, что мир устроен наилучшим образом. Как мы видим, Платон столкнулся с очень сложными вопросами.

Историческое значение философии Платона в том, что:

· впервые философом оставлено целое собрание фундамен­тальных произведений;

· положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» — противо­положность материалистической «линии Демокрита»);

· впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;

· была создана философская школа (Академия), просущество­вавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последо­ватели Платона (Аристотель и др.). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

Источник

Билет №62. Объективный идеализм Платона.

Философия Платона.

Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».

Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

2. Платон является основателем идеализма. Главными положе­ниями его идеалистического учения являются следующие: (объективный идеализм Платона)

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

• окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

• любая существующая вещь является всего лишь материаль­ным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неиз­менна, и т. д.);

• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде,со­гласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

• является основой всякого бытия;

• не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни час­тей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);

• выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всяко­го ощущения;

• первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

• происходит от «единого»;

• является сущностью всех вещей;

• есть обобщение всего живого на Земле. «Душа «:

• подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое — ничто» и «ум — все живое», а также связывает ме­жду собой все вещи и все явления;

• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

• душа человека (вещи) есть часть мировой души;

• при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

• постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса.

4. Касаясьгносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

поскольку материальный мир является всего лишь отобра­жением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

• «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — «докса»);

• «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, фило­софы, следовательно, только они способны увидеть и осоз­нать «чистые идеи».

5. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства(что было нетипично для предшественников — «до­сократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поис­ками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Платон выделяет семь типов государства: идеальное «госу­дарство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

монархия — справедливая власть одного человека;

• тирания — несправедливая власть одного человека;

• аристократия — справедливая власть меньшинства;

• олигархия — несправедливая власть меньшинства;

• демократия — справедливая власть большинства;

• тимократия — несправедливая власть большинства, власть

военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются не­справедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вы­рождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя ста­бильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

6. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства,согласно данному плану:

• все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;

• работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

• воины занимаются физическими упражнениями, тренируют­ся, поддерживают в государстве порядок, в случае необходи­мости — участвуют в военных действиях;

• философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории,

познают мир, учат, управляют государством;

• философы и воины не должны иметь частной собственности;

• жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

• не существует брака, все жены и дети общие;

• допускается и приветствуется труд рабов, как правило, вар­варов, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данно­го плана были сохранены.

7. Историческое значение философии Платона в том, что:

• впервые философом оставлено целое собрание фундамен­тальных произведений;

• положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» — противо­положность материалистической «линии Демокрита»);

• впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;

• были заложены основы понятийного мышления, произведе­на попытка выделить философские категории (бытие — ста­новление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое и др.);

• была создана философская школа (Академия), просущество­вавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последо­ватели Платона (Аристотель и др.).

8. Академия Платона— религиозно-философская школа, соз­данная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовав­шая около 1000 лет (до 529 г. н. э.).

Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии явля­лись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную фи­лософскую школу — Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплато­низм стали ведущими направлениями европейской философии.

Источник

Объективный идеализм Платона

Что такое объективный идеализм платона. Смотреть фото Что такое объективный идеализм платона. Смотреть картинку Что такое объективный идеализм платона. Картинка про Что такое объективный идеализм платона. Фото Что такое объективный идеализм платона Что такое объективный идеализм платона. Смотреть фото Что такое объективный идеализм платона. Смотреть картинку Что такое объективный идеализм платона. Картинка про Что такое объективный идеализм платона. Фото Что такое объективный идеализм платона Что такое объективный идеализм платона. Смотреть фото Что такое объективный идеализм платона. Смотреть картинку Что такое объективный идеализм платона. Картинка про Что такое объективный идеализм платона. Фото Что такое объективный идеализм платона Что такое объективный идеализм платона. Смотреть фото Что такое объективный идеализм платона. Смотреть картинку Что такое объективный идеализм платона. Картинка про Что такое объективный идеализм платона. Фото Что такое объективный идеализм платона

Что такое объективный идеализм платона. Смотреть фото Что такое объективный идеализм платона. Смотреть картинку Что такое объективный идеализм платона. Картинка про Что такое объективный идеализм платона. Фото Что такое объективный идеализм платона

Что такое объективный идеализм платона. Смотреть фото Что такое объективный идеализм платона. Смотреть картинку Что такое объективный идеализм платона. Картинка про Что такое объективный идеализм платона. Фото Что такое объективный идеализм платона

По отношению к вещам, которые мы постигаем с помощью чувств, идеи вещей выступают причинами вещей. Идеи способствовали созданию вещей реального, чувственного мира.

Завершением идеалистического учения Платона стало концепция идеального государства. Платон утверждает, что идея блага управляет окружающим миром. Она создает возможность для всякого существа и человека в том числе иметь особенный, неповторимый облик. Государство и бытие находятся в непосредственном отношении. Идеальному типу государства Платон противопоставляет отрицательный тип общественного устройства. Последнее основано на материальной жизни людей. Отрицательный тип государства представлен в четырех формах:

Учение Аристотеля.

Аристотель развивает критику учения Платона об идеях как о самобытных сущностях, отделенных от мира чувственных вещей. Аристотельпротивопоставляет этому учению собственное учение об отношении чувственных вещей и идей.

Идеи бесполезны для объяснения знания. Концепция Платона не дает познанию вещей ничего нового. Платоновские «идеи»— простые копии, или двойники, чувственных вещей; в содержании «идей» нет ничего, чем они отличались бы от соответственных им чувственных вещей. Теория идей не может объяснить важное свойству вещей чувственного мира — движение и становление: возникновение и гибель.

Анализируя отношение формы и материи Аристотель формулирует учение о четырех причинах окружающего нас мира. Важно особенностью Аристотеля является то, что он систематизирует и классифицирует понятия и категории прежней философии. Аристотель приходит к выводу, что исходя из истории развития философии можно выделить четыре основные причины:

Для Аристотеля характерен так же анализ телеологии. В отличии от Сократа и Платона, Аристотель полагает, что целесообразность существует в природных процессах. Для Сократа и Платона учение о цели окружающего носило идеалистический характер.

Рассмотрение формы и материи в качестве основания мира (субстанции) приводит к тому, что учение Аристотеля характеризуется как дуализм. Аристотель является дуалистом.

Теория познания. Теория познания Аристотеля базируется на его онтологии. Философ проводит различие между научным знание, искусством, опытом, мнением. Предметом научного знания является бытие. Предметом искусства является создание вещей (ремесленничество), произведений искусства. В отличии от знания, предметом опыта становятся факты. Основой опыта выступает ощущение. Отличие знания от мнения в том, что мнения опирается на вероятные факты. Знание, по мнению Аристотеля, обладает следующими отличительными чертами:

б) объяснительный характер знания;

Научное знание должно определять сущность предмета. Другим его важным свойством всеобщность. Научное знание должно быть направлено на выявление причины окружающего мира. И наконец, знание должно быть исследованием сущности факта. Структурность научного знания предполагает как иерархию наук, так и их единство. Оба этих требования учитываются с помощью класификация наук.

Логика Аристотеля. Учение о методе.

а) утвердительные и б) отрицательные;

а) истинные и б) ложные.

Разделение на истинные и ложные предложения в теории силлогизма Аристотеля является основополагающим.

Методом установления научных принципов является индукция. Данный термин означает движение какого-либо суждения от частного (факта) к общему (выводам, аксиомам). Получение общих выводов, теоретических положений, аксиом невозможно без чувственного восприятия. Индукция исходит из опыта, который основывается на восприятии. Индукция способствует нахождению сущности предмета. Окончательное определение сущности предмета строится с помощью доказательства.

способность питания (роста и размножения);

способность ощущения (чувства, желания);

способность мышления (теоретическое и практическое мышление).

Этическое учение Аристотеля.

Обратим внимание, на то, что всякое действие человека, по мысли Аристотеля, является свободным. Тем не менее, обладание дианоэтическими добродетелями означает ответственность человека за совершенные им действия.

Подводя итог учению Аристотеля необходимо констатировать:

1) Аристотель продолжил развитие идей объективного идеализма в античной философии;

2)объективный идеализм Аристотеля обладает дуалистическими чертами. Активно действующим началом мира является и форма(идея) и материя;

3) мир имеет четырех-причинную структуру (форма, материя, движение, цель);

4) Аристотель впервые вводит классификацию наук.

Источник

Что такое объективный идеализм платона. Смотреть фото Что такое объективный идеализм платона. Смотреть картинку Что такое объективный идеализм платона. Картинка про Что такое объективный идеализм платона. Фото Что такое объективный идеализм платонаanchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Объективный идеализм Платона. Учение о душе.

Что такое объективный идеализм платона. Смотреть фото Что такое объективный идеализм платона. Смотреть картинку Что такое объективный идеализм платона. Картинка про Что такое объективный идеализм платона. Фото Что такое объективный идеализм платона Что такое объективный идеализм платона. Смотреть фото Что такое объективный идеализм платона. Смотреть картинку Что такое объективный идеализм платона. Картинка про Что такое объективный идеализм платона. Фото Что такое объективный идеализм платонаЧто такое объективный идеализм платона. Смотреть фото Что такое объективный идеализм платона. Смотреть картинку Что такое объективный идеализм платона. Картинка про Что такое объективный идеализм платона. Фото Что такое объективный идеализм платона

Платон (427 — 347 гг. до н. э.)
Стремясь создать универсальную концепцию, объединяющую человека и космос, Платон пришел к объективному идеализму.
Наибольшее место психологическим проблемам отводится в диалогах Платона «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб».

Платон полагал, что существует идеальный мир, в котором расположены души или идеи вещей, т. е. те совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство образцов недосягаемо для этих предметов, но заставляет их стремиться быть похожими, соответствовать им. Таким образом, душа становится не только идеей, но и целью реальной вещи. В принципе идея Платона это общее понятие, слово, которого нет в реальной жизни и отображением которого являются все вещи, входящие в это понятие, означаемые данным словом. Так, не существует какого-то обобщенного человека, но каждый из людей представляет собой определенную вариацию понятия «человек».

Идеи — это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они безвидны и незримы, существуют самостоятельно, независимо от чувственных вещей. В отличие от идей, материя — это небытие, бесформенное незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью, т. е. всем при соединении с определенной идеей. Наконец, чувственный мир, т. е. материальные вещи, предметы, естественные (мир природы) и сделанные человеком. Этот мир возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле. Соотношение идей и вещей таково, что миру идей принадлежит неоспоримое первенство. Идеи и вещи не равноправны: идеи суть образцы, вещи — их подобия. В стихотворной форме это понимание передал русский философ Вл. Соловьев: «. все видимое нами только отблеск, только тени от незримого очами». Идея выступает как цель, к которой, как к верховному благу, стремится все сущее.

Так как понятие неизменно, то и идея или душа, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна. Не менее важной для Платона была связь души с этикой, так как он считал, что душа человека отличается от души животного тем, что является не только источником активности, но и хранительницей его разума и нравственности. Таким образом, впервые в психологии появилась идея о качественном (а не только количественном) отличии души человека от души других живых существ. При этом, вслед за Сократом, Платон утверждал, что это отличие в содержании души связано с существованием в ней этических категорий, которые человек постигает разумом.

Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступал против теории детерминизма Демокрита, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения. По Платону, разум не только позволяет понять, где добро и где зло, но и помогает выстраивать поведение в соответствии с этим знанием. Этим человек отличается от животного, поведение которого побуждается страстями, не осмысливается и потому непроизвольно и несвободно. Так в психологии появилась важная мысль о том, что свобода человека, возможность произвольного поведения связаны с необходимостью осмысления этого поведения, его причин, т.е. разум и является основой, гарантией этой свободы.

Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа, пребывает в премирном пространстве, в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего. Поэтому природа души сродни природе идей.

«Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному в самом себе в высшей степени подобна наша душа». В отличие от души, тело подобно «человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою».

Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и потому может властвовать над ним, а оно должно повиноваться ее движениям. Телесное, материальное пассивно само по себе и получает всю свою действительность только от духовного начала. В то же время Платон учит о связи души и тела: они должны соответствовать друг другу. Платон различает 9 разрядов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку. Он указывает на необходимость развивать душу и тело в равновесии так, чтобы между ними была соразмерность. Платон решает вопрос и о локализации души в теле. В целом Платон учит о «двухчастном соединении, которое мы именуем живым существом», при руководящей роли в этом союзе души.

Индивидуальная душа есть образ универсальной мировой души.

Первое и низшее общее у человека, животных и растений. Это вожделеющее, неразумное начало. Обладая им, всякое живое существо стремится удовлетворять свои телесные потребности: оно чувствует удовольствие, достигая этой цели, и страдание — в противном случае. Именно этой частью души человек «влюбляется, испытывает голод, жажду и бывает охвачен другими вожделениями». Она составляет большую часть души каждого человека.

Другое — разумное — начало противодействует или противоборствует стремлениям вожделеющего начала.

Третье начало — яростный дух. Этой частью человек «вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные им муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений — либо добиться своего, либо умереть; разве что его смирят доводы собственного рассудка, который отзовет его наподобие того, как пастух отзывает свою собаку».

Все стороны души должны находиться в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала. Его же функцией является «попечение обо всей душе в целом. начало же яростное должно ей подчиняться и быть союзником». Объединение всех начал сообщает целостность душевной жизни человека. По Платону, «человек обладает силой подлинно внутреннего воздействия на самого себя и на свои способности». Реальное соотношение частей души далеко от идеала, каким является гармония между ними, в душе происходит настоящая распря между вожделеющим и разумным началами. Эта борьба обнаруживается в сновидениях человека, раскрывая за внешностью вполне умеренного на вид человека «какой-то страшный беззаконный и дикий вид желаний». Нарушение гармонии приводит к страданию, ее восстановление — к удовольствию. Так, в описание жизни души с необходимостью вводится чувство.

В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями.

В другом диалоге Платон, описывая душу, сравнивает ее со стадом овец, которое охраняется собаками и пастухом.

При этом вожделеющая душа, естественно, подобна бессмысленным овцам, которые, побуждаемые своими влечениями, могут забрести куда попало и погибнуть.
Страстная душа, подобно собаке, старается охранить человека от заблуждений, но она может быть эффективной только в том случае, если слушается команды пастуха, т. е. разума.

Таким образом, Платон впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, диктуемых вожделеющей и страстной душой, которые не всегда можно примирить при помощи разума. При этом возможность такого примирения, как уже говорилось выше, Платон с годами оценивал как более вероятную, хотя мысли о противоборстве добра и зла, страстей и разума в душе человека всегда оставались для него важнейшими. Эта идея Платона о внутреннем конфликте души стала впоследствии особенно актуальной в психоанализе.

Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено в форму мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели: » Если душа бессмертна, она требует заботы не только на нынешнее время, которое мы называем жизнью, но на все времена, и если кто не заботится о своей душе, впредь мы будем считать это грозной опасностью. Живя, люди должны верить, что после смерти душа ответственна за все действия тела. Эта вера заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга«. Миф о бессмертии души изображает перевоплощение душ — то ниспадающих с неба на землю, то восходящих с земли на небо, как циклический процесс. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен. В описании проявлений души Платон уделяет особое внимание познанию и неотделимому от него удовольствию и страданию.

Платон писал о том, что в практической деятельности человека успех его поступков всецело зависит от сознания того, каков этот поступок, каков его смысл, и без разумного понимания невозможно ни жить, ни действовать. Знание также гарантирует от ошибок, заблуждений, связанных с путаницей того, что такое хорошо и что такое плохо: только тот, кто приобрел знание, осуществляемое в понятиях, гарантирован от того, чтобы вещи, различные по существу, в силу их случайных свойств и второстепенных сходств считать тождественными.

Исследуя познавательные процессы, Платон рассматривал несколько стадий в формировании знаний, говоря об ощущении, памяти и мышлении, причем он первым среди ученых заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дал ей определение «отпечаток перстня на воске» и считал ее одним из важнейших этапов в процессе познания окружающего. Важная роль памяти связана и с тем, что сам процесс познания у Платона представал в виде припоминания того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Память он считал хранилищем всех знаний, как осознаваемых, так и не осознанных в данный момент.

Идея Платона о знании как припоминании давала возможность соотнести взаимоотношения чувственного и рационального в душе человека. Это положение Платон наиболее полно развернул в диалоге «Менон», в котором, показывая, как знание математики актуализируется в душе мальчика-раба, доказывал, что это знание всегда в нем было, но только под влиянием беседы актуализировалось в осознанное понятие.

Не меньшее значение для психологии имел и тот факт, что в основе системы обучения Платона лежал принцип передачи знаний путем образования понятий. Анализируя процесс актуализации знаний, Платон впервые пришел к исследованию генезиса понятий, пытаясь установить основные этапы их формирования. С этого времени в психологии исследовалось главным образом развитие вербального мышления, которое до начала XX в. считалось основным (и единственным) видом мышления. Тогда же появилось положение о том, что именно понятия являются главным продуктом мышления. Так, Платон писал, что «истинность мышления есть только там, где есть понятие как его принцип и начало познания». Поэтому исследование мышления, этапов его развития, так же как изучение способов развития и коррекции мышления, вращалось вокруг этапов формирования понятий. Отголоски этого подхода видны в исследованиях Л. С. Выготского и Ж. Пиаже, которые важнейшее место в своих теориях отводили изучению продуктов и процесса формирования понятий.

В то же время Платон доказывал, что развернутый во времени и осознанный процесс логического мышления не может передать всю полноту знаний о вещи, так как опирается на исследование окружающих предметов, т.е. копий настоящих знаний о них. Описывая процесс познания, Платон приводит в пример людей, замурованных в пещере, которые по теням и отблескам внешнего мира, проникающим в пещеру, стараются составить суждение об этом мире. Жизнь человека в мире чувственных вещей уподобляется жизни узников, прикованных на дне темницы — пещеры, из глубины которой они могут видеть через широкий просвет лишь то, что находится у них прямо перед глазами; они видят лишь тени от самих себя и от людей и предметов, которые наверху, а не сами эти предметы, и слышат только отзвуки голосов сверху.Так и человек по одним копиям предметов хочет понять их настоящую суть и обречен в таких попытках на неудачу. Тем не менее возможность проникнуть в истинную суть вещей у человека существует и связана она с интуитивным мышлением, с проникновением в глубину души, которая хранит истинные знания. Они открываются человеку сразу, целиком, и этот мгновенный процесс в какой-то степени похож на инсайт (озарение), который позднее описала гештальтпсихология. Тем не менее, несмотря на процессуальную схожесть интуитивного мышления с инсайтом, они совершенно различны по содержанию, так как озарение Платона не связано с открытием нового, но лишь с осознанием старого, того, что уже хранилось в душе.

Платон различает мнение, рассудок и разум в зависимости от объекта познания: направлено ли оно на идеи или на чувственный мир.

Философский смысл мифа людей в пещере таков: созерцание чувственного мира изменяющихся явлений не дает знания, но только мнение. В мнении душа обращается к вещам и их отображениям, к бытному, вечно возникающему, но никогда не сущему (слушать, смотреть, любить прекрасные звуки, цвета, образы). Мнение — это нечто промежуточное между знанием и незнанием. Оно есть ни незнание, ни знание: мнение темнее знания и яснее незнания. Мнение — это чувственное познание, низший вид знания. Познание, направленное на бытие (идеи), т. е. на мир умопостигаемый, дает подлинное знание. Это интеллектуальное знание, высший вид знания, существует в двух видах. Во-первых, рассудок. Рассудок относится к области идей, но при этом душа пользуется образами, которые почитает изображающими. Например, геометр занимается видимыми формами и рассуждает о них, но мыслит не о них, а о тех, которые этим уподобляются: о четырехугольнике и его диагонали самих в себе, а не о тех, которые изображены и т. д. Пользуясь образами, люди стараются усмотреть те, которые можно видеть не иначе, как мыслью. Разум, или ум,— это постижение идей, отрешенных от всякой чувственности. Здесь душа направлена на сущее без образов, под руководством одних идей самих по себе к безусловному началу, к сущности любого предмета, силой одной диалектики.

Согласно Платону, так как душа постоянна и человек не может ее изменить, то и содержание тех знаний, которые хранятся в душе, тоже неизменно. Поэтому и открытия, совершаемые человеком, не являются по сути открытиями чего-то принципиально нового, но лишь актуализацией того, что уже хранилось в душе, хотя и не осознавалось человеком. И само мышление, которое Платон считал главным когнитивным процессом, по сути является актом репродуктивным, а не творческим, хотя и оперирует понятием интуиция, ведущим для творческого мышления. Это обусловило и сам подход к творчеству (как научному, так и художественному) в теории Платона. Он понимал творчество как собственную активность души, проявляемую ею при актуализации дремавших в ней знаний, т. е. процесс осознания тех смутных образов, которые уже существовали в душе, это и есть процесс творчества. Однако в основе такого процесса лежит не творческое, а репродуктивное воображение, так как при этом художник только репродуцирует те знания и те связи между отдельными понятиями, которые уже существовали во всеобщей душе (и соответственно в его тоже), хотя и не были никем до него осознаны и отражены в искусстве. Именно такой подход к творчеству отображен в следующих строках: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель, вечно носились они над землею, незримы оку». При таком понимании личность творца незначима, так как художник только транслирует то, что в нем было заложено, причем транслирует не только содержание, но и форму, в которой оно задано. Поэтому-то, считал Платон, и не надо учить людей технической, инструментальной стороне искусств, не надо стремиться к индивидуализации их личности, так как она все равно не накладывает отпечаток ни на форму, ни на содержание художественных произведений, созданных автором. В процессе озарения мысль сама примет нужную форму, отольется в нужных словах, если художник правильно осознает то, что уже носилось в смутных образах в его душе.

Само искусство, с точки зрения Платона, может приносить не только благо, но и зло. Это связано с тем, что, воздействуя на чувства (страстную часть души), искусство затемняет разум и мешает осознанной регуляции поведения. Поэтому под действием искусства люди могут совершать неправильные, ненужные поступки. Могут внезапно заплакать или засмеяться, сказать неожиданные слова и т.д. Поэтому в своем идеальном государстве Платон весьма жестко ограничивал роль искусства. Он даже считал необходимым провести отбор сказок и мифов, которые рассказывают матери и няни маленьким детям, чтобы неудачными примерами не портить их. Точно так же он изгонял театр, за исключением нескольких высоко моральных эпических произведений, но ни в коем случае не комедий. После театральных масок им были изгнаны и музыкальные инструменты, за исключением лиры и кифары для города и пастушьей свирели для деревни. При этом он исходил из того, что только небольшой круг музыкальных произведений пригоден для воспитания юношества и способен сформировать социально значимые и одобряемые идеалы. По его мнению, положительную роль играет та музыка, которая придает словам дополнительный лад, новое значение. Платон писал о том, что детей надо учить соединять поэтические (эпические) строфы с музыкой, так как такие упражнения заставляют души детей свыкаться с правильными чередованиями и ладами, делают их более кроткими, чинными и уравновешенными.

Платон также уделял большое внимание изучению индивидуальных склонностей и способностей людей в раннем возрасте. Он считал, что эти знания важны не только для развития их нравственности, но и для анализа профессиональной пригодности ребенка и его будущего статусного места в государстве. Требования к профессиональной идентификации, так же как и к формированию понятийного мышления и произвольной и сознательной регуляции поведения, были одним из главных положений теории коллективного воспитания Платона, основы которой подробно изложены в его диалоге «О государстве». Он писал о необходимости профессионального отбора и тестирования детей, говоря о том, что уже в детстве можно определить не только интеллектуальный уровень, но и склонности ребенка и воспитывать его согласно предназначению. Для этого следует изучать особенности души каждого ребенка, выявляя качества, присущие мудрецу, воину или ремесленнику. Кроме наблюдения за поведением и склонностями детей в процессе обучения Платон считал необходимым основываться и на осознанных предпочтениях и самоотчетах самих детей, которые должны осознавать свои склонности и способности. Адекватная самооценка и знание о своих способностях к определенному виду деятельности являются, по мнению Платона, одним из важнейших качеств взрослого разумного человека. Но приучать к осознанию себя и формировать эту адекватную самооценку важно уже в детстве, раскрывая перед детьми содержание тех видов деятельности, которые необходимы для выполнения обязанностей, связанных с определенной профессией, и помогая осознать наличие этих способностей в себе.

Термином «диалектика» называется познание посредством понятий. Это умение возводить единичное и частное к общей идее путем сопоставления мнении и отыскания противоречий в них — дает знание. Этот процесс Платон называет рассуждением и описывает его как некий внутренний диалог с незримым собеседником. «Мысля, она [душа] делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая и отвечая, утверждая и отрицая».

Поскольку идей в воспринимаемых объектах нет — мир идей и мир вещей разобщены,— вещи не содержат идеи, они только копии идей, поскольку ощущения, чувства не могут быть источником истинного знания. Понятия не могут образовываться из впечатлений чувственного опыта. По Платону, образы лишь поводы, внешние побудители, способствующие тому, что мышлением мы схватываем отличающуюся от них и похожую на них идею: зрительность позволяет максимально охватывать являющееся идеальное. Образы могут быть поводом для схватывания идеи, потому что идеи — и наши души — существовали до нашего рождения. Однако процесс падения души с небес на землю сопровождается забыванием душой всего того, что она ранее видела на небесах. В то же время она может вспомнить об утраченных идеях. Средством этого восстановления является припоминание: «. искать и познавать — это как раз и значит припоминать».

Процесс познания, по Платону, есть припоминание — анамнезис. Процесс этот — чисто рационалистический, логический. В нем чувственный опыт служит только толчком, поводом вспоминать об идеях, дремлющих в нашей душе: «Припоминать подлинно сущее, глядя на то, что есть здесь».

Термин «припоминание» имеет у Платона и другой смысл — как процесс памяти. В его описании угадывается механизм ассоциаций. «Всякий раз, когда вид одной вещи вызывает у тебя мысль о другой, либо сходной с первой, либо несходной,— это припоминание».

Поскольку чувственные впечатления земной жизни не дают материала для истинного знания, надо изучать не внешний мир, а свою душу как вместилище идей, но под влиянием и с помощью внешних впечатлений. Платон высоко оценивает созерцание прекрасных вещей — красок, форм, звуков. Любовь к прекрасному выступает необходимым средством становления души. В то же время чувственное познание отрывается от познания в идеях. Чувства мешают подлинному знанию: «. достигнуть чистого знания чего бы то ни было мы не можем иначе, как отрешившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душой. Тогда у нас будет то, к чему мы стремимся с пылом влюбленных, а именно разум».

Влечение к познанию идеи принимает в учении Платона форму любви — Эроса.

Эрос как восприятие вечного в преходящем проходит четыре ступени, осуществляется постепенно в четырех формах:
любовь к прекрасным телам,
к прекрасным душам,
к красоте знания,
к идее как вечной и неизменной красоте, не смешанной ни с чем материальным.

Концепция Эроса изложена в диалогах «Федр», «Пир».

Теория познания Платона является рационалистической: главенствующая роль в познании отводится разуму. Однако в человеке есть сила, которая выше и прекраснее свойства человеческого. Она — божественный дар. Проявляется в творчестве поэта, которое Платон отличает от деятельности зодчего, ремесленника и мастера. Эти последние не творцы — но мастера. Лишь для поэта необходимо божественное вдохновение — исступление — оно дается богами. Благодаря божественной силе «творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых» — утверждает Платон.

Составной частью учения Платона о душе является учение о чувствах. Платон опровергает представление о том, что высшее благо заключается в удовольствии. «Первое же место способности удовольствия не принадлежит, хотя бы это и утверждали все быки, лошади и прочие животные на том основании, что сами они гонятся за удовольствиями»,— писал Платон в диалоге «Филеб» в связи с обсуждением вопроса о моральном здоровье человека. И в другом месте: «. удовольствию не принадлежит ни первое, ни даже второе место; оно далеко и от третьего. ». Но благо не заключается исключительно и только в разумении, так что не кажется достойной выбора жизнь, не причастная ни удовольствию, ни печали.

Удовольствие, страдание и отсутствие того и другого рассматриваются как три состояния души и соответствующие им три рода жизни.

Платон дает перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.

В них, как и в жизни в целом, чаще всего удовольствия смешаны со страданием. Диалектика их связей такова, что «удовольствия кажутся большими и более сильными по сравнению с печалью, а печали по сравнению с удовольствиями усиливаются в противоположном смысле».

Различаются
низшие и высшие удовольствия (первые связаны с физическими потребностями, вторые — с эстетическими и умственными занятиями);
удовольствия, свойственные трем началам души;
сильные (большие) и малые (в сильных отсутствует мера, а несильным свойственна соразмерность);
душевные удовольствия предваряют телесные.

По Платону, в государстве люди должны занимать место в соответствии со своими природными задатками:
«Для того, кто по своим природным задаткам годится в сапожники, будет правильным только сапожничать и не заниматься ничем иным, а кто годится в плотники — пусть плотничает. То же самое и в остальных случаях».

Но в то же время Платон придавал важное значение воспитанию. «Правильное воспитание и обучение пробуждают в человеке хорошие природные задатки, а у кого они уже были, благодаря такому воспитанию они становятся еще лучше — и вообще, и в смысле передачи их своему потомству»,— читаем в «Государстве». Мысли Платона о воспитании получили восторженную оценку у Руссо. Руссо писал: «Хотите получить понятие о воспитании общественном — читайте «Государство» Платона. Это вовсе не политическое сочинение, как думают те, кто судит о книгах по заглавиям — это прекраснейший, какой только был составлен — трактат о воспитании».

В диалогах Платона описываются особые состояния сознания: сон, одержимость, когда человек пребывает как бы в безумии и становится причастным боговдохновенному и истинному пророчеству, причем сам он не понимает и себя, и то, что он говорит и делает; поэтому нужны истолкователи, которые разгадывают таинственные речения и знаки. Эта временная потеря рассудка, по Платону, не есть зло, а дар богов и источник величайших благ. В диалоге «Федр» Платон отмечал, что в состоянии неистовства прорицатели и оракулы сделали много хорошего для Эллады, а будучи в здравом рассудке — мало или вовсе ничего. Без неистовства нельзя подойти к порогу творчества: творчество поэта не является результатом одного лишь рассудочного искусства — «творения здравомыслящих затмятся без поэтической одержимости и вдохновения. Одержимость и вдохновение поэта — от Муз».
В диалоге «Пир» Платон описывает переживание, которое испытывает душа в процессе познания. В диалоге «Теэтет» при обсуждении вопроса о чувственном познании Платон обращает внимание на деятельность души с идеями, полученными ею с помощью органов чувств. В мыслях Платона о диалогической форме мышления также выступает активная жизнь души.

Исследования Платона заложили новые тенденции не только в философии, где он признан создателем теории объективного идеализма, но и в психологии. Платон впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активности мышления, обосновал роль памяти в становлении опыта человека, а также впервые сформулировал положение о внутреннем конфликте души. Проблема внутреннего конфликта мотивов стала впоследствии особенно актуальной в психоанализе, а его подход к проблеме познания отразился на позиции рационалистов.

Рекмоендованная литература:
А.Н. Ждан История психологии
Т.Д. Марцинковская История психологии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *