Что такое объекты тпу
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Что такое ТПУ и где их построят: новый мегараздел stroi.mos.ru
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) – новый проект столицы. ТПУ сократят время в пути не только пассажирам общественного транспорта, но и автомобилистам. Где появятся эти узлы, из чего они состоят и почему некоторые из них получат смешное название «сухие ноги» – читайте в мегаразделе портала Стройкомплекса.
Интерактивная карта покажет, где расположатся ТПУ и какие виды транспорта объединят. В новом разделе можно узнать, какие объекты появятся в транспортно-пересадочном узле и в какой срок, а красочные иллюстрации продемонстрируют, как ТПУ впишутся в окружающую застройку.
Транспортно-пересадочный узел – это общественное пространство, которое объединяет различные виды транспорта (наземный общественный, метро, железную дорогу и Московское центральное кольцо), а также обеспечивает район социальной инфраструктурой.
Для ТПУ нет стандартного набора объектов. Место и функционал каждого из них определяют специалисты Института Генплана Москвы на основе трех факторов: потребности конкретного района, загруженность транспортной сети и потребности жителей.
Транспортно-пересадочные узлы бывают двух видов – плоскостные и капитальные. Чем они отличаются друг от друга – узнайте в новом разделе.
Информационная служба портала Стройкомплекса
Что такое объекты тпу
Дата введения 2019-03-22
Предисловие
Сведения о своде правил
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Введение
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к территориям и объектам новых транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) пассажирского транспорта, их обустройству и элементам планировочной организации.
1.2 Требования свода правил не распространяются на вокзальные комплексы, железную дорогу и объекты метрополитена.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 32144-2013 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения
ГОСТ Р 51232-98 Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р ЕН 13779-2007 Вентиляция в нежилых зданиях. Технические требования к системам вентиляции и кондиционирования
СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)
СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)
СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности
СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с изменением N 1)
СП 5.13130.2009 Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)
СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности
СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности
СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)
СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)
СП 30.13330.2016 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий»
СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (с изменениями N 1, 2)
СП 32.13330.2012 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения» (с изменением N 1)
СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»
СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
СП 60.13330.2016 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»
СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы» (с изменениями N 1, 2)
СП 89.13330.2016 «СНиП II-35-76 Котельные установки»
СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей»
СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменениями N 1, 2)
СП 120.13330.2012 «СНиП 32-02-2003 Метрополитены» (с изменениями N 1, 2)
СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 Тепловые сети»
СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования
СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с изменением N 1)
СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования (с изменением N 1)
СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)
СП 154.13130.2013 Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности
СП 165.1325800.2014 «СНиП 2.01.51-90 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне» (с изменением N 1)
СП 256.1325800.2016 Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа (с изменением N 1)
СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем своде правил применены термины по СП 42.13330 и СП 113.13330, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 велосипедная дорожка: Конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов.
3.1.2 внешний пассажирский транспорт: Железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный транспорт и их устройства, обслуживающие транспортные связи между субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.
3.1.3 гаражно-стояночные объекты: Совокупность различных типов сооружений и площадок, предназначенных для паркирования и/или хранения автомобилей.
3.1.4 городской наземный пассажирский транспорт: Автобус, троллейбус, трамвай и таксомоторный транспорт.
3.1.5 городской пассажирский транспорт: Скоростной внеуличный транспорт, городской наземный пассажирский транспорт, индивидуальный транспорт, и их устройства, обслуживающие перемещение жителей города.
3.1.6 доступ на территорию ТПУ: Совокупность объектов УДС, пешеходных и велосипедных дорожек, а также иных путей, обеспечивающих подход и подъезд к территории транспортно-пересадочного узла.
3.1.7 иерархия доступа: Совокупность правил, регламентирующих порядок, условия, последовательность прибытия и отправления видов транспорта при движении по территории пересадочного узла, при прибытии и отправлении от него.
3.1.8 коммуникационные элементы: Элементы, обеспечивающие перемещение пассажиров по территории транспортно-пересадочного узла: пешеходные переходы всех типов, эскалаторы, траволаторы и лестничные сходы, обеспечивающие перемещение пешеходов по территории транспортно-пересадочного узла, а также входные группы, вестибюли и кассовые залы.
3.1.9 кооперированные стоянки: Стоянки для обслуживания групп объектов, размещаемые с увеличенными радиусами пешеходной доступности.
3.1.10 объект ТПУ: Элемент планировочной структуры ТПУ, входящий в состав технологической части, либо прочих капитальных и плоскостных объектов, размещение которых возможно в составе ТПУ.
3.1.11 пересадочный комплекс: Специальное сооружение или комплекс сооружений, объединяющий: вестибюли станций скоростного внеуличного транспорта, посадочные перроны наземного пассажирского транспорта, перехватывающую стоянку, объекты попутного обслуживания пассажиров и другие объекты ТПУ, обеспечивающее максимально комфортные условия пересадки пассажиров.
3.1.12 перехватывающие стоянки: Стоянки, предназначенные для «перехвата» индивидуального транспорта на подходах к наиболее загруженным транспортом частям города, на которых владельцы автомобилей оставляют свои транспортные средства, пересаживаются и следуют далее на скоростном транспорте.
3.1.13 полоса для велосипедного движения: Полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой.
3.1.14 приобъектные стоянки: Стоянки, предназначенные для обслуживания отдельных объектов, размещаемые непосредственно вблизи объектов.
3.1.15 региональный пассажирский транспорт: Железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный транспорт и их устройства, обслуживающие транспортные связи между муниципальными образованиями одного региона или внутри групповых систем расселения (агломераций).
3.1.16 скоростной внеуличный транспорт (городской): Метрополитен, легкорельсовый транспорт и др. Обеспечивает скоростные маршрутизированные перемещения жителей между основными местами тяготения.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Что такое ТПУ и где их построят: новый мегараздел stroi.mos.ru
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) – новый проект столицы. ТПУ сократят время в пути не только пассажирам общественного транспорта, но и автомобилистам. Где появятся эти узлы, из чего они состоят и почему некоторые из них получат смешное название «сухие ноги» – читайте в мегаразделе портала Стройкомплекса.
Интерактивная карта покажет, где расположатся ТПУ и какие виды транспорта объединят. В новом разделе можно узнать, какие объекты появятся в транспортно-пересадочном узле и в какой срок, а красочные иллюстрации продемонстрируют, как ТПУ впишутся в окружающую застройку.
Транспортно-пересадочный узел – это общественное пространство, которое объединяет различные виды транспорта (наземный общественный, метро, железную дорогу и Московское центральное кольцо), а также обеспечивает район социальной инфраструктурой.
Для ТПУ нет стандартного набора объектов. Место и функционал каждого из них определяют специалисты Института Генплана Москвы на основе трех факторов: потребности конкретного района, загруженность транспортной сети и потребности жителей.
Транспортно-пересадочные узлы бывают двух видов – плоскостные и капитальные. Чем они отличаются друг от друга – узнайте в новом разделе.
Информационная служба портала Стройкомплекса
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Вместо депрессивных мест – точки притяжения: как ТПУ влияют на городскую жизнь
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Если для горожан ТПУ становится местом для досуга, работы и саморазвития, то для города – элементом, который меняет городскую среду. Но как максимально выгодно его использовать и создать проект, который спустя десятилетия будет все также актуален?
Об этом рассуждали эксперты сессии «Центры притяжения. Как современная инфраструктура ТПУ меняет городскую среду» в рамках «Российской строительной недели-2021».
Как ТПУ меняет город
Задумываться о проекте, который объединит в единую систему все виды общественного транспорта, начали еще в 2000-е годы, и спустя 10 лет была сформирована программа по созданию ТПУ Москвы и Московской области совместно с министерством транспорта РФ.
Руководитель транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы Игорь Бахирев рассказал о том, что теперь программа по созданию ТПУ должна транформироваться с появлением нового вида транспорта в Москве – городской железной дороги.
«За первый год работы Московского центрального кольца им воспользовалось 100 млн пассажиров. Сегодня МЦК интегрировано в целую систему транспорта города. Также в 2019 году мы запустили два первых Московских центральных диаметра. МЦК и МЦД позволили создать новые маршруты, появилась возможность экономить время в пути, разгрузить многие дорожные участки», – пояснил Игорь Бахирев.
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
Позже откроют еще три диаметра: МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий».
В дальнейшем могут быть рассмотрены новые маршруты.
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов). Пассажиров на МЦД-1 также перевозят поезда «Аэроэкспресс», следующие в аэропорт Шереметьево. На участке от Одинцово до Окружной оплата производится по тарифу МЦД, для поездки в аэропорт необходимо приобрести соответствующий билет.
Также по маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры будут ежедневно экономить на проезде до 50 процентов, пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75 процентов.
МЦД разделены на 3 тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя». Стоимость проезда можно узнать здесь.
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
В связи с этим начинает формироваться уже другой вид ТПУ и новые требования к прилегающим территориям: улучшаются пешеходные связи, создаются новые места притяжения, выполняется благоустройство общественных пространств, организуются рабочие места и многое другое. Всего 10 лет назад это были депрессивные прилегающие к ж/д районы, к которым было сложно проложить комфортный маршрут, а сегодня это совершенно другая городская территория, удобная и безопасная, отмечает эксперт.
Городская электричка – новый вид общественного транспорта, который появился в столице 10 сентября 2016 года с открытием Московского центрального кольца (МЦК). Оно интегрировано в систему Московского метрополитена. По сути, это 14-я наземная линия.
Длина кольца – 54 км, на нем расположена 31 станция. Станции МЦК – это полноценные транспортно-пересадочные узлы. С них можно сделать пересадку на станции метро, МЦД. Они организованы по принципу «сухие ноги» – пассажирам не нужно выходить на улицу, чтобы попасть с одной станции на другую. Пересадки между станциями метро и МЦК занимают не больше 10–12 минут.
За 5 лет МЦК перевезло 633 млн пассажиров.
Московское центральное кольцо работает по графику метрополитена: станции открываются для пассажиров в 05:30 и функционируют до 01:00.
Интервал движения поездов на МЦК в утренние и вечерние часы пик составляет четыре минуты. В остальное время – восемь минут.
Железнодорожное кольцо проходит по 26 районам Москвы, где проживают около 2 млн человек. Запуск пассажирского движения по МЦК улучшил транспортную ситуацию для жителей, у которых не было до этого метро в пешей доступности. Это районы Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Хорошёво-Мнёвники и Нижегородский. Стало удобнее пересаживаться с одного вида транспорта на другой, в том числе за счет единой системы оплаты проезда.
По кольцу ходят скоростные электропоезда «Ласточка», которые двигаются практически бесшумно и могут разгоняться до 120 км в час. Составы оборудованы кондиционерами, биотуалетами, информационными панелями, бесплатным Wi-Fi, розетками и велокреплениями.
Двери вагонов открываются в ручном режиме: для входа или выхода нужно нажать на специальную кнопку, установленную на дверях. Она работает только во время полной остановки состава на платформе. При готовности дверей к открытию загорается зеленый сигнал. В остальное время из-за требований безопасности двери заблокированы.
В отличие от пригородных электричек в «Ласточках» нет тамбуров. Это позволяет пассажирам быстро зайти в салон или покинуть его на нужной остановке.
От холода пассажиров Московского центрального кольца защищает тепловая завеса. Умная система климат-контроля выпускает потоки теплого воздуха перед дверями в вагонах автоматически, защищая от перепада температур. Кроме того, система климат-контроля обеззараживает воздух, уничтожая возможные инфекции и вирусы.
В перспективе планируется запустить по МЦК беспилотные «Ласточки».
Проезд на МЦК можно оплатить с помощью обычных городских билетов («Единый», «Тройка»), а также с использованием технологий SamsungPay, AndroidPay, ApplePay и банковских карт с бесконтактной оплатой.
В течение 90 минут можно бесплатно пересесть с одного вида транспорта на другой при поездках по следующим маршрутам:
МЦК приспособлено для маломобильных граждан. На станциях и в вагонах размещены информационные указатели, пиктограммы, бегущая строка и навигационные элементы с шрифтом Брайля. На 25 транспортно-пересадочных узлах установлены лифты и эскалаторы, еще на пяти ТПУ – специальные подъемники.
Работают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров метро.
Алексей Расходчиков, заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект», считает, что для успешной реализации проектов ТПУ следует учитывать мнение местных жителей. С их помощью получится создать место, которое сможет стать востребованным и для пассажиров общественного транспорта, и для района в целом.
ТПУ – транспортно-пересадочный узел, который объединяет в единую систему все виды общественного транспорта: метро, железную дорогу, Московское центральное кольцо (МЦК) и наземный городской транспорт. Чаще всего пересадка с одного вида транспорта на другой осуществляется по приницпу «сухие ноги», то есть по крытому надземному или подземному переходам. Они защищают от дождя и холода и сокращают пассажирам время в пути.
Это многофункциональное здание, которое предназначено не только для пересадок, но и для организации торговли, досуга, точек питания. Также в ТПУ размещают коммерческие, социальные, спортивные объекты и создают рабочие места.
Для комфортного пребывания ТПУ оснащено лифтами, подъемниками и специализированными кассами для маломобильных людей. Автомобилисты могут оставить машину на перехватывающей парковке и пересесть на общественный транспорт.
Перехватывающие парковки расположены вблизи самых востребованных станций метрополитена, МЦК и МЦД. Они позволяют автомобилистам экономить время в пути: водитель может оставить здесь машину и пересесть на общественный транспорт.
В соответствии с условиями тарифа, парковками можно воспользоваться бесплатно с 05:30 до 02:00 при совершении не менее двух поездок на метро, МЦК или МЦД, первая из которых – от ближайшей к парковке станции.
Если автомобилист, припарковавшийся на перехватывающей парковке, не пользуется общественным транспортом, для него действует специальный тариф.
В Москве реализуется 96 ТПУ. Из них 26 строят на строящихся станциях метро (16 на БКЛ) и 30 на построенных.
В апреле 2019 года открылся один из крупных ТПУ – «Саларьево». Он находится в поселении Московский, на пересечении Киевского шоссе и строящейся магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.
ТПУ включает торгово-развлекательный центр «Саларис».
В Северном округе ТПУ «Ховрино» объединил метро, международный автовокзал и новую станцию будущего третьего маршрута Московских центральных диаметров «Ленинградско-Казанский» (МЦД-3).
В 2016 году в Нью-Йорке открыли самый дорогой в мире ТПУ – World Trade Center. На его строительство ушло 12 лет и 4 млрд долларов. Сложный многоуровневый подземный комплекс объединяет между собой несколько линий метро и подземной железной дороги (PATH).
Растянувшийся между небоскребами 100-метровый павильон из стальных криволинейных ребер задумывался архитектором как «белоснежный голубь, выпущенный на волю». На уровне хаба соединяются строящиеся башни на площадке Всемирного торгового центра, размещены магазины. Главный элемент проекта – световой фонарь, накрывающий собой площадь.
«Ведь в чем проблема ТПУ, которые строили 10 лет назад? Изначально это транспортный и транзитный проект, и он не был рассчитан на местных жителей района. Но со временем в состав новых проектов начали включать разные объекты, вплоть до театров, и они во многом привязаны к конкретным районам. Мы предложили нашей строительной дирекции интегрировать нужные району объекты в ТПУ так, чтобы проект стал не только транспортным, но и социально значимым для местных жителей. Однако не стоит забывать, что ТПУ – это еще и инвестиционный проект, и он вынужден жить в условиях рыночной экономики», – пояснил эксперт.
ТПУ – инструмент эффективного города
Руководитель Архитектурного бюро «АБТБ» Тимур Башкаев отметил, что конкуренция современных мегаполисов заключается в том числе и в развитии транспортной системы. Поэтому ТПУ становится сегодня важнейшим инструментом в этих соревнованиях. Кроме того, транспортные узлы могут повышать эффективность города за счет развития прилегающих территорий.
«Сейчас мы имеем усредненный уровень проектов ТПУ, которые, на мой взгляд, не очень эффективны. Город не может извлечь всю пользу этих территорий. Нам нужно пересматривать нормативные базы по их строительству. Прилегающая территория ТПУ – очень ценная. Ее нужно грамотно и эффективно осваивать. Считаю, что можно и нужно формировать торговую инфраструктуру возле ТПУ», – считает Тимур Башкаев.
Руководитель направления «Пространственное развитие» Фонда «Центр стратегических разработок» Наталья Трунова рассказала, что в мировой практике ТПУ активно внедряют в городскую среду, грамотно распределяют пассажиропотоки и уделяют внимание благоустройству прилегающих территорий. За счет этого удается улучшить сразу несколько сфер города.
«К примеру, транспортный узел Kamppi Centre в Хельсинки находится вблизи достопримечательностей и является крупнейшим торговым центром Финляндии. Его пассажиропоток составляет 100 тыс. человек в день. Здесь произошел перезапуск всех центральных и туристических функций за счет правильного распределения потоков в транспортном узле. В Будапеште инфраструктура ТПУ находится под землей, а на поверхности – здания, чьи функции переформатировали: офисные помещения адаптировали под социальные и музейные нужды. Таким образом, здесь появилось больше зелени, это место стало более привлекательным», – отметила Наталья Трунова.
Очевидно, что городская транспортная инфраструктура Москвы становится более удобной для пассажиров: появились скоростные и почти бесшумные поезда, вагоны с бесплатным Wi-FI и зарядками для гаджетов, улучшенная навигация на дорогах, а для сохранения экологии запустили электробусы. ТПУ становятся уже неотъемлемой частью всей этой системы. Также они приобретают все большую значимость для улучшения жизни в районах города. Эксперты предполагают, что в будущем пассажиры начнут пользоваться городским транспортом не только для поездок на работу или учебу, но и для повышения комфортной жизни: больше посещать культурные мероприятия, совершать поездки в рамках образования или развлечений.