Что такое объем перевозок
Что такое грузооборот 12:00, 2 сентября 2021 Версия для печати
Грузооборот — значимый экономический показатель. Опираясь на него, можно судить о развитии того или иного предприятия, отрасли, государства в целом. Так, в России в 2020 году, по данным Росстата, грузооборот снизился почти на 5%, что свидетельствует о кризисном положении.
Как рассчитать показатель, в чем измеряется грузооборот, какие виды транспорта в нашей стране перевозят больше всего грузов — рассказываем в этой статье.
Расчет показателя грузооборота
Грузооборот — это объем продукции, перевозимой за определенное время на определенном транспорте. Показатель может вычисляться в тонно-километрах. В таком случае вес груза умножают на расстояние.
Пример: за год в компании N разные суда перевезли 2 000 000 тонн товаров, при этом средний пробег транспорта с грузом на борту составил 200 километров. 2 000 000 х 200 = 400 000 000 т/км — таким будет значение грузооборота.
Категория также может измеряться в тоннах, в этом случае оценивают общий вес перевезенного груза за конкретное время.
На государственном и региональном уровне применяют и те и другие единицы измерения. Транспортные объекты, например порты, как правило, исчисляют грузооборот в тоннах.
Для чего и зачем нужен показатель
В отношении каких еще объектов используют параметр грузооборота?
Соответственно, с помощью значения грузооборота можно оценить эффективность того или иного объекта: насколько интенсивно используется транспорт, какова активность грузопотоков на том или ином маршруте, какова пропускная способность порта или склада, как развивается отрасль, экономики региона и государства в целом.
Рост объема перевозок на уровне предприятия, области, страны, мира может говорить о положительной динамике, падение — о кризисной ситуации.
Сбор данных нужен не только для статистики, но и для дальнейшего планирования деятельности объекта.
Грузооборот в России
В нашей стране в 2020-м годовой грузооборот составил 5 396,5 млрд т/км. Это на 4,9% меньше, чем в 2019 году. На спад повлияла пандемия коронавируса, связанные с ней ограничения. Нарушилась цепочка поставок и снизился спрос на многие промышленные товары. Снижение грузооборота отразилось на всех транспортных сферах.
Железнодорожный транспорт. 47,2% грузооборота в России приходится на эту структуру. Перемещение продукции по железным дорогам активно используется благодаря развитости сетей сообщения и относительной бюджетности перевозок. На поездах удобно транспортировать большие объемы грузов, делать это можно круглогодично.
В 2020 году грузооборот ж/д транспорта снизился на 2,2% и составил 2 545 млрд т/км.
Трубопроводный транспорт. Второй по объему грузооборота в нашей стране — 45,7% в 2020-м. По трубам передаются жидкие и летучие ресурсы — в основном нефть и газ. Их доставляют от места добычи на переработку, к местам потребления внутри страны, на экспорт. Этот вид транспортировки осуществляется непрерывно, также не зависит от времени года и природных условий.
В 2020 году грузооборот трубопроводного транспорта упал на 8% до 2 470 млрд т/км.
Автомобильный транспорт. На его долю приходится 5% грузооборота. Он используется как для локальных, так и для дальних перевозок. Грузовик — более мобильное по сравнению с поездами и водными судами транспортное средство. При наличии дорог он доставляет продукцию в отдаленные населенные пункты.
В 2020 году грузооборот автотранспорта пережил спад всего в 1,4% и равнялся 271,5 млрд т/км.
Морской и речной транспорт. Доля грузооборота — 2%. Перевозки этого типа ограничены наличием в регионе водных ресурсов, а также погодными условиями: в холодное время года реки, озера покрываются льдом. Однако в период навигации перевозки по воде — это выгодный способ транспортировать товары.
По оценке Росстата, в 2020 году грузооборот внутреннего водного транспорта уменьшился на 8,6%, равнялся 60,2 млрд т/км. Тогда как показатель по морским судам вырос на 16,2%, составил 42,5 млрд т/км.
Воздушный транспорт. Грузооборот воздушных судов занимает всего 0,1%. Самолеты задействуют преимущественно для очень дальних перевозок, а также для доставки продукции на малодоступные территории. Воздушные транспортировки дорогостоящие, при этом самые быстрые.
В 2020-м грузооборот авиационного транспорта снизился на 3,8% — до 7,1 млрд т/км.
Объем перевозок, грузооборот
Работа грузового автомобильного транспорта характеризуется двумя основными показателями:
1)объемом перевозок грузов
Объем перевозок измеряется в тоннах и показывает количество груза, которое уже перевезено или необходимо перевезти за определенный период автомобильным транспортом.
Грузооборот (Р) измеряется в тонно-километрах и показывает объем транспортной работы по перемещению груза, которая уже выполнена или должна быть выполнена в течение определенного периода времени.
Общий объем перевозок и грузооборот АТП распределяются по группам грузов в соответствии с принятой номенклатурой.
Это распределение называется структурой перевозок и грузооборота.
Структура дает количественную и качественную характеристику перевозок и показывает удельный вес каждого груза в общем объеме перевозок и грузооборота.
При определении объема перевозок необходимо учитывать, что одни и те же грузы могут перевозиться несколько раз.
Например, некоторые строительные материалы, а также промышленные или продовольственные товары сначала завозят на соответствующие склады, а затем развозятся в торговую сеть.
Повторность приводит к тому, что объем перевозок может быть больше фактического количества груза, произведенного в данном городе.
Коэффициент повторности представляет собой отношение объема перевозок в тоннах к фактически произведенному или потребляемому количеству груза
nповт=
где Qпер – количество перевезенного груза
Qпотр – потребленное количество груза
Для нужд строительства необходимо перевезти 15 тыс т различных отделочных материалов, из которых
6 тыс т – перевозится 1 раз
Объем перевозок груза при этом составит
(6 * 1 + 5 * 2 + 4 * 3) = 28 тыс т
Коэффициент повторности 28 тыс т /15 тыс т = 1,87
Величина коэффициента повторности зависит от правильности организации доставки груза.
Сокращение повторности перевозок – важнейшая народнохозяйственная задача.
Коэффициент повторности перевозок не должен превышать 1,1-1,3
Годовой грузооборот и объем перевозок, как правило неравномерно распределяются по отдельным месяцам и кварталам. Это ведет к неравномерному использованию ПС.
Для устранения такого несоответствия приходится принимать следующие меры:
1)привлечение ПС из других районных АТП
2)увеличение продолжительности работы на линии
Коэффициент неравномерности определяется по формуле
Так если в 1 кв перевезено 40 тыс т и выполнено 480 тыс т/км,
Во 2 кв – 47 тыс т и 705 тыс т/км
В 3 кв – 62 тыс т и 620 тыс т/км
В 4 кв – 51 тыс т и 714 тыс т/км
То среднее значение объема перевозок и грузооборота составит
Коэффициенты неравномерности будут равными отношению максимальных величин объема перевозок и грузооборота ксредним за определенный период времени.
Грузовые потоки
Грузовыми потоками (грузопотоком) называется количество груза в тоннах, следующего в определенном направлении за определенный период времени.
Грузопотоки бывают односторонние и двусторонние.
Больший по величине грузопоток будет основным (прямым), меньший – обратным.
Разность между большим и меньшим грузопотоками называется неравномерностью и вызывает порожний пробег части ПС в обратном направлении из-за невозможности обеспечения его грузом.
Грузопотоки характеризуются структурой – отраслевой, групповой и родовой.
Отраслевая структура определяется принадлежностью грузов к какой-либо отрасли народного хозяйства.
Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе и их общим назначением:
— твердое и жидкое топливо
Родовая структура характеризует груз только по присущим им свойствам: сыпучие, твердые, тарные, наливные и т.д.
Для изучения грузопотоков составляют шахматные таблицы, в которых дают сведения о корреспонденции (грузообмене) между грузообразующим и грузополучающим пунктами.
Графически грузопотоки могут быть представлены в виде схем илиэтор грузопотоков.
Этора имеет прямое (по которому следует наибольшее количество груза) и обратное направления движения груза.
Отношение величин грузопотоков в прямом и обратном направлениях называется коэффициентом неравномерности грузопотоков по направлениям.
Из эпюры грузопотоков можно определить:
1)количество груза, отправляемого из каждого пункта
2)количество груза, прибывающего в каждый пункт
3)количество груза, проходящего транзитом через каждый пункт
4)объем перевозок на каждом участке и на всей линии
5)грузооборот на каждом участке и на всей линии
6)среднее расстояние перевозки грузов
Кроме того, эпюра грузопотоков помогает выявлять нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях.
Грузопотоки могут быть представлены в виде картограмм.
Картограмма – графическое изображение грузопотоков на карте (плане, схеме), местности где осуществляются перевозки по автомобильным дорогам и улицам.
Эпюры и картограммы дают возможность наглядного представления схемы перевозок груза, что имеет важное значение для разработки маршрутов движения ПС и обеспечения высокой экономической эффективности перевозок.
Упаковка и тара.
Сохранность грузов при их транспортировке и выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается за счет упаковки.
Под упаковкой понимается средство или комплект средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, а также защиту окружающей среды от загрязнений.
Упакование – это подготовка продукции к обращению (транспортировке, хранению, реализации и потреблению).
При перевозке грузов очень важным является соблюдение требований по упаковке грузов.
Основным элементом упаковки является тара.
Тара различна по форме и весу.
Классификацию транспортной тары можно представить следующей схемой:
— крупногабаритная (размеры превышают 1200*1000*1200мм)
— малогабаритная (размеры в пределах 1200*1000*1200мм)
— разовая (тара, предназначенная для однократного использования)
— возвратная (тара, бывшая в употреблении, которая подлежит возврату и повторному использованию)
— многооборотная (тара, рассчитанная на ее многократное использование)
3.По степени жесткости конструкции:
— жесткая (тара, не меняющая форму и размеры при ее наполнении)
— мягкая (тара, формы и размеры которой меняются при ее наполнении)
4.По материалу изготовления:
— тара, изготовленная из одного материала (деревянная, бумажная, картонная, металлическая, стеклянная)
— комбинированная (изготовленная их двух и более различных материалов)
5.По конструктивным особенностям:
— разборная (тара, конструкция которой позволяет разобрать ее на отдельные части и вновь собрать)
— неразборная (тара, конструкция которой не позволяет разобрать ее на отдельные части)
— складная (тара, которую можно сложить без нарушения конструкции)
— разборно-складная (тара, сочетающая в себе конструктивные особенности разборной и складной тары)
— герметичная (тара, конструкция которой обеспечивает непроницаемость газов, паров, жидкостей)
— негерметичная (тара, конструкция которой не обеспечивает непроницаемость газов, паров, жидкостей)
Наиболее распространенными видами тары, используемой при транспортировке грузов, являются:
При эксплуатации тары необходимо выполнять ряд требований:
— тару следует загружать не более номинальной массы брутто
— способ загрузки тары должен исключать появление остаточных деформаций тары
— груз в таре должен находится ниже уровня ее бортов
— опрокидывающиеся стенки тары должны быть в закрытом положении.
ОБЪЁМ ПЕРЕВОЗОК
ОБЪЁМ ПЕРЕВОЗОК количество пассажиров или грузов, перевозимых данным видом транспорта в течение определённого промежутка времени
(Болгарский язык; Български) — обем на превозите
(Чешский язык; Čeština) — objem přepravy
(Немецкий язык; Deutsch) — Verkehrsleistung
(Венгерский язык; Magyar) — szállítási volumen
(Монгольский язык) — тээвэрлэлтийн хэмжээ
(Польский язык; Polska) — wielkość przewozów
(Румынский язык; Român) — volumul transporturilor
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — transportní volumen
(Испанский язык; Español) — volumen de transportación
(Английский язык; English) — transportation volume
(Французский язык; Français) — volume des trafics
Смотреть что такое «ОБЪЁМ ПЕРЕВОЗОК» в других словарях:
объём перевозок — Количество пассажиров или грузов, перевозимых данным видом транспорта в течение определённого промежутка времени [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики услуги транспортные EN transportation… … Справочник технического переводчика
Главный центр магистральных перевозок почты — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Анализ хозяйственной деятельности — социалистических предприятий (экономический анализ работы предприятий), комплексное изучение хозяйственной деятельности предприятий и их объединений с целью повышения её эффективности. А. х. д. необходимое звено в системе управления… … Большая советская энциклопедия
Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора
Экономика России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Железнодорожный транспорт — I Железнодорожный транспорт вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Современный ж. д. транспорт результат длительного процесса развития сети… … Большая советская энциклопедия
Железнодорожный транспорт — I Железнодорожный транспорт вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Современный ж. д. транспорт результат длительного процесса развития сети… … Большая советская энциклопедия
Дубай (аэропорт) — Международный аэропорт Дубай مطار دبي الدولي … Википедия
Транспорт в Самарской области — Самара является крупным транспортным узлом в России, через который пролегают кратчайшие пути из Центральной и Западной Европы в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан. Самарская область: лидер по грузообороту трубопроводный, по пассажирообороту… … Википедия
Самарская область — Координаты: 53°27′ с. ш. 50°27′ в. д. / 53.45° с. ш. 50.45° в. д. … Википедия
Объем перевозок грузов
Объем перевозок грузов – это логистическая единица изменения грузов. Грузооборот измеряется в тоннах-километрах. Это значит, определяется умножением веса перевезенного груза (т) за каждую поездку на расстояние (км) и суммирование всех произведений за каждую поездку.
В объемы перевозки грузов включается суммарный объем, выполненный фургонами, грузовыми автомобилями, автоприцепами и пикапами. Учет перевезенных грузов осуществляется в момент прибытия на место.
Объем перевезенных грузов указывается по весу перевезенных грузов с учетом веса тары, веса контейнеров за каждый заезд.
Способы определения объема
Объемы перевозок могут определяться обеими сторонами в договоре об организации перевозок. Для разного вида транспорта такие договоры имеют различное название и неодинаковое содержание.
Другим методом определения объемов перевозок грузов служат заявки грузоотправителей. Наличие договора об организации перевозок не освобождает грузоотправителя от представления заявки, если это не предусмотрено транспортными уставами и кодексами.
Перевозчик обязан предоставить необходимые транспортные средства (автомобили, контейнеры, вагоны) в определенном количестве и в заданные сроки, а грузоотправитель, в свою очередь, обязуется погрузить соответствующее количество груза или передать его перевозчику для погрузки.
Законодательная база
Транспортными кодексами и уставами предусмотрена высокая штрафная ответственность обоих сторон за невыполнение обязательств по объемам грузоперевозок. Перевозчик отвечает за неподачу транспортных средств в определенных объемах и в заданные сроки, а грузоотправитель — за неиспользование поданных ему транспортных средств.
Для упорядочения процесса транспортировки наряду с обязанностями по объемам перевозок грузов используются также другие документы организационного характера.
В этих договорах кроме объемов перевозки предусматриваются другие виды экспедиционных услуг, оказываемых перевозчиком, согласовываются размеры оплаты за них, определяются места погрузки и разгрузки, и другие условия.
В объем перевозки не учитываются:
Расчет общего объема перевозок грузов в зависимости от вида груза происходит ежеквартально или ежегодно. И занимается этим Национальный статический комитет на основании других отчетов.
Грузооборот
Понятие грузооборота
Методы расчёта грузооборотов
Содержание
Содержание
Раздел 1. Основная характеристика грузооборотов.
Раздел 2. Методы расчёта грузооборота.
Грузооборот — это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.
Основная характеристика грузооборотов
грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 Ч 150 = 750 млн. тонно-километров.
Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой политической партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.
Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения эффективности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), исходная стоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как издержки на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.
Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.
Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.
Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.
Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.
Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. Политическая партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:
дорожная ведомость – на железнодорожном и речном транспорте;
коносамент и манифест – на морском транспорте;
путевой лист и товарно-денежная накладная на товар – на автомобильном транспорте;
сопроводительная ведомость – на воздушном транспорте.
Statistics перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:
К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:
отправлено (отправление) грузов;
прибыло (прибытие) грузов;
перевезено (перевозка) грузов;
перевезено в прямом смешанном сообщении;
объем выполненной транспортной работы – грузооборот.
Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.
К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:
среднее расстояние перевозки в 1т груза;
средняя густота перевозок 1т груза;
средняя продолжительность перевозки 1т груза;
средняя скорость продвижения 1т груза.
Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,
железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;
автомобильный транспорт – в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;
морской транспорт – при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;
магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;
воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.
В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта.
Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как дальние, так и на короткие. Недостатки – большая начальная стоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.
Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые – для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи – для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, бензин провод, маслопровод, мазут провод. Преимущество трубопроводного транспоПреимуществото у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды.
Морской транспорт способен перевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные (70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля затрат на начальные и конечные операции.
Внутренние водные пути.
К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.
Статистический учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.
Методы расчёта грузооборота
Все расчеты заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.
Статистическая группировка – позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.
Методы для расчета:
Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);
Показатели вариации (дисперсия);
Графическое построение (графики).
Абсолютные показатели – именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период. В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.
Абсолютный прирост – это разность между исследующим уровнем ряда иприростущим (или базисным).
Они характеризуют изменение уровня развития какого-либо явления во времени. Иначе относительные величины динамики называют темпами роста и прироста.
Источники
Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia