Что такое объем в живописи
Секреты объема в рисунке
Секреты художественного мастерства для начинающих художников.
Секреты – это не сложные правила рисования, которые помогут создать объем любым предметам. Запомнив основную формулу, вы с легкостью научитесь придавать объем от простых форм яблока или апельсина до сложных – лица человека.
Основные правила довольно просты, а в итоге игрa света и тени придаeт объем различным предметам, особенно в натюрморте, в графике.
Итак, стоит запомнить, основное для художника – правильно найти место для темных и светлых пятен.
Возьмите любой круглый предмет и разместите его под солнечными лучами или под искусственным освещением, к примеру, я взяла яблоко.
И вот самое светлое место на объекте, которое отражает свет – это БЛИК (на рисунке 1)!
Присмотритесь дальше и увидите рядом с бликом другое светлое пятно – это СВЕТ(на рисунке 2)!
Следующие пятна, демонстрируют переход от света к тене (полутона) – это ПОЛУСВЕТ и ПОЛУТЕНЬ(на рисунке 3)!
Самое темное место на объекте – это собственная ТЕНЬ(на рисунке 4)!
И одно из интересных явлений природы, по моему мнению, пятно светотени под названием РЕФЛЕКС (на рис. 5) – это отражение плоскости (в примере, это рефлекс от стола на котором лежит яблоко) или других объектов на предмете. Обычно он немного светлее собственной тени.
Но еще, ни для кого не секрет, предмет отбрасывает собственную тень – ПАДАЮЩАЯ ТЕНЬ (на рис. 4,3.2). Падающая тень тоже может иметь градации тона, ближе от предмета тень темнее, далее светлее, на рис. 4 – самое темное место, 3 – полутень, 2 – светлое место на падающей тени.
Теперь, зная формулу придания объема любому предмету, вы сможете спокойно рисовать любые натюрморты, как красками, так и карандашами.
Полезно! А после того, как вы узнали новую информацию, ее стоит закрепить на практике. Aльбомы и записные книги Florentia – это хороший и элитный подарок, как для художника, так и для писателя. Делать заметки в записной книге и размещать фото своих работ в альбоме для фотографий.
Как передать объём предметов в рисунке? Часть I.
Художники-самоучки ищут секрет передачи объёма опытным путём, перерисовывая одну фотографию за другой, пытаются нарисовать все детали, изобразить каждую чёрточку, видимую глазом. Но в результате получается всё равно плоская фотография, хотя и очень похожая на оригинал.
Секрет рисования объёма в том, что в отличие от псевдообъёма (затемнение по краям объекта), существует масса тонкостей, исходящих из визуального анализа модели. Конечно, чтобы все их освоить понадобится множество часов практических упражнений — многочасовые занятия по рисованию карандашом, но для того, чтобы понимать, на что именно обратить внимание во время рисования, я выделю основные пункты. Итак, чтобы предмет на рисунке выглядел объёмным, стоит применить один из перечисленных ниже приёмов рисунка и способов изображения.
Чтобы показать объём в рисунке, стоит использовать:
1) Сквозное построение.
Прорисовка предметов и объектов насквозь, как будто это проволочные каркасы, а не реальные предметы помогает понять, из каких простых форм состоит изображаемый объект. Таким образом даже начинающий художник без труда соберёт сложную, разнообразную форму, как из конструктора, и при помощи нажима на карандаш и изменения толщины линии (то, что ближе — более широкими, жирными, тёмными линиями) предмет передаст объём предметов. Для пущей убедительности можно показать линию разреза на предмете — как будет выглядеть профиль предмета, если резануть его, например, пополам. Это тоже доказывает в глазах зрителя полноту объёма.
Но, чтобы рисунок был выразительным, и чтобы не только изобразить в рисунке объём предметов, но ещё и пространство между всеми элементами (объектами), все рисующие линии должны быть разной толщины, темноты и степени наполненности: по мере удаления они будут становиться более тонкими, лёгкими, блёклыми. Передние части эллипсов можно подчеркнуть, усилить (линия чуть жирнее, толще), тогда цилиндрические предметы «закрутятся», станут выразительнее, объёмнее.
2) Точно взятые тональные отношения (с учётом освещения).
Когда рисуете, помните, что изобразить в рисунке нужно не сам объект (лицо, деревья, складки ткани), а разницу между пятнами. Например, что светлее, верхняя плоскость яблока или боковая; тень на самом предмете или падающая от него тень; предмет или фон? Для этого, во время рисования следует задавать себе мысленно подобные вопросы и отвечать на них при помощи простого карандаша. Распределение света, теней и полутонов на предметах и вокруг них, точная их фиксация, сравнение и изображение в рисунке — гарант передачи и объёма в рисунке.
3) Грамотно поставленный свет, выявляющий объём и форму.
Если вы хотите научиться рисовать с натуры, а это самое мудрое решение, какое только может быть принято начинающим художником, то не торопитесь сразу хвататься за карандаш и бумагу. Рассмотрите внимательно то, что хотите изобразить, оцените, достаточно ли хорошо освещён предмет. Свет должен выявлять форму и объём предметов и объектов, поэтому лучше выбрать источник света сверху сбоку (обычно слева): так будут хорошо прослеживаться основные тени, полутени, света, блики и, что особенно важно, рефлексы. Свет не должен быть «слепящим», то есть не должен находиться перед художником и освещать объект «в лоб», также избегайте положения источника освещения в «контражур», то есть за рисуемым предметом. Такое освещение либо совсем лишает объект теней и полутеней, либо полностью погружает его в темноту. В таких случаях объём предмета практически не прослеживается и изобразить его очень сложно.
4) Штриховка по форме.
Направление штрихов, особенно на ранней стадии обучения рисунку, имеет особое значение. Помимо разницы между тушёвкой и штриховкой, начинающий художник должен уделить внимание и распределению штрихов по поверхности предмета. Это не только сделает рисунок грамотным, с точки зрения профессионализма, но и создаст некую эстетику в рисунке, упорядоченность, методичность. А самое важное: штрих, положенные строго по направлению поверхности предмета (по форме), усиливают звучание объёма этих самых предметов, делают рисунок трёхмерным, помогают «прощупать» и передать при помощи карандаша особенности выпуклостей и вогнутостей, перетекания из одного объёма в другой. Смотрите образцы: рисунки мастеров прошлых эпох и студентов Академии имени Репина — классическая штриховка сеточкой, выявляющая форму и объём — это то, к чему вам стоит стремиться.
5) Неравномерность проработки.
Многие художники самоучки допускают досадную ошибку, стремясь одинаково тщательно прорисовать всё, что входит в рамки рисунка. Не надо так. Одинаково качественно прорисованный объём всех предметов и объектов, как ни странно, всю объёмность в рисунке уничтожает. Поэтому, самое важное прорисовываем более тщательно, скрупулёзно, а второстепенное и детали — более небрежно. Вот увидите, объёмность главных предметов только усилится.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Правила передачи объема
Портрет Лопухиной в технике «старых мастеров»
Свет в живописи и его влияние на художественное произведение
Правила передачи объема
Одна из ключевых задач художника – правильно передать объем содержимого картины. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты, знание которых поможет быстрее найти способ сделать тот или иной объект объемным. Ну а дальше – практика, практика и еще раз практика. Только натренированные глаз и рука позволяют уверенно изображать трехмерные объекты на плоскости.
Понятие объема
В изобразительном искусстве под объемом понимают иллюзорную передачу пространственных характеристик предметов при помощи конструктивных и перспективных построений, а также художественных приемов. Проще говоря, чтобы сделать объект трехмерным, необходимо показать его форму в пространстве и прорисовать светотени. Расположение и размеры светотеневого рисунка в свою очередь зависят от силы и направления источника света.
Начинающие художники часто допускают одну и ту же ошибку: они изображают только те части предметов, которые обращены к ним и не уделяют внимание другим участкам. Связано это с тем, что новички не имеют представления о внутренней конструкции изображаемых объектов. В результате их произведения получаются плоскими и безжизненными. Необходимо вспомнить, по каким параметрам мы определяем, что предмет объемный. Это длина, ширина и высота. А значит нужно так располагать объекты, чтобы зритель видел все эти три параметра.
Как превратить плоскость в объем?
Приступая к рисованию предмета с натуры, нужно научиться видеть его внутреннюю конструкцию. Самый простой способ – представить объект прозрачным. Под конструкцией мы подразумеваем каркас, который удерживает все части изображаемого предмета. Например, конструкция куба – это 8 узловых точек, хотя каркас можно сделать и более сложным, добавив дополнительные секции.
Тренировка разбивания геометрических фигур на отдельные фрагменты, помогает представлять сложные объекты как совокупность простых связанных друг с другом частей.
Следует понимать, что основа предметов простой конфигурации – одна геометрическая фигура, а сложные состоят из нескольких. И чем сложнее объект, тем больше он может иметь составных частей. Подобные геометрические схемы помогают рисовать людей, но, прежде чем приступать к портретам, необходимо изучить анатомию.
Понятие светотени
Любой объект ограничен прямолинейными либо криволинейными плоскостями. Каждая из них во время освещения попадает в особые световые и цветовые условия – одни участки освещаются сильнее, другие – слабее. На интенсивность освещенности также влияет расстояние до источника света и угол падения потока света на поверхность объекта. Самыми освещенными будут те участки, на которые световые лучи падают под прямым углом, и наоборот, чем больше наклон потока света, тем темнее поверхность. Светлота также зависит от фактуры и цвета. Например, полированные материалы отражают свет лучше, матовых и шероховатых, а чем темнее участки, тем сильнее поглощается свет.
Наряду с геометрией объекта, градация света и тени является важной составляющей передачи объема. Чтобы создать иллюзию объемного предмета, необходимо правильно изобразить светотень, состоящую из:
Блик – самая яркая часть светотеневого рисунка, где световой поток практически полностью отражается. Свет – наиболее освещенная часть предмета, а собственная тень – самая темная. Промежуточная по светлоте и месторасположению область называется полутенью или полутоном, а рефлекс – это отраженный в теневой части предмета свет. Отражение дают любые, находящиеся со стороны тени объекты: стены, потолок, поверхность стола и т. п. Падающая тень – это та, которую отбрасывает предмет на окружающие его поверхности.
Очень важно определить границу между светом и тенью. У начинающих художников с этим обычно возникают трудности, потому что пограничная зона всегда разная и зависит от условий освещения. Например, на шаре она изогнутая, на цилиндре – прямая, на вазе – извилистая, а на портрете имеет сложную конфигурацию.
Передача объема по технике Старых мастеров
В живописи есть прием под названием «кьяроскуро», суть которого заключается в том, чтобы противопоставить свет тени – создать резкий тоновый контраст. Этим методом часто пользовался известный итальянский художник Караваджо, делая освещенные участки очень яркими, а теневые – практически черными. Кьяроскуро хорошо использовать в процессе обучения, создавая искусственную подсветку предмета одним источником света. Конструкция светотени при направленном световом потоке видна намного лучше, чем при рассеянном.
Передача обьема, пространства, материальности
Как известно, замысел художника в станковой живописи выражается с помощью различных изобразительных средств — объемных, материальных, пространственных, колористических. Поэтому разберемся прежде всего в этих элементах реалистического языка станковой живописи, в их теоретических основах и практических особенностях исполнения.
Объем. Изображение трехмерного пространства на плоскости осуществляется прежде всего правильным перспективным и конструктивным построением предмета. На р. 27 представлено линейное изображение предметов цилиндрической формы. Они верно построены по конструкции и перспективе. На их форме светотени нет, но выглядят они объемными. Если бы рисунки этих предметов по перспективе и конструкции были построены неверно, тщательная передача светотени не сделала бы их объемными.
Другое важное средство передачи объема на плоскости — это градация его светотени: блик, свет, полутень, рефлекс, тени собственная и падающая. Изображению объемной формы способствует также сама техника работы: характер штриховки карандаша или мазка кисти, движение их по направлению формы. На плоских поверхностях штрихи прямые и параллельные, на цилиндрических и шаровых — дугообразные (см. рис. на с. 27). На рис. на с. 28 дан пример искажения объема штриховкой, направленной не «по форме».
Правила перспективного и конструктивного построения объемных предметов линией и штрихом познаются, главным образом, на занятиях по рисунку. Они хорошо изложены в соответствующей методической литературе. Поэтому в учебнике по живописи мы уделим внимание только лишь законам светотени — этому важному средству изображения объема на плоскости.
Каждый объемный предмет определенного цвета ограничивается кривыми или плоскими поверхностями, которые при освещении попадают в разные световые и цветовые условия. Лучи света, падая на различные поверхности предметов, освещают их неравномерно, отчего поверхности выглядят различными по тону и по цвету. Одни части поверхности получают больше света, другие — меньше. Степень освещенности поверхности предмета изменяется прежде всего в зависимости от расстояния до источника света: чем дальше от поверхности находится источник света, тем слабее она освещена, и наоборот, чем ближе находится источник света, тем освещение сильнее.
Степень освещенности поверхности зависит также от угла падения лучей света на поверхность. Наиболее сильно освещена та поверхность, на которую лучи падают под прямым углом, то есть перпендикулярно. Чем больше наклон лучей света к поверхности, тем меньше лучей падает на нее и тем слабее она освещена.
Светлота предмета зависит также от фактуры и цвета самой поверхности: гладкая, полированная поверхность будет больше отражать свет, чем шероховатая и матовая. Поверхности темного цвета поглощают больше световых лучей, а отражают меньше. На очень темных и на очень светлых поверхностях светотеневые градации различаются плохо потому, что глаз не способен различать переходы слишком слабых и слишком сильных световых оттенков.
Наилучшими объектами, на которых можно хорошо изучить закономерности распространения светотени в зависимости от угла падения лучей света, являются гипсовые геометрические тела. Они лежат в основе строения любых предметов. Зная законы распределения светотени на шаре, цилиндре, кубе, то есть на шаровых, цилиндрических и плоских поверхностях, можно легко разобраться в светотени любых сложных по форме предметов. Так, прежде чем приступить к изображению какого-нибудь предмета, необходимо понять его основные, характерные признаки. Если предмет похож на шар, значит, главный, основной признак его формы — шарообразность и общее распределение светотени будет следовать закону распределения светотени на шаре. Сравнение и нахождение сходства данного объекта с формой простейшего геометрического тела, которое является для него основой, облегчает светотеневое решение сложной формы.
Часть поверхности тела, которая скрыта от источника света и находится в тени, называется собственной тенью, а освещенная часть поверхности — светом.
Степень освещенности отдельных участков кривой поверхности определяется величиной угла падения лучей света: самым освещенным будет участок, перпендикулярный к направлению лучей.
Постепенный переход от света к тени на цилиндрических и шаровых поверхностях будет включать участок полутени, так как угол падения лучей света по мере приближения к линии тени постепенно уменьшается.
На предметах, объемная форма которых имеет детали в виде сложного рельефа или орнамента, наиболее ясно детали читаются в полутени. В тени их четкость понижена.
Та сторона предмета, на которую прямой свет не попадает совсем, называется собственной тенью. Падающая тень не имеет резких разграничений с собственной тенью. Тональности их сближены, контуры основания предмета легко списываются с горизонтальной плоскостью. Чем ближе к предмету падающая тень, тем она темнее.
Это сохраняется и на переднем ее плане. Внутри и на дальнем плане она высветляется рефлексами от окружения.
Отраженный от окружающих предметов свет, падающий на теневую часть тела, образует рефлекс. Рефлексы не только высветляют тени, но и придают им свой цветной оттенок.
В зависимости от формы предмета отражение от его поверхности бывает более или менее равномерным во все стороны, но на участке, на который мы смотрим под углом, равным углу падения лучей основного света, отражение в нашу сторону будет наибольшим.
В этом месте мы видим предмет более светлым, чем в других.
Это светлое пятно называется бликом. Свет, полутень, тень имеют на поверхности предмета определенное местоположение, но блик его не имеет, так как зависит не только от направления источника света и формы предмета, но еще и от местоположения рисующего.
На предметах с блестящими (глянцевыми) поверхностями блики и рефлексы ярче и определеннее по своим границам, чем на матовых и шероховатых, форма и цвет их находятся в прямой зависимости от формы и цвета прямого или отраженного источника света. Поэтому характер светотени, тщательно переданные по цвету блики или рефлексы имеют большое значение в передаче материальности предметов, подчеркивают их объемность.
Освещенные гипсовые фигуры куба и пирамиды дают представление о размещении светотени на предметах с плоскими поверхностями. Их грани освещаются различно. Наиболее освещенной будет та грань, на которую лучи света падают под прямым углом, а по мере уменьшения угла между лучами света и гранью степень ее освещенности уменьшается. Каждая грань куба и пирамиды зрительно воспринимается освещенной неодинаково во всех ее точках. В силу контраста светлая поверхность на границе с темной всегда будет казаться несколько светлее, а темная — темнее. На рис. на с. 30 можно видеть светотеневые изменения граней куба и пирамиды.
Поверхность объемной формы каждого предмета претерпевает не только светотеневые, но и цветовые изменения. Предметный цвет изменяется по всей поверхности объемной формы. Градации светотени — свет, полутень, тень собственная, рефлексы — имеют разные оттенки цвета. Освещенная часть предмета (цвет), получая наибольшее количество световых лучей, приобретает характерный для данного источника освещения оттенок. В комнате, в условиях света, падающего из окна, освещенные части имеют холодный оттенок. Искусственное освещение и солнечный свет сообщают освещенным частям теплый оттенок. Теневые участки поверхности предмета при холодном освещении в силу контраста будут иметь теплый оттенок. На тени оказывают влияние также теплые рефлексы, исходящие от ближайших предметов. Цветовое окружение определяет характер цвета как собственных, так и падающих теней, оно изменяет предметный цвет и создает другие оттенки. При солнечном освещении можно наблюдать четко выраженную холодность собственных и падающих теней, окрашенных отраженным цветом неба. Однако и в них непременно обнаруживаются теплые рефлексы от окружающих предметов.
Промежуточная часть формы между светом и тенью (полутень) освещается скользящими лучами света и в значительной мере сохраняет предметный (собственный) цвет. Здесь отсутствует сильное воздействие цвета освещения, нет и сильного затемнения, которое бы меняло окраску предмета. При ровном, рассеянном свете эта предметная окраска проявляется в большей степени.
Собственные и падающие тени, как правило, подвержены цветным рефлексам от соседних предметов. Верно переданные рефлексы помогают передать объемную форму, ее закругления в тени, показать цветовую взаимосвязь между предметами в световоздушной среде. Количество и сила рефлексов зависят как от материальной фактуры поверхности изображаемых предметов (матовая, глянцевая, прозрачная), так и от яркости находящихся вблизи предметов. Так, например, если рядом с кувшином, покрытым глазурью, с теневой стороны будет находиться, допустим, желтый лимон, то на темной поверхности кувшина появится довольно заметный рефлекс желтого оттенка. Глянцевые, блестящие поверхности дают сильные отражения и имеют множество цветных бликов и рефлексов; шероховатые, матовые поверхности рассеивают лучи, имеют более мягкие и плавные переходы светотеневых градаций. В бликах и на переломах формы заметна окрашенность, соответствующая цвету освещения.
Цветное разнообразие оттенков по форме зависит еще и от контрастного взаимодействия цветов, что выражается в так называемом явлении теплохолодности восприятия цветов: теплым оттенкам по форме всегда сопутствуют холодные и наоборот. Предметы нейтрального цвета, расположенные на зеленом фоне, приобретают теплый оттенок, на красном — холодный, в сторону зеленоватого. Звучание контрастных цветов усиливается, если помещают рядом красный и зеленый, желтый и синий и т. д. В местах соприкосновения цветов возникают краевые контрасты. Холодный темный тон усиливает светлые теплые тона, темный теплый тон — холодные светлые цвета. При этом надо помнить, что разные «черные» краски имеют теплые и холодные оттенки. Все это проявления, относящиеся к особенностям зрительного восприятия, в натуре их нет, но они сопутствуют физиологии зрения, психологии восприятия объемных форм. Художник должен учитывать их для целей живописности изображения.
Пространство. Иллюзия пространства на изобразительной плоскости, как и объем изображаемых предметов, передается главным образом правильным перспективным построением рисунка. Если предметы и объекты в пространственных планах (например, в пейзаже) нарисованы без соблюдения перспективных изменений, изображение лишь тональных и цветовых элементов воздушной перспективы мало что даст для передачи пространства. Предметы, объекты, расположенные вблизи или вдали (как в пейзаже, так и в натюрморте), должны быть нарисованы в строгом соответствии с их конструкцией и наблюдательной перспективой.
Передаче пространства в значительной степени способствует соблюдение в изображении закономерностей изменения тона и цвета предметов при их удалении (воздушная перспектива). Подобно тому как с расстоянием изменяется перспективная величина предметов, при удалении в глубину изменяется их цвет. По мере увеличения расстояния уменьшается прежде всего насыщенность цвета. Цвет деревьев вдали выглядит более нейтральным, чем вблизи. В зависимости от расстояния изменяется и цветовой оттенок и светлота. Многие дальние предметы кажутся в условиях пленэра голубоватыми. Светлые предметы при удалении темнеют, а темные светлеют.
Эти изменения происходят потому, что воздух имеет некоторую плотность, затрудняющую прохождение отраженных от предметов цветовых лучей. Кроме того, мутновато-прозрачный воздух, заполняющий пространство между нашим глазом и далекими предметами, имеет чаще голубой цвет. Он примешивается к цветам удаленных объектов, придает им синеватый оттенок и высветляет тени.
Так как все цвета при удалении теряют свою насыщенность, голубеют или синеют, в тенях светлеют, а в светлых местах темнеют, то разница в тоне и в цвете предметов на расстоянии становится меньшей, контрасты слабеют, контуры предметов, их объем, рельеф и детали утрачивают отчетливость. Чем дальше находятся предметы, тем больше будут выражены эти изменения. Образцом очень дифференцированной и тонкой передачи изменений зеленого цвета деревьев в зависимости от удаления и освещения может являться картина И. И. Шишкина «Лесные дали». Цвет деревьев и травы на переднем плане по мере удаления постепенно изменяется от насыщенного теплого зеленого до холодного серо-голубого цвета. Пространство в картине художника плавно развертывается, образуя глубокий, почти физически, реально ощущаемый прорыв в даль. Это способствует правдивому изображению объектов пейзажа и передаче пространства (цв. вкл. 9).
Выполняя этюд пейзажа, живописец следует указанным выше изменениям воздушной перспективы и добивается пространственного расположения объектов, легкости дальних планов.
Пространственным качествам изображения способствует также характер нанесения штриховки или мазка. Штриховка предметов переднего плана более определенная, жесткая и плотная, а мазок красок более пастозный, рельефный, дробный. Дальние планы передаются более мягким штрихом, тонким лессировочным нанесением красочного слоя.
Материальность. Материальность изображаемых предметов передается на изобразительной плоскости прежде всего характером светотени. Предметы, состоящие из разных материалов, имеют свои характерные особенности светотени. Гипсовый матовый предмет цилиндрической формы характеризуют плавные переходы от света через полутень, тень и рефлекс. Стеклянный цилиндрический сосуд не имеет явно выраженных градаций светотени. Его форму подчеркивают только блики и рефлексы. То же самое относится к металлическим предметам. Если передать на рисунке или живописном этюде эту специфику светотени, предметы будут выглядеть материальными (гипсовыми, стеклянными, металлическими, деревянными и т. д.).
Другое, еще более важное условие, от которого зависит изображение материальных качеств предметов, — это выдержанность на рисунке или живописном этюде пропорциональных натуре тональных и цветовых различий. Тоновые и цветовые различия (отношения) на рисунке или этюде должны быть подобны этим различиям в натуре. При восприятии материальных качеств предметов окружающей действительности наше сознание опирается не только на характерный для них цвет и характер светотени, но и на тональные и цветовые отношения (различия), которые наблюдаются между цветами предметов. Если характер светотени, тональные и цветовые отношения соответствуют зрительному образу натуры, мы получаем правдивую передачу материальных качеств предметов натюрморта или объектов пейзажа. Профессор живописи А. С. Королев об этой задаче говорит следующим образом: «Живопись изображения, крепость формы, объемность, материальность, воздушность — все, что мы ценим, и в настоящем произведении живописного искусства является результатом правильно взятых цветовых и тональных отношений, разумеется, при хорошем рисунке»1.
Начинающему художнику необходимо с самого начала понять, что суть профессиональной грамоты заключается в умении работать отношениями. Этому способствует метод сравнения при цельности видения, при условии постоянного восприятия натуры и этюда (или рисунка) в целом. Суть и смысл этих важных профессиональных задач излагается далее.
1 А. С. Королев, проф.’Ордена Трудового Красного Знамени института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Спец. выпуск. Л., 1979, с. 29.