Что такое объемно пространственная композиция
Объемно-пространственная композиция
Вы будете перенаправлены на Автор24
При проектировании здания важно создать гармоничный объект и выстроить грамотную композицию. Фасады здания разрабатываются на чертежах, в плоскости, но мы всегда должны помнить, что имеем дело с объемно-пространственной композицией, и она будет восприниматься зрителем с разных точек.
Объемно-пространственная композиция
В архитектуре мы имеем дело с четырьмя видами композиций:
От гармоничности композиции и зависит то, какое впечатление она произведет на зрителя и какие эмоции вызовет. Исследователи городов уже несколько десятков лет повторят тезис о том, что окружающая среда должна быть интересной и разнообразной, отличающейся от увиденного ранее и тогда она будет привлекать внимание, запоминаться на долгий период.
Оценить объемно-пространственную композицию можно с помощью виртуальной модели, созданной в программе или макета. На выбранном участке наносят будущее здание, а также размещают электронные копии существующих зданий и сооружений. Это позволяет смоделировать возможные маршруты и точки восприятия и выстроить композицию так, чтобы она производила нужное впечатление.
Рисунок 1. Объемно-пространственная композиция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готовые работы на аналогичную тему
Приемы гармонизации объемно-пространственной композиции
Для достижения гармонии архитекторы прибегают к следующим приёмам:
Рисунок 2. Пример объемно-пространственной композиции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Гармоничность здания не может быть измерена в абсолютных числах, она всегда относительна и субъективна. Безусловно есть шедевры мировой архитектуры, которые большинством оцениваются как гармоничные и целостные, но в большинстве случаев присутствуют мнения как за, так и против.
Гармония в композиции это и недостижимый идеал, и равновесие, и спокойствие, и любовь, и энергия, и покой, и движение. Гармонии пытается достичь каждый творец и каждый находит ее в своем. Знание законов построения гармоничной композиции позволяет подойти к этому творческому процессу обдуманно и взвешено, но не определяет его успех. На создание целостной композиции может уйти несколько минут или несколько месяцев, это сложно предугадать заранее. Повторить и скопировать гармонию, созданную в одном объекте в другом не всегда возможно, слишком многое определяет наше восприятие, в том числе окружение и особенности местности.
Объемно- пространственная композиция
Объемно-пространственная композиция – это своего рода попытка человека упорядочить окружающее пространство некоим определённым образом. Данный термин часто встречается в архитектуре, живописи, строительстве, ландшафтном дизайне. Мы живём в трёхмерном пространстве, потому у любого объекта или сооружения измеряется его длина, высота и ширина. Именно трёхмерностью и отличается всякая объемно пространственная композиция, это – её главное свойство. Объемно пространственная композиция, в зависимости от параметров, классифицируется по признакам фронтальности, пространственности и объёмности.
Типы композиций Фронтальной или фронтально-плоскостной принято считать такую композицию, которая рассчитана, что видеть её будут с одной определённой стороны и воспринимать по статичным точкам зрения. Такой тип – фасад здания, центральный вид дома со стороны улицы, оформление отдельных стен здания. При фронтальной композиции все главные её элементы расположены для зрительского восприятия в двух плоскостях – ширине и высоте. Глубина здесь не играет особой роли и имеет вторичное значение. Зато важными являются соотношения ширины и высоты, форма, силуэт, вертикальный наклон. Фронтальная композиция выявляется через разнообразные выразительные элементы: разного рода членения (выступы, деление стены на квадраты и другие геометрические фигуры), соединение прямых и изогнутых поверхностей, цветовыми вставками и т.д. Простейшей разновидностью фронтальной композиции является плоскостная композиция.
При решении фронтальной композиции главной задачей становится выявление поверхности, которую характеризуют следующие основные данные: соотношение ширины и высоты, форма в плане, абрис или силуэт, наклон относительно вертикали, оконные проемы.
Фронтальная композиция характеризуется тем, что она имеет или абсолютно плоскую форму, на которой глубина показывается иллюзорно (картинная плоскость во всех ее разновидностях и со всеми особенностями), или плоскую форму с меньшим или большим барельефом (барельефы, горельефы, неглубокие фасады зданий и т. д. ) Из этого следует, что фронтальная композиция характеризуется в основном двухмерностью, а иногда и небольшой глубиной.
Объемная композиция – она предназначена для обозрения со всех сторон и воспринимается, если двигаться вокруг неё. Например, старинный замок или небольшой компактный домик на отдельном участке, беседка или фонтан. Эти сооружения являются примером объёмных композиций, т.к. ширина, высота и глубина тут имеют равную значимость. Основная задача– вявить композиционную трёхмерность.
Композиция глубинно-пространственная. Для неё характерно создание таких форм, которые рождают у зрителей ощущение глубины сооружения. Такой композиционный тип образуется либо закрытым сверху и со всех сторон пространством (например, интерьер), либо пространством, которое ограничено с одной стороны или с нескольких (экстерьер). Типичная глубинно-пространственная наружная композиция – внутренний двор, огороженный с нескольких сторон забором.
Объемно-пространственная композиция
Зритель находится, как правило, снаружи объемно-пространственной формы.
В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов. Основные виды такого расположения табл При этом решаются следующие композиционные задачи:
• выявляется общий вид геометрических пространственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.),
• расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции • остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные
Рисование геометрической композиции по представлению
Это должна быть объемно-пространственная геометрическая композиция, в которой абстрактные геометрические формы «врезаются» друг в друга, образуя сложное тело (рис. 10). Применение законов ритма, симметрии, контрастов, равновесия, целостности позволит создать выразительную композицию.
Объемно-пространственная композиция строится исходя из особенностей зрительного восприятия. Фигуры и формы, которые мы наблюдаем, складываются из плоскостей и линий их пересечения. Из плоскостей формируются объемы, из объемов создается пространство. Архитектурное пространство отличается тем, что оно неразрывно связано с человеком, который либо находится внутри, либо наблюдает со стороны. Эстетическую ценность имеют не только элементы, ограждающие пространство, но и само пространство. Отношение между массой материала и пустым пространством, которое она ограничивает или окружает, — одно из первых эмоциональных ощущений при знакомстве с сооружением.
Объемно-пространственная композиция.
Данная презентация по объемно- пространственной композиции кратко знакомит с понятиями и ее построением. Она предназначена в основном для учащихся, поступающих в дальнейшем в ВУЗы похудожественной направленности.
Просмотр содержимого документа
«Объемно-пространственная композиция.»
Композиция в архитектуре
Фронтальная или фронтально-плоскостная
Основные принципы выявления фронтальной поверхности
Сочетания двух форм при построении фронтальной композиции: схема а — примыкание форм; схема b — включение интервала между формами; схема с — вхождение одной формы в другую (при условии сохранения фронтальности ).
Примеры композиции фронтальной или фронтально-плоскостной
Объемная композиция – она предназначена для обозрения со всех сторон и воспринимается, если двигаться вокруг неё. Например, старинный замок или небольшой компактный домик на отдельном участке, беседка или фонтан. Эти сооружения являются примером объёмных композиций, т.к. ширина, высота и глубина тут имеют равную значимость. При проектировании основная задача – выявить композиционную трёхмерность. Для этого объём членится на некоторые части, которые подчёркиваются какими-либо деталями: сдвинутые формы, углубления и т.д
Основные принципы выявления объемной композиции
Глубинно- пространственная композиция. (Объемно- пространственная композиция)
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ
Основные виды расположения объемно- пространственной композиции 1.Продольно- линейная
2. Линейно- поперечная
3. Диагонально убывающая
5. Симметрично- осевая
7 . Центрально сгруппированная
8. Свободной планировки
Рисование геометрической композиции по представлению
В следующих заданиях отрабатываются средства гармонизации композиции и ее закономерности, применяемые для создания глубинно-пространственных композиций.
Изобразить свой вариант плоскостной композиции
Дополнить композицию недостающими линиями
Создайте композицию, которая была бы пластически интересна со всех сторон. Используйте для работы склеенные кубики и схемы.
Объемно-пространственная композиция
1. Понятие композиции
2. Категории композиции
3. Объемно-пространственная структура (ОПС)
4. Фронтальная композиция
5. Объемная композиция
6. Глубинно-пространственная композиция
Круг, квадрат, треугольник, шар, цилиндр, конус и другие простые формы человек повседневно наблюдал в природе: круглая луна, шарообразное яблоко, конусообразные полевые цветы и т. п. Все эти формы используются при изготовлении различных предметов. Так возникает проблема сочетания простых форм – проблема композиции.
У разных людей существует различное представление о пространстве, разное к нему отношение. По традиции дизайнер и архитектор заботятся главным образом лишь о визуальной организации того, что видно в сооружении, но при этом не всегда учитывают, что каждый потребитель имеет собственное, воспитанное с детства, отношение к пространству, и их восприятие композиции различно. Момент учета «человеческого фактора» здесь очень важен, так как данное конкретное пространство всегда предназначено для конкретных людей, конкретного региона, для конкретного времени, что и отражается на формообразовании как единичного объекта, так и их комплексов.
1. Понятие композиции
Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, построение, структура. Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно- пространственную. Такое разделение в какой-то мере условно, так как на практике мы имеем дело с сочетанием различных видов композиции. Например, фронтальная и объемная композиции входят в состав пространственной, объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды.
Одним из основных понятий художественного конструирования изделий является композиция — построение целостного произведения, элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоническом единстве.
При помощи композиции можно добиться наибольшей выразительности содержания своего произведения.
Не существует каких бы то ни было готовых рецептов и обязательных правил в использовании закономерностей и средств композиции. Однако познание различных примеров, лежащих в основе общепринятых понятий, позволяет в каждом конкретном случае достичь художественной выразительности проектируемого изделия.
Изучение законов композиции само по себе, бесспорно, не может заменить живого творчества, творческой интуиции. Вместе с тем знание этих законов дает ту профессиональную подготовку, без которой невозможна плодотворная работа.
Умение рисовать даже самые сложные промышленные изделия ни в коей мере не равнозначно знанию художественно-конструкторской грамоты. Нужно знать закономерности, согласно которым строится композиция любого изделия.
2. Категории композиции
Композиция в дизайне — это создание образа промышленного изделия путем расположения основных его элементов в определенной системе и последовательности, целенаправленное распределение и сочетание масс, форм, линий, цвета и света. Композиционно форму нужно организовать так, чтобы она производила впечатление единого целого. Под целостностью понимается образное единство, при котором все элементы находятся в тесной смысловой, объемно-пространственной и фактурно-цветовой взаимосвязи. Чтобы создать цельный образ предмета, дизайнер при построении композиции должен:
– выделить главное в композиции и сконцентрировать на нем внимание;
– подчинить главному детали, сделать их аккомпанирующими, облегчающими восприятие главного;
– так построить композицию, чтобы предопределить последовательность восприятия, помочь выделить особенности работы конструкции.
Форма должна отвечать назначению изделия, конструктивной схеме, определяющей его структуру, соответствовать материалу, из которого выполнено изделие. Удобство пользования и красота формы — важнейшие критерии композиции промышленного изделия.
Основными категориями композиции выступают теконика и объемно-пространственная структура (ОПС). Форма любого объекта техники так или иначе отражает особенности его конструкции, распределение усилий, работу материала. Именно здесь мы сталкиваемся с явлениями тектоники. В то же время каждое промышленное изделие можно рассматривать и с точки зрения его объемно-пространственной организации.
В реальном предмете тектоника и объемно-пространственная структура взаимообусловлены: пространственная организация формы отражает ее тектонические характеристики, а тектоника в значительной степени определяет объемно-пространственную структуру изделия. К отклонениям от этого правила относятся все те случаи, когда ОПС явно противоречит объективному для данного изделия тектоническому характеру или когда ложно выражена работа сил, организация материала (кажется, что элемент предельно напряжен, а в действительности он не работает).
3.Объемно-пространственная структура (ОПС)
Важной категорией композиции является объёмно-пространственная структура изделия. Любая форма, так или иначе, взаимодействует с пространством, то просто и ясно, то сложно и неопределенно. Значит, как бы ни была построена форма, двумя основными компонентами ее структуры служат объем и пространство. Конечно, само понятие «объемно-пространственная структура» только условно применимо ко всякой форме. Гладко обкатанный морем камень – это форма, но пространственно, строго говоря, не структура; пчелиные соты – наиболее характерный пример закономерно построенной объемно-пространственной структуры, а в прозрачной сетке, сотканной пауком, материала уже так мало, что об объемно-пространственной структуре опять-таки можно говорить лишь условно. По признаку объемно-пространственного строения промышленные изделия можно условно подразделить на три большие группы:
– относительно просто организованные моноблочные структуры со скрытым механизмом, размещенным в корпусе;
– открытые технические структуры действующих механизмов или несущих конструкций;
– объемно-пространственные структуры, сочетающие в себе элементы первой и второй групп.
Закономерности строения формы и объемно-пространственная структура. Анализ показывает, что легкость восприятия любого конструируемого объекта во многом зависит именно от того, насколько закономерно развивается его композиция. Если, обращаясь к форме изделия, мы можем как бы довообразить, условно достроить все то, чего не видим, то это один из важных признаков хорошо организованной ОПС. Ведь гармоничная форма, сколь бы сложной она ни была, является не случайным сочетанием объемов, но, как правило, развивается по определенному принципу.
Важнейшей из закономерностей хорошо организованной объемно-пространственной структуры является органичность связей между отдельными ее элементами.
4. Фронтальная композиция
Простейшей разновидностью фронтальной композиции является плоскостная композиция.
Характерным признаком плоскостной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном, например, стенды наглядной агитации, ткани, ковры, фасады зданий и т. д.
Фронтальная композиция отличается небольшой глубиной и преимущественно фронтальным расположением элементов. Воспринимается спереди. Таким образом, она приближается по своему пластическому характеру к плоскостной композиции. Но в отличие от нее составляется не просто из фактурных или рельефных плоскостей, а из глубинных или разделенных в плане элементов. Эти элементы отделяются от задней фронтальной плоскости, выдвигаются вперед, располагаясь на расстоянии друг от друга. Они рассматриваются уже не как рельефные, а как пространственные формы. В архитектурной композиции этим формам придается значение объемов, обр
ащенных своей главной фронтальной плоскостью к зрителю. При построении фронтально-пространственной композиции следует учитывать ряд важных условий.
5. Объемная композиция
Представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции.
Характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности.
В архитектурных композициях развитие в глубину часто превалирует.
Объемно-пространственная композиция воспринимается, как правило, с разных сторон, хотя часты случаи ее преимущественного восприятия с одной или двух сторон, например в условиях однонаправленного движения. Зритель находится, как правило, снаружи объемно- пространственной формы.
В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов.
Выбор вида часто обуславливается конкретной архитектурно- планировочной ситуацией, в которую включается объемно-пространственная композиция.
– выявляется общий вид геометрических пространственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.);
– расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции;
– остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные).
При успешном решении этих и подобных им задач достигается предельная выразительность построения объемно-пространственной композиции. Большое значение в этом построении имеет широкое использование разных графическо-пластических средств, в частности цвета, фактуры и рельефа. В связи с таким использованием, однако, возникает трудность упорядочения в объемно-пространственной композиции значительного количества разных по свойствам элементов. Ее преодолению способствуют четкая планировочная организация пространства, а также единый характер включаемых в него пластических элементов.
6. Глубинно-пространственная композиция
Частичное повышение или понижение высоты ведет к обогащению пространственной композиции.
В построении глубинно-пространственной, как и объемно-пространственной композиции, большую роль играет планировка. Это построение основывается на разном расположении элементов в горизонтальной плоскости. Глубинно-пространственная композиция отличается развернутостью. Можно выделить три основных ее вида: осевая, лучевая и центрическая. Виды планировок могут быть совмещены, образуя сложную планировочную систему расположения пространственных элементов.
Важной стороной планировочной организации глубинного пространства является формирование его композиционного центра. Этот центр выявляется своим главенствующим положением относительно второстепенных элементов пространственной композиции. Такое положение может выражаться в трех основных видах:
– центр выделяется как вертикальная ось, вокруг которой располагаются второстепенные элементы;
– центр замыкает горизонтальную ось, по сторонам которой располагаются второстепенные элементы;
– формирование центра происходит на основе асимметричного расположения вокруг него подчиненных элементов.
Если учесть возможность изменения геометрии планировочных форм, то можно говорить о крайнем разнообразии и множественности вариантов планировочных построений глубинно-пространственных композиций.
Главная композиционная задача здесь заключается в том, чтобы эти построения приобрели свой четкий, ярко выраженный пластический характер.
Глубина, выраженная перспективой, может быть зрительно изменена за счет искусственного понижения и повышения, а также наклона и поворота плоскостей в сторону линии горизонта или перспективной точки схода. В той же степени она зрительно увеличивается или уменьшается с помощью искусственного сокращения или расширения интервалов между уходящими в перспективу элементами.
Сложные задачи, естественно, требуют совмещения средств, построения более сложной пространственной композиции.
Не существует каких бы то ни было готовых рецептов и обязательных правил в использовании закономерностей и средств композиции.
Изучение законов композиции само по себе, бесспорно, не может заменить живого творчества, творческой интуиции. Вместе с тем знание этих законов дает ту профессиональную подготовку, без которой невозможна профессиональная работа.
Умение рисовать даже самые сложные промышленные изделия ни в коем случае не равнозначно знанию художественно конструкторской грамоты. Необходимо знать закономерности, согласно которым строится композиция любого изделия.
дизайнерский тектоника композиция пространственный
Средства композиционного формообразования – приемы и методы, соотносимые с задачей привнесения человеческой меры в объекты, достижения гармонии структурных связей между человеком и вещью, оборудованием, сооружениями и предметно-пространственной средой в целом.
Главное в композиции — решение задач, связанных с соподчинением как соразмерностью и согласованностью пространства, массы и светового потока отдельных элементов композиционной структуры. С помощью этих основных категорий теории композиции организованные пространства, массы конструкций и материала и их световые характеристики объединяются в единое целое. Используя средства композиции создаем не только функционирующий архитектурный или дизайнерский объект, но и его художественный образ.
За каждой из этих категорий стоят конкретные средства композиции. За соподчиненностью — выявление характера объемно-пространственной структуры и тектонических отношений; за соразмерностью — нахождение необходимых пропорций, метроритмических, масштабных и других характеристик реальных архитектурных и дизайнерских структур, способствующих (так же как и в случае с соподчиненностью) оптимальной организации форм, в том числе с точки зрения их гармонизации, за согласованностью — уточнение пластических характеристик этих форм с учетом свето-цветовой среды и условий восприятия объекта или комплекса.
При всей важности правильного использования средств композиции, связанных с категориями соразмерности и согласованности, особое внимание должно быть обращено на такие ее средства, как объёмно-пространственная структура и тектоника, поскольку именно они, прежде всего, связаны с особенностями архитектурного и дизайнерского творчества.
1. Устин Виталий. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве. М.: Астрель, 2007г.
2. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М.: Архитектура-С, 2009 г.
3. Рожнова О.И. История журнального дизайна. М.: Университетская книга, 2009 г.
4. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Книга 1. М.: Архитектура-С, 2006 г.