Что такое обертон и тембр звука

Что такое обертон и тембр звука

Образ жизни. Технология пения. Развитие диапазона голоса

Глава 1. Мой образ жизни. Связь вокальной деятельности и физической активности

Привет, меня зовут Андрей, я являюсь автором канала «Andre Serba» на видеохостинге YouTube.

Канал посвящен изучению физиологии и техники пения. На своем канале в течение пяти лет я рассказываю о голосовом аппарате, визуализирую сложную информацию, открываю приемы, средства и методы развития певческого голоса, показываю примеры звукообразования собственным пением. Я являюсь онлайн-педагогом по вокалу, поддерживая три формы обучения: вербальная консультация, дистанционный урок пения по видео-связи, а также монтированный видео-анализ голоса ученика со своими комментариями, анимациями и методическими указаниями. Кроме этого я самостоятельно изучаю основы звукорежиссуры, практикуясь в записи и сведении собственного вокала, чистке интонации, корректировке темпа, динамического баланса и т. д. Данная деятельность также помогает мне изучать голос, закономерности его образования, объективное и субъективное его восприятие на слух, благодаря компьютерным программам и оценке моего исполнительства зрителями канала. За пять лет такой работы на канале постепенно появились новые рубрики (разделы, плейлисты, темы):

1. Анимации биомеханизмов пения

2. Важный урок пения

3. Понижение голоса

4. Видео-анализ голоса

5. Хор из меня (хор из одного человека)

На данный момент мне 35 лет (1985 год рождения), из них 20 лет я занимаюсь физической культурой (начиная с 15 лет), стараюсь вести здоровый образ жизни. По первому образованию я являюсь учителем физической культуры и руководителем спортивной секции (клуба) по легкой атлетике, а так же организатором спортивно-массовых мероприятий.

В 16 лет я поступил в педагогический колледж имени Л. С. Выготского на физкультурный факультет, где получил много знаний из анатомии, спортивной физиологии, гигиены и биохимии. Здесь я твердо освоил принципы обучения, которые впоследствии стал применять в своей педагогической вокальной практике: принцип объективности и научности; принцип связи теории с практикой; принцип доступности при необходимой степени трудности; принцип наглядности, разнообразия методов; принцип активности обучаемых; принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Пою я 15 лет (начиная с 20 лет, когда поступил в колледж искусств имени Н. Ф. Соколовского на вокальный факультет). В 29 лет я закончил БГАМ (Белорусская государственная академия музыки) по специальности «академическое пение».

За весь свой певческий период я успел поработать в разных сферах вокальной деятельности: около пяти лет пел в православных храмах Беларуси, был членом трех мужских вокальных ансамблей, а так же работал в хоре Белорусской государственной филармонии.

Гомель, мужской ансамбль «Глас»

Что такое обертон и тембр звука. Смотреть фото Что такое обертон и тембр звука. Смотреть картинку Что такое обертон и тембр звука. Картинка про Что такое обертон и тембр звука. Фото Что такое обертон и тембр звука

Хор кафедрального собора св. Петра и Павла г. Гомеля. Регент – протоиерей Владимир Петручик

Что такое обертон и тембр звука. Смотреть фото Что такое обертон и тембр звука. Смотреть картинку Что такое обертон и тембр звука. Картинка про Что такое обертон и тембр звука. Фото Что такое обертон и тембр звука

Мужской ансамбль кафедрального собора г. Гомеля. Руководитель – протоиерей Владимир Петручик

Что такое обертон и тембр звука. Смотреть фото Что такое обертон и тембр звука. Смотреть картинку Что такое обертон и тембр звука. Картинка про Что такое обертон и тембр звука. Фото Что такое обертон и тембр звука

Народный академический хор Гомельского государственного колледжа искусств им. Н. Ф. Соколовского

Руководитель Маргарита Варфоломеева

Что такое обертон и тембр звука. Смотреть фото Что такое обертон и тембр звука. Смотреть картинку Что такое обертон и тембр звука. Картинка про Что такое обертон и тембр звука. Фото Что такое обертон и тембр звука

Что такое обертон и тембр звука. Смотреть фото Что такое обертон и тембр звука. Смотреть картинку Что такое обертон и тембр звука. Картинка про Что такое обертон и тембр звука. Фото Что такое обертон и тембр звука

Город Минск, хор «Всехсвятский». Руководитель и преподаватель вокала – Дмитрий Токмаков

Что такое обертон и тембр звука. Смотреть фото Что такое обертон и тембр звука. Смотреть картинку Что такое обертон и тембр звука. Картинка про Что такое обертон и тембр звука. Фото Что такое обертон и тембр звука

Ансамбль «Vies Bonum», мужское трио

Тенор – Буренков Семен, баритон – Эдуард Орловский, бас – Андрей Щербаков

Что такое обертон и тембр звука. Смотреть фото Что такое обертон и тембр звука. Смотреть картинку Что такое обертон и тембр звука. Картинка про Что такое обертон и тембр звука. Фото Что такое обертон и тембр звука

На протяжении всего периода я, как истинный приверженец физической культуры (по первому образованию), не оставлял телесных практик:

– стретчинг (развитие гибкости)

– домашняя аэробная тренировка

– контрастные процедуры (душ, баня, обливания)

Поначалу, когда я стал вокалистом, физическая активность, временами, вызывала сухость слизистой поверхности дыхательных путей, а так же нарушала процесс приобретения навыка певческого дыхания. Но временами, наоборот, я чувствовал подъем работоспособности, хороший смык и запас дыхания. Данные состояния были изменчивы и непредсказуемы, голос был нестабилен. В начале вокального пути у меня не было нужных вокальных навыков, достаточной подготовки фонаторных мышц, не было опыта совмещения активного образа жизни и пения. Я просто, можно сказать, насильно совмещал физическую активность и процесс вокального обучения, не особо заботясь о правильном питании, сне, умеренности физической нагрузки на организм. Со своим юношеским максимализмом я, скорее, относился к организму, как к совершенной машине, способной восстанавливаться, независимо от интенсивности и размеренности нагрузки. Такой подход к себе вызывал противоречия в общем состоянии организма, дыхательной системы и голосового аппарата. Во время исполнения романсов и арий зачастую был кашель с мокротами, поверхностное (ключичное) дыхание, ощущения зажатия в области живота и гортани (особенно, если в день, предшествующий уроку вокала, я яростно закачивал прямую мышцу живота (пресс) или гонял спринт). Но были и положительные моменты. Благодаря физическим упражнениям я был организован, дисциплинирован, достаточно вынослив физически, эмоционально устойчив. Такие качества, конечно же, способствовали не оставлять начатое и продолжать учиться и развиваться мне, как вокалисту.

Со временем я приобрел опыт совмещения телесной нагрузки с пением, чем хочу поделиться с Вами… Важно понимать, что наш организм – это совокупность тканей, органов и систем органов, подчиняющихся высшей нервной деятельности, а высшая нервная деятельность (центральная нервная система), в свою очередь, напрямую зависит от их состояния, работоспособности, адекватного взаимофункционирования. В организме различают 12 взаимосвязанных систем: центральная нервная система, периферическая нервная система, система органов дыхания, система органов кровообращения, система органов кроветворения, система пищеварения, система органов выделения и кожа, репродуктивная система, эндокринная система, костно-мышечная система, лимфатическая система, иммунная система. Все это – один организм, но скорость восстановления каждой из систем различна. Именно в этом заключаются подводные камни, проблемы и ошибки человека, желающего развить все и сразу. Неграмотно построенная система физических нагрузок, несбалансированное питание и хроническое обезвоживание может вызвать состояние перетренированности, что обязательно скажется на состоянии голосового аппарата, дыхательных путей, на гормональной и нервной системе. В таком случае человек получает букет функциональных нарушений: перепады настроения, тревожный сон, дистабилизация пульса и кровяного давления, нарушение аппетита (как в сторону обжорства, так и в сторону отсутстия аппетита), пониженное либидо (половые функциональные нарушения), панические атаки и тревога. Но в случае методичной физической активности, грамотного, последовательного подхода к своему телу вокалист защищен: его настроение устойчивое (он уверен в своих начинаниях и мотивах); сон глубокий (полное восстановление энергии и нейромедиаторов); сексуальная активность в норме (что позволяет получать примитивное удовольствие и не терять вкус к жизни); он стрессоустойчив (например, перед экзаменом по вокалу его не бросает в пот, благодаря чему вокалист не обезвоживается и не теряет жизненно важные электролиты); давление стабильно (это сохраняет нормальную работу внутренних и внешних мышц гортани, их питание и насыщение кислородом); правильный аппетит (употребляет пищу с удовольствием, получает все необходимые жиры, белки, углеводы, минералы и витамины для восстановления гладкой мускулатуры дыхательных путей, фонаторных мышц, хрящей трахеи и гортани, слизистой оболочки дыхательных путей, диафрагмы, гормонов радости и роста, а так же для восстановления иммунитета в целом, как основы вокальной профессиональной деятельности). Иммунитет, в свою очередь, это совокупность органов иммунной системы, центральным из которых является ТИМУС (вилочковая железа), который, кстати, находится в верхней части грудной клетки. При правильном, свободном пении вилочковая железа подвергается благотворным вибрациям, исходящим от голосовых связок и проходящим путь резонирования в трахее (см. «Низкая певческая форманта»), что способствует его функциональной стимуляции, кровоснабжению и межклеточному обмену веществ в данном органе.

Источник

Что такое обертон и тембр звука

Что такое обертоны?

Обертоны (нем. ober — высокий, Ton — звук) в акустике — призвуки, входящие в спектр звука. Обертоны – высокочастотные призвуки, которые сопровождают любой звук. Высота обертонов выше основного тона, поэтому они и получили такое название.

Кроме основного звука многие слышат дополнительные звуки. Таким звуком и является обертон. Раньше в Европе на дополнительные звуки, сопровождающие игру на музыкальных инструментах или пение, особого внимания не обращали. Изучением и классификацией обертонов занимался профессор Арнольд Кейзерлинг (Австрия) и его ученик Ральф Роузинг.

Наличие обертонов обусловлено сложной картиной колебаний звучащего тела (струны, столба воздуха, мембраны, голосовых связок и т. д.): частоты обертонов соответствуют частотам колебания его частей.

Что такое обертон и тембр звука. Смотреть фото Что такое обертон и тембр звука. Смотреть картинку Что такое обертон и тембр звука. Картинка про Что такое обертон и тембр звука. Фото Что такое обертон и тембр звука

Колебания струны (см. рисунок):
1 — колебание по всей длине образует основной тон,
2 — колебание половинок образует первый обертон,
3 — колебание третей — второй обертон и т. д.

Обертоны бывают гармоническими и негармоническими. Частоты гармонических обертонов больше частоты основного тона в 2, 3, 4, 5 и т. д. раз.

Гармонические обертоны вместе с основным тоном называются гармониками и образуют натуральный звукоряд.

Гармоника (лат. harmonica) — дополнительный тон, который по частоте всегда выше основного тона, причём строго кратно числам натурального ряда (то есть, выше по частоте в 2, 3, 4, 5 и более раз). Вместе с основным тоном гармоники образуют натуральный звукоряд. В современном музыкальном строе с семью основными ступенями (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си) каждый восьмой звук повторяет первый, но уже на удвоенной частоте (располагается октавой выше) — и соответственно, является для него первой гармоникой. В этом отличие гармоник от более общего понятия обертонов — всех без исключения призвуков, более высокочастотных по отношению к рассматриваемому базовому звуку.

В реальной жизни частоты обертонов могут заметно отклоняться от величин, кратных частоте основного тона — такие обертоны называются «негармоническими». Присутствие негармонических обертонов в колебаниях струн музыкальных инструментов приводит к феномену неточного равенства между рассчитанными частотами равномерно темперированного строя и реальными частотами правильно настроенного фортепиано.

Ввиду исключительной важности для музыки именно гармонических обертонов (и относительной малозначимости негармонических) вместо термина «гармонический обертон» в музыкально-теоретической литературе часто используют термин «обертон» без каких-либо дополнительных уточнений.

Обертон может быть колебанием частей звучащего тела, выраженных как правильными дробями (1/2, 1/3, 1/4 и т. д.), так и неправильными (например, при колебании звучащего элемента ударного инструмента с неопределённой высотой звука, такого как «там-там»).

Количество и характер обертонов влияют на тембр инструмента.

Каждый обертон имеет свой порядковый номер, обозначающий, какая часть струны колеблется. Звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов, называется натуральным (обертоновым) звукорядом. Все обертоны составляют обертонную лестницу.

Что такое обертон и тембр звука. Смотреть фото Что такое обертон и тембр звука. Смотреть картинку Что такое обертон и тембр звука. Картинка про Что такое обертон и тембр звука. Фото Что такое обертон и тембр звука

Начальные 10 обертонов прослушиваются по высоте и сливаются друг с другом в аккорды. Остальные прослушиваются плохо или не прослушиваются вообще.

Обертоны можно услышать на струнных инструментах (гитаре, скрипке и т. п.), приглушив основной тон пальцем. Даже существует такой исполнительский прием игры, который называется флажолет. Для того чтобы услышать четные обертоны (второй, четвертый, шестой и т.д.) нужно в момент извлечения звука прикоснуться (не прижать к грифу) к струне точно в ее середине, приглушив основной тон и нечетные обертоны. На гитаре центр струны располагается точно над 12-м ладом. Если приглушить колебания в точке расположенной на 1/3 длины струны (над 7 ладом гитары), то можно услышать 3-й, 6-й, 9-й и т. д. обертоны.

Обертоны человеческого голоса, как и обертоны, получаемые на музыкальных инструментах, играют одну из ключевых ролей для передачи всех эмоциональных оттенков вокала. Человеческий голос является самым интересным инструментов природного происхождения, нужно лишь научиться правильно его использовать при помощи множества разработанных техник.

Источник

Тембр звука

«Самым сложным субъективно ощущаемым параметром является тембр. С определением этого термина возникают сложности, сопоставимые с определением понятия «жизнь»: все понимают, что это такое, однако над научным определением наука бьется уже несколько столетий».
(И. Алдошина)

В природе мы почти не сталкиваемся с чистыми тонами. Звучание любого музыкального инструмента является сложным и состоит из множества частотных составляющих — обертонов.

Даже при очень сложных звуковых колебаниях слух человека способен распознать высоту звучания. Однако, при одинаковой высоте звучание, например, скрипки отличается на слух от звучания рояля. Это связано с тем, что, помимо высоты звучания, слух способен оценивать также “окраску” звучания, т.е. его тембр.

Тембром звука называется такое качество звука, которое, вне зависимости от частоты и амплитуды, позволяет отличить одно звучание от другого. Тембр звука зависит от общего спектрального состава звука (т.е. от того, какие обертоны в нем присутствуют) и соотношения амплитуд спектральных составляющих (т.е. обертонов):

Что такое обертон и тембр звука. Смотреть фото Что такое обертон и тембр звука. Смотреть картинку Что такое обертон и тембр звука. Картинка про Что такое обертон и тембр звука. Фото Что такое обертон и тембр звука

Обертоны

Понятие тембра тесно связано с понятием высоты звука. Дело в том, что звуковые колебания, как правило, бывают сложными.

Например, если мы взяли на скрипке ноту «ля» первой октавы (частота 440 Гц), то в колебаниях этой струны будут присутствовать также кратные частоты 880, 1320, 1760, 2200 Гц и т.д.

Что такое обертон и тембр звука. Смотреть фото Что такое обертон и тембр звука. Смотреть картинку Что такое обертон и тембр звука. Картинка про Что такое обертон и тембр звука. Фото Что такое обертон и тембр звука

При этом амплитуды этих частот (обертонов) могут быть различными, т.е. обертоны будут иметь различную громкость.

Немецкий физик Георг Ом впервые высказал мысль, что простое слуховое ощущение вызывается простым синусоидальным колебанием (такое колебание также называется гармоническим, важно не путать гармонические колебания, т.е. те, которые описываются функциями y=sin x и т.п., и гармонические обертоны, которые также являются гармоническими колебаниями, но их частоты еще и кратны частоте основного тона). Как только форма колебания усложняется, появляются обертоны — возникает впечатление окраски звука или его тембра.

Что такое обертон и тембр звука. Смотреть фото Что такое обертон и тембр звука. Смотреть картинку Что такое обертон и тембр звука. Картинка про Что такое обертон и тембр звука. Фото Что такое обертон и тембр звука
Пример возникновения сложного колебания путем сложения двух простых (гармонических) колебаний.
Синим цветом обозначено основное гармоническое колебание, розовым — колебание в два раза большей частоты (обертон или первая гармоника), а зеленым — результирующее сложное (негармоническое) колебание.

Таким образом, человеческий слух способен воспринимать сложную форму звуковых колебаний как окраску или тембр.

Гармонические обертоны или гармоники

Обертоны бывают гармоническими и негармоническими.

Частоты гармонических обертонов кратны частоте основного тона (гармонические обертоны вместе с основным тоном также называются гармониками):

Что такое обертон и тембр звука. Смотреть фото Что такое обертон и тембр звука. Смотреть картинку Что такое обертон и тембр звука. Картинка про Что такое обертон и тембр звука. Фото Что такое обертон и тембр звука

В реальных физических ситуациях (например, при колебаниях массивной и жесткой струны) частоты обертонов могут заметно отклоняться от величин, кратных частоте основного тона — такие обертоны называются негармоническими.

Спектральный состав и тембр

Амплитудно-частотное соотношение всех составных частей сложного колебания называют спектром звука, а звуки, соответствующие каждой частоте, присутствующей в сложном колебании, спектральными составляющими или компонентами.

Набор спектральных составляющих определяет тембр звучания. А поскольку каждая спектральная составляющая — это звук определенной высоты, говорить о тембре как об отдельном свойстве звука не совсем корректно. Однако именно тембр звука (а точнее — спектр) обычно находится в центре внимания, когда речь идет о технологиях обработки звука.

Что такое обертон и тембр звука. Смотреть фото Что такое обертон и тембр звука. Смотреть картинку Что такое обертон и тембр звука. Картинка про Что такое обертон и тембр звука. Фото Что такое обертон и тембр звука

Примеры спектрального состава музыкальных звуков:

Что такое обертон и тембр звука. Смотреть фото Что такое обертон и тембр звука. Смотреть картинку Что такое обертон и тембр звука. Картинка про Что такое обертон и тембр звука. Фото Что такое обертон и тембр звука

Тембр звука, т.е. отношения амплитуд его гармоник, влияет и на воспринимаемую высоту сложного тона.

Фантомные частоты

Иногда человек может слышать звуки в низкочастотной области, хотя в реальности звуков такой частоты не было. Мозг воспринимает высоту тона не только по его основной частоте, но и по периодичности, задаваемой отношением между гармониками. Мы можем воспринять ту же высоту (возможно, с другим тембром) даже если основная частота не слышна (или потеряна) при воспроизведении. ( Частотные сигналы сложного спектра без основной частоты (первой гармоники в спектре) называются резидуальными. )

Что такое обертон и тембр звука. Смотреть фото Что такое обертон и тембр звука. Смотреть картинку Что такое обертон и тембр звука. Картинка про Что такое обертон и тембр звука. Фото Что такое обертон и тембр звука

Этот эффект получил название «Феномен пропущенной фундаментальной» — эксперимент 1940 г. продемонстрировал, что ощущение высоты тона спектрально сложного звука не изменится, если удалить его основную частоту, она будет достроена мозгом на основе имеющихся гармоник. Он используется в звуковоспроизводящей аппаратуре, чтобы расширить область воспроизводимых низких частот, если невозможно адекватно воспроизвести такие частоты напрямую, например, в наушниках, мобильных телефонах, малобюджетных динамиках (акустических системах) и т.п.

Источник

Что такое обертон и тембр звука

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Обертоны в голосе. Что это такое и к чему приводит тех, кто это слушает 🙂

Обертон и варган это неразделимые понятия. Вся игра на варгане это игра на обертонах – на тонах, производных от основного тона – бурдона.

Любое колебание можно описать математически. Например, используя преобразования Фурье, суть которого хорошо описана здесь.

Итак, любой звук это, как бы, совокупность бесконечного числа гармонических составляющих с разными частотами и фазами. Каждая гармоническая составляющая это и есть
обертон. При изменении геометрии замкнутого пространства, в котором распространяется звук, происходит изменение его резонансной частоты и при совпадении этой частоты
с гармониками звука, происходит усиление последней – она как бы выделяясь, несколько изменяет первоначальный звук. Это более-менее известно всем изучавшим физику.
Но есть еще одно объяснение обертонов, попавшихся мне на сайте, посвященному обертонному пению: Обертоны. Резонанс. Гармония.. Там была так преподнесена информация об обертонах и их влиянии на человека, что я не смог удержаться от того, чтобы не упомянуть об этом здесь – возможно кто-то тоже найдет для себя что-то новое. Итак, что же такое обертон в контексте обертонного пения?

Обертоны – это высокочастотные призвуки. В каждом звуке каждый момент присутствует целый ряд обертонов. Именно по ним мы различаем тембр.

В обертонном пении можно спеть одновременно тон и один из призвуков. Слушание и пение обертонов благодаря их высокочастотной природе дают подпитку коре головного
мозга, восстанавливают силы, приводят в состояние глубокой релаксации, укрепляют иммунитет. Обертоны – это глубинное переживание архаичного ПРА-звука.

С древних времен обертоны использовались в молитвенных песнопениях и целительских практиках, известных нам, в основном, по тибетской и тувинской традициям. Невозможно
остаться равнодушным, услышав хотя бы однажды эти восхитительные, едва уловимые звуки, напоминающие волшебную флейту или ангельское пение. Современные исследования
говорят нам о том, что «обертонная лестница» настраивает организм человека в гармонии с Миром, с законами
Космоса. Умение слышать и петь обертоны приносит радость, наполняет жизненными силами, дает реальное переживание этой Гармонии. И это не удивительно, ибо «Обертонная
лестница» – это череда звуков, образующаяся по закону «золотого сечения». Она возвращает нас в интервалы без равной темперации.

Знание обертонов обнаруживается не только на Востоке, где обертонная техника пения сохранилась наиболее полно, но и на Западе в грегорианских монодиях, в византийских
песнопениях, в русском «знаменном» распеве, в народных традициях.

Многие традиции сакрального пения вмещали в себя обертонное звучание.

В XX веке в Европе и Америке возник новоевропейский стиль, базирующийся на доступных приёмах фонетики. Стали возникать гармонические хоры, исполняющие специальные
композиции с обертонным пением. Интерес к этому явлению возник на грани саморазвития, естественного пения, музыкальной терапии, акустики, этнических звучаний.

Техника обертонного пения дарит возможность петь сразу два звука: основной тон и высокий призвук – обертон.

Работа с обертонами – это исследование внутреннего резонанса и вписывания во внешнюю акустику. Это лаборатория собственного звука. Это поиск объемного звучания
и новых измерений в слушании и восприятии.

Умение слышать, петь и чувствовать обертоны – наполняет жизненными силами и дарит реальное переживание гармонии и радости. Кроме того, постоянная практика пения
гармоник-обертонов улучшает работу коры головного мозга, повышает иммунитет, удлиняет дыхание.

Те, кто присутствуют при обертонном пении первый раз, иногда реагируют скорее на вибрацию основного тона, которая способна вызвать резонанс в теле слушателя, чем
на призвуки гармоник. Некоторое время спустя ухо привыкает к непривычному диапазону восприятия, впуская и реагируя на высокие частоты обертонов.

«Обертонная лестница» всегда являет собой фиксированный ряд звуков относительно основного тона. Шаг между «ступеньками» 256Гц, если основной тон «До». 16 обертонов
помещаются в слышимый человеком диапазон. В этом акустическом ряде гармоник заключены универсальные пропорции гармонии, способной произвести настройку вибраций
человеческого существа.

Для эффективного восприятия обертонов необходимо создать специальные условия. Чтобы звуки воспринимались на уровне вибрационно-резонансном, необходима двигательно-звуковая
разминка. Хорошо бы растрясти тело, приготовить его для получения звука-вибрации, напомнить о том, как звук распространяется в теле.

Можно расположиться лежа или сидя в удобном положении. При этом важно сохранять прямую спину.

Слушание происходит с закрытыми глазами. Это помогает сконцентрировать все внимание на звуках и вибрационных ощущениях. Ведь обычно 90% процентов информации человек
получает через зрение.

Слушатели размещаются внутри круга. Поющие перемещаются по кругу. Все оказываются в чаше звукового пространства между двумя голосами. Это время насыщенного восприятия.
Поются интервалы, обертоны и полифонические импровизации. Обертонное пение дает возможность петь объемные звуки, пропевать звуковые пространства. Каждый интервал,
если в нем пребывать достаточное время, рождает своеобычное переживание. Точная квинта пронзает и выстраивает. Терция успокаивает стабильностью. А после биения
диссонирующей секунды мир звуков расширяется. Возможность следить за мелодией динамично сочетается со слушанием обертонов.

Обертонное опевание завершается паузой тишины. В эти минуты, стихают и усваиваются те процессы, которые затронули обертоны.

Реакции человека после прослушивания обертонного пения весьма индивидуальны. Но чаще всего встречаются такие отклики:

Не нова мысль о том, что в звуках может быть заключена гармония.

Но в слушании обертонов это становится глубинным переживанием.

Прикосновение к глубинным переживаням здесь:

Путями Византии. Обертонная импровизация.

Минск, Фестиваль духовной музыки «Златогорская Лира».

Галина Парфёнова и хор «Менка» кирилла Носаева (2009)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *