Что такое обмен какие способы обмена существуют в истории человечества
Меновая торговля и ее особенности
Неотъемлемым атрибутом современной жизни являются деньги как основное средство платежа. Это и бумажные купюры, и металлические монеты, и пластиковые карты. Но на протяжении большого периода человеческой истории денег не существовало и практиковалась меновая торговля.
Натуральный обмен: история появления
Говорить о его возникновении можно уже у племен, живших первобытнообщинным строем. В то время экономика не отличалась сложностью. Для выживания люди занимались собирательством и охотой. С течением времени они смогли одомашнить животных и занялись разведением скота и земледелием.
Вам будет интересно: Животные пермского периода: описание, названия
Затем произошло разделение труда. Одни работали в поле, другие пасли скот, третьи разделывали туши, сдирали шкуры с убитых животных. А позже стала проявляться специализация и среди племен. Так, одни из них занимались преимущественно земледелием, а другие скотоводством, третьи – производством каких-либо хозяйственных предметов.
Когда в племени стало производиться товара больше, чем ему нужно для потребления, стали образовываться излишки. Появилась возможность меновой торговли. То есть можно было обменяться с другим племенем, отдав ему излишки и получив за это нужные вещи или продукты.
Меновая торговля в Древнем Египте
Там она преобладала, начиная со времен Раннего царства, которое существовало с 3000-го по 2800-й год до н. э. Тогда, при правлении двух первых династий, лишь начинал создаваться государственный аппарат и прослойка писцов – чиновников для его обслуживания.
Денег в Древнем царстве не существовало. Все расчеты происходили с помощью других товаров, то есть посредством натурального обмена. Крупное чиновничество получало свой доход от собственного имущества или того, которым они управляли от имени правителя. Сам же фараон был крупнейшим землевладельцем.
Меновая торговля считалась у египтян очень удобной. Все торговые операции и выплата жалования, сбор налогов обходились без использования денег. Можно было, например, обменять зерно на древесину, гуся, скот. Но при этом имелась приблизительная мера стоимости товаров.
Во времена Нового царства в качестве такого образца выступала изготовленная из медной проволоки спираль под названием «утен». Его при меновой торговле в Египте использовали лишь в тех случаях, когда нужно было компенсировать разницу, возникавшую в стоимости обмениваемых товаров.
Но цена товара, как правило, измерялась в соответствии с указанным эталоном. В храме египетского бога Тота было найдено изображение, на котором имеется податный список. Напротив каждого предмета там указана его стоимость, которая измерена в утенах.
Существовала и другая единица стоимости, которая называлась «дебен». Она относилась к стоимости предмета в соответствии с его весом.
Нужно отметить, что Египет обладал высоким уровнем как внутренней, так и внешней меновой торговли, что способствовало его высокому уровню развития.
Ценный товар для обмена
В качестве такового, как правило, выступал скот. Особенно популярными и ценными считались лошади, а в исламских странах – верблюды. В Египте в этом плане очень ценилось зерно. Существовали даже зерновые банки. Так что зерном можно было рассчитываться, не прибегая к его физическому перемещению. У древних греков был создан зерновой центробанк. У славян долгое время использовалось не зерно, а мех пушных зверей или куны. Это шкура, разрезанная на куски.
Как платились налоги?
Возникает вопрос о том, как платились налоги при отсутствии монетной системы. Например, в том же Египте землевладельцы и крестьяне отдавали в казну часть своего урожая, а еще одежду и ткани, изготовляемые их женами и дочерьми. Многочисленное чиновничество богатело благодаря царям. В обмен на свои услуги они получали различные дары, которые записывались на их имя. Их и облагали налогами, ими же они и расплачивались.
Проблемы натурального обмена
Одним из самых больших затруднений, связанных с меновой торговлей, был вопрос оценки товара. Для его решения производилось вычисление пропорций, например, сколько яблок нужно отдать за десяток яиц. По большей части оно зависело от случайных факторов. Пропорция могла определяться в соответствии с потребностью, существовавшей у конкретного племени в том или ином продукте, а также зависела от того, кто был продавцом.
Но это не было единственной проблемой. Например, многие из товаров зависели от сезона. Тогда вставал вопрос, как яблоки обменять на зерно, если у потенциального покупателя нет возможности хранить этот скоропортящийся продукт. В таком случае требовалось обменять его на что-нибудь третье, что не так быстро обесценивалось с течением времени. А уже затем приобрести пшеницу. Таким образом возникал и тройной, и четверной обмен.
Переход к деньгам
Постепенно товарные деньги теряли свою актуальность. На продукты стали обменивать, например, зубы кашалотов, ракушки, бусы, табак. Но о зарождении денег можно говорить, начиная с распространения металла. Первоначально обменивались гвозди, кольца, наконечники для стрел, утварь, сделанная из металла. Позже в обиход вошли слитки, имеющие самые разные формы. Они и стали аналогами монет.
В Италии, в святилище Аполлона, при раскопках нашли почти 300 кг подобных слитков. Их жертвовали богу, чтобы исцелиться от недугов. Таким образом и появились монеты, которые, естественно, были более удобными.
Однако было бы ошибкой полагать, что натуральный обмен – это атрибут далекого прошлого и является показателем неразвитых экономических отношений. Нужно отметить, что он был очень популярен у нас в стране в первое время после распада Советского Союза под названием «бартер». Это было обусловлено трудностями, возникшими в сфере денежного обращения.
Новое в блогах
ВИДЫ ОБМЕНА
ВИДЫ ОБМЕНА
«Истина настолько проста, что за неё даже обидно!»
В основе любой деятельности человека в обществе людей лежит – ОБМЕН!
К. Маркс в своём «научном» произведении «Капитал», привёл формулу обмена Т-Д-Т, но она не раскрывает саму суть обмена. И НЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТ САМУ ЭКОНОМИКУ. Поэтому прикрываясь спец.терминами – бизнес, прибыль, спрос, дефолт, кризис или «либеральный рынок», вас могут легко обманывать, но так и не сказать сути. И при этом говорить, что вы живёте в цивилизованном обществе.
Но, если бы Маркс глубоко научно исследовал и честно описал «Виды обмена», то алчным бизнесменам и новым капиталистам трудно было бы доказать и обосновать законность своей деятельности.
Обмен – это ТО, что ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ВЗАМЕН за СВОЙ ТРУД или ЗА СВОИ ДЕНЬГИ.
Есть четыре вида обмена:
1.криминальный обмен – это, когда у вас забирают ваш труд или деньги, и ничего не предоставляют взамен. Этим видом обмена пользуются грабители, некоторые лживые политики, преступные чиновники, бизнесмены и побирушки…
2.неравноценный обмен – это когда вам подсовывают брак или недокомплект или похожий на 1 сорт, но худший товар; этим видом обмена пользуются спекулянты и безчестные люди, безответственные бизнесмены;
3.равноценный обмен – когда обмен соответствует взаимовыгоде – вы получили качественный товар и или адекватную оплату;
Нормальные человеческие отношения на производстве и в жизни, – это адекватно, равноценно или с премией, заплатить за труд человеку, или делать ему взамен доброе дело, и не только в ответ, но если он нуждается в помощи или просто по ВАШЕМУ собственному решению.
В жизни помогает процветать и сохранить добрые человеческие отношения между людьми, только честный обмен и обмен с превышением!
А криминальный обмен обречён деградацией отношений и обязательным развалом группы, содружества и даже дружбы двух людей. где этот вид обмена применяют.
В жизни человек сам применяет различные виды обмена, в том числе и криминальный.
Но, есть мудрые люди, которые точно описали виды обмена, и этим внесли ясность, как просто проанализировать и увидеть что же у нас за экономика! Потому, что вид обмена сразу показывает, что лежит в основе всех отношений между людьми в любом сообществе, в семье, в каждой группе людей!
Вы отдаёте свой труд бизнесмену или на государству, но не получаете от них адекватной оплаты… Идёте в магазин и покупаете мясо, рыбу в вакуумной упаковке. И распечатав дома, обнаруживаете, что это воняет и не пригодно в пищу. Это всё криминальный обмен. А значит и криминальная экономика.
В.И. Ленин ещё в 1919 году написал правду которая справедлива сегодня, как никогда:
«…..Все яснее становится для рабочего класса необходимость беспощадной борьбы с капиталистами.
Какими бы формами ни прикрывалась республика, пусть то будет самая демократическая республика, но если она буржуазная, если в ней осталась частная собственность на землю , на заводы и фабрики, и частный капитал держит в наемном рабстве все общество, т.е., если в ней не выполняется то, о чем заявляет программа нашей партии и Советская конституция, — то это государство есть «машина, чтобы угнетать одних другими».
И эту машину мы возьмем в руки того класса , который, должен свергнуть власть капитала .
Помещик не может быть равен рабочему, голодный — сытому.
А капиталисты и новые бизнесмены только обманом и спекуляцией богатеют! Не доплатив своим же соратникам и коллегам, и даже друзьям и родным! …Затем они покупают яхты и футбольные клубы, чтобы избавиться от наворованных денег.
При этом они ясно видят, что крестьянин, фермер, токарь и пекарь. остаётся в нищете. Хотя своим трудом и кормят и одевают этих миллиардеров. Которые, начитавшись эконмических криминальных сказок К.Маркса, создают теории о классах неимущих и классах богатых и богоизбранных.
Но НЕТУ НИ КАКИХ КЛАССОВ У ЛЮДЕЙ!
Эта лживая теория про классы просто оправдание НАСИЛИЯ НАД ЧЕЛОВЕКОМ, с помощью денег, и ПОРАБОЩЕНИЕ по теории из «Капитала» К. Маркса, который якобы переживал за рабочий класс.
А на деле, всей этой виртуальной=лживой писаниной –«Капитал», К.Маркс оправдал криминальный обмен между рабочим человеком и капиталистом, совместно с властью.
ЧЕЛОВЕК ДОСТОИН БОЛЬШЕГО!
sery_kardinal
Кибернетизация денег
Будда говорит: «Знайте, что все существующее
возникае т из причин и условий и что оно
во всех отношениях непостоянно».
Каковы предпосылки появления новых (равноправных и свободных) финансовых систем?
Давайте раскроем генезис новых денег.
I. Прямой обмен (натуральный обмен, бартер)
ПРЕИМУЩЕСТВА:
Предварительные соглашения в масштабах всего общества не нужны, достаточно однократного согласия между двумя хозяйствующими субъектами.
II. Обмен посредством денег
Деньги – это промежуточное информационное звено между продажей и покупкой.
Деньги были изобретены с целью устранения основных недостатков натурального обмена (предыдущей формы обмена).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ:
Люди, живущие в обществе, должны прийти к согласию [стихийно или через государственные структуры] о том, что принимается в качестве носителя денежной информации.
Находясь в плену иллюзий, воспринимая деньги, как нечто материальное [а, тем более, как товар], недостатки примитивных денег законодательными актами устранить невозможно. Финансовые кризисы [или кризисы управления хозяйством] будут возникать с фатальной неизбежностью.
III. Обмен через алгоритмически изменяющееся информационное звено
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ:
По мере усложнения хозяйственных отношений общество вынуждено внедрять в финансовые системы элементы автоматизации. Начинается кибернетизация денег. На смену денежной информации, хранящейся на пассивных носителях (монетки и бумажки), приходит денежная информация на электронных носителях. После отмены пассивных носителей, процесс кибернетизации денег завершится интеграцией электронных денег и обрабатывающих их алгоритмов. Денежная информация обретёт способность изменяться автоматически, по определённым алгоритмам.
5.4. Рынок
Нормальное функционирование экономики невозможно без обмена результатами производственной деятельности. Обмен — это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому. Он соединяет производителей и потребителей, связывает членов общества. Через обмен формируется система экономических отношений.
Способы обмена могут быть различны. В древние времена преобладал натуральный обмен. Он стал необходим в условиях общественного разделения труда (на земледелие, скотоводство и ремесла) и специализации. Люди, производившие разнородную продукцию, были вынуждены обмениваться продуктами своего труда, чтобы более полно удовлетворить свои материальные потребности. При обмене приходилось сопоставлять ценность и полезность обмениваемых предметов, чтобы интересы каждой из сторон не были ущемлены. Соизмерение ценностей вещей при натуральном обмене представляло весьма сложную проблему. Как, например, определить, сколько глиняных горшков можно получить за корову? Поэтому со временем для измерения стоимости вещей стали использовать предметы, одинаково ценимые большинством людей. Так появились деньги, а вместе с ними и денежный обмен.
Сначала в качестве денег выступали различные вещи: шкурки животных, домашний скот, ракушки, зерно и др. И по сей день некоторые реликтовые племена используют в качестве денег подобные предметы. Неудобство таких денег состояло в их недолговечности, потере с течением времени полезных свойств. Так, шкурки постепенно изнашивались, а домашний скот мог заболеть и пасть. На смену вещественным деньгам пришли металлические. Они были более долговечны и могли делиться на части. Сначала металл использовали в слитках. Чтобы оплатить недорогую покупку, от слитка отрезали кусок, который приходилось взвешивать для определения его ценности. На Руси основной единицей платежа была гривна (около 400 граммов серебра). Довольно часто она представляла собой обруч для ношения на шее. Для оплаты товаров ее могли делить напополам (рубить), отсюда пошло название «рубль».
Постоянное деление металлических слитков и взвешивание отрезанных кусков также было не вполне удобным. Поэтому появились монеты — металлические деньги со строго фиксированным весом и стоимостью. В большинстве случаев монеты имели и имеют по сей день дисковую форму. На каждой из ее сторон чеканились какие-либо изображения. Чаще всего это были лица монархов, гербы государств, а также различные надписи. Монеты были довольно распространенными деньгами в течение многих столетий, пока в XVIII в. не появились бумажные деньги. Они более удобны, потому что легче по весу, чем металлические, и занимают значительно меньше места. Бумажные деньги широко распространены и сейчас. Но несмотря на удобства они имеют и недостатки. Металлические деньги (золото, серебро) — это реальные деньги, они вряд ли когда-нибудь обесценятся. Бумажные же деньги называют символическими. Их реальная стоимость равна стоимости израсходованной на них бумаги и типографских услуг. В то же время формальная стоимость денег определяется их номиналом, т.е. той суммой, которая обозначена на купюре.
Бумажные деньги при всех их достоинствах породили массу проблем. Их легко подделать. Современные типографские технологии позволяют копировать даже самые совершенные средства защиты. Еще одна проблема — это износ купюр. Государство вынуждено постоянно изымать из обращения ветхие купюры и заменять их новыми. Выпуск новых партий бумажных денег называется эмиссией. Государство жестко контролирует этот процесс, предоставляя право эмиссии одному или нескольким банкам. В соответствии со статьей 75 Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ.
Количество бумажных денег в стране должно соответствовать объему товарной массы и золотовалютному запасу государства. Переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вызывающее их обесценивание, называется инфляцией. В результате падения покупательной способности денег растут цены на товары и услуги, снижается уровень жизни населения. Инфляция стала обычным явлением XX в. Небольшие ее темпы допустимы и учитываются при составлении государственного бюджета. По темпам развития выделяются умеренная инфляция (до 10% в год), галопирующая (до 200 % ) и гиперинфляция (до 1000 % ). Чтобы избежать высоких темпов инфляции, государство должно постоянно контролировать денежное обращение.
Сейчас наряду с бумажными все большее значение приобретают электронные деньги. Они функционируют в виде безналичных платежей, т. е. переводов денег с одного банковского счета на другой. Одну из форм электронных денег представляют кредитные карточки в виде именного денежного документа, выпущенного кредитным учреждением (банком), удостоверяющего личность владельца банковского счета и дающего ему право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными деньгами. Кредитные карточки появились в 1950-х гг. и стали довольно распространенным средством платежа в настоящее время. Владельцу кредитной карточки не обязательно носить с собой деньги. При покупке товара нужная сумма снимается с его счета, а если понадобятся наличные деньги, то их можно получить через банкомат.
Независимо от формы деньги имеют общие признаки и выполняют одинаковые функции. Признаками денег являются их портативность (занимают мало места), однородность (равная стоимость однородных купюр), стабильность (одинаковая стоимость на протяжении длительного времени) и узнаваемость (сложность подделки).
Деньги выполняют три функции: служат средством обращения, мерой стоимости и средством накопления. В качестве средства обращения деньги выступают платежным средством при обмене товаров. Приобретая какую-либо вещь, покупатель платит за нее деньги; продавец, получив деньги, оплачивает ими товары и услуги и т.д. Чем быстрее обращаются деньги, тем меньше в стране денежной массы и, соответственно, меньше вероятность инфляции. Выступая как мера стоимости, деньги играют роль счетной единицы, всеобщего эквивалента, благодаря которому можно сравнить стоимость всех товаров и услуг. Как средство накопления деньги выступают в том случае, когда их не тратят, а откладывают с целью накопить необходимую сумму для покупки дорогостоящей вещи или на «черный день».
С развитием денежного обмена появляется рынок. Это слово имеет несколько значений. В широком смысле рынком называют место, где совершается купля-продажа товаров и услуг. В зависимости от вида товаров различают продуктовые, автомобильные, радиорынки и др., а по форме торговли — оптовые и розничные.
С точки зрения экономической науки рынок — это форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок служит главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он выступает тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Через рынок потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, на рынке определяется цена, представляющая собой главный индикатор рыночной экономики.
Цена — это денежное выражение стоимости товаров и услуг. Процесс установления цены на товар называется ценообразованием. Конечно, продавец может произвольно установить цену. Но если цена будет слишком высокой, то товар не купят, а если она будет ниже себестоимости, то предприниматель разорится. На процесс ценообразования оказывают влияние множество объективных факторов: соотношение спроса и предложения, редкость (дефицит) и престижность товара, возможность замены товара аналогичным, степень его необходимости.
Цены бывают нескольких видов: оптовые и розничные, внутренние и мировые. Но независимо от вида цены выполняют одни и те же функции. Цена информирует (информирующая функция) покупателя о том, сколько денег хочет продавец получить за товар. Эта информация ориентирует (ориентирующая функция) покупателя в выборе товара и определяет спрос на него. Увеличение цены на товар стимулирует производителя к выпуску продукции (стимулирующая функция), а увеличение спроса на товар при снижении цены побуждает производителя к снижению себестоимости (ресурсосберегающая функция). Наконец, изменение цен способствует перераспределению капитала (распределительная функция) из одной отрасли экономики в другую.
Условиями существования рынка выступают разделение труда, специализация, обмен, наличие самостоятельных субъектов экономической деятельности, свобода предпринимательской деятельности, основанная на частной собственности. Все это регулируется общеобязательными правилами поведения — обычаями, традициями, законами. Рынок как механизм взаимодействия покупателей и продавцов («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков — капитала, труда, ценных бумаг, валютных средств, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д.
Рынок выполняет ряд функций. Прежде всего это информационная функция. Она проявляется в определении цен на товары и услуги, предложения и спроса на них. Регулирующая функция проявляется в изменении структуры производства, регулировании цен, внедрении новых технологий и т.д. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями (посредническая функция), позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. Стимулирующая функция нацеливает производителя на повышение эффективности производства.
Покупатели и продавцы на рынке постоянно совершают обмен денег на товар и обратно. Товар — это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность и предназначенный не для собственного потребления производителя, а для продажи.
Важным свойством товара служит его полезность, т.е. способность удовлетворения какой-либо потребности потребителя. Потребитель оценивает степень пользы от потребления товаров и выстраивает для себя шкалу полезности каждого из них. Потребности людей очень отличаются друг от друга. В то же время существуют объективные обстоятельства, заставляющие всех покупать тот или иной товар. В экономической науке сформулирован закон убывающей предельной полезности, в соответствии с которым по мере увеличения потребления блага его полезность уменьшается. Например, когда человек хочет есть, первая порция еды будет для него обладать высокой степенью полезности, вторая — меньшей, третья — еще более меньшей, и, наконец, когда человек насытится, оставшаяся еда будет в его глазах обладать минимальной степенью полезности. Еще одно качество товара — это его ценность (стоимость). Под ценностью понимается денежная оценка потребителем полезности блага.
Формирование рыночных цен происходит в процессе взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих диаметрально противоположные цели. Этот процесс в большинстве случаев связан с конкуренцией — соперничеством между участниками рынка. Конкуренция может представлять собой борьбу и за экономические ресурсы, и за утверждение устойчивой ниши на рынке. Достоинство конкуренции состоит в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов конкурентов. Победить в конкурентной борьбе обычно можно предлагая блага более высокого качества по меньшей цене. Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.
Различают такие виды конкуренции, как совершенная и несовершенная. При совершенной конкуренции существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Самому потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию. Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на Цене на аналогичные товары других производителей. Появление новых фирм в отрасли не встречает каких-либо препятствий или ограничений. Выход из отрасли также абсолютно свободен. Нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.
Несовершенная конкуренция связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Такая конкуренция имеет место при незначительном количестве фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности. Какая-либо группа предпринимателей (или даже один предприниматель) может произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Проникновение новых предпринимателей на рынок затруднительно. Отсутствуют заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
Промежуточным видом конкуренции выступает монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.
Противоположность конкуренции составляет монополия. В условиях монополии существует только один продавец данной продукции, не имеющей близких заменителей. Ставятся жесткие барьеры для вступления в отрасль других фирм.
Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией. В некоторых отраслях встречается двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель. Например, в сфере военного производства заказчиком выступает государство, а поставщиком — какая-нибудь одна-единственная фирма.
Чистая монополия и чистая монопсония — сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в рыночной экономике складывается олигополия, которая предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, выпускающих как однородную, так и разнородную продукцию. Вступление новых фирм в отрасль затруднительно. Особенность олигополии заключается во взаимной зависимости фирм при принятии решений о ценах на свою продукцию.
В рамках рыночной экономики актуальным становится защита конкурентной среды с целью достижения оптимального сочетания различных видов конкуренции и недопущения подавления одних субъектов экономической деятельности другими. Такую задачу выполняет государство, которое проводит антимонопольную политику, закрепляя правила экономической деятельности в законах.
Важнейшими элементами рыночного механизма выступают спрос и предложение. Спрос — это намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене, подкрепленное денежной возможностью. В условиях рынка действует закон спроса, согласно которому при равных условиях спрос на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже спрос на товар. Спрос во многом зависит от дохода потребителя и от цен на близкие по назначению и качеству товары.
Закон спроса работает в условиях стабильного экономического развития. Он не действует в ситуациях ажиотажного спроса, вызванного ожидающимся повышением цен. Закон спроса не распространяется на антиквариат, предметы роскоши, т.е. на те товары, которые выступают средством накопления, а также на те случаи, когда спрос переключается на технологически новые товары.
Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить в зависимости от изменения цены, называют изменением величины спроса. Если цена на товар снижается, то величина спроса на него возрастает, и наоборот. Кроме цены на спрос влияют доходы населения, изменение его структуры (по возрастному, профессиональному и другим признакам), изменение цен на другие аналогичные товары, а также смена моды, вкусов, привычек.
Предложение — это намерение продавца предложить свой товар к продаже за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на него. Действующий на рынке закон предложения состоит в том, что при равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения. Кроме цены на предложение оказывают влияние и другие факторы. Например, снижение издержек производства приводит к увеличению предложения.
Соотношение спроса и предложения формирует равновесную (рыночную) цену, которая стремится установиться на таком уровне, при котором спрос равен предложению.
Рыночная экономика представляет собой наиболее распространенный тип экономических систем в современном мире. Именно в условиях рынка возможно наиболее полно реализовать свои предпринимательские способности и удовлетворить необходимые потребности.
1. Что такое обмен? Какие способы обмена существовали в истории человечества?
2. Какие формы денег были приняты в прошлом? В чем их достоинства и недостатки?
3. Что такое инфляция? Каковы ее виды? Как инфляция влияет на развитие экономики?
4. Охарактеризуйте признаки денег.
5. Какие функции выполняют деньги?
6. В каких значениях употребляется слово «рынок»? Что такое рынок с точки зрения экономической науки?
7. Что такое цена? Что влияет на процесс ценообразования?
8. Назовите функции рынка.
9. Что такое товар? Каковы его свойства?
10. Как осуществляются взаимоотношения производителей и потребителей? Какую роль при этом играет конкуренция?
11. В чем различие совершенной и несовершенной конкуренции? Что выступает противоположностью конкуренции?
12. В чем состоит соотношение цены, спроса и предложения? Сформулируйте законы спроса и предложения.