Что такое оборонная иллюстрация
3. Иллюстрация. Виды. Техники.
Цель сегодняшнего занятия: Изучить виды иллюстрации, основные характеристики и особенности, а также создать творческую работу на формате А4.
Иллюстрация
Иллюстрация-изображение поясняющее или дополняющее основной текст.
Виды: Художественно образные,научно познавательные,рисунок,фотография, чертеж,схема,карта,план,график.
В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского “illustratio” — освещение, наглядное изображение. Их назначение — помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным содержание любого произведения – литературного, научного, и всякого другого.
Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение — “осветить”, “сделать наглядным” то, о чем рассказывается в книге, — события и действия, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу.
Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников. В искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Библия, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры, в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными — фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах и т. п. И конечно, особенное место принадлежит книге.
Иллюстрации различают:
В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:
— Фронтиспис. Элемент художественного оформления издания, представляющий собой иллюстрацию, помещенную на левой странице в развороте с титульным листом.
— Полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная (на половине страницы), разворотная (на двух страницах). Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения. Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста.
— Оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях — менее значимых событий.
— Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.
Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте».
— Живописные материалы (акварель, гуашь, акрил);
— Графические материалы (уголь, сангина, соус, ретушь, итальянский карандаш);
— Коллаж (фр. collage –приклеивание, наклейка) – техника создания художественного произведения, когда различные материалы (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги, отделочных материалов, тканей, проволоки, дерева, веревок, металла) крепятся на основу и воспринимаются как фрагмент реальности. Коллаж был введен П.Пикассо и Ж.Бракомв 1912. В этой технике работали К.Карра, Дж. Северини, Х.Арп, А.В.Лентулов.
— Фотомонтаж – композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, иногда дополненная графическими элементами. Применяется в ХХ в. в печатной графике, плакате. Название было придумано берлинскими дадаистами для обозначения произведений, смонтированных из фотографий. Фотомонтаж использовали Дж. Хартфилд (1891–1968), А.М.Родченко, Л.М.Лисицкий.
«Растровое изображение — это файл данных или структура, представляющая собой сетку пикселов или точек цветов (обычно прямоугольную) на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах.
Векторная графика — это использование геометрических примитивов, таких как точки, линии, сплайны и многоугольники, для представления изображений в компьютерной графике. Термин используется в противоположность к растровой графике, которая представляет изображения как матрицу пикселов (точек)».
Трёхмерная графика (3D, 3 Dimensions, русск. 3 измерения) — раздел компьютерной графики, совокупность приемов и инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения объёмных объектов. Больше всего применяется для создания изображений на плоскости экрана или листа печатной продукции в архитектурной визуализации,кинематографе, телевидении, компьютерных играх, печатной продукции, а также в науке и промышленности.
Самый древний способ иллюстрирования – это использование печатной графики. Линогравюра, ксилография, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла.
У каждого инструмента есть свой звук и свое ощущение в пальцах. От выбора инструментов во многом влияет на характер изображения. Зачастую сама тематика иллюстрации выбирает технику и стиль изображения. «Стиль — это в значительной степени выбор инструмента. В хорошей типографике всегда виден след каллиграфического инструмента. Это не проблема, если делать иллюстрацию на бумаге, но в цифровой графике нужно прилагать отдельные усилия, чтобы сохранить генетический отпечаток живого рисования». [36] Например, Jonathan Edwards — использует вектор, но его иллюстрация живёт (Рис 25. Приложение 1). Рисование даже с использованием растровой, векторной или трёхмерной графики необходимо «сохранять жизнь» изображения.
Абсолютно все техники изобразительного искусства доступны иллюстрации, по традиции сложилось, что в иллюстрировании используются графические материалы, но это далеко не так.
В современной иллюстрации постоянно образуются определённые новшества, тренды, это может быть черно-белый линарт (использование при изображении одной чёрной линии, без штриховки, пятен и заливок), включение в рисунок немного такой странной неоготики, могут быть небольшие оп-арт эффекты, ядреный колороэкспрессизм, стрит-арт.
КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
Цель создания иллюстрации, сопровождающей печатное издание, это желание помочь читателю лучше понять текст, сделать прочитанное более ясным и выразительным. Иллюстрирование книги решает задачи образного раскрытия литературного текста при помощи рисунков (иллюстраций различного вида).
Основные задачи книжной графики делят на 2 этапа профессиональной деятельности: оформление и иллюстрирование. К оформлению относят её декоративность (обложка, титульный лист, шмуцтитулы).
Книжная иллюстрация как вид художественного дополнения текста возникла довольно давно. Изначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки. Ещё в Древнем Египте тексты на папирусах дополнялись рисунками-иллюстрациями, до наших дней дошли античные образцы, обнаруженные в рукописях «Илиады» и «Энеиды». Рисунок, предназначенный для книги, известен в Китае с 4 века н. э.
В Древней Руси уже в 11 веке использовали изображения, иллюстрирующие рукописные книги, хотя известные иллюстрации датируются 10 веком. Рукописная и малотиражная книга украшалась и иллюстрировалась лучшими мастерами. Первые иллюстрации были цветными и украшались золотом. Такие книги были практически недоступными для большинства людей, они делались в единственном экземпляре по заказу правителей государства или по заказу церкви, бережно хранились и очень дорого стоили.
Но потребность в книге у людей возрастала. Развитие техники, медицины, образования было невозможным без печатной книги.
С изобретением книгопечатания в 14-15 веках, иллюстрация претерпела некоторые изменения, так как печать производилась путем прижимания бумаги к доске, на которой гравировался текст иллюстрации. Доски смазывались черной краской, поэтому иллюстрации были такими же чёрными, как и текст.
В 18-ом веке большую популярность приобретает виньетка – композиционно завершенное графическое изображение небольшого размера, носящее орнаментальный, предметный или сюжетно-тематический характер. Обычно такие иллюстрации располагались на титульных листах книги. Также становится популярным создание цветных гравюр.
В 1837 году, после изобретения фотографии, были найдены новые способы изображения иллюстраций: инкография (штриховой рисунок на цинковой доске), автотипия (воспроизведение рисунков полутонами) и трехцветная печать (воспроизведение цветных иллюстраций).
В 19-ом веке в иллюстрации стали использовать декоративные элементы, а сама иллюстрация стала неотъемлемой составляющей литературного произведения и выделилась как самостоятельный вид изобразительного искусства.
В строгом значении слова, «иллюстрация» – это любое изображение, поясняющее текст, предназначенное для восприятия в единстве с ним.
«Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут быть малопонятными и невыразительными» [3]. Поэтому книжная иллюстрация очень редко может иметь самостоятельное художественное значение и рассматриваться отдельно от текста. В статье у автора Е.В. Борщ говорится: «Формально иллюстрацию комментируют и связывают с текстом подписи: краткая текстовая выдержка и цифры, которые указывают на определенную страницу книги, обычно расположенную рядом» [1].
Однако, известны рисунки и живописные произведения, выполненные на литературные темы, но при этом имеющие самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, по мотивам романа М. Сервантеса «Дон Кихот», или рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова.
Иллюстрации, таким образом, или поясняют текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст; помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей. Существует разное мнение о функциях иллюстрации:
– одни считают, что иллюстрация уместна только тогда, когда читатель встречается с незнакомыми предметами, или такими предметами, которые недоступны их воображению;
– другие полагают, что иллюстрации к художественному произведению наоборот дают для мысли более конкретную пищу. Ведь всякий читатель гораздо больше выводов сможет сделать, если не только прочтёт, но и увидит, как представляет себе мысль автора другой человек, в данном случае художник.
Таким образом, иллюстрация в книге давно уже не служит сопутствием и простым украшением, а является способом раскрытия текста и его дополнения. Чем богаче и индивидуальнее мир, который представляет читателю художник-иллюстратор, тем больше поводов для размышлений.
В последнее время тема иллюстрации и иллюстрирования становится всё актуальнее. Сейчас существует огромное количество способов создания различных иллюстраций, что позволяет сделать органичной иллюстрацию с системой печатного текста.
Виды иллюстраций напрямую зависят от назначения книги, которую иллюстрируют:
научно-познавательные иллюстрации (чертежи, графики, схемы),
художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики).
Все виды иллюстраций различаются по сюжетным признакам и по месту и роли в книге. В зависимости от размера и расположения иллюстрации делятся на несколько видов.
– Иллюстрация-заставка – находится в начале книги, главы или новой части. Означает начало одной из частей повествования и помогает читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально на него настроиться. «Заставка как маленькая увертюра к тексту».
– Иллюстрация-концовка – располагается в конце книги, в конце части или главы. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетными или символическими. Заставки и концовки выполнены в одном стиле, так как взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.
– Иллюстрации полосные, полуполосные – находятся внутри текста, обычно возле той части, которую иллюстрируют. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Как правило, чем больше места выделено для разворотной иллюстрации, тем более важное событие она изображает.
– Иллюстрация-фронтиспис – помещается на левой стороне перед титульным листом и является иллюстрацией ко всему произведению. Также в качестве фронтисписа могут использоваться портреты автора книги или персонажа.
– Иллюстрация на обложке или переплёте – выражает главную идею книги, её содержание. Является наиболее значимой иллюстрацией, «лицом» издания.
Есть хорошее высказывание: «Дизайнер разрабатывает образ, который реализуется в создаваемом объекте. В создание этого образа дизайнер вкладывает часть своей личности, ощущения современности, культуры, вкуса, образа мышления, таланта, мастерства» [5]. Именно такое правило так же работает и с иллюстраторами.
Для того, чтобы создать качественную иллюстрацию, художник должен проникнуться духом книги, понять главную мысль текста и даже самого автора. «Иллюстрация, созданная для передачи зримой атмосферы книги, способна представить собой новое изобразительное состояние по сравнению с высказыванием автора литературного текста лишь в том случае, если художник полностью погрузился в авторскую идею, в суть писательского замысла» [2].
Задача, поставленная перед художником-иллюстратором – дать наиболее глубокое понимание построения книги, ее материала и смысла, а не преследование цели слепого буквального изображения. На плечи художника ложится ответственность перед автором книги и перед читателями. В какой-то степени художник даже становится соавтором, предоставляя читателю своё видение написанного.
Хорошая иллюстрация – та, которая воспринимается как часть текста, как что-то не просто дополняющее, но что-то необходимое. «Визуальные элементы, фигурирующие в объектах современной культуры, предназначены для выявления факторов развития искусства, формирования взаимосвязи между его видами» [4].
Иллюстрация имеет многовековую историю и сейчас она не менее популярна. С появлением цифровых книг в свободном доступе, иллюстрация, с одной стороны, стала менее востребованной, так как люди предпочитают скачивать электронные варианты книг, естественно, без изображений. Но с другой стороны, люди стали больше ценить и покупать бумажные и красиво иллюстрированные книги. Вырос у населения разного возраста спрос на иллюстрированные книги, как на более редкую подарочную вещь. А это значит, что мы должны подумать над повышением качества иллюстраций и продвижением отечественной иллюстрации в целом.
Литература
Борщ Е.В. Приёмы визуальной интерпретации литературного текста во французской книжной иллюстрации XVIII века. Статья. // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. Выпуск № 10. (148).
Кошкина О.Ю. Иллюстрация: визуальное отражение основной идеи литературного произведения. Статья. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. Выпуск № 36. 2014. – С. 117-129. Режим доступа:
Макарова И.О. Компьютерная графика в книжной иллюстрации. Статья. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 4. С. 182-185.
Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17340823
Никитина И.В. Художественные образные формы графического дизайна как фактор возрастания роли визуальной культуры в информационном обществе. Статья. //Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Выпуск № 21.(4). 2012. С. 101-111.
Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18044722
Ткалич С.К. История дизайна: эволюция, методология, современные тенденции. Учебное пособие для вузов. Гриф УМО по дизайну (МХПУ им. С.Г. Строганова). – М., 2007. – С. 221.
Что такое оборонная иллюстрация
Встречаем по одёжке
Всем известная поговорка подходит не только к людям, но и к книгам.
Как часто вы, дорогие читатели, протягивали руку к красиво «упакованному» томику?
Яркая необычная картинка порой завораживает и заставляет нас взять книгу с полки. Обложка – первое, что видит читатель. Конечно, название книги и её автор важны, но случается и такое: ни то, ни другое нам неизвестно, и тогда мы обращаем внимание именно на картинку, иллюстрацию книги.
Иллюстрация — визуализация, такая, как рисунок, фотография или другая работа, создаваемая с целью выделить субъект, а не форму. Иллюстрации поясняют и декорируют текстовое содержимое книги, журнала, газеты (Википедия).
Происходит от лат. illustratio (освещение, наглядное изображение) — вид книжной графики, ее основа.
Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, ее форматом, с характером шрифта, способом верстки, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски и т. п. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки. После изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли свое достойное место в книжной графике. Такие книги были очень дорогими и достаточно редкими, недоступными большинству простых людей.
Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса «Дон Кихот», или рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова, картины Васнецова.
На нашем сайте много работ, выполненных по мотивам произведений и имеющих совершенно самостоятельное значение.
В узком, строгом смысле иллюстрации — это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Они способны обогатить или обеднить его. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.
Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно разделить на научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. п.) и художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики).
Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей. Обычно это иллюстрации на обложке. Вам наверняка не раз доводилось разочаровываться в книге, обманувшись обложкой, не соответствующей содержанию. А также расстраиваться за любимых авторов, проиллюстрированных небрежно и бессмысленно.
Пример обложки, выполненной на конкурс «Осень в моём сердце»: работа Огненной Леди к произведению Thinnadа «Она», выполненная в технике коллажа. Книгу с такой обложкой вы бы не пропустили!
Замечательная работа Almonda, золотого призёра конкурса «Осень в моём сердце», по произведению Thinnadа «Яд», выполнена для обложки книги, но вполне могла бы стать и фронтисписом произведения.
Пришло время кратко ознакомиться с видами иллюстраций.
В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:
· полосная иллюстрация (во всю страницу),
· разворотная (на двух страницах),
· оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом),
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
К примеру, рисунок TFWO, иллюстрация к «Вакуумным цветам» Майкла Суэнвика:
Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом. Они означают начало одной из частей повествования и обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.
Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими.
Располагается строго над текстом.
| |
Рисунок Exaltation по фэндому «Наруто» может стать прекрасной заставкой к главе. Практически любая работа по фэндому может использоваться как иллюстрация.
Работа Jiraia к книге Поппи Брайт «Потерянные души» вполне годится для полосы.
| |
На развороте – иллюстрация, занимающая две полосы.
К фанфику»Мой парень с Альфа-Центавры» Shinmaya aka Fred иллюстрация самого автора вполне достойна разворота.
Оборонные – небольшой рисунок, окруженный текстом. Сейчас встречается крайне редко.
Рисунки на полях часто используются для оформления детских книг.
Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они, так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.
Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.
Иллюстрирование работы – дело ответственное, оно требует тесного сотрудничества между автором произведения и художником.
На нашем сайте в последние время появилось много художников, и галерея ежедневно пополняется интереснейшими работами. Невооруженным глазом можно увидеть, сколь разные стили и материалы для воплощения идеи в рисунке используют наши иллюстраторы.
Стиль для художника является его визитной карточкой, те материалы и приемы, которые он использует для рисовании, также важны. Стиль обычно и становится главным для автора произведения при выборе своего иллюстратора.
Найти своего иллюстратора бывает непросто, но процесс работы над оформлением произведения будет увлекательным и познавательным для обоих.
Каждый творец любой своей работой пытается показать читателю особый мир, который видит только он. Мало выбрать художника, надо суметь убедить его взяться за иллюстрирование работы. И дело вовсе не в том, что художнику непонятно произведение, а в неуверенности в своих силах. А для продуктивной работы нужны доверительные отношения между автором и иллюстратором. Именно для более тесного сотрудничества на нашем сайте планируется отдельная тема в Мастерской ФанАрта. Там можно будет оставлять заявки на иллюстрирование, предложения, пожелания.
Давайте поговорим о том, что же дает художнику и автору иллюстрация произведения.
Художнику — творческий рост. В ходе работы над иллюстрациями художник следует пожеланиям автора и подчиняется тексту и, в ходе творческих поисков неизбежно осваивает новые техники, пробует новые материалы и знакомится с разработками других иллюстраторов. Отличное литературное произведение делает популярным не только автора, но и художника, иллюстрирующего работу. Также качественные иллюстрации способны придать произведению особый шарм, а художнику — принести известность и сделать востребованным.
Автору иллюстрации тоже дают немало. Во-первых – это реклама его произведения. Обложка, фронтиспис привлекут внимание читателя к произведению. Во-вторых – какому же автору не хочется материализовать своих героев? Ведь рисунки помогают понять идею произведения, сделать акцент на какие-то важные события повествования.
Дорогие читатели, заметьте, как художник уловил настроение стихов, как сумел его передать. Чем и автора осчастливил, и читателя заинтересовал.
Иллюстрирование — очень ответственное дело, но и безумно интересное. Ведь иллюстратор является почти соавтором!
Дорогие собратья-художники! Эта статья в основном и целом для вас.
Не бойтесь браться за иллюстрирование литературных произведений! Вы ничего не потеряете, а только приобретёте. Наш сайт славится дружным коллективом и интересными идеями. Здесь мы можем постараться реализовать себя в творчестве, набраться опыта, выслушать критику и поработать над собой. И поработать для других людей – ведь творчество подразумевает публичность.
Надеюсь, нам удалось убедить вас попробовать.
Успехов в творчестве!
В тексте использован материал из источников:
1. «Искусство. Словарь терминов»
2. «Живопись. Краткий словарь терминов»
Добавить комментарий
Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку от 0 до 10 (только целое число) с обоснованием этой оценки.
Помним : 0 — 2: работа плохая, не соответствует теме, идея не заявлена или не раскрыта, герои картонные, сюжета нет;
3 — 4: работа, требующая серьезной правки, достаточно ошибок, имеет значительные недочеты в раскрытии темы, идеи, героев, в построении рассказа;
5 — 6: работа средняя, есть ошибки, есть, что править, но виден потенциал;
7 — 8: хорошая интересная работа, тема и идея достаточно раскрыты, в сюжете нет значительных перекосов, ошибки и недочеты легко устранимы;
9 — 10: отличная работа по всем критериям, могут быть незначительные ошибки, недочеты