Что такое оценочные и методические материалы

Оценочные и методические материалы


Методические материалы по диагностики обучающихся


для использования в работе педагогам дополнительного образования


Примерный план


работы по диагностике педагога в детском объединении на учебный год

Мероприятия по результатам диагностики

Определение уровня подготовки учащихся в начале цикла обучения (прогностическое диагностирование)

· Сформированность специальных знаний

· Сформированность специальных умений

Собеседование, тестирование, наблюдение

Оценка успешности изучения раздела (текущая диагностика)

· Сформированность специальных знаний

· Сформированность специальных умений

· Умение пользоваться дидактическими материалами

· Проявление творческих способностей

· Умение планировать свою работу

Тестирование, зачет, контрольные задания

Анализ, корректировка образовательной программы

Оценка личностных достижений учащихся (текущая диагностика)

· Ценностные ориентации. Коммуникативно-адаптационные способности

Отработка критериев личностного роста обучающихся и изыскание способов дифференцированного подхода к обучению

Оценка успешности усвоения образовательной программы (итоговая диагностика)

· Сформированность специальных знаний

· Сформированность специальных умений

· Умение пользоваться дидактическими материалами

· Проявление творческих способностей

· Умение планировать свою работу

Контрольные задания, тестирование, наблюдение

Подведение итогов учебного года, педсовет

Степень удовлетворенности воспитанников

· Степень удовлетворенности воспитанников мероприятиями

· Степень стремления воспитанников к активной подготовке мероприятий

· Степень удовлетворенности воспитанников занятиями

Анкеты, наблюдения, беседы, цветопись, тесты

Начальная диагностика

Метод диагностики – наблюдение, собеседование

Сформированность специальных ЗУНов

Критерии


Критерии


Критерии

Средний уровень – ребёнок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, вопросов задает немного, при помощи педагога способен к преодолению трудностей;

Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы, прилагает усилия к преодолению трудностей.

Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий.

Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха.

Высокий уровень требует обучения на высоком уровне трудности, возможности показать себя и самоутвердиться.

Низко самостоятельный все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок.

Средне самостоятельный выполняет задание сам, а при проверке ориентируется на других детей и делает так, как у них.

Высоко самостоятельный ребёнок сам берется за выполнение любого задания.

Критерии разрабатывает педагог в соответствии образовательной программы

Низкий уровень: ребенок старается стоять «в сторонке», не вступает в контакт со сверстниками.

Средний уровень свидетельствует контактность с учителем и неконтактность со сверстниками. Дети не инициативны в общении, однако проявляют общительность в ответ на чужую инициативу.

Высокий уровень: инициативен со всеми, указывает другим, как надо делать что-то.

Детям нужна поддержка, вселение уверенности в свои силы. Их нельзя заставлять быть контактными, а нужно обращать внимание других детей на их достоинства и постепенно включать в коллектив, давая маленькие поручения и хваля за их выполнение.

При среднем уровне необходимы поощрения и поддержки.

Включать в групповые методы работы, не игнорировать их в процессе работы; нужно давать индивидуальные задания.

Диагностическая карта личностных достижений учащихся

Цель: Отработка критериев личностного роста обучающихся и изыскание способов дифференцированного подхода к обучению.

Ценностные ориентации. Коммуникативно-адаптационные способности

Координация (ориентировка) в учебном пространстве (КО)

Скорость восприятия и переработки информации (С)

Эмоциональный самоконтроль (ЭС)

Преобладающее настроение на занятии (Н)

Волевые качества (В)

Ценности коммуникативной деятельности (ЦКД)

Преобладающий характер стиля общения (ХСО)

Уровень мотивации (У)

Интерес к предмету (ИП)

Инструкция к заполнению диагностической карты:

I. Психофизиологические характеристики

1. Память(ПМ) учащегося оценивается визуально последующей шкале оценок:

3 балла–очень хорошая память, скорость запоминания и воспроизведения высокая;

1 балл – плохая память, скорость запоминания и воспроизведения низкая.
2. Внимание (ВМ) оценивается визуально:

3 балла – высокая концентрация внимания, быстрая реакция, обучающихся почти не отвлекается на посторонние дела;
2 балла – неустойчивое внимание или его средний уровень;

1 балл – низкая концентрация внимания, реакция замедленная, обучающийся постоянно отвлекается.

2. Моторика(М) – оценивается визуально

3 – учебные движения точные, четкие, уверенные, чертит, рисует быстро, точно, уверенно;

2–средний уровень владения учебными движениями или неустойчивое владение;

1–низкий уровень владения.

4. Координация (ориентировка) в учебном пространстве (КО). Для оценивания этого качества внимательнее понаблюдайте за учеником, вспомните, как он ориентируется в учебном кабинете. Много ли ему нужно, чтобы приготовить все необходимое к занятию, или он вечно копается и никак не может достать то, что нужно. Как обучающийся размещает учебные записи, чертежи в тетради, на листе.

3–высокий уровень координации в учебном пространстве, все делает рационально и оптимально;

2 – средний уровень или неустойчивый;

III. Мотивационная сфера.
1.Уровень мотивации (У).

3 балла – высокий уровень мотивации: ученик с удовольствием заниматься, это доставляет ему радость, он хочет узнать как можно больше;
2–средний (неустойчивый) уровень мотивации;

1 – низкий уровень мотивации: ученик без желания занимается в объединении (ходит с группой продленного дня, заставляют родители и т.д.)

2.Интерес к предмету (ИП):

3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1 балл – низкий.

Карточка индивидуального развития ребенка.

Название детского объединения___________________

Источник

Оценочные и методические материалы (как приложение к ООП).

Оценочные и методические материалы приведены как приложение к основным образовательным программам только в 5 школах: МКОУ Кузнецовская СОШ и МКОУ Наратаевская СОШ, Братский район; МБОУ «Приморская СОШ», Осинский район; МБОУ «Мальтинская СОШ», Усольский район.

Сегодня наличие оценочных и методических материалов является обязательной частью ООП.

Уровни образованияНачальное общее образованияОсновное общее образованиеСреднее общее образование
Организационный разделУчебный план План внеурочной деятельности Календарный учебный график Системa условий реализацииУчебный план Календарный учебный график План внеурочной деятельности; Система условий реализации Оценочные и методические материалы и другоеПримерный Учебный план Примерный План внеурочной деятельности; Система условий реализации Оценочные и методические материалы и другое

При проведении анализа основных образовательных программ общеобразовательных организаций выявлены проблемные зоны. Одной

из таких зон явилась система оценки планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

Сложность проектирования системы оценки обусловлена, во-первых, тем, что раздел должны сопровождать оценочные материалы, а также локальные нормативные акты, обеспечивающие функционирование внутренней системы оценки качества образования и осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Во-вторых, система оценки должна коррелировать практически со всеми разделами основной образовательной программы общеобразовательной организации – планируемыми результатами, рабочими программами по учебным предметам, программой развития универсальных учебных действий, программой воспитания и социализации, учебным планом и календарным учебным графиком. В-третьих, система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы является частью внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации.

В целом, анализ материалов входной диагностики показал:

— система оценки качества образования не сформирована в учреждениях целостно, содержание, механизмы и процедуры оценки находятся на стадии формирования или определены эпизодически;

— анализ фактического материала, мониторинговые исследования проводятся по разрозненным линиям, зачастую непоследовательны и не дают единого представления о состоянии и развитии образовательной системы школы;

— анализ функционирования внутренней системы оценки качества образования (присутствующий в самообследовании 5 ОО), не ориентирован на факторный анализ в целях изучения и измерения влияния факторов на исследуемые показатели качества и не дает возможности принятия обоснованных и своевременных управленческих решений по достижению соответствующего качества образования;

— не сформирована целостная система мониторинга и статистики, не определены или только находятся в стадии определения единые подходы к её формированию, проводимые мониторинговые исследования разрознены, не всегда последовательны, не имеют методологического обоснования и, как следствие, мало надежны;

— отсутствует работающая система показателей и индикаторов;

— собираемая информация зачастую избыточна, используется только ее небольшая часть;

— оценка качества общего образования ориентируется преимущественно на показатели, характеризующие региональную систему образования в целом, а не на уровне отдельного образовательного учреждения;

— зачастую анализируются данные образовательной статистики без проведения факторного анализа, хотя в этом есть острая необходимость.

Во всех школах отсутствуют Программы, направленные на повышение качества образования

1. Процесс анализа и интерпретации результатов каждой процедуры оценки качества образования должен стать управляемым, осуществляться по единому алгоритму, что и обеспечит его результативность.

2. Процесс совершенствования в общеобразовательных организациях внутренней системы оценки качества образования должен способствовать информационному сопровождению процесса принятия управленческих решений, направленных на достижение нормативных требований к качеству образования;

3. Проектирование Программ, направленных на повышение качества образования в ОО, должно стать приоритетной задачей общеобразовательной организации.

4.Организация деятельности (самоанализ) школы по углубленной диагностике проблем

Шаги изменений

1. Анализ школьной документации и сбор информации по основным показателям качества школьных процессов

2. Самооценка школы

4. Карта приоритетов

5. Таблица соотношения целей и задач

6. План совместных действий

7. Детализированный план реализации по каждому из приоритетов

На основе проведенной самооценки необходимо провести процедуру SWOT- анализа для определения специфических проблем и потенциальных точек роста для разработки программы улучшения результатов обучения.

SWOT – это аббревиатура слов:

Strengts – сильные стороны,

Weaknesses – слабые стороны,

Opportunities – благоприятные возможности,

Сильные и слабые стороны – это характеристики организации. Возможности и угрозы – характеристики внешней среды.

Нельзя поручать его проведение одному человеку, потому что информация будет искажена его субъективным восприятием. Необходимо избегать пространных и двусмысленных формулировок. Чем конкретнее формулировка, тем понятнее будет влияние этого фактора на школу сейчас и в будущем, тем большую практическую ценность будут иметь результаты SWOT-анализа.

В результате самоанализа должна быть заполнена таблица по типу:

Внутренняя среда школыВнешняя среда
Сильные стороныСлабые стороныБлагоприятные возможностиУгрозы

По результатам SWOT – анализа педагогическому коллективу рекомендуется:

1.Сильные стороны соотнести с возможностями. Это позволит понять, как, используя имеющиеся преимущества, по максимуму использовать все предоставленные шансы.

2. Далее преимущества школы надо сопоставить с угрозами – это поможет понять, как минимизировать неблагоприятное влияние внешних обстоятельств с учетом имеющихся ресурсов.

3. Следующим шагом сводят недостатки образовательной организации, его слабые стороны и возможности. Это подскажет, что именно надо усилить, как наилучшим образом использовать предоставленные возможности для компенсации или уничтожения слабостей.

4. На последнем шаге соотносят слабости и угрозы. Это дает понимание, как можно снизить уровень угроз, убрав имеющиеся недостатки.

5. В итоге необходимо сформулировать основные проблемы в порядке их влияния на уровень достигаемых результатов обучения.

Положив в основу результаты SWOT-анализа, педагогическому коллективу рекомендуется разработать общую карту возможных приоритетов, которые составят фундамент будущей программы, и проранжировать их на предмет обязательности, срочности, желательности и связей с другими приоритетами.

Для создания программы целесообразно выбрать от 2-х до 4-х основных приоритетов, индивидуальных для каждой школы. Эти приоритеты школа будет реализовывать в течение трёх ближайших лет.

Эта программа призвана запускать и сопровождать такие механизмы, которые обеспечивают результативность вне зависимости от материально-технической оснащенности школы, контингента обучающихся, их этнической принадлежности, доходов семей и т.д.

Каждый из отобранных приоритетов необходимо проанализировать в соответствии с алгоритмом:

Что такое оценочные и методические материалы. Смотреть фото Что такое оценочные и методические материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные и методические материалы. Картинка про Что такое оценочные и методические материалы. Фото Что такое оценочные и методические материалы

На следующем шаге заполняется План совместных действий школы, муниципального органа управления образования и регионального оператора (распоряжение министерства образования Иркутской области от 27 января 2020 № 69- мр «О реализации мероприятий в рамках государственной программы «Развитие образования» в Иркутской области в 2020 г.)

Это позволяет понять:

— что школа может сделать сама,

— что школе могут предоставить на муниципальном уровне,

— что школе могут предоставить на уровне региона.

Наличие в ОО анализируемых материалов

[1] «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников», под редакцией В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой

Источник

Доклад «Формирование фонда оценочных материалов»

Выбранный для просмотра документ Формирование фонда оценочных материалов.docx

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Баратаевская средняя общеобразовательная школа

Болотнинского района Новосибирской области

«Формирование фонда оценочных материалов»

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС .

Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Как учитель, так и ученик имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена или занижена

Уровни достижения планируемых результатов освоения ООП:

Базовый уровень достижений – оценка

«Удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Повышенный уровень-оценка «хорошо» (отметка «4»).

Высокий уровень – оценка «отлично» (отметка «5»).

Пониженный уровень – оценка «неудовлетворительно»

Низкий уровень – оценка «плохо» (отметка «1»)

Система критериального оценивания включает в себя критерии выполнения основных видов оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради.

Критерии оценивания направлены на оценивание умений: предметных и метапредметных.

Оценивание производится в баллах, которые затем переводятся в оценку.

При аккредитации любой образовательной организации по реализации основных образовательных программ любого уровня имеется критерий:

Определение соответствия качества фондов оценочных материалов организации, осуществляющей образовательную деятельность, федеральным государственным стандартам;

• При переходе на ФГОС, изменяется и фонд оценочных средств;

Как использовать, то что уже имелось и разработать такие материалы, которые бы учитывали индивидуальные

Для чего необходимо разрабатывать фонд оценочных материалов?

Для того, чтобы всесторонне оценить образовательную деятельность учащихся. Сегодня от педагога требуется чёткая формулировка того, что необходимо измерить.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО для аттестации обучающихся на соответствие их учебных достижений

поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программе (ООП) создаются фонды оценочных материалов (ФОМ) для проведения входного и текущего

оценивания, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. ФОМ является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения ООП ООО, входит в состав ООП в целом и учебно-методических комплексов (в частности Рабочей программы) соответствующего учебного предмета.

Оценочные материалы (ОМ) – это методические материалы,

которые нормируют процедуры оценивания результатов обучения обучающихся для установления их соответствия требованиям ФГОС. Оценочные материалы как неотъемлемая часть образовательных технологий (прежде всего инновационных) должны стать действенным средством не только оценки, но и (главным образом) обучения.

• Формы контроля должны еще более чем раньше, стать

своеобразным продолжением методик обучения, позволяя

обучающемуся более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а

преподавателю – направлять деятельность обучающегося в

• Фонды оценочных материалов (ФОМ) – это совокупность

методических материалов позволяющих оценить качество

усвоения учебного материала, т.е. знания, умения и уровень

приобретенных компетенций обучающихся.

Фонд оценочных материалов – комплект методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения,

• ФОМ как система оценивания состоит из трех частей:

1. Структурированного перечня объектов оценивания (структурной матрицы формирования и оценивания результатов обучения ООП),

2. Базы учебных заданий,

3. Методического оснащения оценочных процедур.

Фонды оценочных материалов создаются для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений

поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программы ОО.

обучающихся, на разных стадиях их обучения, а также для проведения итоговой аттестации обучающихся и проверки соответствия (или несоответствия) уровня их подготовки

требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ООП, учебного предмета.

Оценивание производится в ходе:

• входного и текущего контроля знаний;

Порядок и условия оценивания определяются образовательной организацией общего образования самостоятельно и фиксируются локальными нормативными актами образовательной организации.

Условия и порядок проведения оценочных мероприятий и процедур раскрываются в Положении о проведении текущего контроля и

Формирование ФОМ в соответствии с требованиями компетентностного подхода проводится на основе:

использования методов контроля, помогающих формировать самооценку ученика и нацеленных на рефлексию познавательной деятельности;

использование методов групповых и взаимных оценок (взаимопроверка; экспертные оценки группами),

перехода от оценки только результатов обучения к

систематическому контролю, включая пооперационный (контроль для обучения);

отслеживания и фиксации формирования личностных качеств (необходимо предусматривать оценку способности к творческой деятельности, способствующей подготовке выпускника, готового вести поиск решения новых задач); переноса акцента в контроле с того, что не «знают» на

оценку того, что «знают», умеют, способны продемонстрировать;

повышения объективности результатов оценивания при

применении качественных стандартизированных инструментов;

применения программных средств, позволяющих проводить

адаптивный контроль, своевременную индивидуальную

коррекцию обучения, а также хранить и обрабатывать

информацию по всем оценочным мероприятиям.

Фонд оценочных средств должен формироваться на основе

ключевых принципов оценивания:

валидность (объекты и содержание оценивания должны

соответствовать поставленным целям и функциям контроля

надежность (нацеленность используемых методов и средств

на объективность оценивания);

эффективность (оптимальность выбора для конкретных

условий использования целей, методов и средств контроля).

Функции различных ФОМ:

1) ФОМ входного оценивания используется для фиксирования начального уровня подготовленности обучающихся и построения

индивидуальных траекторий обучения.

2) ФОМ текущего контроля используется для оперативного и регулярного управления учебной деятельностью (в том числе самостоятельной).

3) ФОМ промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету, модулю предназначен для оценки степени

достижения запланированных результатов обучения по завершению изучения предмета, модуля в установленной

учебным планом форме: контрольная работа, тест, диктант и т.д.

4) ФОМ итоговой аттестации используется для проведения контрольной работы, зачета, экзамена, выполнения и оценки

качества выполнения ООП.

Этапы формирования фонда оценочных материалов:

1) Разработка и подбор контрольных заданий, по результатам выполнения которых можно судить о достижении обучающимся

определенного результата обучения и, следовательно, соответствии тому или иному предъявляемому требованию.

2) Формирование содержания конкретных контролирующих мероприятий (контрольная работа, зачет, самоконтроль и т. п.). Разработка плана контролирующего мероприятия, в которой

указываются контролируемые результаты обучения (дидактические единицы), индикаторы (деятельностные цели), структура используемого комплекса заданий, регламент проведения, учебно-

методические, технические условия его проведения, критерии оценивания, использование результатов контроля.

3) Определение критериев оценивания результатов выполнения контрольных заданий в заданных условиях. Процедура выставления оценки должна быть обязательно известна, прозрачна и ясна обучающемуся. В результате оценивания обучающийся должен четко осознавать что, как и когда оценивалось,

за что ему начислен или не начислен балл

4) Разработка методических материалов для каждого участника контролирующего мероприятия. В различных формах контроля это:

• инструкции (методические указания) для обучающихся,

• сценарии контролирующих мероприятий;

• инструкции по обработке, анализу и интерпретации полученных результатов;

• формы бланков ответов (опросные листы), рецензий, оценочных листов

Оценивание результатов должно проводиться по специально установленной шкале. Шкала определяет систему пересчета суммы баллов (суммы веса критериев), полученных обучающимися в ходе оценочных мероприятий и правила принятия решения об итоговой оценке.

Материалы для письменных работ комплектуют по вариантам (не менее 2-х), включая в них контрольные задания и инструкции для обучающихся по их выполнению.

Тесты (в т.ч. для проведения компьютерного тестирования)

формируют в соответствии с общими требованиями к оформлению и содержанию тестов.

Методически грамотно сформированный фонд оценочных материалов является инструментом, позволяющим выполнять требования федеральных государственных образовательных стандартов, ориентированных на результаты образования.

Перед педагогическими коллективами стоят сложные задачи по разработке заданий, адаптированных к практикоориентированным оценочным процедурам, обеспечивающих принятие обоснованных решений об освоении обучающимися компетенций, видов

Работа по созданию современных оценочных средств будет способствовать достижению более высокого уровня качества образования.

Титульный лист оценочных материалов

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № __

______________________________________ Наименование МО

Фонд оценочных средств

по учебному предмету (модулю)

наименование учебного предмета(модуля) в соответствии с учебным планом

Составитель / составители: ______________________________

Фонд оценочных средств рассмотрен и одобрен на заседании

протокол №_____ от «_____» ________________ 201__ г.

Руководитель Методического объединения(кафедры) __________________

ПАСПОРТ фонда оценочных материалов

по учебному предмету______________________________

Контролируемые разделы, темы, модули

Знания, умения, формируемые компетенции

Оценочные материалы Количество тестовых заданий

Другие оценочные средства Вид Количество

Наименования разделов, тем, модулей соответствует

рабочей программе учебного предмета.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

возможности и способности учеников.

а личность, которую ВЫ формируете.

а кто его применяет на практике.

Выбранный для просмотра документ Формирование фонда оценочных материалов.ppt

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *