Что такое обожествление фараона
Что такое обожествление фараона
Аллея сфинксов храма в Карнаке. Под каждым сфинксом статуя охраняемого фараона
собую роль в Древнем Египте играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т. е. он имел двойную природу — человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, Амона-Ра и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Гора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира.
Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освящало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.
Уже в Раннем и Древнем царстве (XXXI—XXIII вв. до н.э) фараон значительно выделяется из всего остального населения и сосредотачивает в своих руках государственные, дворцовые и жреческие функции. Как Нил был центром повседневной жизни египтян, так и фараон становиться основой социальной структуры. Связано это было с тем, что крупномасштабные общественные работы в Древнем Египте (ирригация, строительство культовых сооружений) неизбежно вели к централизации верховной власти.
Централизация власти в Древнем Египте породила специфические формы общественного сознания, отраженные в культе фараона. Он опирался на родовые представления о фараоне как родоначальнике всех египтян. Если сопоставить статус фараона со статусом царя в типологически близкой Египту Месопотамии, то можно увидеть как определенное сходство, так и достаточно важные различия. По аналогии с месопотамской традицией фараон мыслился как верховный земной правитель и сила, отвечающая за плодородие производительных сил природы. Однако степень «обожествления» фараона в Египте была значительно выше и поддерживалась гораздо более длительной традицией, чем в любом из государств, существовавших на территории Древней Месопотамии.
Культ фараона проявлялся в Египте во множестве обрядов: так, когда наступало время разлива Нила, фараон бросал в реку свиток, в котором содержался приказ начать разлив, он же срезал первый сноп на древнеегипетском празднике жатвы и приносил благодарственную жертву богине урожая Рененут в конце сезона полевых работ. Хотя наиболее ярко культ фараона выражен в погребальном обряде. Пирамида, воздвигнутая над могилой фараона — не только грандиозный памятник, но и символ многоступенчатой поминальной скамьи, на которой есть место для каждого египтянина — члена общины. Сама пирамида символизирует собой лестницу к солнцу, да и само солнце: треугольниками в древности обозначали солнечные лучи (вершинами примыкающими к кругу). Пирамиды были завершающим звеном погребального обряда, который начинался на пристани, куда выносили тело фараона, привезенное по Нилу.
Погребальная маска фараона Тутанхамона
Сам погребальный обряд — последний путь умершего фараона, в точности повторял путь солнца по небосводу — с востока на запад. Обряды очищения и мумификацию фараона совершали в нижнем храме на востоке: это ворота в начале его пути. Далее вела дорога восхождения к заупокойному храму находящемуся на западе, где проходила церемония обожествления фараона. После проведения этого главного ритуала гроб с мумией помещали в саркофаг.
В Среднем царстве символика пути фараона очевидно изменилась: теперь это путь в царство Осириса — царство мертвых, в котором солнце движется в обратном направлении. Стороны пирамиды теряют строгую ориентацию по сторонам света, система внутренних коридоров усложнялась (имитация сложностей пути). Ментухотеп I, вновь объединивший Египет в Среднем царстве, вообще устроил гробницу в скале, хотя и напоминавшей пирамиду. В скалах строили свои гробницы и фараоны Нового царства.
Обожествление фараона
1.2 Обожествление фараона
Правитель Египта воплощал единство страны и считался фигурой в высшей степени сакральной. Он магически обеспечивал разливы Нила, проводя соответствующие ритуалы, от него зависели плодородие полей, приплод домашнего скота, рождение потомства в каждой семье. Имя его нельзя было произносить всуе, поэтому употреблялись иносказания (например, «пер-о», т. е. «большой дом, царский дворец», – понятие, к которому восходит слово «фараон»). Лишь немногим счастливцам удавалось лицезреть «живого бога», и египетские тексты красочно описывают процедуру аудиенции, когда посетитель, лежа на животе, целует землю у ног своего владыки, от священного трепета теряя сознание, а то и жизнь. Покойный фараон приобщался к сонму великих богов и удостаивался особого культа как могущественный защитник своих подданных, оставшихся на Земле.
С целью подчеркнуть могущество и величие фараонов, их божественное происхождение скульпторы Древнего Египта изображали своих правителей идеализированно в фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь.
“Сохраняя некоторые, несомненно, портретные черты, авторы отбрасывали второстепенные детали, сообщали лицам бесстрастное выражение, обобщали могучие, величаво-монументальные формы тела”. Яркий пример такого произведения искусства представляет собой статуя фараона Хефрена – властелина IV династии. Она была найдена французским египтологом Мариэттом в заупокойном храме в Гизе, на дне колодца. Образ обоготворенного фараона полон величественного спокойствия: ни один мускул не дрогнет на лице этого сильного и властного человека. Гордо восседает он на своем троне, а Гор- сокол – охранитель царской власти простирает над ним свои крылья.
“Композиция построена по принципу симметрического расположения частей тела по бокам от центральной оси, разрезающей всю фигуру. Этим достигается полное равновесие правой и левой частей фигуры, известная условность композиции и торжественность позы. Статуя носит культовый характер, она является по представлению египтян вместилищем духовной сущности покойного.
В этом плане трактуется портретный облик царя. Портрет Хефрена вполне реален, но в нем подчеркивается не столько персональное сходство, сколько тип фараона – крупнейшего властелина древневосточной деспотии, отрешенного от повседневной жизни и живущего в веках”.
Египтяне считали своих царей подлинными сыновьями Солнца по прямой линии. Чтобы сохранить чистоту солнечной крови и избежать неравных браков, сыновья и дочери фараонов, братья и сестры женились между собой. Теория солнечной родословной очень древняя. Таким образом, культ фараона, достигший своего апогея в эпоху Древнего Царства – время зенита в развитии централизованной деспотии и наибольшей идеализации власти правителя, стал в Египте государственной религией и нашел свое воплощение в искусстве, оказав влияние в первую очередь на сюжетный круг художественных произведений: скульптурные портреты фараонов, живописные и рельефные изображения сцен из жизни их семей и, конечно, пирамиды и храмы, воздвигавшиеся в честь единовластных правителей государства, имели преобладающее значение в древнеегипетском искусстве.
В процессе становления классового общества и образования единого рабовладельческого государства роль фараона постепенно увеличивалась. Таким образом, египетское общество прошло путь от традиции почитания вождя племени в додинастический период до полного обожествления своего правителя в Древнем Царстве. Фараон в древнеегипетском обществе мыслился наместником бога во плоти, а поэтому получил официальный титул “бог благой”. В более поздние времена обычным наименованием фараона стало такое его обозначение, как “телец сильный”, в честь одного из самых почитаемых в Египте животных – быка. Служители религии учили: “Бойся согрешить против бога и не спрашивай о его образе”.
Во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых они основывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон. Искусство стало на службу интересам верхушки рабовладельческого государства и его главе, оно было призвано в первую очередь, создавать памятники, прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своему назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и способствовало образованию канонов, которые стали тормозом в дальнейшем развитии египетского искусства.
Известны слова Говарда Картера о Тутанхамоне: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».
1.3 Заупокойный культ
В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают «поля блаженных» (поля Иару), на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая.
Когда египтянин умирал, его относили к бальзамировщикам. Мастера- бальзамировщики за 70 дней изготовляли мумию – ведь Исида 70 дней собирала тело Осириса и мумифицировала его. Сперва парасхит вскрывает тело Сах, омытое священной нильской водой; затем бальзамировщики извлекают внутренности и опускают их в погребальные сосуды – канопы, заполненные отварами из трав и другими снадобьями. Канопы изготовлены в виде богов – сыновей Хора: Имсета, Хапи, Дуамутефа и Кебехсенуфа. Эти боги родились из цветка лотоса; они – хранители сосудов с мумифицированными внутренностями: Имсет – хранитель сосуда с печенью, Дуамутеф – с желудком, Кебехсенуф – с кишками и Хапи – с лёгкими.
Затем бальзамировщики приступают к самой мумификации. Египтяне считали, что все материалы, используемые бальзамировщиками, возникли из слёз богов по убитому Осирису, с которым отождествился теперь умерший. Бог ткачества Хедихати и богиня Таитет изготавливали белое полотно, чтобы запеленать мумию. Бог виноделия Шесему даёт Анубису – Имиуту и сыновьям Хора масло и притирания для бальзамирования. После то, как умерший упокоится в своём вечном пристанище, Шесему станет охранять его мумию от грабителей гробниц и заботиться о нём самом в Дуате. Родные и близкие усопшего должны внимательно следить, чтобы все обряды были надлежащим образом соблюдены. «Ка» покойного не простит обиды за пренебрежение к себе и будет преследовать свой род, насылая беды на головы потомков.
Очень часто египтяне писали письма к умершим родственникам и оставляли их вместе с жертвенными дарами в гробнице. В них они просили об исцелении, даровании ребёнка и прекращении преследования «Ка» умершего.
Если умерший был не богат, его мумию ложили в простой деревянный гроб. На стенках гроба с внутренней стороны писали имена богов, которые проводят покойного в Дуат, а на крышке – обращение к Осирису: «О Уннифер, дай этому человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу сосудов вина».
Иногда изготавливали маленький гробик, в который вкладывали деревянное подобие мумий и закапывали поблизости от богатого погребения, чтоб «Ка» бедняка имел возможность питаться жертвенными дарами богача. Гроб богача роскошно отделывали и в гробнице опускали ещё в каменный саркофаг.
Погребальная процессия, оглашая окрестности, плачем и стонами, переплывали Нил и высаживались на западном берегу. Здесь их встречали жрецы, облаченные в одежды и маски богов Дуата. В сопровождении Муу, исполняющих ритуальную пляску, процессия движется к некрополю.
Жрецы и Муу приводят процессию к гробнице. Здесь, совершив обряд «открытие уст», жрецы относят гроб с мумией в усыпальницу и устанавливают его в каменный саркофаг. У южной стороны погребальной камеры ставится канопа, изображающая Имсета, у северной – Хапи, у восточной – Дуамутефа и у западной – Кебехсенуфа. Эти боги ассоциировались с Исидой, Нефтидой, Нейт и Серкет – защитницами и хранительницами умершего, изображавшимися на саркофагах в виде богинь с распростёртыми крыльями.
Вход в гробницу тщательно заваливают глыбами и щебёнкой и замаскировывают, предварительно опечатав его печатью некрополя. Меж погребальными пеленами бальзамировщиками ложится амулет в виде Ока Уджат, а на сердце – амулет в виде скарабея. Без этих амулетов не воскреснуть для вечной жизни. Помогают воскрешению и амулеты в виде Ока Ра: ведь покойный воскреснет подобно солнечному диску на востоке, рожденному богиней Нут. Чтобы умерший не задохнулся в Дуате, в гроб ложили деревянную статуэтку Шу.
«Проблемой Ка» египтология занималось полтора века, и за это время ученые сделали множество ценных наблюдений, однако начиная с 1950-х годов работы о «Ка» практически перестали появляться в печати, и «проблема Ка» фактически была признана бесперспективной. Лишь в 1987 г. эта проблема была разрешена русским египтологом А.О. Большаковым: как реально существующий Двойник человека египтянами был истолкован образ этого человека, «живущий» в сознании других людей. Для «оживления в памяти» какого-то образа человеческому сознанию необходим внешний ассоциативный «толчок», напоминание, этой целью у нас служат фотографии и этой же цели египтянам служили изображения, в частности – статуи покойного.
О значении души «Шунт» («тень»), к сожалению, ничего определённого сказать пока невозможно. Изображалась она в виде тёмного силуэта; и некоторые посмертные наказания за грехи включали в себя уничтожения Тени грешника.
Стража фараона охраняет некрополи, но грабителям всё равно удаётся проникнуть в усыпальницы вельмож. И они не только забирают всё ценное, они уничтожают мумию, чтобы та не настигла и не отомстила. «Ба» лишался своей мумии, своего тела – «Сах». Поэтому в гробнице должно быть подобие умершего – каменная статуя. А что бы «Ба» узнал свою статую, она должна иметь с умершим полное портретное сходство.
Что касается святотатцев-грабителей, им полагается жесточайшая кара: заживо быть съеденными крокодилами или львами. Их «Ба» не получает ни мумии, не скульптур и они не могут воскреснуть в Дуате и сгинуть в небытие на веки вечные.
Строгая фиксированность жестов и поз, в которых изображался умерший были продиктованы торжественностью и ответственностью, возлагавшимися на изображаемое. Умерший должен был быть представлен со всеми возможными величием и достоинством, подготовленным к церемониям великих богов.
Глава II. Искусство Древнего Царства
Коростовцев М. Религия Древнего Египта
ОГЛАВЛЕНИЕ
Фараон. Обожествление людей
В ряде случаев фараоны (в частности, Рамсес II) еще при жизни сооружали храмы с собственными скульптурными изображениями, которым поклонялись как изображениям богов.
Представление о божественном происхождении царской власти, о «богочеловеке», о его близости к миру богов «впоследствии имело могущественное влияние (через Птоле-меев) на Рим и Византию».
В свете этих представлений становится понятным тот факт, что и фараоны Египта также продолжают считаться, подобно древним племенным вождям, магическим средоточием плодородия страны. Так, фараон принимает обязательное активное участие в обрядах, связанных с основными моментами земледельческой жизни страны: при наступлении времени подъема Нила фараон бросает в реку свиток с приказом начать разлив, фараон первым торжественно начинает подготовку почвы для посева, он же срезает первый сноп на общегосударственном празднике жатвы, и он же приносит за всю страну благодарственную жертву богине урожая Рененут после окончания полевых работ года».
К божествам этого типа были причислены и некоторые фараоны спустя много лет после смерти. Их чтили как богов определенной местности. Таковыми были Аменемхат III в Фаюме и Аменхотеп I и его мать Яхмос-Нефретере в некрополе Фив.
Обожествление было следствием впечатления, произведенного упомянутыми выше лицами в данной местности еще при жизни, или происходило в связи с бытованием на данной территории преданий и легенд, которые складывались о них после смерти. Процесс обожествления облегчался высоким общественным положением, приближенностью к божественной особе фараона.
Историки.ру
Фараоны в Древнем Египте: символы и передача власти, титул, коронация
Фараоны в Древнем Египте обладали огромной властью и несли большую ответственность перед народом. Ниже мы рассмотрим образ жизни фараонов, их обязанности, процедуры коронации и передачи титула, а также кратко пройдемся по самым значимым правителям Древнего Египта.
Содержание
Фараон — современное титульное звание египетских царей, которое произошло от египетского per-oh, что означает «великий дом» либо «царский дворец». Этот термин возник для того, чтобы избежать называния царского имени и монарших титулов. Сами же египтяне именовали правителя «принадлежащим тростнику и пчеле» (Верхнему и Нижнему Египту соответственно) либо «повелителем обеих земель».
Фараон был вершиной египетского общества — главой гражданской администрации, главнокомандующим египетской армией и главным жрецом. Он считался сыном бога Ра и воплощением бога Гора. Египетские цари носили титул ntr nfr («бог молодой») в противовес Солнцу — «богу большому» («старому»). Таким образом, жители Та-Кемет представляли себе мир как соправительство двух солнц.
Символы власти
К знакам монаршего могущества относились корона, посох и подвязная борода.
Корона имела несколько вариантов. Корона Верхнего Египта — белая в виде кегля, корона Нижнего Египта — цилиндрическая красная с закругленным выступом сзади, пшент — венец фараона — представлял собой соединение двух этих форм. Вторым по значению головным убором фараона был плат (клафт-ушерби, или немес). Он состоял из куска ткани в голубую и золотую полоски, лент и диадемы с уреем — скульптурным изображением кобры, хранительницы власти на небе и земле. Фараону также принадлежали треххвостая плеть и скипетр. Считалось, что их передал Осирису Анцти — первый пастырь людей. Они являлись обязательными атрибутами обряда коронации.
Голова фараона в головном уборе клафт (немес). Около 1872-1806 гг. до н. э. Художественный музей Уолтерса, Балтимор (США). Фараон Птолемей VIII между богинями Уаджит и Нехбет.
Барельеф на храме Гора. Эдфу, Египет.
Скипетры находили в гробницах начиная с додинастического периода. Ранговым знаком и обязательным атрибутом костюма фараона был полосатый воротник-ожерелье (ускх), скроенный по кругу, — солярный знак.
Не менее важным элементом во всех торжественных церемониях была накладная искусственная борода — символ владения землей. Все египтяне брились, правом носить бороду обладал только фараон. Исключение составляли случаи, когда человек был в трауре; согласно традиции ему позволялось отпускать бороду и волосы.
Преемственность власти
Титул фараона передавался по наследству. Всего история Древнего Египта насчитывает 31 династию. Первым достоверно известным царем был Мина (Менес), а фактически последней царицей стала Клеопатра. После ее смерти через отравление Египет вошел в состав Римской империи.
Чтобы сохранить чистоту крови, было принято заключать браки между родственниками, в том числе близкими.
Фараон имел несколько жен, но лишь одна из них носила титул «великая царица», «великая царская супруга» или «главная супруга царя».
Коронация
Вступая на престол, фараон должен был пройти обряд коронации, который представлял собой определенный набор церемоний и фестивалей, проводившихся на протяжении года. Такой год назывался годом коронации.
Примерно через 30 лет обряд коронации повторялся. Это был день празднества Сед или Хеб-сед. Сама церемония должна была подтвердить власть фараона, повторить сакральные обряды и даровать царю новую юность.
Титул царя
Со времен Среднего царства установился полный титул царя, который состоял из хорова имени (самая древняя часть имени фараона), имени по небти, золотого имени, тронного имени и личного имени. Начиная с III династии появилась практика писать последние два имени фараона и все его титулы в овальной рамке, которую мы называем картуш. С точки зрения египтян, этот овал символизировал ход солнца вокруг мира и очерчивал границы царства, освещаемые солнцем.
Обязанности фараона
Ежедневно правитель выслушивал доклады и письма, отчеты о доходах и расходах, диктовал или самостоятельно писал ответы. Когда фараон давал аудиенцию, он восседал на троне перед дворцовой дверью, облаченный в корону, с символами власти в руках.
В это время его основными функциями были «изречение», озвучивание царских распоряжений и суд, когда он выносил судебные решения. Также фараон принимал делегации, вел переговоры.
Во время войны царь исполнял обязанности главнокомандующего войсками и лично участвовал в военных действиях. Безусловно, в разные эпохи те или иные обязанности фараона преобладали. Если в период Древнего царства правитель в первую очередь должен был поддерживать миропорядок, то в пору Нового царства — возглавлять армию. Таким был фараон Тутмос III.
Великие фараоны
История Древнего Египта насчитывает великое множество фараонов, представителей 31 династии. Сильные и слабые, гуманные и деспотичные, воинственные и миролюбивые, но всегда почитаемые народом, верховные правители считались воплощением бога на земле. Божественный статус и неограниченная власть превращали фараона в «центр Вселенной», вокруг которого вращалась жизнь государства.
ЭХНАТОН
Фараон Аменхотеп IV в целях усиления царской власти и уменьшения влияния жречества, а также объединения страны решился на радикальную религиозную реформу. Он заменил главного бога солнца Амона-Ра на бога солнечного диска Атона, позже провозгласил его единственным богом, отменив культы остальных богов. Аменхотеп IV также начал строительство новой столицы Ахетатон и изменил свое имя на Эхнатон — «полезный для Атона». Символом божественности его власти стал солнечный диск с лучами, оканчивающимися кистями рук. Однако общество оказалось не готово к столь радикальным переменам. После смерти Эхнатона культ Атона был отвергнут. Даже его сын Тутанхатон изменил имя на Тутанхамон, а новообразованную столицу жители спешно покинули и забыли навсегда.
Бюст Эхнатона. Дата неизвестна. Египетский музей, Каир (Египет)
ТУТАНХАМОН
Египтологи шутят, что главным событием в жизни Тутанхамона стало то, что он умер. Тутанхамон был фараоном недолго и скончался, по последним данным ученых, от малярии, не достигнув своего 20-летия. Во всемирной истории этот правитель прославился своей сохранившейся гробницей, открытой в 1922 г. Ученым понадобилось семь лет, чтобы извлечь, замерить, зарисовать и сфотографировать найденные в ней богатейшие реликвии.
НЕФЕРТИТИ
В историю на века вошла женщина, главная супруга фараона Эхнатона, ставшая эталоном красоты, — Нефертити. Исследователи спорят о ее происхождении. Одни утверждают, что она была иноземной принцессой, другие — египтянкой, но не из царской семьи, однако женщина надолго завоевала сердце фараона. Благодаря своей красоте, уму и настойчивости Нефертити играла огромную роль в управлении государством. Об этом свидетельствуют рельефы, где она изображена в сценах, которые считались прерогативой фараона, например избивающей врагов.
Бюст Нефертити. Около 1300 г. до н. э. Новый музей, Берлин (Германия)
ТУТМОС III
Тутмос III стал фараоном после смерти своего отца, но первые 20 лет провел под руководством своей мачехи Хатшепсут, которая, будучи регентом, захватила власть в Египте. Когда Хатшепсут умерла, Тутмос III занял место главы государства. Это уникальный царь-воин, который не проиграл ни одной из 17 битв и превратил Египет в великую и процветающую империю.
Статуя Тутмоса III. Египетский музей, Турин (Италия)