Что такое обращение 4 класс повторение
Конспект урока по русскому языку на тему «Обращение» (4 класс «Школа России»)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
4 класс (школа России)
Учитель нач. кл. Старцева С. А.
ознакомить учащихся с понятием «обращение»;
ознакомить со знаком препинания при обращении;
совершенствовать умения распознавать и записывать предложения с прямой речью;
совершенствовать умение распознавать простые и сложные предложения, в постановке знаков препинания;
Однажды зимой больной, голодный кабан забрел в деревню. Дядя Егор накормил его. Зверь привык к человеку, откликался на кличку Васька. Потом он окреп и исчез.
Смотрели люди на Ваську и думали: «Не забыл зверь человеческую доброту».
Прочитайте текст. Найдите предложения с прямой речью. Прочитайте их, составьте схемы.
— Что такое «прямая речь»?
— Как она выделяется при письме?
а) Постановка проблемного вопроса.
— Выполните то, что я скажу. « Выйди к доске и запиши число ».
— Почему вы растерялись, не выполнили моей просьбы, в чем проблема?
(не понятно к кому обратился учитель)
— А теперь скажу так: « Артем, выйди к доске и запиши число».
— Почему теперь вы смогли выполнить мою просьбу?
(назвали конкретного ученика, который
должен выполнить данную просьбу).
— К кому я обратилась с посьбой?
— В русском языке Артем – это …
в) Вывод, составление определения.
— Попробуйте дать определение, что такое ОБРАЩЕНИЕ.
ОБРАЩЕНИЕ – это слово, к которому обращаются с речью.
г) Оформление обращения на письме и при чтении.
— Запишите это предложение в своих тетрадях и на доске.
Артем выйди к доске и запиши число.
— Запишите это предложение так, чтобы обращение было в середине предложения.
Выйди Артем к доске и запиши число.
— Запишите это предложение так, чтобы обращение стало в конце предложения.
Выйди к доске и запиши число Артем.
— Как вы думаете, верно ли записаны предложения?
— В предложении ОБРАЩЕНИЕ выделяется запятой.
*. Если обращение стоит в начале предложения, то запятая ставится после
него. Артем, выйди к доске и запиши число.
него. Выйди к доске и запиши число, Артем.
*. Если обращение стоит в середине предложения, то выделяется запятой с
— А теперь прочитайте данные предложения с нужной интонацией.
(в устной речи обращение выделяется паузами)
— Итак, сделайте вывод, что такое ОБРАЩЕНИЕ и назовите его особенности.
д) Сравнение определения с определением в учебнике. Стр. 50 ( )
Васька, подойди же ко мне!
Б) Работа по учебнику.
Устно: упр. 97 ( Прочитайте и назовите обращения).
В тетрадях: упр. 99. (1 предложение = 1 ученик у доски).
В) Придумайте и запишите по 1 предложению с обращением.
— обращение в начале предложения;
— обращение в середине предложения;
— обращение в конце предложения;
Повторение о простых и сложных предложениях. (по тексту)
Выпишите простые предложения с однородными членами, составьте схемы;
Выпишите сложные предложения, выделите грамматическую основу, составьте схемы.
Итог урока. Домашнее задание.
Выписать из художественной литературы 2 предложения с обращением. Обращения записать зеленой ручкой.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
4 класс (школа России)
Учитель нач. кл. Старцева С. А.
· ознакомить учащихся с понятием «обращение»;
· ознакомить со знаком препинания при обращении;
· совершенствовать умения распознавать и записывать предложения с прямой речью;
· совершенствовать умение распознавать простые и сложные предложения, в постановке знаков препинания;
Номер материала: 150640
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Тема: Роль обращений в речи.
Цель нашего урока – узнать, что такое обращение.
Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь.
Девочка Катя собирается написать письмо бабушке:
Здравствуй, бабушка! Как твои дела? У меня всё хорошо. …
Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. Обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.
Обращения на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При обращении наблюдается особая интонация: на слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза.
Обратите внимание! Слова ТЫ и ВЫ не должны использоваться в качестве обращения.
Текст, обращение, текст…
! Обращения на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.
Нет, обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.
Частица «О», стоящая перед обращением, сливается с ним и не отделяется запятой. О солнце, раскалённое чрез меру, угасни, смилуйся на бедною землёй!
Междометие «О» стоящее перед обращением, отделяется запятой или восклицательным знаком. О, Петя, вот ты где!
Задание 1. Соедините картинки и предложения с обращениями:
Задание 2. Выделите цветом обращения:
— Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ:
— Ты, конечно, спору нет: ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.
Задание 3. Выберете предложения с обращением:
Задание 4. Составьте два предложения из слов и знаков препинания.
Слова: Играть, подожди, в, футбол, ты, меня, пожалуйста, Паша, пойдешь.
Задание 5. Выделите обращения запятыми:
Задание 6. Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.
Задание 7. Разгадайте кроссворд:
1.Чаще всего обращением является … человека
2. Знак препинания в виде крючка – это …
3. Слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь.
Конспект урока + презентация по русскому языку для 4 класа по теме «Обращение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Зарядка.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Молодцы! Пусть весь день у вас будет хорошее настроение!
Выбранный для просмотра документ Урок русского языка в 4 обращение.docx
Тема: Предложения с обращениями
Способствовать развитию умения распознавать в письменной и устной речи предложения, содержащие обращения;
Формировать умения правильно оформлять на письме предложения с обращениями;
Наблюдать над ролью обращений в речи, местом в предложении.
Развивать монологическую речь, внимание, мышление, память, творческое воображение, умение делать выводы через наблюдение
Воспитывать интерес к урокам русского языка, самостоятельность.
Тип урока: Объяснение нового материала и первичное закрепление изученного.
1. Ребята, давайте вспомним некоторые правила на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
3. Говорите чётко, внятно,
4. Если хочешь отвечать –
— В стране родного языка,
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём,
И сами до всего дойдём.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной и важной темой. Но об этом немного позже.
-Запишите число, сегодня…
2. Словарная работа
— Проведем словарную работу: записываем слова, ставим ударение, подчеркиваем непроверяемую гласную.
— Адрес, багаж, вокзал, автомобиль, газета, беседа, восток.
-Поменяйтесь тетрадями, проверьте написанное по словарю в учебнике, и оцените работу соседа.
— А мне покажут свои тетради Аня и Данила (проверяются работы двух учеников)
– Ребята, положите ручки и послушайте меня. Проверив тетради ребят, хочу сказать, что ты, Аня, прекрасно справилась с работой, а ты, Данила, немного хуже, чем мог бы это сделать.
— Скажите, друзья мои, а почему вы положили ручки?
— А откуда вы узнали, что мои слова обращены к вам?
— Каким было предложение? Что именно я сказала?
(РЕБЯТА, ПОЛОЖИТЕ РУЧКИ.)
— Т.е. я назвала вас « ребята» и обратилась к вам с просьбой положить ручки.
– А как узнали Аня и Данила результаты словарной работы?
– Вспомните, что именно я сказала?
– Что помогло вам понять, что я говорила именно с этими ребятами?
(Вы назвали их имена).
– Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью?
2. Сообщение темы урока
– Итак, тема нашего урока: «Предложения с обращениями» (слайд 2)
(Слайд 3) – Прочтите предложение «про себя».
Осень, погоди гнать по небу тучи.
– Теперь прочтём эти строчки вслух.
– Найдите обращение в данных строчках.
– Почему вы решили, что это обращение?
– Что такое обращение?
(Обращение – это слово, показывающее, к кому или к чему обращаются с речью).
Вывод: Обращением может быть не только одно слово, но и сочетание слов.
Давайте обратимся к правилу в учебнике с 60. (первый абзац)
4. Работа с предложениями (устно)
-Найдите № 101, прочитаем предложения и найдем обращения.
-К кому обращены слова? Как вы думаете надо ли выделять голосом обращения? Каким образом?
(Обращение в устной речи выделяется паузой)
-Посмотрите, в начале, в конце или в середине предложения стоят эти слова?
-Как эти слова выделены на письме?
5. Работа с правилом с 60 (2 и 3 абзац)
(через документ – камеру проецируются на экран предложения из №101)
III Закрепление изученного материала
-Найдите №103, прочитаем задание.
— Найдите в этом предложении обращение. (Петушок)
-Где стоит это слово? (В середине предложения)
— Как правильно оформить это предложение на письме? (С обеих сторон выделить запятыми)
-Запишем это предложение в тетрадь.
— А теперь поставьте обращение в начало предложения, в конец предложения.
— Запишем эти предложение в тетрадь.
2. Разбор предложения по членам.
Мы идем в город Бремен, петушок.
Вывод: Обращение не соединено грамматически ни с одним членом предложения и поэтому не является членом предложения
Физминутка Звучит фонограмма песни «Эй, лежебоки, ну-ка вставайте» (слайд 5)
Дети выполняют движения под музыку
– Назовите предложения с обращениями. Как обращается к вам автор песни?
-Среди нас есть лежебоки?
Восклицательный знак после обращения
— Прочитайте еще одно предложение.
Люди! Берегите природу. (слайд 6)
– Запишите предложение в тетрадь.
– Найдите обращение. (Люди)
— Почему после него стоит восклицательный знак?
— Обращения не всегда выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с сильным чувством, то после него ставится восклицательный знак.
– Обратите внимание, что после восклицательного знака слово необходимо писать с большой буквы.
– Приведите примеры предложений с обращениями, чтобы оно выражало сильное чувство.
— На карточках написаны предложения, прочитайте их, расставьте знаки препинания.
5. Проверка (слайд 7)
Мама, разреши мне сегодня пойти в кино .
Ой, Миша, ты испачкался.
Ты сегодня прекрасно отвечала, Юля.
Дети! Будьте здоровы.
Дополнительный материал. Запись под диктовку предложений.
— Записать предложение, найти обращение, поставить необходимые знаки препинания.
Разбуди эту землю, весна.
Но ведь тебе, мышка, всюду ходить нельзя.
Главное, ребята, сердцем не стареть.
Добро пожаловать, скворцы.
-Что такое обращение?
— Как на письме выделяются обращения?
— Что нужно помнить об обращении при разборе предложения по членам?
— Очень часто обращение раскрывает характер героя.
Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению, дорогие мои, можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…
У человека тонкая и ранимая душа – подбирайте слова, когда обращаетесь к нему.
2. Выставление оценок
— Ребята, выберите для себя одно из высказываний и поднимите кружок такого цвета.
«На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».
«На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». –
«Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»
Конспект урока русского языка «Обращение» 4 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тип : повторение изученного материала.
развивать умение находить в предложении обращение;
формировать умение составлять предложения с обращением;
находить обращения в предложении;
составлять предложения с обращением;
выделять обращение на письме.
понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
относить к тому или иному понятию на основе выделения существенных признаков;
проводить взаимопроверку, взаимооценку.
проявлять уважительное отношение к окружающим при обращении.
Межпредметные связи : чтение (работа над выразительностью чтения).
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Мотивация познавательной деятельности
● Предлагает прослушать стихотворение, определить тему, учебную задачу, предположить, на какие вопросы можно будет получить ответы на уроке.
Всем нам при общении
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
● Слушают чтение учителя.
Предполагают, что тема урока — «Обращение», ста вят учебную задачу — уточнить, что такое обращение, научиться находить его в предложении, правильно ставить знаки препинания.
Актуализация необходимых знаний
● Предлагает выполнить упр. 20 в учебнике в парах, по итогам работы собрать информацию об обращении, соотнести со сведениями на с. 17 в учебнике.
● Читают и выполняют задание в парах: вспоминают, что такое обращение, какова его роль в предложении, наблюдают за выделением обращения с помощью интонации, обращают внимание на постановку знаков препинания.
● По окончании работы во фронтальной беседе обмениваются сведениями с одноклассниками, обобщают информацию об обращении, соотносят свои выводы с текстом на с. 17 в учебнике.
Организация познавательной деятельности
• Создаёт условия для самостоятельной работы в парах по заданию упр. 21 в учебнике.
• Организует самостоятельную индивидуальную деятельность учащихся по заданию к упр. 24 в рабочей тетради.
• Проводит комментированное письмо — запись предложений под диктовку, объяснение постановки знаков препинания.
Дима, прочитай книгу о животных.
Вы меня очень порадовали, друзья.
Черёмуха, о чём ты мечтаешь?
Куда ты, тропинка, меня привела?
Где, лисичка, твоя норка?
Лена, немедленно вымой руки!
Как мы рады твоему приходу, осень!
• Предлагает выполнить задание: записать по образцу предложения, сделав их побудительными по цели высказывания:
Катя читает книгу о природе. — Катя, читай книгу о природе!
Мальчики собираются принять участие в соревнованиях по футболу.
Пятиклассники летом отправятся в поход. Старшеклассники заботятся о младших школьниках. Учащиеся активно занимаются спортом.
• Предлагает выполнить упр. 22 в учебнике. Обращает внимание на употребление слов здорово и здравствуй.
• Проводит беседу о правильном обращении к знакомым и незнакомым сверстникам, взрослым и пожилым людям.
• Предлагает составить и инсценировать ситуации обращения с разной целью.
• Знакомит с заданием к упр. 25 в учебнике для домашней работы.
• Выполняют задание: выразительно читают данные предложения, находят сходство и различие: во всех предложениях имеется обращение, оно находится в разных частях предложения, от этого зависит постановка знаков препи нания. Объясняют постановку запятых. Составляют свои предложения с об ращением, проговаривают друг другу. Некоторые варианты проговариваются и обсуждаются в классе.
• Самостоятельно читают и выполняют задание. При необходимости задают уточняющие вопросы. По окончании проводят взаимопроверку.
• Слушают предложения. Записывают под диктовку с комментированием. По окончании проводят взаимопроверку.
• Анализируют образец, комментируют постановку знаков препинания. Самостоятельно выполняют задание. По окончании представляют полученные результаты.
• Читают и выполняют задание. Высказывают мнение об употреблении слов
здорово и здравствуй.
• Включаются в беседу. Приводят примеры из личного опыта.
• Работают по выбору в парах или группах. Разыгрывают речевые ситуации,
показывают одноклассникам.
• Рассматривают задание. При необходимости задают дополнительные вопросы.
• Создаёт условия для самостоятельной работы в парах по заданию упр. 21 в учебнике.
• Организует самостоятельную индивидуальную деятельность учащихся по заданию к упр. 24 в рабочей тетради.
• Проводит комментированное письмо — запись предложений под диктовку, объяснение постановки знаков препинания.
Дима, прочитай книгу о животных.
Вы меня очень порадовали, друзья.
Черёмуха, о чём ты мечтаешь?
Куда ты, тропинка, меня привела?
Где, лисичка, твоя норка?
Лена, немедленно вымой руки!
Как мы рады твоему приходу, осень!
• Предлагает выполнить задание: записать по образцу предложения, сделав их побудительными по цели высказывания:
Катя читает книгу о природе. — Катя, читай книгу о природе!
Мальчики собираются принять участие в соревнованиях по футболу.
Пятиклассники летом отправятся в поход. Старшеклассники заботятся о младших школьниках. Учащиеся активно занимаются спортом.
• Предлагает выполнить упр. 22 в учебнике. Обращает внимание на употребление слов здорово и здравствуй.
• Проводит беседу о правильном обращении к знакомым и незнакомым сверстникам, взрослым и пожилым людям.
• Предлагает составить и инсценировать ситуации обращения с разной целью.
• Знакомит с заданием к упр. 1 стр. 5 «Дидактического материала» для домашней работы.
• Выполняют задание: выразительно читают данные предложения, находят сходство и различие: во всех предложениях имеется обращение, оно находится в разных частях предложения, от этого зависит постановка знаков препинания. Объясняют постановку запятых. Составляют свои предложения с обращением, проговаривают друг другу. Некоторые варианты проговариваются и обсуждаются в классе.
• Самостоятельно читают и выполняют задание. При необходимости задают уточняющие вопросы. По окончании проводят взаимопроверку.
• Слушают предложения. Записывают под диктовку с комментированием. По окончании проводят взаимопроверку.
• Анализируют образец, комментируют постановку знаков препинания. Самостоятельно выполняют задание. По окончании представляют полученные результаты.
• Читают и выполняют задание. Высказывают мнение об употреблении слов здорово и здравствуй.
• Включаются в беседу. Приводят примеры из личного опыта.
• Работают по выбору в парах или группах. Разыгрывают речевые ситуации, показывают одноклассникам.
• Рассматривают задание. При необходимости задают дополнительные вопросы.
Предлагает обратиться к одноклассникам с вопросами по теме урока, чтобы определить, чему планировали учиться и чему научились. Например: Дима, что ты узнал об обращении?
• Составляют и задают вопросы с обращением. Анализируют полученную информацию.
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (комментированное письмо, с. 106, задание 2).
Диагностика достижения планируемых результатов : выполнить упр. 26 в рабочей тетради.
Дополнительные творческие задания: составить необычные обращения-просьбы к неодушевлённым предметам.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-290504
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.