Что такое взаимное обучение
ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Смотреть что такое «ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ» в других словарях:
ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — (Белл Ланкастерская система) система обучения в начальной школе, при которой старшие и более знающие ученики под руководством учителя вели занятия с другими учащимися. Разработана английскими педагогами А. Беллом (1753 1832) и Дж. Ланкастером… … Большой Энциклопедический словарь
взаимное обучение — (Белл Ланкастерская система), система обучения в начальной школе, при которой старшие и более знающие ученики под руководством учителя вели занятия с другими учащимися. Разработана английскими педагогами А. Беллом (1753 1832) и Дж. Ланкастером… … Энциклопедический словарь
взаимное обучение — abipusis mokymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Savitarpio mokymo per pamoką metodas, kai mokiniai vienas kitam aiškina mokymosi dalyką, klausinėja vienas kitą ir mokytoją. Taip sudaromos sąlygos geriau suprasti studijuojamą klausimą,… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Взаимное обучение — см. Белл Ланкастерская система … Большая советская энциклопедия
Взаимное обучение — форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой ученики, наиболее успешно овладевшие учебной программой, занимаются со своими одноклассниками под руководством педагога. В.о. применялось ещё в древности в странах Древнего… … Педагогический терминологический словарь
ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — организация занятий в школе, при к рой более подготовленные ученики под руководством педагога обучают своих товарищей. Известно с древнейших времён: использовалось в гос вах Др. Востока и в антич. гос вах. Применялось в средние века в школах… … Российская педагогическая энциклопедия
Взаимное обучение — метод группового обучения. Каждый из обучающихся является одновременно обучающим по отношению к другим членам группы, помогая им освоить те знания, которыми овладел наиболее успешно. На кораблях применяется при проведении занятий по специальности … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Сетевое обучение — Сетевое (взаимное) обучение (англ. networked learning, peer to peer learning ) относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании… … Википедия
Белл-Ланкастерская система — то же, что взаимное обучение. * * * БЕЛЛ ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА БЕЛЛ ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА, то же, что взаимное обучение (см. ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ) … Энциклопедический словарь
ланкастерская система — принятое в России название белл ланкастерской системы обучения, смотри Взаимное обучение. * * * ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА, принятое в России название белл ланкастерской системы обучения, см. в ст. Взаимное обучение (см. ВЗАИМНОЕ … Энциклопедический словарь
Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Современный мир меняется очень быстро, от современных выпускников требуется обладание не только новыми компетенциями, но и умение взаимодействовать в команде, стремление к саморазвитию, постоянному самообразованию. С учетом этих требований содержание образования также меняется: внедряются новые планы, программы, учебники, но при этом сохраняется классно-урочная система. Важным становиться то, что обучение должно содействовать комплексному развитию личности: нужно включить каждого ученика в активную работу на уроке, научить его совместно решать задачи, искать их решение. Совместная деятельность на занятиях способствует формированию личности, учит планировать, распределять обязанности, учит общению, создает благоприятные условия для включения в деятельность каждого учащегося. Важнейшей задачей педагогов становится организация сотрудничества между детьми во всех сферах школьной жизни, в том числе и в учебной сфере, которая считается монополией взрослых. Эту задачу поможет разрешить взаимное обучение учащихся.
Вопрос взаимного обучения рассматривался в педагогике давно, еще со времен Древней Спарты, где прошедшие обучение отроки должны были посвятить два года обучению младших, которые в их лице приобретали не только наставника, но и поддержку старшего товарища, защиту.
Д.Джонсон и Р.Джонсон разработали метод обучения и сотрудничества в малых группах «Учимся вместе» и описали достоинства данной формы работы: взаимозависимость всех работающих в группе; личная ответственность каждого работающего в группе не только за свои успехи, но и за успехи товарищей; совместная учебно-познавательная, творческая и иные виды деятельности учащихся в группе; социализация детей при работе в группе; развитие навыков оценки и самооценки.
Аналогичная система взаимного обучения, которая позже получила название Белл-Ланкастерской системы, возникла в 1791 году в Британии. Данную систему разработали Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер, причем независимо друг от друга. Данная система подразумевала под собой такую форму учебной работы, при которой старшие и более знающие ученики обучали учеников младшего возраста.
При таком способе организации учебной деятельности сначала учитель занимался со старшими учащимися, которые, получив определенные знания, начинали обучать младших учащихся, непосредственно под руководством учителя. Такие старшие и более успевающие учащиеся назывались мониторами.
Преимуществами данной системы являлось то, то что:
— объяснение младшим ученикам материала давалось на доступном им уровне, так «учителя»- мониторы были не намного старше.
— мониторы стремились к самообразованию.
Основным недостатком системы, конечно, было отсутствие у обучающих необходимых педагогических знаний и умений.
Несмотря на то, что данную систему использовали в обучении в ряде стран (Великобритания, Франция, Россия, США и т.д.), широкого распространения как основная форма учебной работы она не получила, в виду того, что не обеспечивала надлежащего обучения детей.
На основании всего вышесказанного можно вывести общие заключения:
— очень многие задачи обучения и воспитания лучше решаются в том случае, если учитель имеет дело не с отдельным ребенком, а с детским сообществом;
— ребенку для полноценного обучения и развития необходимо общение и совместная деятельность (в том числе и учебная) не только со взрослыми, но и со сверстниками;
— организовывать сотрудничество между детьми необходимо во всех сферах школьной жизни, в том числе и в учебной сфере.
Взаимное обучение — это форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой ученики, наиболее успешно овладевшие учебной программой, занимаются со своими одноклассниками под руководством педагога.
Технология взаимного обучения основывается на принципиально иной стратегии, нежели традиционное обучение. Взаимное обучение базируется на трех основополагающих принципах:
1) Приведение в соответствие образного и логического мышления учащихся в познавательной деятельности путем реализации принципа одновременности их функционирования.
2) Признание равноправными компонентами содержания личностный опыт учащегося и предметную представленность, а условием их равнозначного существования считать организованное взаимодействие.
3) Замещение традиционного последовательно-параллельного способа развертывания содержания на информационно емкий, оптимальный, другими словами, параллельно-взаимный.
Суть системы взаимного обучения состоит в том, что старшие ученики сначала под руководством педагога сами изучают материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучают своих младших товарищей. Девиз взаимного обучения звучит так: «Помоги другому и поймёшь сам!»
Знания в данной системе работы транслируется не только сверху вниз, от учителя к ученику, в готовом виде, а может быть итогом самостоятельной работой детской мысли. Конечно, данная ситуация должна быть тщательно подготовлена и организована взрослым, но, при постановке новой задачи детям не дается готовый образец действий, а пошагово направляет их действия к заранее спланированному «открытию». Такая специально организованная совместная деятельность детей по поиску решения новой задачи и есть образ учебного сотрудничества как формы самостоятельного открытия детьми новых знаний.
Благодаря взаимному обучению каждый ребенок получает возможность овладеть репродуктивной деятельностью по усвоению готовых знаний, умений и навыков как с позиции ученика, получателя знаний, так и с позиций учителя, который дает образцы и помогает ученику эти образцы воспроизвести.
Методика взаимного обучения в парах сменного состава имеет следующие преимущества:
— каждый абзац темы подробно изучается и обсуждается в паре, что позволяет хорошо усвоить изучаемый материал;
— после проработки темы ученик имеет подробный план;
— в ходе работы содержание каждого пункта плана неоднократно восстанавливается и пересказывается, что обеспечивает прочность знаний и развивает навыки и умение грамотно и компактно излагать свои мысли;
— при проработке одной темы учащийся параллельно знакомится с другими темами (при изучении другой темы некоторые понятия этой темы ему уже знакомы, а в проработке отдельных абзацев он сам принимал непосредственное участие);
— в ходе работы многократно встречаются ранее изученные темы, что предоставляет ребенку возможность регулярно повторять пройденный материал.
Благодаря тому, что каждый ученик получает возможность обсудить и осмыслить определенный вопрос с разными членами группы, у школьников появляются и развиваются навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы, пробуждается и усиливается интерес к изучаемому предмету, повышается активность работы в группе, обеспечивается прочность знаний.
Подготовка учащихся к реализации взаимного обучения включает несколько этапов (по методике А.Г. Ривина).
Подготовительный этап. Перед началом организации работы в парах сменного состава, нужно выделить время на проведение тренингов для выработки навыков, необходимых для парной работы. К таким навыкам относится:
— умение ориентироваться в пространстве;
— умение слушать партнера и слышать то, о чем он говорит;
— умение работать в шумовой среде;
— умение находить нужную информацию;
— умение использовать листки индивидуального учета;
— умение переводить образы в слова и слова в образы.
Данный этап является важным, т.к. помогает в дальнейшем достичь желаемого результата: дети в парах трудятся легко, непринужденно, комфортно.
Ознакомительный этап включает в себя главное требование – усвоение «правил игры», сообщение целевых установок, определение способа учета результатов учения.
Начало работы в парах. Знакомство учеников с новой темой начинается с диагностики: ученикам предлагается выполнить контрольную работу по изученному материалу. Если обнаружились какие-то пробелы в знаниях, то данный ученик продолжает изучение материала с учителем в традиционной системе. Ученик, который выполнил контрольную работу безошибочно, получает право двигаться дальше. С этим учеником учитель проводит индивидуальный мини-урок по заранее составленному опорному конспекту нового раздела учебника и помогает выполнять задания на применение нового знания.
Так пошагово в изучение следующей темы включаются все новые и новые ученики, работающие под руководством своих одноклассников, начавших изучение темы с опережением.
Контроль обучения. Для того чтобы не сделать обучение формальным, ученик получает программу-вопросник, содержащий все вопросы и контрольные задания по новой теме. Работа с опросником позволяет:
— сделать чтение учебника и копирование опорного конспекта содержательным (ученик читает текст учебника для того, чтобы найти в нем ответы на вопросы программы – вопросника);
— систематизировать контроль за знаниями учащихся (каждый ученик, заканчивающий изучение нового параграфа, отвечает на все вопросы опросника учителю-взрослому или сверстнику);
— лучше организовать преподавание в детских парах (у каждого «учителя» есть план опроса своего «ученика»).
Применение знаний на практике. Ученик, ответивший на вопросы программы-вопросника, получает задание выполнить несколько упражнений по новой теме. Проверка упражнений и разбор ошибок – это один из центральных моментов взаимного обучения. Можно организовать демонстрацию диалога учащихся при проверке заданий. Педагог акцентирует внимание на то, что при правильном ответе на вопрос задачи можно сразу двигаться дальше, при ошибке в решении нужно задать вопрос типа: «Как ты получил этот ответ?» или «Докажи, что это так».
Контрольная работа. Когда работа над решением задач опросника окончена и были даны правильные ответы учителю-однокласснику, можно приступать к выполнению контрольной работы. Контрольную работу может проводить как сам учитель, так и учитель-одноклассник. Содержание контрольной работы должно быть типичным, обычным, и каждый ученик пишет ее в свое время, тогда, когда к ней полностью готов.
Творчество. Это этап включает работу над олимпиадными, творческими заданиями, заданиями повышенной трудности. К данному этапу допускаются ученики, успешно написавшие контрольную работу и имеющие резерв учебного времени на углубленное изучение материала. Эти занятия могут носить факультативный характер.
Повторение , подготовка к экзамену и сам экзамен также имеют свою специфику в системе взаимного обучения. Тема (раздел) или вся программа считается пройденной окончательно лишь после того, как ученик, сдавший экзамен, поможет подготовиться к нему кому-либо из своих одноклассников.
Преимущества метода взаимного обучения:
— Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ребята выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю.
— обучающиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
— У обучающихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.
— Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.
— Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
— Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
— Взаимная форма обучения даёт большой эффект и в воспитании обучающихся: дети привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения.
— Активно включаются в работу так называемые слабые ученики. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в группах они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.
— Систематическая организация взаимной формы обучения обучающихся способствует глубокому усвоению учебного материала: ученик, проговаривая информацию, лучше её усваивает.
— В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе речевой деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
— Каждый ребенок чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
— Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
Разумеется, у метода взаимного обучения имеются и недостатки:
— Отсутствие педагогического опыта у обучающего ученика. Учитель обладает способностью и умениями передавать знания в доступной форме, подстраиваясь к индивидуальным особенностям своего ученика, умея его заинтересовать, давая ему достаточную, но не чрезмерную самостоятельность, предлагая помощь и обратную связь именно в той форме, которая потребна и приятна данному ребенку, это подразумевает способность понять своего ученика. У детей данная способность менее развита, поэтому эффективней может оказаться работа в паре с минимальной разницей между знаниями и умениями «учителя» и «ученика».
— Стиль детских взаимоотношений. «Учитель-ребенок» может самоутверждаться за счет «ученика», высмеивая и выпячивая его ошибки, что неминуемо перерастает в межличностный конфликт. Дети разных социальных слоев по-разному могут воспринимать замечания из уст своих «учителей-одноклассников» (для кого-то это будет толчком к действию, а для кого-то как наказание или вызов).
— Для некоторых детей в роли учителя ситуация обучения своего одноклассника может вызывать высокую внутреннюю напряженность.
— Дети, находящиеся в роли «учителя» сталкиваться с трудностями в оценивании знаний своих «учеников».
До настоящего времени проблема взаимного обучения остается актуальной: существует множество «за» и «против». Однако следует признать, что обучение в группах постоянного состава и обучение в группах сменного состава взаимосвязано друг с другом, так как в обеих формах происходит общее развитие личности ребенка, обучающиеся сотрудничают друг с другом, самостоятельно ставят задачи, планируют действия, отыскивают новые способы решения поставленной задачи в различных вариантах.
Взаимная форма обучения снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Учебное пространство становится для детей местом творческого полёта, реализации своего интеллектуального и творческого потенциала.
Взаимное обучение
Смотреть что такое «Взаимное обучение» в других словарях:
ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — (Белл Ланкастерская система) система обучения в начальной школе, при которой старшие и более знающие ученики под руководством учителя вели занятия с другими учащимися. Разработана английскими педагогами А. Беллом (1753 1832) и Дж. Ланкастером… … Большой Энциклопедический словарь
ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Метод группового обучения, при котором каждый из учащихся является одновременно учителем по отношению к другим членам группы, помогая им освоить те знания и умения, которыми он владеет наиболее успешно, что способствует… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
взаимное обучение — (Белл Ланкастерская система), система обучения в начальной школе, при которой старшие и более знающие ученики под руководством учителя вели занятия с другими учащимися. Разработана английскими педагогами А. Беллом (1753 1832) и Дж. Ланкастером… … Энциклопедический словарь
взаимное обучение — abipusis mokymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Savitarpio mokymo per pamoką metodas, kai mokiniai vienas kitam aiškina mokymosi dalyką, klausinėja vienas kitą ir mokytoją. Taip sudaromos sąlygos geriau suprasti studijuojamą klausimą,… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Взаимное обучение — см. Белл Ланкастерская система … Большая советская энциклопедия
ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — организация занятий в школе, при к рой более подготовленные ученики под руководством педагога обучают своих товарищей. Известно с древнейших времён: использовалось в гос вах Др. Востока и в антич. гос вах. Применялось в средние века в школах… … Российская педагогическая энциклопедия
Взаимное обучение — метод группового обучения. Каждый из обучающихся является одновременно обучающим по отношению к другим членам группы, помогая им освоить те знания, которыми овладел наиболее успешно. На кораблях применяется при проведении занятий по специальности … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Сетевое обучение — Сетевое (взаимное) обучение (англ. networked learning, peer to peer learning ) относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании… … Википедия
Белл-Ланкастерская система — то же, что взаимное обучение. * * * БЕЛЛ ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА БЕЛЛ ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА, то же, что взаимное обучение (см. ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ) … Энциклопедический словарь
ланкастерская система — принятое в России название белл ланкастерской системы обучения, смотри Взаимное обучение. * * * ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА, принятое в России название белл ланкастерской системы обучения, см. в ст. Взаимное обучение (см. ВЗАИМНОЕ … Энциклопедический словарь
ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
организация занятий в школе, при к-рой более подготовленные ученики под руководством педагога обучают своих товарищей. Известно с древнейших времён: использовалось в гос-вах Др. Востока и в антич. гос-вах. Применялось в средние века в школах Европы и Азии, в эпоху Возрождения (напр., в гимназии И. Штурма). О В. о. писал Я. А. Коменский в «Великой дидактике». Имеются сведения о применении В. о. в школах Франции в 18 в. В кон. 18-нач. 19 вв. на основе идеи В. о. возникла белл-лаикастерская система, к-рая распространилась в Великобритании и её колониях, а также в Дании, Греции, Испании, Италии, Португалии, России, Франции, в странах Сев. и Юж. Америки. Элементы В. о. используются и в совр. педагогике.
Лит. см. при ст. Белл-ланкастерская система.
Смотреть что такое «ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ» в других словарях:
ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — (Белл Ланкастерская система) система обучения в начальной школе, при которой старшие и более знающие ученики под руководством учителя вели занятия с другими учащимися. Разработана английскими педагогами А. Беллом (1753 1832) и Дж. Ланкастером… … Большой Энциклопедический словарь
ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Метод группового обучения, при котором каждый из учащихся является одновременно учителем по отношению к другим членам группы, помогая им освоить те знания и умения, которыми он владеет наиболее успешно, что способствует… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
взаимное обучение — (Белл Ланкастерская система), система обучения в начальной школе, при которой старшие и более знающие ученики под руководством учителя вели занятия с другими учащимися. Разработана английскими педагогами А. Беллом (1753 1832) и Дж. Ланкастером… … Энциклопедический словарь
взаимное обучение — abipusis mokymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Savitarpio mokymo per pamoką metodas, kai mokiniai vienas kitam aiškina mokymosi dalyką, klausinėja vienas kitą ir mokytoją. Taip sudaromos sąlygos geriau suprasti studijuojamą klausimą,… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Взаимное обучение — см. Белл Ланкастерская система … Большая советская энциклопедия
Взаимное обучение — форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой ученики, наиболее успешно овладевшие учебной программой, занимаются со своими одноклассниками под руководством педагога. В.о. применялось ещё в древности в странах Древнего… … Педагогический терминологический словарь
Взаимное обучение — метод группового обучения. Каждый из обучающихся является одновременно обучающим по отношению к другим членам группы, помогая им освоить те знания, которыми овладел наиболее успешно. На кораблях применяется при проведении занятий по специальности … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Сетевое обучение — Сетевое (взаимное) обучение (англ. networked learning, peer to peer learning ) относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании… … Википедия
Белл-Ланкастерская система — то же, что взаимное обучение. * * * БЕЛЛ ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА БЕЛЛ ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА, то же, что взаимное обучение (см. ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ) … Энциклопедический словарь
ланкастерская система — принятое в России название белл ланкастерской системы обучения, смотри Взаимное обучение. * * * ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА, принятое в России название белл ланкастерской системы обучения, см. в ст. Взаимное обучение (см. ВЗАИМНОЕ … Энциклопедический словарь