Что такое обращение 4 класс примеры

Обращение в русском языке. Примеры и виды обращений

Что такое обращение 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое обращение 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое обращение 4 класс примеры. Картинка про Что такое обращение 4 класс примеры. Фото Что такое обращение 4 класс примеры

Обращение называет, кому адресована речь. Это слово или словосочетание обозначает, к которому обращается автор. Обращение может относиться и к одушевленному лицу, и к неодушевленному предмету.

А мы вас, профессор, давно ищем.

Спи, моя радость, усни.

Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!

Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. (А.С. Пушкин)

Русь, куда ж несешься ты? (Н.В. Гоголь)

Покажите мне Москву, москвичи! (А. Розенбаум)

Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною.
Ю. Визбор

Какими бывают обращения

Скажи, дедушка, ты давно приехал?

Чем вам помочь, любезный?

Провожающие, выйдите из вагона!

Обращениями могут служить собственные имена людей, клички животных, названия по степени родства, профессии, занятию, званию, национальности, возрасту и т.п.

Вас к телефону, Иван Иванович.

Света! Пошли в кино.

Так точно, товарищ генерал!

Эй, мужики, как пройти на улицу Ленина?

Смилуйся, государыня рыбка. (А.С. Пушкин)

За мной, читатель! (М.А. Булгаков)

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
А.С. Пушкин

Краткие и распространенные обращения

Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. (А.С. Пушкин)

Ребята! Не Москва ль за нами? (М.Ю.Лермонтов)

Товарищ, винтовку держи, не трусь! (А.А. Блок)

Каждый труд благослови, удача. (С.А. Есенин)

Примеры распространенных обращений

Бесценный друг, что такое сердце человеческое? (И. Гете)

Забудь, товарищ мой любезный, раздор смешной и бесполезный (А.С. Пушкин)

Как я любил, Кавказ мой величавый, твоих сынов воинственные нравы. (М.Ю. Лермонтов).

Люблю я грусть твоих просторов, мой милый край, святая Русь. (Ф. Сологуб)

Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс. (В. В. Маяковский)

А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер. (В. Лебедев-Кумач)

Несколько обращений могут идти подряд:

Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (И.А. Гончаров).

Знаки препинания при обращениях. Как выделяется обращение

Обращение отделяется знаками препинания. Если его произносят без восклицательной интонации, то обращение выделяется запятой в начале или конце предложения или запятыми, если стоит в середине предложения.

Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При этом первое слово пишется с прописной буквы.

Если перед обращением стоит междометие «о», «ах», «а» и тому подобные, они не отделяются запятой от обращения.

О родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благославляя. (В.А. Жуковский)

Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев)

Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения боже упаси, господи прости, слава тебе господи и т.п.

Если части распространенного обращения разделены другими членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми:

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.А. Крылов).

В официальных письмах обращения принято записывать на отдельной строке. После обращения в таком случае ставится восклицательный знак.

Уважаемый Иван Иванович! (Слово «уважаемый» входит в состав обращения и запятой не отделяется).

Личные местоимения ты и вы чаще всего в предложении являются подлежащими, а не обращениями.

Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель. (А. С. Пушкин)

Иногда, впрочем, они могут быть обращениями или входить в состав обращений.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный! (А.С. Пушкин).

Источник

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Предложения с обращениями»

Цель: ознакомление с понятием «обращение».

Оборудование: карточки словарных слов, таблица с языковым материалом, учебник русского языка для 4 класса, толковый словарь Ожегова,фонограмма песни «Лесной олень».

1. Сообщение темы урока

– Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова знаменитого баснописца Древней Греции – Эзопа.
«При помощи языка люди общаются, решают вопросы, приветствуют, выражают ласку, радость, получают знания, развивают культуру».
– Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной и важной темой. Каждый из вас должен быть очень внимательным. Но об этом чуть позже.

2. Минутка чистописания

3. Словарная работа

1. Корабль, солдат, батон, салют, билет, вагон, газета, вокзал.
2. Самопроверка.
3. Мне покажут свои тетради.

4. Изучение нового материала

1) – Ребята, положите ручки послушайте меня. Проверив ваши тетради, хочу сказать, что ты, Наташа, прекрасно справилась с работой, а ты, Рома, хуже, чем мог бы это сделать. Скажите, друзья мои, а почему вы положили ручки? А откуда вы узнали, что мои слова обращены к вам? Каким было предложение? Что именно я сказала? РЕБЯТА, ПОЛОЖИТЕ РУЧКИ. Т.е. я назвала вас « ребята» и обратилась к вам с просьбой положить ручки.
– А как узнали Наташа и Рома результаты словарной работы?
– Вспомните, что именно я сказала?
– Что помогло вам понять, что я говорила именно с этими ребятами? (Я назвала их имена).
– Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью?
– Итак, тема нашего урока: «Предложения с обращениями».

Давайте же, дети, учиться начнём
И знания светлые нити навек
В свою благодарную память вплетём!

– Прочтите строчки « про себя».
– Теперь прочтём эти строчки вслух. Запишите строчки в тетрадь.
– Найдите обращение в данных строчках.
– Почему вы решили, что это обращение?
– Что такое обращение?
– Словами какой части речи могут быть выражены обращения?
– Всегда ли обращение – это одно слово? Докажите.
– К слову дети подберите подходящие по смыслу прилагательные.
– Прочтите ещё раз строчки Ы. Алтынсарина с прилагательным, подходящим по смыслу к слову дети.
– Сделайте вывод.

Вывод: Обращением может быть не только одно слово, но и сочетание слов.
– Выделяется ли обращение интонационно?
– Что соответствует на письме интонационному выделению?
– Послушайте, какое толкование слова « обращение» даёт словарь Ожегова. (Индивидуальное задание ребенку).
– Совпадают ли наши умозаключения, выводы с толковым словарём?

3) А теперь обратимся к учебнику и прочтём правила на с. 215-214.

5. Закрепление знаний

1) Обращения не всегда обособляются запятыми.

Люди! Берегите природу.

– Запишите предложение в тетрадь.
– Найдите обращение. Почему после него стоит восклицательный знак?
– В какой части предложения стоит обращение?
– Итак, если обращение стоит в начале предложения и произносится с сильным чувством, то после него ставится восклицательный знак.
– Обратите внимание, что после восклицательного знака слово необходимо писать с большой буквы
– Приведите примеры предложений с обращениями, чтобы оно выражало сильное чувство.

2) Комментированное письмо

Друзья, вперёд нас жизнь зовёт.
Ой, Миша, ты испачкался.
Ты сегодня прекрасно отвечала, Юля.

– Где располагается обращение в предложении?

3) Самостоятельная работа (по вариантам)

Изменить предложения, чтобы обращение стояло в начале, в середине, в конце предложения

Помоги мне решить задачу, Ира.
Мама, разреши мне сегодня пойти в кино.

6) Запись предложений под диктовку, разбор их по членам (у доски)

Друзья радуются своим успехам.
Друзья, я радуюсь вашим успехам.

– Каким членом предложения является слово «друзья» в первом предложении? Во втором?

Вывод: Обращение не соединено грамматически ни с одним членом предложения и поэтому не является членом предложения.

– В каком падеже стоит слово-обращение во втором предложении? (Им. п.), но отличается от подлежащего звательной интонацией. В древнерусском языке для обращений существовал специальный звательный падеж. С формой звательного падежа можно встретиться у А. С. Пушкина. (Чего тебе надобно, старче?) Вместо «старик».

7) Обобщение по таблице с. 215 № 714

8) Работа в группах

10) Творческая работа (Домашнее задание)

– А сейчас, дети, я предлагаю вам послушать чудесную песню и найти в ней предложения с обращением.

Звучит фонограмма песни «Лесной олень»

– Назовите предложения с обращениями. С какой просьбой обращается девочка к оленю?
– Итак, представьте себе, что олень выполнил просьбу девочки, и мы вместе с ней оказались в сказке. В нашем классе не осталось обычных мальчиков и девочек, все стали волшебниками. Вокруг нас сказочные герои: Кот в сапогах, Алиса из Зазеркалья, Смелый Чиполлино, домовёнок Кузька и многие другие. Представьте себе, что вы попали в
трудную ситуацию и вам необходимо написать мини-письмо сказочному герою с просьбой о помощи. Но, пожалуйста, не забывайте о вежливых словах и предложениях с обращениями.

Источник

Обращение в русском языке — примеры и виды обращений

И в литературной, и в разговорной речи существует потребность назвать того, к кому обращена речь, и эту функцию берёт на себя обращение. Оно включает в себя одно слово или развёрнутую характеристику, имеет ограничения в отношении сфер использования, обладает особенностями при включении в синтаксические конструкции. Безошибочно выделить обращение в составе предложений позволяет знание определения и отличительных признаков.

Что такое обращение в русском языке

Дополнительная функция этого речевого элемента – выражение отношения говорящего к называемому предмету или существу.

Лингвисты отмечают в разговорной речи образование современных звательных форм, ещё не признанных литературной нормой:

Как отличить обращение

Поскольку отдельной грамматической формы без стилистических ограничений использования современный русский язык для обращения не предусматривает, оно употребляется в именительном падеже. Именительный падеж характерен и для подлежащего, и для выраженной существительным именной части составного именного сказуемого.

В предложении три слова в одной грамматической форме, но с разной синтаксической ролью, следовательно, падеж в качестве отличительного критерия не используется. Сказуемое опознаётся при постановке предложения в прошедшее и будущее время:

Нулевая связка заменяется значимой и присоединяется к именной части.

При разборе односоставных предложений без подлежащего нередкая ошибка – приписывание его роли обращению. От подлежащего обращение отличается тремя признаками.

Обращение не является ни главным, ни второстепенным членом предложения, не связано вопросом с остальными элементами синтаксической конструкции, при синтаксическом разборе не подчёркивается. При удалении его из предложения смысл последнего сохраняется.

То же слово при назывании лица, которому предназначено высказывание, употребляется в односоставных конструкциях со сказуемым второго лица или повелительного наклонения.

Распространённые и нераспространённые обращения

По составу обращения делятся на распространённые и нераспространённые. Если объект, к которому обращено высказывание, назван одним словом или неделимой конструкцией, состоящей из имени с отчеством или фамилией, это нераспространённый вариант.

В повседневной речи в этой роли используются одушевлённые имена существительные.

Неодушевлённые предметы становятся адресатами высказываний при использовании приёма олицетворения, употреблении названия географического объекта для обозначения его жителей и пр.

Речевой этикет не допускает использования в роли нераспространённых обращений личных местоимений второго лица, относя фразы к некорректным, грубым:

В составе распространённых конструкций использование местоимений второго лица допускается:

Пунктуация при обращении

Конструкции, не связанные вопросами с главными или второстепенными членами предложения, обособляются знаками препинания. То же касается и обращения, не имеющего фиксированного места расположения в составе фразы. Предложение с обращением в конце или в середине требует его обособления запятыми.

В начале синтаксической конструкции запятая после эмоционально окрашенного обращения, произнесённого с восклицательной интонацией, заменяется восклицательным знаком. Следующее после знака слово начинается с заглавной буквы.

При отсутствии повтора А в начале предложения – уже не частица, а междометие. В этом случае знак после него требуется.

Обособление нескольких обращений, относящихся к одному объекту, подчиняется следующим пунктуационным правилам.

Поэтическая речь допускает разделение одиночных распространённых конструкций. В этом случае обособляется каждый отдельный фрагмент конструкции.

После обращения, заканчивающего фразу, ставится завершающий знак препинания, требуемый характером предложения: точка, многоточие, вопросительный или восклицательный знак. В случае завершения части сложного предложения, на которой оно не заканчивается, знаки между частями также определяются взаимоотношением частей (запятая, двоеточие, тире, точка с запятой).

Источник

Конспект урока по русскому языку «Обращение» 4 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25» г.Перми

Коротаева Юлия Михайловна

учитель начальной школы

Формы образовательных технологий

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Современные информационные технологии.

Технологии проблемно-диалогового общения.

Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности, возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий.

Предполагается, что урок сможет способствовать формированию следующих УУД:

личностных : стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный мотив, позиционный мотив, развитее стремления к получению высокой оценки;

регулятивны х: следовать заданной цели, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, осуществлять самопроверку по эталону, корректировать самооценку, видеть и исправлять указанные ошибки. Адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников;

коммуникативных: деятельность в рамках сотрудничества, умение работать в группе, умение общаться, слышать и слушать;

познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, установление причинно-следственных связей. Построение логических цепочек рассуждения.

анный урок проводится для класса, в котором обучаются дети средних возможностей, но среди них можно выделить группу сильных учащихся.

Урок разделен на 6 этапов.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Тема: Роль обращений в речи.

Цель нашего урока – узнать, что такое обращение.

Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь.

Девочка Катя собирается написать письмо бабушке:

Здравствуй, бабушка! Как твои дела? У меня всё хорошо. …

Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. Обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.

Обращения на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При обращении наблюдается особая интонация: на слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза.

Обратите внимание! Слова ТЫ и ВЫ не должны использоваться в качестве обращения.

Текст, обращение, текст…

! Обращения на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

Нет, обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.

Частица «О», стоящая перед обращением, сливается с ним и не отделяется запятой. О солнце, раскалённое чрез меру, угасни, смилуйся на бедною землёй!

Междометие «О» стоящее перед обращением, отделяется запятой или восклицательным знаком. О, Петя, вот ты где!

Задание 1. Соедините картинки и предложения с обращениями:

Что такое обращение 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое обращение 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое обращение 4 класс примеры. Картинка про Что такое обращение 4 класс примеры. Фото Что такое обращение 4 класс примерыЧто такое обращение 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое обращение 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое обращение 4 класс примеры. Картинка про Что такое обращение 4 класс примеры. Фото Что такое обращение 4 класс примерыЧто такое обращение 4 класс примеры. Смотреть фото Что такое обращение 4 класс примеры. Смотреть картинку Что такое обращение 4 класс примеры. Картинка про Что такое обращение 4 класс примеры. Фото Что такое обращение 4 класс примеры

Задание 2. Выделите цветом обращения:

— Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

И ей зеркальце в ответ:

— Ты, конечно, спору нет: ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.

Задание 3. Выберете предложения с обращением:

Задание 4. Составьте два предложения из слов и знаков препинания.

Слова: Играть, подожди, в, футбол, ты, меня, пожалуйста, Паша, пойдешь.

Задание 5. Выделите обращения запятыми:

Задание 6. Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

Задание 7. Разгадайте кроссворд:

1.Чаще всего обращением является … человека

2. Знак препинания в виде крючка – это …

3. Слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *