Что такое обратная замена
Метод замены переменной
Метод замены переменной – это такой способ решения, при котором в уравнение (или неравенство) вводится новая переменная, в результате чего оно становится более простым.
Этот метод один из самых популярных при решении сложных заданий, в частности, в ЕГЭ и ОГЭ.
У нас довольно сложное уравнение. А если раскрыть скобки, оно станет еще сложнее. Что делать? Давайте попробуем заменить переменную.
Заменим выражение \(x+\frac<1>
Получилось обычное квадратное уравнение! Решив его, найдем чему равно \(t\), после чего, сделав обратную замену, вычислим \(x\).
Когда не стоит вводить новую переменную? Когда это не сделает уравнение проще. Например, если старая переменная остается, несмотря на замену:
Попробуем сделать замену здесь.
Заменим выражение \(\sin x\) буквой \(t\).
Видим, что в этой замене нет никакого смысла – она не упростила уравнение, даже наоборот, усложнила его, потому что теперь у нас в уравнении две переменные.
Примеры использования метода замены переменной
Заметим, что \(x^4=(x^2 )^2\) (см. свойства степеней ). Тогда наше уравнение приобретает следующий вид.
Теперь используем метод замены.
Вводим новую переменную, заменяя \(x^2\) на \(t\).
Мы нашли чему равно \(t\), но найти-то надо иксы! Поэтому делаем обратную замену.
Пример. Решить неравенство: \(\log^2_3x-\log_3x-2>0\)
Приступим к решению.
Замена переменных в уравнениях (ЕГЭ 2022)
Метод замены переменных… Что это за зверь?
Это хитрый способ сначала сделать сложное уравнение простым (с помощью замены переменных) и потом быстро с ним разделаться.
Есть три способа замены переменной.
Читай эту статью — ты все поймешь!
Замена переменных — коротко о главном
Определение:
Замена переменных – метод решения сложных уравнений и неравенств, который позволяет упростить исходное выражение и привести его к стандартному виду.
Замена переменных – это введение нового неизвестного, относительно которого уравнение или неравенство имеет более простой вид.
Виды замены переменной:
Степенная замена: за \( \displaystyle t\) принимается какое-то неизвестное, возведенное в степень: \( \displaystyle t=<
Дробно-рациональная замена: за \( \displaystyle t\) принимается какое-либо отношение, содержащее неизвестную переменную: \( \displaystyle t=\frac<<
_ _ \) – многочлены степеней n и m, соответственно. Замена многочлена: за \( \displaystyle t\) принимается целое выражение, содержащее неизвестное: \( \displaystyle t=< _ _ _ \) – многочлен степени \( \displaystyle n\). Обратная замена: После решения упрощенного уравнения/неравенства, необходимо произвести обратную замену. Решение примера №1 Допустим, у нас есть выражение: \( \displaystyle < Подумай, к какому виду мы можем его привести, чтобы при расчетах легко найти корни? Правильно, данное уравнение необходимо привести к квадратному виду. Введем новую переменную \( \displaystyle t=< Метод замены переменной подразумевает, чтобы старой переменной \( \displaystyle x\) не оставалось – в выражении должна остаться только одна переменная – \( \displaystyle t\). Наше выражение приобретет вид: \( \displaystyle < Нашли ли мы корни исходного уравнения? Правильно, нет. На этом шаге не следует забывать, что нам необходимо найти значения переменной \( \displaystyle x\), а мы нашли только \( \displaystyle t\). Следовательно, нам необходимо вернуться к исходному выражению, то есть сделать обратную замену — вместо \( \displaystyle t\) ставим \( \displaystyle < Решаем два новых простых уравнения, не забывая область допустимых значений! При \( \displaystyle < \( \displaystyle < А что у нас будет при \( \displaystyle < Правильно. Решений данного уравнения нет, так как квадрат любого числа – число положительное, а в нашем случае – отрицательное, соответственно, при \( \displaystyle < В ответ следует записать необходимые нам корни, то есть \( \displaystyle x\), которые существуют: Точно таким же образом необходимо действовать при решении неравенств. Выполняя замену переменных, необходимо помнить два простых правила: Решение примера №2 Попробуй самостоятельно применить метод замены переменной в уравнении \( \displaystyle 3< Подумай, к какому виду мы можем его привести, чтобы при расчетах легко найти корни? Проверь свое решение: Введем новую переменную \( \displaystyle t=< Наше выражение приобретет вид: \( \displaystyle 3< Возвращаемся к исходному выражению, то есть делаем обратную замену: вместо \( \displaystyle t\) ставим \( \displaystyle < Оба значения \( \displaystyle < При \( \displaystyle < Ответ: \( \displaystyle \sqrt[3]<2>;\sqrt[3]<\frac<1><3>>\) Например, с помощью замены \( \displaystyle t=< В неравенствах все аналогично. Например, в неравенстве \( \displaystyle a< Дробно-рациональная замена – \( \displaystyle y=\frac<< _ \) многочлены степеней n и m соответственно. При этом необходимо помнить, что область допустимых значений (ОДЗ) данного уравнения \( \displaystyle < Решение примера №3 Допустим, у нас есть уравнение: Так как на ноль делить нельзя, то в данном случае ОДЗ будет: \( \displaystyle x\ne 0\) Введем новую переменную \( \displaystyle t\). Пусть \( \displaystyle t=x+\frac<3> Сравни, что дает возведение \( \displaystyle t\) в квадрат, с первой сгруппированной скобкой в нашем примере. Что ты видишь? Правильно. Разница между тем, что у нас в примере, и тем, что дает нам возведение в квадрат, заключается в удвоенном произведении слагаемых. Соответственно, его и следует вычесть, переписывая наш пример с переменной \( \displaystyle t\). \( \displaystyle 2 В итоге мы получаем следующее выражение: \( \displaystyle < Решаем получившееся уравнение: Как мы помним \( t\), не является конечным решением уравнения. Возвращаемся к изначальной переменной: Приводя к общему знаменателю \( \displaystyle x\), мы приходим к совокупности 2-x квадратных уравнений: Решим первое квадратное уравнение: На этой стадии не забываем про ОДЗ. Мы должны посмотреть, удовлетворяют ли найденные корни области допустимых значений? Если какой-то корень не удовлетворяет ОДЗ – он не включается в конечное решение уравнения. Решим второе квадратное уравнение: Снова смотрим, удовлетворяют ли полученные корни ОДЗ? Далее записываем конечный ответ. Ответ: \( \displaystyle \frac<5+\sqrt<13>><2>;\text< >\!\! У тебя получился такой же? Попробуй решить все с начала до конца самостоятельно. Решение пример №4 Какой ответ у тебя получился? У меня \( \displaystyle 1\) и \( \displaystyle 3\). Сравним ход решения: Пусть \( \displaystyle t=\frac<1><<<\left( Приведем слагаемые к общему знаменателю: Не забываем про ОДЗ — \( \displaystyle t\ne 0\). Решаем квадратное уравнение: Как ты помнишь, \( \displaystyle t\) не является конечным решением уравнения. Возвращаемся к изначальной переменной: Решим первое уравнение: Решением первого уравнения являются корни \( \displaystyle 1\) и \( \displaystyle 3\). Решим второе уравнение: Решения не существует. Подумай, почему? Правильно! \( \displaystyle \frac<1><<<\left( Ответ: \( \displaystyle 1\); \( \displaystyle 3\) \( \displaystyle < _ Например, при решении возвратных уравнений, то есть уравнений вида обычно используется замена \( \displaystyle t=x+\frac<1> Сейчас покажу, как это работает. Легко проверить, что \( \displaystyle x=0\) не является корнем этого уравнения: ведь если подставить \( \displaystyle x=0\) в уравнение, получим \( \displaystyle a=0\), что противоречит условию. Разделим уравнение на \( \displaystyle < Теперь делаем замену: \( \displaystyle t=x+\frac<1> Прелесть ее в том, что при возведении в квадрат в удвоенном произведении слагаемых сокращается x: Вернемся к нашему уравнению: \( \displaystyle \begin Теперь достаточно решить квадратное уравнение и сделать обратную замену. Замена многочлена \( \displaystyle y=< _ _ Здесь \( \displaystyle < _ \) — многочлена степени \( \displaystyle n\), например, выражение \( \displaystyle 12< Решение примера №4 Применим метод замены переменной. Как ты думаешь, что нужно принять за \( \displaystyle t\)? Уравнение приобретает вид: Производим обратную замену переменных: Решим первое уравнение: Решим второе уравнение: \( \displaystyle << Решил? Теперь проверим с тобой основные моменты. За \( \displaystyle t\) нужно взять \( \displaystyle 2<< Мы получаем выражение: \( \displaystyle \text Далее делаем обратную замену и решаем оба квадратных уравнения. Решением первого квадратного уравнения являются числа \( \displaystyle 1\) и \( \displaystyle 3,5\) Решением второго квадратного уравнения — числа \( \displaystyle 0,5\) и \( \displaystyle 4\). Ответ: \( \displaystyle 0,5\); \( \displaystyle 1\); \( \displaystyle 3,5\); \( \displaystyle 4\) \( \displaystyle t=< _ _ Здесь \( \displaystyle < _ (например, выражение \( \displaystyle 4< _<4>>\left( x \right)\)). Чаще всего используется замена квадратного трехчлена: \( \displaystyle t=a< Метод замены переменной имеет \( \displaystyle 3\) основных типа замен переменных в уравнениях и неравенствах: Степенная замена, когда за \( \displaystyle t\) мы принимаем какое-то неизвестное, возведенное в степень. Замена многочлена, когда за \( \displaystyle t\) мы принимаем целое выражение, содержащее неизвестное. Дробно-рациональная замена, когда за \( \displaystyle t\) мы принимаем какое-либо отношение, содержащее неизвестную переменную. Разбор 3 примеров на замену переменных Пример 7. \( \displaystyle \left( << Решение примера №6 Пусть \( \displaystyle \text Так как \( \displaystyle \text Решение примера №7 Пусть \( \displaystyle \text \( \displaystyle <<\text Решение: Это дробно-рациональное уравнение (повтори «Рациональные уравнения»), но решать его обычным методом (приведение к общему знаменателю) неудобно, так как мы получим уравнение \( \displaystyle 6\) степени, поэтому применяется замена переменных. Все станет намного проще после замены: \( \displaystyle t=< Теперь делаем обратную замену: Ответ: \( \displaystyle \sqrt[3]<3>\); \( \displaystyle \sqrt[3]<4>\). Решение примера 10 (замена многочлена) Решите уравнение \( \displaystyle \left( < Решение: И опять используется замена переменных \( \displaystyle t=< \( \displaystyle t\cdot \left( t+1 \right)=12\text< >\Rightarrow \text< >< Корни этого квадратного уравнения: \( \displaystyle t=-4\) и \( \displaystyle t=3\). Имеем два случая. Сделаем обратную замену для каждого из них: \( \displaystyle t=-4\text< >\Rightarrow \text< >< \( \displaystyle D=<<5>^<2>>-4\cdot 13=-17 \( \displaystyle y 0\) при всех \( \displaystyle x\), так как \( \displaystyle D=64-4\cdot 4\cdot 7=-48 0\) при всех \( \displaystyle x\), так как \( \displaystyle D=81-4\cdot 4\cdot 7=-31 0\) Что понимают в футболе под термином «Обратная замена»? В каких ситуациях осуществляется замена футболистов? Какими правилами регулируется замена игроков? Обратная замена – ситуация во время матча, при которой ранее замененный футболист снова вступает в игру, выходя на поле вместо другого игрока. В настоящее время обратные замены не предусмотрены правилами футбола в официальных матчах, но возможны в рамках благотворительных встреч, матчей в честь открытия стадиона, праздничных и прощальных игр. В футболе под словом «замена» подразумевается смена одного игрока команды другим во время игры. В течение одного матча правилами ФИФА предусмотрено производить до трех замен на протяжении основного времени, и одну дополнительную в овертайме. Все замены условно можно разделить на два типа: Вынужденные замены происходят тогда, когда игрок основного состава команды получает травму или он показывает плохую игру, достаточно вымотан для продолжения работы в том же ритме. Тактическими заменами называют замены стратегического характера, в этом случае на замену защитнику на поле может выйти нападающий. Игрок, которого заменили в ходе матча, не имеет права снова выйти на поле в течение текущей встречи по правилам ФИФА. Однако существуют исключения для товарищеских матчей и других игр, не являющихся официальными спортивными соревнованиями. Замены футболистов производятся из числа запасных игроков, предварительно указанных в официальной заявке на игру. В основной состав команды входят 11 игроков, количество игроков в запасе предусматривается правилами каждого отдельного турнира. Во время игры такие футболисты занимают место на скамейке запасных в технической зоне, то есть там же, где и располагается тренерский состав данной команды. Интересно: запасных, показывающих отличные результаты игры и забивших несколько голов в ходе игры на замене, неофициально называют «суперзапасными». В Англии в 1860-х годах этот термин употреблялся в отчетной документации о футбольных матчах среди школьников. Но его значение было несколько иным: тогда «заменой» называлась замена футболиста, не пришедшего на игру. Использование этого термина в матчах между национальными сборными началось с 15 апреля 1889 года в официальной игре между сборными Уэльса и Шотландии. До середины XX столетия правилами были запрещены замены футболистов на протяжении всей игры, а при травмировании игрока его удаляли с поля, и команда продолжала игру в неполном составе. С 1958 года были внесены изменения в футбольные правила, и с этого времени была разрешена замена травмированного голкипера, так же, как и одного игрока команды. При этом в менее значимых турнирах такие замены происходили уже с 1954 года. Спустя 14 лет ФИФА увеличила число разрешенных замен еще на одного игрока, а количество игроков «запаса» было равно пяти. Позднее к двум заменам основных игроков добавили дополнительную – возможную замену вратаря (это произошло в 1994 году). В следующем же году число замен увеличили до трех. В ходе летних Олимпийских игр 2016 года правилами соревнований была утверждена ещё одна замена в течение дополнительного времени игры. Такую замену ФИФА утвердила лишь к 2018 году, её было разрешено производить на мировых чемпионатах, в Лиге чемпионов, Лиге Европы УЕФА. Исключительным в отношении правил, регламентирующих игру в футбол, стал 2020 год, период повышенного риска заболеваемости коронавирусом: в этот период количество разрешенных замен увеличили до 5. Турнир:_
_
Степенная замена \( \displaystyle y=<
Степенная замена в общем виде
Дробно-рациональная замена
_
_
Дробно-рациональная замена в общем виде
_
Замена многочлена
Замена многочлена в общем виде
Подведем итоги
Важные советы при введении новой переменной
Обратная замена
Замены в футболе
Запасной игрок
История появления термина «запасной»
Чемпионат Германии. Бундеслига