Что такое пословицы и поговорки определение 5 класс литература
Пословица – что это такое простыми словами, для чего нужны пословицы и чем они отличаются от поговорок
Краткое изречение, в котором выражена мудрость.
Пословица – это краткое изречение, в котором обычно не более одного предложения. Ее отличительная особенность – наличие «мудрости» – то есть какой-то яркой мысли, совета. Например: «тише едешь – дальше будешь» или «не говори «гоп», пока не перепрыгнешь».
В поговорках такой «мудрости» нет. Это просто выражение, которое можно применить в определенной ситуации. Например: «как собака на сене», «ни рыба, ни мясо».
Отличительные черты пословиц
Пословицы могут быть применены к огромному количеству разных ситуаций. Поэтому они так закрепились в языке. Например, «Был бы лес – соловьи прилетят» – это выражение можно применить в отношении любой сферы деятельности.
Пословицу можно адресовать любому человеку. То есть к человеку любого пола и возраста. Поэтому пословицы в русском языке рассматриваются как особый тип предложений – обобщенно-личные. Лицо в них «обобщено», им может быть мужчина, женщина, старик, ребенок. Пословицу «Сделал дело – гуляй смело» можно сказать каждому, кто ленится что-то делать или долго это откладывает.
Они могут быть синонимичными и антонимичными. Синонимичные – это такие, значения которых совпадают (как у синонимов). То есть в них одинаковые поучения, схожие мысли: «Был бы лес – соловьи прилетят» и «Была бы водица, а сено зародится». Другой пример: «Поспешишь – людей насмешишь» и «Тише едешь – дальше будешь».
В антонимичных пословицах значения прямо противоположные (как у антонимов): «Сделал дело – гуляй смело» и «Работа не волк – в лес не убежит».
Поэтому когда мне учитель математики говорила: «Не болтай! Слово – серебро, а молчание – золото!» – я всегда отвечал: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Противоположные значения характерны далеко не для всех пословиц. Например у пословиц типа «Родная земля – мать, а неродная – мачеха» не бывает антонимов. Потому что создавались они русским народом и таких понятий, как «эмиграция» в пору их создания не было. Их просто не было.
Два типа пословиц
Они бывают повествовательными и побудительными. В побудительных используются глаголы повелительного наклонения, например: «Не зная броду – не суйся в воду».
В повествовательных пословицах, наоборот, глаголы изъявительного наклонения. Они как будто констатируют определенный факт: «И комар лошадь свалит, если волк пособит».
Еще можно было бы выделить условные пословицы, которые сообщают об условии успеха какого-то дела, например: «Не поклонясь до земли, грибов не поднимешь» – но большинство филологов такой подтип не выделяют и относят подобные изречения к повествовательным пословицам.
С помощью чего создаются пословицы
С помощью рифмы. «Не зная броду – не суйся в воду» – вполне богатая рифма, рифмуются не только конечные гласные, но и два предшествующих им звука: «оду» – «оду».
Есть в пословицах и более простые рифмы, глагольные: «Неразумного учить – в бочку-кадку воду лить».
Ритм. Рифмы может не быть, но произноситься пословица будет ритмично. Посмотрите на ударные слоги в этой пословице: «тИше Едешь – дАльше бУдешь» – ударение падает на каждый второй слог.
Параллелизм. То есть расположение членов предложения (или частей речи) в одной части пословицы параллельно их расположению в другой. Смотрите: «Земля родная – колыбель золотая»: подлежащее с определением, сказуемое с определением. Если посмотреть на части речи, то параллельность будет еще более заметная: существительное с прилагательным – существительное с прилагательным.
Аллитерация. Когда в пословице повторяются одни и те же согласные звуки: «Не бей по роже – себе дороже».
Ассонанс – когда повторяются гласные. Ассонанс часто сочетается с аллитерацией. Например, вот в этой пословице повторяются и гласные «о», и согласные «р»: Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу.
Связь русских и зарубежных пословиц
Некоторые пословицы, очевидно, пришли в русский язык из-за рубежа. Например, у выражения «капля камень точит» есть латинский аналог, который переводится точно так же: «Gutta cavat lapidem». Или: «Не место красит человека, а человек место»: «Homo ornat locum, non locus hominem».
Но их мало. Зато можно часто наблюдать синонимию между русскими пословицами и зарубежными. Сравните: «На вкус и цвет товарищей нет» – «His olus, his oleum sapit, ergo vasta fit esca» (одни любят овощи, другие – масло, поэтому еда такая разная).
Полезные материалы по теме
Наша статья подошла к концу. Надеюсь, я смог объяснить вам, что такое пословица, и дал достаточно материала для развернутого ответа на уроке. У меня выходило еще несколько статей по литературе и лексике русского языка, посмотрите их:
Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю вам на почту будут приходить лучшие статьи рубрики Образование.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, в комментариях, используете ли вы в речи пословицы. Если да, то какая из них вам нравится больше всего. Моя любимая пословица (не знаю почему, возможно, мне ее часто говорила в школе учительница русского): «Не спеши коза в лес – все волки твои будут».
Пословицы и поговорки. В чем разница?
Понятия
*Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль.
Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.
*Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора.
Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.
Отличительные особенности
1. Основное отличие между пословицей и поговоркой в том, что пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание.
2. Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление, а поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.
Примеры пословиц и поговорок
Пословицы
• «Мал золотник, да дорог»
В этой небольшой пословице содержится очень глубокий смысл. Она гласит, что ценность чего-либо не в богатстве и роскоши, а в значимости и отношении человека к этому предмету или делу.
• «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
Это очень распространенная и известная пословица, которая означает, что любое дело требует усилий и стараний.
• «Береженного бог бережет»
Это также очень популярная пословица, которая означает, что человека, который заботится о своей безопасности и всегда внимателен, беда или несчастье обойдет стороной.
• «Делу время, потехе час»
Эта пословица означает, что дела нужно планировать и отдавать им большую часть времени, развлечения должны занимать небольшую часть жизни, иначе пострадает работа. Чтобы достойно жить, нужно трудиться в первую очередь, а уж потом можно с удовольствием оставить себе какое-то время для развлечения.
• «Лыку не вяжет»
Корни этой поговорки уходят в старину, когда каждый крестьянин обязан был уметь плести лапти из лыка – липовой коры, а когда же человек не мог выполнить даже этого простого дела, то это означало, что он либо не в своем уме, либо очень пьян. До нашего же времени эта поговорка дошла именно во втором значении.
• «Собака на сене»
Эта поговорка употребляется, когда речь о том, кто сам не пользуется чем-либо и не дает пользоваться другим.
• «Подложить свинью»
Эта поговорка означает, что кто-то кому-то сделал гадость или неприятность, причем обязательно тайком.
Урок литературы в 5-м классе «Пословицы и поговорки»
Разделы: Литература
Класс: 5
Ключевые слова: пословицы
Цели деятельности учителя:
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа, воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.
Метапредметные:
Оборудование: мультимедийная установка, презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.
2. Актуализация знаний
Слайд 1.
— Часто вы слышите: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». А знаете ли вы, к какому жанру относится это выражение?
— Сегодня на уроке мы будем говорить о пословицах и поговорках, узнаем больше об этих малых жанрах.
Дома вы готовили «Хвалебное слово пословице». Давайте его послушаем.
1-й ученик:
Пословицы не даром молвятся, без них прожить нельзя!
Они великие помощницы и в жизни верные друзья!
2-й ученик: Порой они нас наставляют, советы добрые дают,
3-й ученик: Порой чему-то поучают и от беды нас берегут.
4-й ученик: Ведь с ней и горе не беда, и наша речь красна пословицей. Давайте вспомним их друзья!
5-й ученик: Ну кто из вас не согласится, что без труда мечта мертва? Что дело мастера боится, что жизнь дана нам для добра?
6-й ученик: Что друг не тот, кто медом мажет, а тот, кто правду прямо скажет.
7-й ученик: Что долог день до вечера, коли делать нечего.
8-й ученик: Что сам себя лишь тот погубит, кто других совсем не любит.
9-й ученик: Кто кричит: «Я помогу!», а пришло время – «Не могу!».
10-й ученик: Где растяпа и тетеря, там не прибыль, а потеря.
11-й ученик: И почитай учителя, как своего родителя.
12-й ученик: А в пословицах ведь говорится, что сами мы должны учиться.
13-й ученик: Грамотей не тот, кто читать умеет, а тот кто слушает да разумеет!
14-й ученик: Помни! Тот кто хочет много знать, тот не должен долго спать!
15-й ученик: Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
16-й ученик: Согласитесь: лень и плут до добра не доведут.
Слово учителя
Слайд 2
О важном значении пословиц и поговорок говорят сами пословицы и поговорки:
3. Самостоятельная работа со вступительной статьей учебника
– Прочитайте статьи учебника «Пословицы» на странице 27–28 и «Поговорки» на странице 31-33.
— В чем различие пословицы и поговорки?
Слово учителя: Первоначально пословицы и поговорки входили в состав небольших рассказов о каких-либо событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в произведении. Например, «Битый небитого везет» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).
В пословицах отражают исторические события, представления народа о крестьянском труде, о богатстве и бедности, нравственности, христианские верования, семейный быт, качества характера и другое. Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые.
4. Сопоставление пословицы и поговорки
Слайд 3
Учащиеся делают выводы на основе статей учебника и записывают их.
Пословица
1 часть – условия совершения событий.
2 часть – вывод и поучение, краткое выразительное назидание.
Поговорка
5. Этап актуализации жизненных впечатлений
Класс делится на две команды. За каждый правильный ответ команда получает балл (жетон)
А) Игра «Знатоки пословиц»
Слайды 4-11
Б) Игра «Собери пословицу»
Слайд 12
Слайд 13
В) Игра «Объясни смысл»
Слайд 14
6. Рефлексия
– Скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни?
7. Итог. Выставление оценок
8. Домашнее задание
Слайд 15
Урок литературы в 5 классе. Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Харитонинкова Лариса Ивановна
Учитель русского языка и литературы
Конспект урока по литературе в 5 классе
Тема: «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»
развитие речи учащихся через комментированное чтение пословиц, написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов;
воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.
Эпиграф к уроку: «Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много». Л.Н.Толстой
II . Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя:
— Какие малые жанры фольклора вы знаете?
(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки и т.д.)
— Сможете ли определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты?
От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).
Зимой оживает (снег). (загадка)
3) Киса, кисонька, коток,
Приходи, киса, ночевать,
Приди Васеньку качать… (колыбельная песня)
Будь пудаста! (закличка)
5) А у нас во дворе
И нечаянно хвостом
К небу прицепился. (небылица)
По кочкам, по ямкам,
Бух, и провалились. (потешка)
7) Скачет галка по ельничку,
Бьёт хвостом по березничку.
Наехали на галочку разбойнички,
Сняли они с галки синь кафтан.
Не в чем галочке по городу гулять,
Плачет галка, да негде взять… (прибаутка)
8) Потягунчики, порастунчики!
Ноги – ходунюшки. (пестушка)
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной. (приговорка)
10) Раз, два – упала гора,
Три, четыре – прицепило,
Пять, шесть – бьют шерсть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять – деньги весить. (считалка)
11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица)
12) Обманули дурака
Чтоб тебя разнесло. (дразнилка)
13) Семь пятниц на неделе. (поговорка)
III . Изучение нового материала:
— Какие пословицы и поговорки вы знаете?
— Часто ли вы употребляете их в своей речи или слышите от окружающих?
— Прежде чем сказать их, вы думаете, какую из пословиц или поговорок лучше произнести?
(Нет. Они, в основном, возникают в сознании человека непроизвольно. Это метко подмеченное происшествие, случай.)
Работа с литературоведческим словарем:
— Найдите определения пословицам и поговоркам в литературоведческом словаре,
прочитайте их и запишите себе в тетради.
Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.
Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.
Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»
Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению
Часто является средством речевой характеристики человека
Учащиеся делятся на группы по 5 человек (в зависимости от состава класса). Каждая группа пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова). Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.
1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.
2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Чтение пословиц о пословицах и их комментирование.
— Прочитайте пословицы, которые написаны на доске.
1) Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
2) На рынке пословицы не купишь.
3) Нет пословицы без правды.
4) От пословицы не уйдёшь.
5) Пословица не даром молвится.
— Выберите одну из этих пословиц, запишите её в тетрадь и ответьте, как вы её понимаете.
IV . Закрепление изученного материала:
Чтение работ и их обсуждение.
V . Подведение итогов урока:
— Над какой темой работали сегодня на уроке?
— Что нового вы для себя узнали?
VII . Домашнее задание:
1) Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову: друг, вода, радость, книга, жизнь.
2) Работа с дополнительной литературой. Представить толкование, происхождение одной пословицы (на выбор)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-607878
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Поговорки и пословицы
Данный видеоурок будет посвящён пословицам и поговоркам. Мы поговорим о пословицах и поговорках русского народа, узнаем, какими бывают пословицы и поговорки, сравним пословицы разных народов.
Бывает так, что мы осваиваем новое дело, а у нас ничего не получается. Нам говорят: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» или «Терпенье и труд всё перетрут». Два друга увлекаются одни и тем же делом. О них скажут: «Два сапога — пара».
«Хлеб — всему голова», «Доброе слово и кошке приятно», «За двумя зайцами», «Собаку съесть»… Такие выражения слышали все. Что это такое? Это пословицы и поговорки.
Пословица — это краткое народное изречение, имеющее поучительный характер. Пословица всегда выражает законченную мысль.
Тише едешь — дальше будешь.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Волков бояться — в лес не ходить.
Поговорка — это краткое народное изречение, метко и ярко характеризующее какое-то явление. Поговорки не выражают законченной мысли.
Говорят, что кур доят.
Повторение мать ученья.
Дуракам закон не писан.
Пословицы и поговорки появились очень давно. Их никто не придумывал специально. Очевидно, впервые они произносились к конкретному случаю. Кто-то пытался перейти реку, попадал на глубокое место и начинал тонуть.
Можно как угодно красочно что-то описывать — всё равно полное представление человек об этом получит, когда увидит сам. Вот и получается: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
В пословице самое главное — это её смысл. Пословицы учат, как надо и как не надо поступать. Главное — понять, о чём говорит пословица. И тогда можно избежать многих неприятностей.
Не буди лихо, пока оно тихо.
Бесплатный сыр только в мышеловке.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Всё тайное становится явным.
В поговорке же главным является её красота, меткость, складность. Поговорка украшает речь, делает её красочной, оживлённой, весёлой.
После дождичка в четверг.
Не в бровь, а в глаз.
Бумага всё стерпит.
Пословиц очень много — возможно, на все случаи жизни. Из века в век складывался тот устный учебник, в котором народ закреплял правила поведения при любой ситуации.
Упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.
Кончил дело — гуляй смело.
Жить — Родине служить.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Если разбивать пословицы на родственные группы, то можно выделить пословицы о труде, о хлебе, о Родине, о семье, о дружбе, о животных, о добре и зле, о зависти и многие-многие другие.
Без друга в жизни туго.
Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.
Конь — не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.
Довольно часто пословицами становились фразы из произведений писателей. Особенно преуспел в этом наш великий баснописец Иван Андреевич Крылов. Едва ли не в каждой его басне можно найти пословицу:
Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши.
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
Кукушка хвалит петуха
За то, что хвалит он кукушку.
Слона-то я и не приметил.
Но и другие авторы тоже внесли свою лепту в бескрайнее море пословиц:
Дела давно минувших дней,
Преданье старины глубокой.
Знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть.
Рождённый ползать летать не может.
Пословицами и поговорками богат не только русский язык. Все народы мира облекали в них накопленную веками мудрость. Вот почему нельзя сказать, что человек в совершенстве владеет иностранным языком, если он не знает его пословиц и поговорок.
А поскольку все люди хотят мирно жить, спокойно трудиться, иметь родных и друзей, то и пословицы разных народов во многом схожи. В любой стране уважают аккуратность и трудолюбие, осуждают лень и злость, призывают к защите родной страны.
Имея в виду способность пословиц в одной фразе выразить многое, драматург Александр Николаевич Островский часто брал пословицы заглавием к своим пьесам:
На всякого мудреца довольно простоты.