Что такое образная система стихотворения

3. Некоторые механизмы формирования образного ряда в современной

Помимо рассмотренного в предыдущей статье различия поэзии и прозы в плане формы, существует ещё одно немаловажное различие, связанное с используемой системой образов, образным рядом. Образы подразделяются (хотя деление такое субъективно) на образы поэтические и образы непоэтические. Так, в зависимости от “поэтичности” образов, стихотворение может быть названо прозаическим произведением, а повесть – поэмой.
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: а что, собственно, такое поэтический образ и как он формируется? Если да, то, возможно, приходили к такой или подобной трактовке: поэтический образ – это словесное выражение необыденного (прошу не путать с необычным) восприятия окружающего мира. Вообще говоря, определение это выглядит довольно размытым. Можно с уверенностью констатировать поэтичность или непоэтичность того или иного образа; можно с уверенностью сказать, что образ без синонима “поэтический” превращает стихотворение в произведение прозаическое; почти всегда можно указать на окказиональность (случайность), местный характер образа, условность его применимости в повседневном общении, но определение самого поэтического образа представляется задачей весьма сложной. Разобраться в сущности “поэтичности” образа помогает знание механизмов его формирования…

ОТСТУПЛЕНИЕ СО ССЫЛКОЙ

Как известно, одно из качеств мышления человека – ассоциативность. Любой человек мыслит, ассоциируя, соединяя слова (образы) в словосочетания (образный ряд) путём перебора ассоциаций (априори я полагаю, что любое стихотворение состоит из ряда образов – образного ряда, хотя есть большое число случаев стихотворения-образа (как единичного образа в стихотворении, так и конструкции второго уровня: образа над образным рядом) – понятие образного ряда представляется мне удобным для изложения идеи данной статьи).
Вроде бы ничего особенного не выяснилось: ассоциативность мышления относится не только к поэзии – о механизме формирования образного ряда пока ничего нового сказать нельзя. Однако в ассоциативном мышлении можно выделить несколько способов формирования образного ряда и, таким образом, определить некую поэтическую составляющую…
Позволю себе отступление: термины, применяемые далее, условны; я не претендую ни на первенство их применения, ни на удачность выбора, ни на детальность классификации. Имхо, господа и дамы: спорьте на здоровье. Ещё одно: я даю лишь небольшое количество примеров, достаточное для уяснения того или иного положения, полагая, что каждый автор самостоятельно выделит моменты приложения интересующего его приёма.

МЕХАНИЗМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭТИКИ

Суггестивный механизм, вне всякого сомнения, сделал поэзию много более “поэтичной” (необыденной, недоказуемой…). Однако мир не стоит на месте: были введены в использование и другие механизмы формирования образного ряда (сложные, в противоположность вышеизложенным – простым). На сегодня я выделяю следующие: диссоциативный, девиативный, дупликативный и диссипативный. Деление это условно и субъективно, имхо.

ДИССИПАТИВНЫЙ (от “диссипация” – рассеяние) механизм. Механизм Бродского. Создание поэтического образа достигается за счёт рассеяния читательского внимания: перескока с одной мысли на другую, неоконченных мыслей и т.д. и т.п. Собственно образ создаётся на местах перескока за счёт инерции ассоциативного мышления.

ОТСТУПЛЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Итак, поэтический образ формируется определёнными механизмами, имеющими в своей основе ассоциативное мышление. Степень “поэтичности” образа определяется в конечном итоге возможностями самого механизма и умением поэта. Не стоит думать, что, выделив и освоив механизмы формирования образного ряда, поэт развивает свой дар. Увы, он развивает только умение; дар же определяет, насколько полно поэт может использовать своё знание о механизмах формирования образного ряда.

Источник

Структура стихотворения

Что такое образная система стихотворения. Смотреть фото Что такое образная система стихотворения. Смотреть картинку Что такое образная система стихотворения. Картинка про Что такое образная система стихотворения. Фото Что такое образная система стихотворения Что такое образная система стихотворения. Смотреть фото Что такое образная система стихотворения. Смотреть картинку Что такое образная система стихотворения. Картинка про Что такое образная система стихотворения. Фото Что такое образная система стихотворения

Всего получено оценок: 264.

Всего получено оценок: 264.

При рассмотрении лирического произведения необходимо учитывать структуру стихотворения. Она помогает увидеть особенности стихотворения как жанра лирики.

Структура

Стихотворение имеет следующую структуру:

Художественные средства

Рассматриваются все художественные средства всех уровней языка: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.

В стихотворении особое место занимают тропы как лексические средства.

Система стихосложения

Стихотворения могут быть написаны в нескольких системах стихосложения: силлабическая, силлабо-тоническая (размерная), тоническая (безразмерная).

Размер

Большинство стихотворений написано двухсложными (хорей, ямб) или трехсложными (дактиль, амфибрахий, анапест) размерами.

Эти пять размеров характерны только для стихотворений, написанных в силлабо-тонической системе.

Рифма

Рифма бывает несколько видов: мужская (ударение падает на последний слог последнего слова), женская (ударение падает на предпоследний слог последнего слова), дактилическая (ударение падает на третий с конца слог последнего слова), гипердактилическая (ударение падает на четвертый с конца слог последнего слова).

Рифмовка

Рифмовка бывает смежная (ААбб), перекрестная (АбАб), кольцевая (АббА) и сплетенная (сочетание несколько видов рифмовки).

Строфика

Стихотворение может делиться на строфы: дистих (двустишие), терцина (трехстишие), катрен (четверостишие), пятистишие, секстина (шестистишие), септина (семистишие), октава (восьмистишие), нона (девятистишие), десятистишие, сонет (четырнадцатистрочное).

При анализе каждой строфы видна образная структура стихотворения.

Что такое образная система стихотворения. Смотреть фото Что такое образная система стихотворения. Смотреть картинку Что такое образная система стихотворения. Картинка про Что такое образная система стихотворения. Фото Что такое образная система стихотворения

Что мы узнали?

Стихотворение имеет следующую структуру: художественные средства (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические); система стихосложения (силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая); стихотворный размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест); рифма (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая); рифмовка (смежная, перекрестная, кольцевая); строфика (дистих, терцина, катрен, пятистишие, секстина, септина, октава, нона, десятистишие, сонет).

Источник

Образная система стихотворения. Работа с текстом. 1 часть.

Ход урока

Орг. момент.

Приветствие. Постановка тема,целей и задач урока.

Новый материал.

У.:Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы, условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

— Как вы понимаете, что такое свобода?

— Каким словом вы обозначите состояние, противоположное свободе?

— Какие чувства, по-вашему, должен испытывать раб?

— Вершиной свободолюбивой лирики Пушкина можно считать стихотворение “Анчар”

Анализ текста.

История создания стихотворения.

— Черновая рукопись “Анчара” имеет точную дату написания: “9 ноября. 1828. Малинники”, а впервые опубликовано в 1832 году в альманахе “Северные цветы”.

В последней строфе вместо “князь” было напечатано “царь”, что вызвало подозрение в присутствии иносказания в произведении у главы III Отделения Бенкендорфа, и Пушкину пришлось давать объяснения. Шеф жандармов просил Пушкина ответить, как могло появиться это стихотворения без разрешения царя.

У.:— В рукописи был эпиграф:

Эпиграф взят из трагедии Кольриджа “Раскаяние” (д. I, явл.1).

Перевод звучит так:

“Вот древо яда; пронзенное до сердцевины,
Оно плачет лишь ядовитыми слезами”. Кольридж. (Англ.)

— Как вы считаете, почему поэт обратился к этому сюжету?

Звучит запись стихотворения “Анчар”

Жанр и композиция стихотворения.

— На сколько частей можно разделить стихотворение?

— О чем говорится в каждой части?

— Озаглавьте части стихотворения сроками из него.

— Докажите, что стихотворение построено на основе антитезы.

Основные темы и идеи стихотворения.

Образная система стихотворения. Работа с текстом. 1 часть.

У.:- Найдите ключевые образы природы, изображенные в первой части стихотворения. Запишите их в тетрадь в виде схемы:

— Проверьте свои записи:

Что такое образная система стихотворения. Смотреть фото Что такое образная система стихотворения. Смотреть картинку Что такое образная система стихотворения. Картинка про Что такое образная система стихотворения. Фото Что такое образная система стихотворения

— Какими мы видим эти образы у Пушкина? Найдите эпитеты, характеризующие их, и выпишите в тетрадь.

— Давайте проверим ваши записи.

— Какой мы видим пустыню у Пушкина?

— Что мы узнаем о степях?

— Какой эпитет подбирает Пушкин слову “день”?

— Что подразумевает слово “зелень”? Сочетание “зелень мертвая” воспринимается как нарушение норм природы.. Выражение “мертвая зелень” содержит оксюморон, т. е. эпитет, который соединяет несоединимое

— Каким мы видим песок в стихотворении?

— Назовите Стихии природы, которые, приходя с Анчаром в соприкосновение, делаются разрушительными. Ветер, сталкиваясь с деревом смерти, получает страшное название “вихорь черный” и, пролетая мимо него, становится носителем зла.

— Что значит слово “тлетворный”? Оно из высокой славянской лексики имеет два корня — тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать).

— А каким становится дождь, соприкоснувшись с деревом смерти? В стихотворении нагнеталось значение жажды — “раскаленный”, “чахлый”, “жаждущий” и др. В пятой строфе появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в искаженном мире зла и дождь становится источником смерти.

— Каков основной образ второй строфы? В первой строфе говорилось о бесплодии пустыни, во второй природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. В день гнева порождает анчар. В сказках многих народов существуют рассказы о том, как злое существо — ведьма — в минуту гнева порождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастья.

— Какими дарами награждает мать свое дитя? (они противоестественны):

Грозный часовой; один во всей вселенной; дерево смерти.

Что такое образная система стихотворения. Смотреть фото Что такое образная система стихотворения. Смотреть картинку Что такое образная система стихотворения. Картинка про Что такое образная система стихотворения. Фото Что такое образная система стихотворения

— Какие глаголы и деепричастия передают движение смертоносного яда?

— Как ведут себя птица, тигр и почему?

— Кому угрожает анчар?

Вывод: “Зло всем угрожает и охраняет себя, зло огромное, вселенское, зло заключается в себе самом, зло существует в природе”. Закон природы: все живое избегает зла.

Определение размера стихотворения

Итог урока.

Как вы думаете, какие мысли волновали Пушкина, когда он создавал это стихотворение?

— О чем нас заставляет задуматься это произведение?

Вывод.

Так поэт выражает важнейшую идею стихотворения: зло порождает зло.

Домашнее заданиеДать развернутый ответ на вопрос “Почему стихотворение “Анчар” – вершина свободолюбивой лирики А.С.Пушкина?”

Источник

Образность и точность поэтической речи

статья перенесена сюда с сайта стихи.ру

1. ЧТО ТАКОЕ ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА. ПРЕДМЕТ И МАТЕРИАЛ

» Крутила Вьюга фуэте без счёта…
Богаченко Татьяна
ВЬЮГА есть БАЛЕРИНА, признак – «крутить фуэте»
самое распространенное сравнение – с человеком: НЕЧТО есть ЧЕЛОВЕК. Такая метафора называется олицетворением или персонификацией»

3. ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Обратимся опять к психологии. И сделаем мы это исключительно для обоснования позиций читательского восприятия.

Помните, мы говорили о процессе оглядывания и ощупывания предметов на первом году становления человеческого сознания. Зрительные образы предметов с тех самых пор сочетаются с их пространственной топологией.

«Клин журавлей на фоне облаков. »
— можете ли Вы мысленно удлинить свою руку и провести пальцами между клином журавлей и облаками? Да, это возможно.
«И блещут облака, скользя в небесной сфере. »
— чувствуете? нет зазора между облаками и сферой, не просунуть туда пальцы.

«Голосило, а потом простыло
и застывшим голосом висит.»
— из контекста понятно, что речь идёт о младенце. Но Вы можете представить зрительно, как может нечто «висеть голосом»?

КОНСТАНТНОСТЬ восприятия означает одинаковость восприятия в разных условиях освещения, пространственного расположения и ориентации. Стул и вверх ножками воспринимается как стул. Если мы его видим, и сразу во всех деталях. А как бы поэтическом тексте упомянуть о стульях так, чтобы по их положению было бы ясно, что кафе уже закрыто?
В отношении поэтического текста константность восприятия может нарушаться при смене личных местоимений обращения (замена Я на ТЫ, МЫ на ВЫ), замены авторской речи на прямую, перескоки во временах года (действие из осени неожиданно возвращается в лето) и проч. В одном из стихотворений истопник, распахивая дверь и выходя на улицу, в следующей строфе неожиданно оказывается стоящим лицом к печи. Возникает коллизия одновременного присутствия в зрительной картине двух человек.

«Из-под клюва сирени мальками –
он идёт и четыре гвоздя
то ли крыльями, то ли руками
открывают у страха глаза»

К тому, что было сказано выше подыщем свежий пример
Перед грозой
Светлана Платицина http://www.stihi.ru/2013/01/28/8916
«А перед грозой тишина в разноцветии клумб
тревожно качает листы, как колодец гулка.
И первые капли вот-вот побегут по стеклу
дорожками спущенных петель на серых чулках.».

4. ТОЧНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Перед грозой
Светлана Платицина http://www.stihi.ru/2013/01/28/8916

А перед грозой тишина в разноцветии клумб
тревожно качает листы, как колодец гулка.
И первые капли вот-вот побегут по стеклу
дорожками спущенных петель на серых чулках.

Дождь мышью сторожкою в клейкой листве зашуршит.
Запахнет медово до тихой истомы в груди
от белых цветков вдоль забора притихших крушин,
в которых чуть слышно, как шмель недовольно гудит.

И враз по ручью пробежит мелким бисером зыбь!
И ливень стеною ударит в бревенчатый дом.
И шмель торопливо заищет приют от грозы
под низким карнизом, где ласточки свили гнездо.

Март-апрель, а по углам зима,
но сырая, пахнущая дерном.
Талый снег спускается с холма
в осветленном воздухе просторном.

Неуместны больше стоны,
Сила лета велика;
Тянут ветви липы, клены
В легкий шелест ветерка.

Сочной зелени сиянье
Под лазурный небосвод —
Отрицанием страданья
Жив сейчас лесной народ.

Источник

Справочные материалы к комплексному анализу лирических произведений. Структура стихотворения.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

РГУ им. Косыгина Преподаватель Балабанова Л.И.

К КОМПЛЕКСНОМУ АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Строфика текста, ее особенности и смысловая роль.

Особенности рифмы и её смысловая роль.

Стихотворный размер и его смысловая роль.

Что такое образная система стихотворения. Смотреть фото Что такое образная система стихотворения. Смотреть картинку Что такое образная система стихотворения. Картинка про Что такое образная система стихотворения. Фото Что такое образная система стихотворения

Характер поэтической речи:

ритмически упорядоченная организация текста

ритмом , единственное, что отделяет стихи от прозы – это ритм.

способом организации стиха

— периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.

постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков.

— задает Повторение ударных и безударных слогов стихотворения

Создаёт настроение, усиливает эмоциональные средства;

ритм может приобретать насмешливую интонацию, имити ровать народную песню и т.д.

Основа всякой поэтической вещи — ритм — «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).

в стихотворной речи

стих отдельная стихотворная строка, которая в свою очередь делится на стопы.

— повторяющаяся комбинация одного ударного и нескольких безударных слогов.

Основные особенности ритмики

тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

силлабо – тоническая система основана на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов.

Что такое образная система стихотворения. Смотреть фото Что такое образная система стихотворения. Смотреть картинку Что такое образная система стихотворения. Картинка про Что такое образная система стихотворения. Фото Что такое образная система стихотворения

Характеристика системы стихосложения

ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено;

С одной страны гром,

С другой страны гром,

Набегали тучи
Воду несучи

ритмика которой организуется повторением ударных слогов;

число безударных слогов между ударениями варьируется свободно

нет четкой последовательности ударных и безударных слогов

Она существовала давно, со времен М.В. Ломоносова практически не использовалась, но в ХХ веке символисты вернули ее в оборот, поэтому термины дольник, акцентный стих и верлибр попали в раздел с теорией…

в основе лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках

М.В. Ломоносова ввёл силлабо-тонику.

Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом,
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья, в пляске круговой.
(М. Лермонтов)

силлабо-тонический стих (размерный)

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…

(А.С. Пушкин)

«Де́вушка пе́ла в церко́вном хо́ре 1221
О все́х уста́лых в чужо́м краю́, 2222
О все́х корабля́х, уше́дших в мо́ре, 2311
О все́х, забы́вших ра́дость свою́». 2212

(А. А. Блок).

Пример стихотворения Блока – это дольник . Суть в том, что у дольника количество ударений в строке всегда одинаковое (в нашем случае их 4), но они могут иметь разные позиции. у дольника эти интервалы одинаковые

Примером акцентного стиха может выступать также и русский рэпчик

У белого стиха есть всё, кроме рифмы

Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно. »
А далеко, на севере — в Париже —
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос,
Я требую, чтоб улыбнулся ты…

Строфа — (греч. strophe — круг, оборот) — группа из определенного числа стихотворных строк, повторяющихся в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющая собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.

Строфа – группа стихотворных строк, объединённых в ритмическое целое по содержанию, способу рифмовки и интонации.

Наименьшей из строф является двустишие.

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были четверостишия, октавы, терцины.

В зависимости от кол-ва строк и вида используемой рифмовки различают следующие разновидности строф:

Самостоятельное двустишие, выражающее законченную мысль

Добрые люди, спокойно вы жили,

Милую дочь свою нежно любили.

Строфа, состоящая из трехстиший, связанных цепью переходящих рифм. Со средней строкой последнего трехстишия рифмуется дополнительная заключительная строка

АБА — БВБ — ВГВ и т.д.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу.

Утратив правый путь во тьме долины,

Каков он был, о, как произнесу.

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

(Данте А. «Божественная комедия»)

Четверостишие, строфа из четырех строк; самая распространенная строфа русской поэзии

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Строфа из пяти сихотворных строк, которые рифмуются:

АБААБ — АБББА — ААББА

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

пятистишия, написанные анапестом.

Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.

Строфа, состоящая из шести стихотворных строк с рифмовкой ААБВВГ или АБАБВВ

Сижу задумчив и один,

На потухающий камин

С тоскою мыслю о былом

И слов в унынии моем

Строфа, состоящая из семи стихотворных строк; практически не используется русскими поэтами

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,

Лиэээй пелся облик,

Гзи-гзи-гэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило лицо.

Строфа из восьми стихотворных строк с рифмовкой АБАБАБВВ; обязательным является чередование мужских и женских окончаний

Обол — Харону: сразу дань плачу

Врагам моим. — В отваге безрассудной

Писать роман октавами хочу.

От стройности, от музыки их чудной

Я без ума; поэму заключу

В стесненные границы меры трудной.

Попробуем, — хоть вольный наш язык

К тройным цепям октавы не привык.

Триолет (франц. triolet)

твёрдая форма 8-стишие с рифмовкой ABaA abAB, где стихи A и B повторяются как рефрены. Употребляются в лёгкой поэзии 15-18 вв.

Строфа, состоящая их девяти стихотворных строк, представляющая собой октаву с наращенной строкой перед заключительным двустишием; применяется крайне редко

Пришел и сел. Рукой задвинул

Лица пылающего книгу.

И месяц плачущему сыну

Дает вечерних звезд ковригу.

Строфа, состоящая из десяти стихотворных строк

Классические оды XVIII века

Вид сложной строфы; стихотворение, состоящее из 14 строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцины); в катренах повторяются только две рифмы, в терцинах — две или три. Расположение рифм допускает много вариантов

Однажды дома я весь вечер просидел.

От скуки книгу взял — и мне сонет открылся.

Такие ж я стихи сам сделать захотел.

Взял лист, марать его без милости пустился.

Часов с полдюжины над приступом потел.

Но приступ труден был — и, сколько я ни рылся

В архиве головной его там не нашел.

С досады я кряхтел, стучал ногой, сердился.

Я к Фебу сунулся с стишистою мольбой;

Мне Феб тотчас пропел на лире золотой:

«Сегодня я гостей не принимаю».

Досадно было мне — а все сонета нет.

«Так черт возьми сонет!» — сказал — и начинаю

Трагедию писать; а написал сонет.

Строфа, состоящая из 14 строк: трех четверостиший, каждое из которых имеет свою рифмовку: перекрестная, парная, кольцевая ( в первом четверостишии используется перекрёстная, во втором – смежная, а в третьем – кольцевая рифмовка) и заключительного двустишия. Создана и использована А. Пушкиным в романе “Евгений Онегин”

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан

Все в Ольге. но любой роман

Возьмите и найдете, верно,

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.

строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах.

Рондо (франц. rondeau)

твёрдая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar, где r нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова первой строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.

и их смысловая роль

— одинаковое или сходное звучание концов стихотворных строк.

звуковой повтор в конце строк.

повтор звуков, связывающий окончания двух или более стихов

В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.

Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха ( клаузулы ), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

Рифма – инструмент в поисках смысла.

1) в зависимости от расположения ударения

если ударение в стихотворной строке падает на последний слог

— мужская открытая дана – окружена

— мужская закрытая убегал – скал

туман – обман, плен – тлен

ту/ма’н – о/бма’н, пле’н – тле’н

Мужская рифма придаёт стиху энергичное, резкое звучание; чем дальше ударение от конца стихотворной строки, тем мягче звучание стиха

Не с тобой ли говор ю

В остром крике хищных пт и ц,
Не в твои ль глаза смотр ю

С белых, матовых стран и ц?

Я улыбаться перест а ла,

Морозный ветер губы ст у дит,

Одной надеждой меньше ст а ло,

Одною песней больше буд е т.

– с ударением на третьем от конца слоге

А Смоленская нынче имен и нница,

Синий ладан над травою ст е лется,

И струится пенье паних и дное,

Не печальное нынче, а св е тлое.

Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда.

— рифмуются отдельные слова:

— между собой рифмуются группы слов или одно слово с несколькими

— в ней совпадают все звуки:

неточная рифма (приблизительная)

совпадают ударные гласные и не совпадают согласные

— совпадают лишь отдельные звуки

С тех пор стал над недрами парка сдвигаться

Суровый, листву леденивший октябрь.

Зарями ковался конец навигации,

С истемы рифмовки лежат в основе строфического построения стихов.

Графически системы рифмовки представляют в таком виде: аабб, абаб, абабвв и т.д. Символами букв обозначают рифмы.

Самые распространенные схемы рифмовки (их три):

когда совпадения идут поочередно,

рифмуются 2 строки подряд ( рифмовка , смежных стихов: 1-го со 2-ым, 3-го с 4-ым):

смысловая автономность рифмующихся строк

все распадается на отдельные двустишия

Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Выткался на озере алый свет за ри .
На бору со звонами плачут глуха
ри .
Плачет где-то иволга, схоронясь в дуп
ло .
Только мне не плачется – на душе свет
ло .
(С.А. Есенин)

(ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками).

Такими же стихами написана поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.

Это наиболее очевидная система рифмовки, пользующаяся особой популярностью во все времена. Практически все рифмованные эпосы написаны с помощью смежной системы рифмовки.

Кажется, что пользоваться смежными рифмами – проще простого, но это ощущение обманчиво. Короткая строка, которая чаще всего употребляется при смежной рифмовке, близость рифмующихся строк требует от поэта виртуозного владения техникой. Ему требуется не только максимально точно подобрать рифму (неточные рифмы, как правило, не звучат), но и сформулировать в малом пространстве строки свою мысль так, чтобы она не звучала искусственно.

совпадения идут через раз, рифмуются четные и нечетные строки : 1-го стиха с 3-им, 2-го – с 4-ым

смысловые переклички, цельность

Позволяет лучше передать необходимое настроение.

Первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару

Люблю грозу в начале м ая ,
Когда весенний первый гр
ом ,
Как бы резвяся и игр
ая ,
Грохочет в небе голуб
ом .
(А.А. Фет)
Тютчев:

Самая популярная и наиболее гибкая в ритмическом плане система рифмовки. Она несколько сложнее, чем стихи со смежной рифмовкой, но проще, чем с кольцевой.

1-ая строка рифмуется с последней:

первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк

такой системой рифмовки очень удобно пользоваться, например , при описании противоречивых чувств.

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка.

Так бриллиант невидим нам, пока

Под гранями не оживёт в алмазе.

Имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений

Несколько более сложная система рифмовки, нежели смежная. Вторая и третья рифмующиеся строки немного затеняют рифму первой и четвёртой строки, «смазывают» её. Поскольку вторая и третья строки как будто быстро проговариваются, имеют более выраженную динамику, нежели первая и четвёртая опоясывающей рифмы.

Некоторые литературоведы выделяют ещё

сплетённую (или смешанную )

имеет множество схем.

Вдали от жизни и любв и в

рифма, в которой созвучны только ударные гласные

созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков

полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному

Богатые рифмы всегда оценивались как особо звучные

Рифма может быть оценена как

— банальная (розы – морозы)

— оригинальная (гитары – Гюльнары)

— неожиданная (треф – лев)

— эффективная (Бокль – бинокль)

Что такое образная система стихотворения. Смотреть фото Что такое образная система стихотворения. Смотреть картинку Что такое образная система стихотворения. Картинка про Что такое образная система стихотворения. Фото Что такое образная система стихотворения

формирует определенная последовательность ударных и безударных слогов

количество слогов в строке и размещение ударения,

трехсложный дактиль, амфибрахий или анапест.

Нарушения метрического ударения: пиррихий, спондей.

Хорей – двусложная стопа

— с ударением на 1 слоге.

в силлабо-тонической системе стихосложения

— хорей ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Ямб – двусложная стопа

— ударение на каждом 2-ом слоге

в силлабо-тонической системе стихосложения

— ямб _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц;

Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога.

Дактиль – трёхсложная стопа

с ударением на 1 слоге.

в силлабо-тонической системе стихосложения

Кто бы ни звал — не хочу

На суетливую нежность

Я променять безнадежность

Амфибрахий – трёхсложная стопа

с ударением на 2 слоге.

в силлабо-тонической системе стихосложения

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —

Мороз-воевода с дозором

Обходит владенья свои.

Анапест – трёхсложная стопа

с ударением на 3 слоге.

в силлабо-тонической системе стихосложения

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.

Смысловая роль стихотворного размера

Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения.

сильный, энергичный размер,

всегда звучит плавно, мягко,

создает однообразный мерный ритм,

близок к интонациям разговорной речи,

— очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.

Как запомнить стихотворные размеры.

и хорей соответственно уже на первый.

Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений

Нужно выучить слово ДАМА.

ДАМА расшифровывается так:

Как определить стихотворный размер?

На примере стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».

Возьмем первые две строки: О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!

1. Делим на слоги каждую строку (сколько в слове гласных, столько и слогов), как бы получится 2 больших слова:

2. Теперь ставим ударения.

3. Теперь делим на стопы: либо по 2 слога в стопе, либо по 3 слога.

Пробуем делить по 2 слога:

Видим, что получается какая-то ерунда.

Где-то ударение на первый слог в стопе, где-то на второй. Делим по 3 слога в стопе:

А еще стопы бывают безударными, чаще всего это встречается у двухсложных размеров, в нашем случае безударных стоп не оказалось, но знайте, что такое явление существует.

Сразу поставим ударения в словах. Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИХОТВОРНОГО РАЗМЕРА

на примере первого четверостишия

стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В классических текстах для определения размера всего стихотворения достаточно проанализировать 1-2 стиха (т. е. стихотворные строчки). Поэтому сосредоточим своё внимание на первых двух стихах стихотворения.

Как видим, в безударной позиции оказались местоимение «я» и предлоги «на» и «сквозь».

3. Третьим шагом станет разделение строчек на стопы и собственно определение размера. Для того чтобы правильно разделить стихи на стопы и определить размер, рекомендуют использовать приём, называемый скандированием, или скандовкой, то есть такое размеренное чтение, при котором мы ставим ударение даже на тех слогах, где его при обычном чтении нет. Попробуем прочитать наше стихотворение таким образом и выделим дополнительные ударения знаком ˆ :

Теперь выпишем получившуюся у нас метрическую схему строк:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *