Что такое образовательная среда в доу

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Образовательная среда ДОУ воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника

Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.
Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
— взаимодействие участников педагогического процесса;
— развивающая предметно-пространственная среда;
-содержание дошкольного образования.

1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
3. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В своем дошкольном учреждении мы стараемся создать образовательную среду, которая будет стимулирующей, самостоятельно-практической, демократической, инклюзивной.

К образовательной среде предъявляем определенные требования:

Под качественностью среды предполагаем реализацию следующих принципов:

· полифункциональность и динамичность;

· вариативность по содержанию;

Развивающая среда является не только условием жизнедеятельности ребенка, но и выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности.

Развивающая среда выполняет важнейшие функции:

Организовывая образовательную среду, мы придерживаемся следующих требований:

· обеспечение гибкого комплексного зонирования, как важнейшего условия развития активности, самостоятельности, реализации творческих способностей ребенка с учетом индивидуальных потребностей;

· стабильность-динамичность среды – реализуется при таком разделении общего игрового пространства, когда выделяется, пространство с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами его оборудования и, с другой стороны, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными габаритами;

· эмоциогенность среды – реализуется созданием в дошкольной организации интерьера, соответствующего эстетическим вкусам и формирующий эмоционально-положительный настрой детей;

· учет половой дифференциации – достигается организацией среды с учетом специфических особенностей развития девочек и мальчиков;

Комфортная среда позволяет сохранять психофизическое здоровье детей, способствует их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации, усиливает позитивное взаимодействие субъектов процесса обучения и воспитания, способствует активности, уверенности ребенка, проявлению творчества. Среда ребенка соответствовует критерию комфортности, т.е. удобности, безопасности.

Требования к созданию комфортной среды:

· благоприятный психологический климат (спокойная, доброжелательная атмосфера, учет индивидуальных особенностей ребенка, профессиональный уровень взрослых);

· безопасность предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка (соответствие детской мебели, игрового и дидактического материала возрастным, санитарно-гигиеническим требованиям);

Содержание среды включает два основных компонента:

· Предметно-пространственная среда дошкольной организации;

· Социально-культурная среда – система духовных ценностей.

Источник

Организация образовательной среды в ДОУ

Что такое образовательная среда в доу. Смотреть фото Что такое образовательная среда в доу. Смотреть картинку Что такое образовательная среда в доу. Картинка про Что такое образовательная среда в доу. Фото Что такое образовательная среда в доу Евгения Тютина
Организация образовательной среды в ДОУ

Организация предметно –пространственной среды,обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка –важная задача ДОУ.

В соответствии с ФГТ образовательная среда должна выполнять некоторые требования для развития ребенка. В идеале детский сад представляет для ребенка среду,в которой протекает реальная жизнь,с другой-учит действовать в ситуациях,приближенных к бытию человека.

Она имеет ряд особенностей:

Это очищенная,поскольку защищает от опасных черт макро среды.

-Упрощенная,поскольку направлена на приобретение опыта поведения в специально созданных условиях.

Образовательная среда –это специально отобранные и включенные в пространство жизни детей средства для реализации учебно-воспитательных целей

Окружение ребенка должно стимулировать его познавательную,моторную,сенсорную активность,способствовать развитию речи.

А взрослый должен подать идею,снабжать оборудованием. Весь список оборудования есть в журнале «Управление ДОУ» №3 2012г. Стр. 90

Для саморазвития ребенка важно,чтобы он научился проводить перегруппировки по цвету,ровности,шершавости,назначению.

При чем те же предметы могут служить по-разному. Для бесед в детском саду следует использовать много наглядного материала. Показывая на предметы,ребенок должен сказать,что находится высоко,далеко и т. д.

На картинах,плакатах,иллюстрациях можно находить предметы,сделанные из одного и того же материала, придумывать,как зовут персонажей,где живут,на чем ездят,с кем дружат.

Можно использовать портфолио для оценки достижений ребенка. Весь дидактический реквизит хранится в кабинете.

Образовательная среда должна быть безопасной. :электричество изолировано,лекарства заперты. Это для того,чтобы ребенок запомнил,как вести себя при пожаре,если заблудишься и т, д.

Дети в детском саду хотят вести себя правильно по отношению к природе,вещам. Они дежурят,убирают игрушки,глядятся в зеркало,замечают запачканную одежду,предлагают исправить ситуацию.

Таким образом,организация обр. среды –направление управленческой деятельности ДОУ,связанное с созданием системы материальных,культурных,дидактических ресурсов,обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Вместе с тем каждый педагог (воспитатель,муз. рук.) решает задачу создания предметно-пространственной среды как подразделения учреждения. Важно отметить,что каждый педагог проявляет свою индивидуальность,учитывает наличные ресурсы ДОУ и согласует персональный проект с моделью образовательной среды всего ДОУ.

Сегодня у вас есть возможность увидеть образовательную среду нашего ДОУ,как она используется. Особо хочется показать работу педагогов в художественно-эстетическом направлении Сегодня у нас показ шляпок и поделок из бумаги. Их представляют дети средней группы. Здесь использовались разные виды бумаги.

.Это ватман,картон,крепированная бумага,салфетки,фантики,обои.

Показ поделок и костюмов, выполненных руками педагогов.

Формы работы по образовательным областям В соответствии с ФГТ предлагается следующая модель организации образовательного процесса: 1. Совместная деятельность взрослого и детей с.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Источник

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Что такое образовательная среда в доу. Смотреть фото Что такое образовательная среда в доу. Смотреть картинку Что такое образовательная среда в доу. Картинка про Что такое образовательная среда в доу. Фото Что такое образовательная среда в доу Что такое образовательная среда в доу. Смотреть фото Что такое образовательная среда в доу. Смотреть картинку Что такое образовательная среда в доу. Картинка про Что такое образовательная среда в доу. Фото Что такое образовательная среда в доу Что такое образовательная среда в доу. Смотреть фото Что такое образовательная среда в доу. Смотреть картинку Что такое образовательная среда в доу. Картинка про Что такое образовательная среда в доу. Фото Что такое образовательная среда в доу

Рубрики

Свежие комментарии

Страницы

Что такое образовательная среда ДОУ

Что такое образовательная среда в доу. Смотреть фото Что такое образовательная среда в доу. Смотреть картинку Что такое образовательная среда в доу. Картинка про Что такое образовательная среда в доу. Фото Что такое образовательная среда в доу

Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая:
— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
— обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
— способствует профессиональному развитию педагогических работников;
— создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
— обеспечивает открытость дошкольного образования;
— создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Образовательная среда ДОУ воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника

Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.
Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
— взаимодействие участников педагогического процесса;
— развивающая предметно-пространственная среда;
— содержание дошкольного образования.

1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
3. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

20 комментариев к записи “Что такое образовательная среда ДОУ”

Здравствуйте, помогите сформулировать тему по самообразованию для музыкального руководителя. Муз.рук.имеет дополнительную специальность дизайнера,поэтому хочет использовать это в своей работе.»Атрибуты для муз. занятий как средство….

Светлана, главная цель, которая должна быть отражена в теме по самообразованию любого педагога — развитие (или оздоровление) ребенка. Поэтому все темы должны отражать только это, а не атрибуты, пособия, оформление и т.д. Атрибуты могут быть только дополнением, а не средством музыкального развития ребенка. Вы спросите у нее, что у нее лучше получается в работе — пение, танцы, творчество. Или пусть сама напишет на сайт. На основе этого я помогу сформулировать тему. Но, с атрибутами, скорее всего, связать тему не получится.

ЗДРАВСТВУЙТЕ.МНЕ НУЖНА ПОМОЩЬ.ИЩУ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДОКЛАДА»МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ- УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»(ТЕОРИЯ)madam.bashtannikova@yandex.ru

Здравствуйте! Честно скажу, у меня нет материала именно для Вашего доклада. Посмотрите, пожалуйста, книги на сайтах книжных издательств.

Ольга, я Вам написала на электронную почту. Посмотрите там, пожалуйста.

Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! Помогите, пожалуйста, с материалом по развивающей предметно-пространственной среде музыкального зала. Можно на электронную почту.

Людмила, вообще-то, кроме требований ФГОС я даже не могу Вам что-то конкретное предложить. Других требований и рекомендаций сейчас нет. Посмотрите вот эту мою статью, может какие-нибудь фразы возьмете.
http://detstvogid.ru/chto-pisat-o-predmetno-prostranstvennoy-srede-v-samoanalize/.html

как правильно сформулировать тему, если цель работы раскрыть музыкальную образовательную среду: Обогащение музыкальной образовательной среды доу в приобщении детей к музыкальному искусству или Приобщение детей к музыкльному искусству через обогащение музыкальной образовательной среды. В тексте будет раскрываться музыкальная образовательная среда

Елена, можно так:
1. Проектирование музыкальной образовательной среды в условиях ДОУ. (Формулировка интересная, но о детях ни слова – у проверяющих могут возникнуть вопросы).
2. Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальному искусству посредством обогащения музыкальной образовательной среды.
3. Формирование музыкальной культуры воспитанников посредством обогащения музыкальной образовательной среды.

Доброе утро, Бэла Геннадьевна! Помогите, пожалуйста, разобраться с понятием «информационное поле». В таблице,рекомендованной для написания ежедневного планирования, есть графа «центр деятельности». Воспитатели указывают: «Центр природы», «Центр экспериментирования»… и «Информационное поле». Что это значит?

Вера, может быть, лучше и проще было бы назвать «информационная среда», но любим мы, дошкольники, применять новые непонятные словечки ))) (Это я иронизирую над нами). Теперь серьезно: каналами информации (информационным полем) являются знаково-символические и наглядно-иллюстративные материалы: информационные стенды, карточки, модели, пособия,иллюстрации, поделки и др. Эти материалы могут быть предназначены и для детей, и для родителей

Огромное спасибо за исчерпывающий ответ

Здравствуйте! Являюсь модератором тематической площадки «Современная образовательная среда дошкольных образовательных учреждений». С формой организации деятельности площадки определилась — коучинг-сессия. А вот с темой…Один из вариантов темы (составляющая образовательной среды) — «Взаимодействие участников педагогического процесса»
Очень хочется, чтобы работа была продуктивной и полезной. Можете ли Вы подсказать тему площадки? Заранее спасибо!

Оксана, абсолютно всякие формулировки подойдут под «образовательную среду». Можно так:
1. Активные формы взаимодействия педагога с воспитанниками в условиях развивающейся образовательной среды.
2. Организация информационно-образовательной среды в дошкольном учреждении.
3. Позитивная социализация детей дошкольного возраста в условиях вариативности образовательной среды.

Здравствуйте. Помогите пожалуйста в написании цели и задач, аттестуюсь на 1 категорию воспитатель. Можно ли поставить такую цел:В межаттестационный период основным направлением моей деятельности было: создание развивающей образовательной среды, способствующей становлению личности воспитанников, раскрытию их индивидуальных возможностей, формированию познавательной активности.

Татьяна, лучше бы на первое место поставить не образовательную среду, а развитие ребенка. Образовательная среда будет лишь СРЕДСТВОМ. И Вы написали очень много: личность воспитанников, раскрытие их индивидуальных возможностей, формирование познавательной активности. Предлагаю написать так. Цель: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством эффективной организации образовательной среды в ДОУ и группе. А задачи попробуйте сформулировать на основании этой статьи и потом вышлите мне, я их подкорректирую. Вот ссылка http://detstvogid.ru/kak-formulirovat-tsel-i-zadachi-po-metodicheskoy-teme/.html

Спасибо большое за помощь. Я сформулировала такие задачи:
1.Ссоздать психолого- педагогические условия для познавательного развития детей дошкольного возраста.(входит разработка планирования, УМК, обогащение развивающей среды в соответствии с темой)можно ли сюда включить критерии оценки результата деятельности.
2. Создать систему работы с применением инновационных педагогических технологий для познавательной активности детей дошкольного возраста
3.Совершенствовать педагогический процесс через взаимодействие всех субъктов педагогического пространства

Татьяна, молодец! Хорошие задачи! Насчет критериев: я думаю, их включать в «условия» не надо.

Источник

Консультация «Создание образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

Что такое образовательная среда в доу. Смотреть фото Что такое образовательная среда в доу. Смотреть картинку Что такое образовательная среда в доу. Картинка про Что такое образовательная среда в доу. Фото Что такое образовательная среда в доу Ольга Миронова
Консультация «Создание образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

В п. 3.3 ФГОС ДО описаны требования и условия предметно-пространственной развивающей среде (ППРС) в ДОУ.

— Как вы считаете, образовательная среда и предметно-пространственная развивающая среда – это идентичные понятия?

— Если нет, то в чём отличия?

Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.

Функции образовательной среды:

— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

— воздействует на результаты образовательного процесса,

— обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

— обеспечивает открытость дошкольного образования; (сайт ДОУ, родительские уголки, газета, стенды в ДОУ, информация через СМИ)

создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

— способствует профессиональному развитию педагогических работников.

Компоненты образовательной среды в ДОУ:

— взаимодействие участников педагогического процесса;

— развивающая предметно-пространственная среда;

— содержание дошкольного образования.

1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагогов, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.

2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.

3. Содержание дошкольного образования – это комплекс обучающих, развивающих и воспитательных мероприятий, обеспечивающих систему знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

1. Большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся взаимодействию участников образовательного процесса.

Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности педагогов ДОУ:

— готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности,

— проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями, с педагогическим коллективом в целом.

Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать субъектную позицию каждого участника коррекционного и образовательного процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель взаимодействия. Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.

Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать:

1) Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

2) Возможность двигательной активности детей.

3) Возможность для уединения.

Психолого-педагогические требования к созданию пространственной развивающей среды: среда должна быть

Насыщенность ППР среды предполагает:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе

— Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы

Полифункциональность материалов предполагает

— Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Трансформируемость пространства обеспечивает изменения развивающей предметно-пространственной среды в зависимости:

— От образовательной ситуации

— От меняющихся интересов детей

— От возможностей детей

Вариативность среды предполагает:

— Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр.

— Периодическую сменяемость игрового материала

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми

— Появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

— Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

— Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

— Исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность среды:

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

При планировании организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в разновозрастной группе детского сада, также должны учитываться все вышеперечисленные требования.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду и в группе должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Комфортная среда – это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.

Наличие образовательной среды уже можно увидеть в раздевалке (приёмной комнате). Здесь находятся индивидуальные шкафчики для одежды и скамейки для детей. Здесь же оформлен «Уголок для родителей», где находится много полезной, нужной,познавательной информации для родителей и детей: расписание образовательной деятельности, режим дня, консультации для родителей, полезные советы и многое другое. Так же в раздевалке есть стенды,на которых вывешиваются творческие работы детей: выставки рисунков и поделок. Вниманию родителей предоставляется информация на папках-передвижках о сезонных изменениях в природе и связанные с ними рекомендации.

Обязательно присутствует «Уголок безопасности». Там отображается информация по противопожарной безопасности, безопасности детей на улице и дома, информация по правилам дорожного движения.

Групповая комната условно разделяется на 3 зоны: учебную, игровую и зону отдыха. Вся мебель в группах соответствует возрасту детей и требованиям Сан Пин.

3. Следующий компонент образовательной среды ДОУ – освоение содержания дошкольного образования.

Отмечая, что содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе созданиеусловий для самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний. В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ.

Содержание дошкольного образования определяется:

— Федеральными государственными образовательными стандартами;

— Основной образовательной программой, которую разрабатывает ДОУ;

— Возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы, данного дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, образовательная среда – это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *