Что такое обрезание в османской империи и для чего он нужен
Великолепный тиран Павильон для обрезания и зоопарк султана Сулеймана
Кадр: сериал «Великолепный век»
Жизнь во дворце
Султан Сулейман с самого детства купался в роскоши. Он одевался шикарнее всех, обожал украшения и драгоценные камни. Обычно руки падишаха украшали несколько роскошных перстней с огромными рубинами и изумрудами. Большинство из них он сделал сам: Сулейман с ранних лет любил ювелирное дело. Помимо этого будущий султан хорошо разбирался в музыке, занимался каллиграфией, керамикой, изготовлением обуви, знал арабский и фарси.
Его большая семья и сотни его наложниц жили во дворце Топкапы, который расположен на холме в самом сердце Стамбула и омывается водами Босфора и Мраморного моря. Надежно окольцованный высокой крепостной стеной с башнями, этот дворец многие столетия был официальной резиденцией османских султанов.
Это был почти отдельный город на территории Стамбула. Его общая площадь превышает 700 тысяч квадратных метров, а длина — пять километров, что в два раза больше площади Ватикана и всего в два раза меньше площади Монако. К слову, в 1920-е годы этот красивейший комплекс зданий по приказу первого президента Турецкой Республики Кемаля Ататюрка был превращен в музей и распахнул свои ворота для многочисленных туристов.
Тициан Вечеллио «Турецкий султан Сулейман I Великолепный»
Картина: художник Тициан Вечеллио
А во времена правления султана Сулеймана Великолепного в Топкапы жили и работали почти 50 тысяч человек. Там было все необходимое для жизни падишаха: гарем, бассейн, лечебница, две мечети, четыре огромные кухни, восемь хаммамов — турецких бань, а еще павильон, где делали обрезание, гардеробная и даже собственный зоопарк. Над всеми дверьми были сделаны позолоченные надписи арабской вязью, стены украшены мозаиками из изникской плитки, потолки покрыты красивой росписью. Во всем дворце не найти двух похожих комнат.
В Топкапы четыре двора, которые разделены монументальными воротами. В одной части дворца султан проводил совещания со своими чиновниками — там исполнялись функции современного парламента. Тщательнее всего от посторонних глаз охранялся гарем, где жили наложницы Сулеймана.
В гареме султана было около 400 комнат, 46 туалетов, несколько бань, 6 кладовок для съестных припасов, прачечная, бассейн и больница. В каждой комнате был камин. Жизнь в гареме подчинялась строгим правилам внутреннего распорядка. Так, после утренней молитвы девушки отправлялись в хаммам, после завтрака начинались уроки по этикету, шитью, религии, музыке.
Главный вход во дворец Топкапы
Фото: Sean Gallup / Getty Images
Султан мог выбрать любую из наложниц, поэтому каждая была обучена пению и танцам, чтению и письму, умела играть на музыкальных инструментах. Чтобы очаровать Сулеймана, его наложницы пускали в ход разные умения и навыки. С особой тщательностью они ухаживали за своими волосами, изысканно переплетая длинные густые пряди сверкающими нитями драгоценностей.
В залах и внутренних двориках гарема много фонтанов. Ходит легенда, что для того, чтобы понравиться султану, голос пришедшей к нему на любовное свидание наложницы должен был звучать тише журчащих струек. Если наложнице удавалось забеременеть от султана, она переходила в статус фаворитки и получала многие привилегии. Например, ей давали отдельную спальню, прислугу, улучшенное питание.
Помимо наложниц в гареме жили и дети султана, в том числе наследник, а также самая почитаемая женщина Османской империи — валиде-султан, мать главы государства по имени Хафза. Ей принадлежало несколько десятков комнат. Она руководила гаремом и активно вмешивалась в государственные дела, пользовалась большим уважением и влиянием не только во дворце, но и за его пределами. Она получала доход с султанских земель в разных частях империи, у нее были летние и зимние поместья, представители османской знати и иностранных государств дарили ей роскошные подарки. Хафза считалась вторым человеком в империи после своего сына.
«Покои валиде — комнаты с высокими потолками с видом на Босфор, замечательные потолки с фресковыми росписями несравненной свежести и изящества», — приводится описание одной из комнат матери султана. По утрам валиде-султан принимала сына, который рассказывал ей обо всех государственных делах.
Выглядеть как султан
Сулейман придавал большое значение своему внешнему виду. Со времен правления этого султана одеждой османских монархов ведали те, кто охранял личные покои падишаха. Уход за кафтанами из дорогостоящих тканей требовал особого тщания, в определенные дни их выносили проветривать.
Благодаря любви монарха к дорогой одежде в Османской империи активно развивалось ткацкое дело. В специальных дворцовых мастерских художники по ткани изготавливали шторы и обивку для мебели, наряды для обитателей дворца. Шелковые ткани находились под контролем государства, причем внимание уделялось как числу нитей в основе ткани, так и выбору красителей. Яркие цвета, замысловатые узоры, ослепительная парча, нежный бархат, струящийся шелк — все это было расшито золотыми и серебряными нитями, украшено драгоценными камнями.
Обрезание у мусульман
Обрезание у мужчин, или по-научному циркумцизия — это хирургическая процедура, которая подразумевает иссечение крайней плоти и в большинстве случаев имеет религиозное обоснование. Практически каждый третий представитель мужского населения планеты проходит через это непростое и болезненное испытание.
Для большинства из нас слово «обрезание» ассоциируется с одним из старейших религиозных обрядов у мусульман. Но не всегда иссечение крайней плоти полового органа является традицией вероисповедания, бывают случаи, когда обрезание — необходимая мера с точки зрения медицинских показаний либо социальных убеждений.
Зачем делают обрезание у мусульман
Для мусульман, которые веруют в Аллаха и его пророка, циркумцизия является неотъемлемой частью духовного пути, символом веры, очищением от земных пороков. Этот обряд проводится уже много тысячелетий, однако сегодня ходит немало споров по поводу его необходимости, ведь в Коране нет упоминаний о проведении обрезания. Согласно священной книге, человек является совершенным творением Аллаха, а потому не нуждается в каких-либо искусственных доработках. Но вместе с тем во многих преданиях не только описывается процедура обрезания, но и упоминается о важности ее проведения.
Приверженцы обряда считают удаление крайней плоти особой отметиной на теле мужчины, которая свидетельствует о божьей защите. Отсекая «лишнюю» кожу вокруг полового члена, мусульманин тем самым избавляется от злости, зависти, гнева, лицемерия, гордыни и т.п. Взамен обрезанный мужчина получает любовь великого Аллаха.
Зачем мусульмане проводят обрезание? Ответ достаточно прост: по сути, обряд проводится с целью искоренения всего плохого и защиты от зла.
Помимо религиозных убеждений, данный обряд имеет множество несомненных социальных и медицинских преимуществ, а именно:
В каком возрасте проводят обрезание?
Мусульманская традиция, подразумевающая иссечение крайней плоти полового члена, не имеет каких-либо возрастных ограничений. Однако духовные преемники пророка Мухаммада рекомендуют проводить процедуру как можно раньше, желательно в период младенчества, конечно же, если здоровье ребенка позволяет. Согласно мусульманским преданиям основатель ислама (Мухаммад) сделал обрезание своим внукам на седьмой день после их рождения, именно так и поступают истинные мусульмане. Хотя период проведения процедуры может колебаться от рождения до совершеннолетия, при этом совершать иссечение плоти в возрасте от 3 до 7 лет исламские богословы не рекомендуют, так как в этот период религиозная традиция может стать психологической травмой для мальчика.
Можно ли делать обрезание, будучи уже взрослым? Согласно мусульманскому вероисповеданию, сделать обрезание может каждый мужчина, принявший ислам, невзирая на возрастные показатели. При обращении в мусульманскую веру это не является обязательной мерой, однако если новоиспеченный мусульманин хочет укрепить свою связь с Аллахом, тогда хитан (обрезание) можно совершить в любом возрасте.
Как проводится обрезание у мусульман?
Вот мы и подошли к самому главному — собственно проведению обрезания. В отличие от иудеев, у мусульман нет регламентированных правил проведения процедуры обрезания, поэтому обряд может совершаться в разное время и отличаться в методике проведения, при этом все мусульманские богословы сходятся во мнении, что крайняя плоть должна быть иссечена таким образом, чтобы головка полового органа оставалась оголенной.
Если процедура проводится в период младенчества, тогда во время оперативного вмешательства анестезирующие препараты применять не рекомендуется. Дело в том, что для грудничка достаточно затруднительно рассчитать дозировку лекарства, поэтому применение анестезии в таком раннем возрасте может закончиться весьма печально. А вот в старшем возрасте допустимо местное обезболивание. Стоит отметить, что многие совершеннолетние мусульмане отказываются от анестезии, считая это слабостью, которая непозволительна настоящему правомерному. Для них провести обрезание без применения обезболивающих препаратов является доказательством их силы воли и стойкости.
В большинстве случаев мусульманским мальчикам и мужчинам совершают обрезание квалифицированные врачи в клинических условиях, но не исключено и проведение в домашних условиях. Проводить религиозное мероприятие могут разными методами:
После свершения религиозного обряда устраиваются празднества, на которых присутствуют все родственники и близкие обрезанного мальчика или мужчины.
Хотя сегодня данная процедура у мусульман практикуется реже, нежели у иудейских народов, тем не менее, многие культуры приветствуют ее и считают нормой правильного религиозного воспитания.
Что такое обрезание в османской империи и для чего он нужен
Урогенитальный хирург Меньщиков Константин Анатольевич
Консультация м.Беговая | Операция г.Химки | Адреса и контакты
Религиозные каноны – как ключевая причина обрезания
Во многих странах Востока обрезание является неотъемлемой частью соблюдения религиозных законов. Мужчина, пренебрегающий данной традицией, считается отрезанным от священного завета, а душа его будет отсечена от народа. Поэтому большинство представителей исламского и иудейского вероисповедания обращаются к процедуре циркумцизии.
Современная медицина предлагает правильный подход к обрезанию
Особенности церемонии обрезания у разных народов:
Обрезание в Исламе
В мусульманстве обрезание является синонимом очищения. При этом процедура не является одним из столпов Корана, однако считается негласным законом для мужчин. Основной причиной подобного ритуала является телесная чистота. В Исламе нет фиксированного возраста, когда необходимо проводить циркумцизию.
Возраст зависит от страны, региона и семьи.
Факт: как правило, процесс удаления крайней плоти происходит в поликлинике.
Врач, совершающий обрезание, не обязательно должен быть мусульманином. Однако он должен иметь соответствующее образование.
Обрезание в мусульманстве – особенности:
Обрезание у евреев
Процесс устранения крайне плоти у младенцев является одной из наиболее святых заповедей
в иудаизме. Об этом свидетельствуют данные со времен Второй мировой войны. В этот период обрезание было знаком принадлежности к религии иудаизма и могло привести к смертной казни. Однако даже в это время евреи сохраняли свои традиции.
Циркумцизию должен выполнять специально обученный человек – можль. В случаях необходимости можно обращаться к любому еврею, имеющему медицинское образование. Обязательным компонентом церемонии является наличие сандака – еврея, который держит малыша на руках и придерживает его ноги.
Сегодня вместо зажимов и обоюдоострого ножа используются хирургические инструменты, во время проведения процедуры применяется анестезия, помогающая сделать процесс циркумцизии практически безболезненным.
После операции врач консультирует пациента о процессе заживления и дает дельные рекомендации, позволяющие ускорить регенерацию.
Следует обращаться в специализированную клинику, тем более что религиозные каноны это позволяют.
Особенности обрезания в иудаизме:
Процедура может быть перенесена, в том случае, если младенец заболел. Тогда церемония назначается через 7 дней после полного выздоровления. Основанием для обрезания у евреев считается 17 глава Бытие.
10 «темных» секретов Османской империи, о которых не любят вспоминать в Турции
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Братоубийство
Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.
2. Клетки для шехзаде
Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ( «клетки»). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.
3. Дворец как тихий ад
Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.
Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы «хотя бы рыбы куда-то тратили их».
Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами — за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как «султанат женщин». Ахмет III как-то писал своему великому визирю: » Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана. Я никогда не могу побыть один «.
4. Садовник с обязанностями палача
Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.
Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.
Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.
6. Козлы отпущения
Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве «козла отпущения» всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.
7. Гарем
Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.
Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.
Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.
8. Кровная дань
Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.
К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.
9. Рабство как традиция
Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.
Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.
Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.
10. Массовые убийства
При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.
Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть «двойными агентами» Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.
По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Обрезание у мусульман
Обрезание в Исламе – так называют традиционную практику или хирургическую операцию, по-арабски «хитан», в научной терминологии употребляется название «циркумцизия», при которой у мужчин или мальчиков удаляют крайнюю плоть, цели такой операции могут быть различными. Эта процедура является суннатом (желательным дейсвтием), но если мальчик мусульманин родился без крайней плоти, то ребенок остается необрезанным.
Вопросы и ответы
Вопрос: Если принял ислам, нужно ли делать обрезание?
Ответ: Обрезания не является обязательным условием для принятия Ислама.
Зачем мусульмане делают обрезание?
Причины, по которым совершают обрезание у мусульман, можно разделить на несколько категорий:
Существует как обрезание у мужчин, так и обрезание у женщин.
Преимущества
Отвечая на вопрос, почему мусульмане делают обрезание, следует отметить, что у процедуры этой есть немало достоинств как с медицинской точки зрения, так и с других не менее важных сторон:
Девушки мусульманки в случае, если они до свадьбы узнают, что их жених необрезанный, могут от свадьбы отказаться. В связи с практикой обрезания иногда приводят статистику, по которой бывают случаи летальных исходов после обрезаний крайней плоти на члене, но такая статистика относится к тем случаям, когда обрезание у мусульман делалось дома в антисанитарных условиях, в то время как врачи рекомендуют обрезать крайнюю плоть пениса ребенка мужского пола в условиях медицинских специализированных учреждений.
Исторические корни практики циркумизации
Для того, чтобы понять, зачем мусульмане делают обрезание, необходимо исследовать корни этого явления именно в Исламе. По Исламу удаление крайней плоти на половом органе – это процедура, которая, как считают одни богословы, близка к ваджибу или к обязательному действию, по мнению других богословов, это мустахаб или желательное действие. В первом и во втором случае обрезание – это часть Сунны Пророка Мухаммада ﷺ и всех тех пророков, которые предшествовали ему, до пророка Авраама (Ибрахима).
Также слова Посланника Аллаха ﷺ приводит аз-Зухрийи в сборнике хадисов Харба: «Кто принял Ислам, пусть сделает обрезание, даже если он взрослый».
Некоторые ученые и богословы считают, что обрезание в Исламе желательно, но необязательно – такого мнения придерживался Абу Ханифа. В пользу же того, что циркумизация скорее обязательное действие, чем желательное, свидетельствует хадис о пророке Аврааме или Ибрахиме, который сделал обрезание, когда ему было восемьдесят лет. Этот хадис приводится в сборнике хадисов Муслима и Бухари.
Наилучший возраст для обрезания
Большая часть ученых сходятся во мнении, что ребенку обрезание следует совершать до того, как он достигнет в жизни половой зрелости, станет мукаллафом, то есть совершеннолетним, когда на него будут возложены определенные обязанности. Но обрезание, согласно мнению мусульманских ученых, ребенку следует делать как можно в более ранний срок. В некоторых хадисах есть упоминание о том, что Пророк Мухаммад ﷺ на седьмой день после рождения своих внуков Хасана и Хусайна резал за них овец и делал им обрезание – это приводится в сборнике хадисов Байхаки.
Сейчас у некоторых мусульманских народов из разных стран мира ритуал циркумцизии стал частью национального обычая, и сроки, в которые проводится обряд обрезания, каждый раз различаются в зависимости от существующих в народе традиций. У турок циркумцизию проводят мальчикам от восьми до тринадцати лет, а у персидских народностей обряд обрезания считают необходимым проводить детям трех-четырехлетнего возраста. Мусульманские народы, проживающие в странах Малайского архипелага, проводят обряд, когда ребенку мужского пола исполняется десять-тринадцать лет, а у арабов может считаться, что следует делать это мальчикам пяти-шести лет от роду, если они проживают в городе, или в двенадцать-четырнадцать лет, если они проживают в деревне.
Обстоятельно и последовательно рассматривает вопрос обрезания в Исламе Шейх ибн Каййим аль-Джаузия в своей книге «Тухфат аль-Маудуд фи Ахкам аль-Маулуд» о правилах, связанных с новорожденным. Обширная глава этой книги посвящена как раз вопросу циркумизации, правилам проведения обрезания, а также приводится мнение ряда ученых по этому вопросу.
В современном мусульманском мире ученые и медики едины во мнении, что чем раньше будет сделано обрезание, тем меньше будет травмирована психика ребенка. Также, согласно их мнению, раннее младенчество, особенно первый месяц после рождения – не совсем подходящее для этого время, поскольку такая операция по удалению крайней плоти на члене для новорожденного младенца может быть опасна, вот почему некоторые мусульмане делают обрезание своим сыновьям в более позднем возрасте.
Празднование
По мусульманским традициям, в честь такого события после того, как процедура обрезания состоится, мусульманин глава семьи в этот день устраивает празднование этого события, поскольку оно знаменует вступление наследника на путь Пророка Мухаммада ﷺ – вот почему такое событие празднуют в широком кругу родственников в формате большого пиршества.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)